Сочинение на тему что такое этика

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: МедведЗаснул

    Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.
    Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
    Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
    Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
    Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».
    В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
    Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:
    А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,
    Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
    Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:
    Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;
    Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.
    Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.
    Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.
    Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.
    Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.
    Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.
    Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.
    Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:
    • изучение исторического опыта в области деловой этики,
    • рассмотрение современной деловой этики,
    • интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами,
    • изучение форм и правил ведения деловых отношений,
    • моральное воспитание современных бизнесменов.
    Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.

  2. 2
    Текст добавил: Вопрос интимного характера

    «Этика
    – есть безграничная ответственность
    за все ,что живет.»
    А.Швейцер
    Эссе.
    Этика
    – учение о морали ,нравственности.
    Именно с проблемой этики связано данное
    высказывание . Эта проблема актуальна
    на сегодняшний день для всех профессий
    ,но особенно эта проблема важна для
    профессии юриста , ведь неотъемлимой
    частью нашей будущей профессии являются
    люди с различными проблемами и ситуациями
    , в этих условия морально – этические
    начала никак не могут отойти на задний
    план .
    По
    мнению Альберта Швейцера (эльзасского
    теолога ,философа ,гуманиста,музыканта
    и врача ), этика – это чувство ответственности
    за то, что ты делаешь , старание соблюдать
    определенные правила и интересы людей
    ,старание следовать своим моральным и
    этическим представлениям.
    Я
    согласен с мнением автора по данной
    проблеме . На мой взгляд автор совершенно
    четко отразил в своем высказывании
    сущность этики . Само осознание
    необходимости применения этики в своей
    профессии уже накладывает на человека
    ответственность за свои действия ,
    которые он совершает основываясь на
    своих морально-этических представлениях.
    В
    профессии юриста профессиональная
    этика крайне важна. Профессия юриста
    относится к разряду человек-человек ,
    исходя из этого каждый юрист должен
    помнить о том , что его неосознанные
    действия основанные на эмоциональном
    восприятии действительности могут
    привести к необратимым последствиям .
    Например , следователь берет показания
    у человека ранее судимого за жестокие
    преступления ,подозреваемого ныне так
    же за подобное правонарушение ,и
    основываясь на своих представлениях о
    его сущности , следователь позволяет
    себе обращаться с ним не так как ему
    подобает , то есть грубо с ним разговаривать
    , оказывать психологическое давление
    , не вспоминая о профессиональном кодексе
    юриста . Такие действия следователя в
    дальнейшем могут привести к тому , что
    наказан будет невиновный человек . Юрист
    должен относиться ко всему с точки
    зрения оценки , не давать волю своим
    чувствам и эмоциям , дабы не совершить
    подобного.
    Философ
    Людвиг Винтгенштейн говорил: «Эгоизм
    спасает нас физически, но уничтожает
    духовно». Это высказывание можно отнести
    к данной проблеме. В профессиональной
    этике юриста не должно быть эгоизма. В
    России сейчас появляется все больше и
    больше адвокатов, которые в погоне за
    славой и наживой берутся защищать явных
    преступников , что их не красит и даже
    отталкивает от них. У этих людей нет
    никакой профессиональной этики , у них
    отсутствует чувство ответственности
    за подобные безнравственные действия.
    Вспоминается
    один случай в Самарской области когда
    сына одного мужчины избили в отделе
    полиции и ища помощь у юристов, мужчина
    связался с адвокатом ,который в последствии
    взявшись за это дело отступил от него
    ,заявив клиенту ,что из за него он
    поругался со всеми своими знакомыми в
    полиции. Это является одним из примеров
    безответственности и эгоизма юриста
    ,который забыл о своей профессиональной
    этике.
    Таким
    образом я пришел к выводу , что Альберт
    Швейцер был прав.
    Характер деятельности юристов, в том
    числе и сотрудников правоохранительных
    органов, безусловно предполагают
    специфически профессиональные
    нравственные требования , без которых
    ,по моему мнению, невозможна добросовестная
    деятельность .
    Старание соблюдать определенные правила
    и интересы людей , чувство ответственности
    за содеянное, стремление следовать
    морально-этическим принципам не могут
    не относится к понятию этики.

  3. Свободная тема “10 класс” – сочинение “Этика как наука нравственности”
    Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.
    Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
    Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
    Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
    Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».
    В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
    Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:
    А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,
    Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
    Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:
    Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;
    Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.
    Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.
    Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др. ), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.
    Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.
    Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек.
    «
    1
    2
    »

  4. Содержание
    Введение
    1.Этика какнаука.
    2.Системакатегорий этики
    Заключение
    Словарьтерминов
    Списокиспользуемой литературы
    Введение
    «XXI век будет веком гуманитарной культуры, если онбудет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К.Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего,если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовнымаспектам ее жизни.
    В современной системе духовных ориентацииотчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческихустановок, двух принципов — технократизма и гуманизма. Первый связан спризнанием примата техники и технологии как главных факторов мировогопрогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания ипрагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишькак средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с преимущественныминтересом к человеку как к цели — вспомните афоризм древних: «Человек есть меравсех вещей». Лишь человеческим измерением может быть определена истиннаяценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого —человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не тольковывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшиегуманистические ценности, делающие человека Человеком. Принципы гуманизма,терпимости, понятия добра, сострадания, совести, смысла жизни — все этосоставляет предмет изучения ЭТИКИ, которая выступает тем самым гуманистическойосновой формирования личности.
    1. Этика как наука
     
    Этика возникла более двух с половиной тысяч летназад, когда в результате общественного разделения труда познавательнаятеоретическая деятельность отделилась от непосредственного практическогонравственного сознания.
    Возникновение термина «этика» как особойфилософской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», откоторого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», чтоозначало привычки, обычаи, нравы.
    Греческое слово «ethos», было переведеноримским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе былообразовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного«моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и являетсялатинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».
    Таким образом, следуя этимологии, слова «этика»,«нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однаков философии сложилась традиция различения этих понятий.
    Под понятием «этика» обычно подразумеваетсятеоретическое знание, наука.
    Под понятиями «нравственность» и «мораль» —изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания иличеловеческой деятельности.
    Таким образом, этика является учением о морали, онравственном освоении человеком действительности.
    Традиционно считается, что философия включает всебя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика как философская дисциплинав той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросыонтологии и теории познания.
    Этика как философская дисциплина является глубокотеоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мирнравственных отношений, высшие устремления человека.
    Особенности этики в рамках философии состоят втом, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философскогознания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель,а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическуюфилософию, конечной задачей которой является производство не знания, аценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.
    Этика стремится прояснить общие основаниянравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что естьдобро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, чтоделает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источникпроисхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль вжизни человека.
    Этика кактеория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванныеруководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, какпоступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактныепринципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.
    В качестве теории морали этика занимается исследованиемосновных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерииразличения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий,в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их примененияк оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.
    Из характеристики этики как теории морали,имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функцииэтики: познавательная и нормативная.
    Познавательная функция этики состоит в том, чтоэтика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оцениваетего мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. Вэтом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точкизрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы вкаждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинноеблаго, и найти свой путь к достижению этого блага.
    Нормативная функция этики связана с решением еюодной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих новогопонимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания;тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральнуюперспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический периоддолжна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей иидеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.
    Подводя итог, следует отметить, что мораль(нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности иобщества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.
    Этика — это философская наука, объектом изучениякоторой является мораль.
    Этика несоздает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает,теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы,ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхожденияморальных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизничеловека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисныхусловиях общественного развития этика обеспечивает смену моральныхнормативно-ценностных систем.
    Нравственность — это особый духовно-практический,ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением.Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истокинравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существосоциальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляцииих поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права ит.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведениелюдей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) идолжном (обязанностях, ответственности и т.п.). Это внутренний саморегуляторповедения человека, настроенный на принципы человечества.
    В целях систематизации Г.Н. Кузьменко выделяет вструктуре нравственности следующие элементы:
    1) нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
    2) нравственная практика;
    3) нравственные отношения.
    1) Нравственное сознание представляет собойсубъективную сторону нравственности, является отражением нравственного бытиялюдей. Особенность этого сознания состоит в восприятии всякого явления с точкизрения его ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не враскрытии его причины, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности— важная характеристика нравственного сознания.
    Особое место в иерархии ценностей занимает идея одолжном (идеал). Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (илиобщества), тем самым придавая ей смысл. Исходя из обозначенной цели,нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (вкатегориях добра и зла), а также, и это является еще одной важной егохарактеристикой, предписывает людям определенные действия (в качестве ихдолга).
    Нравственное сознание реализуется в двух формах:общественной и индивидуальной.
    Общественное сознание является элементом социальнойжизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленныхпоколений, позволяющий влиять на представления и поведение отдельного человека,воспитывать полноценную личность. ,
    В общественном нравственном сознании можновыделить два уровня — обыденный и теоретический. Первый являет собой такназываемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл» — повседневные суждения иоценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастуюнечетки, неустойчивы и даже противоречивы, что обусловлено зависимостью отконкретных жизненных обстоятельств. Второй уровень — теоретический —характеризуется большей четкостью, системностью, рациональностью. На этомуровне решаются так называемые «смысложизненные» вопросы человеческого бытия. Втеоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия,т.е. этика.
    Индивидуальноенравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека исостоит из нескольких компонентов:
    а) рационального компонента т.е. системы определенныхпонятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравственныепредставления, разовым элементом этой системы является требование (норма).Кроме него в рациональную структуру индивидуального нравственного сознаниявходят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки,представлений! о моральных качествах, о добре и зле и т.д.;
    б) эмоционального компонента, т.е. совокупностинравственных переживаний человека. Следует отметить, что любое чувство являетсясложной эмоциональной реакцией, обусловленной процессом социализации. Отсюда иальтруистичность нравственных переживаний (отзывчивость, сострадание и др.), иих направленность на самоограничение личности. В качествесоциально-психологического механизма самоконтроля выступают особыеконтролирующие переживания— совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизничеловека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную самоценностьличности;
    в) волевого компонента, благодаря которомусубъективный нравственный мотив реализуется в действии, зачастую вопрекидавлению объективных обстоятельств.
    2) Нравственная практика является объективациейморального сознания. Базовый элемент практики — поступок. Несмотря на внешнююпростоту, это весьма сложное нравственное явление. Его структура выглядитследующим образом:
    1) замысел (намерение или постановка цели);
    2) мотивация (т.е. внутреннее (субъективное)обоснование замысла);
    3) выбор (поиск адекватных намеченной целисредств);
    4) принятие решения (готовность реализоватьзамысел);
    5) действие. Ряд поступков, реализующихстратегическую нравственную установку, составляет линию поведениячеловека”
    3) Нравственные отношения — это совокупностьзависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики. Онискладываются между людьми вне зависимости от сферы деятельности(профессиональной, семейной и т.д.) и ее уровня (личностного, группового ит.д.).
    Особенность нравственных отношений состоит в том,что, вступая в так или иначе мотивированные взаимоотношения друг другом, собществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства,фиксируемые сознанием долга, ответственности, совести и т.д. Наряду с этимнравственные отношения влекут за собой и моральные права для участников этихотношений, связанные с ожиданием исполнения обязанности, долга со стороныокружающих, с признанием личного достоинства, с ожиданием стимулирующей оценкисо стороны общественного мнения. Нравственные отношения модифицируются,корректируются, приобретают ту или иную направленность в зависимости отхарактера реализации взаимных обязательств и ожиданий.
    Нравственные отношения можно классифицировать:
    1) по содержанию (это определяется обязанностямичеловека в той или иной сфере деятельности);
    2) по характеру требовательности (императивности);
    3) по характеру связи.
    Нравственные отношения находят отражение впонятиях морального сознания, тем самым влияют на поведение человека. Такимобразом, структура «нравственное сознание — нравственное действие —нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементывзаимокоррелируются.
    Основные свойства нравственности:
    1. Императивность. Нормы нравственности всегдаформулируются в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убий» ит.д.).
    2. Универсальность. Требования нравственностинеизменны в любой сфере человеческого бытия, не локализуются ни ситуативно, ниво времени.
    3. Общезначимость. Нравственные предписанияраспространяются на всех людей без исключения.
    4. Антиномичность. Например, противоречивостьутверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно(целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование«не убий» и одновременно представления о воинском долге. Причин антиномичностиморали много. Главная заключается в том, что нравственность, отражая динамикучеловеческого бытия, развивается сама, и это развитие — сложный диалектическийпроцесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсем новые,перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы.
    5. Внеинституциональностъ. Нравственность, вотличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Еенормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерамипринуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицамив особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественногомнения или личной убежденностью человека, носят неофициальный характер. Ихнарушение не наказывается, но приводит к применению моральной санкции в формеосуждения, причем это может сделать любой человек или общество в целом.
    Основные функции нравственности:
    1) Регулятивная функция. Нравственность с помощьюценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизируетотношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д.
    2) Познавательная функция. Вступая в нравственныеотношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта,накопленного человечеством, получает особое нравственное знание.
    3) Воспитательная функция. Нравственное знаниеявляется важным условием формирования личности, приобщения ее к высшимценностям. Вне нравственного поля человек не может быть полноценным художником,ученым, предпринимателем и т.д. Нравственность придает всякой конкретнойдеятельности общечеловеческий смысл.
    4) Ценностно-ориентирующая функция. Исходя изнравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным,сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определятьвектор своего духовного развития.
    Кроме этих функций можно выделить такжегуманизирующую (т.е. приподнимающую человека над обыденностью, раскрывающую емуподлинный смысл жизни), мировоззренческую, коммуникативную и др.
    В целом же все эти функции тесно взаимосвязаны иобуславливают богатство и содержательность духовной жизни человека.
    Единство человеческого бытия проявляется в теснойсвязи между отражающими его различными формами общественного сознания —моралью, искусством, политикой, религией и др.
    Нравственность и искусство. Из истории нравственныхучений видно, что этическая категория добра и эстетическая категорияпрекрасного зачастую отождествлялись. Близость нравственности и искусстваиллюстрируется тем, что этические труды нередко создаются в художественнойформе (например, у Платона, Ницше и др.),.а многие представители искусства(Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время имыслителями-этиками.
    Нравственность и искусство отражают разныестороны бытия человека и, исходя из этого факта, следует видеть способы ихвзаимодействия. В искусстве в особой художественной форме выражается динамикаинтересов, идеалов» ценностей. Нравственное воздействие искусства на человекаосуществляется не путем доказательства преимущества добродетели над пороком, ас помощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчество, осмыслениечеловеком под влиянием художественного произведения собственного жизненногоопыта. Наблюдая за действиями героем, человек видит наглядныепримеры нравственного и безнравственного поведения, добра и зла и т.д. Искусствов данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная(художественная) интерпретация нравственных норм и моральных идей,моделирование конфликтных ситуаций.
    Нравственность и политика. Впервые серьезноеисследование связи этики и политики предпринял древнегреческий философАристотель в IV в. до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное»,философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью«политического искусства». Осознавая относительную самостоятельностьнравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонииинтересов граждан и государства.
    Западноевропейские мыслители Нового времени (Н.Макиавелли, Т. Гоббс и др.) стремились подчинить нравственность политике. Онисчитали естественным политический аморализм и цинизм, практику двойногоморального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели.
    Противоположный подход редуцировал политику кнравственности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можноназвать Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства(утопий) характерно абстрактное морализаторство, игнорирование реальныхсоциально-политических условий.
    Сложность данной проблемы связана прежде всего сответственностью политика перед населением, необходимостью реализовыватьинтересы государства, которые зачастую входят в конфликт с интересами другихгосударств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят отмножества факторов, они компромиссны.
    Такимобразом, взаимосвязь между нравственным и политическим развитием обществапроявляется так: нравственность воздействует на политику через моральнуюоценку, общественное мнение, исходя из высших идеалов и целей общества, аполитика в свою очередь влияет на нравственность, раскрывая обществу егоконкретные «ежеминутные» социально-политические интересы.
    Нравственность и религия. Нравственная ирелигиозная деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись:заповеди, данные Богом, одновременно считались и моральными нормами, абогоугодные дела _ добрыми поступками. Такой подход не былслучайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека вобществе, т.е. выполняют сходные социальные функции. Во-вторых-, похожи испособы регулирования. Для нравственных и религиозных требований характерныкатегоричность, универсальность и т.д. В-третьих, главный стимул нравственногои религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знаковость таких понятий,как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верующего человека. При этомследует отметить совпадение нравственных и религиозных ценностей, особенно наранних этапах развития общества. Также можно отметить, что и в нравственности,’и в религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие переживаниятипичны как для нравственной, так и для религиозной жизни.
    Эти и другие обстоятельства обусловили единствонравственного и религиозного сознаний на протяжении длительного периода, но темне менее с развитием светской культуры содержание нравственности и религииперестает быть идентичным.
    Принципиальное отличие заключается в том, что длянравственности конечной целью является человек, а для религии — Бог.
    Еще одним характерным отличием религии являетсясистема ритуальных действий (культ), а также существование организационныхструктур (церковь) и специального аппарата священнослужителей. Нравственностьне имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение моральногоавторитета.
    Кроме того, если религия предусматривает суровыепотусторонние кары, то нравственность ограничивается общественным осуждением ивзывает к совести. И наоборот, если для верующего наградой является вечнаяжизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственногочеловека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга.
    Нравственность и наука. Проблема соотношениянравственности и науки имеет два аспекта: нравственно-содержательный иформальный.
    Первый касается значения нравственности длянауки, а именно важность моральных принципов для ученого.
    Для науки главной является информация обизучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Спецификанаучного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изучаемогообъекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремлениекому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтомудолжны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого —объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этойценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность,безукоризненное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихсяисследователей является примером такого поведения.
    Второй аспект касается значения науки длянравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственныхпринципов и создания научной теории нравственности. Стремление философовподняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимыхоснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновениюэтики. Этика — это вид гуманитарного знания. Как и любая другая наука, онаимеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследованияи собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этихсоставляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описаниенравственных явлений, их объяснение и т.д.
    Нравственность и экономика. Особое внимание,уделяемое взаимоотношениям нравственности и экономики, неслучайно и имеетдревнюю историю. Еще Аристотель, раскрыв сложную структуру экономики, признавалнравственную неравноценность производства, торговли и ростовщичества. Философсчитал этически приемлемым только производство. Средневековье также осуждалосамодостаточное «делание денег». И Августин, и Фома Аквинский утверждали, чтополучение прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент аморальны.Поэтому, кстати, банковский деятельностью в Европе занимались представителидругих религий (в частности, иудеи). Переворот происходит в начале Новоговремени с развитием капиталистических отношений. Уже протестантизм признаетнравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринимается как критерийБожественного благорасположения.
    Светская версия протестантской этики стала важнойсоставляющей современной западной экономической культуры. Большую роль сталоиграть понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом,что получило отражение в трудах французских материалистов (теория «разумногоэгоизма-), немецких классиков, в марксизме и многих этических концепциях XX в.
    В то же время многие философы подчеркивали, что впроцессе банковской, торговой, производственной и другой деятельности возможнаабсолютизация сугубо экономических ценностей, таких как эффективность, интерес,прибыль и др. р ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытияличности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения егоматериального достатка, финансовых возможностей. Тем самым теряется глубинныйсмысл экономики как способа обеспечения человеческого существования.
    Нравственность и право. Как формы общественногосознания нравственность и право имеют между собой много общего, так каквыполняют схожие функции: регулируют поведение людей в обществе.
    Нравственность и право представляют собой совокупностьотносительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях одолжном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер ираспространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляютсобой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всюсовокупность общественных отношений,
    Главными же различиями между ними являютсяспособы, которыми они регулируют поведение людей.
    Нормы права:
    а) однозначно и подробно зафиксированы вспециальных документах;
    б) их исполнение обеспечивается (принеобходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия;
    в) правосудие осуществляется должностными лицами(прокурор, судья и др:) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.).
    Нормы нравственности:
    а) как правило, четко не определены;
    б) поддерживаются благодаря общественному мнениюили личной убежденности человека;
    в) имеют неофициальный, рекомендательныйхарактер, их нарушение не наказывается, но вызывает моральную санкцию(осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.
     
    2. Система категорийэтики
    Этические категории — это основные понятиянаучного, аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементынравственности.
    Следует отметить, что каждая категория этикиотражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат— реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтомукаждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии сдругими.
    Следует отметить, что обширный категориальныйаппарат требует определенной систематизации. В отечественной этической теориидоминируют два способа систематизации категорий.
    Одни исследователи считают, что категории этикилогичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. В этомслучае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравственногосознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной практики (поступок,воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отношения (конфликт, авторитет ит.д.).
    Другие исследователи считают, что сосредоточиватьвнимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она нераскрывает полностью все богатство и своеобразие нравственной жизни. Онипредлагают классифицировать категории этики по следующим видам:
    1) структурный вид — это вид категорий,отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формысознания, практики, отношения (норма, соревнование и др.);
    2) сущностный вид — это вид категорий, отражающихкачественную определенность нравственности, отличие ее от других социальныхявлений (добро, долг и др.);
    3) методологический вид — это вид категорий,отражающих критерии нравственности человека, уровни его развития (цель исредства и др.).
    Существуют и иные способы классификации этическихкатегорий.
    В истории этики отдельные категории стали системообразующимпринципом, легли в основу целых направлений.
    Основным понятием этики является категория добра,С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того илииного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку,— понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристикидаются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добраи зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весьнравственный универсум.
    К понятию добра очень близко понятиенравственного идеала. Идеал — это некий высший образец, конечная цельнравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершеннуюличность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления одолжном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопииПлатона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости,характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ееоценкой другими людьми, обществом.
    С понятием идеала тесно связано понятиенравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человекдолжен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразноетребование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе,а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишенанравственного содержания.
    Нормы могут быть восприняты человеком какоптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно,необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В этом случаесоблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, егообязанностью. Долг — это нравственная форма осознания необходимости действия.Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону(моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что вэтике существует специальный, посвященный этой категории раздел — деонтология(т.е. наука о должном). Важной характеристикой долга является его связь сволевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходитсяпреодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем(например, чувство страха и т.п.).
    Осознание долга играет важную роль в личной иобщественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать иэмоционально переживать несоответствие своего поведения должномухарактеризуется понятием совести. Совесть — это своеобразныйнравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за своипоступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности.
    Категория свободы является ключевой в этике, таккак нравственная реальность основывается на способности человека ксамостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не можетсчитаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результатеза вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральнойответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен вполной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъектанравственности.
    Категория справедливости выражает идеюправильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, которыйсоответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемыхправах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятиясправедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливостикак честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.
    Заключение
     
    Итак, у современного человека слово «этика»вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющееотношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценкичеловеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особыйрегулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросычеловеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, чтоглавной задачей этики является исследование человеческих отношений в ихнаиболее совершенной форме.
    Словарь терминов
    Нравственность — это особый духовно-практический,ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением.
    Этика — это философская наука, объектом изучениякоторой является мораль.

    Список используемойлитературы:
     
    1 ВенедиктоваВ.И. О деловой этике и этикете, М., 1999.
    2 ЗеленковаИ.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.
    3 Золотухина-Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.
    4 КондратовВ.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.
    5. Философскийэнциклопедический словарь. М., 2000.
    6.   Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

  5. Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.
    Также следует отметить, что деловой этикет – понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.
    Знание и соблюдение делового этикета – необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

    Этикет был всегда. Правила хорошего тона

    Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.
    Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.
    Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета – бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом – это игра по его правилам.

  6. Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.
    Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
    Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
    Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
    Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».
    В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин.
    е слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
    Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:
    А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,
    Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
    Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:
    Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;
    Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми.
    Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.
    Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики.
    ны средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.
    Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.
    Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.
    Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.
    Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.
    Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:
    • изучение исторического опыта в области деловой этики,
    • рассмотрение современной деловой этики,
    • интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-психологическими стандартами,
    • изучение форм и правил ведения деловых отношений,
    • моральное воспитание современных бизнесменов.
    Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.

  7. нашими взглядами на его проблемы,
    не видит в нас близких ему по духу лю
    дей, способных слушать и слышать,
    понять и помочь. Почему мы, взрос
    лые, стараемся навязать детям свои
    взгляды и нормы поведения? Нам ка
    жется, что наш жизненный опыт, про
    житые годы позволяют нам давать
    оценку словам и поступкам детей и
    часто высказываем мы ее в не очень,
    мягко говоря, корректной форме. В та
    ких ситуациях не грех вспомнить сло
    ва поэта: «А судьи кто?»
    Неужели каждое поколение живет
    по своим законам и нет ничего вечного
    в отношениях между людьми?
    Социально психологические иссле
    дования последних лет убедительно
    доказывают, что моральное состояние
    современного общества во многом
    определено нравственными нормами,
    ценностями, действующими в данном
    обществе. Однако в современном мире
    далеко не всегда понятия «этика»,
    «мораль», «нравственность» являются
    Эссе на тему этики
    Н.М. Брунчукова
    Как часто, приходя из школы, наши
    дети слышат извечные вопросы роди
    телей: «Спрашивали сегодня? Что по
    лучил?» Гораздо реже взрослые инте
    ?
    ресуются тем, как ребенку учится.
    Разговаривая с учителями о пробле
    мах ребенка, причинах его неуспева
    емости, плохого поведения, родители
    недоумевают: почему эти проблемы
    возникли? Ведь они, мамы и папы,
    сделали все, что необходимо, «чтобы
    ребенку хорошо жилось», «чтобы он
    был обут, одет, сыт», «и вообще – чего
    ему не хватает» и т.п. Как часто мы
    сводим разрешение подобных вопросов
    к материальной стороне, не беря во
    внимание духовную. Да еще и обижа
    емся, что ребенок не делится с нами
    своими мыслями, не интересуется
    1
    ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ
    ственность в простейших ее выражени
    ях», – отмечают авторы учебника «Вве
    дение в философию» [2, с. 233]. Конеч
    но, современные моральные постулаты
    существенно отличаются от древней
    ших нравственно социальных требова
    ний: «абсолютного запрета на крово
    смесительство», «абсолютного запрета
    на убийство соплеменника», «требова
    ние поддержания жизни любого из со
    племенников», но не отменяют их.
    По мнению Аристотеля, к этиче
    ским добродетелям относятся: благо и
    блаженство, добродетель, свобода во
    ли, мужество, умеренность, щедрость,
    великолепие, великодушие, честолю
    бие, кротость и гнев, любезность, прав
    да и ирония, приличие, стыд, справед
    ливость, практичность, разум, муд
    рость, добрый совет, рассудительность
    и безрассудство, осмысленность, изоб
    ретательность, воздержанность и не
    воздержанность, наслаждение и стра
    дание, дружба.
    Некоторые из данных добродетелей
    возникают и развиваются по преиму
    ществу в процессе обучения, поэтому и
    нуждаются в опыте и во времени; дру
    гие же слагаются путем привычек.
    «…Добродетели не даются нам от при
    роды и не возникают помимо природы,
    но мы от природы имеем возможность
    приобрести их, путем привычек же
    приобретаем их в совершенстве», – го
    ворит Аристотель [1, с. 168].
    Труды Аристотеля положили нача
    ло не только новой науке, но и новому
    направлению в исследовании жизнеде
    ятельности человека. Отталкиваясь от
    слова «этос» (этика) в значении харак
    тера, Аристотель образовал прилага
    тельное «этический» для того, чтобы
    обозначить особый класс человеческих
    качеств, названных добродетелями.
    Где, когда и как приобретаются эти
    ческие добродетели современными
    детьми?
    Прежде всего это пример родителей.
    Однако таким ли уж хорошим приме
    ром являемся мы для детей? На одном
    из родительских собраний было предло
    жено составить небольшое нравоучение
    для ребенка по поводу замечания в
    основополагающими факторами как
    при определении целей и задач, так и
    способов их достижения и разреше
    ния, что, естественно, сказывается на
    результатах такой «преобразующей»
    деятельности человека.
    Общеизвестна расхожая фраза «Для
    достижения цели все способы хоро
    ши». Если исходить из данных крите
    риев, то можно оказаться в ситуации,
    когда самый недостойный поступок
    можно объяснить разумом: не беда, что
    он безнравственный, главное – что он
    умный и расчетливый – таким образом
    отождествляется разумность поступка
    и его нравственное достоинство. «Как
    мы умеем быть умными без убеждения,
    так хотим мы быть нравственными без
    подвига: действительно, то и другое
    происходит по мере того, как мы основ
    ные начала духовной жизни переносим
    из глубины сердца в светлую область
    спокойного, бесстрастного и безучаст
    ного разума», – пишет в своей работе
    «О воспитании» выдающийся педагог
    ХIХ в. П.Д. Юркевич [4, с. 181].
    Существуют ли такие этические
    ценности, которые остаются вечными
    на все времена?
    Этика – «философская наука, объек
    том изучения которой является мораль,
    нравственность как форма общественно
    го сознания, как одна из важнейших
    сторон жизнедеятельности человека,
    специфическое явление общественно
    исторической жизни. Этика выясняет
    место морали в системе других общест
    венных отношений, анализирует ее при
    роду и внутреннюю структуру и изучает
    происхождение и историческое разви
    тие нравственности, обосновывает ту
    или иную ее систему», – трактует Боль
    шая Советская Энциклопедия (т. 30).
    «Человек историчен; в течение веков
    ему суждено пройти через огромное
    разнообразие нравов и обычаев, моди
    фицировать свои воззрения в соответ
    ствии с новыми и новыми материаль
    ными запросами. Но в истории об
    щества, коль скоро она человеческая
    история, невозможны преобразования
    (по крайней мере, устойчивые), кото
    рые бы вообще отменяли нрав
    2
    12/08
    дневнике, сделанного за использование
    им нелитературного языка в общении
    со сверстниками. Вразумления родите
    лей сводились к осуждению неумения
    убедительно высказывать свои мысли,
    отстаивать убеждения. Иными слова
    ми, все внимание было уделено недоста
    точно доходчивой подаче информации,
    но не ее форме, содержанию и причине
    возникновения самой ситуации. Более
    того, в беседе с родителями выясни
    лось, что некоторые считают, что такая
    форма общения более понятна окружа
    ющим в современном обществе. А зна
    чит, подобные слова звучат из уст взрос
    лых и, что совершенно недопустимо, в
    присутствии детей. Как часто мы гово
    рим, как правильно надо поступить в
    той или иной ситуации, и при этом сами
    не придерживаемся своих же советов и
    рекомендаций, прекрасно осознавая,
    что «лучше» учит не слово, а поступок.
    Чего же тогда ждать от детей?
    Обратимся к опыту педагогов по раз
    решению этических проблем в учебно
    воспитательном процессе. Анкетирова
    ние показало, что в ситуациях уличения
    ребенка в неблаговидных поступках, та
    ких как ложь, жадность, гнев и др.,
    чаще всего используется беседа, по ходу
    которой учитель излагает, как надо бы
    ло поступить в данной ситуации и поче
    му именно так. К сожалению, по объек
    тивным причинам, учитель не всегда
    может уделить разрешению той или
    иной этической проблемы достаточное
    количество времени и душевных сил,
    поэтому иногда такие беседы носят фор
    мальный характер. И учащиеся реаги
    руют на них соответствующим образом:
    «поругает и успокоится», «пускай вы
    пустит пар», «как всегда, одно и то же»,
    «работа у нее такая»…
    Может быть, наши дети в силу своего
    юного возраста и неиспорченности мо
    гут служить примером для подража
    ния? Приведем несколько ситуаций.
    На уроке труда ученик попросил у
    соседа по парте клей. Ответ был пора
    зителен: «А за амортизацию кто рас
    считываться будет?» Или такая ситуа
    ция: ребенок нечаянно сломал каран
    даш и попросил у друга «в долг».
    Товарищ не дал свой запасной каран
    даш, объяснив, что друг и его может не
    чаянно сломать или «изрисовать весь»,
    а карандаш очень дорогой и у него мо
    жет не хватить денег на покупку ново
    го. И при этом посоветовал обратиться
    к другому однокласснику, у которого
    много денег, и он может позволить себе
    «раздавать вещи направо и налево». На
    просьбу подруги помочь при решении
    задачи девочка ответила, что сама не
    может справиться с заданием. Однако
    на предложение учительницы дать три
    тетради для проверки одна из первых
    подала тетрадь. В беседе выяснилось,
    что девочки соревнуются в учебе и ока
    зание помощи друг другу в получении
    высокой оценки не входит в их планы.
    Анализ данных ситуаций вместе с
    детьми позволил сделать вывод о том,
    что дети практически всегда знают,
    как надо правильно поступить в каж
    дом конкретном случае, но поступают
    иначе – так, как «поступают все».
    И все же это, на наш взгляд, частные
    случаи. Дети в своей массе добры, щед
    ры, великодушны, в меру практичны
    и стыдливы. В их поступках больше
    нравственности, чем разума. И задача
    взрослых – сохранить лучшие качест
    ва в ребенке, развить их и укрепить.
    Литература
    1. Аристотель. Этика. Политика. Поэ
    тика. Категории. – М.: Литература, 1998.
    (Классическая философская мысль).
    2. Введение в философию: Учебник для
    вузов. В 2 ч. Ч. 1/ Фролов И.Т., Араб Оглы
    Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат,
    1989.
    3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика:
    Учебник. – М.: Гардарика, 2000.
    4. Юркевич П.Д.: Золотой фонд педаго
    гики/ Сост. ред. А.П. Фурсов. – М.:
    Школьная пресса, 2004. («Воспитание
    школьников. Б ка журнала». Вып. 61.)
    Надежда Михайловна Брунчукова –
    канд. пед. наук, доцент Смоленского госу
    дарственного университета.
    3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *