Сочинение на тему что такое хороший вкус

8 вариантов

  1. Проблема вкуса, как проблема эстетического отношения, — одна из самых актуальных. Сейчас молодёжь стремится к пре­красному и возвышенному, но, к сожалению, не может отли­чить истинную красоту от ложной « красивости ».
    Впрочем, о вкусах, как говорят, не спорят. Часто, чтобы за­щитить безвкусицу, можно услышать в ответ множество по­словиц и поговорок: «На вкус и цвет товарищей нет», «Всяк молодец на свой образец». Мне кажется, о вкусах стоит поспо­рить вопреки народной мудрости. Но сначала нужно уяснить: «А что же такое вкус? Какова его природа? »
    Каждый человек в меру своего воспитания по-разному судит
    о вкусе. Если у человека хороший вкус, мне кажется, он не бу­дет черствым к людям. Можно видеть у нас в школе старшек­лассниц с не в меру накрашенными глазами, от которых веет чем-то мефистофельским.
    Мне, например, не нравится, когда юноша приходит в школу в спортивных брюках… Внешний вид человека — это и есть уже первый показатель вкуса. Это и начищенная обувь, и аккуратно отглаженная одежда, и носовой платок в кармане, и умение дер­жать себя в обществе. Можно сказать, хороший вкус — неотъем­лемая примета общей культуры человека. Вкус к хорошей кни­ге, хорошей музыке, хорошей одежде, к умению вести беседу вырабатывается у человека на протяжении всей его жизни.
    А говорят, что о вкусах не спорят те, кому привычна вседоз­воленность, нетребовательность к себе.
    Культура, вкусы прошлого, настоящего… Они нераздели­мы. К нам много пришло из культуры, искусства минувших веков, и когда говорят, что все это устарело, думаю, неверно. Как могут устареть, уйти в прошлое Пушкин и Лермонтов, Тол­стой и Достоевский? Как могут устареть Чайковский и Григ? Да, молодым людям нравится современная музыка, но отвер­гать классику нелепо. Нормальный вкус — это своеобразный щит, ограждающий человека от дурных влияний, пошлости, низменных страстей. Вкус — это представление человека о кра­соте, его интересы, увлечения, его манера поведения, общение с людьми. И вовсе не роскошью определяется он. Я вполне согла­сен с другой народной мудростью: «Встречают по одежке, а про­вожают по уму».

  2. 2
    Текст добавил: ___{ХулИ}ГанкА___

    О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ?!

    Проблема вкуса, как проблема эстетического отношения, — одна из самых актуальных. Сейчас молодёжь стремится к пре­красному и возвышенному, но, к сожалению, не может отли­чить истинную красоту от ложной « красивости ».
    Впрочем, о вкусах, как говорят, не спорят. Часто, чтобы за­щитить безвкусицу, можно услышать в ответ множество по­словиц и поговорок: «На вкус и цвет товарищей нет», «Всяк молодец на свой образец». Мне кажется, о вкусах стоит поспо­рить вопреки народной мудрости. Но сначала нужно уяснить: «А что же такое вкус? Какова его природа? »
    Каждый человек в меру своего воспитания по-разному судит
    о вкусе. Если у человека хороший вкус, мне кажется, он не бу­дет черствым к людям. Можно видеть у нас в школе старшек­лассниц с не в меру накрашенными глазами, от которых веет чем-то мефистофельским.
    Мне, например, не нравится, когда юноша приходит в школу в спортивных брюках… Внешний вид человека — это и есть уже первый показатель вкуса. Это и начищенная обувь, и аккуратно отглаженная одежда, и носовой платок в кармане, и умение дер­жать себя в обществе. Можно сказать, хороший вкус — неотъем­лемая примета общей культуры человека. Вкус к хорошей кни­ге, хорошей музыке, хорошей одежде, к умению вести беседу вырабатывается у человека на протяжении всей его жизни.
    А говорят, что о вкусах не спорят те, кому привычна вседоз­воленность, нетребовательность к себе.
    Культура, вкусы прошлого, настоящего… Они нераздели­мы. К нам много пришло из культуры, искусства минувших веков, и когда говорят, что все это устарело, думаю, неверно. Как могут устареть, уйти в прошлое Пушкин и Лермонтов, Тол­стой и Достоевский? Как могут устареть Чайковский и Григ? Да, молодым людям нравится современная музыка, но отвер­гать классику нелепо. Нормальный вкус — это своеобразный щит, ограждающий человека от дурных влияний, пошлости, низменных страстей. Вкус — это представление человека о кра­соте, его интересы, увлечения, его манера поведения, общение с людьми. И вовсе не роскошью определяется он. Я вполне согла­сен с другой народной мудростью: «Встречают по одежке, а про­вожают по уму».

  3. 3
    Текст добавил: РэЙк_БеЗ_ФэЙк

    «Что же такое хороший вкус?» Часто слышим: «Со вкусом сделана вещь», или: «Со вкусом обставлена квартира», или просто: «Какой вкусный обед!» И сразу ясно, что кто-то, знающий и умеющий, вложил в то, что делал, весь свой опыт и старание, поэтому и получилось что-то завершенное, гармоничное, неизменно радующее… А безвкусно? Тут же рисуется нечто равнодушное, неинтересное, где все не так и невпопад.
    Что же такое вкус? Как сказано в словаре Даля: «Чувство изящного, красоты и приличия и угодливости для глаз». Говоря о внешности, мы часто подменяем понятие «вкус» понятием «мода». Новая мода действительно всегда точнее отражает современные представления о красивом, чем мода вчерашняя. Что-то меняется в жизни, в самих людях: устали от каких-то цветов, форм, появилась потребность в других, более отвечающих духу времени. И это тотчас же выразится в моде.
    И все же, если вы слышите о женщине, что она «модно одета», то это вовсе не означает, что сама она привлекательна в этой одежде, а вот если «одета со вкусом», то не сомневаетесь в ее привлекательности. В этой оценке будет все, что говорит о ней самое лестное: и что одета модно, и одежда ее украшает, и в облике непременно что-то интересное, вызывающее симпатию…
    А как единодушны мужчины в своих представлениях об идеале женского облика. Описывая его, обязательно добавят: «со вкусом». И как часто женщина, более скромно, но со вкусом одетая, превосходит ту, которая выделяется великолепным набором одежды, но в нем не чувствуется собственной способности отбирать необходимое именно для данного момента.
    Чутье, интеллигентность, воспитанность, культура, проявившиеся в одежде, привлекают, вероятно, больше всего. Элегантный костюм свидетельствует о более развитом чувстве изящного. И тут естественно предположить, что у того, кто умеет вслушиваться в язык цветов, форм, фактур, более развито и чувство деликатности и такта в отношениях с людьми.
    Вкус – это не только критерий красоты. Согласитесь, точный выбор в приобретении вещей экономит наши силы, время, деньги. Я знаю более, чем состоятельную семью, но у хозяйки нет вкуса. Единственный ориентир для нее – последняя мода и престижность. Квартира же выглядит, как прилавок магазина, заставленный хорошими, но будто случайно попавшими сюда вещами. В доме нет той радости, которую дает гармоничный быт.
    Шкаф ломится от одежды с марками самых известных и престижных фирм, но никто в семье, да и она сама, не чувствует себя хорошо одетым. Вечно строятся планы, что делать с вещами: что-то продается, раздается, покупаются новые – и с тем же результатом. Дорогие мастера сделали прекрасный ремонт, несколько раз сменили мебель, но результат все тот же.
    Но если бы дело было только в вещах! В обстановке безвкусицы вырастают дети. Вкус к красивым вещам как будто есть, а вот способность создавать гармонию не развита. «Вкус ребенка начинает формироваться от нитки бус, в которой мать наклоняется к младенцу,- утверждал один известный художник, – от коврика на стене, от шторы на окне, от чашки, из которой малыш пьет…»
    Понесут ли взрослеющие дети в жизнь эту гармонию или же будут постоянно метаться в поисках каких-то невиданных, разорительно дорогих вещей, в стремлении завоевать ими престиж красивого и культурного человека, во многом зависит от матери. И что будут рождать такие «наборы вещей»? Зависть и ущемленность одних, высокомерие и заносчивость других. Вкус же и культура, относясь к ценностям духовным, никого не ущемляют. Напротив, облагораживают отношения.
    Почему же так много зависит от матери? Да потому, что именно женщина лучше подготовлена природой, чтобы быть эстетическим экспертом в семье. Она лучше, чем мужчина, разбирается в оттенках цветов, запоминает форму предметов, острее слышит запахи…
    Можно ли вкус развить? Несомненно. Но для этого явно недостаточно узнавать, что сейчас модно, искать готовые рецепты красоты. Понятие вкуса гораздо серьезнее и глубже. Это и секреты цветов и форм, связь костюма и внешности. Это твой, только твой собственный образ, стиль и еще многое другое.
    Кому-то чувство вкуса, стиля дано, что говорится, от природы. Кто-то учится, ищет и находит. Самое главное тут – твое собственное желание. Множество журналов и книг, советов и рекомендаций помогут тебе сориентироваться в мире моды, в мире вещей, создать твой собственный мир, в котором и ты, и твое окружение будут чувствовать себя комфортно, уверенно, уютно, ощущая гармонию вокруг себя.
    Попробуйте, никогда не поздно начинать!

  4. Перед вами сочинение на тему: О вкусах не спорят?!
    Проблема вкуса, как проблема эстетического отношения, — одна из самых актуальных. Сейчас молодёжь стремится к пре­красному и возвышенному, но, к сожалению, не может отли­чить истинную красоту от ложной « красивости ».
    Впрочем, о вкусах, как говорят, не спорят. Часто, чтобы за­щитить безвкусицу, можно услышать в ответ множество по­словиц и поговорок: «На вкус и цвет товарищей нет», «Всяк молодец на свой образец». Мне кажется, о вкусах стоит поспо­рить вопреки народной мудрости. Но сначала нужно уяснить: «А что же такое вкус? Какова его природа? »
    Каждый человек в меру своего воспитания по-разному судит о вкусе. Если у человека хороший вкус, мне кажется, он не бу­дет черствым к людям. Можно видеть у нас в школе старшек­лассниц с не в меру накрашенными глазами, от которых веет чем-то мефистофельским.
    Мне, например, не нравится, когда юноша приходит в школу в спортивных брюках… Внешний вид человека — это и есть уже первый показатель вкуса. Это и начищенная обувь, и аккуратно отглаженная одежда, и носовой платок в кармане, и умение дер­жать себя в обществе. Можно сказать, хороший вкус — неотъем­лемая примета общей культуры человека. Вкус к хорошей кни­ге, хорошей музыке, хорошей одежде, к умению вести беседу вырабатывается у человека на протяжении всей его жизни.
    А говорят, что о вкусах не спорят те, кому привычна вседоз­воленность, нетребовательность к себе.
    Культура, вкусы прошлого, настоящего… Они нераздели­мы. К нам много пришло из культуры, искусства минувших веков, и когда говорят, что все это устарело, думаю, неверно. Как могут устареть, уйти в прошлое Пушкин и Лермонтов, Тол­стой и Достоевский? Как могут устареть Чайковский и Григ? Да, молодым людям нравится современная музыка, но отвер­гать классику нелепо. Нормальный вкус — это своеобразный щит, ограждающий человека от дурных влияний, пошлости, низменных страстей. Вкус — это представление человека о кра­соте, его интересы, увлечения, его манера поведения, общение с людьми. И вовсе не роскошью определяется он. Я вполне согла­сен с другой народной мудростью: «Встречают по одежке, а про­вожают по уму».

  5. Как себя помню, меня всегда завораживали люди определенного типа. Вычисляла я таких очень просто – их хотелось рассматривать и подражать, в них было всегда то, что отличало от большинства. И с ними волшебно находиться рядом. Уместное сочетание безобразного и прекрасного уживались в одном образе настолько гармонично, что ты признавалась себе «я бы так не смогла».
    У таких индивидов всегда есть своя точка зрения, которую хотелось узнать. И они умеют добиваться целостности образа, в котором все детали подчинялись единой идее.
    Со временем, стало очевидно, что речь идет о людях, которые обладают хорошим вкусом. А жизненный опыт подтвердил, что именно с такими приятно сотрудничать, советоваться, обращаться к ним за помощью, вести общие дела и просто общаться, получая колоссальное удовольствие. Потому как, весь этот процесс всегда сопровождался удивительным результатом, а бонусом в придачу шли понятия – легко и логично.
    Почему так получается, что с одними людьми это возможно? А другие в принципе на это не способны? Личные наблюдения позволили объяснить сей факт наличием либо отсутствием хорошего вкуса.
    Когда я стала исследовать тему хорошего вкуса в различных источниках, то выяснилось, что эта тема существует вокруг искусства, творчества и дизайна. Но не упоминается, когда речь заходит о ежедневных заботах. Если набрать в поисковике фразу “как развить хороший вкус”, то будут открываться страницы, где речь идет об одежде, уроках элегантности, художественных произведениях и так далее.
    И, если человек напрямую не интересуется эстетикой, то эта тема быстро наскучит. Предполагаю, что понятие хорошего вкуса слишком отдалилось от реальности, взвелось в культ искусства и воспринимается, как нечто малоприспособленное для ежедневного быта. И зря.
    Хороший вкус – это избирательность. А что как не умение выбирать для себя лучшее, может уберечь от лишних трат, пустой потери времени и сомнений. Чувство прекрасного значительно облегчает выбор и помогает принять решение в любой ситуации – выбор места жительства, супруга, одежды, автомобиля, куда поехать в отпуск и как воспитывать детей. Недаром во все времена так много времени посвящали изучению прекрасного через музыку, книги, произведения искусства.
    Обладать хорошим вкусом не просто приятно, но еще и выгодно! Как бы странно это не звучало. И пользоваться им следует ежедневно, ежеминутно, выставляя его на стражу своих решений. А теперь по порядку. Хороший вкус – это:
    СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, КАК НАЛИЧИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
    Умение видеть особенности, выделять детали и рассуждать о предмете, формулируя собственное мнение. Каждый из нас может оценить – нравится\ не нравится. Субъективно, но оценить. Но не каждый способен объяснить свою позицию – что именно нравится, почему, что можно улучшить, добавить, убрать? Такое мнение формируется у тех, кто способен перевести язык линий, оттенков, фактур в слова и передать свое видение окружающим. Аргументировать свою точку зрения и показать иной взгляд на одну и ту же вещь.
    Когда я познакомилась с законами форм и фактур (стилистика), то мне нравилось выполнять одно чудесное упражнение. Я заказывала себе чашечку кофе в людном торговом центре и наблюдала за теми, кто проходил мимо. Одна из поставленных задач – объяснить себе, с помощью инструментов стилистики, почему мне понравилась та или иная вещь на конкретной женщине? Почему она ей подходит или не подходит? И что конкретно можно изменить? Такой тихий диалог с самим собой.
    УМЕНИЕ ЖДАТЬ И ВЫБИРАТЬ ЛУЧШЕЕ
    Вещи, которыми мы себя окружаем формируют наше качество жизни. Окружая себя только тем, что по-настоящему радует, вдохновляет позволяет уважительно относиться к себе и своим желаниям. Мне важным кажется позволять себе хотя бы одну вещь “на вырост”. Чуть лучше, чем можено позволить себе на данный момент. Это может быть что угодно – торшер, туфли или путешествие, но на 100% удачные! Такие единичные экземпляры помогают в формировании хорошего вкуса и являются напоминанием того, что идеальные вещи существуют и вы достойны их обладания. Но такие шедевры практически всегда приходится ждать и выслеживать.
    Пример качественного ожидания – готовность клиента, который планирует подбор гардероба с персональным стилистом. Самый благоприятный момент для изменений наступает тогда, когда ситуация назрела и “болит”. Идеально, если она, в некотором смысле, выстрадана. Если обратится раньше, то эффект будет не тот, без эффекта “Вау” и сильного облегчения. В состоянии усталости клиент, как никогда, готов к новым изменениям. По себе знаю, как это освежает – когда ты вовремя избавляешься от груза старого образа в пользу лучшего.
    СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ И ЗАКОНЧЕННОЕ
    Это тоже самое, что доводить дело до результата. Признак хорошего вкуса. Одна знакомая иногда просит рекомендации по развитию своего бизнес-направления. Ее деятельность настолько многогранна, что многие проекты она начинает с энтузиазмом, но физически не успевает их доводить до завершения. Всегда на ее пути встречается новый соблазн\ предложение \ деятельность, в который она с удовольствием окунается, не доводя до результата предыдущий. Такие вот повторяющиеся наслоения. Каждый раз, когда мы встречаемся (а это происходит чаще за бизнес-ланчем в кафе) – она заказывает блюда, которые оказываются либо невкусными, либо несвежими, либо просто не понравилось.
    Результат всегда один – еда на тарелке остается недоеденной. Не было еще ни одного раза, чтобы она доела все до конца. И эта привычка распространяется на все, в том числе на то, как она одевается – каждый ее образ оказывается недоделанным и с оговорками – здесь я хотела одеть другую блузку, но она оказалось в химчистке. Здесь я думала надеть браслет, но он куда-то закатился и не было времени его искать. Такой вот вечный каламбур, в основе которого явный недодел.
    ЧУВСТВО МЕРЫ ИЛИ ТА САМАЯ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
    Людям с хорошим вкусом знакомо понятие “достаточно”. Их невозможно перекормить, убедить скидками, увлечь показной яркостью, биркой или мероприятиями, вход на которые доступен всем без исключения. Внутреннее чувство меры уберегает их от количества, сохраняя право обладать качеством. Чувство прекрасного идет от внутреннего диалога с самим собой, Такие люди легко концентрируются, находят верные решения в тишине, пользуются внутренними ресурсами. Им хорошо знаком принцип “зри в корень” и “анализируй это”. Умение концентрироваться помогает сосредоточиться на ситуации и запланировать череду верных действий.
    Таковы люди с исключительным вкусом.
    Я с удовольствием расскажу вам о вашем стиле в одежде и подберу гардероб. Запишитесь на бесплатную консультацию, позвонив по телефону +7 985 532 5511

  6. Можно спорить о вкусах? Можно ли осуждать человека за то, что ей нравится одна вещь и вызывает осуждение других? Как известно, не бывает двух одинаковых людей, а поэтому и взгляды на одно и то же явление, событие, вещь не могут быть абсолютно идентичными. Одни отдают предпочтение белому цвету, а другие – черном, одним нравится классическая музыка, а другие не мыслят жизни без года. И это правильно, потому что если бы всем людям на Земле нравилось одно и то же, мы, пожалуй, превратились бы в какую-то серую массу, не могли бы проявить свою индивидуальность, затерялись бы среди других. Однако, это лишь одна из точек зрения.
    Так, с одной стороны, говорят, что о вкусах не спорят. Но с другой – об одном человеке могут сказать, что у нее хороший вкус, а другую считают лишенным этого дара. Кто может назвать критерии, по которым определяют вкус человека, ведь то, что для одного является ужасным, для другого – просто оригинальное. Видимо, каких-то четких норм не существует, тем больше наше современное общество развивается настолько быстрыми темпами, что вымышленные сегодня правила завтра будут уже устаревшими. Нам может нравиться то, что вызвало осуждение предыдущих поколений, а наши потомки будут считать это ужасным. И означает ли это, что понятие вкуса можно назвать устаревшим? Я не считаю, что это именно так, что оно отошло в прошлое.
    Всегда были, есть и будут жить какие-то вечные ценности, понятия и представления, на которые люди будут равняться, и, я думаю, именно они и являются критериями не только вкуса, но и воспитанности, нравственности человека. Потому что, по моему мнению, вкус – это нечто большее, чем умение хорошо одеваться, хорошо выглядеть, слушать какую-то определенную музыку или читать какие-то определенные книги. Часто вкус путают с модой, тем, что называют стильным, современным, модным. Хотя это совсем не так.
    Многие считают, что вкус дается человеку от рождения, что ему нельзя научиться. Сторонники этого мнения приводят много примеров в подтверждение своей теории, и, возможно, кое в чем с ними можно согласиться. Действительно, иногда случается так, что в среде, которое вовсе не способствует развитию эстетических наклонностей и высоких предпочтений, рождаются настоящие бриллианты – личности, способные подняться над этим средой и затем поднять его на новый уровень.
    Но означает ли это, что люди, которые от рождения не наделены этим даром, уже ничему не смогут научиться? Я не думаю, что это так. Человек имеет способность учиться, воспринимать все новое, и, конечно, если она попадет в хорошие руки, в круг людей, которые смогут научить ее различать хорошее и плохое, красивое и уродливое, – это обязательно будет иметь положительный эффект. Возможно, не каждый сможет достичь высот вкуса, сразу стать изящной, элегантной, совершенной личностью, однако что-то человек обязательно запомнит и уже никогда не будет такой, как раньше. Главное в этом процессе, по моему мнению, – не внешний эффект, то, что сразу бросается в глаза, а внутренний мир человека. Ведь первое легко забыть, запутаться в правилах этикета, а то, что становится частью твоей души не забудешь уже никогда. Поэтому важным представляется мне именно воспитание, вовлечение каждого в казну вечных ценностей, чтобы человек не вспоминала, как ей надо себя вести в той или иной ситуации, а знала это.
    И еще одна вещь кажется мне чрезвычайно важным – человек с чувством вкуса, по-настоящему воспитанный и интеллигентный человек никогда не упрекает другом через его недостатки, не будет насмехаться или презирать за неуместную поведение или внешний вид. Потому что это является свидетельством невоспитанности, снобизма, от которого и до плохого вкуса недалеко. Видимо, и поговорку : “О вкусах не спорят” придумали именно люди со вкусом, напоминая всем, что каждый имеет право на свою точку зрения, свои мысли, даже если они не совпадают с взглядами и убеждениями других.

  7. Замечали, что существует еще одна субкультура, считающая себя крайне оригинальной? Девушки-искусствоведы или мужчины-художники. Первые носят льняные юбки в пол, украшения с барахолок, вязаные накидки — все непременно авторское, винтажное или купленное на Гоа. Образ словно кричит о свободе и творчестве, а еще о непохожести на других, которые «как все». Жуткая пошлятина, хоть и авторская. Вокруг да около бродит другая каста — более возвышенных интеллектуалов (просто у них денег побольше), которые одеваются в бесформенные вещи японских дизайнеров и рассуждают о внутренней красоте женщины. Что, мол, красота ее вся внутри, а мешок, надетый поверх, лишь помогает раскрыть эту невидимую суть. Дамы, камон! Все эти сложные драпировки и неровные швы не добавляют вам ума и содержания и совершенно точно не делают образ возвышенным или сложным. Особенно когда речь о взрослой женщине, все еще доказывающей миру свою неформальность и богатый внутренний мир. Очень-очень пошло смотрится нарочито подростковая и инфантильная одежда на девушках около тридцати. Микки-Маусы, слоганы, капюшончики, короткие курточки — в общем, гардероб двадцатилетней дерзкой девчонки.

  8. Деление искусства на элитарное и массовое имеет не только давние традиции, но и весьма авторитетных сторонников. Среди них такие имена, как Т. Адорно, Ш. Бодлер, Г. Маркузе, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас -сет, О. Шпенглер. Один из признаков «плохого искусства», который прямо «напрашивался» философам и искусствоведам, – это массовая популярность некоторых произведений, которые уже только по этой причине причислялись к «не-искусству». Массовый успех эти произведения имели потому, что «снижались» в своих художественных достоинствах до невзыскательных вкусов малообразованной аудитории. И обратное : любимое многими тысячами людей искусство не могло быть «высокодуховным» по определению, т.к. толпа не может чувствовать глубоко и тонко. Однако практика показала, что некоторые произведения «грубой» культуры вполне могут быть включены и в высокую культуру, а многие образцы «высокой культуры» вполне понятны и востребованы простым народом (вопрос: к какому этажу искусства могут быть отнесены такие прославленные произведения отечественной киноиндустрии, как комедии Леонида Гайдая или военно-исторический сериал «Семнадцать мгновений весны»).
    Именно в 60-70-е гг. обнаружились процессы, не вмещавшиеся в традиционную схему элитарной и
    массовой культур и свидетельствующие об условности и относительности границ между ними. Причис-ляемые к «высокому» искусству в первой половине ХХв. образцы (в частности, Ортегой-и-Гассетом живопись Пикассо и музыка Дебюсси) во второй половине столетия стали тиражироваться миллионами экземпляров и становились очень популярными среди широкой публики (например, знаменитая «Девочка на шаре» П. Пикассо). Многие произведения, причисляемые к элитарному искусству, с течением времени превращались в объект эстетического освоения далекими от элиты широкими слоями населения и даже становились модными. К тому же широкая публика, привыкшая с годами к авангардистским экстравагантностям, обнаружила склонность воспринимать их как элемент повседневного быта, а в современную эпоху постмодернизма и вовсе наблюдается удивительный переход элементов, идей, тенденций высокого, «чистого» искусства в практику обыденной жизни людей высокоразвитых стран мира. На уровне массовой культуры, т.е. в элементарных формах, высокое ис-кусство (эстетический опыт) стало достоянием широчайших масс, большинство представителей которых, может быть, никогда не слышали слово «эстетика» и не знают, что это такое, но считают необходимым пригласить дизайнера для оформления интерьера новой квартиры или нанять архитектора для создания индивидуального проекта будущего коттеджа. В таких сферах жизни, как высокая мода, шоу-бизнес, спорт, отдых, современный «массовый» человек потребляет, по сути, предельно элитарный и во многом сугубо экспериментальный эстетический продукт.
    Все эти факторы определили ситуацию, когда критерии, разделяющие «высокое» и «низкое» искусство, так и не были найдены. Состоявшаяся дискуссия утвердила версию, согласно которой в каждый данный период в обществе существуют несколько форм ис-кусства, хотя и неравно ценных эстетически, но одинаково необходимых функционально [3]. Термин «массовая культура», первоначально призванный отделить культуру всего народа от элитарной субкультуры художественной интеллигенции, вместо того чтобы стать инструментом научных исследований, получил резко отрицательную эмоциональную нагрузку, стал символом низкого, примитивного, тривиального кича. А между тем заразительность, эмоциональная насыщенность массовых жанров позволяет, безусловно, оценивать их как искусство, несмотря на эксплуатацию известных клише, сюжетных схем, которые служат, прежде всего, для упрощения восприятия таких произведений эстетически некомпетентной публикой.
    Таким образом, попытки жестко разграничить высокое и низкое искусство и, соответственно, определить, какой вкус считается эстетически развитым, а какой нет, не удались. Объективно выработанных научных критериев развитости вкуса, лишенных эмпиричности и экспертного высокомерия, пока не существует. В получившей на Западе широкую известность статье «Низколобый высоколобый, высоколобый низколобый» У. Эко предположил, что границы между высокой и низкой культурой слишком подвижны и их вообще нельзя определить однозначно.
    Вслед за ним американские и европейские социологи все чаще стали говорить об условности деления культуры на высокую и низкую, о подвижности границ между ними, о том, что массовое искусство не столь однородно, как считалось ранее. Исследователи выделили множество форм, различающихся по степени близости к высокой культуре, определяя тем самым существование в одном социуме разнотипных художественных культур, каждая из которых обслуживает «свой» класс или социальную группу.
    Возвращаясь к исходному тезису о содержании понятия «эстетический вкус», обратимся к собственно педагогической проблеме: так как же воспитать эстетический вкус, если жестких критериев такового в эстетике, а следовательно, и в педагогике не существует? Ведь педагогическая практика в сфере художественно-эстетического образования объективно предполагает вынесение оценок произведениям искусства прошлого и настоящего, анализ современной художественно-эстетической ситуации и трансляцию своего видения обучаемой аудитории.
    Если обратиться к наиболее авторитетным высказываниям в вопросах эстетического воспитания, увидим, что о целях и задачах, а также о месте эстетического воспитания (обучения, развития) в общей системе образования теоретики и практики данной области высказываются примерно одинаково. Все утверждают, что в системе образования эстетическое воспитание занимает (скорее должно занимать! – Т.Б.) особое место, и стержнем эстетического воспитания является, конечно же, искусство. «Нет иного пути воспитания вкуса, кроме как на сокровищах мирового искусства» (Э. В. Ильенков). Именно в целенаправленном развитии эстетического вкуса (курсив мой -Т.Б.) и творческих способностей и наклонностей каждого конкретного человека начиная с самого раннего возраста видит цель эстетического воспитания и выдающийся отечественный эстетик В. В. Бычков [1]. М.С. Каган считает «отправным пунктом» эстетической культуры – специфический духовный «механизм», который соответствующим образом направляет человеческую активность. Именно он называется вкусом (курсив мой – Т.Б.) [4].
    Уважаемые авторы определяют и содержание хорошего/дурного вкуса: «Хороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и в способности эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве. Эстетический вкус является плохим, дурным, извращённым, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого» [1]. По мнению М.С. Кагана, в основе эстетического вкуса лежит «определенная духовная потребность – потребность в систематическом и интенсивном общениис красотой и другими эстетическими ценностями … способность отличать подлинные ценности от мнимых (курсив мой – Т.Б.), от того, что претендует на ценностное значение, но им не обладает…»[4].
    Противопоставление серьезного, высокого, настоящего, большого, т.е. хорошего искусства, и искусства массового, популярного, тривиального, кича,
    т.е. плохого, стало общим местом в педагогике эстетического воспитания. Теоретически всё ясно, но как быть с практикой, как реально оценивать функционирующее в обществе искусство? Как разделить его творения на хорошие и плохие? Где взять ясные критерии хорошего и плохого вкуса, высокого и низкого в искусстве, чтобы не ошибиться, отнеся ту или иную художественную продукцию к массовой (т.е. плохой) культуре? Пока что все это так и остается предметом непрекращающихся дискуссий.
    Настоящее/ненастоящее искусство, подлинные /мнимые ценности – такая иерархия ценностей существует для гуманитарных людей с устойчивыми мировоззренческими ориентирами. Основная же часть общества, в которую входит и вся обучающаяся молодежь, не имеет таковых ориентиров. Современная социология искусства убедительно доказывает, что произведение искусства не может быть взято отдельно в качестве художественного текста, оно в принципе существует в контексте социального функционирования. «Различные формы художественной жизни есть результат сосуществующих в обществе разных социально-психологических и мировоззренческих ориентаций» [3]. Понятно, что именно формирование этих ориентаций и составляет заботу педагогов.
    Педагогическое сообщество сегодня обеспокоено тотальным захватом различных областей культуры современным кичем, снижением его вульгарных форм вплоть до непристойных. Тревогу вызывает жажда не просто кича, который в своей изначальной модификации стремится к красоте, какой она представляется неразвитому вкусу нуворишей, т.е. к пошловатой красивости, а к сегодняшнему кичу, который сознательно вводит моду на безобразное, ловко манипулирует сознанием юных реципиентов, делая ставку на спекуляцию сексуальностью и жестокостью.
    Современная ситуация такова, что в сферу искус -ства вовлекаются невиданные до сих пор образы, мотивы, темы, сюжеты, персонажи, собственно выразительно-изобразительные приемы, которые делают проблематичным и даже невозможным функционирование самого термина «искусство» в его классическом понимании. Такой же девальвации подверглась и классическая категория «прекрасного», на содержание которой опираются при определении того, что есть «прекрасное» и что «безобразное» в искусстве и в жизни, а главное – считать или не считать это эстетической ценностью. Именно поэтому всё то, что сегодня относится к художественно-эстетической сфере, и сами создатели, и их критики избегают называть термином «искусство» или «произведения искусства», предпочитая использовать расплывчатое «арт-деяте-льностъ» или «арт-практика», поскольку из этой сферы сознательно устраняется традиционно прекрасное, духовное, возвышенное.
    По сути, наша современность как никогда активно в истории культуры требует восстановления прав дионисийского начала в искусстве как важнейшего творческого принципа. В качестве существенного, можно сказать, основного двигателя художественного творчества выступает бессознательное, без которого сегодня немыслима никакая гуманитарная наука и на феномене которого основываются глубинные процес-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *