Сочинение на тему что я ценю в поэзии пушкина

9 вариантов

  1. ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА
    В одной из своих статей В. Г. Белинский справедливо заметил, что каждое поколение воспринимает Пушкина по-своему. Причину этого явления блестяще определил Н. В. Гоголь, который беспредельно любил Пушкина, справедливо считая его своим учителем: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это Русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. Двести лет прошло, и мы с полным правом можем сказать, что прогноз великого Гоголя воплотился
    в реальность не полностью – гений Пушкина непревзойден, а наших современников и наше общество мучают те же проблемы, что и современников Пушкина.
    Любовь к отечеству, свободолюбие, вольномыслие, нравственная чистота, возвышенность и проницательность ума, глубокие искренние чувства, отсутствие фальши или какого-нибудь намека на неискренность, жизнерадостность, глубокая вера в человека – все это привлекает меня в поэзии А. С. Пушкина. В каких бы тяжелых жизненных обстоятельствах ни находился поэт, как бы ни пытались “приручить” его свободную и трудолюбивую музу, Пушкин всегда оказывался победителем.
    Так,
    например, в одном из своих ранних стихотворений – оде “Вольность” (1817) – поэт развивает мысль о несправедливости существующих в обществе законов. Облеченные властью личности очень скоро забывают о своих прямых обязанностях и о том, что руководствоваться в своих действиях необходимо законом справедливости, а не собственными эгоистическими и меркантильными интересами. Конечно же, мысль о равноправии всех людей справедлива, но несколько утопична, особенно, когда ее пытаются воплотить в действительность (об этом свидетельствуют и революционные события, которые произошли через сто лет после написания оды). Очень многие строки поэта актуальны и сегодня: с ними можно обратиться к совести людей, представляющих современную демократическую власть:
    Ни наказанья, ни награды,
    Ни кров темниц, ни алтари
    Не верные для вас ограды.
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную Закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Размышляя о своем предназначении на земле, поэт осознавал, насколько важным и ответственным является задание пробуждать лирой добрые чувства, восславлять Свободу и призывом проявлять милость “к падшим”. В стихотворении “Пророк” (1826) поэт придал этой мысли вид божественного предзнаменования:
    “Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    И действительно, слово поэта жжет сердце не только когда оно обращено к несправедливым, а порой и преступным явлениям действительности. Лирические шедевры, овеянные глубоким личным чувством, вызывают не меньшее восхищение. Вот мрачная буря закрывает мглою небо, плачет, как дитя, и завывает, как зверь. Маленький послушный мальчик, напуганный грозной стихией, доверчиво прячется от своего страха, находя умиротворение в тихом голосе няни, поющей о том, “как синица тихо за морем жила”, “как девица за водой поутру шла”. Очевидно, обращение поэта к милым воспоминаниям детства было не случайно: не так уж и уютно живется талантливому человеку в этом жестоком мире. Неуютно, потому что любовь для него не “мгновенье” сердечного настроя, а чувство, вызывающее уныние и печаль:
    …Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.
    В творчестве поэта нашли отголоски многие проблемы его современников. Например, роман в стихах “Евгений Онегин”, работа над которым продлилась более семи лет, отражает не только нравственные пороки и нравственные искания главного героя, но и является обширной панорамой жизни русского общества начала XIX столетия. “Евгений Онегин” был итогом всего предшествующего пушкинского пути: “Кавказский пленник” и романтические элегии подготовили новый тип героя, поэма “Руслан и Людмила” выработала контрастность и иронию стиля, дружеские послания – интимность авторского тона, “Таврида” – специфическую строфу, без которой онегинское повествование немыслимо. Художественное богатство этого романа в стихах бесспорно, меня же привлекает образ главной героини – Татьяны Лариной. С одной стороны, судьба довольно жестоко обошлась с этой девушкой. Родилась она в семье провинциальных дворян, где все было пропитано атмосферой меркантильности, приземленности духовной и общественной жизни. Татьяна не могла получить соответствующее образование, чтобы развить свои природные таланты. Она любила читать книги, однако в распоряжении у нее были не лучшие образцы литературного творчества того периода. Она наслаждалась красотой родной природы, слушала незатейливые рассказы няни – и тихо увядала. Вихрем ворвался в ее жизнь загадочный и романтичный Евгений Онегин.
    Для Татьяны он стал воплощением всех ее грез и мечтаний. Девушка влюбилась, но получила решительный отказ. Татьяна страдала от неразделенной любви, но не отчаялась: получив жестокий жизненный урок, стала только сильнее. Ее жизнь изменилась: она вышла замуж, сделалась богатой и знатной дамой. Все еще любя Онегина, Татьяна ответила решительным отказом на его мольбу о взаимности:
    Я вас люблю ( к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
    Таким образом, Татьяна нашла в себе мужество оставаться верной словам клятвы преданности, произнесенной ею когда-то перед алтарем. Душевные муки по-прежнему терзали ее сердце, но они не смогли сломить ее волю.
    “Истинный поэт всегда нравственен в высшем значении этого слова”, – сказал когда-то В. Г. Белинский. А. С. Пушкин – истинный поэт, его творчество проникнуто высокой нравственной чистотой.

  2. 2
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую снежную вершину человеческого духа.
    \”Изучая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека\”, — сказал В. Г. Белинский. Хочется пояснить — совершенного человека, точнее, человека, неустанно стремящегося к самосовершенствованию. Таким был Пушкин.
    Что же составляет первооснову его духовной организации? Исчерпывающий ответ мы найдем в удивительном стихотворении \”Пророк\”. Написанное в 1826 году в селе Михайловском, это стихотворение является манифестом творческой деятельности поэта. Гражданское мужество, верность своему предназначению — предназначению поэта-пророка, чей путь сулит \”и труд и горе\”, не может не восхищать в Пушкине. Томимые \”духовной жаждой\” найдут в его стихах пищу для ума и сердца. Читая его стихи, понимаешь, что счастье — в служении другим, в самоотдаче, а не в стяжательстве и накопительстве.
    Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глубокой любви к Отечеству.
    Два чувства дивно близки нам,
    В них обретает, сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    (\”Два чувства дивно близки нам\”)
    \”И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
    (\”Брожу ли я вдоль улиц шумных…\”)
    Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишенный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на \”родное пепелище\”. Трудно было бы ему \”опознать\” родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.
    Удивительная грань пушкинского таланта — это неиссякаемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:
    Как счастлив я, когда могу покинуть
    Докучный шум столицы и двора
    И убежать в пустынные дубравы…
    (\”Как счастлив я\”)
    Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    (\”Зимнее утро\”)
    Унылая пора!
    Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    (\”Осень\”)
    Перечитывая \”Вакхическую песню\”, веришь, что жизнь — не \”дар напрасный, дар случайный\”, а беспредельный и непрекращающийся поток. Стоит жить, чтоб \”мыслить и страдать\”, ибо только этот путь ведет к восхождению.
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума…
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    К гармоничному мироощущению и мудрости, по утверждению поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:
    Я думал, сердце позабыло
    Способность легкую страдать,
    Я говорил: тому, что было,
    Уж не бывать, уж не бывать!
    Прошли восторги и печали,
    И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали
    Пред мощной властью красоты.
    (\”Я думал, сердце позабыло\”)
    Высокая самоотдача во всем: в творчестве, в дружбе, в любви — это тот волшебный магнит, с помощью которого наша связь с Пушкиным с течением лет становится все более глубокой и прочной. В интимной лирике поэта, по словам Белинского, нашли выражение изящнейшие и благороднейшие свойства пушкинской натуры. Преданность друзьям-лицеистам и друзьям-декабристам доказана на деле. Лучшее тому доказательство — стихотворение \”Арион\”. Умел он быть благодарным и спешил подставить плечо друзьям, о чем читаем в стихотворениях \”К Чаадаеву\”, \”Во глубине сибирских руд\”, \”И. И. Пущину\”.
    Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет учащенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: \”Редеет облаков летучая гряда…\”, \”Сожженное письмо\”, \”Все в жертву памяти твоей\”, \”На холмах Грузии\”, \”Я вас любил…\”, \”Что в имени тебе моем…\”, \”Я помню чудное мгновенье…\”, \”Мадонна\”. Каждый раз они находят отклик в наших душах.
    Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спрашивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, любящим и великодушным, как он, и будем неустанно стремиться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа. Пусть хранит наши души священный талисман — пушкинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.
    Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глубокой любви к Отечеству.
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    («Два чувства дивно близки нам»)
    И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
    («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)
    Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишенный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на «родное пепелище». Трудно было бы ему «опознать» родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.
    Удивительная грань пушкинского таланта — это неиссякаемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:
    Как счастлив я, когда могу покинуть
    Докучный шум столицы и двора
    И убежать в пустынные дубравы…
    («Как счастлив я»)
    Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    («Зимнее утро»)
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    (« Осень «),
    Перечитывая «Вакхическую песню», веришь, что жизнь не «дар напрасный, дар случайный», а беспредельный и непрекращающийся поток. Стоит жить, чтоб «мыслить и страдать», ибо только этот путь ведет к восхождению.
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума.
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    К гармоничному мироощущению и мудрости, по утверждению поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:
    Я думал, сердце позабыло
    Способность легкую страдать,
    Я говорил: тому, что было,
    Уж не бывать! Уж не бывать!
    Прошли восторги, и печали,
    И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали
    Пред мощной властью красоты.
    («Я думал, сердце позабыло»)
    Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет учащенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: «Редеет облаков летучая гряда…», «Сожженное письмо», «Все в жертву памяти твоей», «На холмах Грузии», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна». Каждый раз они находят отклик в наших душах. Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спрашивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, любящим и великодушным, как он, и будем неустанно стремиться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа. Пусть хранит наши души священный талисман — пушкинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.

  3. ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА Для меня А. С. Пушкин — идеал. Идеал культуры, нравственно­сти, высоких чувств, жизненных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, переживаниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостя­ми, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б го­лос мой умел сердца тревожить», — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пятьдесят, и сто лет назад волнует, трево­жит и пробуждает наши сердца.
    И долго буду тем любезен я народу.
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    Эти слова великого поэта оказались пророческими. Его творче­ство действительно пробуждает в наших душах самые светлые, са­мые добрые, самые возвышенные чувства.
    Стихи поэта сопровождают ;тс всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой главе поэмы «Руслан и Людмила», которое погружает нас в таинственный сказочный мир:
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый Все кодит по цепи кругом;
    Идет направо — песнь заводит.
    Налево — сказку говорит.
    А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»!.. Волшеб-
    ные и поучительные, мудрые и веселые — сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтическим языком написаны они!
    На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотво­рения «Осень»:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    Сколько нежности, теплоты, сколько настоящего волшебства, дивного очарования заключено в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем серд­цем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гармонии и красоте. И лю­бой, кто читает эти строки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как любил его Александр Пушкин.
    Црирода для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдох­новение, как в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом».
    В гармонии соперник мой
    Был шум лесов, иль вихорь буйный,
    Иль иволги напев живой.
    Иль ночью моря гул глухой.
    Иль шепот речки тихоструйной…
    Автор находит в природе самые большие ценности: волю, гар­монию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравствен­ных критериев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедли­вости поэт всегда ставил превыше всего. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта — это не только свобода народа от угнетателей, это также свобода от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского пленника» бежит из тесных городов на волю, ища полного раскре­пощения, устав от духоты и замкнутости городской жизни:
    …Когда б ты знала,
    Когда бы ты воображала
    Неволю душных городов!
    Там люди в кучах, за оградой.
    Не дышат утренней прохладой,
    Ни вешним запахом лугов,
    Любви стыдятся, мысли гонят.
    Торгуют волею своей.
    Главы под идолами клонят И просят денег да цепей.
    Таким стремлением к абсолютной свободе — и физической и духовной — проникнуты образы практически всех положительных героев лирики Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу.
    Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это — гордая, самостоятельная личность, знающая себе цену, имеющая высокие цели и идеалы, обладающая внутренней силой, силой духа, наделенная поэтической, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве — потому стремится не просто убежать, а най­ти родственную душу, найти свое счастье среди людей.
    Герой Пушкина не может жить без дружбы, без любви — тех чувств и отношений, которые облагораживают, возвышают душу че­ловека. Именно из его стихотворений я узнала, какой должна быть настоящая любовь, — я научилась любить искренне, открыто, всем сердцем:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Поэт говорит о любви словами, наполненными силой, искренно­стью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сер­дце человека пустеет без нее и даже в страдании остается возвышен­но-прекрасным. Только Пушкин мог так написать:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Герой стихотворений А. С. Пушкина — человек высоких нрав­ственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщи­ну, он может желать ей только счастья — поэтому даже при расста­вании говорит:
    Я вас любил так искренно, так нежно.
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    «Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти все­гда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и
    бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жиз­ни», — писал известный русский критик В. Г. Белинский. Любовь делает человека глубже и благороднее, помогает ему увидеть истин­ную красоту человека и человеческих чувств, обогащает его внутрен­ний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Лирическому герою А. С. Пушкина неведомо чувство одиночества, потому что любовь постоянно живет в его душе:
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    И больше не нужно слов — все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каждого, кто читает эти строки.
    Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его стихи учат правильному, оптимистическому отношению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и ра­зочарований. В такие минуты я всегда открываю сборник стихотво­рений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уве­ренные слова:
    Если жизнь тебя обманет.
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Жирость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность при­вязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент — вот отличительные черты лирического героя в произведениях Пуш­кина, то, что помогало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самого поэта. Этому учимся и мы, читая его произведения, направленные на воспита­ние и восхваление всего прекрасного, что есть в человеке. Лирика А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

  4. ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА
    Для меня А. С. Пушкин — идеал. Идеал куль­туры, нравственности, высоких чувств, жизнен­ных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, пережи­ваниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б го­лос мой умел сердца тревожить», — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пять­десят, и сто лет назад волнует, тревожит и пробуж­дает наши сердца.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    Эти слова великого поэта оказались пророче­скими. Его творчество действительно пробужда­ет в наших душах самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства.
    Стихи поэта сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой гла­ве поэмы «Руслан и Людмила», которое погружа­ет нас в таинственный сказочный мир:
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;
    Идет направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит.
    А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о зо­лотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»!.. Волшебные и по­учительные, мудрые и веселые — сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтичес­ким языком написаны они!
    На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотворения «Осень»:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    Сколько нежности, теплоты, сколько настоя­щего волшебства, дивного очарования заключе­но в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гар­монии и красоте. И любой, кто читает эти стро­ки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как лю­бил его Александр Пушкин.
    Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдохновение, как в сти­хотворении «Разговор книгопродавца с поэтом».
    В гармонии соперник мой
    Был шум лесов, иль вихорь буйный,
    Иль иволги напев живой,
    Иль ночью моря гул глухой,
    Иль шепот речки тихоструйной…
    Автор находит в природе самые большие цен­ности: волю, гармонию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравственных кри­териев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедливости поэт всегда ставил превыше все­го. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта — это не только свобода народа от угнетателей, это также свобо­да от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского плен­ника» бежит из тесных городов на волю, ища пол­ного раскрепощения, устав от духоты и замкну­тости городской жизни:
    …Когда б ты знала,
    Когда бы ты воображала Неволю душных городов!
    Там люди в кучах, за оградой,
    Не дышат утренней прохладой,
    Ни вешним запахом лугов,
    Любви стыдятся, мысли гонят,
    Торгуют волею своей,
    Главы под идолами клонят И просят денег да цепей.
    Таким стремлением к абсолютной свободе — и физической и духовной — проникнуты образы практически всех положительных героев лири­ки Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу.
    Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это — гордая, само­стоятельная личность, знающая себе цену, имею­щая высокие цели и идеалы, обладающая внут­ренней силой, силой духа, наделенная поэтиче­ской, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве — потому стремится не просто убе­жать, а найти родственную душу, найти свое сча­стье среди людей.
    Герой Пушкина не может жить без дружбы, без любви — тех чувств и отношений, которые обла­гораживают, возвышают душу человека. Именно из его стихотворений я узнала, какой должна быть настоящая любовь, — я научилась любить искрен­не, открыто, всем сердцем:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Поэт говорит о любви словами, наполненны­ми силой, искренностью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сердце чело­века пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно-прекрасным. Только Пушкин мог так написать:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Герой стихотворений А. С. Пушкина — чело­век высоких нравственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщину, он мо­жет желать ей только счастья — поэтому даже при расставании говорит:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    «Что составляет содержание мелких пьес Пуш­кина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и бывшие непосред­ственным источником счастья и горя всей его жиз­ни», — писал известный русский критик В. Г. Бе­линский. Любовь делает человека глубже и бла­городнее, помогает ему увидеть истинную красо­ту человека и человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Лирическому герою А.С. Пушкина неведо­мо чувство одиночества, потому что любовь посто­янно живет в его душе:
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    И больше не нужно слов — все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каж­дого, кто читает эти строки.
    Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его сти­хи учат правильному, оптимистическому отно­шению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и разочаро­ваний. В такие минуты я всегда открываю сбор­ник стихотворений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уверенные слова:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Живость, впечатлительность, способность ув­лекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаж­дущее любви и дружбы, способность привязывать­ся к человеку всеми силами души, горячий тем­перамент — вот отличительные черты лирическо­го героя в произведениях Пушкина, то, что помо­гало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на ра­зочарования и сложности творческого пути само­го поэта. Этому учимся и мы, читая его произве­дения, направленные на воспитание и восхвале­ние всего прекрасного, что есть в человеке. Лири­ка А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

  5. Жуковский Василий Андреевич родился 29 января 1783г., в селе Мишенском. Отцом его был помещик Аф. Ив. Бунин, матерью – пленная турецкая девушка. В 14 лет Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион и учился в нем четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Блудов, Дашков, Уваров, Александр и Андрей Тургеневы, возникло даже особое литературное общество – Собрание, с официально утвержденным уставом. Первым председателем его был Жуковский. В своей матери поэту тяжело было видеть что-то среднее между госпожой и служанкой. Отца своего он почти совсем не знал и никогда не говорил о нем. По окончании курса в пансионе Жуковский начал было служить, но вскоре бросил службу. За все время своей деревенской жизни (1802 – 08) он печатает очень мало. Первые произведения Жуковского явились в то время, когда русских читателей приводила в восторг “Бедная Лиза” Карамзина (1792) и ее бесчисленные подражания. С 1797 по 1801 г. Жуковским напечатаны: “Майское утро” (1797), “Добродетель” (1798), “Мир” (1800), “К Тибуллу” (1800), “К человеку” (1801) и многое другое. В 1812 г. Жуковский решился просить у Е.А. Протасовой руки старшей дочери, но получил решительный отказ, мотивированный родственными отношениями. В конце 1812 г. Жуковский заболел тифом и в январе 1813 г. вышел в отставку. По возвращении в деревню он еще раз пытался смягчить сердце Е.А. Протасовой, но напрасно. Между тем, Мария Протасова, по-видимому, разделяла чувства Жуковского. Суровые отказы матери сильно на нее действовали и отражались на ее здоровье, и без того довольно слабом. В 1817 г. Мария Протасова вышла за профессора Майера. Мечты любви – грустной, меланхолической – и позже продолжают звучать в поэзии Жуковского. Литературное наследие Жуковского принято делить на три основные сферы: лирика, баллады, переводы. Основным жанров его лирики была элегия. В рамках русского романтического движения Жуковский был крупнейшим предромантиком.

  6. «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина».
    В.Г.Белинский
    В.Г.Белинский точно определил назначение поэзии: «…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека». И сегодня в этом ее святое назначение.
    А.С.Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водою» всех, кто прикасается к нему.
    Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:
    …долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
    Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина «бездна пространства».
    Какие же «чувства добрые» пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:
    Мой жребий пал: я лиру избираю!
    Он избирает «скромную, благородную лиру», которая будет служить только свободе, а его «неподкупный голос» станет «эхом русского народа».
    В стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо» А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. «Глаголом жги сердца людей» — вот его девиз. В «Пророке» — вся философия Пушкина.
    Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде «Вольность» с горячей убежденностью заявил:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На троне поразить порок.
    Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он «заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина».
    До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, «что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».
    Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как «роняет бор осенний свой наряд», как «ложится на поля туман», как тянется «гусей крикливых караван», и луну «как желтое пятно», и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
    Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
    Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:
    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом.
    А стихи о любви! «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» Они, действительно, «гений чистой красоты». Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.
    У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Сердце в будущем живет;
    Настоящее уныло;
    Все мгновенно, все пройдет;
    Что пройдет, то будет мило.
    Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом «унынья».
    Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».
    И пока «жив будет хоть один пиит», не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

  7. “Есть всегда что-то особенно благородное,
    кроткое, нежное, благоуханное и грациозное
    во всяком чувстве Пушкина”.
    В.Г.Белинский
    В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение.
    А. С. Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему.
    Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:
    …долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
    Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”.
    Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:
    Мой жребий пал: я лиру избираю!
    Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”.
    В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” — вот его девиз. В “Пророке” — вся философия Пушкина.
    Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На троне поразить порок.
    Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”.
    До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
    Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
    Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
    Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:
    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом.
    А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии…”, “Я вас любил…” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.
    У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Сердце в будущем живет;
    Настоящее уныло;
    Все мгновенно, все пройдет;
    Что пройдет, то будет мило.
    Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом “унынья”.
    Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”.
    И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

  8. 8
    Текст добавил: шодиев диловар

    Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Пуш­кина, — это их удивительная прелесть, яркость и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами — ритмом, звуками.
    Стихи Пушкина надо читать очень внимательно, вду­мываясь в каждое слово, потому что каждое слово у него важно для понимания целого. Н.В.Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…»
    Неисчерпаем материал, который впервые художест­венно внес в русскую литературу Пушкин: характерные образы сверстников поэта, европейски просвещенной и страдающей молодежи XIX века, мир униженных и оскор­бленных, стихия крестьянской жизни и национально-ис­торический мир; великие социально-исторические кон­фликты и мир переживаний уединенной человеческой души, охваченной всепоглощающей идеей, которая стала ее судьбой, и т.д. И каждая из этих областей находила в дальнейшем развитии литературы своих великих художни­ков — замечательных продолжателей Пушкина — Лермон­това, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыко­ва-Щедрина, Достоевского, Льва Толстого.
    Метод Пушкина можно определить как высшую худо­жественную объективность. Поэт отказывается от навязы­вания изображаемой им действительности авторских вку­сов, пристрастий, желаний. Он дает обобщение законов развития самой действительности, независимо от того, отвечают ли они намерениям автора. Это сказывается уже в первых романтически окрашенных стихотворениях.
    Но объективно отражая действительность, Пушкин не исключает и восприятие самого поэта-художника. Объек­тивность Пушкина — это пристальное внимание к другим людям, постоянно звучащее в его произведениях горячее сочувствие их радостям и страданиям.
    Общественная тема, тема народа и его судьбы, зани­мала одно из главных мест в его творчестве.
    В юношеском стихотворении «К Чаадаеву» (1818) Пушкин, говоря о страстном желании увидеть родину свободной, сравнивает силу и непосредственность этого желания с чувством страстного любовника:
    Мы ждем с томлением упования
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту верного свидания.
    Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и еди­номыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосель­ском лицее. Тема вольнолюбивой дружбы вызывала при­вычные со школьной скамьи образы героев Древнего Рима и Древней Греции. Эти герои вызывали чувство благого­вейного восторга, служили примером высокой добродете­ли, вызывали восхищение человечества пламенной любо­вью к своему отечеству:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы
    Заключительные строки призывали к подвигу, кото­рый каждый понимал как революцию, как действие. Имен­но поэтому лучшее время жизни, самую сильную и само­отверженную пору надо посвятить Отчизне. Участие в подвиге, освобождающем Россию от самовластия, обеспе­чивало более прочную славу («И на обломках самовластья Напишут наши имена»).
    Это послание для последующих поколений стало ли­тературным памятником истинной дружбы, вдохновлен­ной общностью политических идеалов.
    В другом послании к Чаадаеву (1821) поэт выражает благодарность своему другу:
    Во глубину души вникая строгим взором,
    Ты оживлял ее советом иль укором…
    Здесь звучит мотив принимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и при­знательность за строгость, за совет, но главная благодар­ность выражена в строке: «Твой жар воспламенял к высо­кому любовь…» А высокое во времена Пушкина — это любовь к свободе, к «вольности святой».
    В духовной жизни поэта дружба играла огромную роль. Поэтому большое значение приобретали для него лирические послания к друзьям на празднование ежегодной годов­щины образования Лицея.
    Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из друзей — Пущину, Горчакову, Дельвигу, Кюхельбекеру, благодаря их за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный…» Все стихотворение — гимн дружбе. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» — восклицает поэт («19 октября» (1825)).
    Для лирического героя Пушкина любовь — это глубо­кое, нравственно чистое, нежное и самоотверженное чув­ство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного, светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, это трогательная преданность любимой, это муки ревности.
    Редкое стихотворение Пушкина обладает такой попу­лярностью, как «Я помню чудное мгновенье…», посвященное А.П.Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году.
    Пушкин начинает свое стихотворение с воспоминания о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петер­бургскую обстановку 1817-1820 годов, в годы, проведен­ные:
    В томлениях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    События оборвали эту пору жизни поэта:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты…
    Наступили тяжелые годы изгнания:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновение — вот спутники подлин­ной жизни. Но подавленное состояние поэта продолжалось недолго, и к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Последние два стиха повторяют начальное четверости­шие. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, жизнью, любовью. Любовь в жизни и творчестве поэта всегда была страстью, в высшей степени воплощающей ощущение жизненной полноты.
    Несколько нежных, поражающих своей трогательнос­тью стихотворений посвятил Пушкин Е.К.Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь («Сожженное письмо», «Талисман», «Ненастный день потух…», «Прощание»). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к женщине.
    Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лири­ческим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому — чудесные строки стихотво­рения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написан­ного в мае 1829 года во время путешествия в Арзрум.
    Говоря о любви, поэт не употребляет ни развернутых сравнений, ни ярких эпитетов. Он пишет, кажется, совсем просто, непринужденно. Поражает лаконизм и точность предложений. Ясно ощущается прохлада и свежесть летней ночи, глухой рокот набегающих волн в звонкой тишине и такое же непосредственное, чистое и прекрасное, как сама природа, чувство поэта.
    Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.
    Своему излюбленному времени года поэт посвятил стихотворение «Осень». Простой и скромный пейзаж сред­ней России передан здесь во всей его поэтичности. Следует внимательно отнестись к эпиграфу: «Чего в мой дремлю­щий тогда не входит ум?», взятому из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская». Этим эпиграфом Пушкин утверждает тесную связь своего стихотворения со знаменитым посланием Державина, в котором прославля­ется покой и уединение на лоне сельской природы.
    У Пушкина мотив уединения, отхода от сует светской жизни также имеется, хотя и не играет такой большой роли, как у Державина. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, восприни­маемой им как знамение вечного обновления жизни:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение, придает ему оптимистическое, жизнеутверждающее звуча­ние:
    И с каждой осенью я расцветаю вновь…
    Эмоциональная окрашенность предметов не нарушает точной и наглядной картины, словно запечатленной на полотне кистью художника: последние листья, осыпаю­щиеся с деревьев, промерзшая дорога, застывший пруд — скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе.
    По манере письма «Осень» во многом близка к «Евге­нию Онегину». Здесь та же разговорная интонация, непри­нужденная беседа автора с читателями, многочисленные отступления от темы, иронические замечания, необычная для лирики свобода повествования. Автор разговаривает с читателем. Он не только рисует картину осени, но и рассказывает о деревенской жизни, о себе самом.
    За простым и естественным повествованием в стихо­творении стоит непосредственно сам автор, со своей умной, всепонимающей иронией, равно опасающийся и идиллии, и ложной патетики.
    В то же время в «Осени» основной является тема возникновения творчества, рождения поэзии, которой за­вершается стихотворение. Поэзия, творческое вдохновение пробуждается в результате жизненных наблюдений. Пол­нота бытия, богатство впечатлений от природы и рождает творческий порыв. Пушкин говорит здесь не о простом воспроизведении действительности. Он противопоставляет рождение творческого вдохновения обычному состоянию поэта.
    И забываю мир — ив сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне…
    Тема поэзии, творческого вдохновения возникает в результате этого неисчерпаемого богатства впечатлений от действительности, окружающей природы, полноты бытия.
    В окончательной редакции Пушкин завершает свое стихотворение вопросом: «Плывет. Куда ж нам плыть?», после которого ставит две строчки точек, означающих полную свободу ответа на этот вопрос. Тем самым сохра­няется возможность для поэта избрать любую тему, любой курс для своего поэтического корабля.
    Для Пушкина одной из важных тем творчества была тема призвания поэта. Стихотворение «Пророк» было на­писано осенью 1826 года.
    Библейский пророк прежде всего носитель правды, неподкупности, справедливости, обличитель владык мира сего, защитник интересов народа. Пророк Пушкина высту­пает как провозвестник истины: он «глаголом» должен «жечь сердца людей», но он прежде всего творец, охвачен­ный вдохновением. У Пушкина пророк несет людям муд­рость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта. Этот смысл стихотворения — рождение вдохновения — у Пушкина передан в библейской форме.
    Пушкинский поэт — пророк, хотя и обретает высокий божественный дар всеведения, не отрывается от земли. Его проникновение в тайны природы лишь результат его вдох­новения, творческого познания.
    «Пророк» Пушкина посвящен описанию рождения поэта, обретению им поэтического дара, свойственного не любому поэту, а лишь тому, кто, будучи «томим» «духовной жаждою», способен преодолеть в себе «малодушную» при­верженность к «заботам суетного света».
    Стихотворение написано не от лица автора, а от имени библейского пророка.
    Духовный жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился…
    — так говорит о себе пророк. Автор, в сущности, устраня­ется: не он говорит о пророке, а сам пророк рассказывает о себе, о нисшедшем на него вдохновении. Поэтому рас­сказ его выдержан в том библейском стиле, которым напи­сана книга пророка Исайи. Пользуясь библейскими обра­зами и мотивами, Пушкин изображает творческое прозрение поэта. Томящийся «духовной жаждой», внутрен­ней, еще не осознанной потребностью творчества, поэт «влачится» в «пустыне мрачной» в духовном одиночестве. Явление серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов. В «Пророке» передана не только библейская образность и лексика, но и суровая, торжественная интонация речей пророков, скупой библей­ский синтаксис кратких предложений.
    Перечисление признаков и свойств ясновидения про­рока дано в нагнетании предложений, придает библейскую энергию интонации, гипнотизирует властность лаконичес­ки сжатых фраз:
    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье…
    Стихотворение является монологом, чем и мотивиро­ван высокий, торжественный ораторский стиль.
    Поэт в понимании Пушкина — пророк, который чуж­дается мнения «толпы», светской «черни», чья жизнь огра­ничена эгоистическими заботами о материальных благах, мнения людей, не понимающих его высоких целей. Поэт-пророк возвышается над обыденным, над разрозненными и внешними фактами жизни. Его поэтический взор, по мысли Пушкина, должен проникать в глубину явлений, не ограничиваясь их поверхностью.
    Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэ­тической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, а создавал свою собственную, непохожую на предшествующую и невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную сис­тему, которая приобретала общенациональные характер и значение.
    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный…» (1836) представляет своего рода поэтическое заве­щание Пушкина. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М.В.Ломоносовым, ее основные мотивы развивал и Г.Р.Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному фор­мулировали свое право на бессмертие.
    Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искрен­ность и гражданскую смелость.
    Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы и очерчивает географические границы своей славы, проро­чески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Свой «нерукотворный» памятник, свою будущую по­смертную славу Пушкин связывает с существованием поэ­зии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Эти строки, как и многие другие в стихотворении, вызывают ряд ассоциаций, образов, знакомых по ранней лирике Пушкина.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смыс­ла своего творчества. Он утверждает, что право на всена­родную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются слова В.Г.Белинского, сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным этого стихотворения: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
    В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей.
    Концовка стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть «послушна» только «веленью божию», т.е. голосу внутренней совести, голосу правды, и следовать собственному высокому предназначе­нию, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежест­венных глупцов. Разумеется, говоря о «невеждах» и «глуп­цах», Пушкин не был высокомерен, не отделял себя от других людей. Он лишь подчеркивал независимость своих суждений и мнений, свое право поэта идти туда, «куда влечет… свободный ум», подниматься все к новым и новым высотам творчества.
    И это чувство личного достоинства, гордого самоут­верждения и нашло свое великолепное и полное воплоще­ние в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  9. Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека в пучину низменных страстей и закрыть для него сияющую снежную вершину человеческого духа.
    “Изучая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”, — сказал В. Г. Белинский. Хочется пояснить — совершенного человека, точнее, человека, неустанно стремящегося к самосовершенствованию. Таким был Пушкин.
    Что же составляет первооснову его духовной организации? Исчерпывающий ответ мы найдем в удивительном стихотворении “Пророк”. Написанное в 1826 году в селе Михайловском, это стихотворение является манифестом творческой деятельности поэта. Гражданское мужество, верность своему предназначению — предназначению поэта-пророка, чей путь сулит “и труд и горе”, не может не восхищать в Пушкине. Томимые “духовной жаждой” найдут в его стихах пищу для ума и сердца. Читая его стихи, понимаешь, что счастье — в служении другим, в самоотдаче, а не в стяжательстве и накопительстве.
    Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глубокой любви к Отечеству.
    Два чувства дивно близки нам,
    В них обретает, сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    (“Два чувства дивно близки нам”)
    “И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
    (“Брожу ли я вдоль улиц шумных…”)
    Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишенный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на “родное пепелище”. Трудно было бы ему “опознать” родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.
    Удивительная грань пушкинского таланта — это неиссякаемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:
    Как счастлив я, когда могу покинуть
    Докучный шум столицы и двора
    И убежать в пустынные дубравы…
    (“Как счастлив я”)
    Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    (“Зимнее утро”)
    Унылая пора!
    Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    (“Осень”)
    Перечитывая “Вакхическую песню”, веришь, что жизнь — не “дар напрасный, дар случайный”, а беспредельный и непрекращающийся поток. Стоит жить, чтоб “мыслить и страдать”, ибо только этот путь ведет к восхождению.
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума…
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    К гармоничному мироощущению и мудрости, по утверждению поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:
    Я думал, сердце позабыло
    Способность легкую страдать,
    Я говорил: тому, что было,
    Уж не бывать, уж не бывать!
    Прошли восторги и печали,
    И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали
    Пред мощной властью красоты.
    (“Я думал, сердце позабыло”)
    Высокая самоотдача во всем: в творчестве, в дружбе, в любви — это тот волшебный магнит, с помощью которого наша связь с Пушкиным с течением лет становится все более глубокой и прочной. В интимной лирике поэта, по словам Белинского, нашли выражение изящнейшие и благороднейшие свойства пушкинской натуры. Преданность друзьям-лицеистам и друзьям-декабристам доказана на деле. Лучшее тому доказательство — стихотворение “Арион”. Умел он быть благодарным и спешил подставить плечо друзьям, о чем читаем в стихотворениях “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд”, “И. И. Пущину”.
    Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет учащенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: “Редеет облаков летучая гряда…”, “Сожженное письмо”, “Все в жертву памяти твоей”, “На холмах Грузии”, “Я вас любил…”, “Что в имени тебе моем…”, “Я помню чудное мгновенье…”, “Мадонна”. Каждый раз они находят отклик в наших душах.
    Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спрашивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, любящим и великодушным, как он, и будем неустанно стремиться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа. Пусть хранит наши души священный талисман — пушкинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.
    Восхищает высокий патриотизм поэта, основанный на глубокой любви к Отечеству.
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    («Два чувства дивно близки нам»)
    И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
    («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)
    Патриотизм поэта, естественный и благородный, лишенный шовинистических и великодержавных настроений, был бы уязвлен, сумей он сейчас хоть на минутку вернуться на «родное пепелище». Трудно было бы ему «опознать» родные места: вокруг все вывески на иностранном языке. Да что там уязвлен! Одна минута телерекламы повергла бы поэта в шоковое состояние.
    Удивительная грань пушкинского таланта — это неиссякаемый оптимизм, гармония с самим собой и окружающим миром:
    Как счастлив я, когда могу покинуть
    Докучный шум столицы и двора
    И убежать в пустынные дубравы…
    («Как счастлив я»)
    Картины природы, созданные его пером, — это эдем, где человек счастлив во все времена года:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    («Зимнее утро»)
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса.
    (« Осень «),
    Перечитывая «Вакхическую песню», веришь, что жизнь не «дар напрасный, дар случайный», а беспредельный и непрекращающийся поток. Стоит жить, чтоб «мыслить и страдать», ибо только этот путь ведет к восхождению.
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума.
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    К гармоничному мироощущению и мудрости, по утверждению поэта, ведет путь страдания и поклонения красоте:
    Я думал, сердце позабыло
    Способность легкую страдать,
    Я говорил: тому, что было,
    Уж не бывать! Уж не бывать!
    Прошли восторги, и печали,
    И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали
    Пред мощной властью красоты.
    («Я думал, сердце позабыло»)
    Самоотверженная, высокая любовь поэта заставляет учащенно биться наши сердца при чтении волшебных строчек стихотворений: «Редеет облаков летучая гряда…», «Сожженное письмо», «Все в жертву памяти твоей», «На холмах Грузии», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна». Каждый раз они находят отклик в наших душах. Давайте читать и перечитывать Пушкина, всякий раз спрашивая себя: умею ли я быть мужественным, преданным, любящим и великодушным, как он, и будем неустанно стремиться, подобно альпинисту, к вершинам того, над чем не властно время, — к вершинам человеческого духа. Пусть хранит наши души священный талисман — пушкинская поэзия, — в которой сокрыта таинственная сила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *