Сочинение на тему чичиков в гостях у собакевича

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ^^ПyП$икИ РуЛяТ^^

    ЧИЧИКОВ У
    СОБАКЕВИЧА

    ” …Не
    ревизские мертвые души,
    а все эти
    Ноздревы, Собакевичи
    и все прочие-
    вот “мертвые души”.
    А.И. Герцен.
    Сюжет поэмы
    “Мертвые души” Н.В. Гоголю дал А.С. Пушкин, лучший его друг и
    учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в
    первую очередь Россию крепостническую. Чичиков, главный герой поэмы,
    странствует по помещичьим имениям России и покупает мертвые фактически, но
    живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков души. Чтобы
    осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи имения находятся
    в окрестностях губернского города.
    Так он попадает
    к Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу. Строения
    из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы крестьян были такие
    же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось неплохо. Дом хозяина тоже
    был сделан прочно и удобно. Вместо четырех колонн стояло всего три, хотя это и
    не соответствовало архитектуре, но было удобно хозяину. Бричка подкатила к
    крыльцу – из нее вышел гость.
    Собакевич
    принял его радушно и повел в дом. Собакевич был похож на медведя средней
    величины. Лицо его было красным, как каленый пятак. Походка была тоже
    совершенно медвежья. Его даже звали Михаилом Семеновичем. Интересно и убранство
    комнат Собакевича. У него вся мебель похожа на хозяина. Все сделано настолько
    прочно и грубо, что каждый стол или стул будто хочет сказать: “А я тоже
    Собакевич”. На стенах висят портреты полководцев могучего телосложения.
    Среди них затерялся портрет Багратиона, который смотрит жалостным и смиренным
    взглядом. Во всем доме нет ни одной книги. Собакевич понимает толк в еде. У
    него: есть баран – давай всего барана, есть гусь – давай всего гуся. У Собакевича
    главное занятие в жизни – еда. Он нравственный урод, человек без души.
    “Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него была, но не там,
    где следует”. У Собакевича трезвый ум, когда речь идет о наживе. У него
    все является товаром, предметом купли и продажи. Он сразу понимает, что
    Чичикову нужны мертвые души, и он за них заламывает цену как за живых.
    Собакевич даже в разговоре начинает путать живых и мертвых. О мертвых говорит
    как о живых, каждого начинает расхваливать как хорошего работника, не замечая,
    что говорит о мертвых людях. Собакевичи были убежденными крепостниками, врагами
    просвещения, твердой опорой самодержавия в России, основной силой, на которой
    держался самодержавно-крепостнический режим в России. В образе Собакевича с
    большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека страсти к
    наживе, к накоплению. У Собакевича все сосредоточено на накоплении,
    насыщенности собственного желудка, упрочении собственного благополучия.
    Поэма
    “Мертвые души” названа так не случайно. Белинский пишет, что
    “мертвыми душами” являются сами помещики и чиновники. Н.В. Гоголь
    хотел показать, как это страшно, когда “мертвые души” обладают
    непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были
    талантливее и умнее, чем их хозяева.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


  2. Когда Чичиков вновь взглянул на Собакевича, он ему показался очень похожим на медведя. Сходство подчеркивал медвежьего цвета костюм, длинные рукава и панталоны; Собакевич постоянно наступал людям на ноги. Есть такие лица, над которыми природа долго не мудрила и не использовала мелких инструментов, таких, как буравчики и напильнички. Она просто рубила с плеча, а потом, не обскобливши, пускала в свет, говоря: «Живет!» Именно такой неотточенный образ был у Собакевича: он смотрел всегда вниз, головы не поворачивал, поэтому никогда не смотрел на собеседника, а куда-нибудь в угол печи. Чичиков вновь посмотрел на него: совершенный медведь. Его даже звали Михаилом Семеновичем! Зная его привычку наступать на ноги, Чичиков аккуратно двигал! своими и всегда пропускал Собакевича вперед. Тот тоже как будто чувствовал за собой этот грех и спросил у гостя, не побеспокоил ли он его. Но Чичиков ответил, что никакого беспокойства пока не произошло.
    Войдя в гостиную, Собакейич предложил гостю присесть. Садясь, Чичиков посмотрел на стены и на висевшие на них картины. На картинах были изображены греческие полководцы, гравированные во весь рост. Все они были с такими толстыми ляжками, что дрожь пробегала по телу. Между греческими красавцами почему-то висел тоненький Багратион. Рядом с ним висела греческая героиня Бобе-лина, одна нога которой была шире, чем все туловище щеголей, которые наполняли гостиные тех времен. Рядом с Бобелиной, у окна, висела клетка с дроздом, тоже необыкновенно похожим на хозяина.
    Минут пять сидели молча, было слышно только постукивание дрозда. Чичиков еще раз окинул комнату: все вещи в ней были прочны и неуклюжи, как и сам хозяин. Казалось, все вещи: стол, стулья, кресла — говорили: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!».
    Как вы думаете, какие художественные приемы, использованные И. В. Гоголем в данном тексте, помогают лучше представить Собакевича?
    В данном тексте Н.В. Гоголь использует такой прием, как сравнение, причем это развернутое сравнение. На протяжении всего повествования автор подчеркивает сходство всех предметов в доме на хозяина, а хозяина — на медведя. Кроме того, автор использует такой прием, как гипербола. Например, Н.В. Гоголь говорит, что одна нога греческой героини Бобелины была толще, чем туловища щеголей.
    Все эти художественные средства помогают читателю представить образ Собакевича-медведя, понять, насколько неотесан был этот человек и все предметы, которые его окружали.

  3. В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров Кабуки или древнегреческого. Главный герой поэмы – “рыцарь копейки” Чичиков. В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем “какой-либо части” Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость? Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе “Мертвых душ”. Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга.
    Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была “довольно велика”, дом очень крепкий и удобный, с “темно-серыми или, лучше, дикими стенами”, да и автор говорит: “Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил “средней величины медведя”. Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: “… его даже звали Михайлом Семеновичем!
    ” Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь – зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов. Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что “покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду”. Он даже попытался шантажировать своего гостя. “Но знаете ли, что такого рода покупки …
    Не всегда позволительны”. Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян “по сту рублей за штуку”, как живых. Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, по-моему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных! Откуда только взял он “силу речи” и “дар слова”? И это моментально сказалось на Чичикове.
    Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру – интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?” Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке.
    По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой – это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал. “Казалось, в его теле совсем не было души”. Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого “кулака” от мертвого сна. Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы “Мертвые души”. Собакевич – один из масок-символов, которыми Н. В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в “рыцаре копейки”. В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается “исправление” характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе “Мертвых душ”. Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная – в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.

  4. Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати.  Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность.  По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы.  В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.
    Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть.  Собакевеч отличный собеседник.
    Его хобби – это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.
    Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.
    Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

    Вариант 4

    В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся  гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.
    Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих  Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.
    Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет  хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.
    О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.
    Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

    Сочинение 5

    «Мертвые души» – поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.
    Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.
    Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.
    Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.
    Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.
    Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.
    Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.
    9 класс

  5. Сочинения по литературе: Чичиков у собакевича.
    В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы – “рыцарь копейки” Чичиков. В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем “какой-либо части” Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость?
    Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе “Мертвых душ”. Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга. Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была “довольно велика”, дом очень крепкий и удобный, с “темно-серыми или, лучше, дикими стенами”, да и автор говорит: “Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил “средней величины медведя”. Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: “… его даже звали Михайлом Семеновичем!” Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь – зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов. Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что “покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду”. Он даже попытался шантажировать своего гостя. (“Но знаете ли, что такого рода покупки … не всегда позволительны”.) Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян “по сту рублей за штуку”, как живых.
    Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, по-моему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных! Откуда только взял он “силу речи” и “дар слова”? И это моментально сказалось на Чичикове. Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру – интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?”
    Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке. По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой – это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал. “Казалось, в его теле совсем не было души”. Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого “кулака” от мертвого сна.
    Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы “Мертвые души”. Собакевич – один из масок-символов, которыми Н. В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в “рыцаре копейки”. В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается “исправление” характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе “Мертвых душ”. Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная – в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.
    »crosslinked«

    Материалы по теме:

    Художественные средства в поэме «Реквием»
    О двух великих грешниках
    Поэма некрасова Кому на руси жить хорошо — энциклопедия народной жизни
    На что он руку поднимал
    Есть женщины в русских селеньях
    Современна ли сатира маяковского

  6. В поэме “Мертвые души” Н.В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы – “рыцарь копейки” Чичиков. В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем “какой-либо части” Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость?
    Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе “Мертвых душ”. Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга. Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была “довольно велика”, дом очень крепкий и удобный, с “темно-серыми или, лучше, дикими стенами”, да и автор говорит: “Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил “средней величины медведя”. Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: “… его даже звали Михайлом Семеновичем!” Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь – зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов. Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что “покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду”. Он даже попытался шантажировать своего гостя. (“Но знаете ли, что такого рода покупки … не всегда позволительны”.) Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян “по сту рублей за штуку”, как живых.
    Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, по-моему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных! Откуда только взял он “силу речи” и “дар слова”? И это моментально сказалось на Чичикове. Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру – интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?”
    Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке. По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой – это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал. “Казалось, в его теле совсем не было души”. Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого “кулака” от мертвого сна.
    Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы “Мертвые души”. Собакевич – один из масок-символов, которыми Н.В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в “рыцаре копейки”. В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается “исправление” характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе “Мертвых душ”. Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная – в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.

  7. Чичиков
    у Собакевича («Мертвые души» Н.В. Гоголя).
    « …Не ревизские
    мертвые души, а все эти Ноздревы, Собакевичи и все прочие- вот «мертвые души».
    А.И. Герцен.
    Сюжет поэмы
    «Мертвые души» Н.В. Гоголю дал А.С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем
    произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь
    Россию крепостническую.
    Чичиков,
    главный герой поэмы, странствует по помещичьим имениям России и покупает мертвые
    фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков
    души. Чтобы осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи
    имения находятся в окрестностях губернского города.
    Так он попадает
    к Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу. Строения
    из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы крестьян были такие
    же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось неплохо.
    Дом хозяина
    тоже был сделан прочно и удобно. Вместо четырех колонн стояло всего три, хотя
    это и не соответствовало архитектуре, но было удобно хозяину.
    Бричка
    подкатила к крыльцу – из нее вышел гость. Собакевич принял его радушно и повел
    в дом. Собакевич был похож на медведя средней величины. Лицо его было красным,
    как каленый пятак. Походка была тоже совершенно медвежья. Его даже звали
    Михаилом Семеновичем. Интересно и убранство комнат Собакевича. У него вся
    мебель похожа на хозяина. Все сделано настолько прочно и грубо, что каждый стол
    или стул будто хочет сказать: «А я тоже Собакевич». На стенах висят портреты
    полководцев могучего телосложения. Среди них затерялся портрет Багратиона,
    который смотрит жалостным и смиренным взглядом. Во всем доме нет ни одной
    книги.
    Собакевич
    понимает толк в еде. У него: есть баран – давай всего барана, есть гусь – давай
    всего гуся. У Собакевича главное занятие в жизни – еда. Он нравственный урод,
    человек без души. «Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него
    была, но не там, где следует».
    У Собакевича
    трезвый ум, когда речь идет о наживе. У него все является товаром, предметом
    купли и продажи. Он сразу понимает, что Чичикову нужны мертвые души, и он за
    них заламывает цену как за живых.
    Собакевич даже
    в разговоре начинает путать живых и мертвых. О мертвых говорит как о живых,
    каждого начинает расхваливать как хорошего работника, не замечая, что говорит о
    мертвых людях. Собакевичи были убежденными крепостниками, врагами просвещения,
    твердой опорой самодержавия в России, основной силой, на которой держался
    самодержавно-крепостнический режим в России.
    В образе
    Собакевича с большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека
    страсти к наживе, к накоплению.
    У Собакевича
    все сосредоточено на накоплении, насыщенности собственного желудка, упрочении
    собственного благополучия.
    Поэма «Мертвые
    души» названа так не случайно. Белинский пишет, что «мертвыми душами» являются
    сами помещики и чиновники.
    Н.В. Гоголь
    хотел показать, как это страшно, когда «мертвые души» обладают непомерной
    властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были талантливее
    и умнее, чем их хозяева.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  8. Павлу Ивановичу Чичикову удалось очаровать этого медведеподобного и грубоватого помещика Сихаила Собакевича и получить, наконец-таки, приглашение в гости. Чичиков не замедлил с визитом и отправился в путь.
    Однако тут его ждали небольшие приключения, поскольку подвыпивший кучер Селифан сбился с дороги, и вместо Собакевича Чичиков попал к помещице Настасье Петровне Коробочке, у которой переночевал, а заодно и купил так интересующие его мертвые души.
    Образ Собакевича особенно ярко раскрылся во время визита Чичикова – Собакевич, как и остальные помещики, достаточно интересная натура, но с другими помещиками его объединяет душевная пустота.
    На следующий день, помня о визите к Собакевичу, Чичиков все-таки попал к помещику, четвертому по счету владельцу мертвых душ (до него были другие помещики: Ноздрев, Манилов, и Коробочка). Чичиков обратил внимание, что вся мебель в комнатах, будь то стол, стул или пузатое бюро на нелепых ножках – под стать Собакевичу, такая же громоздкая, добротная и неуклюжая. Даже дрозд в клетке напоминал маленького Собакевича.

    Характеристика Михаила Собакевича в “Мертвых душах” Гоголя

    Мы уже упомянули об обстановке в доме Собакевича, которая также ярко окрашивает образ помещика в глазах читателя. Интересны вот какие детали, если мы говорим о характеристике Собаквича. Во время обеда, например, Чичиков с изумлением наблюдал, как хозяин поглощал немыслимое количество блюд: щи, бараний бок, ватрушки величиной с тарелку, огромного индюка. При этом он критиковал французскую кухню с ее лягушками и устрицами.
    Отменный аппетит и здоровое пищеварение Собакевич продемонстрировал впоследствии и на приеме у полицейместера, где он единолично съел целого осетра, предназначенного для всей компании в качестве деликатеса, а затем притаился в кресле.

  9. Чичиков у Собакевича. Роль эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какоголибо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы — «рыцарь копейки» Чичиков.
    В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем «какойлибо части» Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость? Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе «Мертвых душ». Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга.
    Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была «довольно велика», дом очень крепкий и удобный, с «темносерыми или, лучше, дикими стенами», да и автор говорит: «Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил „средней величины медведя“.
    Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: „… его даже звали Михайлом Семеновичем!“ Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь — зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов.
    Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что „покупщик, верно, должен иметь здесь какуюнибудь выгоду“. Он даже попытался шантажировать своего гостя. (»Но знаете ли, что такого рода покупки … не всегда позволительны”.
    ) Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян «по сту рублей за штуку», как живых. Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, помоему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных!
    Откуда только взял он «силу речи» и «дар слова»? И это моментально сказалось на Чичикове. Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру — интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?
    » Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке. По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой — это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал.
    «Казалось, в его теле совсем не было души». Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого «кулака» от мертвого сна. Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы «Мертвые души». Собакевич — один из масоксимволов, которыми Н. В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в «рыцаре копейки».
    В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается «исправление» характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе «Мертвых душ». Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная — в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.

  10. Гоголь – все сочинения
    \” …Не ревизские мертвые души,
    а все эти Ноздревы, Собакевичи и
    все прочие- вот \”мертвые души\”.
    А.И. Герцен.
    Сюжет поэмы \”Мертвые души\” Н.В. Гоголю дал А.С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь Россию крепостническую. Чичиков, главный герой поэмы, странствует по помещичьим имениям России и покупает мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков души. Чтобы осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи имения находятся в окрестностях губернского города. Так он попадает к Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу. Строения из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы крестьян были такие же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось неплохо. Дом хозяина тоже был сделан прочно и удобно. Вместо четырех колонн стояло всего три, хотя это и не соответствовало архитектуре, но было удобно хозяину. Бричка подкатила к крыльцу – из нее вышел гость. Собакевич принял его радушно и повел в дом. Собакевич был похож на медведя средней величины. Лицо его было красным, как каленый пятак. Походка была тоже совершенно медвежья. Его даже звали Михаилом Семеновичем. Интересно и убранство комнат Собакевича. У него вся мебель похожа на хозяина. Все сделано настолько прочно и грубо, что каждый стол или стул будто хочет сказать: \”А я тоже Собакевич\”. На стенах висят портреты полководцев могучего телосложения. Среди них затерялся портрет Багратиона, который смотрит жалостным и смиренным взглядом. Во всем доме нет ни одной книги. Собакевич понимает толк в еде. У него: есть баран – давай всего барана, есть гусь – давай всего гуся. У Собакевича главное занятие в жизни – еда. Он нравственный урод, человек без души. \”Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него была, но не там, где следует\”. У Собакевича трезвый ум, когда речь идет о наживе. У него все является товаром, предметом купли и продажи. Он сразу понимает, что Чичикову нужны мертвые души, и он за них заламывает цену как за живых. Собакевич даже в разговоре начинает путать живых и мертвых. О мертвых говорит как о живых, каждого начинает расхваливать как хорошего работника, не замечая, что говорит о мертвых людях. Собакевичи были убежденными крепостниками, врагами просвещения, твердой опорой самодержавия в России, основной силой, на которой держался самодержавно-крепостнический режим в России. В образе Собакевича с большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека страсти к наживе, к накоплению. У Собакевича все сосредоточено на накоплении, насыщенности собственного желудка, упрочении собственного благополучия. Поэма \”Мертвые души\” названа так не случайно. Белинский пишет, что \”мертвыми душами\” являются сами помещики и чиновники. Н.В. Гоголь хотел показать, как это страшно, когда \”мертвые души\” обладают непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были талантливее и умнее, чем их хозяева.

  11. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Чичиков у Собакевича («Мертвые души» Н.В. Гоголя) – сочинение
    « …Не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Собакевичи и все прочие- вот «мертвые души».
    А.И. Герцен.
    Сюжет поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголю дал А.С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь Россию крепостническую.
    Чичиков, главный герой поэмы, странствует по помещичьим имениям России и покупает мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков души. Чтобы осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи имения находятся в окрестностях губернского города.
    Так он попадает к Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу. Строения из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы крестьян были такие же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось неплохо.
    Дом хозяина тоже был сделан прочно и удобно. Вместо четырех колонн стояло всего три, хотя это и не соответствовало архитектуре, но было удобно хозяину.
    Бричка подкатила к крыльцу – из нее вышел гость. Собакевич принял его радушно и повел в дом. Собакевич был похож на медведя средней величины. Лицо его было красным, как каленый пятак. Походка была тоже совершенно медвежья. Его даже звали Михаилом Семеновичем. Интересно и убранство комнат Собакевича. У него вся мебель похожа на хозяина. Все сделано настолько прочно и грубо, что каждый стол или стул будто хочет сказать: «А я тоже Собакевич». На стенах висят портреты полководцев могучего телосложения. Среди них затерялся портрет Багратиона, который смотрит жалостным и смиренным взглядом. Во всем доме нет ни одной книги.
    Собакевич понимает толк в еде. У него: есть баран – давай всего барана, есть гусь – давай всего гуся. У Собакевича главное занятие в жизни – еда. Он нравственный урод, человек без души. «Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него была, но не там, где следует».
    У Собакевича трезвый ум, когда речь идет о наживе. У него все является товаром, предметом купли и продажи. Он сразу понимает, что Чичикову нужны мертвые души, и он за них заламывает цену как за живых.
    Собакевич даже в разговоре начинает путать живых и мертвых. О мертвых говорит как о живых, каждого начинает расхваливать как хорошего работника, не замечая, что говорит о мертвых людях. Собакевичи были убежденными крепостниками, врагами просвещения, твердой опорой самодержавия в России, основной силой, на которой держался самодержавно-крепостнический режим в России.
    В образе Собакевича с большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека страсти к наживе, к накоплению.
    У Собакевича все сосредоточено на накоплении, насыщенности собственного желудка, упрочении собственного благополучия.
    Поэма «Мертвые души» названа так не случайно. Белинский пишет, что «мертвыми душами» являются сами помещики и чиновники.
    Н.В. Гоголь хотел показать, как это страшно, когда «мертвые души» обладают непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были талантливее и умнее, чем их хозяева.


  12. Сочинения (см. по автору произведений)

    ” …Не ревизские мертвые души,
    а все эти Ноздревы, Собакевичи и
    все прочие- вот “мертвые души”.
    А.И. Герцен.
    Сюжет поэмы “Мертвые души” Н.В. Гоголю дал А.С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь Россию крепостническую. Чичиков, главный герой поэмы, странствует по помещичьим имениям России и покупает мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков души. Чтобы осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи имения находятся в окрестностях губернского города. Так он попадает к Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу. Строения из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы крестьян были такие же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось неплохо. Дом хозяина тоже был сделан прочно и удобно. Вместо четырех колонн стояло всего три, хотя это и не соответствовало архитектуре, но было удобно хозяину. Бричка подкатила к крыльцу – из нее вышел гость. Собакевич принял его радушно и повел в дом. Собакевич был похож на медведя средней величины. Лицо его было красным, как каленый пятак. Походка была тоже совершенно медвежья. Его даже звали Михаилом Семеновичем. Интересно и убранство комнат Собакевича. У него вся мебель похожа на хозяина. Все сделано настолько прочно и грубо, что каждый стол или стул будто хочет сказать: “А я тоже Собакевич”. На стенах висят портреты полководцев могучего телосложения. Среди них затерялся портрет Багратиона, который смотрит жалостным и смиренным взглядом. Во всем доме нет ни одной книги. Собакевич понимает толк в еде. У него: есть баран – давай всего барана, есть гусь – давай всего гуся. У Собакевича главное занятие в жизни – еда. Он нравственный урод, человек без души. “Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него была, но не там, где следует”. У Собакевича трезвый ум, когда речь идет о наживе. У него все является товаром, предметом купли и продажи. Он сразу понимает, что Чичикову нужны мертвые души, и он за них заламывает цену как за живых. Собакевич даже в разговоре начинает путать живых и мертвых. О мертвых говорит как о живых, каждого начинает расхваливать как хорошего работника, не замечая, что говорит о мертвых людях. Собакевичи были убежденными крепостниками, врагами просвещения, твердой опорой самодержавия в России, основной силой, на которой держался самодержавно-крепостнический режим в России. В образе Собакевича с большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека страсти к наживе, к накоплению. У Собакевича все сосредоточено на накоплении, насыщенности собственного желудка, упрочении собственного благополучия. Поэма “Мертвые души” названа так не случайно. Белинский пишет, что “мертвыми душами” являются сами помещики и чиновники. Н.В. Гоголь хотел показать, как это страшно, когда “мертвые души” обладают непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были талантливее и умнее, чем их хозяева.

  13. Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью. Основательность и крепость отличают все в имении Собакевича: «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Все было «упористо, без пошатки, в какомто крепком и неуклюжем порядке». Основательность сопровождается тут замечательной безвкусицей и уродством. Дом Собакевича напоминает казарму, какие строят «для военных поселений и немецких колонистов». Видно, что при его постройке зодчий спорил с хозяином. Зодчий хотел симметрии, а хозяин порядка. Вышло чтото несуразное и неуклюжее: хозяин «заколотил на одной сторон
    е все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое… Фронтон тоже никак не пришелся посереди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три».
    О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Рядом с полководцами разместилась «греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».
    Мебель в комнатах прочна, неуклюжа и сходна с хозяином: пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах — совершенный медведь. «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!»
    Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а рубила со всего плеча: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства даже звали его Михайлом Семеновичем. «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного Кощея гдето за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
    Неуемное насыщение является смыслом существования Собакевича: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». И «мера» его «души» на этот счет безмерна. На завтраке у полицмейстера Собакевич наметил для себя гигантского осетра и «в четверть час# с небольшим доехал его всего». Когда хозяин и гости вспомнили об этом «произведении природы», от него остался один хвост, «а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какуюто сушеную маленькую рыбку. Отделавши осетра, он сел в кресла и уж более не ел, не пил, а только жмурил и хлопал глазами». «Душа» его впала в блаженное оцепенение.
    Противник «высоких материй», Собакевич обо всем, что не связано с его практическим интересом, судит е топорной прямолинейностью. Просвещение — вредная выдумка. Люди все — воры и разбойники: «Я знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
    В своих пределах Собакевич умен. Без труда он угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торговлю. Тутто и обнаруживается вдруг странный парадокс, неожиданный штрих в характере Собакевича. На него ведь был уже «тонкий» намек при описании картин в гостиной: «Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Вспомним тощенькую супругу у толстого Собакевича!
    В узком деле торговли и корыстного интереса прорывается какойто намек на его проницательность и даже на поэтический талант. Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых. «Да чего вы скупитесь? — сказал Собакевич.— Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какойнибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час,— прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан… Максим Телятников… А Еремей Скороплехин!» и т. д.
    Поэтическая тирада Собакевича — целая поэма о силе, таланте и сметливости русского народа. И неспроста она приводит Чичикова в изумление: в этом медведе, закоренелом мизантропе и черством кулаке вдруг откуда ни возьмись обнаруживается и «сила речи», и живость воображения, и «дар слова». Выходит, что Собакевич — «родня» Чичикову не только по скупости и деловой хватке, но и по русскому «пересолу», на пределе которого обнаруживаются в искаженной и помраченной душе возможности ее выпрямления и возрождения. Ведь и Чичиков так же срывается, как Собакевич. Вспомним, например, «странное» распоряжение, которое «зарапортовавшийся» Чичиков отдает Селифану, забывая, какой «товар» он приобрел: «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку».
    Точно так же «зарапортовался» в разговоре с председателем гражданской палаты и Собакевич, подтверждая правоту русской пословицы «На всякого мудреца довольно простоты». «Да что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу,— отозвался Собакевич,— что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева».— «Нет, будто и Михеева продали? — сказал председатель.— Я знаю каретника Михеева: славный мастер; он мне дрожки переделал. Только позвольте, как же… Ведь вы мне сказывали, что он умер…» — «Кто, Михеев умер? — сказал Собакевич, ничуть не смешавшись.— Это его брат умер, а он преживехонький и стал здоровее прежнего. На днях такую бричку наладил, что и в Москве не сделать. Ему, понастоящему, только на одного государя и работать».
    Так неожиданно в Собакевиче проглядывают два бессмертных сочинителя — Хлестаков и Ноздрев, а заодно с ними и искусный актер Чичиков. «Да будто один Михеев! — продолжает вошедший в раж Собакевич.— А Пробка Степан, плотник, Милушкин, кирпичник, Телятников Максим, сапожник,— ведь все пошли, всех продал!» А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: «А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!» Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: «Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума».

  14. Тема: – Чичиков у Собакевича.

    В поэме “Мертвые души” Н.В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы – “рыцарь копейки” Чичиков. В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем “какой-либо части” Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость?
    Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе “Мертвых душ”. Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга. Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была “довольно велика”, дом очень крепкий и удобный, с “темно-серыми или, лучше, дикими стенами”, да и автор говорит: “Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил “средней величины медведя”. Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: “… его даже звали Михайлом Семеновичем!” Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь – зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов. Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что “покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду”. Он даже попытался шантажировать своего гостя. (“Но знаете ли, что такого рода покупки … не всегда позволительны”.) Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян “по сту рублей за штуку”, как живых.
    Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, по-моему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных! Откуда только взял он “силу речи” и “дар слова”? И это моментально сказалось на Чичикове. Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру – интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?”
    Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке. По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой – это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал. “Казалось, в его теле совсем не было души”. Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого “кулака” от мертвого сна.
    Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы “Мертвые души”. Собакевич – один из масок-символов, которыми Н.В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в “рыцаре копейки”. В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается “исправление” характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе “Мертвых душ”. Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная – в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *