Сочинение на тему фелица

4 варианта

  1. Развязывая ум и руки,
    Велит любить торги, науки И счастье дома находить.
    Основываясь на содержании «Наказа комис­сии о составлении проекта нового Уложения» (1768), написанного императрицей, автор «Фели­цы» наделил свою героиню тактом, справедливо­стью, милосердием и снисходительностью:
    Едина ты лишь не обидишь,
    Не оскорбляешь никого,
    Дурачества сквозь пальцы видишь,
    Лишь зла не терпишь одного;
    Проступки снисхожденьем правишь,
    Как волк овец, людей не давишь,
    Ты знаешь прямо цену их.
    В отличие от своих предшественников и пред­шественниц, Екатерина не использовала изощ­ренные приемы устрашения подчиненных. Она сознательно отказалась от нелепых гонений за «преступления против величества», выражаю­щиеся в необдуманно сказанном слове или не­осторожном обращении с «образами» и атрибу­тами монарха: портретами, книгами, указами и т. п. При ней простым людям можно было «и знать и мыслить», позволено было «и быль и не­быль говорить», при этом не опасаясь сурового на­казания.
    Поэт, подобно другим авторам, противопос­тавляет современное царствование предыдуще­му, указывая на положительные нововведения. Но при этом он высказывается предельно конк­ретно, используя выразительные бытовые де­тали.
    Прославляя императрицу за ее мудрые и ми­лосердные указы, Державин отмечает, что теперь простым людям можно было спокойно
    … пошептать в беседах И, казни не боясь, в обедах За здравие царей не пить.
    Там с именем Фелицы можно В строке описку поскоблить
    Или портрет неосторожно Ее на землю уронить.
    Заслугами императрицы являются у Держа­вина и усмирение войн и разногласий, и то, что она в своих гуманных поступках подобна самому Богу, который бедных и убогих «покрыл, одел и накормил», который делает только добро, «боль­ных покоит, исцеляет», справедливо творит «и милости, и суд».
    Главными добродетелями Екатерины автор рисует милосердие, справедливость, «совесть с правдой», мудрость в принятии решений, указов, законов, скромность, доброту («Стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюби­мой быть»). Ее правление представляется насто­ящим раем на земле:
    Стремятся слез приятных реки Из глубины души моей.
    О! коль счастливы человеки Там должны быть судьбой своей,
    Где ангел кроткий, ангел мирной,
    Сокрытый в светлости порфирной,
    С небес ниспослан скиптр носить!
    Однако при всей восторженности поэта, вос­хваляющего заслуги монархини, в описании об­раза императрицы иногда прослеживаются иро­нические нотки. Фелица «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но при этом автор указывает, что поэзия ей «любезна… как летом вкусный лимонад». И все же великие добродете­ли Екатерины вытесняют и перекрывают все ее маленькие недостатки. А преподнесенные в яр­ком, новом, оригинальном стиле, они становят­ся еще заметнее и значительнее. Вот почему одна эта ода Державина послужила прославлению по­литики Екатерины II и усилению ее популярнос­ти гораздо больше, чем оды всех официальных одописцев. Поэт был вызван ко двору, награжден и возведен на пост губернатора.
    Императрица ожидала от него новых славо­словий. Она высказала пожелание, «чтобы Дер­жавин продолжал писать в честь ее более в роде «Фелицы». Но поэт, познакомившись ближе с нравами двора и самой монархини и осознав оши­бочность своих идеализированных представле­ний, не мог отойти от правды и создать столь же прекрасный образ императрицы. «Не мог он вос­пламенить так своего духа, чтобы поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи уви­дел подлинный человеческий облик с великими слабостями».

  2. Поэт написал восхваляющую оду царствующей императрице, которая высоко оценила эту литературную работу. Образ Фелицы показался ей достаточно правдоподобным. Оценила она обличительные отрывки в оде Державина, в которых легко было узнать ее придворных. Она отослала им экземпляры рукописного труда. У каждого были подчеркнуты строки, которые обличали «грехи » и пристрастия получателя.

    Образ Фелицы

    Нетрудно догадаться, кого прославлял Державин в своей оде. Екатерина II в образе Фелицы предстает перед читателем простой, неизбалованной барышней. Она не любит балы и маскарады, не посещает клубы. Ее образ жизни, в отличие от будней придворных, проходит в работе и обычных житейских радостях. Она не запрягает карету, а часто ходит пешком. Она не любит излишеств ни в развлечениях, ни в еде. На ее столе стоит:«…пища самая простая…».
    Трудится монархическая особа не жалея себя, читает и пишет перед налоем, ничуть не дорожа своим спокойствием. И росчерком своего пера дарит благоденствие людям.
    Она не вступает в бессмысленные войны. Державин отмечает, что царица не стремится к славе великой завоевательницы, и далека от честолюбивых планов по покорению восточных народов. Не покидает своего трона, чтобы отправиться в военные походы.
    Поэт отмечает справедливость правительницы, которая мыслит здраво и воздает «достойным честь».
    У Фелицы есть литературный вкус и талант, она наслаждается чтением рифмованных произведений:
    «Поэзия тебе любезна,
    Приятна, сладостна, полезна…».

    Характеристика Фелицы

    Проводя сравнительную характеристику правления Екатерины II с суровыми временами Анны Иоановны, Державин пишет о великодушии и мудрости Фелицы.
    Она позволяет народу обсуждать себя, не запрещая людям говорить правду и рассказывать небылицы о своей жизни.

  3. Ода «Фелица» была написана в 1782 году, относится к раннему периоду творчества Г. Державина. Это стихотворение сделало имя поэта знаменитым. К произведению автор подает подзаголовок-уточнение «Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве…» . Этим уточнением автор намекает на «Сказку о царевиче Хлоре», написанную Екатериной II, из которой взято и имя главной героини. Под образами Фелицы и вельмож «спрятаны» сама императрица Екатерина II и придворная знать. Ода не прославляет их, а высмеивает.
    Тема стихотворения – шутливое изображение жизни императрицы и ее приближенных. Идея оды «Фелица» двойная: автор разоблачает пороки царицы, подавая идеализированный образ Фелицы и, вместе с тем, показывает, какими достоинствами должен обладать монарх. Дополняется идейное звучание произведения показом недостатков знати.
    Центральное место в оде занимает образ царицы Фелицы, в которой поэт воплощает все прекрасные черты женщины и монарха: доброту, простоту, искренность, светлый ум. Портрет царевны не «праздничный», а повседневный, но это нисколько не портит его, а делает краше, приближая к народу и читателю. Царица живет пышно и праведно, умеет «укрощать страстей волненье», вкушает простую пищу, спит мало, отдавая предпочтение чтению и письму… Достоинств у нее очень много, но если учитывать, что за маской Киргиз-кайсацкой царевны скрывается русская императрица, нетрудно догадаться, что образ идеализирован. Идеализация в данной оде – инструмент сатиры.

  4. В 1782 г. Державин
    пишет оду “Фелица”, посвященную Екатерине II. Ода была
    напечатана в журнале “Собеседник любителей российского слова”
    и сразу же привлекла внимание современников своей необычностью.
    Первоначальное название ее – “Ода к премудрой киргизкайсацкой
    царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся
    в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена
    с арабского языка 1782 года”.
    В этом стихотворении
    Державин использует “Сказку о царевиче Хлоре”, сочиненную
    Екатериной II для своего внука Александра. Сюжет сказки был поучителен.
    Киргизский хан похищает русского царевича Хлора и дает ему задание
    – найти “розу без шипов” (символ добродетели). Царевичу
    вызвалась помочь Фелица (лат. felicitas – счастье), дочь хана.
    Она дает ему в провожатые своего сына Рассудка. И герой отправляется
    на выполнение трудного задания. По дороге его приглашает к себе
    мурза Леньтяг, который соблазняет царевича отдыхом, развлечениями,
    угощением и пытается отговорить его от трудного дела. Однако Рассудок
    помогает ему выстоять перед соблазнами. Они вновь отправляются
    в путь. По дороге старик со старухой дарят им два посоха. Один
    зовется Честностью, а второй – Правдой. С их помощью и с помощью
    Рассудка царевич все-таки находит розу без шипов на вершине высокой
    горы. И соответственно, навсегда обретает добродетель. И благополучно
    возвращается домой.
    Екатерина предстает
    в оде Державина в образе Фелицы. Однако само изображение героини
    далеко от одических традиций. “Взамен торжественно-тяжелого,
    давно заштамповавшегося в руках “подносителей похвальных
    од” образа “земной богини” поэт с воодушевлением
    и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину
    в лице деятельной, умной и простой “киргизкайсацкой царевны,
    не подражающей своим ленивым и изнеженным мурзам”:
    Мурзам твоим не
    подражая,
    Почасту ходишь ты пешком,
    И пища самая простая
    Бывает за твоим столом;
    Не дорожа твоим покоем,
    Читаешь, пишешь пред налоем
    И всем из твоего пера
    Блаженство смертным проливаешь;
    Подобно в карты не играешь,
    Как я, от утра до утра.
    Фелица изображена
    нарочито сниженно, обытовленно, образ ее становится ярким, индивидуализированным,
    жизненно правдивым. И уже в этой строфе присутствует антитеза.
    Образ умной, добродетельной царевны противопоставлен образу порочного
    мурзы, который ходит в клуб, играет в карты, ведет неправедную
    жизнь. Хвалебная ода становится политической сатирой-памфлетом.
    Исследователи отмечали, что в образе мурзы современники узнавали
    фаворитов императрицы: и Потемкина, и Орлова, и Нарышкина, и князя
    Вяземского. Так ода сливается у Державина с жанром сатиры. Однако
    образ мурзы в стихотворении двойствен. Порой он подразумевает
    типичного светского вельможу, порой сливается с образом самого
    автора. Так, путь поэта – это путь ошибок, порой путь мучительных
    заблуждений:
    Нашел, – но льзя
    ль не заблуждаться
    Нам, слабым смертным, в сем пути,
    Где сам рассудок спотыкаться
    И должен вслед страстям идти;
    Где нам ученые невежды,
    Как мгла у путников, тмят вежды?
    Везде соблазн и лесть живет,
    Пашей всех роскошь угнетает. –
    Где ж добродетель обитает?
    Где роза без шипов растет?
    И опять здесь
    можно говорить о новаторстве Державина. Образ автора у него становится
    не условным лицом, а подлиной, живой личностью, со своим характером,
    привычками, со своими чувствами, сомнениями.
    И лишь Фелица
    у Державина этих сомнений лишена. Она добра, великодушна, мудра,
    “не горда”, милосердна, “Любезна и в делах и в
    шутках, Приятна в дружбе и тверда”. Она покровительствует
    музам, науке и просвещенью. Здесь поэт явно идеализирует образ
    императрицы, но при этом тон его остается искренним и правдивым:
    Тебе единой лишь
    пристойно,
    Царевна! свет из тьмы творить;
    Деля Хаос на сферы стройно,
    Союзом целость их крепить;
    Их разногласия согласье
    И из страстей свирепых счастье
    Ты можешь только созидать.
    Так кормщик, через понт плывущий,
    Ловя под парус ветр ревущий,
    Умеет судном управлять.
    Заканчивается
    стихотворение прославлением великих дел императрицы и пожеланием
    ей земных благ.
    Стихотворение
    насыщено метафорами (“Где добродетель обитает, – Она мой
    дух и ум пленяет, Подай найти ее совет”, “Как укрощать
    страстей волненье…”, “А завтра прихотям я раб”,
    “Блаженство смертным проливаешь”, “Путь добродетели
    прямой…”). Поэт использует в оде разнообразную лексику.
    Так, мы находим разговорные выражения, просторечие: “проспавши
    до полудни”, “к портному по кафтан”, “имея
    шапку набекрене”, “кулачные бойцы”, “сидя
    дома, я прокажу, играя в дураки с женой”, “качели”,
    “шинок”, “голубятня”, “жмурки”,
    “свайка”, “лентяй”, “брюзга”.
    Воспевание мудрой
    правительницы составляет одну из центральных тем поэзии Державина,
    поэтому современники прозвали его “певцом Фелицы”. За
    первой одой последовали стихотворения “Благодарность Фелице”,
    “Изображение Фелицы”, ода “Видение мурзы”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *