Сочинение на тему читая комедию грибоедова

12 вариантов

  1. Эта комедия написана между 1815 и 1820 годами. В то время, когда люди ездили в каретах, носили совершенно иную одежду, жили в иных домах; она создана в то время, когда чиновники брали взятки, злоупотребляли своим положением и думали лишь о личном благополучии; наконец, эта комедия написана именно тогда, когда ее никто не ждал и тогда, когда это было необходимо. Действительно, она открывала глаза на всю правду «фамусовского общества», она пыталась изменить жизнь всей страны, и, частично, у нее это получилось. Благодаря ей, люди не только видели проблему, но и пытались как-то от не избавиться.
    Те, кто ратовал за судьбу Отечества, опираясь на комедию «Горе от ума», боролись с беспорядками в XIX в., боролись в XX и в XXI вв.
    И вот тут-то становится ясно, почему комедия не полностью справилась со своей задачей. Она выявила негативные признаки, но не устранила их. На протяжении трех столетий она становилась все актуальней. Такой остается и сейчас.
    Я часто слышу, когда произносят: «Горе от ума» — бессмертное произведение!”. И в этих словах я улавливаю тон гордости за саму комедию, за написавшего ее Грибоедова, за то, что он наш соотечественник. Я часто это слышу, однако… я никогда не замечал, чтобы кто-то говорил, что комедия ужасна. Ужасно потому, что бессмертна. Разве хороша такая вечная жизнь? Сами эти слова звучат как рок. То есть люди не менялись, не меняются и не будут меняться? Неужели все наши усилия сделать мир лучше — это всего лишь усилия, усилия безрезультатные! В чем же тогда смысл жизни? В самосовершенствовании? К чему это, если можно всегда оставаться таким, как Фамусов? И последний вопрос: если пытаться изменить ход природы — это преступление, то не является ли преступлением попытка изменения природы самого человека? Пускай даже и в лучшую сторону.
    Вывод один: долой комедию! Долой ее призывы к обществу! Вот как может поменяться мировоззрение за несколько часов чтения набора букв. Хоть и красивого, но все же набора букв.
    Однако, я неисправимый оптимист. Я верю, что мы появились на Земле не просто так, и я верю, что пять лет, потраченные Грибоедовым на комедию «Горе от ума», не пропали даром.
    Это можно легко понять, если представить, что рассматриваемое произведение — это зеркало (а так оно и есть), и смотрит в это зеркало сама госпожа Жизнь. Жизнь видит, что она уродлива и ужасна, и в бешенстве она проклинает зеркало-комедию. Тут приходит на ум поговорка: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
    Грустно, но все же надо признать, что «Горе от ума» — действительно зеркало и не более. А зеркала, как известно, не спасают мир. Они не подают руку упавшему, они не жалеют и не любят, они не стремятся служить честно и не пытаются избавиться от таких нарывов общества, как Молчалин, Фамусов, Скалозуб. Все это должны делать люди. И то, что я сказал в самом начале сочинения, а именно: «Комедия не справилась со своим предназначением» является ошибкой. Она показала нам суть общество и все. А что еще можно ждать от просто набора букв?
    Последнее, что бы я хотел сказать, будет желанием, точнее желанием и верой, что такие комедии больше не появятся. Не появятся потому, что надобность в них исчезнет. Ну, а «Горе от ума» останется в памяти потомков, как примитивная жизнь их предков, и со временем она исчезнет совсем.

  2. Эта комедия написана между 1815 и 1820 годами. В то время, когда люди ездили в каретах, носили совершенно иную одежду, жили в иных домах; она создана в то время, когда чиновники брали взятки, злоупотребляли своим положением и думали лишь о личном благополучии; наконец, эта комедия написана именно тогда, когда ее никто не ждал и тогда, когда это было необходимо. Действительно, она открывала глаза на всю правду “фамусовского общества”, она пыталась изменить жизнь всей страны, и, частично, у нее это получилось. Благодаря ей, люди не только видели проблему, но и пытались как-то от не избавиться.
    Те, кто ратовал за судьбу Отечества , опираясь на комедию “Горе от ума”, боролись с беспорядками в XIX в., боролись в XX и в XXI вв.
    И вот тут-то становится ясно, почему комедия не полностью справилась со своей задачей. Она выявила негативные признаки, но не устранила их. На протяжении трех столетий она становилась все актуальней. Такой остается и сейчас.
    Я часто слышу, когда произносят: “Горе от ума” – бессмертное произведение!”. И в этих словах я улавливаю тон гордости за саму комедию, за написавшего ее Грибоедова, за то, что он наш соотечественник. Я часто это слышу, однако…я никогда не замечал, чтобы кто-то говорил, что комедия ужасна. Ужасно потому, что бессмертна. Разве хороша такая вечная жизнь? Сами эти слова звучат как рок. То есть люди не менялись, не меняются и не будут меняться? Неужели все наши усилия сделать мир лучше – это всего лишь усилия, усилия безрезультатные! В чем же тогда смысл жизни? В самосовершенствовании? К чему это, если можно всегда оставаться таким, как Фамусов? И последний вопрос: если пытаться изменить ход природы – это преступление, то не является ли преступлением попытка изменения природы самого человека? Пускай даже и в лучшую сторону.
    Вывод один: долой комедию! Долой ее призывы к обществу! Вот как может поменяться мировоззрение за несколько часов чтения набора букв. Хоть и красивого, но все же набора букв.
    Однако, я неисправимый оптимист. Я верю, что мы появились на Земле не просто так, и я верю, что пять лет, потраченные Грибоедовым на комедию “Горе от ума”, не пропали даром.
    Это можно легко понять, если представить, что рассматриваемое произведение – это зеркало (а так оно и есть), и смотрит в это зеркало сама госпожа Жизнь. Жизнь видит, что она уродлива и ужасна, и в бешенстве она проклинает зеркало-комедию. Тут приходит на ум поговорка: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
    Грустно, но все же надо признать, что «Горе от ума» – действительно зеркало и не более. А зеркала, как известно, не спасают мир. Они не подают руку упавшему, они не жалеют и не любят, они не стремятся служить честно и не пытаются избавиться от таких нарывов общества, как Молчалин, Фамусов, Скалозуб. Все это должны делать люди. И то, что я сказал в самом начале сочинения, а именно: «Комедия не справилась со своим предназначением» является ошибкой. Она показала нам суть общество и все. А что еще можно ждать от просто набора букв?
    Последнее, что бы я хотел сказать, будет желанием, точнее желанием и верой, что такие комедии больше не появятся. Не появятся потому, что надобность в них исчезнет. Ну а «Горе от ума» останется в памяти потомков, как примитивная жизнь их предков, и со временем она исчезнет совсем.
    Добавил: IskanderKosachev

  3. Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
    Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
    что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
    Ведь надобно ж зависеть от других.
    И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
    Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
    В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
    «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
    Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
    Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
    Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.

  4. Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  5. 1.О конфликте Чацкого с фамусовским обществом. 2. Чацкий и Софья. 3. Чацкий. /Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»./ Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот
    двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни
    автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии
    переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту
    первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии
    наизусть. «Горе от ума», как политическая комедия, сразу же была воспринята
    правильно и получила высокую оценку декабристов. Прочитаны первые страницы комедии …Стало ясно : все в доме Фамусова
    ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и
    говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о
    человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о
    Чацком ?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и
    встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с
    первых же страниц заинтересовала меня. Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме
    своего опекуна Фамусова ,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью,
    получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка
    вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре
    юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали
    серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно,
    самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти
    годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и
    любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению
    жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой
    снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно
    любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой
    девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив ! Чацкий
    весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда : ведь
    Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина. Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его
    отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не
    любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
    Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно,
    отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может
    почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов
    встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между
    ними постоянно происходят столкновения. В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным
    претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником
    самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
    «свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о
    человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная
    идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности,
    о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе. Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и
    бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным,
    их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни. Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот
    строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
    Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит
    в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича. Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
    Грибоедов? Вряд ли ! Вот почему мы так естественно воспринимаем
    обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает,
    издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как
    к его размышлениям отнесутся окружающие. Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он
    хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду. Гнев и обиды гражданина придают ему энергию. Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как
    выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает
    у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне
    близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников. Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, –
    олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести,
    на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит
    ему предательский удар : сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю,
    что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но
    нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница
    прекрасного пола и вдруг…. такая подлость ! Выдумка о сумасшествии
    Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все
    повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают
    перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой
    фразы : по их мнениям сумасшедший – значит «вольнодумец». Все пытаются
    установить причину сумасшествия . Хлестова говорит : «Чай, пил не по
    летам»,но Фамусов твердо уверен : Ученье – вот чума, Ученость – вот
    причина…. Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
    Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и
    просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит :

  6. 1 ВАРИАНТ-1 Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» сегодня Читая комедию «Горе от ума» сегодня, понимаешь, что в сущности ничего не изменилось Комедия была написана в девятнадцатом веке, а сейчас начало двадцать первого, но и в наши дни «Молчалины блаженствуют на свете», а у Чацких «горе от ума». Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему лучшие умы России готовы воскликнуть: «Карету мне, карету!»? Таков, я думаю, закон жизни, таковы нравы людей, их принципы, которые передаются из поколения в поколение. Так, например, большинство людей всегда будет стремиться к славе, видеть счастье в повышении должности и делать что угодно, лишь бы добиться своей цели И только одного-двух из этой толпы можно будет назвать ЛИЧНОСТЯМИ, которые были и будут свежей струей среди мутного потока, будут, как и Чацкий, рваться к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством», требовать «службы делу, а не лицам». Во все времена будет идти борьба между двумя лагерями. С одной стороны – лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», а с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире». Однако и в наш век роль Чацкого роль страдательная: оно иначе и быть не может. «Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха». «Горе от ума» есть картина и нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия», отражающая действительность теперешних дней. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, эпоха девятнадцатого века, ее дух, исторические моменты, нравы. «Однако для нас она еще не вполне законченная историческая картина: мы не отодвинулись от эпохи на достаточное расстояние, чтобы между ею и нашим временем легла непроходимая бездна. Колорит не сгладился совсем; век не отделился от нашего, как отрезанный ломоть: мы кое-что унаследовали, хотя Фамусовы, Молчалины, Загорецкие и прочие видоизменились так, что не влезут уже в кожу грибоедовских типов» И эта параллель с произведением «Горе от ума» будет существовать до тех пор, пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни.
    2 ВАРИАНТ-2 Читая комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума” сегодня Более ста семидесяти лет разделяет наше время и создание бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», но и до-сегодняшнего дня она не потеряла своей значимости и актуальности. Читая комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох “века нынешнего” и “века минувшего”. “Горе от ума” единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность. Конфликт поколений показан Грибоедовым с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество того времени. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог это рьяная защита века покорности и страха. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: Учились бы, на старших глядя. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который не то на серебре на золоте едал. Максим Петрович, вельможа времен матушки Екатерины, является для Фамусова образцом для подражания, потому что когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня протекционизмом. Герой комедии признается: При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку.
    3 Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: Кто беден, тот тебе не пара. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он не нынче завтра генерал. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к легкому хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до степеней известных. Этот герой к своим достоинствам относит умеренность и аккуратность, умение промолчать, когда тебя бранят. Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки гоняется за чинами, орденами и богатой невестой. На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны. Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам века минувшего. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает

  7. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” — один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловлено новаторство Грибоедова — в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический.
    Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность образов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять в своем произведении самые острые политические вопросы времени.
    В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.
    “Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт — столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”.
    Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний — в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других “московских”. При этом все персонажи пьесы — типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий — это типичный передозой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как “другчеловечества”, гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца — “угождать всем людям без изъятья”, а также “не должно сметь свое суждение иметь”.
    Образы “Горя от ума” лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий — страстная и эмоциональная натура — из-за своей пылкой непосредственности иногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе “с величайшим усердием”. Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения “принимать виды”. Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа “интересами”, в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: “Вам не дались чины? По службе неудача?”
    Итак, в комедии “Горе от ума” Грибоедов широко использует реалистический принцип при создании характеров.
    Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять — восемь персонажей. В комедии же Грибоедова “25 глупцов на одного здравомыслящего человека”, что увеличивало масштабы сценического действия.
    Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они представляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”), и представители фамусовского общества (московское “тузы”Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих “Амуров” и “Зефиров” поодиночке, московские барыни — “судьи всему, везде, над ними нет судей” и другие).
    Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное — выводят ее за рамки фамусовского дома.
    И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается “каждому свой “мильон терзаний”; последнему уже наверняка не стать “тузом”, а Чацкий вынужден отправиться “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. На сцене безусловную победу не одерживает никто. Грибоедов, как реалист, не мог показать победу “века нынешнего” над “веком минувшим”, хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого.
    Создатель “Горя от ума” явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является одним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны “души прекрасные порывы”:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романтиками.
    Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии “вошло в пословицы и поговорки”: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно” и другие.
    Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим “Горе от ума” подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе (“Ревизор” Гоголя).
    “Горе от ума” является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.

  8. Грибоедов, Александр Сергеевич –
    Горе от ума
    1.О конфликте Чацкого с фамусовским обществом.
    2. Чацкий и Софья.
    3. Чацкий.
    /Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»./
    Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии наизусть.
    «Горе от ума», как политическая комедия, сразу же была воспринята правильно и получила высокую оценку декабристов.
    Прочитаны первые страницы комедии …Стало ясно : все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о
    Чацком ?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с первых же страниц заинтересовала меня.
    Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова ,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив ! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда : ведь
    Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.
    Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
    Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.
    В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
    «свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
    Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
    Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
    Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.
    Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
    Грибоедов? Вряд ли ! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.
    Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
    Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.
    Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.
    Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, – олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар : сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница прекрасного пола и вдруг…. такая подлость ! Выдумка о сумасшествии
    Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы : по их мнениям сумасшедший – значит «вольнодумец». Все пытаются установить причину сумасшествия . Хлестова говорит : «Чай, пил не по летам»,но Фамусов твердо уверен :
    Ученье – вот чума,
    Ученость – вот причина….
    Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
    Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит :
    Я вас обрадую : всеобщая молва,
    Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
    Там будут лишь учить по-нашему : раз, два ;
    А школы сохранят так : для больших оказий.
    А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит
    :
    Уж коли зло пресечь :
    Забрать все книги бы да сжечь.
    Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, – возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.
    И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут
    Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого : «Вот я пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник –
    Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый», убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело пожить».
    И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена ! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека
    ! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может.
    Чацкому нанесена еще одна рана : он узнает, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему.
    Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок ».
    А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней ! Но Чацкий, причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется благонравный низкопоклонник и делец». Может быть, прав наш герой. Ведь
    Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не принесла бы счастья человеку, имеющему определенное мнение о крепостном праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего единомышленника.
    Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.
    Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.
    Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.

  9. Эта комедия написана между 1815 и 1820 годами. В то время, когда люди ездили в каретах, носили совершенно иную одежду, жили в иных домах; она создана в то время, когда чиновники брали взятки, злоупотребляли своим положением и думали лишь о личном благополучии; наконец, эта комедия написана именно тогда, когда ее никто не ждал и тогда, когда это было необходимо. Действительно, она открывала глаза на всю правду “фамусовского общества”, она пыталась изменить жизнь всей страны, и, частично, у нее это получилось. Благодаря ей, люди не только видели проблему, но и пытались как-то от не избавиться.
    Те, кто ратовал за судьбу Отечества , опираясь на комедию “Горе от ума”, боролись с беспорядками в XIX в. , боролись в XX и в XXI вв.
    И вот тут-то становится ясно, почему комедия не полностью справилась со своей задачей. Она выявила негативные признаки, но не устранила их. На протяжении трех столетий она становилась все актуальней. Такой остается и сейчас.
    Я часто слышу, когда произносят: “Горе от ума” – бессмертное произведение!”. И в этих словах я улавливаю тон гордости за саму комедию, за написавшего ее Грибоедова, за то, что он наш соотечественник. Я часто это слышу, однако. . . я никогда не замечал, чтобы кто-то говорил, что комедия ужасна. Ужасно потому, что бессмертна. Разве хороша такая вечная жизнь? Сами эти слова звучат как рок. То есть люди не менялись, не меняются и не будут меняться? Неужели все наши усилия сделать мир лучше – это всего лишь усилия, усилия безрезультатные! В чем же тогда смысл жизни? В самосовершенствовании? К чему это, если можно всегда оставаться таким, как Фамусов? И последний вопрос: если пытаться изменить ход природы – это преступление, то не является ли преступлением попытка изменения природы самого человека? Пускай даже и в лучшую сторону.
    Вывод один: долой комедию! Долой ее призывы к обществу! Вот как может поменяться мировоззрение за несколько часов чтения набора букв. Хоть и красивого, но все же набора букв.
    Однако, я неисправимый оптимист. Я верю, что мы появились на Земле не просто так, и я верю, что пять лет, потраченные Грибоедовым на комедию “Горе от ума”, не пропали даром.
    Это можно легко понять, если представить, что рассматриваемое произведение – это зеркало (а так оно и есть), и смотрит в это зеркало сама госпожа Жизнь. Жизнь видит, что она уродлива и ужасна, и в бешенстве она проклинает зеркало-комедию. Тут приходит на ум поговорка: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
    Грустно, но все же надо признать, что «Горе от ума» – действительно зеркало и не более. А зеркала, как известно, не спасают мир. Они не подают руку упавшему, они не жалеют и не любят, они не стремятся служить честно и не пытаются избавиться от таких нарывов общества, как Молчалин, Фамусов, Скалозуб. Все это должны делать люди. И то, что я сказал в самом начале сочинения, а именно: «Комедия не справилась со своим предназначением» является ошибкой. Она показала нам суть общество и все. А что еще можно ждать от просто набора букв?
    Последнее, что бы я хотел сказать, будет желанием, точнее желанием и верой, что такие комедии больше не появятся. Не появятся потому, что надобность в них исчезнет. Ну а «Горе от ума» останется в памяти потомков, как примитивная жизнь их предков, и со временем она исчезнет совсем. .

  10. Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь — вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.
    Главный герой — Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем — это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:
    Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
    Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
    Удивлены? и только? вот прием!
    В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия — “обеды, ужины и танцы”. Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы.
    Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.

  11. 11
    Текст добавил: Каменное сердце

    Грибоедов писал комедию на протяжении трех лет. К 1822 году он завершил свое произведение. Но его издали спустя семнадцать лет и в измененном виде. Оригинал произведения был опубликован гораздо позже.Само название пьесы повествует о несчастье главного героя. Чацкий довольно-таки умный. Это и является его проблемой. Александр Сергеевич показывает читателям, что все герои произведения, кроме Чацкого, настолько глупы, что даже не понимают этого и считают сумасшедшим того, у кого другие взгляды. Совершать подлые и низкие поступки, заключать расчетные брачные союзы — это некий образ мышления, которое характерно обществу, современное для Грибоедова.Так же произведение «Горе от ума» затрагивает острые социально-политические проблемы.
    Сочинение на данную тему предусматривает изучение художественного конфликта. А в этой пьесе он не один. Автор сохранил основные нормы классицизма. Он смог объединить особенности классицизма и реализма. Так же в пьесе встречаются и романтические особенности. В заключении, хочется отметить, что существует множество различных тем для сочинений, но «Горе от ума» отличается своей уникальностью. Это произведение автор написал в переломный период для русской литературы. Именно поэтому в пьесе можно увидеть объединение настолько разных художественных форм.

  12. Александр Сергеевич Грибоедов говорил, что готов «голову положить за соотечественников», и с замечательной энергией служил на этом поприще, мужественно отстаивая интересы России. «Уважение к России — вот что мне нужно», — сказал он накануне своей гибели в Персии.
    Уважения к своему народу, его языку, истории, традициям желает и добивается и Чацкий — герой бессмертной грибоедов- ской комедии «Горе от ума».
    После окончания Отечественной войны 1812 года передовая часть общества ожидала реформ. Однако ожидания эти оказались тщетными. Не дождавшись реформ, дворянская молодежь объединяется с единственной целью: помочь народу и в целом изменить устои общества. Иными словами, зреет движение декабристов.
    Действие комедии, впрочем, как и написание ее, приходится как раз на этот период. Читая «Горе от ума», мы видим, что часть молодежи, хотя и небольшая, замечает все «подлейшие черты» «прошедшего житья». Эта молодежь гордится тем, что является частью героического народа. Уважение к народу стало основой патриотизма. К этой части дворянской молодежи принадлежит и Чацкий: «…умный, бодрый наш народ…» — так отзывается он о тех, кто противопоставлен в комедии фамусов- скому обществу.
    Так вскоре после войны 1812 года в дворянской среде более четко, чем когда бы то ни было раньше, определилось два враждебных лагеря: приверженцы консервативных взглядов, защитники старого, но отживающего свой век — в одном, и прогрессивная молодежь, состоящая из сторонников решительных политических и социальных перемен, — в другом. Первые — представители фамусовского общества («за дряхлостию лет к свободной жизни их вражда непримирима»), а вторые — будущие декабристы, к числу которых принадлежал и Чацкий.
    Несмотря на то, что в обществе обозначился раскол и немалая часть дворянства примкнула к сторонникам перемен, приверженцев консервативных взглядов было много больше. Установившийся строй настолько выгоден был обществу, что оно, то есть та часть его, которая в комедии представлена фамусовс- ким обществом и которая руководствовалась в определении жизненных позиций лишь собственными интересами, с особым рвением встало на защиту своих устоев. Это общество до смешного боится любых нововведений, а в особенности в отношении просвещения.
    «Ученье — вот чума, ученость — вот причина» — так звучат слова Фамусова, обвиняющего просвещение в нарастании волнений и недовольства в обществе.
    Фамусов и его гости утверждают «век минувший» — «век покорности и страха», время правления Екатерины II, когда дворяне были наделены огромными привилегиями, когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея», когда «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея».
    Фамусов — типичный представитель и выразитель идей существующего общества. Его жизненные принципы — в его репликах: «…По отцу и сыну честь…», «Ну как не порадеть родному человечку», «…и в чтенье прок-то не велик», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь» — так рассуждает Фамусов — типичный московский барин-крепостник, живущий предрассудками.
    Таковы и его гости. Скалозуб — «золотой мешок и метит в генералы», незаслуженно получающий звания и награды. Молча- лин — чиновник при Фамусове, «блаженствующий на свете», добивающийся всего тем, что «там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет!» Репетилов, от латинского repetitio — повторение, — пародия на вольнолюбивую молодежь. И когда в доме Фамусова появился Чацкий, восстающий против укоренившейся морали, желающий, по словам хозяина дома, «вольность… проповедать», все присутствующие моментально и единодушно выступают против, не стесняясь в выборе средств борьбы с инакомыслящим. И Чацкий покидает Москву, увозя «мильон терзаний».
    И тем не менее Чацкий не побоялся высказаться обо всем открыто. Он предпочитает быть «мечтателем опасным», а не «бессловесным», и его монологи обнажают передовое мышление и свободолюбивые взгляды — как раз то, что и роднит его с декабристами.
    Чацкий не признает идеалов фамусовского общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея» и где «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Фамусовским убеждениям Чацкий противопоставляет высокий идеал служения Отечеству, желание не прислуживаться, «служить делу, а не лицам».
    И отъезд Чацкого — это доказательство того, что есть сила, способная противостоять силе фамусовского общества.
    А.И. Герцен назвал Чацкого декабристом и писал, что этот герой «шел прямой дорогой на Сенатскую площадь и на каторжные работы».
    Комедия А.С. Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав. Комедия бессмертна по многим причинам: это и всегда актуальный сюжет, и вечные образы, и сам язык, которым написана комедия: ведь огромнейшая часть выражений вошла в нашу обиходную речь.
    Сюжет же не потеряет своей актуальности благодаря проблемам, поднятым в произведении. Комедия заключает в себе два конфликта: столкновение Чацкого с фамусовским обществом и интригу любви… А любовь, как и «борьба свежего с отжившим», во все времена будет иметь место. Также и типы. Разве переведутся когда-нибудь Молчалины — подхалимы, умеющие добиться всего лестью и угождением? Нет! Они всегда будут «блаженствовать на свете». Или, к примеру, Фамусовы — рьяные приверженцы консервативных взглядов, противники всякой новизны? Или те же Скалозубы, получающие награды за то, чего не делали, и хвастающиеся подвигами, которых не совершали? Не переведутся и Репетиловы, пустые, никчемные представители своей эпохи. И, конечно же, «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», поэтому-то «Чацкие живут и не переводятся в обществе», хотя в последние годы о Чацком появились и другие суждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *