Сочинение на тему что сближает прозу и лирику и а бунина

9 вариантов

  1. Во многих произведениях отечественных авторов затрагиваются темы человеческого я и его поиска в круговороте мирской рутины. Данная тема была очень актуальна как раньше, так и сейчас, так как в любое время будет важен и актуален вопрос о человеческой личности, её пребывания в мире, её значение, и, конечно же, смысл. Одним из авторов, которого очень сильно волновала данная тема был Бунин. В своих произведениях Бунин с помощью лирических героев создавал особую атмосферу, через которую читатель мог в полной мере понять то, что Бунин до него пытался донести. В произведениях Бунина читатель всегда может найти очень глубокую прозу, которая в свою очередь завязана на его лирике.
    Эти два понятия в произведениях имеют очень тесную связь, так как одно напрямую зависит от другого. Через прозу автор создавал уникальный мир, в котором его персонажи гармонировали очень живо и лаконично. А с помощью лирики автор объяснял свою мысль в произведении, показывал именно ту тему, которую он бы хотел донести до своего читателя. Затрагивал он множество тем, от самых простых и незадачливых, до тем, которые волновали человечество на протяжении всего его существования, и относятся скорее к разряду философских, чем к литературным.
    Через лирических героев в произведении автор выставлял свою идею на показ в произведении. Лирические герои, как правило, были положительные, а потому привлекали много внимания, и потому свои мысли через произведение автору удавалось легче всего. В его произведениях читатель может познакомиться с понятиями дружбы, любви, справедливости. Эти темы были центральными для Бунина, так как он был человеком чести и благорассудства, а потому был падок на различного рода эмоции. Он так ярко и живо выражал ту или иную мысль в своих произведениях, будто он сам переживает ту или иную ситуацию, и чувствует именно то, что чувствовал бы его лирический герой.   Он всегда старался проецировать мысли и переживания своих героев на себя, чтобы в полной мере проникнуться ситуацией, и написать произведение, которое сможет вводить своего читателя в точно такое же состояние, которое испытывал автор.

  2. Человеческие переживания Бунин передавал в прозе и поэзии особыми эмоциями. Интересен взгляд писателя на любовь, чувственность и страдания. Автор философствует о природе зарождения любви в человеческой душе. В его понимании светлое чувство — мгновенная вспышка. За ней неизбежно следует разочарование и боль одиночества. Сопереживая и понимая героев, автор с поразительным упорством заканчивает все рассказы описанием внутренней трагедии. Но вместе с тем, всегда оставляет маленькую надежду.
    Яркое выражение творческий прием приобретает в цикле новелл «Темные аллеи». Герой одного произведения — немолодой, уставший от жизни дворянин. Он полон печальных раздумий во время пути. Жена изменила ему, сын не оправдал отцовских ожиданий. Останавливаясь на постоялом дворе, он с удивлением  узнает в хозяйке свою юношескую любовь. Героя озаряет мысль, что это единственное настоящее чувство за всю его жизнь. Каждый из них по-своему относится к нему. Давняя возлюбленная проносит чувство через всю жизнь, но не может простить измены. А мужчина понимает, как много потерял в ее лице. Внешне благополучная жизнь совсем не радует его из-за потери единственной любимой женщины по собственной вине. Поэтическое настроение новеллы писатель подчеркивает прекрасным мастерским описанием красоты природы. Автор сравнивает само чувство любовь с темными аллеями — неизведанными, загадочными и непонятными.

  3. И. О. Бунину удалось нарушить эту традицию, внеся в прозу лиричность, чувственность и эмоциональность. В каждом своем произведении писатель пишет чувственные картины. И проза, и поэзия автора настолько глубокие, что читателю кажется, будто он является незримым свидетелем описываемых событий, которые вызывают у него бурю эмоций.
    В поэзии и прозе Бунин поднимает вечные темы, которые трогают читателей во все времена и эпохи. Особое внимание автор уделяет теме любви, жизни и смерти, природе, обо всем он пишет невероятно откровенно и чувственно. Например, рассказ «Антоновские яблоки» переносит нас в осенний сад, читатель может услышать шум листвы и даже почувствовать запах яблок. Вместе с лирическим героем мы ощущаем ностальгию, тоску и печаль по ушедшему времени, осознаем неизбежность смерти и верим в то, что жизнь бессмертна.
    Особое внимание хочется уделить философии любви Бунина. У него особое понимание этого прекрасного чувства. Для Бунина любовь – это мгновение счастья, которое ведет к трагедии, но это мгновение является самым лучшим моментом в жизни человека. В произведениях автору удается создать особую атмосферу, вызвать у читателя сопереживание и сострадание. Несмотря на то, что сюжеты произведений часто трагичны, они всегда оставляют надежду.
    И в стихах, и прозе И. О. Бунин нашел себя тонким лириком, которому удалось передать всю палитру человеческих переживаний и чувств. Его герои романтичные и эмоциональные, с первых строк произведений читатель попадает в невероятный мир настоящей любви и жизни и, безусловно, выносит для себя важные уроки.

  4. 4
    Текст добавил: незатыкаемый фонтан

    Способность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или иных событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом смысле творчество И. А. Бунина удивительно лирический. Это неудивительно, когда речь идет о поэзии. Лирика и возникла, и существует по необходимости раскрыть свой внутренний мир. Но в прозе обычно внимание концентрируют на событиях, размышляют над ними, и мнение, а не эмоции, ведет читателя в прозе. Бунин ломает традицию. Его произведения возбуждают в первую очередь чувства. У читателя возникает впечатление, будто он — немой и незримый свидетель событий, конфликтов, которые нуждаются в нем, читателю, эмоциональной оценки.
    Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа пробуждает в лирического героя произведений Бунина не просто переживания красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор рисует картину упадка дворянского имения, для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс неизбежно ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, уныние, которые охватывают его героя, — это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философский печаль от текучести времени, от неизбежности старения и умирания всего прекрасного и, вместе с тем, надежду, что зная смерти. Бунин создает именно чувственные картины. Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листьев, но и чувствует запах антоновских яблок. Все это рождает в душе читателя то же грусть, ту же печаль и те же надежды, что и в лирического героя.
    В Бунина была своя философия любви. Это чувство он воспринимал как прекрасный момент, что ведет к трагическому финалу. Именно так трактуется любви в лирическом цикле новелл «Темные аллеи». Само название цикла создает поэтический образ, который раскрывается в течение всего цикла. Любовь — это темные аллеи, где много неожиданного, таинственного, что не поддается толкованию. Оно может изменить всю жизнь, может его осветить, иногда только в конце жизни человек понимает, что выпало ей на долю настоящей любви, но она им пренебрегла. Именно так произошло с героем новеллы, давшая название всему циклу. Новелла начинается описанием осенней дороги, по которой едет пожилой, уставший жизнью почтенный человек. На одной станции он останавливается, чтобы сменить лошадей. У хозяйки постоялого двора он узнает девушку, которую когда-то любил. Жизнь героя сложилось внешне удачно, но старость он встречает внутренне опустошенным: женщина изменила ему, не оправдал надежд и сын. Надежда, хозяйка постоялого двора, на всю жизнь сохранила верность юношеском любви. Новая встреча героев раскрывает их отношение к любви и своей жизни. Героиня верна любви, но никогда не сможетрастить измены. Герой только сейчас осознал, что за всю жизнь он любил только один раз — ее, Надежду. Но это осознание приходит слишком поздно, когда ничего исправить нельзя.
    Эта новелла по своему строению напоминает сюжет баллады о двух влюбленных, которым не суждено было счастья, которые поздно поняли, что такое настоящая любовь, которые не могут простить друг друга. Читатель чувствует эту поэтическую строение, отраженную даже в описаниях природы, как бы сочувствует героям. В финале новеллы читателя охватывают чувства, которые, видимо, переживает и герой: обиду на героя за его неспособность достичь любовь, печаль, не сложилось счастье.
    Лиризм прозы Бунина заключается и в создании особой атмосферы, которая рождает любовь, молодость. В рассказе «Легкое дыхание» именно эта атмосфера становится предметом исследования автора. Героиня Оля Мещерская воспринимается читателями как воплощение юной женственности, жажды жизни, любви, которая делает человека счастливым, дает ощущение той самой «легкости дыхания». Бунин показывает, что все это мало совместимое с реальной жизнью. После смерти Оли ее классная наставница, которая живет более мечтами, чем реальностью, ходит на ее могилу, чтобы почувствовать этот «легкое дыхание», которого ей так не хватает в жизни.
    В поэзии и прозе Бунин проявил себя тонким лириком, который передает широкую палитру человеческих переживаний, чувств, воспроизводит в образах тончайшие эмоции своих героев.

  5. Лиризм прозы
    И. А. Бунина

    “Полюбив,
    мы умираем…”.
    Думается, что
    эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви.
    Большинство литературных героев ХIX века: Онегин, Печорин, тургеневские герои –
    проходили “испытание любовью”. Но, как мне кажется, у Бунина свой,
    особый подход к “традиционной” теме. Многие писатели XIX столетия
    пытались дать ответы на вопросы: губительна или спасительна любовь? Можно ли пронести
    ее через всю жизнь? А как эта тема раскрывается в произведениях Бунина? У него
    просто не существует любви “спасительной” – ни в одном рассказе он не
    даст своим героям возможности “закоснеть в тепле и уюте”, опошлиться,
    смешать любовь и быт. С чем это связано? Очевидно, с мировоззрением Бунина. Как
    же воспринимает писатель мир и человека в нем?
    Уже в раннем
    творчестве Бунина звучат мотивы тоски, одиночества, неприкаянности. Все чаще он
    рисует картины разрушающейся русской деревни. А после первой мировой войны,
    после трагических событий Великой Октябрьской революции, отъезда в 20 году за
    границу писатель все больше говорит о катастрофичности человеческой жизни
    вообще. Отсюда и особое изображение любви в бунинских рассказах. О ней он писал
    много: в цикле “Темные аллеи”, в рассказе “Грамматика
    любви”, в повести “Митина любовь”.
    Бунинскую
    концепцию любви раскрывает и рассказ “Солнечный удар”, написанный в
    Приморских Альпах в 1925 году. Это произведение, на мой взгляд, типично для
    Бунина. Во-первых, оно построено так же, как и многие другие рассказы, и рисует
    переживания героя, в жизни которого встретилось большое чувство. Так будет и во
    многих произведениях писателя из цикла “Темные аллеи”:
    “Руся”, “Натали”, “Галя Ганская”… Во-вторых, Бунина
    в большей степени интересует герой, именно его глазами мы смотрим на мир, но,
    как ни странно, “носителем действия” будет героиня. Ее появление
    вырывает героя из привычного для него “мира”, и даже если тот в него
    возвращается, то жизнь его все равно будет иной.
    Итак, рассказ
    начинается встречей на теплоходе двух людей: мужчины и женщины. Между ними
    возникает взаимное влечение, и они решаются на мгновенную любовную связь.
    Проснувшись утром, они ведут себя так, как будто ничего не произошло, и вскоре
    “она” уезжает, оставив “его” одного. Они знают, что уже
    никогда не увидятся, не придают никакого значения встрече, но… что-то странное
    начинает происходить с героем… В финале поручик опять оказывается в той же
    самой обстановке: он вновь плывет на корабле, но “чувствует себя
    постаревшим на десять лет”.
    Эмоционально
    рассказ действует на читателя поразительно. Но не потому, что мы сочувствуем
    герою, а потому, что герой заставил нас задуматься над смыслом бытия. Почему
    герои остаются несчастливыми? Почему Бунин не дает им права обрести счастье?
    Почему, пережив такие прекрасные мгновения, они расстаются?
    Рассказ назван
    “Солнечный удар”. Что же это название может означать? Создается
    ощущение чего-то мгновенного, внезапно поражающего, а здесь – и влекущего за
    собой опустошение души, страдание, несчастье. Это особенно отчетливо
    чувствуется, если сопоставить начало и конец рассказа. Вот начало: “После
    обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у
    поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым
    прелестным смехом”. А вот финал: “Поручик сидел под навесом на
    палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”.
    В самом начале
    рассказа мы еще не знаем героев, автор не называет имен, используя прием
    умолчания. Кто “он”? Бунин называет его просто поручиком, видимо,
    стремясь показать читателю, что это человек обыкновенный, лишенный каких-либо
    ярких индивидуальных черт. А кто “она”? “Маленькая женщина”
    с “прелестным смехом”. Бунину не важно, кто они: они – всего лишь
    мужчина и женщина, которые неожиданно встретились. Отнюдь не случайно автора
    перестают интересовать детали. Ведь в центре рассказа “он” и
    “она”. История любви героев своеобразно обрамлена двумя пейзажами.
    “Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер,
    а огни неслись куда-то в сторону…”. Кажется, что природа становится здесь
    чем-то подталкивающим героев друг к другу, способствующим возникновению у них
    любовных чувств, обещающим что-то прекрасное. И в то же время, возможно,
    описание ее несет в себе мотив безысходности, ведь здесь есть нечто,
    предвещающее финал, где “темная летняя заря потухала далеко впереди,
    сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся
    дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни,
    рассеянные в темноте вокруг”. Складывается такое впечатление, что герои,
    появляясь из “темноты”, вновь растворяются в ней. Писатель
    высвечивает лишь миг в их судьбах. “Пространственное” перемещение
    огней в этих пейзажах тоже чрезвычайно важно. Они как будто обрамляют историю любви
    героев: в первом пейзаже были впереди, обещая счастье, а во втором – позади.
    Вот теперь все замкнулось, и повтор “плыли и плыли” кажется намеком
    на монотонность жизни поручика без “нее”. Заканчивается рассказ
    “пейзажем души” поручика. Что же произошло с героем? Почему его жизнь
    кажется законченной?
    Вернемся к
    началу рассказа. Внимательный к звукам, запахам Бунин описывает незнакомку
    глазами поручика. И в ее портрете появляются детали, которые, в понимании
    Бунина, свойственны видению охваченного влечением человека: “…рука,
    маленькая и сильная, пахла загаром”, “крепка и смугла она вся под
    этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным
    солнцем”. В этих натуралистических деталях ощущается стихийность восприятия
    чувства. И “сумасшествие” – “атрибут” той любви, которую
    рисует Бунин. Здесь пока еще нет духовности.
    Дальнейшие
    действия как будто не зависят от героев. “Он” и “она”
    повинуются зову плоти. “Кинулся”, “прошли”,
    “вышли”, “поднялись”, “выехали” – посмотрите,
    какое обилие глаголов. Думается, что этой быстрой сменой действий, этим
    бесконечным повторением глаголов движения, автор стремится акцентировать
    внимание читателя на появлении в действиях героев какой-то
    “горячечности”, изображая их чувство как болезнь, которой нельзя
    противостоять. Но в какой-то момент мы начинаем понимать, что “он” и
    “она” все-таки любили друг друга по-настоящему. Осознание этого
    приходит к нам тогда, когда Бунин впервые заглядывает в будущее героев:
    “Поручик так порывисто кинулся к ней и оба исступленно задохнулись в
    поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не
    испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”.
    В описании утра
    автор использует характерный для него прием “нанизывания” эпитетов и
    деталей, которые передают ощущения героев, придают осязаемость чувствам:
    “В десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей,
    с базаром на площади” героиня уезжает. Ее образ вновь дан глазами героя:
    “..свежа, как в семнадцать лет, проста, весела и – уже
    рассудительна”. Она ведет себя так, словно эта встреча ничего не значит
    для нее. Именно героиня называет их роман “солнечным ударом”. Но
    продлить этот “солнечный удар” “она” не хочет, ибо подобное
    продлить нельзя. И далее Бунин со свойственным ему мастерством описывая поведение
    поручика в момент расставания, три раза повторяет слово “легко”:
    “…как-то легко согласился”, “в легком и счастливом духе”,
    “так же легко”. Эта деталь – свидетельство тому, что и герой не готов
    к продолжению отношений. “Она” уехала… И вдруг выясняется, что
    прежняя душа героя “умерла”, но “родилась” новая – совсем
    другая.
    Однако нельзя
    сказать, что он духовно возродился, ибо бунинский герой – человек слабый. Там,
    где чеховский Гуров решит свою судьбу сам, поручик оставит все, как есть.
    Почему? Потому что в чеховских рассказах есть устремленность в будущее.
    Любовь у Чехова
    – “либо остаток чего-то громадного, либо нечто, что в будущем разовьется в
    нечто громадное”. У бунинских героев будущего нет вообще, любовь для них –
    это мгновение, удар. Возможно, эту любовь можно сравнить со вспышкой чудесного
    света, озаряющего жизнь людей. Герой проходит путь от низменного влечения к
    высшему чувству, но, когда он это поймет, будет уже поздно. Поручик откроет в
    себе “совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство, которого
    совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не
    мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором
    уже нельзя было сказать ей теперь!”. И отсюда новое видение мира героем.
    Приводя такую длинную цитату, я бы хотел отметить особенности бунинского
    психологизма. Присмотритесь: сделано почти по-толстовски. Изменение порядка
    слов – инверсии, и вновь “нанизывание” эпитетов, и
    “нанизанные” друг на друга придаточные предложения, относящиеся к слову
    “чувство”.
    Что для
    поручика самое страшное? Чувства, воспоминания. Они становятся для него мукой.
    Именно в этом и заключается трагедия героя – ему некуда от них деться, он не
    знает, что делать дальше. Базар, не замеченный героем, когда он провожал незнакомку,
    теперь становится предметом его внимания. Раньше бы поручик не заметил ни
    навоза среди телег, ни мисок, ни горшков, ни баб, сидящих на земле, и фраза
    “вот первый сорт огурчики, ваше благородие!” не показалась бы ему
    столь мелочной и пошлой, как теперь. Все это было так невыносимо, что он убежал
    оттуда. “Он” идет в собор. Спасенья нет нигде! Раньше внутренняя и
    внешняя жизнь поручика совпадали, но теперь они находятся в конфликте, и потому
    герой в растерянности. Бунин тщательно описывает все те предметы, что
    встречается на пути героя, раздражая его. Герой “цепляется” взглядом
    за всякие мелочи: за пустые улицы, кривые дома незнакомого города, за портрет в
    витрине. Все ему кажется прозаичным, пошлым, бессмысленным.
    Думается, что
    этим подчеркнута неприкаянность героя. “Как дико, страшно все будничное,
    обычное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим
    страшным солнечным ударом, слишком большим счастьем?”. Эти слова могли бы
    стать эпиграфом к рассказу.
    Автор впервые
    дает портрет героя почти в самом конце рассказа. “Обычное офицерское лицо,
    серое от загара, с белесыми выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной
    глаз” превращается в лицо страдающего человека и имеет теперь
    “возбужденное, сумасшедшее выражение” Почему герой перестает быть
    безликим только теперь? Случайно это или нет? Наверное, нет: ведь только сейчас
    он узнал, что такое любовь. Все было таким же, как вчера, но герою казалось
    другим. Целый ряд деталей рассказа, а также сцена встречи поручика с извозчиком
    помогают нам понять авторский замысел. Самое главное, что мы открываем для
    себя, прочитав рассказ “Солнечный удар”, – у любви, которую описывает
    в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут
    обрести счастья, они обречены страдать. “Солнечный удар” еще раз
    раскрывает бунинскую концепцию любви:
    “Полюбив,
    мы умираем…”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  6. Иван Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года среди российских/советских литераторов.
    Родился: 22.10.1870, Воронеж
    Умер: 08.11.1953 (83 года)
    Популярные произведения И.А. Бунина
    Забытый фонтан
    Змея
    Крещенская ночь
    Холодная осень
    Чистый понедельник
    Господин из Сан-Франциско
    Другие сочинения по произведению Бунина
    Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)
    Тема любви в произведениях Бунина
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Жизнь и творчество И. А. Бунина
    Описание природы в произведениях Бунина
    «История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Творчество И.А.Бунина
    Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Обманутая любовь в произведениях Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    . Тема «Любви»
    Тема любви в творчестве Бунина 1
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    О жизни Бунина
    Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Мастер русской реалистической прозы
    Сочинение «Лиризм прозы и поэзии Бунина»
    Бунин – все сочинения
    Возможность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина на удивление лирическое. Это не удивительно, когда идет речь о поэзии. Лирика и возникла, и существуют по необходимости раскрыть свой внутренний мир. Но в прозе обычно внимание сосредоточивают на событиях, рассуждают над ними, и мысль, а не эмоции, ведет читателя в прозе. Бунин ломает традицию. Его произведения возбуждают в первую очередь чувство. У читателя возникает впечатление, будто он — немой и незримый свидетель событий, конфликтов, которые нуждаются в нем, читателе, эмоциональной оценки.
    Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа возбуждает у лирического героя произведений Бунина не просто переживание красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор изображает картину упадка дворянского имения, который для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс неминуемо ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, печаль, которые охватывают его героя, – это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философская печаль от текучести времени, от неизбежности старения и умирания всего прекрасного и, вместе с тем, надежды, что жизнь бессмертна. Бунин создает именно чувственные картины. Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листьев, но и чувствует запах антоновских яблок. Все это рожает в душе читателя ту же печаль, ту же печаль и те же надежды, что и у лирического героя.
    У Бунина была своя философия любви. Это чувство он воспринимал как замечательное мгновение, которое ведет к трагическому финалу. Именно так трактуется любовь в лирическом цикле новелл «Темные аллеи». Само название цикла создает поэтический образ, который раскрывается в течение всего цикла. Любовь — это темные аллеи, где много неожиданного, таинственного, что не поддается толкованию. Она может изменить всю жизнь, может его осенять, иногда только на склоне жизни человек понимает, что была у него в жизни настоящая любовь, но он пренебрег ею. Именно так случилось с героем новеллы. Новелла начинается описанием осенней дороги, которой едет немолодой, уставший жизнью почтенный мужчина. На одной станции он останавливается, чтобы сменить коней. В хозяйке постоялого двора он опознает девушку, которую когда-то любил. Жизнь героя сложилась внешне удачно, но старость он встречает внутренне опустошенным: жена изменила ему, не оправдал надежды и сын. Надежда, хозяйка постоялого двора, на всю жизнь сохранила верность юношеской любви. Новая встреча героев раскрывает их отношение к любви и своей жизни. Героиня верна любви, но никогда не сможет простить измену. Герой только теперь осознал, что за всю жизнь он любил только один раз — ее, Надежду. Но это осознание приходит слишком поздно, когда ничего исправить нельзя.
    Эта новелла по своему строению напоминает сюжет баллады о двух влюбленных, которым не суждено счастье, которые поздно поняли, что такое настоящая любовь, которые не могут простить друг друга. Читатель чувствует это поэтическое строение, отображенное даже в описаниях природы, которая будто сочувствует героям. В финале новеллы читателя охватывают чувства, которые, определено, переживает и герой: обиду на героя за его несостоятельность достичь любви, печаль, что не сложилось счастье.
    Лиризм прозы Бунина заключается и в создании особенной атмосферы, которую создает любовь, молодость. В рассказе «Легкое дыхание» само эта атмосфера становится предметом исследования автора. Героиня Оля Мещерская воспринимается читателями как воплощение юной женственности, жажды жизни, любви, которая делает человека счастливым, дает ощущение той же «легкости дыхания». Бунин показывает, что все это имело совместное с реальной жизнью. После смерти Оли ее классная наставница, которая живет больше мечтами, чем реальностью, ходит на ее могилу, чтобы почувствовать это «легкое дыхание», которого ей так недостает в жизни.
    В поэзии и прозе Бунин обнаружил себя тонким лириком, который передает широкую палитру человеческих переживаний, чувств, воспроизводит в образах самые тонкие эмоции своих героев.

  7. Иван Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года среди российских/советских литераторов.
    Родился: 22.10.1870, Воронеж
    Умер: 08.11.1953 (83 года)
    Популярные произведения И.А. Бунина
    Забытый фонтан
    Змея
    Крещенская ночь
    Холодная осень
    Чистый понедельник
    Господин из Сан-Франциско
    Другие сочинения по произведению Бунина
    Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)
    Тема любви в произведениях Бунина
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Жизнь и творчество И. А. Бунина
    Описание природы в произведениях Бунина
    «История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Творчество И.А.Бунина
    Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Обманутая любовь в произведениях Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    . Тема «Любви»
    Тема любви в творчестве Бунина 1
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    О жизни Бунина
    Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Мастер русской реалистической прозы
    Сочинение «Размышления над лирикой Бунина»
    Бунин – все сочинения
    Нас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевич Бунина. Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Трудно в одном сочинении рассказать широко и полно все то, что нас занимает в многообразном творчестве великого русского писателя. Но все же нужно заметить, что постигая его, мы вместе с автором размышляем об идеалах добра, верности, красоты, ‘задумываемся о смысле жизни.
    Основное построение лирики Бунина — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души.
    Я не знаю ни у кого из русских поэтов такого неотступного чувства возраста «лирического героя», — он как бы не сводит глаз с песочных часов своей жизни, следя за необратимо убегающей струйкой времени. Все ценнейшее, сладчайшее в жизни он видит только тогда, когда оно становится воспоминанием минувшего:
    И тебя так нежно я любил,
    Как меня когда-то ты любила…
    Все как было. Только жизнь прошла…
    Правда, поэзии Бунина в высшей степени присуще стремление найти в мире «сочетание прекрасного и вечного», обрести желанную непреходящесть, укрепиться хотя бы в чувстве вселенского и, так сказать, всевременного единства жизни, слиться с этим единством, раствориться в круговороте природы, в смене бесконечной череды веков;
    Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
    Но весело бродить и знать, что все проходит,
    Меж тем как счастье жить вовеки не умрет…
    Смерть и любовь — неизменные мотивы бунинской поэзии. Любовь — причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты, обманчивости и горечи жизни. Но любовь чаще всего непосредственно смыкается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности.
    К непреходящим ценностям относит Бунин и прелесть природы. Особыми чарами обладают его описания времен года со всеми неуловимыми оттенками света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице и в доле.
    Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких запечатлений природы. Он великий знаток «механизма» человеческой памяти.
    По части красок, звуков, запахов, «всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир», предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков:
    Весна, Весна! И все ей радо:
    Как в забытьи каком стоишь.
    И слышишь свежий запах сада
    И теплый запах талых крыш.
    Наиболее жизнестойкая часть стихотворной поэзии Бунина — это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы:
    Под застрехи ветер жесткий дует,
    Сыплет снегом… Только он один
    О тебе, родимый край тоскует
    Посреди пустых твоих равнин!
    Философская лирика проникает в пейзажную и преображает ее. Непременная принадлежность бунинских пейзажей — кладбище, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть за пределы человеческой очевидности, переступить черту, которую сторожит «незрячий взор» смерти. Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка неотступно мучит воображение Бунина:
    … Причесали, нарядили, справили,
    Полотном закрыли бледный лик —
    И ушли, до времени оставили
    Твой немой двойник.
    У него ни имени, ни отчества,
    Ни друзей, ни дома, ни родни:
    Тихи гробовые одиночества
    Роковые дни…
    В любовной лирике поэта главное — гамма возвышенных переживаний, красивое чувство, изображая которое, поэт совершенно растворяет образ любимой, колеблет его, как «колеблет отражение бегущий ручей». Образ женщины поэтичен:
    Горько мне, когда ты, опуская
    Темные ресницы, замолчишь:
    Любишь ты, сама того не зная,
    И любовь застенчиво таишь,
    Но всегда, везде и неизменно
    Близ тебя светла душа моя…
    Милый друг! О, будь благословенна
    Красота и молодость твоя!
    Бунин при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия, но это не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Он пользовался уважением таких современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам он начисто отвергал. Бунин, продолжая классические традиции, вскрывая неизведанные возможности «традиционного» стиха, остается певцом русской природы, «вечных», «первородных» тем, мастером интимной и философской лирики. Он не просто повторяет достижения «серебряного века» русской поэзии, но и активно развивает ее завоевания.

  8. Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи – музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.
    Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

    Философская лирика

    Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.
    Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.
    Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

    Любовная лирика

    Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.
    Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.
    Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.
    Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

    Иные мотивы лирики Бунина

    Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.
    Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

  9. Возможность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом понимании творчество И. О. Бунина на удивление лирическое. Это не удивительно, когда идет речь о поэзии. Лирика и возникла, и существуют по необходимости раскрыть свой внутренний мир. Но в прозе обычно внимание сосредоточивают на событиях, рассуждают над ними, и мысль, а не эмоции, ведет читателя в прозе. Бунин ломает традицию. Его произведения возбуждают в первую очередь чувство. У читателя возникает впечатление, будто он — немой и незримый свидетель событий, конфликтов, которые нуждаются в нем, читателе, эмоциональной оценки.
    Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа возбуждает у лирического героя произведений Бунина не просто переживание красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор изображает картину упадка дворянского имения, который для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс неминуемо ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, печаль, которые охватывают его героя, – это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философская печаль от текучести времени, от неизбежности старения и умирания всего прекрасного и, вместе с тем, надежды, что жизнь бессмертна. Бунин создает именно чувственные картины. Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листьев, но и чувствует запах антоновских яблок. Все это рожает в душе читателя ту же печаль, ту же печаль и те же надежды, что и у лирического героя.
    У Бунина была своя философия любви. Это чувство он воспринимал как замечательное мгновение, которое ведет к трагическому финалу. Именно так трактуется любовь в лирическом цикле новелл «Темные аллеи». Само название цикла создает поэтический образ, который раскрывается в течение всего цикла. Любовь — это темные аллеи, где много неожиданного, таинственного, что не поддается толкованию. Она может изменить всю жизнь, может его осенять, иногда только на склоне жизни человек понимает, что была у него в жизни настоящая любовь, но он пренебрег ею. Именно так случилось с героем новеллы. Новелла начинается описанием осенней дороги, которой едет немолодой, уставший жизнью почтенный мужчина. На одной станции он останавливается, чтобы сменить коней. В хозяйке постоялого двора он опознает девушку, которую когда-то любил. Жизнь героя сложилась внешне удачно, но старость он встречает внутренне опустошенным: жена изменила ему, не оправдал надежды и сын. Надежда, хозяйка постоялого двора, на всю жизнь сохранила верность юношеской любви. Новая встреча героев раскрывает их отношение к любви и своей жизни. Героиня верна любви, но никогда не сможет простить измену. Герой только теперь осознал, что за всю жизнь он любил только один раз — ее, Надежду. Но это осознание приходит слишком поздно, когда ничего исправить нельзя.
    Эта новелла по своему строению напоминает сюжет баллады о двух влюбленных, которым не суждено счастье, которые поздно поняли, что такое настоящая любовь, которые не могут простить друг друга. Читатель чувствует это поэтическое строение, отображенное даже в описаниях природы, которая будто сочувствует героям. В финале новеллы читателя охватывают чувства, которые, определено, переживает и герой: обиду на героя за его несостоятельность достичь любви, печаль, что не сложилось счастье.
    Лиризм прозы Бунина заключается и в создании особенной атмосферы, которую создает любовь, молодость. В рассказе «Легкое дыхание» само эта атмосфера становится предметом исследования автора. Героиня Оля Мещерская воспринимается читателями как воплощение юной женственности, жажды жизни, любви, которая делает человека счастливым, дает ощущение той же «легкости дыхания». Бунин показывает, что все это имело совместное с реальной жизнью. После смерти Оли ее классная наставница, которая живет больше мечтами, чем реальностью, ходит на ее могилу, чтобы почувствовать это «легкое дыхание», которого ей так недостает в жизни.
    В поэзии и прозе Бунин обнаружил себя тонким лириком, который передает широкую палитру человеческих переживаний, чувств, воспроизводит в образах самые тонкие эмоции своих героев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *