Темы на сочинение в 11 классе

10 вариантов

  1. 01.09.2018
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/2019 учебный год:
    «Отцы и дети» – смотреть темы, аргументы, литературу
    «Мечта и реальность» – смотреть темы, аргументы, литературу
    «Месть и великодушие» – смотреть темы, аргументы, литературу
    «Искусство и ремесло» – смотреть темы, аргументы, литературу
    «Доброта и жестокость» – смотреть темы, аргументы, литературу

    Подробнее о каждом из направлений

    Отцы и дети

    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».?Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

    Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.?В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

    Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.?Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    Искусство и ремесло

    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.?Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

    Доброта и жестокость

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.?Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

    5 ошибок, из-за которых можно завалить итоговое сочинение

    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к ГИА (ЕГЭ).
    Результатом итогового сочинения является «ЗАЧЕТ» или «НЕЗАЧЕТ». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.
    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Время написания – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

    Структура итогового сочинения 2018-2019

    Требования к итоговому сочинению

  2. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (6 декабря 2017 года), первую среду февраля (7 февраля 2018 года) и первую рабочую среду мая (16 мая 2018 года).

    ВРЕМЯ

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
    В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

    ПЕРЕСДАЧА

    В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    ХОД ЭКЗАМЕНА

    Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени.Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии образовательной организации.
    Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
    Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
    До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.

    ЧТО БЕРЕМ С СОБОЙ

    Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
    ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
    документ, удостоверяющий личность;
    лекарства и питание (при необходимости);
    орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
    инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
    черновики.

    ЧТО НЕЛЬЗЯ БРАТЬ НА ЭКЗАМЕН

    запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения)руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

    ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕМЫ

    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18учебного года:
    1. «Верность и измена»»,
    2. «Равнодушие и отзывчивость»,
    3. «Цели и средства»,
    4. «Смелость и трусость»,
    5. «Человек и общество».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяетсоздавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    В каждом часовом поясе комплект тем становится известен в 9:45 по местному времени. До этого времени ТЕМЫ НЕ ИЗВЕСТНЫ, купить их заранее НЕВОЗМОЖНО.

    Пример комплектов тем 2016 (прошлого) года:

    Комплект №1
    1. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
    2. Актуально ли понятие чести для современного человека?
    3. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
    4. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
    5. В чём разница между другом и приятелем?
    Комплект №2
    1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
    2. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
    3. Когда поражение закаляет характер человека?
    4. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
    5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
    Комплект №3
    1. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
    2. Что означает «идти дорогой чести?»
    3. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
    4. Какие ошибки можно считать непоправимыми?
    5. Как отличить истинную дружбу от ложной?
    Комплект №4
    1. Какую роль в жизни человека играют чувства?
    2. Как Вы понимаете слово «честь»?
    3. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
    4. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
    5. Может ли дружба обернуться враждой?
    На экзамене нужно выбрать одну тему из предложенных пяти и написать по ней сочинение.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

    Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

    КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ

    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
    Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
    Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 4 «Качество письменной речи»
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  3. Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    “Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека…”
    “Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”
    “Жизнь и судьба” (По роману В. Гроссмана)
    “Не достигнув желаемого, они убедили себя в том, что не желали достигнутого…”
    “Слово: мудрое, чистое, родное”
    Cловом можно убить, словом можно спасти (мини-сочинение)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 20 века).
    «Все кто размышлял об искустсве управления людьми, убеждены, что судьбы зависят от воспитания молодежи» (Аристотель)
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все нуждаются друг в друге, и вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас…»
    «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека» (сочинение-рассуждение)
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
    «Жизнь есть увеличение своей души» (Л.Н. Толстой)
    «Искусство – не затейливость узоров, а язык, которым я хочу себя выразить» (С.А. Есенин).
    «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» (Л.Н.Толстой)
    «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.)
    «Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» )
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский)
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (отзыв о посещении Бородинской панорамы в Москве)
    «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)
    «Письмо в двадцать пятый век»
    «Поэзия – баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии)
    «Поэзия-форма любви» (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)
    «Процветай же славой вечной, город храмов и палат!»(Ф. Глинка)
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века)
    «У войны не женское лицо…»
    «Умение видеть красоту природы делает человека богаче и гармоничнее»
    «Хочу» и «хочется» в истории одного увлечения.
    «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Чужой пример – это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет»
    «Школьные годы чудесные…»
    «Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных» (У. Черчилль).
    А зори здесь тихие…
    Активная жизненная позиция – старт в успех
    Анализ фильма “Пир во время чумы” (режиссера М. Швейцера)
    Без труда талант – это фейерверк!
    Богатство русского языка.
    Будущее страны в моих руках
    Будущее страны в наших руках
    Будущее страны в наших руках
    Быть на Земле Человеком.
    Ведущие темы современной публицистики статья В. Селюнина «Бремя действий»
    Великий сын России М.В. Ломоносов
    Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Солженицына)
    Вересаев и Горький (опыт статьи)
    Верность слову
    Вечный спор добра и зла
    Власть слова
    Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
    Возвращаясь к Пушкину
    Возвращение скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»
    Возрождение
    Война глазами детей
    Воображение – двигатель прогресса
    Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)
    Встречи вне времени (эссе)
    Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена! (мини-сочинение)
    Высказать свое отношение к четырем «надо», которые следует преодолеть молодому человеку
    Высшее счастье жить среди людей и быть им нужным.
    Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Геласимов. Рецензия на “степных богов”
    Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
    Героизм и предательство в произведениях литературы xx века
    Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
    Голос мечты
    Город Уссурийск шестьдесят лет спустя
    Горькая правда войны
    Дар дружбы
    Два рода искусства
    Демократия в России: миф или реальность? Что дает, что требует и что отнимает у человека власть?
    День Победы
    Десять ценностей нашего времени
    Дети художника – его ученики (опыт статьи)
    Детский сад будущего
    Динка
    Для чего пишут поэты
    Для чего пишут поэты
    Добро и зло в современном мире
    Добро и зло на страницах мировой литературы
    Добро и зло. Человек и его вера
    Долг служения Отечеству
    Духовность
    Если бы я был учителем
    Если бы я был учителем…
    Если бы я стала мэром
    Женский подвиг ради любви
    Женщина в дымке Серебряного века (эссе)
    Жизненный успех. Как я его понимаю
    Журналист, каким я его вижу
    За волшебной дверцей народной традиции (репортаж)
    За что я люблю свой край
    За что я люблю свой край
    Зачем мне жизнь дана? (Сочинение-рассуждение)
    Знакомство с миром
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Изгои общества
    Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества
    Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается (Д.И.Писарев).
    Искусство в жизни человека
    Искусство театра
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    История первой награды
    История ПК
    Как жить на земле?
    Как партия коммунистов руководила литературой
    Как училась моя мама
    Как я понимаю дружбу
    Как я провела лето…
    Каким меня видят другие
    Каким я представляю себе красивого человека?
    Какое доброе дело я сделал в этом году?
    Классика и современность в литературе
    Классика устарела?!
    Классическая литература не оставляет современного человека равнодушным
    Клуб народной песни (репортаж)
    Книга в моей жизни (эссе)
    Книга правды, любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита»)
    Книга, которую хочется перечесть
    Книги
    Книги, без которых я не могу обойтись
    Когда ужасное прельщает…
    Концепция молодежной общественной радиостанции
    Космос и человек
    Край, в котором я бывал (г. Санкт-Петербург)
    Красота соборов – красота России (Софийский собор в Новгороде)
    Кружки и салоны XVIII века
    Кто я в своей стране?
    Культурные народные традиции (эссе)
    Леонид Парфенов
    Лицо России. Серафим Саровский.
    любовь
    Любовь и злодейство – вещи несовместные?
    Люди в белых халатах
    Меткое русское слово
    Милосердие (эссе)
    Мир скучен для скучных людей
    Мир, в котором я живу
    Мое восприятие и мое отношение к Великой Отечественной войне
    Моё любимое британское увлечение
    Моё мировоззрение
    Мое образование — мой капитал
    Мое открытие латиноамериканской литературы (сочинение-миниатюра)
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к рекламе
    Мое понимание рыночной экономики
    Мое понимание счастья
    Мое последнее школьное сочинение
    Может ли в наши дни «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»?
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
    Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью?
    Можно ли совершить благородный поступок из эгоистических соображений? Почему так важны мотивы поступков?
    Можно ли стать Ломоносовым в наши дни?
    Мои корни
    Мой выходной день
    Мой друг заболел СПИДом…
    Мой духовный наставник (эссе)
    Мой любимый поэт Серебряного века
    Мой проект реформы русского языка
    Мой современник
    Моя встреча с Библией
    Моя жизненная позиция
    Моя любимая картина – «сикстинская Мадонна» Рафаэля (эссе)
    Моя педагогическая философия – «Век живи – век учись»
    Музыка в моей душе
    Музыка в моей жизни
    Музыка в моей жизни
    Мы в ответе за тех, кого приручили
    Мы в ответе за тех, кого приручили (Сочинение-миниатюра)
    На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия)
    На пороге взрослой жизни…
    Награда нашла своего героя
    Народ и труд
    Невероятно, но факт
    Нечаянная радость
    Никто не забыт…
    Новогодняя сказка
    Нужна ли нам поэзия в 21 веке
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли человеку семья?
    Нужно ли современному читателю читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
    Нужны ли России образованные люди?…
    О любви
    О Родине
    О роли литературы (личное мнение)
    О роли литературы личное откровение
    О смысле жизни
    Образ Петра первого в русской литературе (М. Ломоносов, А. Пушкин, А. Толстой)
    Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне
    Образование – это долг настоящего поколения будущему
    Образы двух столиц в русской литературе
    Олимпийский мир и я
    Основные темы современной публицистики
    Отзыв о фильме «Вам и не снилось…» (1980г.)
    Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и наше
    Отношение моего поколения к милиции
    Оценка личных перспектив (для конкурса «Одаренные дети»)
    Памятники города Истры
    Памятники Н. В. Гоголю в Москве
    Память сердца
    Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И.А. Бунина)
    Печорин – герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов xix века (Я хочу рассказать вам о книге)
    Письмо в 25 век
    Письмо в третье тысячелетие
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина
    Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)
    Подростковая преступность
    Поезд современности
    Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Почему «Умом Россию не понять»?
    Почему я верую в бога (эссе)
    Почему я решил посвятить себя службе в ФСБ России?
    Поэзия и живопись слились
    Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина)
    Прекрасные женские образы русской литературы
    Природа в произведениях XX века
    Проблема отцов и детей
    Проблема ощущения любви к родине связана с ощущением счастья (по тексту В. Конецкого)
    Проблема патриотизма
    Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне
    Профессия учителя, как я ее понимаю
    Путешествия
    Ради жизни на Земле (о Великой отечественной войне)
    Рассказ о своем родном крае
    Реформирование русского языка
    Рецензия на повесть В. Л. Стронгина «Игры с сатириком в эпоху застоя»
    Рецензия на повесть В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
    Рецензия на повесть Е. Коршунова «Операция «хамелеон»
    Рецензия на повесть Е. Матвеевой «История одной зечки и других 3/к – 3/к, а также некоторых вольняшек»
    Рецензия на произведение Э. С. Радзинского «Загадки истории»
    Рецензия на произведения В. С. Пикуля
    Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»
    Рецензия на рассказ И. Данилова «У новых хозяев»
    Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»
    Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»
    Рецензия на роман Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»
    Рецензия на статью В. Семонина «Бремя действий»
    Рецензия на фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь»
    Рецензия по роману О. Гончара «Человек и оружие»
    Родина
    Родное село
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в человеческом обществе
    Российские железные дороги – прошлое, настоящее и будущее
    Россия – родина моя
    Россия и мир в 2020
    Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)
    Русский язык в современном мире
    С. Д. Довлатов. «Зона»
    Самый счастливый день в моей жизни
    Свет «светлояра» (репортаж)
    Свобода и вседозволенность
    Свободное время
    Сельская учительница (эссе)
    Сердце родины моей (эссе)
    Сила любви
    Сила любви
    Сила любви (эссе)
    Симметрия снежинок
    Слово об учителе
    СМИ должны совершенствовать общество (как СМИ формирует молодое поколение)
    Смысл жизни по М. Хайдеггеру
    Смысл моей жизни
    Современный мир
    Сочинение – импровизация к празднику Дня защитника Отечества (письмо солдата Н-ской воинской части своим родным)
    Сочинение размышление о лете
    Сочинение-размышление на тему «Герой нашего времени»
    Спасительна или губительна ложь?
    Специфика профессии журналиста
    Статья В. Г. Короленко «Война, отечество и человечество» (опыт статьи)
    Стихотворение “Книги-наши друзья”
    Судьба подростка
    Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века
    Творить искусство может лишь избранник, любить искусство – каждый человек.
    Тема войны в советской литературе
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трудно ли быть самим собой?
    У жизни нет черновика…
    Уважение к минувшему
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать (на примерах из русской классической литературы)
    Умение прощать
    Умение прощать
    Умножающий знание, умножает скорбь
    Универсальный журналист: какой он?
    Фестиваль московских бардов (репортаж)
    Физика и литература
    Философское рассуждение «Я ребёнок – я человек»
    Функции языка
    Функции языка
    Характеристика комедий 30-х годов. Миф и реальность.
    Художник Васнецов – русская сказка (эссе)
    Ценность жизни
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек и искусство
    Человек и природа (по творчеству В. Астафьева и В. Распутина)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
    Чем увлечён современный человек?
    Черное и розовое…
    Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти
    Что выше – истина или родина?
    Что значит быть современным человеком?
    Что значит жить хорошо?
    Что такое для творческой личности эмиграция?
    Что такое дружба?
    Что такое духовная красота человека?
    Что такое массовая культура?
    Что такое настоящая дружба?
    Что такое убеждения? (эссе)
    Что художник Михаил Шемякин сделал для своего времени (опыт статьи)
    Что я знаю и что я думаю о Великой Отечественной войне
    Что я знаю о Великой Отечественной войне
    Экология (природа и человек)
    Эпистолярный жанр в русской литературе (от А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского к В. Гроссману)
    Эссе о себе в будущей профессии
    Этих дней не смолкнет слава!
    Этюд от лица неодушевленного предмета (от книги)
    Эхо тридцатых годов в творчестве и судьбе русских писателей
    Я – гражданин
    Я – гражданин мира
    Я – человек
    Я в мире русского языка
    Я готовлюсь защищать Родину
    Я житель Кубани и горжусь этим
    Я и телевизор (сочинение-рассуждение)
    Я исповедую Гамлета
    Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения)
    Я хочу рассказать вам о книге
    Я хочу рассказать вам о книге (По повести А. Рыбина «Кино» с самого начала»)
    Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»
    Я хочу рассказать вам о книге И. Падерина «Не уходя от себя»
    Я хочу рассказать вам о фильме «Россия молодая»
    “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое “как” (Ф. Ницше)
    “Талант – искра Божия, которой человек сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим” (В.О.Ключевский)
    “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький)

  4. Первое серьезное испытание, которое предстоит ученикам в 11-м классе, – написание итогового сочинения. От него зависит, будет ли ученик допущен до сдачи ЕГЭ, поэтому вопрос подготовки к итоговому сочинению встает перед школьниками уже в 10-м классе. И хотя задача ясна, выбрать правильную траекторию подготовки не так-то просто.
    Особая сложность скрывается и в том, что многие старшеклассники вполне готовы к профильным предметам, таким, как физика и химия, но вот писать сочинение придется всем, а значит, всем нужно готовиться. Наверное, скажете вы, приоритет есть у тех, кто много читает. И да, и нет: даже такие ребята должны помнить об основных стратегиях подготовки и подходах к написанию сочинения.
    Каков бы ни был ваш уровень и багаж знаний, к сочинению придется подойти серьезно. И хотя впереди у выпускников много тревожных испытаний, облегчить этот период возможно. Главное – вовремя начать подготовку и изучить все нюансы итогового сочинения по русскому языку.

    Что нужно знать об итоговом экзаменационном сочинении?

    Итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ, то есть от результата зависит, будете ли вы вообще сдавать Единый государственный экзамен. Как правило, итоговое сочинение пишется в первую среду декабря, для ЕГЭ 2020 – это 04.12.2019. Если в декабре ученик получил «незачет», то он имеет право на пересдачу в феврале, а если «зачет» не удалось получить со второго раза, дается третья попытка в мае.
    Экзамен длится 3 часа 55 минут. Важно понимать, что по факту вам придется писать два сочинения:
    первое – декабрьское итоговое сочинение, о котором и идет речь в нашей статье;
    второе – сочинение в формате ЕГЭ,  которое является заданием №27 ЕГЭ по русскому языку (о нем можно прочесть в нашей статье).
    Сочинение в формате ЕГЭ и итоговое декабрьское сочинение, по сути, никак не связаны между собой. У них разные критерии оценивания и структура, и важно разграничивать эти виды письменных экзаменационных работ.

    Главные критерии оценивания

    Итоговое сочинение пишут абсолютно все желающие сдавать ЕГЭ. Но для кого-то оно является лишь этапом на пути к сдаче Единого государственного экзамена, а для кого-то – становится первой частью вступительных испытаний в вуз. Дело в том, что некоторые вузы добавляют к баллам ЕГЭ 10 баллов за итоговое сочинение, а некоторые не рассматривают это сочинение.
    Как правило, итоговое сочинение учитывается при поступлении на творческие и гуманитарные специальности, однако каждый вуз может выдвигать свои требования к поступающим. На сайте института или университета нужно уточнить, учитывает ли он итоговое сочинение при поступлении на выбранную вами специальность. При этом стоит понимать, что вузовские критерии оценивания итогового сочинения гораздо строже школьных – вузовские эксперты проверяют сочинения независимо от школьных, и у них может быть своя шкала оценивания, которую также можно узнать в приемной комиссии или на сайте.
    В нашей же статье речь пойдет о школьных критериях оценивания итогового сочинения, которые касаются абсолютно всех выпускников. Итак, есть два первых и главных требования к итоговому сочинению. Это:
    1. Объем
    Рекомендуется писать сочинение объемом 350 слов. Больше тоже можно, но лучше не растягивать работу, иначе могут «полететь» логика и структура сочинения. А вот меньше 250 слов написать категорически нельзя – в этом случае работа сразу получает «незачет». Эксперты тщательно подсчитывают каждое слово, поэтому лучше перестраховаться и написать рекомендуемый объем в 350 слов. Имейте в виду, что подсчет количества слов учитывает как отдельные слова инициалы, союзы и предлоги.
    2. Самостоятельность написания итогового сочинения
    Думаем, тут все понятно: если хотя бы маленький кусочек работы списан из какого-либо источника – к примеру, у соседа или из интернета, – то работа сразу же получает «незачет». Вы можете процитировать что-либо (например, если хотите привести в качестве аргумента чье-то стихотворение), но помните: нужно обязательно указать автора, а объем цитирования не должен превышать вашего собственного текста.
    Итак, эти два требования проверяются в первую очередь. Дальше работа проверяется по пяти критериям, при этом для получения «зачета» надо пройти по первым двум критериям и по любому из трех оставшихся. То есть, например, если ваша работа проходит по критериям 1, 2 и 4 – вы получаете «зачет», если по критериям 1, 2 и 3 – вы тоже получаете «зачет». А вот если по критериям 1, 3, 4 и 5 или 2, 3 и 4 – вы получаете «незачет».

    Критерии оценивания

    1. «Соответствие теме»
    Сочинение должно быть написано как ответ на вопрос, поставленный в теме, или как рассуждение о предложенной проблеме. То есть вы должны писать сочинение именно на сформулированную в задании тему. Многие выпускники допускают очень существенную ошибку – решают выбрать направление, например, «Отцы и дети», заучивают заранее написанный текст сочинения и на экзамене просто его воспроизводят. Но это категорически неправильно! Ведь тема направления звучит очень общо, а тема сочинения очень конкретна, например, «Нужно ли учитывать опыт старших поколений». Если же вы будете просто рассуждать на тему направления «Отцы и дети», то работа не будет соответствовать теме.
    2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    Подтвердить свои рассуждения нужно примерами из литературы – из художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики. При этом можно обращаться не только к отечественной, но и к зарубежной литературе. Для получения «зачета» по этому критерию необходимо привести хотя бы один пример из литературы, но мы рекомендуем взять два примера, чтобы уложиться в требуемый объем. «Незачет» по этому критерию можно получить в том случае, если вы вообще не приведете никаких аргументов из литературы, либо если содержание литературного произведения будет искажено (не надо приводить в пример те книги, которые вы плохо знаете или с которыми знакомились только по краткому), либо если литературное произведение лишь упоминается, но не анализируется.
    Далее следуют три критерия, минимум по одному из которых нужно пройти, чтобы получить «зачет».
    3. «Композиция и логика рассуждения»
    В сочинении должна четко прослеживаться связь между тезисом и доказательствами. Не должно быть грубых логических ошибок. Нужно выделить несколько абзацев, между которыми лексически и грамматически обозначить связь.
    4. «Качество письменной речи»
    В этом критерии проверяются речевые ошибки. В сочинении не должно быть однообразия грамматического строя речи. Термины должны быть употреблены уместно, а словарь должен быть разнообразен – желательно показать богатый словарный запас, но употреблять только те слова, в значении которых вы точно уверены.
    5. «Грамотность»
    Получить «зачет» по этому критерию можно, если на 100 слов в сочинении приходится менее 5 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. То есть, если в сочинении 350 слов, можно сделать 15 ошибок и при этом получить «зачет».

    Структура сочинения

    В каждом сочинении обязательно должны быть три композиционные части.
    1. Вступление
    В первом абзаце можно раскрыть свое понимание предложенной темы, порассуждать и поразмышлять на данную тему. Но помните о том, что ваши размышления не должны быть «водой», мысли должны четко соответствовать теме и быть логически связаны.
    2. Основная часть
    Основную часть можно поделить на несколько абзацев. Если вы приводите два аргумента из литературы, то в основной части должно быть как минимум два абзаца. Начать абзац можно с фразы «На тему … размышлял Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир»». Между литературными аргументами должна быть логическая связь, то есть третий абзац сочинения можно начать со слов «Также к теме … обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступления и наказание».
    3. Вывод
    В выводе важно сравнить два проанализированных литературных произведения и понять, как в них раскрыта тема вашего сочинения: по-разному или с одной стороны. Например, можно написать: «Толстой показывает, как доброта … . Достоевский также демонстрирует читателю, что именно с помощью доброты … ». Или же: «Толстой показывает, что … . Достоевский же, напротив, … ». Обязательно используйте в выводе такие фразы, как «таким образом», «хочу сделать вывод», «подводя итог», «итак» и т.п.

    Темы 2020

    В начале сентября на сайте ФИПИ объявляются пять тематических направлений, сформулированных на основе противопоставления. Например, в 2019 году это были темы «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Доброта и жестокость», «Искусство и ремесло». На самом экзамене в форме итогового сочинения ученикам будет на выбор предложено пять тем сочинения, по одной из каждого направления.
    «Война и мир»
    «Надежда и отчаяние»
    «Добро и зло»
    «Гордость и смирение»
    «Он и она»
    Как правило, подготовка к итоговому сочинению заключается в чтении и анализе литературы, которую можно привести в качестве аргументов. Изучая русскую и зарубежную литературу, ученик накапливает богатый читательский опыт и затем может без труда вспомнить два произведения, подходящих к его теме.
    Однако очень часто выпускники незаслуженно забывают о программе по литературе для 6–9-х классов, пытаясь освоить в первую очередь объемные «Войну и мир», «Тихий Дон», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов». Безусловно, это прекрасные и очень глубокие книги, но не каждому удастся легко и верно интерпретировать эти произведения. Важно помнить, что при анализе литературных произведений нельзя искажать авторский замысел, то есть надо обладать еще и неплохими литературоведческими знаниями.
    Что же делать? Можно вспомнить не очень большие по объему произведения, которые к тому же не составит большого труда проанализировать. Перечислим некоторые из них:
    «Тарас Бульба». Н. Гоголь;
    «Уроки французского». В. Распутин;
    «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». В. Астафьев;
    «Тринадцатый подвиг Геракла». Ф. Искандер;
    «Белые ночи». Ф. Достоевский;
    «Капитанская дочка». А. Пушкин.
    А еще можно посмотреть видео от эксперта ЕГЭ с детальным разбором обязательных письменных работ выпускника>>

    Лучшие и худшие сочинения и их подробный разбор

    Ниже приведем отрывок из сочинения. Попробуйте понять, получит ли эта работа «зачет», а затем сравните свое мнение с мнением эксперта ЕГЭ.

    Сочинение на «отлично» и его разбор

    Тема работы: «На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература?»
    В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы. Очень важно понимать, какую именно мысль хотел до нас писатель. Ведь в противном случае его цель считается недостигнутой.
    В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.
    Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью – облик скелета, обтянутого кожей. Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его. Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать.
    С моей точки зрения, Гастон Леру в своем произведении поднимает вопрос отношений между людьми: то, чего не хватает в нас, и то, чего не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.
    Итак, сочинение написано самостоятельно, в нем 278 слова – значит, первым двум требованиям работа соответствует. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме и не отклоняется от темы на протяжении всего сочинения – это «зачет» по критерию № 1. В работе есть опора на литературный материал, причем произведения проанализировано глубоко, нет фактических ошибок и искажения авторского замысла – это «зачет» по критерию № 2.
    Сочинение выстроено в соответствии с композиционными требованиями, есть вступление, основная часть и заключение, обозначена логическая связь между абзацами – это «зачет» по критерию № 3. По критериям № 4 и № 5 работа также получает «зачет», так как нет орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок.

    Неудачное сочинение и его разбор

    Рассмотрим отрывок из сочинения на тему «Почему люди пишут стихи?».
    Эта тема мне сразу показалась интересной, потому что я сам часто пишу стихи, поэтому не составит большого труда раскрыть главный вопрос сочинения.
    Так почему же люди пишут стихи? Что бы ответить на этот вопрос, нам понадобится вспомнить выдающихся деятелей литературы и их произведения.
    Я считаю, что нам нужно начать с Александра Сергеевича Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Все мы помним, как Татьяна признается Онегину в любви, написав ему письмо в стихах:
    «… Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!». Для девушки того времени, было неприемлемо признаваться в любви мужчине, но Татьяна, все же решается на это, под страхом позора. Зная по себе, я считаю, что выразить свои чувства в стихах на много проще, чем просто словами.
    Обратимся к другому примеру, Михаил Васильевич Ломоносов, в своей оде выражает восхищение и восхваляет Императрицу Екатерину.
    Существует еще масса примеров в литературе, но все они сходятся в одном: стихи помогают человеку выражать свои чувства, будь то страх, ненависть, любовь, восхищение, сострадание.
    Стихи – это слова, а слово может ранить, слово может спасти, а правильно подобранное слово может творить чудеса. Это понимали все великие писатели.
    К тому же, литература – вечна, ведь не даром говорят: «Что написано пером – не вырубишь топором.
    Самая главная ошибка этого сочинения – несоответствие критерию №2. Литературные аргументы в этой работе крайне неудачны. Так, аргумент с одой Ломоносова лишь формально упомянут, но не раскрыт. В примере из «Евгения Онегина» присутствует грубая фактическая ошибка – письмо Татьяны Лариной выдается за ее стихи, а значит, ученик искажает авторский текст. Аргументация проблемы подменяется «водой» – общими словами и штампами. Кроме того, в работе присутствуют пунктуационные, орфографические и речевые ошибки.

    Разбор основных ошибок и советы эксперта по написанию сочинения

    Учиться на чужих ошибках – весьма полезное упражнение для тех, кто готовится к экзамену.

    Речевые и стилистические ошибки

    Одна из самых главных ошибок по критерию № 4 – скудный словарный запас. Так, если в работе, к примеру, ученик пишет «добрый человек» или «злой человек» вместо «великодушный, милосердный человек» или «жестокосердный, равнодушный человек», то однозначно можно говорить о бедности его словаря. Подбирайте синонимы, ищите слова, которые точно выразят вашу мысль, но при этом избегайте использовать слова, в значении которых не уверены, – например, можно допустить ошибку, спутав паронимы «благодарный» и «благодарственный».
    Не стремитесь использовать «красивые», высокопарные слова. Во-первых, вы можете не знать их точного значения, во-вторых, может получиться стилистическая «разноголосица». Неудачное словоупотребление и избыточное усложнение фразы может не соответствовать стилю остальной работы.
    Кроме того, избегайте в своем сочинении канцеляризмов, например, «таких как», «в связи с», «наличествовать», «изложенное», «с целью», «осуществлять», «проживать» вместо «жить» и т.д.
    Также не стоит использовать литературные штампы, хоть порой и кажется, что они звучат «красиво». К штампам относятся такие фразы, как «тяготы и лишения», «тронуть до глубины души», «чистая и светлая мечта», «натруженные мозолистые руки», «скупая мужская слеза», «загадочная русская душа», «воцарилась тишина», «усталые, но довольные» и т.п.

    Фактические ошибки

    Этот вид ошибок включает фактические ошибки в фоновом материале. К таким ошибкам относятся ошибки в исторических датах, фактах, географических названиях, именах писателей, названиях и жанрах произведений, именах литературных героев.

    Как проверить свой уровень готовности?

    Экзаменационное сочинение – не рассуждение на вольную тему, здесь необходимо иметь четкое понимание структуры работы и знать критерии оценивания. Проверим, насколько вы уяснили предыдущий материал и готовы ли к написанию итогового сочинения.

  5. 27.08.2014
    Публикуем утверждённый список тематических направлений, по которым будут писаться выпускные сочинения с 2015 года.
    Напомним, что выпускное сочинение будет служить допуском к ЕГЭ и будет писаться в декабре каждого учебного года.
    Конкретные темы сочинений будут известны лишь в день написания сочинения. Предварительно стало известно, что темы сочинений будут индивидуальны для каждого часового пояса.
    1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).
    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
    2. Вопросы, заданные человечеству войной.
    Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
    Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
    4. Спор поколений: вместе и врозь.
    Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    5. Чем люди живы?
    Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

  6. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ
    Для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
    Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).
    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
    Сочинение оценивается по пяти критериям.
    Критерии №1 и № 2 являются основными.
    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям  1 и  2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).
    При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.В подсчет включаются все слова, в том числе и служебные. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
    Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
    Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий № 4 «Качество письменной речи».
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
    Критерий №5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  7. Какие герои живут по чести?
    Честь и бесчестие. Два нравственных понятия, которые абсолютно противоположны друг другу. Но живущие рядом, а иногда идущие рука об руку.
    Как жить по чести? Что под этим подразумевается? И действительно ли «честь дороже жизни», – как сказал известный немецкий поэт Ф. Шиллер?
    Очень ярко представлен человеком чести герой произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – Пётр Гринёв. Вырасти бесчестным ему было практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.  Отправляя сына служить Отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … И помни пословицу: береги платье снову, а честь –  смолоду”.
    И Петр берег. По дороге к месту службы он проигрался в карты, но честно отдал долг, не слушая уговоров Савельича.
    Будучи честным человеком, Гринёв не мог терпеть неправду. Ложь Швабрина о семье капитана Миронова, в том числе и о Маше, которую любил Гринёв, воспринимается им как оскорбление. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Что касается Швабрина, то он в произведении — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятие “честь” вовсе не существует. Ему ничего не стоит присягнуть другому государю, оклеветать человека, и даже выстрелить в спину, в то время как Гринев и тут благороден.
    Ещё один герой чести – Остап из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
    Два брата: Остап и Андрий… Их обоих Тарас Бульба воспитывает одинаково, в первую очередь внушая каждому, что превыше всего – любовь к Родине, к родной земле.
    Для Остапа главное – не потерять своей чести, служить на благо Отчизны. В бою со шляхами он показывает неистовую храбрость, уважение к своим товарищам, верность своей Отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергают его страшным мукам, он не говорит ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умирает как верный сын своей Родины.
    Для Андрия главным оказалась любовь, но не к Отечеству, а к женщине, которая толкнула его на предательство, а значит на бесчестие. Эта любовь отняла у него дом, брата, отца, и самое главное – честь.  Андрий же кроме презрения вызывает ещё боль и страх, от того, что он не одинок в своих поступках, приводящих к предательству. И погибает он не на поле боя, а от руки своего отца, Тараса Бульбы. Тарас произносит крылатую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Андрий сам обрёк себя на забвение, сделав себя бесчестным среди своих товарищей.
    Таким образом, мы понимаем, что человек чести всегда остаётся победителем. Такие качества как честность, благородство, смелость помогают пройти все испытания с достоинством.

  8. Ссылка на страницу официального сайта Федерального института педагогических измерений
    Инструктивно-методические материалы по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.
    Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря 2019 года (04.12.2019) в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первые среды февраля и мая 2020 года будет предоставлена возможность пересдачи, если по уважительной причине выпускник не смог написать сочинение в основной срок или получил «незачет».
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    По вопросам проведения государственной итоговой аттестации работает «горячая линия»
    Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).
    Данное сочинение в дальнейшем может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
    Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
    Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
    Для написания сочинения используются бланки единого формата, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
    Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
    Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
    Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе участника, помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:
    ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
    документ, удостоверяющий личность;
    лекарства и питание (при необходимости);
    орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения.
    Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения .
    Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2019/20 учебном году:
    1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

    2. Надежда и отчаяние
    В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

    3. Добро и зло
    Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

    4. Гордость и смирение
    Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

    5. Он и она
    Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
    Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:
    1. Соответствие теме. Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    3. Композиция и логика рассуждения. Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    5. Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
    «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
    Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов, рекомендуемый объём – 350 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
    Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
    Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по ЕГЭ. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения.
    Здесь приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
    Тренировочный сборник для подготовки к итоговому изложению
    Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
    Методические рекомендации по разработке подходов к оцениванию итогового сочинения образовательными организациями высшего образования, доработанные по результатам общественно-профессионального обсуждения

  9. 29.07.2017
    Критерии оценивания итогового сочинения в ВШЭ
    (1453)
    29.07.2017
    Критерии оценивания итогового сочинения в МГУ
    (3098)
    06.02.2017
    Темы итогового сочинения 1 февраля 2017
    (4650)
    28.12.2016
    Основные вопросы по итоговому сочинению 2016/2017
    (6270)
    07.12.2016
    Темы итогового сочинения 7 декабря 2016 года
    (35285)
    05.12.2016
    Сборник для итогового сочинения
    (9129)
    18.11.2016
    Как сделать связки в итоговом сочинении?
    (10597)
    18.11.2016
    Как привести литературные аргументы в итоговом сочинении?
    (8534)
    16.11.2016
    Как сформулировать тезис в итоговом сочинении?
    (16163)
    16.11.2016
    Как написать вступительную часть итогового сочинения?
    (7115)
    16.11.2016
    Как писать итоговое сочинение?
    (16383)
    22.10.2016
    Бланки итогового сочинения 2017
    (17448)
    22.10.2016
    Критерии оценивания итогового сочинения 2017
    (5944)
    13.10.2016
    Список литературных произведений для итогового сочинения 2017
    (6721)
    13.10.2016
    Книги и темы для итогового сочинения 2017
    (12684)
    02.10.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведениям Пушкина
    (8816)
    02.10.2016
    Клише для итогового сочинения 2017
    (39234)
    02.10.2016
    Рекомендации по написанию итогового сочинения 2017
    (4150)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Преступление и наказание”
    (6729)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Мастер и Маргарита”
    (6957)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Тихий Дон”
    (4439)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Война и мир”
    (8401)
    10.09.2016
    Примерный список литературы для итогового сочинения
    (7246)
    09.09.2016
    Пояснения к направлениям итогового сочинения 2016/2017
    (2567)
    09.09.2016
    Что нужно знать об итоговом сочинении 2016/2017?
    (2269)
    30.08.2016
    Направления тем итогового сочинения 2016/2017
    (3556)

  10. Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. «Верность и измена».
    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *