Сочинение на тему чичиков подлец приобретатель или сочинение

6 вариантов

  1. В июне 1836 года после тяжелых переживаний, вызванных премьерой “Ревизора”, Гоголь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сюжет “Ревизора”, Гоголю подсказал Пушкин. Первоначальное желание “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь отказывается от первоначального наименования “роман”, остро ощущая непохожесть вещи на существующие прозаические жанры: “…вещь, над которой… тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман…” Поэма, но не в стихах – как у Пушкина роман, но не в прозе. И, следуя задуманному, в центре поэмы не герой, а “антигерой” аферист Чичиков.
    Гоголевский Чичиков – образ необыкновенный, скорее даже не образ, а какая-то сверхмагическая сила. На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходится сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод”, – пишет Гоголь.
    В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, заставляет его отправлять Чичикова в путешествие, сталкивать героя с “мертвыми душами”. Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и приходящую ей на смену Россию Чичиковых.
    Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться в жизни своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив завет отца, “а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь”, Чичиков все свои силы подчиняет деятельности по “складыванию копейки”. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек. Гоголь пишет: “О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью”. Единственное, чем Гоголь оживляет своего, героя, – это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. “Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве”, – радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков – авантюристы, только проявляется это в разных планах.
    Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова – это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: “Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай”. Уже эти небольшие штрихи, складывающиеся в набросок портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к обогащению не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, подвигли на осуществление “блестящей идеи”, навестившей Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с “мертвыми душами” сулила солидный барыш.
    Чичиков – великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова – в прожектерстве и обходительности, Ноздрева – в изощренности фантазии, Собакевича – в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина – в “светлой жадности”. Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Со-бакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.
    “Камнем преткновения” Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и “дубиноголо-вости”. Кто бы мог догадаться, что “черт ее дернет” приехать в город справиться о цене на мертвую душу!
    Подлость “притянула” подлость и “захлебнулась” в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломки бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему “тонкие места”, потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению “Чичиков – делец-приобретатель” можно было бы добавить – “в российских условиях”.
    “Милый подлец” Чичиков все же остается подлецом, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков – славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом в том понятии, в которое на Руси всегда вкладывали отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно и симпатизируя оптимизму Чичикова, и осуждая предмет страсти героя – деньги, которые делают его подлецом.

  2. В июне 1836 года после тяжелых переживаний, вызванных премьерой “Ревизора”, Гоголь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сюжет “Ревизора”, Гоголю подсказал Пушкин. Первоначальное желание “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь отказывается от первоначального наименования “роман”, остро ощущая непохожесть вещи на существующие прозаические жанры: “…вещь, над которой… тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман…” Поэма, но не в стихах — как у Пушкина роман, но не в прозе. И, следуя задуманному, в центре поэмы не герой, а “антигерой” аферист Чичиков.
    Гоголевский Чичиков — образ необыкновенный, скорее даже не образ, а какая-то сверхмагическая сила. На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходится сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод”, — пишет Гоголь.
    В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, заставляет его отправлять Чичикова в путешествие, сталкивать героя с “мертвыми душами”. Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и приходящую ей на смену Россию Чичиковых.
    Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться в жизни своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив завет отца, “а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь”, Чичиков все свои силы подчиняет деятельности по “складыванию копейки”. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек. Гоголь пишет: “О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью”. Единственное, чем Гоголь оживляет своего, героя, — это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. “Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве”, — радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков — авантюристы, только проявляется это в разных планах.
    Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова — это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: “Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай”. Уже эти небольшие штрихи, складывающиеся в набросок портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к обогащению не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, подвигли на осуществление “блестящей идеи”, навестившей Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с “мертвыми душами” сулила солидный барыш.
    Чичиков — великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова — в прожектерстве и обходительности, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина — в “светлой жадности”. Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.
    “Камнем преткновения” Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и “дубиноголовости”. Кто бы мог догадаться, что “черт ее дернет” приехать в город справиться о цене на мертвую душу!
    Подлость “притянула” подлость и “захлебнулась” в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломки бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему “тонкие места”, потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению “Чичиков — делец-приобретатель” можно было бы добавить — “в российских условиях”.
    “Милый подлец” Чичиков все же остается подлецом, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков — славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом в том понятии, в которое на Руси всегда вкладывали отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно и симпатизируя оптимизму Чичикова, и осуждая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

  3. Гоголевский Чичиков — образ необык­новенный, наполненный какой-то сверх­магической силой. Отношение Гоголя к Чичикову — это отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, — центральный в поэме.
    На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слиш­ком молод», — читаем в поэме.
    Гоголь строит поэму в двух сравни­тельных, развивающихся ракурсах, изо­бражая «мертвую» Россию, Россию по­мещиков и чиновников губернского го­рода, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых, которая пред­ставлена в поэме одним героем.
    Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской под­держки, наш герой был вынужден про­биваться своим умом, манерами, обхо­дительностью, тем более что особыми талантами он не блистал. Навсегда за­помнив завет отца («А больше всего бе­реги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все про­шибешь на свете копейкой»), Чичиков все свои силы подчиняет служебной де­ятельности и накопительству. Гоголь ри­сует Чичикова так, что мы не можем по­нять, что представляет из себя этот че­ловек. Гоголь пишет: «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию».
    Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, — это чувство страха, при­сущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев догадывается о сущнос­ти Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве», — радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков — авантюристы, только в разных планах. Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должнос­ти, без капитала в пятьсот тысяч, без то­го, что уже обещало ему успех.
    Хорошая черта Чичикова — это уме­ние не унывать. Его жизненная филосо­фия сводится к принципу: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Уже эти небольшие штрихи к портрету Чичикова говорят о том, что личностью он был незаурядной, широким и чисто­сердечным авантюристом. Мелочность уживалась в нем с живостью натуры. Ог­ромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно знание чело­веческих душ, непреодолимая страсть к накоплению средств не позволили ге­рою после краха впасть в отчаяние, а напротив, почти осуществить «блестя­щую идею», навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила солидный капитал.
    Чичиков — великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города NN: Манилова — в прожектерстве и обходительности, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в прижимистости и инди­видуализме, Плюшкина — в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным. «Камнем преткновения» Чичикова стала Коробоч­ка, превзошедшая Павла Ивановича в тупости и «дубинноголовости». Кто бы мог догадаться, что «черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу! Подлость «притянула» подлость и «захлебнулась» в подлости. Чичиков терпит поражение.
    Общительность, хватка и невероятное чутье героя не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огром­ной Руси часто невозможно разобрать­ся, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от дру­гих героев черты. Но «милый подлец» все же остается таковым, какими бы де­ловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков — славный малый, он не перестанет быть дельцом, в понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное зна­чение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Иванови­чем Чичиковым, одновременно симпа­тизируя его оптимизму и осуждая пред­мет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

  4. ЧИЧИКОВ — ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ

    Начиная работу над «Мертвыми душами», Николай Васильевич Гоголь ставил перед собой задачу «…пока­зать хотя бы с одного боку всю Русь», но постепенно замысел писателя перерастает в широкомасштабное предприятие, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Не сразу был определен и жанр нового произведения: «вещь, над которой… тружусь те­перь… не похожа ни на повесть, ни на роман…» Следуя за Пушкиным, написавшим роман, но не в прозе, Нико­лай Васильевич создал поэму, но не в стихах.
    Главным героем «Мертвых душ» является Павел Иванович Чичиков. «Не красавец, но и не дурной на­ружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нель­зя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слиш­ком молод» — описывает внешность своего персонажа Гоголь. Но в этой характеристике отсутствуют инди­видуальные детали, позволяющие отличить Чичикова от других людей средних лет, средней комплекции и средней наружности.
    Стремление говорить о себе поменьше и сплошь об­щими фразами, либо книжными оборотами («незнача­щий червь мира сего», «много испытал на веку своем», «претерпел на службе за правду») не добавляют ясно­сти. Так, вплоть до последней главы поэмы в образе главного героя присутствуют некая загадочность и не­уловимость.
    Разговаривая с Маниловым, Чичиков подстраивает­ся под его приторный тон, без конца произносит излюб­ленные тем слова «приятный, приятнейший» и ласково улыбается. Споря с Собакевичем о цене на мертвые ду­ши, Чичиков уподобляется помещику умением бойко и дельно торговаться, а во время визита к Плюшкину стремится потакать его жадности.
    Но у читателя не возникает ощущения, что Чичи­ков подражает чертам характера других в силу собст­венной безликости, слабости и никчемности. Наоборот, он производит впечатление человека сильного и умно­го, решившего с наименьшими затратами добиться по­ставленной перед собой цели. Во всех его фразах и же­стах виден расчетливый делец и великолепный психо­лог. Недаром Чичиков с первых же минут разговора с Коробочкой усваивает в отношении помещицы снис­ходительный и несколько бесцеремонный тон, а нахо­дясь у Ноздрева, старается поменьше пить и наотрез отказывается играть с ним в карты, угадывая в Нозд­реве карточного шулера и скандалиста.
    Обращаясь к детским и юношеским годам Чичико­ва, Гоголь подробно описывает среду и воспитание, по­влиявшие на формирование его характера. Унылый дом, отсутствие родительской любви, отсутствие дру­зей, нудные нравоучения учителей, наставления отца («приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст», «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»), служба и пример других чиновников — взяточников и казнокрадов.

  5. В июне 1836 года после тяжелых переживаний, вызванных премьерой “Ревизора”, Гоголь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сюжет “Ревизора”, Гоголю подсказал Пушкин. Первоначальное желание “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь отказывается от первоначального наименования “роман”, остро ощущая непохожесть вещи на существующие прозаические жанры: “…вещь, над которой… тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман…” Поэма, но не в стихах — как у Пушкина роман, но не в прозе. И, следуя задуманному, в центре поэмы не герой, а “антигерой” аферист Чичиков.
    Гоголевский Чичиков — образ необыкновенный, скорее даже не образ, а какая-то сверхмагическая сила. На протяжении почти всего первого тома Чичиков неуловим как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходится сталкиваться. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод”, — пишет Гоголь.
    В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, заставляет его отправлять Чичикова в путешествие, сталкивать героя с “мертвыми душами”. Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и приходящую ей на смену Россию Чичиковых.
    Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться в жизни своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив завет отца, “а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь”, Чичиков все свои силы подчиняет деятельности по “складыванию копейки”. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек. Гоголь пишет: “О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью”. Единственное, чем Гоголь оживляет своего, героя, — это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. “Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве”, — радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков — авантюристы, только проявляется это в разных планах.
    Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова — это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: “Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай”. Уже эти небольшие штрихи, складывающиеся в набросок портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к обогащению не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, подвигли на осуществление “блестящей идеи”, навестившей Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с “мертвыми душами” сулила солидный барыш.
    Чичиков — великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова — в прожектерстве и обходительности, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина — в “светлой жадности”. Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Со-бакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.
    “Камнем преткновения” Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и “дубиноголо-вости”. Кто бы мог догадаться, что “черт ее дернет” приехать в город справиться о цене на мертвую душу!
    Подлость “притянула” подлость и “захлебнулась” в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломки бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему “тонкие места”, потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению “Чичиков — делец-приобретатель” можно было бы добавить — “в российских условиях”.
    “Милый подлец” Чичиков все же остается подлецом, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичиков — славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом в том понятии, в которое на Руси всегда вкладывали отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно и симпатизируя оптимизму Чичикова, и осуждая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

  6. ЧИЧИКОВ — ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ
    Начиная работу над «Мертвыми душами», Николай Васильевич Гоголь ставил перед собой задачу «…пока­зать хотя бы с одного боку всю Русь», но постепенно замысел писателя перерастает в широкомасштабное предприятие, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Не сразу был определен и жанр нового произведения: «вещь, над которой… тружусь те­перь… не похожа ни на повесть, ни на роман…» Следуя за Пушкиным, написавшим роман, но не в прозе, Нико­лай Васильевич создал поэму, но не в стихах.
    Главным героем «Мертвых душ» является Павел Иванович Чичиков. «Не красавец, но и не дурной на­ружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нель­зя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слиш­ком молод» — описывает внешность своего персонажа Гоголь. Но в этой характеристике отсутствуют инди­видуальные детали, позволяющие отличить Чичикова от других людей средних лет, средней комплекции и средней наружности.
    Стремление говорить о себе поменьше и сплошь об­щими фразами, либо книжными оборотами («незнача­щий червь мира сего», «много испытал на веку своем», «претерпел на службе за правду») не добавляют ясно­сти. Так, вплоть до последней главы поэмы в образе главного героя присутствуют некая загадочность и не­уловимость.
    Разговаривая с Маниловым, Чичиков подстраивает­ся под его приторный тон, без конца произносит излюб­ленные тем слова «приятный, приятнейший» и ласково улыбается. Споря с Собакевичем о цене на мертвые ду­ши, Чичиков уподобляется помещику умением бойко и дельно торговаться, а во время визита к Плюшкину стремится потакать его жадности.
    Но у читателя не возникает ощущения, что Чичи­ков подражает чертам характера других в силу собст­венной безликости, слабости и никчемности. Наоборот, он производит впечатление человека сильного и умно­го, решившего с наименьшими затратами добиться по­ставленной перед собой цели. Во всех его фразах и же­стах виден расчетливый делец и великолепный психо­лог. Недаром Чичиков с первых же минут разговора с Коробочкой усваивает в отношении помещицы снис­ходительный и несколько бесцеремонный тон, а нахо­дясь у Ноздрева, старается поменьше пить и наотрез отказывается играть с ним в карты, угадывая в Нозд­реве карточного шулера и скандалиста.
    Обращаясь к детским и юношеским годам Чичико­ва, Гоголь подробно описывает среду и воспитание, по­влиявшие на формирование его характера. Унылый дом, отсутствие родительской любви, отсутствие дру­зей, нудные нравоучения учителей, наставления отца («приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст», «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»), служба и пример других чиновников — взяточников и казнокрадов.
    Поэма «Мертвые души» не просто талантливое, меткое описание чиновничьей и помещичьей России первой половины XIX века. Поэма сравнивает, более того — сталкивает старую Россию с приходящей ей на смену Россией чичиковых.
    Гоголь показывает появление человека нового типа, который не может похвастаться ни знатностью рода, ни титулом, ни поместьем, но ценой собственных уси­лий, благодаря уму и изворотливости, пытается сколо­тить себе состояние.
    Люди, подобные Чичикову, но предаются пустым мечтам, как это делает Манилов. Они всегда ставят перед собой конкретные цели, достижение которых сулит им материальные выгоды. Они не копят поти­хоньку деньги, как Коробочка, а стремятся сразу же отхватить солидный куш. Интересы чичиковых про­стираются дальше хозяйственных забот и чревоугодия «кулака» Собакевича, и ничто не заставит их доверить свои деньги переменчивому божеству азартных игр, как это делает Ноздрев.
    Чичиков — личность незаурядная, обладающая не­сомненной силой воли и ярко выраженными деловыми качествами. Но можем ли мы сказать, что главный герой поэмы наделен «живой душой»? На первый взгляд — определенно да. Живость натуры Чичикова бросается в глаза, особенно на фоне других персонажей поэмы. Но не сводится ли вся живость этого расчетливого аван­тюриста и умного подлеца к одному лишь накопительст­ву?! И осуществив свои замыслы, разве стал бы Чичи­ков заниматься, скажем, благотворительностью или спо­собствовать своим капиталом дальнейшему развитию России? Ответ очевиден.
    Предмет, хорошо характеризующий Чичикова, это его шкатулка, в центре которой мыльница, по бокам — визитные карточки, а в потайном ящике — деньги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *