Многие задаются вопросом: Кто является культурным и интеллигентным человеком? Но ведь известно, что это тот, кто хорошо и правильно воспитан. У такого индивида часто прослеживаются только хорошие манеры в передаче информации с другими людьми. И для него обычно не имеет значения, старше его собеседник или младше. Такого типа личность всегда следит за тем, что произносит, за своими собственными поступками по отношению к окружающему обществу. Он понимает, что за каждое сказанное слово и выполненное действие он в ответе.
Такие люди никогда не ответят хамством на хамство. Если их толкнули, ударили, задели или накричали, то отвечать они не будут. Высокоразвитый народ не сможет опуститься и перейти на оскорбления или унижение физического лица. В конфликтных ситуациях такие люди обычно извинятся или просто промолчат. Все это делается для того, чтобы не раздувать огромную ссору из-за пустяка. Да и при серьезных стычках они не станут налетать и унижать словесно.
В наше время молодые люди не благодарят за помощь, не уступают место пожилым бабушкам и дедушкам в транспорте или на дороге. К тому же, они очень часто ругаются матом. Они хотят быть как все их сверстники. Если все плохие, то и я должен быть таким же. Именно по этой причине очень редко можно встретить настоящего интеллигента среди детей и молодежи.
В итоге хамов и дерзких людей становится все больше. Хотя нам всем еще с детства взрослые люди пытались привить любовь и уважение к старшим. Но толка от этого никакого нет. Подростки стараются забыть о таких нужных словах и извинениях. А ведь родители всем вбивали в голову, что если обидели кого-то выражением или сделали что-то плохое, то предстоит извиниться. Большинство считают, что фразы «прости» или «мне жаль» являются паразитами. От них нужно избавляться. Это самое плохое заблуждение подростков, которое негативно на них сказывается.
Но ведь не от родителей зависит то, какой вырастет ребенок. Большую роль играет именно само воспитание и внутренние черты определенной особы. Чтобы отличаться духовностью, нужно стараться и постоянно идти к этому. Здесь поможет только желание и любовь к персонам.
Интеллигенция – это определенный слой населения, занимающийся трудом, связанным с умственной деятельностью, творческой, группа людей, развивающая и распространяющая культуру. Раньше к этой группе людей относили учителей, врачей, художников, поэтов.
Мое понимание интеллигентности заключается в следующем. По моему мнению, интеллигентным человеком является образованный человек, который способен умело пользоваться своими знаниями. Человек, который готов во всем помогать тем людям, которые находятся вокруг него. Этот человек делает все, чтобы окружающим его людям с ним было комфортно. Интеллигентный человек обладает такими качествами, как добросовестность, сострадание, галантность, обходительность, отзывчивость, гуманность, а также другие качества. Интеллигентом является культурный человек, посещающий театры и музеи, любящий родину. Человек, умеющий ладить с обществом, человек, который правильно воспитан, который уважителен к старшим. Тот человек, который может конфликтную ситуацию уладить без скандала, такой человек сохраняет традиции.
У интеллигентного человека есть внутренний стержень, он не боится показаться слабым, помогая другим, таким человеком нельзя претвориться, это своеобразный образ жизни. Таких людей на сегодняшний день мало.
Интеллигентный человек всегда выглядит собранным, опрятным, у него прибранная одежда. Он не позволит себе оскорбить женщину, в общественном транспорте он всегда уступит место дамам и старикам.
Я полностью согласна с мнением Лихачева, я также считаю, что интеллигентность бессознательна, нельзя поступить интеллигентно, предварительно обдумав свои действия, это состояние души, поступки совершаются естественно, без предлога.
Также я думаю, что в себе это качество можно развивать. Для того чтобы стать интеллигентом, сначала нужно перестать употреблять грубые слова, сделать свою речь культурной и вежливой, во время беседы нужно стараться выслушивать собеседника и не перебивать его. Читать больше книг, благодаря этому вы станете грамотнее, образованнее, у вас появится новая тема для разговоров, книги помогут учиться на чужих ошибках. Ведите себя лучше на улице, выслушивайте советы, давайте их другим. Станьте лояльнее и терпеливее к окружающим.
Что Значит Быть Интеллигентным?
План
1. О происхождении слова «интеллигент».
2. Трудно ли быть интеллигентом в наше время?
а) интеллигентность и образование;
б) интеллигентность – результат самовоспитания.
3. «В человеке должно быть все прекрасно…»
Интеллигентность в моем понимании – это не только образованность, но и нравственные качества.
Д. Лихачев
Слово «интеллигент» произошло от латинского «интеллект», а ввел его в обиход еще в восемнадцатом веке русский писатель П. Боборыкин. Интеллигенцией, в отличие от рабочих и крестьян, занятых физическим трудом, стали называть людей образованных, людей умственного труда: ученых, инженеров, врачей, учителей, писателей, художников. Когда-то представителей этих профессий было не так много, а теперь подобных профессий не счесть, и заняты в них миллионы людей.
Часто понятия «образованность» и «интеллигентность» употребляют вместе. Но значит ли это, что всякий человек с образованием – интеллигент? Можно ли утверждать, что интеллигентность – это прежде всего образованность? Оказывается, нет. Человек, получивший образование, обладающий определенными знаниями, может и не быть интеллигентом. Ведь встречаются неинтеллигентные доктора наук и интеллигентные рабочие. Еще Ф. Достоевский отмечал, что «не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие». Жизнь показала: принадлежать к интеллигенции совсем нетрудно, а быть интеллигентным труднее. Какие люди кажутся нам интеллигентными? Вежливые? Воспитанные? Деликатные? Тогда, может быть, достаточно научиться не грубить, уступать место женщинам и пожилым людям? Интеллигентный человек – это не только тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не оскорбляет других. Это просто правила поведения в обществе. Можно все время повторять слова «извините», «простите», «пожалуйста», но интеллигентным не быть. Возможно, дело в специальном воспитании? Действительно, воспитание интеллигентности – важная вещь, но, к сожалению, нет специальных школ, уроков, где изучался бы такой предмет.
Интеллигентность – это понятие нравственное, это результат самовоспитания, ее нельзя приобрести без большой внутренней работы. Она свидетельствует об огромной требовательности человека к себе, постоянном самоконтроле. Мы часто проходим мимо друг друга без внимания, равнодушно, не замечая ничего вокруг. Интеллигентный человек так не поступит, потому что секрет интеллигентности – это внимание. Наша жизнь полна неожиданностей, случайностей. Мы можем кого-то случайно обидеть, оскорбить. Но главное в другом: интеллигентный человек осознает то, что сделал, и будет страдать из-за этого. Интеллигентный человек ради себя не причинит вред другому. Он не сделает другому то, что не хотел бы себе. Он не будет просить о том, что может сделать сам. Интеллигентность – это прежде всего искренность. Люди нередко лгут ради своей выгоды. Но интеллигентный человек не может ставить свою выгоду выше интересов других людей.
Быть интеллигентным в наше время непросто, но без таких людей невозможно жить. Интеллигентный человек уважает других. Он не наступит, а уступит; он не спрячет, а поделится; он не будет кричать, а выслушает; он не разорвет, а склеит. С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам можно отнести А. П. Чехова, который сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Интеллигентный человек, кто же он такой? Думаю это тот, кто имеет хорошее воспитание, манеры в общении с другими людьми и совершенно неважно, какого возраста его собеседники, главное это уважение к людям. Пожилой человек или совсем ещё юный, он должен понимать и знать, что можно, кому и когда говорить и делать. Ведь за свои слова и поступки, нужно отвечать.
Если интеллигентный человек, едет в переполненном вагоне метро или автобусе, конечно же его могут нечаянно, а иногда увы и специально, толкнуть, задеть, накричать, обвинить во всех смертных грехах и при этом, он может остаться крайним, но никогда он не опустится до такого уровня, как нагрубить в ответ и не дай бог, так же толкнуть или еще что-то. Нет, он не так воспитан и не может себе позволить, из-за каких-то мимолетных не до пониманий, сорваться, ответив на хамство и грубость, тем же.
Возможно, он даже извинится, хотя и не виноват или просто промолчит, чтобы не разжигать конфликт, на беспочвенных обвинениях. Но к сожалению, в последнее время, интеллигентных людей, встречается не так и много, они словно раритет, антиквариат и среди молодежи таких, можно встретить очень редко. В основном молодые люди, ругаются матом, не все, но большинство, они не говорят спасибо, не благодарят за помощь, как будто, так и надо, будто люди обязаны им помогать. Видимо слова благодарности, это нечто непостижимое и трудно запоминаемое или может быть, им не хочется показаться хорошими, среди своих ровесников, не стать белой вороной, ведь все грубые, так почему я должен быть другим.
Вот так вот, глядя друг на друга и боясь быть непонятыми и высмеянными, молодые люди, все чаще становятся грубыми и хамоватыми, не только со своими друзьями и знакомыми, но и с незнакомыми людьми, которые иногда им в бабушки и дедушки годятся. Они упорно не замечают или делают вид, что не хотят замечать, возраст тех, с кем они спорят.
А уж об извинениях и речи не идет, такие простые и нужные слова, как простите, извините, сожалею, мне очень жаль, вообще в их лексиконе не значатся. Для них, это словно иностранный язык, слова паразиты, которые они стараются искоренять из своей речи.
Вот и получается, что интеллигентный человек, это большая редкость в нашем современном обществе, хотя многие родители, пытаются внушать своим детям, еще с пеленок, как правильно нужно себя вести, как поступать и что говорить, если вдруг их ребенок, кого-то нечаянно обидит словом или делом. Но есть и такие родители, которые показывают плохой пример, своим маленьким детям, ругаются матом, обзывают друг друга нецензурными словами, пьют, курят, гуляют и даже распускают руки. И вот в таких семьях, видя, как ведут себя взрослые, дети впитываю в себя словно губка, весь этот негатив. А становясь старше, начинают копировать своих родителей.
Конечно, воспитание зависит не только от родителей. Все же большая часть того, как человек себя ведет, зависит от него самого и если он поборет в себе, все плохое, не даст выйти наружу гневу, то возможно, не все потеряно и став взрослым, он извлечет урок из прошлого и станет с пониманием, относится к людям.
Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачёв в рецензируемой работе: “Человек должен быть интеллигентен”.
В этом тексте Лихачёв поднимает актуальную проблему – воспитание в себе интеллигентности, которая поможет сохранить и физическое, и нравственное здоровье, а значит, поможет быть красивым человеком. По его мнению, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … – вот это и будет интеллигентный человек”, – считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.
Интеллигентность необходимо развивать в себе, тренировать душевные силы, как тренируют физически. Это возможно и необходимо в любых случаях. Автор утверждает, что социальный долг человека – быть интеллигентным. “Этот долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и “ауры доброжелательности” вокруг него и к нему”. Скупой может притвориться щедрым, злой – добряком, но интеллигентным человеком притвориться нельзя, невозможно. Именно поэтому интеллигентность вызывает злобу неинтеллигентных людей.
Понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние нам помогает лексика, в первую очередь, конечно, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь – слова, обращённые именно к обществу.
В моём понимании интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Интеллигентный человек может порадоваться за других, сделать что-то во благо другим и для себя. Пользу, которую он принесёт, в последствии будет важна не только для него самого, но и для общества. Читая текст Д. Лихачёва, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
«Человек должен быть интеллигентен», так считает Д.С.Лихачёв. Но что значит интеллигентный человек ? Многие думают, что интеллигентный человек — это тот , который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Однако можно иметь всё и не быть интеллигентным. Или ничего не иметь и быть внутренне интеллигентным человеком. Попробуем разобраться.
Во-первых Д.С.Лихачёв говорил: «Представьте, что человек не знает классиков литературы, забыл важнейшие исторические события … Значит ли это, что он перестал быть интеллигентным ? Нет, если он сохранил восприимчивость к культурным ценностям,…, может понимать других людей, помогать им, если он не проявляет грубости, равнодушия, злорадства, зависти». Это означает, что быть интеллигентным — значит быть отзывчивым, доброжелательным, уважать мнение друга, сопереживать чужой боли, а если надо помочь.
Во-вторых А.Ф.Лосев говорил: «Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью». Значит, быть интеллигентным — это постоянно и неустанно трудиться.
Подведём итоги: интеллигентность — это то, к чему должен стремиться каждый, но считаться таким может только искренний, духовно богатый, порядочный человек. Интеллигентности нельзя научиться, она требует длительного воспитания и самовоспитания.
Слово «интеллигент» произошло от латинского «интеллект», а ввел его в обиход еще в восемнадцатом веке русский писатель П. Боборыкин. Интеллигенцией, в отличие от рабочих и крестьян, занятых физическим трудом, стали называть людей образованных, людей умственного труда: ученых, инженеров, врачей, учителей, писателей, художников. Когда-то представителей этих профессий было не так много, а теперь подобных профессий не счесть, и заняты в них миллионы людей. Часто понятия «образованность» и «интеллигентность» употребляют вместе. Но значит ли это, что всякий человек с образованием – интеллигент? Можно ли утверждать, что интеллигентность – это прежде всего образованность? Оказывается, нет. Человек, получивший образование, обладающий определенными знаниями, может и не быть интеллигентом. Ведь встречаются неинтеллигентные доктора наук и интеллигентные рабочие. Еще Ф. Достоевский отмечал, что «не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие». Жизнь показала: принадлежать к интеллигенции совсем нетрудно, а быть интеллигентным труднее. Какие люди кажутся нам интеллигентными? Вежливые? Воспитанные? Деликатные? Тогда, может быть, достаточно научиться не грубить, уступать место женщинам и пожилым людям? Интеллигентный человек – это не только тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не оскорбляет других. Это просто правила поведения в обществе. Можно все время повторять слова «извините» , «простите» , «пожалуйста», но интеллигентным не быть. Возможно, дело в специальном воспитании? Действительно, воспитание интеллигентности – важная вещь, но, к сожалению, нет специальных школ, уроков, где изучался бы такой предмет. Интеллигентность – это понятие нравственное, это результат самовоспитания, ее нельзя приобрести без большой внутренней работы. Она свидетельствует об огромной требовательности человека к себе, постоянном самоконтроле. Мы часто проходим мимо друг друга без внимания, равнодушно, не замечая ничего вокруг. Интеллигентный человек так не поступит, потому что секрет интеллигентности – это внимание. Наша жизнь полна неожиданностей, случайностей. Мы можем кого-то случайно обидеть, оскорбить. Но главное в другом: интеллигентный человек осознает то, что сделал, и будет страдать из-за этого. Интеллигентный человек ради себя не причинит вред другому. Он не сделает другому то, что не хотел бы себе. Он не будет просить о том, что может сделать сам. Интеллигентность – это прежде всего искренность. Люди нередко лгут ради своей выгоды. Но интеллигентный человек не может ставить свою выгоду выше интересов других людей. Быть интеллигентным в наше время непросто, но без таких людей невозможно жить. Интеллигентный человек уважает других. Он не наступит, а уступит; он не спрячет, а поделится; он не будет кричать, а выслушает; он не разорвет, а склеит. С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам можно отнести А. П. Чехова, который сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» .
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его “белой вороной” среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.
В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и “ауры доброжелательности” вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Многие задаются вопросом: Кто является культурным и интеллигентным человеком? Но ведь известно, что это тот, кто хорошо и правильно воспитан. У такого индивида часто прослеживаются только хорошие манеры в передаче информации с другими людьми. И для него обычно не имеет значения, старше его собеседник или младше. Такого типа личность всегда следит за тем, что произносит, за своими собственными поступками по отношению к окружающему обществу. Он понимает, что за каждое сказанное слово и выполненное действие он в ответе.
Такие люди никогда не ответят хамством на хамство. Если их толкнули, ударили, задели или накричали, то отвечать они не будут. Высокоразвитый народ не сможет опуститься и перейти на оскорбления или унижение физического лица. В конфликтных ситуациях такие люди обычно извинятся или просто промолчат. Все это делается для того, чтобы не раздувать огромную ссору из-за пустяка. Да и при серьезных стычках они не станут налетать и унижать словесно.
В наше время молодые люди не благодарят за помощь, не уступают место пожилым бабушкам и дедушкам в транспорте или на дороге. К тому же, они очень часто ругаются матом. Они хотят быть как все их сверстники. Если все плохие, то и я должен быть таким же. Именно по этой причине очень редко можно встретить настоящего интеллигента среди детей и молодежи.
В итоге хамов и дерзких людей становится все больше. Хотя нам всем еще с детства взрослые люди пытались привить любовь и уважение к старшим. Но толка от этого никакого нет. Подростки стараются забыть о таких нужных словах и извинениях. А ведь родители всем вбивали в голову, что если обидели кого-то выражением или сделали что-то плохое, то предстоит извиниться. Большинство считают, что фразы «прости» или «мне жаль» являются паразитами. От них нужно избавляться. Это самое плохое заблуждение подростков, которое негативно на них сказывается.
Но ведь не от родителей зависит то, какой вырастет ребенок. Большую роль играет именно само воспитание и внутренние черты определенной особы. Чтобы отличаться духовностью, нужно стараться и постоянно идти к этому. Здесь поможет только желание и любовь к персонам.
Интеллигенция – это определенный слой населения, занимающийся трудом, связанным с умственной деятельностью, творческой, группа людей, развивающая и распространяющая культуру. Раньше к этой группе людей относили учителей, врачей, художников, поэтов.
Мое понимание интеллигентности заключается в следующем. По моему мнению, интеллигентным человеком является образованный человек, который способен умело пользоваться своими знаниями. Человек, который готов во всем помогать тем людям, которые находятся вокруг него. Этот человек делает все, чтобы окружающим его людям с ним было комфортно. Интеллигентный человек обладает такими качествами, как добросовестность, сострадание, галантность, обходительность, отзывчивость, гуманность, а также другие качества. Интеллигентом является культурный человек, посещающий театры и музеи, любящий родину. Человек, умеющий ладить с обществом, человек, который правильно воспитан, который уважителен к старшим. Тот человек, который может конфликтную ситуацию уладить без скандала, такой человек сохраняет традиции.
У интеллигентного человека есть внутренний стержень, он не боится показаться слабым, помогая другим, таким человеком нельзя претвориться, это своеобразный образ жизни. Таких людей на сегодняшний день мало.
Интеллигентный человек всегда выглядит собранным, опрятным, у него прибранная одежда. Он не позволит себе оскорбить женщину, в общественном транспорте он всегда уступит место дамам и старикам.
Я полностью согласна с мнением Лихачева, я также считаю, что интеллигентность бессознательна, нельзя поступить интеллигентно, предварительно обдумав свои действия, это состояние души, поступки совершаются естественно, без предлога.
Также я думаю, что в себе это качество можно развивать. Для того чтобы стать интеллигентом, сначала нужно перестать употреблять грубые слова, сделать свою речь культурной и вежливой, во время беседы нужно стараться выслушивать собеседника и не перебивать его. Читать больше книг, благодаря этому вы станете грамотнее, образованнее, у вас появится новая тема для разговоров, книги помогут учиться на чужих ошибках. Ведите себя лучше на улице, выслушивайте советы, давайте их другим. Станьте лояльнее и терпеливее к окружающим.
Что Значит Быть Интеллигентным?
План
1. О происхождении слова «интеллигент».
2. Трудно ли быть интеллигентом в наше время?
а) интеллигентность и образование;
б) интеллигентность – результат самовоспитания.
3. «В человеке должно быть все прекрасно…»
Интеллигентность в моем понимании – это не только образованность, но и нравственные качества.
Д. Лихачев
Слово «интеллигент» произошло от латинского «интеллект», а ввел его в обиход еще в восемнадцатом веке русский писатель П. Боборыкин. Интеллигенцией, в отличие от рабочих и крестьян, занятых физическим трудом, стали называть людей образованных, людей умственного труда: ученых, инженеров, врачей, учителей, писателей, художников. Когда-то представителей этих профессий было не так много, а теперь подобных профессий не счесть, и заняты в них миллионы людей.
Часто понятия «образованность» и «интеллигентность» употребляют вместе. Но значит ли это, что всякий человек с образованием – интеллигент? Можно ли утверждать, что интеллигентность – это прежде всего образованность? Оказывается, нет. Человек, получивший образование, обладающий определенными знаниями, может и не быть интеллигентом. Ведь встречаются неинтеллигентные доктора наук и интеллигентные рабочие. Еще Ф. Достоевский отмечал, что «не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие». Жизнь показала: принадлежать к интеллигенции совсем нетрудно, а быть интеллигентным труднее. Какие люди кажутся нам интеллигентными? Вежливые? Воспитанные? Деликатные? Тогда, может быть, достаточно научиться не грубить, уступать место женщинам и пожилым людям? Интеллигентный человек – это не только тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не оскорбляет других. Это просто правила поведения в обществе. Можно все время повторять слова «извините», «простите», «пожалуйста», но интеллигентным не быть. Возможно, дело в специальном воспитании? Действительно, воспитание интеллигентности – важная вещь, но, к сожалению, нет специальных школ, уроков, где изучался бы такой предмет.
Интеллигентность – это понятие нравственное, это результат самовоспитания, ее нельзя приобрести без большой внутренней работы. Она свидетельствует об огромной требовательности человека к себе, постоянном самоконтроле. Мы часто проходим мимо друг друга без внимания, равнодушно, не замечая ничего вокруг. Интеллигентный человек так не поступит, потому что секрет интеллигентности – это внимание. Наша жизнь полна неожиданностей, случайностей. Мы можем кого-то случайно обидеть, оскорбить. Но главное в другом: интеллигентный человек осознает то, что сделал, и будет страдать из-за этого. Интеллигентный человек ради себя не причинит вред другому. Он не сделает другому то, что не хотел бы себе. Он не будет просить о том, что может сделать сам. Интеллигентность – это прежде всего искренность. Люди нередко лгут ради своей выгоды. Но интеллигентный человек не может ставить свою выгоду выше интересов других людей.
Быть интеллигентным в наше время непросто, но без таких людей невозможно жить. Интеллигентный человек уважает других. Он не наступит, а уступит; он не спрячет, а поделится; он не будет кричать, а выслушает; он не разорвет, а склеит. С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам можно отнести А. П. Чехова, который сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Интеллигентный человек, кто же он такой? Думаю это тот, кто имеет хорошее воспитание, манеры в общении с другими людьми и совершенно неважно, какого возраста его собеседники, главное это уважение к людям. Пожилой человек или совсем ещё юный, он должен понимать и знать, что можно, кому и когда говорить и делать. Ведь за свои слова и поступки, нужно отвечать.
Если интеллигентный человек, едет в переполненном вагоне метро или автобусе, конечно же его могут нечаянно, а иногда увы и специально, толкнуть, задеть, накричать, обвинить во всех смертных грехах и при этом, он может остаться крайним, но никогда он не опустится до такого уровня, как нагрубить в ответ и не дай бог, так же толкнуть или еще что-то. Нет, он не так воспитан и не может себе позволить, из-за каких-то мимолетных не до пониманий, сорваться, ответив на хамство и грубость, тем же.
Возможно, он даже извинится, хотя и не виноват или просто промолчит, чтобы не разжигать конфликт, на беспочвенных обвинениях. Но к сожалению, в последнее время, интеллигентных людей, встречается не так и много, они словно раритет, антиквариат и среди молодежи таких, можно встретить очень редко. В основном молодые люди, ругаются матом, не все, но большинство, они не говорят спасибо, не благодарят за помощь, как будто, так и надо, будто люди обязаны им помогать. Видимо слова благодарности, это нечто непостижимое и трудно запоминаемое или может быть, им не хочется показаться хорошими, среди своих ровесников, не стать белой вороной, ведь все грубые, так почему я должен быть другим.
Вот так вот, глядя друг на друга и боясь быть непонятыми и высмеянными, молодые люди, все чаще становятся грубыми и хамоватыми, не только со своими друзьями и знакомыми, но и с незнакомыми людьми, которые иногда им в бабушки и дедушки годятся. Они упорно не замечают или делают вид, что не хотят замечать, возраст тех, с кем они спорят.
А уж об извинениях и речи не идет, такие простые и нужные слова, как простите, извините, сожалею, мне очень жаль, вообще в их лексиконе не значатся. Для них, это словно иностранный язык, слова паразиты, которые они стараются искоренять из своей речи.
Вот и получается, что интеллигентный человек, это большая редкость в нашем современном обществе, хотя многие родители, пытаются внушать своим детям, еще с пеленок, как правильно нужно себя вести, как поступать и что говорить, если вдруг их ребенок, кого-то нечаянно обидит словом или делом. Но есть и такие родители, которые показывают плохой пример, своим маленьким детям, ругаются матом, обзывают друг друга нецензурными словами, пьют, курят, гуляют и даже распускают руки. И вот в таких семьях, видя, как ведут себя взрослые, дети впитываю в себя словно губка, весь этот негатив. А становясь старше, начинают копировать своих родителей.
Конечно, воспитание зависит не только от родителей. Все же большая часть того, как человек себя ведет, зависит от него самого и если он поборет в себе, все плохое, не даст выйти наружу гневу, то возможно, не все потеряно и став взрослым, он извлечет урок из прошлого и станет с пониманием, относится к людям.
Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачёв в рецензируемой работе: “Человек должен быть интеллигентен”.
В этом тексте Лихачёв поднимает актуальную проблему – воспитание в себе интеллигентности, которая поможет сохранить и физическое, и нравственное здоровье, а значит, поможет быть красивым человеком. По его мнению, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … – вот это и будет интеллигентный человек”, – считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.
Интеллигентность необходимо развивать в себе, тренировать душевные силы, как тренируют физически. Это возможно и необходимо в любых случаях. Автор утверждает, что социальный долг человека – быть интеллигентным. “Этот долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и “ауры доброжелательности” вокруг него и к нему”. Скупой может притвориться щедрым, злой – добряком, но интеллигентным человеком притвориться нельзя, невозможно. Именно поэтому интеллигентность вызывает злобу неинтеллигентных людей.
Понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние нам помогает лексика, в первую очередь, конечно, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь – слова, обращённые именно к обществу.
В моём понимании интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Интеллигентный человек может порадоваться за других, сделать что-то во благо другим и для себя. Пользу, которую он принесёт, в последствии будет важна не только для него самого, но и для общества. Читая текст Д. Лихачёва, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
«Человек должен быть интеллигентен», так считает Д.С.Лихачёв. Но что значит интеллигентный человек ? Многие думают, что интеллигентный человек — это тот , который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Однако можно иметь всё и не быть интеллигентным. Или ничего не иметь и быть внутренне интеллигентным человеком. Попробуем разобраться.
Во-первых Д.С.Лихачёв говорил: «Представьте, что человек не знает классиков литературы, забыл важнейшие исторические события … Значит ли это, что он перестал быть интеллигентным ? Нет, если он сохранил восприимчивость к культурным ценностям,…, может понимать других людей, помогать им, если он не проявляет грубости, равнодушия, злорадства, зависти». Это означает, что быть интеллигентным — значит быть отзывчивым, доброжелательным, уважать мнение друга, сопереживать чужой боли, а если надо помочь.
Во-вторых А.Ф.Лосев говорил: «Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью». Значит, быть интеллигентным — это постоянно и неустанно трудиться.
Подведём итоги: интеллигентность — это то, к чему должен стремиться каждый, но считаться таким может только искренний, духовно богатый, порядочный человек. Интеллигентности нельзя научиться, она требует длительного воспитания и самовоспитания.
Слово «интеллигент» произошло от латинского «интеллект», а ввел его в обиход еще в восемнадцатом веке русский писатель П. Боборыкин. Интеллигенцией, в отличие от рабочих и крестьян, занятых физическим трудом, стали называть людей образованных, людей умственного труда: ученых, инженеров, врачей, учителей, писателей, художников. Когда-то представителей этих профессий было не так много, а теперь подобных профессий не счесть, и заняты в них миллионы людей. Часто понятия «образованность» и «интеллигентность» употребляют вместе. Но значит ли это, что всякий человек с образованием – интеллигент? Можно ли утверждать, что интеллигентность – это прежде всего образованность? Оказывается, нет. Человек, получивший образование, обладающий определенными знаниями, может и не быть интеллигентом. Ведь встречаются неинтеллигентные доктора наук и интеллигентные рабочие. Еще Ф. Достоевский отмечал, что «не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие». Жизнь показала: принадлежать к интеллигенции совсем нетрудно, а быть интеллигентным труднее. Какие люди кажутся нам интеллигентными? Вежливые? Воспитанные? Деликатные? Тогда, может быть, достаточно научиться не грубить, уступать место женщинам и пожилым людям? Интеллигентный человек – это не только тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не оскорбляет других. Это просто правила поведения в обществе. Можно все время повторять слова «извините» , «простите» , «пожалуйста», но интеллигентным не быть. Возможно, дело в специальном воспитании? Действительно, воспитание интеллигентности – важная вещь, но, к сожалению, нет специальных школ, уроков, где изучался бы такой предмет. Интеллигентность – это понятие нравственное, это результат самовоспитания, ее нельзя приобрести без большой внутренней работы. Она свидетельствует об огромной требовательности человека к себе, постоянном самоконтроле. Мы часто проходим мимо друг друга без внимания, равнодушно, не замечая ничего вокруг. Интеллигентный человек так не поступит, потому что секрет интеллигентности – это внимание. Наша жизнь полна неожиданностей, случайностей. Мы можем кого-то случайно обидеть, оскорбить. Но главное в другом: интеллигентный человек осознает то, что сделал, и будет страдать из-за этого. Интеллигентный человек ради себя не причинит вред другому. Он не сделает другому то, что не хотел бы себе. Он не будет просить о том, что может сделать сам. Интеллигентность – это прежде всего искренность. Люди нередко лгут ради своей выгоды. Но интеллигентный человек не может ставить свою выгоду выше интересов других людей. Быть интеллигентным в наше время непросто, но без таких людей невозможно жить. Интеллигентный человек уважает других. Он не наступит, а уступит; он не спрячет, а поделится; он не будет кричать, а выслушает; он не разорвет, а склеит. С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает о достижениях человеческой культуры, сам творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам можно отнести А. П. Чехова, который сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» .
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его “белой вороной” среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.
В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и “ауры доброжелательности” вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Вернуться:
Сочинения на тему “Человек – духовность, мораль”