Сочинение на тему царскосельский лицей пушкина

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: В НеАдЕкВаТе

    С Царскосельским лицеем связана отдельная страница в истории русской культуры. Инициатива его создания, возникшая на фоне распростра­нения просветительских идей в России, принадлежала выда­ющемуся государственному деятелю, человеку прогрессивных взглядов и широкой образованности М. М. Сперанскому. Бу­дучи сторонником либеральных реформ, Сперанский считал, что необходимо воспитать «новых людей», способных на государственных постах осуществлять требуемые преобразования, руководствуясь сообра­жениями общего блага. Эту задачу он возлагал на будущий Лицей.
    12 августа 1810 г. Александр I подписал постановление об учреждении Лицея. Однако вскоре император внезапно отступил от курса на реформы, отстранил Сперанского и многих передовых людей от дел, а в главные по­мощники взял невежественного Аракчеева, активно проводившего в стра­не реакционную политику. Первоначальная идея Лицея уступила место плану создания привилегированного закрытого учебного заведения для отпрысков дворянских семей. И всё же кое-что из замыслов Сперанского уцелело: открывшийся в 1811 г. Лицей избрал своим девизом слова: «Для пользы общей» и поставил перед собой цель воспитать настоящую духовную элиту русского общества. Это определило характер деятельности заведения, формально уравненного в правах с университетами, но по сути не имевшего себе равных в России.
    Уникальным было само месторасположение Лицея. В Царском Селе, куда на лето перебиралась императорская семья, для него был перестроен флигель большого Екатерининского дворца, находившийся посреди рос­кошного парка, украшенного скульптурами, беседками, павильонами и прудами. Нетрудно представить, что такое окружение придавало особое поэтическое очарование лицейским будням. Достаточно необычной была и учебная программа заведения, содействовавшая развитию гуманитарного мышления и творческих способностей учащихся. Среди преподавателей было немало тех, кто, прослушав курсы в лучших отечественных и евро­пейских университетах, искренне стремился воспитать лицеистов образо­ванными людьми, в чьем сознании свободомыслие неотделимо от долга служения родине, а стремление к самореализации — от представлений о чести и достоинстве личности.
    Неудивительно, что из дружной лицейской семьи вышло немало талант­ливых «служителей муз» и прогрессивно мыслящих патриотов, оставивших свой след в истории и культуре России. К их числу принадлежала троица самых близких друзей Пушкина: А. Дельвиг (который, между прочим, устроил первую публикацию пушкинских стихов в серьезном журнале) — автор многих стихотворений, впоследствии положенных на музыку и рас­пространившихся на правах народных песен по всей России; литератор В. Кюхельбекер, более, впрочем, отметившийся в рядах декабристов (за что был приговорен к восьмилетнему заключению в одиночной камере с последующей ссылкой в Сибирь), а также видный деятель декабристского движения И. Пущин, тоже сполна заплативший за свои политические убеждения.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  2. С Царскосельским лицеем связана отдельная страница в истории русской культуры. Инициатива его создания, возникшая на фоне распростра­нения просветительских идей в России, принадлежала выда­ющемуся государственному деятелю, человеку прогрессивных взглядов и широкой образованности М. М. Сперанскому. Бу­дучи сторонником либеральных реформ, Сперанский считал, что необходимо воспитать «новых людей», способных на государственных постах осуществлять требуемые преобразования, руководствуясь сообра­жениями общего блага. Эту задачу он возлагал на будущий Лицей.12 августа 1810 г. Александр I подписал постановление об учреждении Лицея. Однако вскоре император внезапно отступил от курса на реформы, отстранил Сперанского и многих передовых людей от дел, а в главные по­мощники взял невежественного Аракчеева, активно проводившего в стра­не реакционную политику. Первоначальная идея Лицея уступила место плану создания привилегированного закрытого учебного заведения для отпрысков дворянских семей. И всё же кое-что из замыслов Сперанского уцелело: открывшийся в 1811 г. Лицей избрал своим девизом слова: «Для пользы общей» и поставил перед собой цель воспитать настоящую духовную элиту русского общества. Это определило характер деятельности заведения, формально уравненного в правах с университетами, но по сути не имевшего себе равных в России.Уникальным было само месторасположение Лицея. В Царском Селе, куда на лето перебиралась императорская семья, для него был перестроен флигель большого Екатерининского дворца, находившийся посреди рос­кошного парка, украшенного скульптурами, беседками, павильонами и прудами. Нетрудно представить, что такое окружение придавало особое поэтическое очарование лицейским будням. Достаточно необычной была и учебная программа заведения, содействовавшая развитию гуманитарного мышления и творческих способностей учащихся. Среди преподавателей было немало тех, кто, прослушав курсы в лучших отечественных и евро­пейских университетах, искренне стремился воспитать лицеистов образо­ванными людьми, в чьем сознании свободомыслие неотделимо от долга служения родине, а стремление к самореализации — от представлений о чести и достоинстве личности.Материал с сайта //iEssay.ruНеудивительно, что из дружной лицейской семьи вышло немало талант­ливых «служителей муз» и прогрессивно мыслящих патриотов, оставивших свой след в истории и культуре России. К их числу принадлежала троица самых близких друзей Пушкина: А. Дельвиг (который, между прочим, устроил первую публикацию пушкинских стихов в серьезном журнале) — автор многих стихотворений, впоследствии положенных на музыку и рас­пространившихся на правах народных песен по всей России; литератор В. Кюхельбекер, более, впрочем, отметившийся в рядах декабристов (за что был приговорен к восьмилетнему заключению в одиночной камере с последующей ссылкой в Сибирь), а также видный деятель декабристского движения И. Пущин, тоже сполна заплативший за свои политические убеждения.

  3. С Царскосельским лицеем связана отдельная страница в истории русской культуры. Инициатива его создания, возникшая на фоне распростра­нения просветительских идей в России, принадлежала выда­ющемуся государственному деятелю, человеку прогрессивных взглядов и широкой образованности М. М. Сперанскому. Бу­дучи сторонником либеральных реформ, Сперанский считал, что необходимо воспитать «новых людей», способных на государственных постах осуществлять требуемые преобразования, руководствуясь сообра­жениями общего блага. Эту задачу он возлагал на будущий Лицей.
    12 августа 1810 г. Александр I подписал постановление об учреждении Лицея. Однако вскоре император внезапно отступил от курса на реформы, отстранил Сперанского и многих передовых людей от дел, а в главные по­мощники взял невежественного Аракчеева, активно проводившего в стра­не реакционную политику. Первоначальная идея Лицея уступила место плану создания привилегированного закрытого учебного заведения для отпрысков дворянских семей. И всё же кое-что из замыслов Сперанского уцелело: открывшийся в 1811 г. Лицей избрал своим девизом слова: «Для пользы общей» и поставил перед собой цель воспитать настоящую духовную элиту русского общества. Это определило характер деятельности заведения, формально уравненного в правах с университетами, но по сути не имевшего себе равных в России.
    Уникальным было само месторасположение Лицея. В Царском Селе, куда на лето перебиралась императорская семья, для него был перестроен флигель большого Екатерининского дворца, находившийся посреди рос­кошного парка, украшенного скульптурами, беседками, павильонами и прудами. Нетрудно представить, что такое окружение придавало особое поэтическое очарование лицейским будням. Достаточно необычной была и учебная программа заведения, содействовавшая развитию гуманитарного мышления и творческих способностей учащихся. Среди преподавателей было немало тех, кто, прослушав курсы в лучших отечественных и евро­пейских университетах, искренне стремился воспитать лицеистов образо­ванными людьми, в чьем сознании свободомыслие неотделимо от долга служения родине, а стремление к самореализации — от представлений о чести и достоинстве личности. Материал с сайта //iEssay.ru

  4. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    «Лицей Пушкина»
    Работу выполнил:
    Новиков Игорь
    2004 год.
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр
    Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой
    Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей,
    Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной
    Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на
    Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина.
    Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер- юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на
    Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади
    Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. “Царского села прекрасные дубравы” навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских парков – ” садов Лицея”, он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей – одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе – ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей – один из филиалов Всероссийского музея
    А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине – бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца – флигель великих княжон, дочерей Павла I, – был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами
    Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами.
    Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор
    В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором – столовая с буфетом, Малый конференц- зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался
    Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин,
    В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели
    Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали
    Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата – вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым,
    Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское
    Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в
    Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора
    А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при
    А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году.
    Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.
    Холл в лицее.
    [pic]
    Комната Пушкина.

  5. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.
    Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода. Так же в углу стоит стул он совсем не украшен, посередине комнаты стоит небольшая кровать кок-раз для подростков 13-15 лет, алчное большое окно занимает почти всю стену. Если идти дальше по коридору, то мелькают комнаты и вместе с ними таблички на дверях. Вот комната Вильгельма Кюхельбекера, рядом жил Иван Пущин. Но я ищу комнату Пушкина, вот она под номером тринадцать. В его комнате высокий потолок чем-то он похож на купол церкви, здесь так же находиться тонкая перегородка между комнатами, вот и мне слышится, как будто через перегородку шепчутся Пушкин и Пущин. Луна через окно освещает профиль Пушкина. Интересно о чем же они шепчутся, возможно, о Наполеоне или же, о войне 1812 года. Вот уже и ночь Пушкин сидит на кровати с пером в руках, глаза блестят и вокруг лежат листы бумаги. Сейчас в коридоре очень тихо. Но я представляю утро, как начнется суета, топот ног, хлопанье дверей. Видится, как Вильгельм что-то забыл и возвращается к себе в комнату, Иван не спешит выходить из комнаты. А где же Пушкин? Вот и он. Стремительные шаги и жизнь вокруг него. Вот он вышел во двор, там садится на кресло и возможно откидывает голову или же сочиняет свои замечательные стихи.
    Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.

  6. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.
    Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода. Так же в углу стоит стул он совсем не украшен, посередине комнаты стоит небольшая кровать кок-раз для подростков 13-15 лет, алчное большое окно занимает почти всю стену. Если идти дальше по коридору, то мелькают комнаты и вместе с ними таблички на дверях. Вот комната Вильгельма Кюхельбекера, рядом жил Иван Пущин. Но я ищу комнату Пушкина, вот она под номером тринадцать. В его комнате высокий потолок чем-то он похож на купол церкви, здесь так же находиться тонкая перегородка между комнатами, вот и мне слышится, как будто через перегородку шепчутся Пушкин и Пущин. Луна через окно освещает профиль Пушкина. Интересно о чем же они шепчутся, возможно, о Наполеоне или же, о войне 1812 года. Вот уже и ночь Пушкин сидит на кровати с пером в руках, глаза блестят и вокруг лежат листы бумаги. Сейчас в коридоре очень тихо. Но я представляю утро, как начнется суета, топот ног, хлопанье дверей. Видится, как Вильгельм что-то забыл и возвращается к себе в комнату, Иван не спешит выходить из комнаты. А где же Пушкин? Вот и он. Стремительные шаги и жизнь вокруг него. Вот он вышел во двор, там садится на кресло и возможно откидывает голову или же сочиняет свои замечательные стихи.
    Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.
    Добавил: kentswat
    Беру!

  7. 7
    Текст добавил: Мысль по Древу

    Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    «Лицей Пушкина»
    Работу выполнил:
    Новиков Игорь
    2004 год.
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с
    множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр
    Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не
    просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой
    Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей,
    Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной
    Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его
    произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он
    является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из
    действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта
    связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в
    аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те
    времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на
    Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в
    доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас
    находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в
    бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина.
    Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь
    необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода,
    жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с
    расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще
    более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер-
    юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание
    состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на
    Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего
    света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как
    писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память
    увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади
    Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных
    музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и
    счастливыми. “Царского села прекрасные дубравы” навсегда стали дороги
    поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А
    когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских парков – ” садов Лицея”, он возвращался туда мысленно. Впечатление юности,
    красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской
    поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей – одно из передовых учебных заведений России первой
    четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким,
    каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974
    году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого
    этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная
    комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический
    кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и
    другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе – ученические
    рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей – один из филиалов Всероссийского музея
    А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного
    заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное
    заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В
    числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он
    осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней
    сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине – бывшем Царском Селе. В начале XIX века
    часть Екатерининского дворца – флигель великих княжон, дочерей Павла I, –
    был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами
    Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие
    классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая,
    со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом,
    опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля
    расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами.
    Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера,
    равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы
    цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование
    ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор
    В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После
    реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и
    административные помещения. На втором – столовая с буфетом, Малый конференц-
    зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Четвертый
    этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а
    торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это
    естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали
    примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался
    Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год
    воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его
    комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников
    первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин,
    В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России
    князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к
    университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось
    несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели
    Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали
    Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата – вождя Великой французской
    революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым,
    Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их
    обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское
    Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца,
    проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары,
    гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в
    Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые
    комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В
    послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора
    А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при
    А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году.
    Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого
    этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная
    комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический
    кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и
    другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы,
    принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы,
    иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.
    Холл в лицее.
    [pic]
    Комната Пушкина.

  8. М. Сперанский. По его замыслу, лицей должен был подготовлять образованных и передовых людей. Поэтому по проекту лицея, составленному Сперанским, в программу были включены предметы не только среднего, но и высшего учебного заведения, в частности политические науки. Во главе лицея был поставлен близкий Сперанскому человек В. Ф. Малиновский. Были назначены лучшие профессора и преподаватели. Среди них необходимо отметить профессора политических наук А. П. Куницына, особенно любимого Пушкиным. Противник крепостного права, Куницын своей критикой деспотизма и рабства, защитой прав личности и свободы воспитывал многих лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия. Французский язык и литературу преподавал Будри, брат знаменитого якобинца Марата, много рассказывавший лицеистам о французской революции. Лекции этих и близких к ним по духу профессоров, а также запрещённая политическая литература, имевшая большое распространение среди лицеистов, превращали лицей времён Пушкина в школу политического вольномыслия. Недаром Пушкин и его друзья называли его «лицейской республикой».
    Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов, товарищей Пушкина, была проникнута духом вольномыслия, жила дружной, братской семьёй.
    Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своём послании к бывшим лицеистам, Пушкин так характеризовал лицейское «святое братство»:
    Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он -под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
    Лицеисты живо интересовались и политическими событиями, и литературной жизнью.
    Отечественная война 1812 года, поход русской армии за границу, взятие Парижа — все эти события волновали лицеистов, вызывали оживлённые обсуждения, заставляли следить за отечественными и иностранными журналами. Товарищ Пушкина по лицею И. И. Пущин в своих воспоминаниях рассказывает: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».
    В Пушкине под влиянием этих событий ещё более окрепла любовь к родине и народу. В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814) юный поэт с восторгом пишет о русских ратниках-богатырях. С болью в сердце он говорит о пожаре Москвы, о её развалинах, но утешается тем, что занятие Москвы французами было началом их гибели:
    Утешься, мать градов России. Воззри на гибель пришлеца. Взгляни: они бегут. ..
    Пушкин видит источник победы России над Наполеоном в героизме русского народа-патриота, в отпоре широких народных масс врагу.
    Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.
    В лицейские годы Пушкин много читал.
    Лицеисты выписывали целый ряд журналов и книг, горячо обсуждали вопросы литературы. Среди воспитанников лицея были юноши с поэтическим талантом: Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер. Уже с конца 1811 года в лицее стали издаваться рукописные газеты, журналы, сборники. Пушкин принимает в них деятельное участие. В лицейские годы Пушкин пишет много и в разных жанрах: оды, элегии, послания, поэмы, комедию, роман. До нас дошло около ста двадцати стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не всё, что написано им в эту пору.
    Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись с кипучей энергией. «Не только в часы отдыха от ученья в рекреационной зале на прогулках, — рассказывает его товарищ по лицею С. Комовский,— но нередко в классах и даже во время молитвы Пушкину приходили в голову разные пиитические (поэтические) вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, кои занимали его. . .»
    В стихотворном послании к одному из учителей («Моему Аристарху», 1815) сам Пушкин пишет о том, как у него рождаются стихи:
    Сижу ли с добрыми друзьями, Лежу ль В постели пуховой, Брожу ль над тихими водами В дубраве тёмной и глухой. Задумаюсь—взмахну руками, На рифмах вдруг заговорю.
    Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растёт, как сказочный богатырь, не по дням, а по часам. Он быстро проходит годы ученичества у классицистов XVIII века и у поэтов начала XIX века: Жуковского, Батюшкова. Ясность и трезвость мысли, критическое отношение к своим учителям предохраняют Пушкина от ученического подражания. «Бреду своим путём; будь всякий при своём», — заявляет он в послании Батюшкову (1815), предложившему ему петь «войны кровавый пир». Своё, пушкинское сказывается уже в лицейских стихах Пушкина, в его, по выражению Белинского, «художнической способности. . . свободно переноситься во все сферы жизни», в «простом и верном взгляде на действительность». Уже в этих стихах проявляются особенности языка Пушкина: ясность, точность, меткость, выразительность и смелая новизна словесных образов. Слава Пушкина-поэта растёт не только среди лицеистов. С 1814 года стихи Пушкина начинают печататься в журнале «Вестник Европы», а с 1815 года — ещё в двух журналах.
    В январе 1815 года на экзамене Пушкин прочитал в присутствии Державина свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Державин был взволнован силой поэтического дарования Пушкина. Маститый поэт екатерининского века увидел в поэте-лицеисте своего достойного преемника.
    Но не один Державин отметил поэтический талант Пушкина. Ему изумлялся Батюшков; скупой на похвалы Карамзин, навестив Пушкина в лицее, сказал ему: «Пари, как орёл, но не останавливайся в полёте».
    В своём письме к П. А. Вяземскому (1815) Жуковский сообщает о том, что он посетил в лицее «молодого чудотворца — Пушкина». Дальше он пишет: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
    В лицее Пушкин установил товарищеские связи со многими лицеистами, а с Дельвигом, Пущиным и Кюхельбекером его связывала искренняя, глубокая дружба. Пушкин был человек живой, общительный, а потому, когда воспитанникам старших курсов разрешили посещать дома знакомых, живущих в Царском Селе, он широко воспользовался этим разрешением. Летом 1816 года
    жил в Царском Селе Карамзин, знавший и высоко ценивший Пушкина. Поэт посещал дом Карамзина, слушал чтение отрывков из «Истории Государства Российского», беседы Карамзина с посетителями. У Карамзина Пушкин познакомился с П. Я- Чаадаевым, офицером гвардейского гусарского полка, а через Чаадаева — со многими молодыми офицерами этого полка, в числе которых были члены организаций, предшествовавших декабристским Северному и Южному обществам. Чаадаев, свободолюбивый и широкообразованный человек, стал другом Пушкина и оказал на него большое и благотворное влияние. В послании «Чаадаеву» (1821) Пушкин говорит об этом:
    Твой жар воспламенял к высокому любовь.
    «Высокое» на языке Пушкина и декабристов значило — политические, общественные, научные, литературные интересы. Беседы с Чаадаевым укрепили и расширили свободолюбивые взгляды и настроения Пушкина.
    Ко времени окончания лицея Пушкин вполне был подготовлен к высокому назначению поэта-гражданина. Его умственный кругозор расширился, оформились передовые взгляды, возмужал его поэтический талант, он горел желанием «отчизне посвятить души прекрасные порывы».
    9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт покинул стены школы, вступил в жизнь.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.
    Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода. Так же в углу стоит стул он совсем не украшен, посередине комнаты стоит небольшая кровать кок-раз для подростков 13-15 лет, алчное большое окно занимает почти всю стену. Если идти дальше по коридору, то мелькают комнаты и вместе с ними таблички на дверях. Вот комната Вильгельма Кюхельбекера, рядом жил Иван Пущин. Но я ищу комнату Пушкина, вот она под номером тринадцать. В его комнате высокий потолок чем-то он похож на купол церкви, здесь так же находиться тонкая перегородка между комнатами, вот и мне слышится, как будто через перегородку шепчутся Пушкин и Пущин. Луна через окно освещает профиль Пушкина. Интересно о чем же они шепчутся, возможно, о Наполеоне или же, о войне 1812 года. Вот уже и ночь Пушкин сидит на кровати с пером в руках, глаза блестят и вокруг лежат листы бумаги. Сейчас в коридоре очень тихо. Но я представляю утро, как начнется суета, топот ног, хлопанье дверей. Видится, как Вильгельм что-то забыл и возвращается к себе в комнату, Иван не спешит выходить из комнаты. А где же Пушкин? Вот и он. Стремительные шаги и жизнь вокруг него. Вот он вышел во двор, там садится на кресло и возможно откидывает голову или же сочиняет свои замечательные стихи.
    Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин. .

  10. Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей.
    Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю — восьмую — главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции. И тогда возникают строки:
    В те дни, когда в садах Лицея
    Я безмятежно процветал…
    Ибо все начиналось с Лицея.
    Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в нем шесть лет (с 1811 по 1817), проведенные на лицейской скамье?
    Царскосельский Лицей был создан императором Александром I как особое учебное заведение, привилегированное, где питомцы не просто получают сумму знаний, но и воспитываются, свободно общаясь с учителями и наставниками. В Лицее все равны. Никто не смеет бранить слуг, «хотя бы они были и крепостные люди». Отменены телесные наказания. Приглашены блестящие преподаватели.
    Все шесть лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родные навещали сыновей в строго определенные дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков; миром, живущим по своим возвышенным благородным законам. Этот мир назывался: «Лицейская республика». Мир «Лицейской республики» стал для воспитанников родиной, отечеством:
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам — Царское Село.
    Разумеется, либеральный дух, царивший в Лицее, сам воспитывал юношей. Но кроме того, там преподавали идеи Вольтера и Руссо, французских просветителей. Лицеисты изучали величайшие творения мировой литературы, им преподавали политэкономию, право естественное, публичное и гражданское. Особую роль в становлении мировоззрения лицеистов сыграл убежденный вольнодумец, молодой профессор А. П. Куницын. На его лекции о «естественном праве», то есть о праве каждого человека на свободу и равенство, специально приезжали будущие декабристы: Пестель, Глинка, Оболенский, Бурцов.
    Куницыну дань сердца и вина!
    Он создал нас, он воспитал наш пламень,
    Поставлен им краеугольный камень,
    Им чистая лампада возжена…—
    писал Пушкин в 1825 году..
    В раннем лицейском творчестве Пушкина намечены три основные линии лирики: высокая гражданская поэзия, эпиграмматическая лирика и романтические стихи.
    В традициях классической оды написано стихотворение 1815 года «Лицинию». Особенно примечательны последние, заключительные строки:
    Свободный Рим возрос,
    А рабством погублен
    В них звучит важнейшая, определяющая для всего пушкинского мировоззрения идея: рабство страшно и губительно, своей безнравственностью. Это философское толкование свободы и рабства, безусловно, заложена А. П. Куницыным. Мысль о безнравственности, противоестественности рабского состояния приведет десять лет спустя двух других лицеистов — Пущина и Кюхельбекера — на Сенатскую площадь.
    Что касается ранней романтической лирики Пушкина, то в ней выделить какую-то одну тему практически невозможно. Сам художественный метод — романтизм — предполагает некое неразрывное переплетение основных тем, существующих только в своем единстве. Прежде всего, романтизм воспевает свободную человеческую личность, противостоящую серой массе — толпе. Таким образом, тема духовной, личной свободы как высшей, абсолютной ценности противостоит доминирующей в классицизме теме гражданского долга. Разумеется, духовная свобода предполагает реализацию личности в любви и дружбе — главных жизненных ценностях. Потому мотивы «вольности святой», «дружества» и любви взаимосвязаны в лицейской лирике Пушкина.
    Но лицейский период — эпоха ученичества для Пушкина. Это время, когда он осваивает те богатства, которые накопили русская и мировая литература, осваивает, чтобы обрести свой путь. Именно поэтому в его лирике можно различить множественные влияния: Державин, Жуковский, Батюшков, Руссо, Вольтер, Парни, Байрон…
    Кроме того, в Лицее формируется и исключительное для начала XIX века поэтическое самосознание Пушкина, осмысление занятий поэтических, литературных как особого дела, дела всей жизни. Державин был министром, сенатором, Дмитриев — министром, Карамзин — придворным историографом, служили Жуковский, Вяземский, Батюшков, Грибоедов. Первым профессиональным поэтом стал в России Пушкин. О значимости на государственном уровне своего дела, о праве поэта заниматься литературой и только ею, а не пописывать стихи или пьесы на досуге впервые заговорил Пушкин на лицейской скамье:
    Равны мне писари, уланы,
    Равны законы, кивера,
    Не рвусь я грудью в капитаны
    И не ползу в асессора…

  11. Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей, Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина. Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер-юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. «Царского села прекрасные дубравы» навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских
    парков — » садов Лицея», он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей — одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе — ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей — один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине — бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца — флигель великих княжон, дочерей Павла I, — был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором — столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем — Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата — вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.

  12. Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей.
    Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю — восьмую — главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции. И тогда возникают строки:
    В те дни, когда в садах Лицея
    Я безмятежно процветал…
    Ибо все начиналось с Лицея.
    Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в нем шесть лет (с 1811 по 1817), проведенные на лицейской скамье?
    Царскосельский Лицей был создан императором Александром I как особое учебное заведение, привилегированное, где питомцы не просто получают сумму знаний, но и воспитываются, свободно общаясь с учителями и наставниками. В Лицее все равны. Никто не смеет бранить слуг, «хотя бы они были и крепостные люди». Отменены телесные наказания. Приглашены блестящие преподаватели.
    Все шесть лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родные навещали сыновей в строго определенные дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков; миром, живущим по своим возвышенным благородным законам. Этот мир назывался: «Лицейская республика». Мир «Лицейской республики» стал для воспитанников родиной, отечеством:
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам — Царское Село.
    Разумеется, либеральный дух, царивший в Лицее, сам воспитывал юношей. Но кроме того, там преподавали идеи Вольтера и Руссо, французских просветителей. Лицеисты изучали величайшие творения мировой литературы, им преподавали политэкономию, право естественное, публичное и гражданское. Особую роль в становлении мировоззрения лицеистов сыграл убежденный вольнодумец, молодой профессор А. П. Куницын. На его лекции о «естественном праве», то есть о праве каждого человека на свободу и равенство, специально приезжали будущие декабристы: Пестель, Глинка, Оболенский, Бурцов.
    Куницыну дань сердца и вина!
    Он создал нас, он воспитал наш пламень,
    Поставлен им краеугольный камень,
    Им чистая лампада возжена…—
    писал Пушкин в 1825 году..
    В раннем лицейском творчестве Пушкина намечены три основные линии лирики: высокая гражданская поэзия, эпиграмматическая лирика и романтические стихи.
    В традициях классической оды написано стихотворение 1815 года «Лицинию». Особенно примечательны последние, заключительные строки:
    Свободный Рим возрос,
    А рабством погублен
    В них звучит важнейшая, определяющая для всего пушкинского мировоззрения идея: рабство страшно и губительно, своей безнравственностью. Это философское толкование свободы и рабства, безусловно, заложена А. П. Куницыным. Мысль о безнравственности, противоестественности рабского состояния приведет десять лет спустя двух других лицеистов — Пущина и Кюхельбекера — на Сенатскую площадь.
    Что касается ранней романтической лирики Пушкина, то в ней выделить какую-то одну тему практически невозможно. Сам художественный метод — романтизм — предполагает некое неразрывное переплетение основных тем, существующих только в своем единстве. Прежде всего, романтизм воспевает свободную человеческую личность, противостоящую серой массе — толпе. Таким образом, тема духовной, личной свободы как высшей, абсолютной ценности противостоит доминирующей в классицизме теме гражданского долга. Разумеется, духовная свобода предполагает реализацию личности в любви и дружбе — главных жизненных ценностях. Потому мотивы «вольности святой», «дружества» и любви взаимосвязаны в лицейской лирике Пушкина.
    Но лицейский период — эпоха ученичества для Пушкина. Это время, когда он осваивает те богатства, которые накопили русская и мировая литература, осваивает, чтобы обрести свой путь. Именно поэтому в его лирике можно различить множественные влияния: Державин, Жуковский, Батюшков, Руссо, Вольтер, Парни, Байрон…
    Кроме того, в Лицее формируется и исключительное для начала XIX века поэтическое самосознание Пушкина, осмысление занятий поэтических, литературных как особого дела, дела всей жизни. Державин был министром, сенатором, Дмитриев — министром, Карамзин — придворным историографом, служили Жуковский, Вяземский, Батюшков, Грибоедов. Первым профессиональным поэтом стал в России Пушкин. О значимости на государственном уровне своего дела, о праве поэта заниматься литературой и только ею, а не пописывать стихи или пьесы на досуге впервые заговорил Пушкин на лицейской скамье:
    Равны мне писари, уланы,
    Равны законы, кивера,
    Не рвусь я грудью в капитаны
    И не ползу в асессора…

  13. Общеобразовательная школа №1248.
    Реферат по литературе на тему:
    «Лицей Пушкина»
    Работу выполнил:
    Новиков Игорь
    2004 год.
    Общая оценка жизни.
    Первая треть XIX века – золотой век русской литературы. Это время связано с множеством великих имен, среди которых, несомненно, выделяется Александр Сергеевич Пушкин.
    Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой Петербурга, его архитектурным совершенством, призрачностью белых ночей, Пушкин создал в своих произведениях совершенно особый образ Северной Пальмиры.
    Литературное творчество поэта неразрывно связано с Петербургом. В таких его произведениях, как «Медный всадник», «Пиковая дама», «Домик в Коломне» он является не просто фоном разворачивающихся событий, а, фактически, одним из действующих лиц.
    В Петербурге, являвшимся для Пушкина источником вдохновения, с именем поэта связано огромное количество мест.
    Почти всегда стесненный в средствах, Александр Сергеевич никогда не жил в аристократических районах столицы. Он снимал квартиры в Коломне (в те времена – городская окраина), за Фонтанкой недалеко от Летнего сада, на Большой Морской.
    Самым известным адресом является последняя квартира Пушкиных, снятая ими в доме княгини Волконской (современный адрес – Мойка, 12, где сейчас находится мемориальный музей). Довольно скромная, занимавшая 11 комнат в бельэтаже, квартира была не очень удобна для большой семьи Пушкина. Домашний шум мешал поэту, высоко ценившему тишину и уединение, столь необходимые для творческого труда.
    Как известно, А.С.Пушкин, происходивший из древнего, но обедневшего рода, жил в основном на доходы от издания своих произведений. Но, по сравнению с расходами, эти доходы были совсем незначительны. Расходы увеличились еще более, когда 34-летнему Пушкину был пожалован низший придворный чин камер-юнкера, обязывавший его и Наталью Николаевну бывать при дворе. Отпевание состоялось в расположенной неподалеку церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. В церковь были допущены только представители «высшего света», а огромные массы народа заполнили огромную площадь, образовав, как писали современники, «ковер из голов».
    Пушкин похоронен в Святых (Пушкинских) горах. В Петербурге его память увековечена памятниками, установленными на Пушкинской улице, Площади Искусств, месте дуэли на Черной речке, а также в коллекциях мемориальных музеев на Мойке, 12 и в Царскосельском Лицее.
    История лицея.
    Годы, проведённые в Лицее А.С. Пушкиным, были для него самыми светлыми и счастливыми. “Царского села прекрасные дубравы” навсегда стали дороги поэту.
    До конца жизни он не мог забыть город своей юности и часто посещал его. А когда ссылки надолго оторвали поэта от царскосельских
    парков – ” садов Лицея”, он возвращался туда мысленно. Впечатление юности, красота Царского села ярко отображены во всём творчестве гения русской поэзии. Сейчас Лицей, где учился А.С. Пушкин стал музеем .
    Царскосельский Лицей – одно из передовых учебных заведений России первой четверти XIX века. Мемориальный музей был открыт в 1949 году, но таким, каким он был при АС. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которые
    рассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе – ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину.
    Мемориальный музей-Лицей – один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения.
    Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству.
    Лицей расположен в городе Пушкине – бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца – флигель великих княжон, дочерей Павла I, – был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения.
    Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором – столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата – вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.
    В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского восстановил интерьеры.
    Мемориальный музей был открыт здесь в 1949 году. Но таким, каким он был при А.С. Пушкине, Лицей предстал перед посетителями только в 1974 году. Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал, Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 – А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения. В экспозиционных комнатах представлены материалы, принадлежавшие Пушкину и другим лицеистам, а также материалы, иллюстрирующие историю Лицея вплоть до 1917 года.
    Вид на лицей.

    Холл в лицее.
    Комната Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *