Сочинение на тему что было бы если бы вишневый сад не продали сочинение

3 варианта

  1. Если бы сад не продали
    (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
    Сочинение
    Вопрос, поставленный передо мною в заглавии, казалось бы, прост, да лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду: лебедь воображения вдохновенно устремляется в небо грёз, рак боязливости резво семенит обратно в комедию Чехова, а щука здравомыслия движется в воду рациональности. Тем временем до слуха доносится звук лопнувшей струны. Это распалась связь времён, век вывихнул сустав, и разлетаются в разных направлениях гамадрилы и китайцы, ведьмы, блохи, мертвецы.
    Вернёмся к тому, с чего всё начиналось. К райскому саду , с которым невольно ассоциируется вишнёвый сад Чехова. Я далёк от мысли продавать Эдем – да и кому? Дьяволу, разве что: количество свободных мест в Аду ограничено, предприятие нужно расширять, а сделать это за счёт Рая – изощрённое, дьявольское коварство. Если испоганить самое лучшее, самое чистое – разве не будет это высшим доказательством превосходства Сатаны?
    Я не случайно вспомнил о Дьяволе – им так увлечены постмодернисты (см. антологию «Русские цветы зла», составленную Виктором Ерофеевым), что Князь Тьмы волей-неволей приходит на ум при виде абсолютно постмодернистского вопроса: что было бы, если бы сад не продали?
    Что ж, буду и отвечать на него в духе постмодернизма. Раневская назанимала бы денег и уехала бы снова в Париж, к любовнику. Аня выскочила бы замуж за первого встречного – да хоть за Лопахина, чтобы он оплатил долги Гаевых-Раневских. Варя погрязла бы в быту, стала бы совсем не отличима от служанки, от няньки Аниных детей, от экономки. Гаев спился бы; студент Петя, участвуя в революционных беспорядках, попал бы в тюрьму, где и скончался бы от побоев и болезней. Шарлотта Ивановна погибла бы во время исполнения головоломного трюка; Яшу закололи бы в драке пьяные мужики, жёны которых были бы соблазнены самодовольным Яшей; Фирс умер бы точно так же, как в пьесе Чехова, – никем не замеченный, забытый.
    Всё это почти настолько же скучно, насколько скучны произведения самого Чехова. Снова слышится звук лопнувшей струны. Горит сад, горит усадьба – доведённые до отчаяния крестьяне разрушают всё, что было дорого мелкопоместным дворянам Гаевым – и ожесточённость тем больше, чем более важным это было для помещиков. Вот бесславный конец опошлившихся и выродившихся аристократов.
    Скольких же бед можно избежать, вовремя продав сад! Пусть он вишнёвый, пусть он чудесный, пусть он хранит прелестные воспоминания детства – в нём лежит зерно разрушения, на нём лежит проклятие, к нему не лежит душа. Вишнёвый сад должен быть разрушен! У Чехова точно такое же мнение – именно поэтому его пьеса заканчивается ремаркой «далеко в саду топором стучат по дереву». Это наилучший выход, который смог найти драматург для своих персонажей, чтобы сохранить в них хоть немного чистого, светлого, доброго. Оставь он сад в неприкосновенности – и вселенское зло, дыхание Сатаны наполнит их сердца зловонием кошмара. Палящий смех в глаза пустые их войдёт летящей походкой, и огрубевшие их души при столкновении будут высекать искры и издавать звук, похожий на звук лопнувшей струны.
    В нём слышится напоминание о том, что объём сочинения не выдержан, что список кораблей написан лишь до половины. И чтобы вывести работу на нужную величину, нам стоит стиснуть зубы и выйти на новый виток рассуждений.
    Итак, сад не продали. Опустившиеся персонажи скитаются по мертвеющему саду, и души их разлагаются – с каждым днём всё сильнее. Всё лучшее осталось позади, увяло, сгинуло, пропало. Лишь благоухает погибший вишнёвый цвет и в воздухе разлито пенье мёртвых соловьёв.
    Вот, словно корабль из тумана, выплывает образ Пети. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Петя напряжённо ждёт, когда грянет голос буревестника, в чьём крике – жажда бури и уверенность в победе. Вечный студент готов сгинуть в революционных штормах – иного смысла в его существовании нет. Он уверен, что совсем скоро – лет через пятьдесят или двести, неважно, – повсюду будет сад. Но мы знаем, каким кошмарным местом является вишнёвый сад. И светлое будущее человечества, о котором мечтает Петя, – это настоящий Ад на земле.
    Как тень, скользит по саду образ Ани. Она шарахается от каждого ствола, что стонут и тянут руки-ветви к ней, будто деревья в дантовском Аду, и кровь течёт из повреждений на коре. И Аня сходит с ума от жестокости мира. В её глазах сверкает ужас и пламя будущих пожаров. И если мать её глупа, скучна, гнусна, противна, то дочь ей фору даст и превзойдёт в мерзотности своей, а гибельность страстей её, конечно, утянет в пропасть. Она совьёт семейное гнездо, родит детей – тем больше будет тех, кого с собой утащит Аня во тьму.
    Варвара, русская душою, приводит сад в благопристойный вид, и под её заботливой рукой он обретает красоту музея. Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут. Лопахин, заходя в него, приценивается к экспонатам, рассчитывая дорого продать, когда их заполучит в свои руки. Но Гаевы-Раневские крепкой хваткой держат сад, и никаких предпринимателей не подпустят к этому ресурсу. Лопахин сможет продавать лишь запах вишнёвого сада, за звон монет и шелест банкнот.
    И внова Гаев в стороне, читает оды тумбочкам и шкафам за неимением других предметов для воспевания. Он в сад не ходит – охотнее сыграет на бильярде, тем более, что не к чему больше ему приложить свои силы и таланты. Гаев – настолько лишний человек, что сама жизнь его отторгает, извергает из себя. Он разменял свою судьбу по мелочам и дух испустит, не завершив удар по шару кием, и будет похоронен в том же шкафе.
    Его сестра опять в любви погрязнет и уедет – пусть не в Париж, а в Таиланд, допустим. Не нужен сад ей вишнёвый и родина ей не нужна. Любовь Андреевна циничнее всех остальных героев пьесы – давно уж молодость прожгла, но всё не прекращает нырять в любовь, как в чёрную трясину. Теперь в затылок дышит старость, но для Раневской это пустяки. И чтобы сад ей не напомнил юность и в зеркале своём не отразил дряхление хозяйки, она сбегает прочь.
    Шарлотта Ивановна, сопровождая фокусами жизнь свою, в саду и сгинет. Себя саму распилит напополам под вишней, и никто не сможет соединить фрагменты тела. Что ж, эта смерть не хуже и не лучше любой другой.
    Глумливый Яша пропадёт в саду – заблудится в трёх вишнях и не выйдет. Таков конец любого человека, оторвавшегося от почвы. Как листик вишни, от дерева отринутый злым ветром, он унесётся в даль и там завянет. Его исчезновение оплакать мог бы Фирс, но Фирс умрёт, и очень скоро. У Фирса будущего нет. Он в сад придёт, под вишню ляжет, на травы да цветы (гуляют там животные невиданной красы), и дух испустит. Вот так он смертью смерть поправ, восславит жизни таинство, пробудит в читателях и зрителях любовь и радость. Вот и всё.
    Вновь звук лопнувшей струны. Он говорит, что труд исполнен, пора финальную поставить точку. Итак, сад продан – да здравствует сад! А тем, кто не продаст его, пусть будет хуже. Пусть все несчастья мира обрушатся на них. А мы поможем.

  2. А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа.
    В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он является объединяющим ядром и родственников, и случайных людей, которые должны решить судьбу когда-то красивого и величественного сада.
    Раневская и Гаев – сестра и брат, владельцы имения. Усадьба некогда была красивой, прямой тополиной аллеей, с красивым вишневым садом, который во время весеннего цветения сводил с ума всю округу.
    Оторванность от реальной жизни, легкомысленность главных героев доводят усадьбу до банкротства. Имение нужно продавать. Крепкий купец Лопахин видит выход из ситуации и даже предлагает проекты по спасению усадьбы.  Но хозяева как все слабые, безвольные люди, только льют слезы о потере «дорого их сердцу сада», внушают всем окружающим, что их жизнь закончится после продажи вишневого сада.
    Мучительные торги для хозяев усадьбы состоялись, имение отходит Лопахину. Вишневый сад, как нечто не приносящее доход, пойдет под топор. Лопахин доволен покупкой. Его дед и отец были рабами в этом имении, а теперь он хозяин. Ермолай Лопахин в пьесе представляется порядочным человеком, но его звериное нутро раскрывает Петя Трофимов. Он сравнивает его с хищным зверем, который для обмена веществ, способен съесть все. И он прав. Лопахин съедает сад. У него есть проекты на эту усадьбу, а остальные должны уйти. И тут выясняется, для Гаева и Раневской нет никакой трагедии. Раневская покидает родину, уезжает в Париж, Гаев тоже успокаивается.
    Чехов вводит персонажей пьесы, которые являются отражением хозяев усадьбы. Нелепость и ненужность этих героев подчеркивают слабость главных героев. Приживалка Шарлотта похожа на свою хозяйку Раневскую. Епиходов – карикатурная фигура, похож одновременно и на помещика Симеонова – Пищика, и на Гаева. Ни один из них не может сделать ни одного конкретного дела, только беготня и разговоры.

  3. Лопахин – представитель нового купеческого поколения. Для него сад – земля, на которой можно заработать. Также обладание имением Гаевых для него особый повод для гордости: место, где его предки ходили рабами, является теперь его собственностью. Это говорит о резкой смене в представлении о классовых различиях в России. Те, кто раньше угнетался, в некоторые времена даже на законодательном уровне, подмяли под себя угнетателей и господствуют теперь над ними. Лопахин — неплохой человек, ему жаль Раневскую, однако он не в состоянии разделить ее тоски и горечи от утраты имения.
    Петя Трофимов занимает нейтральное положение по отношению к судьбе сада; он не поддерживает ни Гаевых, ни Лопахина. Петя «выше любви» и продажа имения не является для него чем-то драматическим. Он — выходец из новой интеллигенции, для которых вся Россия- такой сад. Чехов предугадал появление подобного революционного настроя. Но автор не дает точного ответа об успешности будущей деятельности этих людей. Ведь Трофимов по сути также беспечен и не приспособлен к жизни, как Гаевы: он не может закончить учебу, не может даже отыскать свою обувь. Его речи полны амбициозности и уверенности в готовности полного переустройства всех сфер жизни, однако они не подкреплены личным опытом, а, следовательно, немного инфантильны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *