Сочинение на тему что такое бездуховность

10 вариантов

  1. Бездуховность — одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
    Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично — хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются. Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе. Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к ним справедливые меры ответственности.
    Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика. Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают…
    естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
    Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество.
    Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью — бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.

  2. Бездуховность — одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
    Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично — хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются. Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе.
    Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к ним справедливые меры ответственности. Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика. Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают естественные… правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
    Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество. Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью — бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.

  3. Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина — зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.
    Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.
    В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.
    Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.

  4. Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.
    Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.
    Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности — естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.
    Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!
    Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.
    Классика — это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.
    Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.
    Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

  5. Что такое духовность и бездуховность?  Каковы проявления бездуховности? Есть ли рецепт от бездуховности? Над этой проблемой рассуждает в своей статье Анатолий Добрович  —  прозаик и поэт, литературный критик, врач и психолог.
    Эту проблему можно отнести к разряду вечных. Человечество давно размышляет над вопросом: что есть духовность? Что определяет нравственность человека и его поступки? Последнее время тема духовности стала особенно интенсивно обсуждаться и в СМИ, и в художественной литературе. Все последующие поколения всегда упрекали молодёжь в бездуховности. При этом в понятие бездуховности каждый вкладывает свой смысл, подразумевая невоспитанность, отсутствие образования, хотя это далеко не так.
    А. Добрович поднимает актуальные нравственные проблемы, а духовность — категория нравственная.  Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, что такое духовность, однако приводит много примеров бездуховности.   Позиция автора заключается в том, что абсолютно бездуховных людей нет, либо это большая редкость.
    Я с ним полностью согласна, ведь в каждом человеке, пусть даже и глубоко в душе, есть что-то светлое и доброе.
    По мнению автора,  бездуховность проявляется в отношениях между людьми тогда, когда человек не хочет поставить себя на место другого.  Очень важно понять и принять человека.
    А. Добрович  считает, что рецепта от бездуховности нет…
    Я согласна с позицией автора. Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…
    Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
    Духовность  не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.
    Это хорошо показал  А.Солженицына в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и  трагический образ Матрены.  Рассказчик  преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным.  С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
    Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитани , и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль  играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и  не лукавить перед собой.
    Валерия Гумовская ©

  6. В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!
    В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».
    Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина — зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.
    Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.
    В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.
    Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.

  7. Я родилась в Казахстане, в маленьком городке, о существовании которого многие и не подозревают – в Таразе.
    Наверное, каждому близка эта картина из детства: ты идешь по до боли знакомым улицам и вспоминаешь, как в детстве, идя за руку со своими родителями, рассматриваешь абсолютно все со взглядом полным восхищения и удивления. В детстве твой город является для тебя целым миром, вокруг которого все и крутится. Все эти люди, проходящие мимо тебя на улицах, – единственные люди на свете, и нет других городов, материков и стран.
    Подробнее…

    “Человек немыслим вне общества” сочинение

    Человек немыслим вне общества – как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям “общество” и “человек”. Человек – существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.
    Подробнее…

    Обломов – его сущность, характер и судьба

    И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” – одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы.
    Без сомнений, самым интересным образом романа является образ Обломова. Кто он? “Барин”, – без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой?
    С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный самим автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что “…лежание у Ильи Ильича.
    Подробнее…

    Сочинение на тему “Поднятая целина”

    Давыдов Семен – рабочий-двадцатипятитысячник из Ленинграда, бывший матрос. В начале 1930 г. приезжает в Гремячий Лог для проведения коллективизации. В сельсовете Д. знакомится с Нагульновым и Разметновым. На собрании актива и бедноты выступает с речью, призывая организовать колхоз, и становится его председателем. На следующий день во время раскулачивания Д. описывает имущество двух кулацких хозяйств, угрожает арестом Титу Бородину, за что тот наносит Д. удар по голове.
    Подробнее…

    “Счастливый ли я человек” сочинение

    Счастье для каждого человека ощущается и представляется по-своему. Для кого-то счастье – это много-много денег, для кого-то счастье – это здоровье близких, для других счастье – это просто жить и наслаждаться жизнью. Едва ли на земле найдется два одинаковых человека, которые смогут одинаково описать свое “состояние счастья”.
    На мой взгляд, любой человек может быть счастливым. Только не все знают, что же такое счастье. Поэтому люди пытаются привнести в свою жизнь, то что, по их мнению, сделает их счастливыми.
    Подробнее…

    Критическое мышление

    В обществе принято считать, что критическое мышление – это совершенно обычный для любого человека процесс, или даже естественный способ мыслить. Но на деле все гораздо сложнее: люди часто уклоняются от критического мышления, относятся к явлениям предвзято или, наоборот, слишком снисходительно. Однако воспитать в себе правильное мышление – значит и повысить качество жизни, и если приучить себя не жить иллюзиями, можно достигнуть успехов во всех сферах деятельности.
    Подробнее…

  8. Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта – невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.
    Пушкин прежде всего – выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде “Вольность”, написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:
    Подробнее…

    Сочинение на тему Всё ли можно купить за деньги

    Вряд ли кто-то станет преуменьшать значение денег в современном мире. Без денег сегодня невозможно сделать практически ничего. Если у тебя нет денег, ты не сможешь оплатить коммунальные услуги, не сможешь купить поесть, не сможешь развлечься и отвлечься от серых будней. Все в мире завязано на деньгах, люди идут на преступления, чтобы получить больше денег, иногда даже предают своих близких людей, чтобы стать богатыми. Все человечество живет с желанием наживы, с желанием удовлетворить свои непомерные требования.
    Подробнее…

    Историческая повесть о взятии Азова

    В ряду исторических повестей XVII в. особенный литературный интерес представляют повести об Азове. Эти произведения возникли в демократической среде донского казачества — «великого войска Донского», образовавшегося и пополнявшегося главным образом за счет беглых крестьян, уходивших на «вольный тихий Дон» от тягчайшего крепостного гнета со стороны боярства и дворянства. В 1637 г. Войско овладело мощной турецкой крепостью в устье Дона — Азовом. Султан Ибрагим I решил отвоевать назад свой турецкий город и послал огромную армию и флот. Войска турок осадили город. Несмотря на все, осада Азова оказалась безуспешной; после 25 ожесточенных приступов она была снята, и турецко-татарские войска бесславно вернулись восвояси.
    Подробнее…

    Образ русского труженика солдата в поэме Твардовского Василий Теркин

    Поэма «Василий Теркин» написана Твардовским на основе личного опыта автора — участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца. «), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» и др. Стержнем поэмы является образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
    Подробнее…

    Евгений Онегин герой своего времени

    Пушкин – великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Одним из его величайших произведений является роман “Евгений Онегин”.
    Онегин – светский петербургский молодой человек, столичный аристократ.
    Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание француза-гувернера:
    Monsieur I’Abbe, француз убогой
    Чтоб не измучилось дитя
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил
    И в Летний сад гулять водил.
    Подробнее…

    Сочинение по роману Толстого “Петр Первый”

    Исторический роман “Петр Первый” – одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно. искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого – в теме России и народа.
    В первых опытах писателя – “День Петра”, “На дыбе” – он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками.
    Подробнее…

  9. Сочинение по тексту:
    Свойственна ли людям абсолютная бездуховность? Над этим вопросом размышляет А. Добрович  в предложенном для анализа тексте.
    Раскрывая данную проблему, автор дает нам несколько «примет бездуховности».  Главные из них – нарушение личных границ, выражающееся в навязывании советов, оценке мотивов поведения, бестактности. Некоторым людям даже не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. По мнению Добровича Анатолия Борисовича, «абсолютная бездуховность» – большая редкость, наиболее часто мы сталкиваемся с людьми, «сорвавшимися» в это состояние.
    Позиция автора  выражена довольно ясно: бездуховность –  это состояние одной и той же личности, один из её возможных обликов. Абсолютно бездуховные люди встречаются достаточно редко. Чаще мы  сталкиваемся с проявлением бесцеремонности в поведении человека в какой-либо ситуации.
    Я, конечно, согласна с мнением автора. Примеров  отсутствия духовности  мы видим множество как в жизни, так и в литературе.
    Таковы родители девочки в повести А.Алексина «Раздел имущества». В целом – люди хорошие, но их поведение по отношению к бабушке, которая в буквальном смысле поставила их дочку на ноги, бездуховно и возмутительно.
    В повести «Безумная Евдокия» того же автора мы видим, что Евдокия Савельевна живет ради своих учеников. Настоящий подвижник  дела, человек большой души,- такой А.Алексин представляет нам учительницу. Но в какой-то момент ее поведение являет собой пример бездуховности: в присутствии мамы Оленьки Евдокия обзванивает морги в поисках потерявшейся девочки. Не стоило это делать при матери, у которой тяжелое заболевание сердца…
    Таким образом, действительно, чаще мы сталкиваемся не с полностью бездуховными людьми, а с теми, кто проявляют это качество лишь в отдельных ситуациях.
    Текст А. Добровича:
    (1)Что такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности – явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности.(8)Проявляется она прежде всего в отношениях между людьми.(9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя на место другого. (10)Но здесь требуется оговорка: мы иногда путаем способность разобраться в другом со способностью понять его. (П)Разобраться – значит попросту установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме эти предположения.(13)Всё это ещё далеко от понимания, понять – это не только установить, что кому-то не очень хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими происходит и с вами.(16)Либо вы человек каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог, тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи с начала XX века называют интроекцией.(18)Дружба и любовь в истинном понимании слова немыслимы без интроекции, иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции – остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом.(20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет некую сторону приспособительной деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне люди.(22)Бездуховность обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. (26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются.(28)Итак, ещё одна примета бездуховности – неспособность понимать какие бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных.(29)Все эти проблемы обсуждает наша пресса. (ЗО)Но мне хотелось выделить более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач.(31 )Абсолютно бездуховные люди – большая редкость. (32)Бездуховность, скорее, состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её возможных обликов.(ЗЗ)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти именно в эту «роль».(34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к своему обычному облику. (35)Но человек, которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся»,уже не забудет, каким тот выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит.(37)Рецепта против бездуховности нет. (38)3ато мы можем понять её истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело.
    < Предыдущая Следующая >

  10. Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.
    Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.
    Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности — естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.
    Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!
    Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.
    Классика — это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.
    Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.
    Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».
    Д.С.Лихачев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *