Кто же виновен в том, что Митрофанушка растет грубым, глупым и самодовольным человеком? Автор намекает нам на то, что виновны так званые воспитатели (мать, нянька, учителя), которые все позволяли ему. Фонвизин видит в этом большую проблему. Не зря ведь герой не простой человек, а дворянин, а значит и будущий крепостник. Стоит ли ожидать от такого недоросля, что он будет справедливо управлять своим имением? Конечно, нет. Ведь именно с таких самодуров вырастают деспоты.
Таким образом, образом Митрофана автор внес иной смысл в значение слова «недоросль». Это глупый, злой юноша-недоучка. Потому что учиться герою совсем не хотелось. Его фраза «Не хочу учиться, а хочу жениться» точно характеризирует его взгляд на жизнь. Он хотел жить в свое удовольствие, не обременяя себя трудом. И то, что в этом ему потакали родные, еще больше усугубило ситуацию.
В семье герой не боялся высказать свое мнение по любому поводу. Да, свобода самовыражения – это не плохо, но в данном случае действия Митрофана были обычной наглостью, вызванной завышенной самооценкой. Тогда как на самом деле он был не образован и от природы не сметлив.
Образ Митрофана вошел в список нарицательных имен. Ведь в нем узнавали и сейчас узнают многих подростков. Несмотря на столетия, отделяющие нас от написания комедии «Недоросль», мы все еще не искоренили в обществе проблему зловредного воспитания недорослей. Это произведение будет оставаться актуальным до тех пор, пока среди нас будут такие Митрофанушки. Если вы внимательно приглядитесь к окружающим людям, то, скорее всего, узнаете в ком-то такого недоросля, или же Митрофанушка – это вы и есть?
Денис Терентьевич Фонвизин – талантливый русский писатель 18 века, который дал миру не просто комедию «Недоросль», а оставил воспитательное послание всем своим будущим читателям.
Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян.
Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, — Митрофану Простакову.
В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей.
Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя — Вральман.
При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.
Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами.
Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае — Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову — властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других.
Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене.
Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А. С. Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы».
Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.
Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан “проявил себя” как мог. Он не разговаривал, он “лаялся”. Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает “старой хрычовкой”, хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”. С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?… Добавил: Xaxi
До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником.
Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени.
Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать.
В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» – заявляет он маменьке.
Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков.
Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.
Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян.
Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» – значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову.
В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей.
Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман.
При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.
Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами.
Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других.
Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене.
Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы».
Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.
Одна из проблем, затронутых в комедии “Недоросль”, – это проблема воспитания.
С образом Митрофана и связаны размышления писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан – недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»
Автор комедии считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, так как только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла, которое несут в себе Простаковы и Скотинины. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своей страны, необходимо воспитывать на основе высоких социальных и моральных ценностей.
Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан “проявил себя” как мог. Он не разговаривал, он “лаялся”. Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает “старой хрычовкой”, хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”. С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?…
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Автор: Фонвизин Д.И.
Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля — Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка — воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан «проявил себя» как мог. Он не разговаривал, он «лаялся». Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает «старой хрычовкой», хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него — раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь «под рукой» всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии «Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь «митрофанами» мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким «митрофанам «»Недоросль» остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?…
Комедия «Недоросль», написанная в 1781 году, стала главным произведением Д.И. Фонвизина. Она по праву считается высшим достижением русской драматургии XVIII века.
Эта пьеса явилась первой общественно-политической комедией в России. Ее основной задачей, по мысли Фонвизина, было изображение современных писателю общественных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Наглядным «результатом» этих современных нравов стал в «Недоросле» Митрофанушка Простаков – сын госпожи Простаковой, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, склонности, взгляды на жизнь, привычки – все это результат недостойного, развращающего воспитания. Оно, по мнению драматурга, идет не столько из семьи, сколько от политики государства, лелеющей недостатки и пороки дворянства, превращающей элиту государства в балласт, жестоких крепостников, праздных небокоптителей.
Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его омерзительное обращение с отцом и дядей, моментальная готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, нежеланием учиться, косностью и чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник, глумящийся и уничтожающий все вокруг.
На протяжении всего произведения драматург рисует картины разложения русского дворянства. С первой же сцены Фонвизин представляет мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира – госпожа Простакова, «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своих крестьян, от ее ничем неограниченного произвола зависит судьба рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, других крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Но Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на свою семью: мужа, Софью, Скотинина – на всех, в ком не встречает отпора.
Но, по мысли Фонвизина, рабство убивает все человеческие чувства не только в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников. Они утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков. Таким образом, одна из основных мыслей Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Не менее важной проблемой в комедии является проблема воспитания. Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки Простакова объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись. По мнению Фонвизина, нужно уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.
Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он – результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.
Важно, что Митрофан – недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.
Таким образом, название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» концентрирует в себе основную идею произведения – необходимо пересмотреть развращающую политику государства относительно русского дворянства и исправлять сложившуюся ситуацию просвещением и воспитанием. Только это сможет изменить положение и предотвратить катастрофу разложения страны.
Кто же виновен в том, что Митрофанушка растет грубым, глупым и самодовольным человеком? Автор намекает нам на то, что виновны так званые воспитатели (мать, нянька, учителя), которые все позволяли ему. Фонвизин видит в этом большую проблему. Не зря ведь герой не простой человек, а дворянин, а значит и будущий крепостник. Стоит ли ожидать от такого недоросля, что он будет справедливо управлять своим имением? Конечно, нет. Ведь именно с таких самодуров вырастают деспоты.
Таким образом, образом Митрофана автор внес иной смысл в значение слова «недоросль». Это глупый, злой юноша-недоучка. Потому что учиться герою совсем не хотелось. Его фраза «Не хочу учиться, а хочу жениться» точно характеризирует его взгляд на жизнь. Он хотел жить в свое удовольствие, не обременяя себя трудом. И то, что в этом ему потакали родные, еще больше усугубило ситуацию.
В семье герой не боялся высказать свое мнение по любому поводу. Да, свобода самовыражения – это не плохо, но в данном случае действия Митрофана были обычной наглостью, вызванной завышенной самооценкой. Тогда как на самом деле он был не образован и от природы не сметлив.
Образ Митрофана вошел в список нарицательных имен. Ведь в нем узнавали и сейчас узнают многих подростков. Несмотря на столетия, отделяющие нас от написания комедии «Недоросль», мы все еще не искоренили в обществе проблему зловредного воспитания недорослей. Это произведение будет оставаться актуальным до тех пор, пока среди нас будут такие Митрофанушки. Если вы внимательно приглядитесь к окружающим людям, то, скорее всего, узнаете в ком-то такого недоросля, или же Митрофанушка – это вы и есть?
Денис Терентьевич Фонвизин – талантливый русский писатель 18 века, который дал миру не просто комедию «Недоросль», а оставил воспитательное послание всем своим будущим читателям.
Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян.
Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, — Митрофану Простакову.
В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей.
Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя — Вральман.
При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.
Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами.
Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае — Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову — властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других.
Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене.
Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А. С. Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы».
Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.
Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан “проявил себя” как мог. Он не разговаривал, он “лаялся”. Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает “старой хрычовкой”, хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”. С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?…
Добавил: Xaxi
До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником.
Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени.
Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать.
В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» – заявляет он маменьке.
Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков.
Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.
Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян.
Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» – значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову.
В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей.
Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман.
При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.
Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами.
Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других.
Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене.
Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы».
Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.
Одна из проблем, затронутых в комедии “Недоросль”, – это проблема воспитания.
С образом Митрофана и связаны размышления писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан – недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»
Автор комедии считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, так как только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла, которое несут в себе Простаковы и Скотинины. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своей страны, необходимо воспитывать на основе высоких социальных и моральных ценностей.
Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан “проявил себя” как мог. Он не разговаривал, он “лаялся”. Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает “старой хрычовкой”, хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”. С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?…
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Автор: Фонвизин Д.И.
Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля — Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка — воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан «проявил себя» как мог. Он не разговаривал, он «лаялся». Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает «старой хрычовкой», хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.
На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него — раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь «под рукой» всегда есть мама, няня или учителя.
Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
Я думаю, что именно после выхода комедии «Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь «митрофанами» мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким «митрофанам «»Недоросль» остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?…
Комедия «Недоросль», написанная в 1781 году, стала главным произведением Д.И. Фонвизина. Она по праву считается высшим достижением русской драматургии XVIII века.
Эта пьеса явилась первой общественно-политической комедией в России. Ее основной задачей, по мысли Фонвизина, было изображение современных писателю общественных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Наглядным «результатом» этих современных нравов стал в «Недоросле» Митрофанушка Простаков – сын госпожи Простаковой, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, склонности, взгляды на жизнь, привычки – все это результат недостойного, развращающего воспитания. Оно, по мнению драматурга, идет не столько из семьи, сколько от политики государства, лелеющей недостатки и пороки дворянства, превращающей элиту государства в балласт, жестоких крепостников, праздных небокоптителей.
Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его омерзительное обращение с отцом и дядей, моментальная готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, нежеланием учиться, косностью и чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник, глумящийся и уничтожающий все вокруг.
На протяжении всего произведения драматург рисует картины разложения русского дворянства. С первой же сцены Фонвизин представляет мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира – госпожа Простакова, «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своих крестьян, от ее ничем неограниченного произвола зависит судьба рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, других крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Но Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на свою семью: мужа, Софью, Скотинина – на всех, в ком не встречает отпора.
Но, по мысли Фонвизина, рабство убивает все человеческие чувства не только в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников. Они утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков. Таким образом, одна из основных мыслей Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
Не менее важной проблемой в комедии является проблема воспитания. Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки Простакова объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись. По мнению Фонвизина, нужно уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.
Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он – результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.
Важно, что Митрофан – недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.
Таким образом, название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» концентрирует в себе основную идею произведения – необходимо пересмотреть развращающую политику государства относительно русского дворянства и исправлять сложившуюся ситуацию просвещением и воспитанием. Только это сможет изменить положение и предотвратить катастрофу разложения страны.