Сочинение на тему чистота природы чистота души

5 вариантов

  1. «Человек должен развивать свои задатки к добру. Провидение не заложило их в человеке вполне готовыми, это только одни задатки. Сделать самого себя лучше – к этому должен стремиться и этого должен достигать человек». Эти слова сказал великий человек, мудрец Кант. Человека создала природа, и поэтому мы очень похожи на неё. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди – как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе.  В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда.Мы проживаем длинную жизнь. У одних она наполнена радостью и приключениями, у других – однообразием и рутиной. Однако в жизни заключён единый, истинный смысл – прожить её с достоинством. Сам Тюквиль говорил: «Жизнь – не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца». Всю нашу жизнь мы должны творить добро, совершать благородные поступки. Ведь где есть человек, там есть и случай сделать ему доброе.
    В мире плохих людей намного больше, чем хороших. Потому и кажется, что мир потонул в хаосе. На самом же деле нет пропащих людей. У каждого человека в жизни есть второй шанс начать всё сначала, однако далеко не каждый способен использовать этот шанс себе на пользу. Мудрецы востока говорили, что люди – как окна. Они бывают чистыми и грязными, но каждый хороший человек должен суметь протереть грязное окно, дабы оно засияло и озаряло своим светом окружающих. Каждый человек может и должен самосовершенствоваться и достичь безупречности. Одни добиваются этого, скитаются по храмам и церквям, или проводя годы в отшельничестве. Другие так и остаются обычными людьми, ничем не отличаясь и только пополняя население Земли.
    Благо, нам дано достичь совершенства по программе «Мечта». Одно влияние её атмосферы многого стоит, и благодаря этому влиянию вся наша школа – обитель доброты и чуткости. Мы должны проявлять милосердие и отзывчивость ко всему живому, доказывая то, что мы – воистину венец природы.
    Солтер сказал: «Нет никакого нравственного закона, если я не могу исполнить его. Люди говорят: мы рождены эгоистичными, скупыми, похотливыми и не можем быть иными. Нет, мы можем. Первое дело – сердцем почувствовать, кем мы должны быть. И это чувство даст нам силу». Что-то подсказывает мне, что это был мудрый человек, опытный. Не зря же его высказывания опубликовали в книгах. Изречения Солтера наставляют нас на путь истинный, призывают нас стать на тропу добра, совершать поступки, достойные человека, поддерживать экологию наших душ. Мудрецы всех народов и религий советуют нам исправиться, вспомнить, что человек человеку – брат. Главное – выйти на тро-
    пу милосердия. «Дорогу осилит идущий» – любят повторять горцы Востока. Так пройдём же эту дорогу, и встретимся на другой, лучшей половине нашей жизни!
    Самое сложное для человека – очистить свою душу. Ведь для того, чтобы помочь ближним, надо сначала помочь себе. Нужно следить за экологией своей души, за её чистотой и безупречностью. Для того, чтобы наши души всегда оставались незапятнанными и отзывчивыми, мы должны помогать другим людям найти себя, понять свою сущность. Да в наше тяжёлое время человек всё больше и больше погружается в свои проблемы, забывая об окружающих. Но разве не для того нужна сила духа, чтобы бороться с невзгодами? Даже если ты поможешь бабушке донести сумку до дома, твоя душа посветлеет и очистится. Ничто не сможет сломить волю доброго человека! Как сказал Л.Н.Толстой:
    «Доброта побеждает всё, а сама – непобедима»!
    Никакие несчастья и невзгоды не превратят человека в безвольное существо. Ведь пока мы помогаем друг другу, пока помыслы наши чисты, мы – непобедимы, как сама доброта. Всем людям помочь нельзя, но если каждый из нас подставит плечо ближнему, мир станет намного счастливее
    Ученик 8-а класса Романчук Роман,

  2. Книжно- иллюстративная выставка, посвященная экологическому просвещению в библиотеке.
    В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. При этом стоит обратить внимание на то, что, несмотря на идейные противоречия, научное сообщество и мировая общественность сейчас единодушны в признании взаимозависимости Человека и Природы.
    Эти взаимоотношения в системе «Человек – Природа» основаны на двух противоречивых тенденциях. С одной стороны, Человек ослабляет свою зависимость от стихийных сил Природы, как бы создавая «вторую природу». С другой стороны, в сферу человеческой деятельности вовлекается все больше природных веществ и явлений, имеющих значение для него самого. Таким образом, человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром природы.
    Осознать эти связи, на уровне сознания, и призвано экологическое воспитание и просвещение. Изменения в сознании людей, как известно, прежде всего, зависят от усилий в области воспитания и просвещения.
    Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое просвещение и воспитание – важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества и природой.
    Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.
    Материалы сайта: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2174

  3. 5 июня под девизом: «Экология – Безопасность – Жизнь». Их проведение стало доброй традицией, которая отражает стремление многих наших сограждан жить в согласии с природой.
    Многие мероприятия в рамках Дней защиты становятся уже традиционными – это субботники, выставки, акции, благоустройство территорий и многое другое. Среди них – экологические акции, которые отмечаются в России и во многих странах мира: Международный день воды, Международный марш парков, День Земли, День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, Всемирный день охраны окружающей среды и другие.
    Прежде всего, Дни защиты предусматривают проведение полезных практических природоохранных мероприятий: массовые экологические акции, «зеленые субботники», благоустройство территорий, очистка берегов рек и родников, сохранение зеленых насаждений, лесовосстановительные работы, ликвидация мелких несанкционированных свалок, уничтожение бытового мусора. В них участвуют общественные организации, муниципальные учреждения и коммерческие структуры и, конечно же, простые граждане. Они показывают, что именно общество может дать положительные результаты в решении экологических проблем нашей республики. Символично и то, что эти Дни начинаются 15 апреля – в День экологических знаний.
    Однако с сожалением можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день мало кто из наших земляков задумывается о том, что природными ресурсами можно не только пользоваться, но и необходимо охранять и беречь это бесценное богатство. Экологическая культура населения Дагестана заметно отстает от экологической образованности населения других северокавказских республик. Съездив в эти регионы на отдых или по делам, многие из нас не устают восхищаться чистотой их населенных пунктов, отсутствием мусора на улицах городов и сел, множеством зеленых зон и т.д. А между тем это все ведь не происходит по мановению какой-нибудь волшебной палочки! Вот здесь на делах, а не на словах и проявляется любовь своего народа к природе родной земли. Природа нуждается в благоразумном отношении каждого из нас, независимо от социального положения, возраста, профессии.
    Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, его структурными подразделениями во всех районах республики постоянно проводятся природоохранные мероприятия, направленные на улучшение экологии городов и районов нашего края. Кроме того, сегодня, когда воздействие человека на окружающую природную среду порой приобретает необратимый характер, одним из приоритетных направлений деятельности природоохранных органов республики становится улучшение экологического просвещения и повышение уровня экологической культуры населения.
    Необходимо подчеркнуть важную роль Дней защиты в привлечении широких слоев населения для решения экологических проблем республики. Хорошим примером работы в этом направлении может послужить акция, проведенная 14 апреля 2012 года и приуроченная к Дню Земли. По инициативе кафедры экологии Дагестанского государственного технического университета был организован субботник по очистке склонов горы Тарки-Тау от мусора. В субботнике приняли активное участие студенты Дагестанского медицинского колледжа, Дагестанского государственного университета, филиала Правовой академии Минюста РФ, факультета психологии Дагестанского государственного педагогического университета и других высших и средне-профессиональных учебных заведений.
    Не остались в стороне от столь грандиозной по масштабам и по количеству участников «экологической уборки» и специалисты Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды Дагестана, которые с энтузиазмом присоединились к молодежи.
    А работа, действительно, предстояла огромная, так как вся растительность вокруг была «дизайнерски украшена» неизменными атрибутами наших пейзажей – полиэтиленовыми пакетами, к которым в последнее время наши особо «чистоплотные» граждане добавляют большое количество салфеток. Согласитесь, парадоксально: оказывается, чистота рук, приводит к загрязнению природы! Конечно же, в некотором смысле мы немного утрируем, но факты, как говорится, налицо, и поверьте, «факты» эти с трудом отдираются с кустов! Дешевизна пакетов и простота их изготовления привела к тому, что люди их быстро выбрасывают, донеся продукты до дома. Задумайтесь над этими цифрами:
    4 триллиона пакетов в год используется в мире, 6 млн 300 тыс. тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан. Но самое опасное, что целлофан устойчив к воздействию внешней среды, и выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению, что приводит к устойчивому загрязнению природы! По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено. Вот несколько примеров: Танзания – штраф за производство, импорт или продажу пластиковых пакетов — 2000 долларов или год тюрьмы, ввоз пластиковых пакетов на Занзибар запрещен. И это развивающиеся страны! Напрашивается вопрос: что же такое должно произойти с нашей окружающей средой, чтобы и наше «экологическое мышление» наконец развилось?! А вот факт, который можно и нужно взять нам в качестве примера решения этой набившей оскомину «пакетной проблемы»: в Ирландии после повышения цен на пакеты количество используемых пакетов сократилось на 94 %. Там теперь применяют «многоразовые» сумки из ткани, т.е. вернулись к «опыту» наших бабушек и мам.
    Возвращаясь же к субботнику, заметим, что он удался на славу – 270 штук 120-литровых пакетов с мусором, чем не удача?! Ну, а если серьезно, то, глядя на всю эту мусорную вакханалию, хочется воскликнуть: «Люди, да не плюйте же вы в колодец, из которого пьете!», и это касается не только горы Тарки-Тау, но и всей природы в целом.
    Остается надеяться, что в связи с тем, что планируется присоединение склона горы Тарки-Тау к территории заповедника «Дагестанский», и он получит статус особо охраняемой территории, экологическая обстановка здесь изменится к лучшему.
    Конечно же, каждому дереву, лесу, роднику невозможно придать этот статус, но ведь мы должны понимать, что к ним применим и другой статус – это все наша с вами среда обитания, т.е. природа, без которой нам не выжить!
    В эти дни, впрочем, как и всегда, Минприроды Дагестана проводит акции и по привлечению внимания к зеленым насаждениям. Посадка деревьев – замечательная традиция, существующая для того, чтобы улучшить экологическое состояние того или иного уголка родной земли, своими руками помочь природе. Ведь недаром же в былые времена в адатах многих народов Дагестана было записано, что с того, кто срубит фруктовое дерево, взимается штраф в 70 копеек (сумма по тем временам немалая), нефруктовое дерево оценивалось вполовину.
    В предыдущие годы в ходе таких акций в г. Каспийске появились «Аллея выпускников» возле администрации города и «Аллея памяти» на месте взорванного в результате теракта в 1996 году дома пограничников, высажены зеленые насаждения в районе Республиканской детской многопрофильной больницы г. Махачкалы и т.д.
    В нынешнем году экодесант Минприроды Дагестана «ЗАБОТА» провел акцию «Посади дерево!» в школе № 56 г. Махачкалы, где были высажены 10 платанов, 10 туй и 10 кустов роз, предоставленных министерством.
    Конечно же, мы понимаем, что решить экологические проблемы разовыми природоохранными мероприятиями в рамках Дней защиты невозможно, потому что бережное отношение к своей земле, в широком смысле этого слова, все-таки должно жить у каждого из нас в душе и в помыслах и проявляться через конкретные дела и поступки. Мы уверены в том, что если каждый из нас посадит дерево, уберет двор, улицу, выкинет мусор в положенном месте, то это станет вкладом в дело охраны окружающей среды.
    Не будьте сторонними наблюдателями, объединяйтесь дворами, улицами, подъездами, коллективами для того, чтобы наш общий Дагестан был не только одной из самых больших республик на Северном Кавказе, но и самой чистой и благоустроенной!
    Минприроды Дагестана также выражает уверенность, что, именно опираясь на возрождение дагестанских традиций по охране окружающей среды и продолжая активную работу по экологическому образованию и просвещению населения, и особенно подрастающего поколения, можно остановить варварское уничтожение уникальной природы нашего горного края!

  4. Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением.
    Преподобный Исаак Сирин
    Святой Антоний Великий

    Чистая душа освящается Богом

    Чистая душа, будучи добротна, освящается и осиявается Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела. Но когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее, или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысел, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния.
    Преподобный Симеон Новый Богослов

    Ведение Бога происходит от чистоты души и от Божественной благодати

    Ныне такое время, в которое прилично сказать с Пророком Давидом: Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс.13:2-3). Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего (1Кор.1:20), чтобы никто не мог посредством ее познавать истинную премудрость, Бога единого истинно сущего? – Ибо если б, братия, могло нам подаваться познание истинной премудрости и Боговедения посредством писмен, обучения и внешней премудрости, то для чего бы требовалась вера? или божественное Крещение? или причастие Святых Таин? Конечно, не требовались бы. Но понеже не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих (1Кор.1:21). И это говорит божественный Павел. Я же справедливо могу плакать и рыдать о сокрушении собственных моих членов, то есть плотских и духовных братии моих, – о том, что мы, облекшиеся во Христа в божественном Крещении, ни во что вменяя Тайны Христовы, думаем, что можем получить познание истины Божией посредством внешней премудрости и посредством одного чтения премудрых Писаний святых мужей, в котором упражняемся и, довольствуясь этими одними средствами, почитаем себя постигшими православие и имеющими точное и твердое познание Пресвятой Троицы, – и не только об этом, но что и более почтенные пред другими люди неразумно полагают, будто те мысли, какие они слагают в уме своем, суть созерцания такого же достоинства, как и те, которые подаются достойным только чрез озарение Духа Святого. Увы! какое безумие и какое ослепление! Другие, опять, без чистоты сердечной углубляясь умом своим в тайны Бога и богословствуя, когда услышат о Боге, что как в трех солнцах единое есть сияние света, так и в Пресвятой Троице – едино сияние единого Божества, тотчас воображают в уме своем три солнца, соединенные по свету, то есть по существу, и разделенные по ипостасям, и полагают несмысленно, что они видят так Самое Божество и что Святая, единосущная и нераздельная Троица полно выражается сим уподоблением.
    Но не так есть, братия, не так. Никто не может добре и полно постигнуть умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай он Божественные Писания. Истинно верующий и не берется за это, но, приемля с верою написанное, в том одном пребывает, ничего более не пытая, и кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать божественное. Что такое слово мое истинно, послушай, что говорит Христос Господь: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф.11:27). Этими словами и другими подобными заграждаются бесстыжие и бездверные уста тех, которые говорят и думают, что знают сущую истину, Самого, говорю, Бога, из внешней мудрости и из писмен изучаемых, и что сими средствами они стяжавают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом. Ибо если никтоже знает Сына токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти глубины сии и сии тайны (ибо, говорит, тайны Мои – Мне и Моим), то кто из мудрых, или риторов, или ученых (кроме тех, которые при сем очистили ум свой высшею философиею и подвижничеством, и имеют душевные чувства свои истинно обученными) может без откровения свыше от Господа одною человеческою мудростью познать сокровенные тайны Божии? Они открываются посредством умного созерцания, действуемого Божественным Духом в тех, коим дано и всегда дается познавать их божественною благодатью. Знание сих тайн есть достояние тех людей, которых ум каждодневно просвещается Духом Святым ради чистоты душ их, – тех, коих умные очи добре открыты действием лучей Солнца правды, – тех, коим дано Духом Святым слово разума и слово премудрости, – тех, кои сохраняют совесть и страх Божий, посредством любви, мира, благости, милосердия, воздержания и веры. Вот чье достояние есть ведение божественного!
    Тем, кои таковы, говорит Христос, как сказал и Апостолам: вам дано есть ведати тайны царствия Божия, прочим же в притчах (Лк.8:10). Они, движимы будучи Божественным Духом, знают равночестие и единение, которое имеет Сын с Отцом, так как видят во Отце Сына и в Сыне Отца чрез Духа, как написано в Евангелии: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10), – причем подразумевается, что и Дух Святой равно есть во Отце. Ибо так как Дух Святой исходит от Отца, Отец же весь есть во всем Сыне, то и Дух Святой есть во Отце и Сыне. Отец и Сын и Дух Святой есть един Бог, поклоняемый от всякого дыхания. – Как же можно тебе говорить, что едино три солнца? Ибо если ты их соединишь и скажешь, что три – одно, то три объединятся, и будут в одно солнце. Если же не соединишь их, а скажешь, что их три, то потеряешь единство трех. Отца без Сына и Духа невозможно тебе найти никоим образом, ни Сына без Отца и Духа, ни Духа без Отца и Сына. Почему веруй, что в Духе Отец и Сын, в Сыне Отец и Дух, во Отце Сын, соприсносущно всегда сущий и пребывающий и имеющий сияющим вместе с Собою Духа Святого. Эти три лица не суть три Бога, но един Бог в трех ипостасях, воспеваемый бесчисленными Ангелами, сый и присносый и такожде сый, в едином сосущии, и царствии, и Божестве. Ибо хотя в каждом из трех лиц помышляются срасленные (свойственные. – Ред.) им личные особности (нерожденность, рожденность и исходность), однако же, три лица един Бог, и едино, то есть един Бог – три, чему невозможно быть в трех солнцах.
    Преподобный Исаак Сирин

    Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего

    Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением. Если же кто сподобился очищения, то есть душевного здравия, то ум его действительно и на самом деле приемлет в себя радость духовным чувством, ибо делается он сыном Божиим и братом Христовым и не имеет времени ощущать встречающееся с ним доброе и худое.
    У чистого душою мысленная область внутри его, сияющее в нем солнце – свет Святыя Троицы, воздух, которым дышат обитатели области сея, – Утешительный и Всесильный Дух, совосседающие с ним – святые и бесплотные природы, а жизнь, и радость, и веселие их – Христос, Свет от Света – Отца. Таковый и видением души своей ежечасно увеселяется, и дивится красоте своей, которая действительно во сто крат блистательнее светлости солнечной. Это – Иерусалим и Царство Божие, внутри нас сокровенное, по Господнему слову (Лк.17:21). Область сия есть облако Божией славы, в которое только чистые сердцем внидут узреть лице своего Владыки и озарить умы свои лучами Владычнего света.
    Не может ли душа очиститься и во время пребывания вне двери?
    Если дерево ежедневно поливается, то засыхает ли когда корень его? Убывает ли когда в сосуде, в который ежедневно прибавляют? И если чистота не иное что есть, как незнание вольного обращения с людьми и оставление этой привычки, то как же пожелать, чтобы очистилась когда душа его, тому, кто деятельно сам собою или другими, посредством чувств, обновляет в себе памятование старой привычки, то есть познания порока? Возможно ли, чтобы очистилась когда душа его от этого или освободился он когда от внешних противодействий и мог увидеть себя? Если сердце ежедневно оскверняется, то очистится ли человек от скверны? Не в силах он противостать действию внешней силы, не тем ли паче не может очистить сердца, когда стоит среди воинского стана и ежедневно ждет слышать частые вести о брани? И как осмелится он провозгласить мир в душе своей? Если же удалится от сего, то может понемногу прекращать сперва внутренние волнения.
    Пока река не преграждена вверху, не иссякают воды ее внизу. Когда же придет человек в безмолвие, тогда душа может различать страсти и разумно изведывать свою мудрость. Тогда и внутренний человек пробуждается на духовное дело и день ото дня более ощущает сокровенную мудрость, цветущую в душе его.
    Святитель Григорий Нисский

    Чистая душа служит для Бога невестою

    Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности. Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания, но только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза.

    Святитель Иоанн Златоуст
    Чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом
    Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (Мф. 23:27), ведь их тело — гроб, внутри которого — мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь, внутренней же — не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это — очищение иудейское, пустое и бесполезное, если нет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело, какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе?
    Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.

    Как ты можешь соблюдать чистоту души?

    Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу как неприступное святилище.
    Блаженный Диадох Фотикийский


    Что свойственно чистой душе
    Душе чистой свойственны слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее. Тогда когда душа чиста и ум верно установляет свои чаши (как установляются на весах чаши весовые), и трезвенным пребывает в своем о всем суждении, как на чистейшем и неподкупном судилище.
    Авва Евагрий Понтийский
    Сосуд избран душа чистая, нечистая же исполнится горестей.

    Преподобный Феодор Студит

    Что сладостнее, и что блаженнее, как иметь душу чистою и ум не ураненным страстями?

  5. Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 92).

    * * *

    Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 151.

    * * *

    …Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий, 89, 43).

    * * *

    Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом… (прп. Антоний Великий, 89, 51).

    * * *

    Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф.?5,?8)… Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий, 9, 300).

    * * *

    Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин, 30, 201).

    * * *

    Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин, 30, 497–498).

    * * *

    А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский, 19, 447–448).

    * * *

    …Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности… (свт. Григорий Нисский, 20, 112).

    * * *

    …Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза (свт. Григорий Нисский, 20, 380–381).

    * * *

    …Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума… все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).

    * * *

    Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф.?23,?27), ведь их тело – гроб, внутри которого – мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же – не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это – очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 800–801).

    * * *

    Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 96).

    * * *

    …Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 703).

    * * *

    Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге… (прп. Иоанн Кассиан, 56, 53–54).

    * * *

    …Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан, 56, 78).

    * * *

    …Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 84).

    * * *

    …Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан, 56, 149).

    * * *

    …Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому? с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан, 56, 157).

    * * *

    …Посты, бдения, отшельничество, размышление о Священном Писании нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь, и из-за них не должно нарушать эту главную добродетель, при целом, невредимом сохранении которой у нас не будет никакого недостатка, если бы по необходимости и было опущено что-нибудь из сказанных подвигов… (прп. авва Моисей, 56, 171).

    * * *

    …Заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя самые предметы плотских страстей, от которых может рождаться для больной души повод или воспоминание об этих страстях (прп. авва Серапион, 56, 241–242).

    * * *

    Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души (прп. авва Херемон, 56, 387).

    * * *

    Для усовершения чистоты… довольно безрассудно, особенно при таком разнообразии удовольствий или сил, назначать известную меру времени, которую нельзя назначать и для материальных искусств, и видимых наук, ибо каждому необходимо усвоять их, смотря по усердию души и по качеству дарований (прп. авва Херемон, 56, 399).

    * * *

    …Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности (прп. авва Феона, 56, 574).

    * * *

    …Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной (свт. Кирилл Александрийский, 65, 42).

    * * *

    Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым (прп. Марк Подвижник, 89, 518).

    * * *

    Предел чистоты – чувство, непрестанно прилепленное к Богу (блж. Диадох. 91, 7).

    * * *

    …Если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов (прп. Исаак Сирин, 58, 45).

    * * *

    Кто чист в душе и непорочен в области жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом… (прп. Исаак Сирин, 58, 48).

    * * *

    …Когда ум совлечется ветхого человека, и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету… (прп. Исаак Сирин, 58, 74).

    * * *

    Чистота есть забвение противоестественных способов ведения, изобретенных естеством в мире (прп. Исаак Сирин, 58, 104).

    * * *

    …Если не достигнет чистоты, понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть ему сокровенное (прп. Исаак Сирин, 58, 170).

    * * *

    Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество (прп. Исаак Сирин, 58, 186).

    * * *

    Чистота взирает на Бога, воссиявает и цветет в душе не вследствие прошения, но вследствие неведения злобы какого бы то ни было человека (прп. Исаак Сирин, 58, 263).

    * * *

    Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем (прп. Исаак Сирин, 58, 279).

    * * *

    Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту; а труд подкрепляют надежда и страх (прп. Исаак Сирин, 58, 311).

    * * *

    …Вера и милостыня содействуют ему скоро приблизиться к чистоте (прп. Исаак Сирин, 58, 314).

    * * *

    Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты (прп. Исаак Сирин, 58, 415).

    * * *

    Кто желает представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание… (прп. Иоанн Лествичник, 57, 201).

    * * *

    И чистоту называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).

    * * *

    …Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство, как к предметам неодушевленным (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).

    * * *

    …Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и Самого Бога: в чем – крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностию и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множитися (ср.: Быт.?35,?11) (прп. Максим Исповедник, 91, 244–245).

    * * *

    Чистым же сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако же и в таком случае добродетели – одни не могут сделать сердца чистым, без воздействия и присещения Духа Святаго. Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присещения огня Духа, все делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 532–533).

    * * *

    Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто, в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562).

    * * *

    …Как может быть чисто сердце у того, кто оскверняется нечистыми помыслами, как зеркало затемняется пылью? (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562).

    * * *

    Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления, или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетало с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, – применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, но которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя как в зеркале (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 563).

    * * *

    Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом (свт. Григорий Палама, 26, 127).

    * * *

    … не стяжавается никем никогда, иначе как совершенством в действовании, постоянным сокрушением, созерцанием и молитвою в созерцании (свт. Григорий Палама, 93, 302).

    * * *

    Что такое чистота? Это – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 333).

    * * *

    Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности ко Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 334).

    * * *

    Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд; но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных… (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 339).

    * * *

    …Чистота – дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 531).

    * * *

    Чистота сердца… зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 409).

    * * *

    От чистоты – с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 179).

    * * *

    Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел бы ил благ мира (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 5–6).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *