Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГеннадий Михалкин
Презентация на тему: ” Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»” — Транскрипт:
1 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»
2 Значения вводных слов 1.Различная степень уверенности 2.Выражение эмоций 3.Источник информации 4.Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. 5.Оформление мысли 6.Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания
3 Вводные слова со значением различной степени уверенности Большая степень уверенности КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ОЧЕВИДНО, ПОДЛИННО Меньшая степень уверенности КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ. ВИДИМО, МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ, НАДЕЮСЬ, ПОЛАГАЮ
4 Вводные слова могут также передавать чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. К СЧАСТЬЮ, К НЕОПИСУЕМОМУ ВОСТОРГУ, К РАДОСТИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО К НЕСЧАСТЬЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, К ОГОРЧЕНИЮ, К ПРИСКОРБИЮ, К ДОСАДЕ, К УЖАСУ, НА БЕДУ
5 Вводные слова указывают на источник информации, которую сообщает говорящий. ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПЕРЕДАЮТ, ПО-ТВОЕМУ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПОМНИТСЯ, ПО СВЕДЕНИЯМ
6 Вводные слова используются также для упорядочения мыслей и указания их связи между собой. ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ВПРОЧЕМ, ДАЛЕЕ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, В ОБЩЕМ, КРОМЕ ТОГО, СТАЛО БЫТЬ, ГЛАВНОЕ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, КСТАТИ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
7 Вводные слова указывают на способ оформления мыслей. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, КОРОТКО ГОВОРЯ, ЕСЛИ МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ
8 Вводные слова, служащие для привлечения внимания собеседника: ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) ПОЙМИ (ПОЙМИТЕ), ПОВЕРЬТЕ, СОГЛАСИТЕСЬ, ВООБРАЗИТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПРОСТИТЕ
9 Значения вводных слов 1.Различная степень уверенности 2.Выражение эмоций 3.Источник информации 4.Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. 5.Оформление мысли 6.Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания
10 Сочинение-рассуждение ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС) Я полагаю, по моему мнению, на мой взгляд 1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Во-первыхВо-вторых ПРИМЕР Например Наконец ВЫВОД Итак, таким образом, следовательно
11 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему « Нужны ли вводные слова?» Значения вводных конструкций Различная степень уверенности Выражение эмоций Источник информации Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. Оформление мысли Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания Основная мысль (Тезис) Я полагаю, по моему мнению, на мой взгляд 1-ое доказательство 2-ое доказательство Во-первых Во-вторых ПРИМЕР Например Наконец ВЫВОД Итак, таким образом, следовательно
Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.
Пример задания А 21: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? Язык поэзии (1) как известно.
Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ.
Тема урока: Группы вводных слов по значению Урок русского языка в 8 классе Учитель: Стрекозина Т.А. КГУ «Чистопольская средняя школа»
Тема урока: Вводные слова.. Вводными называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ Вводные слова Вводные словосочетания Вводные предложения Вставные конструкции.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СИНТАКСИС. СОДЕРЖАНИЕ Водные слова 1 Вставные конструкции 2.
А21 Вводные слова Отличайте вводные слова от членов предложения. Море казалось черным. Сегодня, кажется, будет дождь.
Двенадцатое февраля. Классная работа.. Вводные конструкции : Какие вы знаете вводные конструкции ?
В ВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми: К ужасу хозяйки, гости явились раньше времени. На первом этаже, вероятно,
Обращение и вводные конструкции Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Кириленко.
Вводные слова и предложения. . Вводные слова – это специальные слова или словосочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к сообщению,
Дождь! Лей сильней, чтобы было веселей! Посмотри по сторонам: Кто шагает в гости к нам? Не знаем? Вот такой большой, огромный……
= Вводные слова и предложения. Знакомство с вводными словами и их признаками.
Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение. Выделяются запятыми (как и слова ДА, НЕТ), не являются членами предложения.
Вводные конструкции Вводные конструкции Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа-
Проверь свои знания! Знаки препинания при обособленных членах предложения.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В 9 КЛАССЕ Вводные слова и обращения.
Урок русского языка в 8 классе Предложения с вводными конструкциями урок-исследование Учитель русского языка и Литературы МОУ «СОШ 1» г.Бузулука Колесникович.
Кузнецова Ольга Вениаминовна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Б.Глушица.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
MyShared.ru – крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!
Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ.
Вводный урок “Слово о русском языке”. 10-й класс Цели: развивать языковой вкус, совершенствовать функциональную грамотность и формировать коммуникативные умения и навыки.
I. Вводная часть
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении
такого-то слова, такого-то оборота,
но в чувстве соразмерности и сообразности.
Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь неразрывно связана с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью.
В 5-9 классах о языке было изучено, казалось бы, все. Зачем же изучать русский язык в старших классах? Но только теперь, когда вы усвоили “обязательный минимум” (минимум!) содержания образовательных программ по русскому языку, возникает возможность обобщить, систематизировать изученное. Вы сможете увидеть, что в языке все взаимосвязано, все взаимодействует, почувствовать гармонию, красоту системы языка.
Русский язык в старших классах – это особый этап школьного курса русского языка.
Наши занятия – это прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи как письменной, так и устной.
Наша задача – научиться наблюдать, анализировать, исследовать, запоминать тексты мастеров слова разных стилей, создавать свои. В связи с этим мы будем проводить уроки- исследования, уроки – семинары, уроки – практикумы, работать над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами, устными сообщениями. Все это нам поможет совершенствовать знания, умения и навыки в области родного языка.
Успешность занятий языком определяют не только знания, но и чувство языка, языковой вкус, любовь к слову. Обратите внимание на слова Пушкина, написанные на доске. Именно “чувство соразмерности и сообразности” помогает нам как при восприятии текста, так и при создании высказывания.
II. Практическая работа
1. Продолжите начало текста несколькими предложениями.
а) Что такое язык… для чего дано слово?
б) Чтобы усвоить язык, надо…
2. Выразительно прочитайте текст и сравните свои мысли с мыслями из книги
Ф.М. Достоевского “Дневник писателя”
“…Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже я скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее…
Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.
Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение “ обучиться языку” особенно идет к нам, русским…
Чтобы усвоить русский язык, надо уже в школе непременно, заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен – из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.
Какой совет дает Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?
Объясните значение выделенного слова.
Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: “… Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!”?
сделайте синтаксический разбор данного предложения.
запишите высказывание Достоевского, используя различные способы цитирования.
III. Язык и его свойства.
-Как вы считаете, когда появился язык? (с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества)
-Каковы функции языка?
а) средство общения (коммуникативная);
б) средство сознания, т.е.участвует в формировании мышления (познавательная, или когнитивная);
в) средство накопления, хранения и передачи опыта и знаний общества (аккумулятивная);
г) средство выражения чувства и эмоций (эмоциональная );
д) средство воздействия (волюнтативная)
– Какая из функций, по-вашему, самая древняя и какая наиважнейшая? Мотивируйте свой ответ.
Запишите стихотворение А.Ахматовой, подчеркните грамматические основы предложений.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
– какое слово в тексте является ключевым?
– какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в тексте? Как они помогают определить тему, главную мысль текста?
– выучите наизусть стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению.
IV. Лингвистический анализ слова “язык”
звуковая оболочка;
слоги (первый открытый, второй закрытый);
буквы, звуки.
чтение словарной статьи словаря Ожегова;
замените синонимами слово “язык” в выражениях и словосочетаниях:
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Суконный язык.
Язык этого документа слишком витиеват.
Лектор начал говорить научным языком, а затем перешел на разговорный.
Канцелярский язык
Безграмотный язык.
Убогий язык.
Он удачно пародировал язык местных поэтов.
Язык Гоголя своеобразен.
Вывод: Слово “язык” образует два синонимических ряда. В значении “средство общения” оно синонимично слову “речь”, а в значении “способ, манера словесного выражения”- слову “стиль”.
Назовите фразеологические единицы, имеющие значение:
не говорить лишнего, молчать (держать язык за зубами, прикусить язык);
достигать договоренности (находить общий язык);
становиться болтливым (язык без костей, чесать языком, распускать язык);
бояться что-то сказать (язык не поворачивается, отнялся, проглотить).
– Значимость слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Проанализируйте словообразовательное гнездо со словом “язык” из “Школьного словообразовательного словаря русского языка” А.Н.Тихонова. Выпишите отдельно слова, образованные префиксальным способом, суффиксальным, префиксально-суффиксальным. Найдите синонимы и антонимы.
– Как вы думаете, слово “язык” насколько активно в образовании новых слов? (это слово очень активное, от него образовано 84 слова).
– Перед вами высказывания о языке известного лингвиста М.В.Панова. Прочитайте выразительно.
а) Язык – универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть “пересказан” средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка.
б) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу.
в) Главное различие единиц – в их функции, языковом назначении. Звук – это единица восприятия, Морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия. Слово – назывная единица, главное средство наименования. Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение – единица для выражения мысли. Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.
г) Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три – четыре года.
Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать : “Уф, я позавчера полностью овладел языком!” Язык – неисчерпаем.
К какому стилю могут быть отнесены высказывания ученого?
С л о в о с о ч е т а н и е – это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др. Грамматическая организованность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова – главного – обусловливают грамматические свойства другого слова – зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется п о д ч и н и т е л ь н о й.
Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено какому-либо другому, например: стол и стул, ест да спит (связь слов в подобных соединениях сочинительная) , а также сочетания подлежащего и сказуемого (Идёт дождь; Мальчик, читает) .
Словосочетание образуется путём распространения главного слова зависимыми (пояснительными) словами, например:
яблоко – вкусное яблоко; платье – шерстяное платье; спортсмен – спортсмен высокого роста; умный – очень умный; свежий – по-осеннему свежий; починить – починить ботинки; вспахать – вспахать плугом; приехать – приехать двадцатого января.
Классификация словосочетаний. В зависимости от того, к какой части речи относится главное (поясняемое) слово, словосочетания делятся на четыре группы:
1) г л а г о л ь н ы е (читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол) ;
2) и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными (дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери) , с именами прилагательными (очень дорогая, дороже золота) , с именами числительными (две книги, трое детей) ;
3) н а р е ч н ы е (очень дорого, невероятно плохо) ;
4) м е с т о и м е н н ы е (что-то детское, каждый из присутствующих) .
Словосочетание – это языковая единица, предмет изучения синтаксиса. Словосочетание состоит из слов, которые обязательно должны быть между собой связаны и по смыслу, и грамматически или только по смыслу. Как они связываются между собой, можно проиллюстрировать такими примерами. Мы можем сказать “сесть на стул”, так как эти слова связаны по смыслу, а также с помощью предлога, т.е. грамматически, но связать в словосочетание слова “сесть” и “гнев” не получится, они не могут быть связаны между собой по смыслу. В словосочетании одно слово всегда главное, мы можем определить, какое именно, поставив вопрос. То слово, от которого поставлен вопрос, и является главным. В словосочетании “мыть посуду” главное слово “мыть”, от него мы задаём вопрос: мыть что? посуду. Зависимых слов может быть несколько, а может быть одно. Есть такие виды связи между словами в словосочетании: управление (главное слово требует от зависимого определённого падежа), согласование (и главное, и зависимое слова согласуются, т.е. стоят в форме одного и того же рода, числа и падежа), примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу и является неизменяемым). Примеры: согласование – золотая монета, управление – потерять память, примыкание – жить вечно.
сколько диагоналей у правильного многоугольника 14 стороннего
Установите молекулярную формулу предельного двухатомного спирта, массовая доля водорода в котором равна 10,53%.
1) Зменшуване збільшили на 2. Як треба змінити від’ємник,.1) Зменшуване збільшили на 2. Як треба змінити від’ємник, щоб різниця: а) зменшилась на 12; б) збільшилась на 6; в) зменшилась на 2 г) не змінилася?. 2) Від’ємник зменшили на 8. Як треба змінити зменшуване, щоб різниця: а) збільшилась на 3; б) зменшилась на 5; в) зменшилась на 10; г) збільшилась на 8?
надо поставить в скобках существительные в родительном падеже множественного числа.. например хор( цыган) , полк (солдаты)…. нет( ботинки), пара (сапоги, валенки), отряд ( драчуны, солдаты), национальная традиция ( румыны, таджики, болгары).
Разберите по составу приводимые слова:непринужденно, морской,красивый,передают,местность,посторонний,преследование, беспокойный, дощатый, песчаник, березник.
Write in am/’m not,is/isn’t or are/aren’t. About you. 1.I______________a businessman.2.I___________a pupil.3.My friends_______teachers.4.My uncle__________a driver.5.My parents___________doctors.6.My cousins__________vets.7.My mum________a shop-assistant.
Объясните зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. СПАСИБО!
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА СТЕКЛУ
Расстояние между пунктами А и В велосипидист проехал за 3 ч.На обратном пути он увеличил скорость на 2 км/ч.Поэтому на данный путь велосипидист затратил на 30 минут меньше.С какой скоростью ехал велосипидист из пункта А в пункт В? решается уровнением!
Найти удельную теплоемкость С кислорода для: а)V=const , б)P=const ПОМОГИТЕ!!! (((
«Урок на тему Словосочетание» – Что показывает схема словосочетания? Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия. Думайте, решайте, ищите. Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания. Главное слово управляет зависимым. Лингвистическая разминка. СОГЛАСОВАНИЕ. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.
«Виды словосочетаний» – Строение словосочетания Главное Зависимое слово + слово. Виды именных словосочетаний. 1) Познакомимся с видами словосочетаний 2) Подведём итог нашего знакомства с видами словосочетаний, систематизируем знания. Виды словосочетаний. Виды глагольных словосочетаний.
«Словосочетания» – Говорить тихо. Не являются словосочетаниями: Мамин халат. Управление Х глаг. неизм. форму Читать газету Читаем газету. Согласование Х прил. сущ. мест. прич. числ. Примыкание Х нареч. глаг. дееприч. Способы подчинительной связи. Словосочетания.
«Как написать письмо» – Не сидишь, не лежишь, а как будто висишь в кабине. Объявляю КОНКУРС на лучшее знание волшебных слов! Гляжу – из лагеря, от Мишки. Читаю дальше: Сдесь – лиса, Красивый длинный прут. Пишите красиво, грамотно (боюсь не разобрать почерк). Рисунок-фантазия (задание домой). Мы вернулись домой, помогла межпланетная спасательная служба.
«Урок Сочинение» – Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки. 4. Работа над сочинением. 3. Анализ текста. Три типа речи: П- повествование О – описание Р – рассуждение. Работаем над основной частью. Что такое ответственность? 2. Работа по тексту. Основная часть. Вступление. Ход урока. Рассуждать-значит доказывать I. Вступление тезис-то, что надо доказать II.
«5 класс словосочетания» – Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. Вставить ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. Урок русского языка в 5 классе. Составьте возможные словосочетания, ОБОЗНАЧИТЬ СТРЕЛКАМИ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГеннадий Михалкин
Презентация на тему: ” Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»” — Транскрипт:
1 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»
2 Значения вводных слов 1.Различная степень уверенности 2.Выражение эмоций 3.Источник информации 4.Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. 5.Оформление мысли 6.Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания
3 Вводные слова со значением различной степени уверенности Большая степень уверенности КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ОЧЕВИДНО, ПОДЛИННО Меньшая степень уверенности КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ. ВИДИМО, МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ, НАДЕЮСЬ, ПОЛАГАЮ
4 Вводные слова могут также передавать чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. К СЧАСТЬЮ, К НЕОПИСУЕМОМУ ВОСТОРГУ, К РАДОСТИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО К НЕСЧАСТЬЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, К ОГОРЧЕНИЮ, К ПРИСКОРБИЮ, К ДОСАДЕ, К УЖАСУ, НА БЕДУ
5 Вводные слова указывают на источник информации, которую сообщает говорящий. ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПЕРЕДАЮТ, ПО-ТВОЕМУ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПОМНИТСЯ, ПО СВЕДЕНИЯМ
6 Вводные слова используются также для упорядочения мыслей и указания их связи между собой. ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ВПРОЧЕМ, ДАЛЕЕ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, В ОБЩЕМ, КРОМЕ ТОГО, СТАЛО БЫТЬ, ГЛАВНОЕ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, КСТАТИ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
7 Вводные слова указывают на способ оформления мыслей. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, КОРОТКО ГОВОРЯ, ЕСЛИ МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ
8 Вводные слова, служащие для привлечения внимания собеседника: ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) ПОЙМИ (ПОЙМИТЕ), ПОВЕРЬТЕ, СОГЛАСИТЕСЬ, ВООБРАЗИТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПРОСТИТЕ
9 Значения вводных слов 1.Различная степень уверенности 2.Выражение эмоций 3.Источник информации 4.Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. 5.Оформление мысли 6.Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания
10 Сочинение-рассуждение ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС) Я полагаю, по моему мнению, на мой взгляд 1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Во-первыхВо-вторых ПРИМЕР Например Наконец ВЫВОД Итак, таким образом, следовательно
11 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему « Нужны ли вводные слова?» Значения вводных конструкций Различная степень уверенности Выражение эмоций Источник информации Упорядочение мыслей и указание их связи между собой. Оформление мысли Обращение говорящего к собеседнику, привлечение внимания Основная мысль (Тезис) Я полагаю, по моему мнению, на мой взгляд 1-ое доказательство 2-ое доказательство Во-первых Во-вторых ПРИМЕР Например Наконец ВЫВОД Итак, таким образом, следовательно
Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.
Пример задания А 21: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? Язык поэзии (1) как известно.
Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ.
Тема урока: Группы вводных слов по значению Урок русского языка в 8 классе Учитель: Стрекозина Т.А. КГУ «Чистопольская средняя школа»
Тема урока: Вводные слова.. Вводными называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ Вводные слова Вводные словосочетания Вводные предложения Вставные конструкции.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СИНТАКСИС. СОДЕРЖАНИЕ Водные слова 1 Вставные конструкции 2.
А21 Вводные слова Отличайте вводные слова от членов предложения. Море казалось черным. Сегодня, кажется, будет дождь.
Двенадцатое февраля. Классная работа.. Вводные конструкции : Какие вы знаете вводные конструкции ?
В ВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми: К ужасу хозяйки, гости явились раньше времени. На первом этаже, вероятно,
Обращение и вводные конструкции Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Кириленко.
Вводные слова и предложения. . Вводные слова – это специальные слова или словосочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к сообщению,
Дождь! Лей сильней, чтобы было веселей! Посмотри по сторонам: Кто шагает в гости к нам? Не знаем? Вот такой большой, огромный……
= Вводные слова и предложения. Знакомство с вводными словами и их признаками.
Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение. Выделяются запятыми (как и слова ДА, НЕТ), не являются членами предложения.
Вводные конструкции Вводные конструкции Быть может, вся природа- Мозаика цветов? Быть может, вся природа- Различность голосов? Быть может, вся природа-
Проверь свои знания! Знаки препинания при обособленных членах предложения.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В 9 КЛАССЕ Вводные слова и обращения.
Урок русского языка в 8 классе Предложения с вводными конструкциями урок-исследование Учитель русского языка и Литературы МОУ «СОШ 1» г.Бузулука Колесникович.
Кузнецова Ольга Вениаминовна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Б.Глушица.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
MyShared.ru – крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!
Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ.
Вводный урок “Слово о русском языке”. 10-й класс Цели: развивать языковой вкус, совершенствовать функциональную грамотность и формировать коммуникативные умения и навыки.
I. Вводная часть
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении
такого-то слова, такого-то оборота,
но в чувстве соразмерности и сообразности.
Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь неразрывно связана с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью.
В 5-9 классах о языке было изучено, казалось бы, все. Зачем же изучать русский язык в старших классах? Но только теперь, когда вы усвоили “обязательный минимум” (минимум!) содержания образовательных программ по русскому языку, возникает возможность обобщить, систематизировать изученное. Вы сможете увидеть, что в языке все взаимосвязано, все взаимодействует, почувствовать гармонию, красоту системы языка.
Русский язык в старших классах – это особый этап школьного курса русского языка.
Наши занятия – это прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи как письменной, так и устной.
Наша задача – научиться наблюдать, анализировать, исследовать, запоминать тексты мастеров слова разных стилей, создавать свои. В связи с этим мы будем проводить уроки- исследования, уроки – семинары, уроки – практикумы, работать над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами, устными сообщениями. Все это нам поможет совершенствовать знания, умения и навыки в области родного языка.
Успешность занятий языком определяют не только знания, но и чувство языка, языковой вкус, любовь к слову. Обратите внимание на слова Пушкина, написанные на доске. Именно “чувство соразмерности и сообразности” помогает нам как при восприятии текста, так и при создании высказывания.
II. Практическая работа
1. Продолжите начало текста несколькими предложениями.
а) Что такое язык… для чего дано слово?
б) Чтобы усвоить язык, надо…
2. Выразительно прочитайте текст и сравните свои мысли с мыслями из книги
Ф.М. Достоевского “Дневник писателя”
“…Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже я скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее…
Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.
Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение “ обучиться языку” особенно идет к нам, русским…
Чтобы усвоить русский язык, надо уже в школе непременно, заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен – из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.
Какой совет дает Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?
Объясните значение выделенного слова.
Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: “… Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!”?
сделайте синтаксический разбор данного предложения.
запишите высказывание Достоевского, используя различные способы цитирования.
III. Язык и его свойства.
-Как вы считаете, когда появился язык? (с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества)
-Каковы функции языка?
а) средство общения (коммуникативная);
б) средство сознания, т.е.участвует в формировании мышления (познавательная, или когнитивная);
в) средство накопления, хранения и передачи опыта и знаний общества (аккумулятивная);
г) средство выражения чувства и эмоций (эмоциональная );
д) средство воздействия (волюнтативная)
– Какая из функций, по-вашему, самая древняя и какая наиважнейшая? Мотивируйте свой ответ.
Запишите стихотворение А.Ахматовой, подчеркните грамматические основы предложений.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
– какое слово в тексте является ключевым?
– какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в тексте? Как они помогают определить тему, главную мысль текста?
– выучите наизусть стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению.
IV. Лингвистический анализ слова “язык”
звуковая оболочка;
слоги (первый открытый, второй закрытый);
буквы, звуки.
чтение словарной статьи словаря Ожегова;
замените синонимами слово “язык” в выражениях и словосочетаниях:
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Суконный язык.
Язык этого документа слишком витиеват.
Лектор начал говорить научным языком, а затем перешел на разговорный.
Канцелярский язык
Безграмотный язык.
Убогий язык.
Он удачно пародировал язык местных поэтов.
Язык Гоголя своеобразен.
Вывод: Слово “язык” образует два синонимических ряда. В значении “средство общения” оно синонимично слову “речь”, а в значении “способ, манера словесного выражения”- слову “стиль”.
Назовите фразеологические единицы, имеющие значение:
не говорить лишнего, молчать (держать язык за зубами, прикусить язык);
достигать договоренности (находить общий язык);
становиться болтливым (язык без костей, чесать языком, распускать язык);
бояться что-то сказать (язык не поворачивается, отнялся, проглотить).
– Значимость слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Проанализируйте словообразовательное гнездо со словом “язык” из “Школьного словообразовательного словаря русского языка” А.Н.Тихонова. Выпишите отдельно слова, образованные префиксальным способом, суффиксальным, префиксально-суффиксальным. Найдите синонимы и антонимы.
– Как вы думаете, слово “язык” насколько активно в образовании новых слов? (это слово очень активное, от него образовано 84 слова).
– Перед вами высказывания о языке известного лингвиста М.В.Панова. Прочитайте выразительно.
а) Язык – универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть “пересказан” средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка.
б) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу.
в) Главное различие единиц – в их функции, языковом назначении. Звук – это единица восприятия, Морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия. Слово – назывная единица, главное средство наименования. Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение – единица для выражения мысли. Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.
г) Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три – четыре года.
Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать : “Уф, я позавчера полностью овладел языком!” Язык – неисчерпаем.
К какому стилю могут быть отнесены высказывания ученого?
С л о в о с о ч е т а н и е – это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др. Грамматическая организованность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова – главного – обусловливают грамматические свойства другого слова – зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется п о д ч и н и т е л ь н о й.
Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено какому-либо другому, например: стол и стул, ест да спит (связь слов в подобных соединениях сочинительная) , а также сочетания подлежащего и сказуемого (Идёт дождь; Мальчик, читает) .
Словосочетание образуется путём распространения главного слова зависимыми (пояснительными) словами, например:
яблоко – вкусное яблоко; платье – шерстяное платье; спортсмен – спортсмен высокого роста; умный – очень умный; свежий – по-осеннему свежий; починить – починить ботинки; вспахать – вспахать плугом; приехать – приехать двадцатого января.
Классификация словосочетаний. В зависимости от того, к какой части речи относится главное (поясняемое) слово, словосочетания делятся на четыре группы:
1) г л а г о л ь н ы е (читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол) ;
2) и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными (дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери) , с именами прилагательными (очень дорогая, дороже золота) , с именами числительными (две книги, трое детей) ;
3) н а р е ч н ы е (очень дорого, невероятно плохо) ;
4) м е с т о и м е н н ы е (что-то детское, каждый из присутствующих) .
Словосочетание – это языковая единица, предмет изучения синтаксиса. Словосочетание состоит из слов, которые обязательно должны быть между собой связаны и по смыслу, и грамматически или только по смыслу. Как они связываются между собой, можно проиллюстрировать такими примерами. Мы можем сказать “сесть на стул”, так как эти слова связаны по смыслу, а также с помощью предлога, т.е. грамматически, но связать в словосочетание слова “сесть” и “гнев” не получится, они не могут быть связаны между собой по смыслу. В словосочетании одно слово всегда главное, мы можем определить, какое именно, поставив вопрос. То слово, от которого поставлен вопрос, и является главным. В словосочетании “мыть посуду” главное слово “мыть”, от него мы задаём вопрос: мыть что? посуду. Зависимых слов может быть несколько, а может быть одно. Есть такие виды связи между словами в словосочетании: управление (главное слово требует от зависимого определённого падежа), согласование (и главное, и зависимое слова согласуются, т.е. стоят в форме одного и того же рода, числа и падежа), примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу и является неизменяемым). Примеры: согласование – золотая монета, управление – потерять память, примыкание – жить вечно.
сколько диагоналей у правильного многоугольника 14 стороннего
Установите молекулярную формулу предельного двухатомного спирта, массовая доля водорода в котором равна 10,53%.
1) Зменшуване збільшили на 2. Як треба змінити від’ємник,.1) Зменшуване збільшили на 2. Як треба змінити від’ємник, щоб різниця: а) зменшилась на 12; б) збільшилась на 6; в) зменшилась на 2 г) не змінилася?. 2) Від’ємник зменшили на 8. Як треба змінити зменшуване, щоб різниця: а) збільшилась на 3; б) зменшилась на 5; в) зменшилась на 10; г) збільшилась на 8?
надо поставить в скобках существительные в родительном падеже множественного числа.. например хор( цыган) , полк (солдаты)…. нет( ботинки), пара (сапоги, валенки), отряд ( драчуны, солдаты), национальная традиция ( румыны, таджики, болгары).
Разберите по составу приводимые слова:непринужденно, морской,красивый,передают,местность,посторонний,преследование, беспокойный, дощатый, песчаник, березник.
Write in am/’m not,is/isn’t or are/aren’t. About you. 1.I______________a businessman.2.I___________a pupil.3.My friends_______teachers.4.My uncle__________a driver.5.My parents___________doctors.6.My cousins__________vets.7.My mum________a shop-assistant.
Объясните зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. СПАСИБО!
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА СТЕКЛУ
Расстояние между пунктами А и В велосипидист проехал за 3 ч.На обратном пути он увеличил скорость на 2 км/ч.Поэтому на данный путь велосипидист затратил на 30 минут меньше.С какой скоростью ехал велосипидист из пункта А в пункт В? решается уровнением!
Найти удельную теплоемкость С кислорода для: а)V=const , б)P=const ПОМОГИТЕ!!! (((
«Урок на тему Словосочетание» – Что показывает схема словосочетания? Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия. Думайте, решайте, ищите. Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания. Главное слово управляет зависимым. Лингвистическая разминка. СОГЛАСОВАНИЕ. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.
«Виды словосочетаний» – Строение словосочетания Главное Зависимое слово + слово. Виды именных словосочетаний. 1) Познакомимся с видами словосочетаний 2) Подведём итог нашего знакомства с видами словосочетаний, систематизируем знания. Виды словосочетаний. Виды глагольных словосочетаний.
«Словосочетания» – Говорить тихо. Не являются словосочетаниями: Мамин халат. Управление Х глаг. неизм. форму Читать газету Читаем газету. Согласование Х прил. сущ. мест. прич. числ. Примыкание Х нареч. глаг. дееприч. Способы подчинительной связи. Словосочетания.
«Как написать письмо» – Не сидишь, не лежишь, а как будто висишь в кабине. Объявляю КОНКУРС на лучшее знание волшебных слов! Гляжу – из лагеря, от Мишки. Читаю дальше: Сдесь – лиса, Красивый длинный прут. Пишите красиво, грамотно (боюсь не разобрать почерк). Рисунок-фантазия (задание домой). Мы вернулись домой, помогла межпланетная спасательная служба.
«Урок Сочинение» – Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки. 4. Работа над сочинением. 3. Анализ текста. Три типа речи: П- повествование О – описание Р – рассуждение. Работаем над основной частью. Что такое ответственность? 2. Работа по тексту. Основная часть. Вступление. Ход урока. Рассуждать-значит доказывать I. Вступление тезис-то, что надо доказать II.
«5 класс словосочетания» – Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. Вставить ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. Урок русского языка в 5 классе. Составьте возможные словосочетания, ОБОЗНАЧИТЬ СТРЕЛКАМИ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.