Сочинение на тему что такое сила духа 9 класс огэ

4 варианта

  1. Сила духа – особенность сильного человека. Это не имеет ничего общего с физическими возможностями. Сила духа – закаленный характер, воля, упорство и т.п. вещи. Каждая особь может воспитать в себе железную волю. Для этого понадобится лишь желание, время и энергия, чтобы стать личностью.
    По-настоящему сильного душой и телом человека видно практически всегда с первого взгляда. У него особый взгляд – спокойный, уравновешенный, прямой. Такой личности, в принципе, скрывать нечего. Поэтому им нетрудно выдерживать чужие взоры. А вот слабовольные персоны, наоборот, пугаются и избегают смотреть очи в очи.
    Воля помогает жить. Развиваться, дышать, работать, учиться, общаться с людьми. К сожалению, не все представители масс приятны в общении. Чтобы выдержать диалог, придется проявить характер. При этом важно не скатиться в лицемерие. Это тонкая грань.
    Принято говорить, что самые волевые люди жили столетия и тысячелетия назад. Они носили меч, копья, луки. Оружие менялось в процессе развития человечества. Войны, как говорится, не прекращались. Всегда было что делить. Но, эти воины были готовы погибнуть в любой момент. Кроме силы духа, они еще имели превосходную физическую подготовку. Иначе у них бы не вышло постоянно носить с собой горы металла (не только оружие, но и латы).
    В наши дни картина видоизменилась. Люди стали забывать, что такое героизм, воля, сила и доблесть. В условиях технического прогресса все больше появляется личностей, которые отказываются что-либо делать самостоятельно. За них все сделает машина. К человеческой лени присоединяется апатия, совершенное нежелание чем-то заниматься, отсутствие интересов, и тяги прилагать какие-либо усилия. Сила духа уходит, уступая место слабости и желанию сбежать туда, где полегче живется и работается. Это произошло как раз из-за огромного количества послаблений и возможностей, которые предлагает нам прогресс.
    Волю можно в себе воспитать. Самостоятельно или с помощью психолога. Существует бессчетное количество разнообразных способов и методик, с помощью которых можно развить личность.
    Задача нынешнего населения – не забывать опыт, накопленный годами, переданный предками. Не стоит позволять техническому развитию забирать у человека его личные качества и желания. Нельзя позволять себе слишком расслабиться и потерять так необходимую всем волю и силу духа.
    9 класс, ОГЭ, 15.3, текст Бакланова, Улицкой, Алексеева, примеры из жизни, рассуждения, аргументы

  2. По­яс­не­ние.15.1. Пол­ные и не­пол­ные пред­ло­же­ния раз­гра­ни­чи­ва­ют­ся по на­ли­чию или от­сут­ствию тех или иных не­об­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния с точки зре­ния струк­ту­ры. Не­пол­ные пред­ло­же­ния – это пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­щен какой-либо член или груп­па чле­нов пред­ло­же­ния, обя­за­тель­ных по струк­ту­ре. Их упо­треб­ле­ние де­ла­ет речь ла­ко­нич­ной и ди­на­мич­ной, эмо­ци­о­наль­ной и вы­ра­зи­тель­ной, то есть экс­прес­сив­ной, и поз­во­ля­ет из­бе­жать не­обос­но­ван­ных по­вто­ров. В них ис­поль­зу­ют­ся те слова, ко­то­рые несут новую ин­фор­ма­цию, а ин­фор­ма­ция, уже из­вест­ная, легко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­щих пред­ло­же­ний или по­нят­на из си­ту­а­ции.
    Об­ра­тим­ся за при­ме­ра­ми к от­рыв­ку из ху­до­же­ствен­но­го тек­ста. При­ме­ров не­пол­ных пред­ло­же­ний очень много: 7-11, 24-27, 35-39, 44 и дру­гие. Рас­смот­рим, на­при­мер, пред­ло­же­ние 19, со­сто­я­щее из всего двух слов «Из су­реп­ки?». Оно не­пол­ное, в нём нет ни под­ле­жа­ще­го, ни ска­зу­е­мо­го, и без пол­ных пред­ло­же­ний 17-18 смысл во­про­са был бы не­по­ня­тен. Во­про­си­тель­ное не­пол­ное пред­ло­же­ние поз­во­ля­ет ав­то­ру пе­ре­дать крат­ко и эмо­ци­о­наль­но си­ту­а­цию дет­ско­го не­тер­пе­ния в пред­вку­ше­нии празд­нич­но­го обеда. Ис­поль­зо­ва­ние пол­но­го пред­ло­же­ния «На обед суп будет из су­реп­ки» на­ру­ши­ло бы ди­на­мич­ность по­вест­во­ва­ния.
    В пред­ло­же­нии 16 «Вот и се­год­ня ре­бя­там – такой же суп» про­пу­ще­но ска­зу­е­мое. На его месте стоит тире. Это осо­бый тип не­пол­ных пред­ло­же­ний. Мы легко пред­по­ла­га­ем, что про­пу­ще­но слово-ска­зу­е­мое «будет» (или «при­го­то­вят», или «сва­рят»), но упо­треб­ле­ние ска­зу­е­мо­го в таком пред­ло­же­нии не яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым. И имен­но его от­сут­ствие де­ла­ет пред­ло­же­ние ла­ко­нич­ным и вы­ра­зи­тель­ным.
    Таким об­ра­зом, со­гла­ша­ясь с вы­ска­зы­ва­ни­ем линг­ви­ста, можно сде­лать вывод о том, что пол­ные пред­ло­же­ния и не­пол­ные, от­ли­ча­ю­щи­е­ся боль­шей экс­прес­сив­но­стью, вы­пол­ня­ют в текстах раз­лич­ные роли, тем самым кон­ку­ри­руя друг с дру­гом.
    15.2 На войне время пе­ре­стаёт быть ка­те­го­ри­ей от­влечённой, по­то­му что каж­дый миг, каж­дое мгно­ве­ние войны – это миг ис­пы­та­ния, миг не­че­ло­ве­че­ских уси­лий в борь­бе за право жить. Вот по­че­му как гимн силе и му­же­ству ле­нин­град­цев, как на­гра­да зву­чат для них дол­го­ждан­ные слова: «900 дней про­дол­жа­лась бло­ка­да го­ро­да, но усто­я­ли ле­нин­град­цы, раз­би­ли фа­ши­стов. При­ш­ла в Ле­нин­град по­бе­да!» Му­же­ством ле­нин­град­цев можно вос­хи­щать­ся бес­ко­неч­но. А му­же­ство детей бло­кад­но­го го­ро­да труд­но оце­нить со­вре­мен­ным под­рост­кам, не зна­ю­щим, что такое война. В от­рыв­ке из рас­ска­за С.П. Алек­се­е­ва мы чи­та­ем о детях дет­ско­го дома. О детях, ко­то­рым суп из су­реп­ки или кот­ле­ты из хвои — это празд­нич­ный обед: «(19)Из су­реп­ки? (20)Так это ж от­лич­ный суп.» По­ра­жа­ет от­но­ше­ние ребят к таким «празд­нич­ным» блю­дам: как можно это во­об­ще есть? Нам не по­нять… Нам не по­нять? Нет у нас та­ко­го права – не по­нять! Мы долж­ны знать, пом­нить и по­ни­мать ради их па­мя­ти! Рядом с этими ре­бя­та­ми взрос­лые люди: вос­пи­та­те­ли, по­ва­ра. Они, сами го­лод­ные, ду­ма­ли, как на­кор­мить детей. Во по­че­му «го­то­вят … по­ва­ра с осо­бым ста­ра­ни­ем» (пред­ло­же­ние 3), вот по­че­му ди­рек­тор Мария Дмит­ри­ев­на ста­ра­ет­ся обод­рить ребят:– (5)Се­год­ня, ре­бя­та, пол­ный у нас обед: пер¬вое будет, вто­рое и тре­тье.По­двиг мир­ных жи­те­лей бло­кад­но­го Ле­нин­гра­да будет вечно жить в наших серд­цах как при­мер не­бы­ва­ло­го му­же­ства и лич­ной стой­ко­сти, как при­мер не­по­мер­ной силы духа, ко­то­рая при­су­ща не каж­до­му. А за­гад­ка рус­ско­го ха­рак­те­ра так и оста­нет­ся ве­ли­кой тай­ной для не­по­свящённых…
    15.3. «Не падай духом», «вос­пря­нуть духом», « про­яви силу духа»… Эти сло­во­со­че­та­ния часто зву­чат в нашей речи, и их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние: не от­ча­и­вать­ся, не уны­вать, ве­рить в то, что из лю­бо­го за­труд­ни­тель­но­го по­ло­же­ния есть выход. Быть силь­ным душой, ведь силь­ный ду­хов­но че­ло­век порой спо­со­бен дать отпор лю­бо­му врагу, даже пре­вос­хо­дя­ще­му фи­зи­че­ской силой и мощью. Бо­роть­ся и не сда­вать­ся во что бы то ни стало, даже если ка­жет­ся, что сил уже нет—вот что такое сила духа. Толь­ко эта сила по­мо­га­ет че­ло­ве­ку вы­не­сти тяжёлые жиз­нен­ные ис­пы­та­ния и выйти из них по­бе­ди­те­лем.
    О том, какой не­имо­вер­но тяжёлой была бло­ка­да Ле­нин­гра­да, на­пи­са­но не­ма­ло книг и со­зда­но филь­мов. И каж­дый раз мы не пе­ре­стаём удив­лять­ся: как люди, лишённые еды и тепла, на­хо­дя­щи­е­ся под арт­об­стре­ла­ми, смог­ли вы­жить? В от­рыв­ке из рас­ска­за С.П. Алек­се­е­ва мы чи­та­ем о детях в дет­ском доме, в 1942 году, тя­же­лей­шем году для го­ро­да Ле­нин­гра­да. О детях, ко­то­рым суп из су­реп­ки или кот­ле­ты из хвои — это празд­нич­ный обед…О детях, ко­то­рым ки­сель с мор­ской ка­пу­стой — это ла­ком­ство…О вос­пи­та­те­лях, ко­то­рые су­ши­ли и вы­па­ри­ва­ли ди­ко­рас­ту­щие травы, чтобы хоть чем-то на­кор­мить сирот. По­ра­жа­ет от­но­ше­ние ребят к «празд­нич­ным» блю­дам: как можно это во­об­ще упо­треб­лять в пищу? Нам не по­нять…А они— ра­до­ва­лись. А они— дру­го­го не знали… Но они ве­ри­ли, что война за­кон­чит­ся, и что будет хлеб, и будет борщ, и ком­пот с са­ха­ром. По­то­му и вы­жи­ли ле­нин­град­цы, что тер­пе­ли, вы­но­си­ли не­ве­ро­ят­ные му­че­ния и ве­ри­ли. Они не па­да­ли духом. И от­ры­вок со­всем не о супе из су­реп­ки…Он —о силь­ных детях, пе­ре­жив­ших бло­ка­ду. И о взрос­лых, ко­то­рые по­мо­га­ли детям её пе­ре­жить.
    Вспом­нил­ся рас­сказ о детях, ко­то­рые в 1942 году в раз­ру­шен­ном, промёрзшем и го­лод­ном Ле­нин­гра­де за­ни­ма­лись в круж­ках са­мо­де­я­тель­но­сти и вы­сту­па­ли с кон­цер­та­ми перед мо­ря­ка­ми. Какую нужно иметь силу духа, чтобы прак­ти­че­ски под об­стре­ла­ми, пе­ре­жив по­те­рю близ­ких и род­ных, не имея воз­мож­но­сти нор­маль­но по­есть и обо­греть­ся, маль­чи­ки и де­воч­ки пели, тан­це­ва­ли, чи­та­ли стихи! От­ку­да они чер­па­ли ду­хов­ные силы? И де­ли­лись этими си­ла­ми с теми, кому идти в бой…Сила духа детей и их стрем­ле­ние вы­жить, вы­сто­ять, да ещё и по­мочь дру­гим удив­ля­ет и по­ра­жа­ет. Сила духа со­вет­ско­го на­ро­да ока­за­лась силь­нее вра­же­ской ог­не­вой мощи.
    Не стоит ду­мать, что сила духа как ка­че­ство че­ло­ве­ка вос­тре­бо­ва­но лишь в экс­тре­маль­ных си­ту­а­ци­ях. И в нашей еже­днев­ной мир­ной жизни быть силь­ным духом важно и нужно. За­ста­вить себя ис­пра­вить трой­ку по рус­ско­му или пре­кра­тить про­си­жи­вать время за пу­сты­ми раз­го­во­ра­ми в сети— это труд­но…Но са­мо­вос­пи­та­ние на­чи­на­ет­ся с ма­ло­го. Да­вай­те начнём, чтобы о Вас го­во­ри­ли: « Это че­ло­век с боль­шой силой духа».

  3. Как Вы понимаете значение слова СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте
    данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Текст 1.
    (1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
    (3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:
    – (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
    (6)Что же будет ребятам на первое?
    – (7)Бульон куриный?
    – (8)Борщ украинский?
    – (9)Щи зелёные?
    – (10)Суп гороховый?
    – (11)Суп молочный?
    (12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.
    (17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
    – (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.
    (19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.
    (22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?
    – (24)Макароны по-флотски?
    – (25)Жаркое?
    – (26)Рагу или гуляш?
    (27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.
    (29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.
    – (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.
    (31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.
    (33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?
    – (35)Компот из черешни?
    – (36)Запеканка из яблок?
    – (37)Апельсины?
    – (38)Желе или суфле?
    (39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.
    – (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.
    – (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.
    (47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!
    (50)Не знали блокадные дети других обедов.
    (51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!
    (По С.П. Алексееву)
    Алексеев Сергей Петрович (род. в 1922 г.) – русский писатель, раскрывающий в своём творчестве события четырёх веков российской истории – с середины XVI до середины XX века, известный такими произведениями, как «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-Слава», «Снегирь», «Секретная просьба».
    Текст 2.
    (1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.
    (5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…
    (6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.
    (9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
    (13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.
    (14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
    (20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома… (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.
    (27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.
    (30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко…
    (33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое… (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
    (По Э. Шиму)*
    * Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
    Текст 3.
    Действующая армия, «Комсомольская правда»,
    фронтовой очерк, 1941, 21 августа.
    (1)Дети! (2)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (3)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.
    (6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.
    (8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что-то просит. (12)Что мальчишке надо? (13)Нам непонятно. (14)Хлеба? (15)Потом вдруг оказывается:
    – (16)Дяденька, дайте два патрона.
    – (17)На что тебе патроны?
    – (18)А так… на память.
    – (19)На память патронов не дают.
    (20)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (21)Губы мальчишки презрительно кривятся.
    – (22)Ну вот! (23)Что с них толку?
    – (24)Ах, дорогой! (25)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (26)Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? (27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо. (29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.
    (30)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (31)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)А он ещё молод, но ловок, смел. (33)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (35)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.
    (36)Я смотрю ему в глаза. (37)Я кладу ему в горячую руку обойму. (38)Это обойма от моей винтовки. (39)Она записана на мне. (40)Я беру на себя ответственность за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.
    – (41)Как тебя зовут?
    – (42)Яков.
    – (43)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (44)Что же ты, из пустой глиняной крынки стрелять будешь?
    (45)Грузовик трогается. (46)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (47)Он смеётся, загадочно грозит мне вдогонку пальцем и исчезает в клубах пыли.
    (48)Ой, нет! (49)Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.
    (50)Ещё один случай. (51)Перед боем на берегу одной речки встретил я парнишку. (52)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев. (53)Спрятавшись в кустах, он сидел в трёх шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту. (54)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел. (55)Я у него спросил:
    – Погоди! (56)Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, и понимал, что это для нас очень важно.
    (57)Паренёк удивился:
    – Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!
    – (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?
    (62)Он уныло и огорчённо развёл руками:
    – (63)Эх, товарищ командир! (64)Кабы я про эту встречу знал раньше…
    (По А.П. Гайдару*)
    * Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия – Голиков, 1904–1941) – детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
    Текст 4.
    (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
    (11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
    (15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
    (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады…
    (21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
    (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.
    (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
    (По Л. Овчинниковой)*
    * Л. Овчинникова – современная российская писательница.
    Текст 5.
    (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
    – (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
    – (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
    (5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
    (7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
    (8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
    (9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
    (13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
    (15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
    (18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
    (25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
    (28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
    (По Л.Е. Улицкой)*
    * Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
    Текст 6.
    (1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья
    Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя.
    (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают
    волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.
    (5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно
    глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.
    (8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые
    он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое
    лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
    – (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
    (12)И старик отвечает:
    – (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
    – (15)А ты не устал?
    – (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.
    – (20)Они быстро шли?
    – (21)Быстро.
    – (22)Пешком?
    – (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.
    (28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти
    заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает
    свою роль.
    – (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
    – (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
    – (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
    – (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
    – (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
    – (38)Мои сыновья…
    (39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
    – (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
    (41)Нет, не собьёшь старика!
    – (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из
    слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
    (43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
    – (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
    – (45)Мои сыновья…
    – (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
    – (47)Мои сыновья…
    – (48)Везде поспевали?
    – (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
    – (52)Так и не вернулись?
    – (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
    (55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
    – (56)Где их могила?
    (57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:
    – (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.
    (61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
    (По Ю. Яковлеву*)
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
    Текст 7.
    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
    а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    – Смотри, это твой отец…
    (10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на
    экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
    (14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство
    сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,
    ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха
    за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
    (19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу.
    (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий…
    (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
    – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
    (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
    – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же,
    как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
    – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
    – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать.
    (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
    (По Ч.Т. Айтматову)*
    * Айтмaтов Чингuз Торекyлович (1928–2008) – киргизский писатель.
    Текст 8.
    (1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого
    камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
    (4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.
    (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
    – (8)Заходите, товарищ лейтенант.
    (9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь.
    (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
    (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт.
    (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас.
    (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые…
    (17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская
    кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в
    мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда
    они не радовали.
    (23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но
    едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к
    разрыву снарядов.
    (27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь – и опять всё это перед глазами: землянка
    связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами…
    (29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь.
    (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится
    над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.
    (35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали
    и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом.
    (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.
    (38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и,
    подрожав под шинелью, засыпаю.
    (По Г.Я. Бакланову)*
    * Бакланов Григорий Яковлевич (1923–2009) – писатель-фронтовик. Среди самых известных произведений автора – повесть «Навеки – девятнадцатилетние», посвящённая судьбам молодых парней – вчерашних школьников, попавших на фронт.

  4. Кто такой сильный человек? Этим понятием я хотела бы назвать не просто физическую силу, но и силу моральную, способность выдерживать все трудности испытания, силу воли и духа.
    Существует известное выражение «сила есть – ума не надо». Конечно, здесь идёт речь о физической силе, но сила духа сочетается именно с умом. Уметь вовремя остановиться, сдерживать ненужные эмоции, добиться своей желаемой цели – это всё характеристики сильного человека. Он обладает такими чертами характера, как целеустремлённость, настойчивость, упорство, трудолюбие и твёрдость духа.
    Когда девушки ищут свою вторую половинку, они подсознательно выбирают сильного мужчину, ведь они надеются, что он сможет стать их защитой и опорой, сможет поддержать в трудную минуту жизни, что за ним они будут как за каменной стеной.
    Стать сильной может и женщина, однако, часто это происходит после того, как на неё обрушиваются серьёзные жизненные испытания. Такой женщине свойственна чёткость, рассудительность, она не принимает быстрых решений, часто сдержана и хладнокровна.
    Сила – это то, что необходимо в жизни каждому человеку, независимо от его пола и возраста. Сила помогает пробиваться в жизни, не ломаться при первых трудностях, чётко идти к поставленной цели, уметь отстаивать свою точку зрения.
    Одно из важных качеств сильного человека – это помощь слабым. Он осознаёт свою силу и понимает, куда её можно применять, а куда нет. Сильный человек всегда видит, кто нуждается в его помощи и предоставляет её. Обижать тех, кто слабее себя может только слабый человек, ведь он хочет самоутвердиться за их счёт, выглядеть сильным и страшным хоть в чьих-то глазах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *