Сочинение на тему что такое самовоспитание по тексту каверина
7 вариантов
Пример сочинения ОГЭ 9.3. Тема: самовоспитание. Автор текста: В.А. Каверин.
Исходный текст
Самовоспитание – интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя. Я считаю, что самовоспитание позволяет нам выработать в себе лучшие качества.
Примером человека, занимающемся самовоспитанием, является герой текста В.А. Каверина. Его целью было поступить в летную школу. Он составил себе четкие правила для достижения своей мечты: каждый день изучал строение самолетов, в мыслях разбирал и собирал его, оборудовал новыми приборами, «делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера», проверял своё здоровье. А главное – был уверен, что его примут!
Можно привести также пример из литературы. Герой пьесы Грибоедова Чацкий воспитывал свою личность сам. Он усердно занимался, получал образование за рубежом. В период того времени никто не принял его идей, но Чацкий до конца был верен своим убеждениям. Его невероятная сила мысли, идеи, цели, возможность противостоять фамусовскому обществу – это и есть результат самовоспитания.
Таким образом, можно сделать вывод: самовоспитание – это тяжелый труд, но только благодаря ему человек становится личностью. Автор сочинения:Елизавета Сапегина.
Как писать сочинение ОГЭ
(154 слова) Самовоспитание – это стремление человека совершенствовать свои навыки и качества. Одни считают саморазвитием сброс лишнего веса, здоровый образ жизни. Другие каждый день работают над собой, стремясь осуществить свои цели. И какой бы недостижимой ни казалась мечта, саморазвитие помогает ей стать явью.
Герой текста В. Каверина проявляет решимость и силу воли, чтобы воплотить свою мечту. Стремясь поступить в лётную школу, мальчик читает сложнейшие книги, такие как «Теория самолётостроения», прилежно учится в школе, усиленно тренируется, укрепляя своё здоровье. Если заниматься самовоспитанием с таким усердием, можно добиться любых целей.
Другой пример можно привести из литературного произведения Е. Ильиной «Четвёртая высота». Главная героиня, Гуля Королёва, достигает всех мечтаний и стремлений через саморазвитие и самовоспитание. С самого детства она проявляла характер: например, забрала свою игрушку у слона. Благодаря стремлению совершенствовать себя выучить французский для неё оказалось несложной задачей. Вполне понятно, почему Гуля стала героем.
Человеку необходимо заниматься самовоспитанием, ведь без этого качества очень достичь успеха в любых начинаниях почти невозможно.
Дополнительные аргументы: Пример из жизни: Можно привести аргумент и из моей собственной жизни. Мне никогда не давался английский язык, я не любил уроки в школе и очень не хотел на них работать. Мне казалось, что то, как я буду произносить слова, покажется другим людям несуразным и уморительным. Но однажды я решил хорошо подготовиться к занятию и с удивлением осознал, как легко мне стало посещать уроки английского. Пример из кино: В фильме «Легенда №17» режиссёра Н. Лебедева описана жизнь великого советского хоккеиста – Валерия Харламова. Мировой славы и успеха он смог достичь благодаря постоянной и упорной работе над собой, изнурительным тренировкам и полной самоотдаче. Пример из литературы:Автобиографическое произведение Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» рассказывает о том, как самовоспитание, твёрдость духа помогли герою осуществить мечту всей своей жизни: прославиться на поприще поэзии. Ради этой цели он не спал ночами, работая и читая различные стихотворения, но в конечном итоге добился своего.
Самовоспитание – это целенаправленная работа личности над своими качествами, которая заключается в улучшении положительных и устранению отрицательных черт человека. Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам и сам совершенствоваться.
В тексте В.А. Каверина повествуется о самовоспитании. У главного героя была мечта – овладеть профессией полярного летчика, поэтому он научился управлять самолетом вслепую (пр. №12). Он не боялся арктических метелей, выучил теорию самолетостроения, делал каждое утро гимнастику. Все его действия помогали и укрепляли веру в правильности мечты. Самовоспитание помогло ему твердо сказать, что его примут и у него получится.
Пример самовоспитания можно встретить в нашей истории. Благодаря этому качеству удачно сложилась судьба великого русского полководца А. В. Суворова. С ранних лет своей жизни Александр очень часто болел и был слаб телом, но, несмотря на это, он сформировал специальный график занятий для своего развития и укрепления тела. Юный Суворов закалял свое здоровье, даже в холодную погоду надевал легкую одежду. Все эти занятия помогли будущему великому защитнику Отечества сформировать и укрепить поразительную выносливость.
Таким образом, я хочу сказать, что самовоспитание требует больших усилий, но его полезность стоит того.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзды, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(33)Итак, я скрыл свою тайну от всех.
(34)Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36)А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров.
(39)Но здоровье бывает разное — ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу.
(40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)3а последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
— (45)Примут, — решительно отвечал я.
(По В. А. Каверину)
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Пример сочинения по тексту Каверина
15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Самовоспитание – это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители – он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик – Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку».
«Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»,- писал В.П. Морозов, и с этим утверждением невозможно поспорить. Действительно, мы используем предложения с восклицательной интонацией в том случае, если хотим передать какое-нибудь сильное чувство. Допустим, восхищение. В предложенном отрывке из романа В. Каверина «Два капитана» в этом качестве используется восклицательный знак в предложении 11. Автор стремится передать восторг, который охватывает его героя, когда в темной глубине вдруг возникает сверкающий город.
Интересно, что свои убеждения герой высказывает в предложении 24, но оно не является восклицательным, хотя за ним заметно глубокое чувство. Однако автор ставит не восклицательный знак, а точку, как бы стремясь показать, что в этом предложении больше не эмоций, а воли и стремления к своей цели. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Я стремился на Север, к профессии полярного летчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу».
Герой романа В. Каверина «Два капитана» очень восхищался полярными исследованиями, а еще он мечтал найти следы экспедиции, которую возглавлял отец его любимой девушки. Это подвигло его на интерес к профессии полярного летчика. Но одного интереса к какому-то делу, мне кажется, мало для того, чтобы сделать его смыслом всей жизни.
Герой романа, став взрослым, понимает, что главное – это выбрать профессию не просто по душе – надо найти дело, которое станет твоей судьбой, вот тогда и можно будет говорить о деле всей жизни. Для Саньки таким делом стала полярная авиация, потому что она позволяла юноше стать сильнее и лучше: «Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души».
Санька рассуждает о сложностях и опасностях, которые подстерегают полярника. Однако они не пугают молодого человека, наоборот, придают ему силы и энергию. Это видно по предложениям 18 – 21.
Героя увлекает выбранная им профессия, потому что она дает ему возможность реализовать свои способности. 15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Самовоспитание – это стремление сделать себя лучше, работа над собой. Маленького ребенка воспитывают родители, а взрослый человек должен сам себя воспитывать. Например, герой этого отрывка воспитывает в себе силу духа. Если ему делается страшно при мысли об опасностях, подстерегающих полярника, он напоминает себе о героях, которым, несмотря ни на что, удалось покорить полюс. А еще герой произведения Каверина много занимается и учится, чтобы суметь добиться своей цели.
Нетрудно заметить, что успехов добиваются только те люди, которые работают над собой. Например, М.В. Ломоносов хотел стать ученым и стал им. Он чуть ли не пешком дошел от Архангельска до Академии, где начал изучать науки, и никто его не заставлял.
Чего-то добиться можно только в том случае, если ты сам этого захотел и стремишься к своей цели.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Г. Граник.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Знаки препинания не зря называют музыкой языка: они помогают нам произносить фразы с нужной интонацией, делать правильные паузы. Но этого мало. Во многих случаях именно пунктуация помогает нам понять смысл фразы и текста в целом. Например, многоточие заставляет нас остановиться и задуматься, а тире придает мысли динамичность.
Важны для понимания и знаки конца предложения. Например, в тексте Каверина в предложении 17 на конце стоит восклицательный знак. Это предложение очень экспрессивное, эмоциональное, благодаря знаку, мы понимаем, что мальчику и в самом деле стоило большого труда разобраться в научной книге.
Имеет большое значение и такой знак препинания, как кавычки. Они позволяют выделить фразу как чужую, возможно, повествователь с ней даже не согласен. К примеру, такую функцию кавычки выполняют в предложении 27. Герой романа не согласен с тем, что авиация – это всего лишь его «новое увлечение» – он считает, что это дело его жизни.
Значит, пунктуация важна и для понимания смысла текста. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «-Примут, – решительно отвечал я».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Мальчик сам себе твердо сказал, что его примут в летную школу. Казалось бы, почему он так уверен в этом? А причина в том, что герой чувствует: авиация – дело его жизни.
Мальчик относится к своей мечте серьезно, поэтому скрывает ее от окружающих. Он говорит, что хранил все в тайне, потому что не хотел, чтобы о нем думали, что у него «новое увлечение». Ему казалось, что решение принято им много лет назад, когда он однажды увидел в небе самолет.
Герой произведения делает все для того, чтобы его мечта осуществилась: он делает специальную гимнастику, закаливается, следит за здоровьем, изучает необходимую литературу. В тексте говорится, что он досконально изучил мотор самолета, а ведь это было нелегко.
Я думаю, мальчик не зря уверен, что поступит в летную школу: его воля и целеустремленность помогут ему. 15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Самовоспитание – это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители – он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик – Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.
Пример сочинения ОГЭ 9.3. Тема: самовоспитание. Автор текста: В.А. Каверин.
Исходный текст
Самовоспитание – интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя. Я считаю, что самовоспитание позволяет нам выработать в себе лучшие качества.
Примером человека, занимающемся самовоспитанием, является герой текста В.А. Каверина. Его целью было поступить в летную школу. Он составил себе четкие правила для достижения своей мечты: каждый день изучал строение самолетов, в мыслях разбирал и собирал его, оборудовал новыми приборами, «делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера», проверял своё здоровье. А главное – был уверен, что его примут!
Можно привести также пример из литературы. Герой пьесы Грибоедова Чацкий воспитывал свою личность сам. Он усердно занимался, получал образование за рубежом. В период того времени никто не принял его идей, но Чацкий до конца был верен своим убеждениям. Его невероятная сила мысли, идеи, цели, возможность противостоять фамусовскому обществу – это и есть результат самовоспитания.
Таким образом, можно сделать вывод: самовоспитание – это тяжелый труд, но только благодаря ему человек становится личностью.
Автор сочинения: Елизавета Сапегина.
Как писать сочинение ОГЭ
(154 слова) Самовоспитание – это стремление человека совершенствовать свои навыки и качества. Одни считают саморазвитием сброс лишнего веса, здоровый образ жизни. Другие каждый день работают над собой, стремясь осуществить свои цели. И какой бы недостижимой ни казалась мечта, саморазвитие помогает ей стать явью.
Герой текста В. Каверина проявляет решимость и силу воли, чтобы воплотить свою мечту. Стремясь поступить в лётную школу, мальчик читает сложнейшие книги, такие как «Теория самолётостроения», прилежно учится в школе, усиленно тренируется, укрепляя своё здоровье. Если заниматься самовоспитанием с таким усердием, можно добиться любых целей.
Другой пример можно привести из литературного произведения Е. Ильиной «Четвёртая высота». Главная героиня, Гуля Королёва, достигает всех мечтаний и стремлений через саморазвитие и самовоспитание. С самого детства она проявляла характер: например, забрала свою игрушку у слона. Благодаря стремлению совершенствовать себя выучить французский для неё оказалось несложной задачей. Вполне понятно, почему Гуля стала героем.
Человеку необходимо заниматься самовоспитанием, ведь без этого качества очень достичь успеха в любых начинаниях почти невозможно.
Дополнительные аргументы:
Пример из жизни: Можно привести аргумент и из моей собственной жизни. Мне никогда не давался английский язык, я не любил уроки в школе и очень не хотел на них работать. Мне казалось, что то, как я буду произносить слова, покажется другим людям несуразным и уморительным. Но однажды я решил хорошо подготовиться к занятию и с удивлением осознал, как легко мне стало посещать уроки английского.
Пример из кино: В фильме «Легенда №17» режиссёра Н. Лебедева описана жизнь великого советского хоккеиста – Валерия Харламова. Мировой славы и успеха он смог достичь благодаря постоянной и упорной работе над собой, изнурительным тренировкам и полной самоотдаче.
Пример из литературы:Автобиографическое произведение Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» рассказывает о том, как самовоспитание, твёрдость духа помогли герою осуществить мечту всей своей жизни: прославиться на поприще поэзии. Ради этой цели он не спал ночами, работая и читая различные стихотворения, но в конечном итоге добился своего.
Самовоспитание – это целенаправленная работа личности над своими качествами, которая заключается в улучшении положительных и устранению отрицательных черт человека. Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам и сам совершенствоваться.
В тексте В.А. Каверина повествуется о самовоспитании. У главного героя была мечта – овладеть профессией полярного летчика, поэтому он научился управлять самолетом вслепую (пр. №12). Он не боялся арктических метелей, выучил теорию самолетостроения, делал каждое утро гимнастику. Все его действия помогали и укрепляли веру в правильности мечты. Самовоспитание помогло ему твердо сказать, что его примут и у него получится.
Пример самовоспитания можно встретить в нашей истории. Благодаря этому качеству удачно сложилась судьба великого русского полководца А. В. Суворова. С ранних лет своей жизни Александр очень часто болел и был слаб телом, но, несмотря на это, он сформировал специальный график занятий для своего развития и укрепления тела. Юный Суворов закалял свое здоровье, даже в холодную погоду надевал легкую одежду. Все эти занятия помогли будущему великому защитнику Отечества сформировать и укрепить поразительную выносливость.
Таким образом, я хочу сказать, что самовоспитание требует больших усилий, но его полезность стоит того.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзды, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(33)Итак, я скрыл свою тайну от всех.
(34)Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36)А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров.
(39)Но здоровье бывает разное — ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу.
(40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)3а последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
— (45)Примут, — решительно отвечал я.
(По В. А. Каверину)
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Пример сочинения по тексту Каверина
15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Самовоспитание – это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители – он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик – Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку».
«Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»,- писал В.П. Морозов, и с этим утверждением невозможно поспорить. Действительно, мы используем предложения с восклицательной интонацией в том случае, если хотим передать какое-нибудь сильное чувство. Допустим, восхищение. В предложенном отрывке из романа В. Каверина «Два капитана» в этом качестве используется восклицательный знак в предложении 11. Автор стремится передать восторг, который охватывает его героя, когда в темной глубине вдруг возникает сверкающий город.
Интересно, что свои убеждения герой высказывает в предложении 24, но оно не является восклицательным, хотя за ним заметно глубокое чувство. Однако автор ставит не восклицательный знак, а точку, как бы стремясь показать, что в этом предложении больше не эмоций, а воли и стремления к своей цели.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Я стремился на Север, к профессии полярного летчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу».
Герой романа В. Каверина «Два капитана» очень восхищался полярными исследованиями, а еще он мечтал найти следы экспедиции, которую возглавлял отец его любимой девушки. Это подвигло его на интерес к профессии полярного летчика. Но одного интереса к какому-то делу, мне кажется, мало для того, чтобы сделать его смыслом всей жизни.
Герой романа, став взрослым, понимает, что главное – это выбрать профессию не просто по душе – надо найти дело, которое станет твоей судьбой, вот тогда и можно будет говорить о деле всей жизни. Для Саньки таким делом стала полярная авиация, потому что она позволяла юноше стать сильнее и лучше: «Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души».
Санька рассуждает о сложностях и опасностях, которые подстерегают полярника. Однако они не пугают молодого человека, наоборот, придают ему силы и энергию. Это видно по предложениям 18 – 21.
Героя увлекает выбранная им профессия, потому что она дает ему возможность реализовать свои способности.
15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Самовоспитание – это стремление сделать себя лучше, работа над собой. Маленького ребенка воспитывают родители, а взрослый человек должен сам себя воспитывать. Например, герой этого отрывка воспитывает в себе силу духа. Если ему делается страшно при мысли об опасностях, подстерегающих полярника, он напоминает себе о героях, которым, несмотря ни на что, удалось покорить полюс. А еще герой произведения Каверина много занимается и учится, чтобы суметь добиться своей цели.
Нетрудно заметить, что успехов добиваются только те люди, которые работают над собой. Например, М.В. Ломоносов хотел стать ученым и стал им. Он чуть ли не пешком дошел от Архангельска до Академии, где начал изучать науки, и никто его не заставлял.
Чего-то добиться можно только в том случае, если ты сам этого захотел и стремишься к своей цели.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Г. Граник.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Знаки препинания не зря называют музыкой языка: они помогают нам произносить фразы с нужной интонацией, делать правильные паузы. Но этого мало. Во многих случаях именно пунктуация помогает нам понять смысл фразы и текста в целом. Например, многоточие заставляет нас остановиться и задуматься, а тире придает мысли динамичность.
Важны для понимания и знаки конца предложения. Например, в тексте Каверина в предложении 17 на конце стоит восклицательный знак. Это предложение очень экспрессивное, эмоциональное, благодаря знаку, мы понимаем, что мальчику и в самом деле стоило большого труда разобраться в научной книге.
Имеет большое значение и такой знак препинания, как кавычки. Они позволяют выделить фразу как чужую, возможно, повествователь с ней даже не согласен. К примеру, такую функцию кавычки выполняют в предложении 27. Герой романа не согласен с тем, что авиация – это всего лишь его «новое увлечение» – он считает, что это дело его жизни.
Значит, пунктуация важна и для понимания смысла текста.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «-Примут, – решительно отвечал я».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Мальчик сам себе твердо сказал, что его примут в летную школу. Казалось бы, почему он так уверен в этом? А причина в том, что герой чувствует: авиация – дело его жизни.
Мальчик относится к своей мечте серьезно, поэтому скрывает ее от окружающих. Он говорит, что хранил все в тайне, потому что не хотел, чтобы о нем думали, что у него «новое увлечение». Ему казалось, что решение принято им много лет назад, когда он однажды увидел в небе самолет.
Герой произведения делает все для того, чтобы его мечта осуществилась: он делает специальную гимнастику, закаливается, следит за здоровьем, изучает необходимую литературу. В тексте говорится, что он досконально изучил мотор самолета, а ведь это было нелегко.
Я думаю, мальчик не зря уверен, что поступит в летную школу: его воля и целеустремленность помогут ему.
15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Самовоспитание – это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители – он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик – Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.