Сочинение на тему чувства и эмоции

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Вдохновляющий

    Жизнью каждого из нас управляют эмоции.  В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты, когда мы уже не в силах противостоять эмоциям и они берут над нами верх. Что делать в таких ситуациях? Обратим на данную проблему более пристальное внимание.
    Все мы помним себя в юношеские годы. Переходный возраст, гормоны, первая любовь,  и все это накладывает свой отпечаток на наше поведение. Сложно представить, сколько же натерпелись родители из-за нашего дурного поведения. В этом возрасте мы часто не способы контролировать себя, нами управляют не разум, а душевные порывы. Если нам что-то не нравилось, или шло наперекор с нашими взглядами, значит это «что-то» нужно уничтожить и раздавить. Нет полутонов, есть лишь «черное» и «белое».
    Умение контролировать себя – это то, что отличает нас от животных. Зрелый человек никогда не позволит эмоциям взять над собой верх. Но, все же иногда, возникают ситуации, при которых мы уже не в состоянии себя сдерживать. Нам нужно выпустить пар. Какой-то частью себя мы понимаем, что, возможно, ведем себя неправильно, но чувства и эмоции уже взяли нас под свой  контроль, и мы, не осознавая этого,  говорим и действуем совершенно невообразимым образом. Вполне возможно, что этот «выпуск пара»  приведет нас к не самым радужным последствиям. Мы будем жалеть о своей глупости, лезть на стены, но, увы, ничего уже не вернуть.
    Большинство людей творческой профессии также являются людьми очень эмоциональными. Без эмоций, умения глубокого переживания, они бы не могли творить. Сколько великих произведений было написано под эмоциями. В этом случае, совершенно очевидно, что таким людям не суждено научиться самоконтролю. Даже наоборот, им не стоит этого уметь. В горечи и печали рождаются великие творения человечества.
    Вспомним великое произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В центре повествования находится бедный студент Родион Раскольников. Это добрейшей души человек, желающий помочь  каждому, и каждого выслушать. Но, вместе с тем, он недоволен действующим положением дел, он презирает властителей, и в его голове рождается абсурдная идея о том, что в мире существуют лишь два типа людей: достойные и недостойные. И, следуя теории, стоит уничтожить вторых, чтобы первые жили в новом дивном мире, и уже не было несправедливости и зла.  Идя на поводу у своих чувств, Раскольников совершает преступление – убивает старуху-процентщицу и ее сестру.  Но ничего позитивного это в жизнь героя не приносит, наоборот, они понимает, что перешел некую черту, и оказался в одном ряду с самыми омерзительными людьми. Этот пример показывает нам, что не всегда стоит идти на поводу у своих эмоции, иногда стоит сказать себе твердое «нет».

  2. Часто нам приходится слышать от других людей такие слова как: “У меня хорошее настроение”, “Я раздосадован этим”, “Они меня обидели” и т.д. Как же можно охарактеризовать тот процесс, который ощущают люди от которых мы слышим такие слова? Верно, это чувства.
    Чувства – это эмоции, которые испытывает человек при тех или иных обстоятельствах. Они могут быть как положительными, так и негативными. На мой взгляд, разные люди по-разному реагируют на окружающий мир. Следственно и чувства у них разные. Каждый индивид переживает и радость и горечь по-своему.
    Приведем пример из истории. Великий полководец Александр Македонский был хорошим психологом и отчасти из за этого завоевал весь мир. Перед боем он приказывал вывести на передние ряды воинов, которые краснели от волнения до предстоящей битвы, а тех, кто белел на глазах приказывал поставить назад. Почему он так делал? Ответ прост. Дебют сражения очень важен и надо хорошо провести его. Те, кто краснели – могли быстро мобилизоваться и вступить в бой, а те кто белел – могли проиграть начало.
    Тогда возникает еще один вопрос. Можно ли управлять чувствами? Я думаю, что все возможно и зависит как от силы воли, так и разума.

  3. Чувства и эмоции (школьное сочинение)
    Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера -обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны!
    Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать. Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась. Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

  4. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разбираться в каждой ситуации отдельно. Если, например, на человека давят внешние обстоятельства и он дает волю гневу, то может этим кого-нибудь незаслуженно обидеть. А иногда, раскрывая свои душевные тайны не тому человеку, мы можем навредить сами себе.
    Так случилось в романе Пушкина «Евгений Онегин». Юная, влюбленная в Онегина Татьяна поддалась душевному порыву и открыла возлюбленному свое сердце. Девушка не могла знать, что этот человек не стоит ее высоких чувств, он не способен их разделить. Ему даже не хватило такта и милосердия, чтобы не ранить нежное сердце. Евгений резко осадил девушку, чем нанес ей серьезную травму. Позже он и сам влюбился в нее и тоже, не думая о последствиях, признался в любви уже замужней женщине. Нужно отдать должное Татьяне за то, что она не позволила этим чувствам разрушить свою жизнь. Она смогла взять свои эмоции под контроль.
    В драме «Гроза» мы видим другой исход. Поддавшись эмоциям, в поисках любви Катерина изменила нелюбимому, никчемному мужу. Она кинулась в объятья другого мужчины, но, к сожалению, не смогла найти в них счастья. И без того угнетенная и вечно подавленная Катерина призналась в своем поступке. Хуже всего то, что она поддалась внезапному порыву и из чувства вины покончила с собой. Уверен, что проблему можно было решить иначе.
    Итак, душевные порывы, безусловно, нужно контролировать, потому что человек должен управлять своими эмоциями, а не наоборот. Под влиянием мимолетных побуждений можно натворить немало бед. Конечно, все мы живые люди и не можем жить без эмоций. Нужно только научиться жить с ними в гармонии и не совершать необдуманных поступков.

  5. Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

  6. Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви
    Чувства — величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.
    По мнению психологов, чувство — это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость — эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.
    Наукой доказано, что положительные эмоции — радость, нежность, удовольствие и другие — являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.
    Одно из прекрасных чувств — дружба -появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. «Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь» (К. С. Льюис).
    Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.
    Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру — чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я».
    Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что «настоящая дружба среди сверстников встречается часто».
    Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.
    Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.
    Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему — это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.
    Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.
    Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.
    Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.
    Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
    При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик в этом — время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших «не спешить» не лишен здравого смысла.
    «Тайна сия велика есть», — сказано еще в глубокой древности о любви.
    Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.
    Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.
    Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?» — это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной». Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.
    С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (13-15 лет) нередки «грязные» разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только «испорченным» мальчикам. На самом деле и «грязный» секс, и «возвышенный» идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).
    Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение «запретных» вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные» разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
    Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.
    Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую «нить», которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений — бессмысленна.
    Известна пословица: «Та и красавица, которую сердце полюбит». В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: «Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».
    В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви…
    Первая любовь — прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
    Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.
    Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.
    Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.
    Для нас привычно выражение: мужчины — это сильный пол, а женщины — слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.
    В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь — мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.
    Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).
    Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.
    В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.
    Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.
    Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине — сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.

  7.                                        Чувства и эмоции
    Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния
    Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
    Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
    Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.
    Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
    Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
    Физиологической основой чувств, прежде всего, являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
    Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
    Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
    “Удовольствие — неудовольствие”. Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания “приятного” и “неприятного” развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства.
    “Напряжение — разрешение”. Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
    “Возбуждение — успокоение”. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
    Различают также стенические (греч. “стенос” — сила) и астенические (греч. “астенос” — слабость, бессилие) эмоции.
    Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.
    Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
    Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
    Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
    Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
    Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство красивого и безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости; чувство трагического и комического.
    Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Так, иногда чувства возникают очень быстро, например в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно (“не сразу обрадовался”). Существуют эмоциональные переживания, скорость возникновения которых определить трудно или совсем невозможно (большинство наших настроений). Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств — это прежде всего сила переживания приятного или неприятного (“очень приятно”, “малоприятно”). Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшее переживание продолжается в течение длительного периода.
    В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
    Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а “разлитое” общее состояние. Настроение обычно “окрашивает” все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
    Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
    Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде “взрыва”. Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
    Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
    Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
    Стресс (англ. stress — напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово “стресс” употребил канадский ученый-биолог Г. Селье (1907—1982). Он же ввел понятие “фазы стресса”, выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
    Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
    Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
    Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
    Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
    Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
    Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
    Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
    Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции “успеха — неуспеха” обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
    Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
    Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
    В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
    Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция
    Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних — чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.
    Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.
    Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.
    Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.
    Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.
    Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.
    Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе — все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.
    В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.
    Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы: различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др. Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально яркой, оптимально использовать энергию эмоций для достижения своих целей.

  8. СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………..………………………………3
    1. Общая характеристика эмоций и чувств………………………4
    2. Эмоциональные состояния и высшие чувства……………..…6
    3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека………12
    Заключение……………………………………………………..……17
    Список литературы…………………………………………………18
    ВВЕДЕНИЕ
    Когда человек воспринимаетпредметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а некое переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие нет, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие,радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
    Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
    Человек унаследовал механизм эмоций то своих предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость,голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.
    Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоции в ходе эволюции возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и выражает отношение кудовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку.
    Чувство- это сложное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства выражаются в эмоциях, но в определенный момент они могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувства в отличие от эмоцийсвойственны только человеку.
    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
    Ни на какие явления, с которыми человек встречается в этом мире, он не может не реагировать. О каких бы вещах мы ни говорили бы: погода, вчерашняя ссора с родителями, цвет кофточки у подруги – ко всем этим вещам мы имеем определенное отношение: как минимум, нам это нравится или не нравится, мы испытываем радость, удовлетворение, грусть,озабоченность и другие эмоции, разнообразие которых помогает человеку больше узнать о себе и о своем мировоззрении.
    Различаются эмоции и чувства. Зачастую, эти понятия отождествляются, хотя эмоции отличны от чувств по сложности и продолжительности переживания. Эмоция – сиюминутное переживание определенной ситуации. Чувства же – это более постоянные, продолжительные и сложные переживания, можно сказать, чточувство – это надолго затянувшаяся эмоция. Несмотря на такие отличия, и чувства, и эмоции выполняют одни и те же функции: отражают отношение человека к миру и к себе, побуждают человека к определенным действиям, привлекают внимание к чему-то важному (то, к чему мы испытываем какие либо чувства, воспринимается нами более четко).
    Разумеется, причиной появления каких либо эмоций являются человеческиепотребности, которые человек стремится удовлетворить с помощью деятельности. При удовлетворении своих потребностей, человек переживает положительные, приятные эмоции, при неудаче – отрицательные, неприятные. Таким образом можно говорить о такой особенности чувств, как об их полярности. У каждой эмоции существует своя противоположность: радость-грусть, страх-смелость и тому подобное.
    Однако не все эмоции можно таклегко определить к приятным или неприятным. Также существует понятие двойственности чувств, например, чувство ревности приводит к тому, что человек испытывает одновременно и любовь и ненависть к предмету своего увлечения.
    Также эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции приводят к пассивности, унынию, астенические же…

  9. сочинение на тему “чувство”

    Ответы:

    Каждый из нас подвергался каким-либо чувствам. Будь то любовь, радость или разочарование. Но не каждый задумывался откуда они берутся и как проходят. Давайте разберёмся, что такое чувство. С точки зрения обществознания чувство-это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Много ученых социологов и биологов пытались разобраться откуда они берутся. По-моему мнению, чувства исходят из глубины нашей души, из нашего сознания. Без них наша жизнь просто была бы серой и унылой. Да, не все чувства приятны. Такие чувства как тоска и грусть не красят нашу жизнь. Но и без них никуда!
    Главное всегда помнить, что хорошего всегда больше чем плохого, и не нужно зацикливаться на чём-то неприятном, просто нужно идти дальше.Есть же такое чувство как любовь. Оно прекрасно не так ли? Кто когда-нибудь любил, меня поймёт. Любовь делает нашу жизнь прекрасной и яркой. Как сказал Тургенев: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь!” И я согласен с высказыванием этого великого поэта. Ведь только любовью можно спасти нашу жизнь. Она имеет безграничную силу, такую, что даже смерть уступает ей. Если вы верующий человек, то для вас любовь должна быть на первом месте, ибо Бог-есть любовь! Закончу свое выступление фразой:”Любите друг друга и всё у вас получится!”

  10. Евгений Базаров, главный герой произведения «Отцы и дети» Тургенева Ивана Сергеевича вначале представлен читателю абсолютно холодным персонажем, который не испытывает ни малейших чувств. Он не верил в любовь и относился к этому чувству, как к банальной выдумке романтиков и людей, которым нечем заняться. Но Анна Одинцова смогла доказать ему обратное. Рациональный Базаров, представляющий собой сильную личность, внезапно влюбляется. Все его попытки уйти от любви не приносят результатов, лишь во время своих последних минут жизни он признается Анне в любви и умирает.
    Еще одним отличительным персонажем является Евгений Онегин из одноименного романа Александра Пушкина. Татьяна Ларина с первого взгляда влюбляется в Евгения и решает признаться ему в своей пылкой любви. Но черствый Онегин не поддается этому чувству и отвергает женщину. Сердце Татьяны было глубоко ранено, но веря, что Евгений был послан ей с небес, прощает его, и принимает решение жить дальше с этой раной внутри. Спустя некоторое время Татьяна выходит замуж за другого и вновь встречает Онегина, но, к ее удивлению, герой признается ей в своей любви и чувствах. Это сильно поразило героиню, но она решает оставаться верной супругу, несмотря на то, что любви между ней и мужем никогда не было.
    Эмоции могут вспыхнуть в абсолютно любом, даже самом холодном и непристрастном человеке, для этого нужен лишь подходящий повод и немного времени. Любое сердце может растаять, и даже то, которое потухло, может вновь загореться ярким пламенем.

  11. 11
    Текст добавил: Дмитрий Дмитриев

    Главная
    Сочинения
    Сочинения на свободные темы
    Сочинение на тему “Чувства сильнее разума”
    Сочинение на тему “Чувства сильнее разума”
    «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»
    (Эрих Мария Ремарк)
    С детства нас учат думать, анализировать свое поведение, не идти на поводу у эмоций. Ведь чувства толкают человека на необдуманные поступки, заставляют совершать ошибки, страдать. Любовь и ненависть, ярость и сострадание, восхищение и возмущение – все оттенки чувств и страстей доступны человеку. Но нам говорят, что бушующий океан эмоций опасен, в нем можно погибнуть, если не подчинить чувства разуму. Так ли это? Что важнее – разум или чувства? Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к литературе, ведь недаром выдающиеся писатели считаются знатоками человеческих душ.
    В произведениях литературы много ярких образов страстных личностей, живущих под властью чувств. Таким является образ Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот свободолюбивый юноша вырос в монастыре, но всю свою недолгую жизнь он мечтал о свободе со всей страстностью пламенной души. Он говорит о себе:
    «Я знал одной лишь думы власть,
    Одну — но пламенную страсть:
    Она, как червь, во мне жила,
    Изгрызла душу и сожгла».
    Мцыри живет чувствами, подчиняясь им, он совершает, казалось бы, неразумные поступки: бежит из тихой обители в горы, сражается с барсом, побеждает, а потом умирает. Но перед смертью Мцыри не жалеет о побеге, он рад, что ему удалось прикоснуться к свободе.
    А в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с двумя героями, противоположными по своему характеру. Автор противопоставляет рационального, холодного циника Евгения Онегина и пылкого романтика Владимира Ленского. Онегин неспособен на сильные чувства, он презирает любовь.
    «В красавиц он уж не влюблялся,
    А волочился как-нибудь;
    Откажут — мигом утешался;
    Изменят — рад был отдохнуть».
    А Ленский – страстная натура, он пылко влюблен в Ольгу и готов пожертвовать ради нее жизнью. Онегин же холодно отвергает любовь Татьяны. Кто из них прав? Что сильнее разум или чувства? Кажется, что здесь победу одерживает разум, ведь романтик Ленский погибает на дуэли, а холодный циник Онегин остается жить. Но так ли это? Ведь симпатии нас – читателей, да и, возможно, самого автора на стороне Ленского.
    Такой же спор разума и чувств, рационального и эмоционального начала мы видим в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров рациональный человек, превыше всего он ставит разум и пользу. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта», — говорит Базаров.
    Он не замечает красоты природы, насмехается над романтиком Павлом Петровичем Кирсановым, иронизирует над другом Аркадием, восхищающимся природой, а любовь называет «белибердой». Но что в итоге? Стал ли Базаров счастливее, отказавшись от отношений с Анной Одинцовой, променяв любовь и романтику на торжество разума? Нет.
    Так есть ли смысл в разуме, если и он не приносит счастья? Ответ на этот вопрос непрост. Ведь сильные, неуправляемые чувства губительны, а чистый холодный разум разрушает душу. Разум и чувства – две противоположные стороны нашей души, которые дополняют друг друга. Только единство разума и чувств может создать гармонию. «Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге», – говорит В. Г. Белинский.

  12. Публикации по теме:
    «Как хорошо, что есть театр! Здесь оживают наши сказки… И с ними светлый мир добра!» Фотоотчёт
    11 сентября у нас в детском саду был в гостях театр! С 24 августа по 13 сентября в Московской области проходило комплексное информационно.
    Фотоотчет «Есть у нас танкисты, Есть и моряки»
    С вхождением Крыма в состав Российской Федерации, по новому зазвучала тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В преддверии.
    Сценарий ко Дню защитника Отечества «Нам есть чем гордиться и есть что беречь»
    Сценарий ко Дню защитников Отечества «Нам есть чем гордиться и есть что беречь» Цели: 1. Вызвать положительные эмоции. 2. Воспитывать.
    Сценарий праздника к 60-летию Липецкой области «Нам есть что любить, нам есть чем гордиться»
    Звучит «Липецкий вальс» Дети входят парами, становятся по кругу, танцуют вальс. Ведущий. Сегодня мы недаром собрались Рожденье области.
    Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Как хорошо, что есть на свете мама»
    Цель: Формировать нравственные качества дошкольников. Развитие творческого потенциала, актерского мастерства. Учить передавать образы. Создать.
    Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
    Цель: Дать родителям понятие «Семейное воспитание в развитие личности ребёнка». Предложить игры, которыми могут родители играть дома с детьми,.
    Эссе-рассуждение «Детский сад будущего»
    Эссе – рассуждение «Детский сад будущего». Прежде чем начать рассуждение о детском саде будущего, хотелось бы сделать акцент на непосредственном.
    Эссе-рассуждение «Дорогою добра»
    Что нужно делать, и как чтобы вырастить доброго, внимательного, чуткого ребенка? Есть ли пути, ведущие к воспитанию доброго человека, или.
    Эссе-рассуждение «Моя профессия-воспитатель»
    Некоторые люди считают, что профессия воспитатель- скучная и неинтересная. Я с этим не соглашусь! Когда я была маленькая, я мечтала работать.
    Эссе-рассуждение «Воспитатель — лучшая профессия!»
    От всего сердца поздравляю с праздником “Днём дошкольного работника”! Желаю Вам коллеги профессионального роста, семейного благополучия,.

  13. Словарик (глоссарий)
    Психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) – это психическое явление в динамике: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции, чувства и произвольное (волевое) и непроизвольное внимание, произвольное и непроизвольное действия.
    Психическое состояние – это психическое явление в статике: активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность и др.
    Психическое свойство – это психическое явление субъекта: характер, темперамент, способности, качества личности и другие свойства индивида.
    Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением деятельности. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются формальной логикой.
    Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления.
    Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.
    Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования.
    Знания – результаты мыслительной деятельности. Мышление имеет явные и скрытые формы. Скрытые (латентные) формы мышления проявляются при превышении порога значимости для субъекта полученной и обработанной информации в таком виде, как интуиция, инсайт и тревожность. Предпороговое ощущение значимости информации проявляется в виде необоснованной тревоги и беспокойства.
    Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
    Ум – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле – индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.
    Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание имеет такие характеристики непрерывность, субъективность, активность.
    Нервная система – совокупность нервных образований у животных и у человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, отработка возникающего при этом возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря нервной системе обеспечивается функционирование организма как единого целого.
    Центральная нервная система– состоит из нервной ткани головного и спинного мозга, основными элементами которой являются нервные клетки – нейроны.
    Периферическая нервная система – представлена афферентными (чувствительными) нервами, передающими импульсы от рецепторов (образований, служащих для превращения световой, механической, химической и термической энергии агентов внешней и внутренней среды в нервные импульсы) к цнс и эфферентными (двигательными ) нервами, передающими импульсы от цнс к скелетным мышцам.
    Вегетативная нервная система – обслуживает мышцы внутренних органов и железы. Деятельность нс подчиняется рефлекторному принципу.
    Рефлекс – реакция на возбуждение рецепторов. Рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в индивидуальной жизни).
    Мозг –центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат непосредственного усмотрения.
    Эмоции (от лат. потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
    Эмоции – это более простое непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Эмоции — то, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь).
    Эмоции — то, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, страх, ненависть, отвращение, гнев, печаль, ненависть).
    Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им жизненных целей.
    Чувства: сильные, слабые, устойчивые, неустойчивые, глубокие, поверхностные (увлечения).
    Виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, воодушевление и аффект. По преобладающему настроению людей называют веселыми, задумчивыми, злыми, грустными, активными, лентяями, спокойным … Первичный признак чувств является приятное и неприятное.
    Интеллектуальное чувство – умственная деятельность. Моральное (нравственное) чувство – выполнение или нарушение людьми социальных норм и правил морали.
    Эстетическое чувство – связанные с восприятием красоты. Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающаяся на деятельности, поведении.
    Аффект –это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
    Страсть – это длительное, устойчивое, глубокое чувство, ставшее характеристикой человека. страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека.
    Стрессовые состояния – рационально-эмоциональные состояния. Субъективный характер эмоций. Полярность эмоций – удовлетворение – неудовлетворение потребностей.
    Фазность эмоций напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение (торможение).
    Функции эмоций
    1. регуляция гомеостаза и вегетативных функций
    2. эмоциональная регуляция поведения
    3. коммуникативная функция эмоций
    Это эссе написано для вводной информации на группе. Глоссарий обычно размещается в конце, но я решил поместить его в начале, так как некоторые понятия в самом эссе будут рассмотрены более широко или под другим углом зрения.
    Прежде чем мы начинаем работать над собой в группе, хотя слово «работа» мне не совсем нравится, а заменить его в данном контексте («работы над собой») нечем подходящим. Хотя попробуем поразмышлять, ведь наша задача на группе научиться понимать себя. Что значит понимать себя? Это быть с собой в согласии. Понимаю – значит, — соглашаюсь – вот критерий понимания. Я понимаю, но не согласен – такое выражение можно перевести как «Я пытаюсь понять тебя, но мне трудно, может долго разбираться в этом, может, при понимании всплывают мои внутренние конфликты, которые закрыты психологической защитой (психологические защиты – это свойства психики пропускать вне сознания дискомфортные состояния, связанные с изменениями образа мира, ниже коснусь этого вопроса), поэтому я согласен на компромисс».
    Для понимания мы дифференцируем свои чувства и мысли. Проясняем для себя свои темные пятна. Исследуем себя в обстановке социального взаимодействия, то есть в условиях изменчивой окружающей среды, но защищены тем, что мы доверяем друг другу. Наши созданные нами условия позволяют нам обратить внимание на себя поглубже, чем обычно, ломать какие-то стереотипы поведения, мышления, чувствования. Кроме того, наши условия, с одной стороны, как бы искусственные, потому что учебные, с другой стороны, мы не просто ученики, а ученики – психологи, поэтому мы можем покопаться в себе с целью разминировать свои блоки, которые выстроены, чтобы защитить наш образ мира от резких изменений. Действительно, природе все равно, какой образ мира у нас есть, главное, что мы живы и поэтому природа в виде каких-то внутренних психологических и нервных структур противостоит изменениям. Это и есть психологическая защита. Так что наша работа называется раскопками, разминированием, разблокировкой, исследованием, освобождением, выйти из плена собственных мыслей, которые замешаны на предубеждениях, предрассудках, иллюзиях. Но само выражение «исследовать себя» не очень опять же звучит по-русски. Может, кто поделится своими соображениями на эту тему.
    Теперь вернемся к нашим исследованиям или разборкам-сборкам. В основе, нашего стремления к благополучию лежат эмоции. На первый взгляд, конечно, как психологи, будущие психологи, мы должны это понимать. Когда мы стремимся к собственному пониманию? Тогда, когда нам плохо. Эмоционально плохо. Мы дальше разберемся с этими плохими эмоциями. Сначала мы продифференцируем собственно эмоции. Итак, крайняя точка эмоционального реагирования – аффект, это сильная эмоция. Она просто может вырубить наше сознание и наши поступки могут нас очень расстроить. На самом деле, нами будут руководить внутренние установки и инстинкты. Можно их простить за грубое реагирование на шоковую ситуацию. Аффект возникает на такие ситуации, которые встречаются редко: угроза жизни или целостности тела, угроза жизни близких, катастрофы, аварии, стихийные бедствия, военные действия.
    Чаще всего с нами живет эмоция, как положительная, так и отрицательная. Она постоянно с нами присутствует, даже если мы ее не ощущаем. Если вы посмотрите в моей книге «Современное человековедение», в которой приведены многие эмоциональные и чувственные состояния человека, то вы сможете обнаружить у себя не меньше десятка эмоций и состояний, хотя, на первый взгляд, казалось, что ничего не чувствуется.
    Обычно я в этом месте делаю экскурс в эволюционное развитие человека. Отрицательные эмоции помогли нам выжить. Страх, гнев, ярость являлись способом выживания. В наше время актуальность этих чувств достаточно принизилась и выживание, наоборот, все больше связано с положительными эмоциями и пройдет несколько сотен лет и мы спокойнее будем реагировать на разные социальные процессы, может всегда с улыбкой. Ведущая роль положительных эмоций будет проявляться все больше и больше с каждым поколением. Человечество даже придумало психологов, которые работают, как специалисты по эмоциям. А среди них появляются позитивные и прогрессивные психологи, которые являются авангардом всех психологов в том направлении, к которому и движется логически эволюция.
    Итак, эмоции присутствуют всегда. И их количество определяют наше настроение. Настроение – это такой эмоциональный фон, который сопутствует нам продолжительное время. Аффект, эмоция, настроение. И теперь, такое эмоциональное состояние, как чувство. Перед ним, перед чувством можно назвать менталитет, хотя я еще до конца не пришел к определенному выводу, но думаю, что менталитет отражает как общечувственную составляющую настроения и чувств определенной категории людей, объединенных как территориально так и идеологически. Мы вернемся к этому попозже. Чувство – это более продолжительное эмоциональное состояние, которое может длиться всю жизнь. Чем крепче наши чувства, тем больше они влияют на наше настроение и наши эмоции, которые более поверхностны и более изменчивы. Смена эмоции может произойти за одну секунду, а настроение может поменяться от часа и более. Изменчивость настроения, его перепады могут служить сигналом об усталости или расстройстве нервной системы.
    Какие вы чувства знаете? Например, любовь, чувство долга, уважение, честь, патриотизм, если брать социальные чувства мы можем выйти на определенный менталитет. Чем крепче наши чувства, чем они актуальнее, тем больше влияния они оказывают на наш эмоциональный фон. Чувства определенно влияют наше настроении, поведение, мысли и возникает вопрос: что первично наши эмоции, наши поступки, наши мысли. Чтобы прояснить и понять этот вопрос, мы должны обратиться к филогенезу человека и определить, какие функции выполняют эмоции.
    Первая функция понятна всем психологам мира – заряд энергии для достижения удовлетворения потребности. Эмоции являются регулятором нашего движения к потребности, чем ближе мы к удовлетворению потребности, тем нам приятнее, чем дальше или вырисовывается перспектива, что потребность не будет удовлетворена, тем хуже у нас настроение. Если нам кажется, что наше настроение внезапно изменилось, то скорее всего, поступила какая-то информация об удовлетворении или неудовлетворении актуальной потребности. Психолог Симонов вывел такую формулу эмоций Э = П ? (Ин — Ис), где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Из формулы хорошо видно, что при ИсИн — положительный, т.е в зависимости от того, какой информацией мы располагаем по отношению к актуальной потребности, такая у нас эмоция и есть. Если информация конечная перспективная больше, чем первоначальная, то у нас отрицательная эмоция.
    На первый взгляд, все понятно, кроме того, если бы мы не были психологами. У нас закономерно возникнет вопрос, как так, разве информация может быть обработана эмоцией? Нет! Значит, обработка произошла с помощью мышления. И психологи в середине прошлого века доказали, что существует такой процесс, как когнитивная оценка ситуации.
    Какой вывод: мышление первично по отношению к эмоциям. Вроде у нас хорошие были мысли, но настроение поменялось. Как так получилось. Оказывается у человека есть латентное скрытое мышление, которое мы называем интуицией.
    Актуальная ситуация, в которой мы находимся постоянно для нашего сознания, но в то же время идет скрытое когнитивное сканирование ситуации на основе поступающих сигналов из окружающей среды, чтобы оценить ситуацию и среагировать на нее. Оценка идет постоянно и если она не угрожает или приближает нас к тому, чего мы хотим, но настроение ровное, если мы отходим или приближаемся, то когнитивная оценка автоматически дает нам эмоциональный сигнал и наступает быстрая перестройка организма в зависимости от информации. Мы чувствуем радость или внезапно ни с того ни с чего изменилось настроение. Отсюда настройка организма или на какие-то мышечные напряжения или на успокоение. Понятно, что энергия может быть и в положительную и отрицательную сторону: нападать, убегать, прыгать от счастья.
    Вторая функция эмоций – коммуникативная. Люди могут владеть собой до определенной степени, не будем брать шпионов, разведчиков или просветленных. Обычный среднестатистический человек в определенной ситуации будет поступать так и так, что и должно отразиться на его мимике и пантомимике. Если он так не поступает, то окружающие могут заподозрить неладное с ним. То есть когруэнтность вырабатывалась столетиями. И ее не соответствие считываются партнерами по общению. И наказывают или избегают. Люди вообще не испытывающие эмоции, такие нарушения психики есть, или не показывающие свои эмоции, изгонялись из общества и погибали. Т.е. естественный отбор сделал такими, что эмоциональные проявления сложно поддаются контролю со стороны сознания. Например, на востоке использовали такой детектор лжи как рис, горстка риса во рту не могла быть пережевана и проглочена если человек врал, так как у него пересыхало во рту. Эмоциональная выраженность приветствуется социумом и поощряется, так как влезть в чужие мысли мы не можем, то по эмоциям мы можем определить хотя бы насколько эти мысли адекватны той ситуации, которая актуальна сейчас. Если горе, то человек горюет, значит его мысли все-таки понятны.
    Меня волнуют сейчас несколько вопросов, связанных с практической психологией.
    Теперь кратко скажу, что делать, если есть эмоциональное состояние, которое невыносимо или просто неприятно, т.е про эмоции, которые надо выражать или все-таки не стоит. Психологи в этом случае делятся на 3 лагеря.
    Первые говорят о том, что сдерживание эмоций — занятие вредное и лучше выразить свою эмоцию, чем заталкивать ее в потайные уголки подсознания, из которых она может выскочить неожиданно и неприятно, или, в худшем случае, незаметно превратиться в напряжение организма, а дальше, где тонко тами рвется, недалеко и до психосоматики, т.е. приобретения болезни тела.
    Вторые, которых раньше было много, потом они забылись и теперь снова появляются более широко. Они говорят о том, что эмоции надо сдерживать, управлять собой и, если не получается, то надо идти к психологу на консультирование или к психотерапевту на лечение.
    Третьи, к которым я отношу и себя, обосновывают свои положения тем, что человек уникален, разносторонен и целостен и в любом вопросе требуется комплексный подход. Какие-то эмоции лучше сдерживать, какие-то лучше проявлять и главное в том, чтобы потом себя не обвинять в любом случае. Лучше потренироваться в тех ситуациях, когда надо сдержаться, а когда надо и дать волю своим чувствам.
    Я решил провести такое теоретическое выступление перед началом группы, чтобы мы более продуктивно проводили время. Меняя свои мысли, свои чувства мы будем управлять своим эмоциональным состоянием. Вывод нет плохих эмоций – есть плохие мысли. Как изменить мысли. Поговорим об этом попозже.
    Иван Котва, психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *