Сочинение на тему церковь покрова на нерли презентация

4 варианта

  1. Лебедь-храм Покрова на Нерли. Подготовка к сочинению – описанию памятника культуры.

    Страна Россия
    Село Боголюбово, Суздальский
    район Владимирской обл.
    Конфессия Православие
    Епархия Владимирская и Суздальская
    Основатель Андрей Боголюбский
    Дата основания XII век
    Церковь Покрова на Нерли
    Древней церкви нежный силуэт
    Отразился в зеркале реки,
    И струится лучезарный свет
    Храма, что воздвигнут на Нерли.
    Белый, легкий, устремленный ввысь –
    Словно камнем обернулась песня.
    Словно лебедь, осеняет мыс
    И готов умчаться в поднебесье.
    Церковь ту построил князь Андрей,
    Праздник чтя, не думая о славе;
    Храм, пройдя века до наших дней,
    Все грустит о юном Изяславе.
    Матерь Богородица родная!
    Русь возьми под свой святой Покров –
    Пусть она живет, беды не зная,
    И минует вражеских оков.

    Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
    Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

    “Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
    Из книги Е. И. Осетрова “Живая Древняя Русь”
    И есть покоя Знак – в течении Нерли,
    Где Храм парит у кромочки земли,
    Где в светлом белопенном отражении
    Векам канон как жизни продолженье.

    Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, там, где Нерль впадает в Клязьму.
    Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне
    Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.
    Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника.

    Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.
    Столп – в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.
    Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.
    Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество.)
    Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.
    Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
    Три женские маски с волосами, заплетёнными в косы.
    Такие же маски помещены и на боковых частях фасада. Храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.
    Из книги Е. И. Осетрова “Живая Древняя Русь”
    Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.”
    Из книги Е. И. Осетрова “Живая Древняя Русь”
    “Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.”
    Из книги Е. И. Осетрова “Живая Древняя Русь”
    “Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.”
    Из книги Е. И. Осетрова “Живая Древняя Русь”
    “На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.”
    Из книги Е. И. Осетрова “Живая Древняя Русь”
    “Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…”
    Храм на картинах русских художников…
    Худ. Павел Ошеров
    Худ. В.В.Шилов
    Храм на картинах русских художников…
    Худ. Сергей Панин
    Храм на картинах русских художников…
    Худ. Ирина Тарасова
    С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»
    С.А.Баулин
    «Храм Покрова на Нерли»
    План сочинения
    1. Дорога к храму.
    2. История храма.
    3. Архитектурные особенности церкви.
    4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина.
    5. Моё впечатление о храме.
    Как вы могли бы озаглавить текст?
    «Храм Покрова на Нерли»
    «Поэма в камне»
    «Лебедь – храм»
    «Лебедь белокаменный»
    «Чудо на Нерли»
    Рабочие материалы
    Белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.
    …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
    И.Э.Грабарь.

  2. 7
    Что символизирует весна, храм, мать, малыш? Весна – вечное обновление жизни. Храм – вечная красота, память о прошлом. Мать – добро, благополучие, продолжение жизни. Девочка – продолжение рода человеческого, его будущее.
    8
    А все вместе символизирует ЖИЗНЬ. По-видимому, именно весенняя природа позволяет художнику ярко выразить свое мироощущение: жизнь будет продолжаться, обновляться до тех пор, пока мы будем понимать и ценить красоту, бережно хранить память о прошлом, любить и знать свой народ и его историю.
    9
    Три элемента композиции, дающие представление о замысле художника. Мирное небо Беззаботное детство Вечная красота
    10
    Словарно – стилистическая работа. Задания. 1. Подобрать синонимы (в том числе контекстуальные) к слову ХРАМ. 2. Подобрать эпитеты к слову ХРАМ. 3. Подобрать эпитеты к словам ОБЛАКА, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕЛЕНЬ, ОДУВАНЧИКИ, ДЕРЕВЬЯ, НЕБО 4.Подумать, с чем ассоциируется храм Покрова на Нерли, с чем его можно сравнить. 5. Назвать языковые средства, с помощью которых передается состояние среды.
    11
    1. Церковь, шедевр, гениальное творение древних зодчих, животворящая святыня, древнее здание (сооружение), чудесная постройка, чудо, поэма в камне, жемчужина архитектуры, строение. 2. Белопенный, фантастический, белокаменный, ослепительно белый, изумительный, взлетающий, необычайно легкий, величавый, невесомый, изящный, чарующий, изысканный, гармоничный, устремленный в высь, неповторимый. 3. белоснежные, ярко – белые, затененные, золотистые, розовые. пьянящий, бодрящий. синяя, лиловато – холодная. изумрудная, сочная, свежая, яркая, влажная. ярко – желтые, трогательные, спутники весны. столетние, вековые. голубое, лазурное, ослепительно голубое, ясное, мирное. 4. С каменным цветком, облаком, парусом, свечой, маяком. 5. ЛИЧНЫЕ И БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: теплеет, все стихло, замерло, слегка подул ветерок. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ: тихо, ветрено, прохладно, свежо, сыро. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: утро, тишина.
    12
    Повторение о жанре публицистике – репортаже. Репортаж – это живой рассказ с места события в публицистическом стиле. Рассказ о каком-то значимом государственном событии (празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей и т.д);об исторических местах, знаменитых людях и др. Профессия человека, ведущего репортаж – журналист – репортер. Журналист, ведущий репортаж, не всегда является участником события. Задача репортера – воссоздать картину того, о чем идет речь, подробно, выразительно, живо рассказать о происходящем, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выражение личного отношения к происходящему. Вступительная часть должна сразу заинтересовать читателя или слушателя.
    13
    Работа над сочинением – репортажем по картине. Как бы вы начали репортаж о церкви Покрова на Нерли? Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? Какую временную форму предпочтительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создать впечатление «сиюминутности» происходящего? Какую мысль вы будете утверждать в своем репортаже вслед за автором? Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к описываемому храму и окружающей его природе? Чем обычно завершается репортаж?
    14
    Пример сочинения – репортажа ученика. Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панорамой одиноко белеющего в нерлинской пойме храма Покрова на Нерли. Если вы пешие, как говорится в старину,- то час пути от Владимира, если конные – считанные минуты. Современные люди выбирают автомобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир – Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголюбово. Дальше пойдем пешком… Смотрите внимательно – сейчас вас охватит то состояние души, которое возникает только от одного словосочетания «русское поле». Редко кто здесь не испытывает душевного порыва, ведь с русским полем связано столь много, начиная от широты характера россиян и кончая понятием Русь, Россия. Мы умышленно привели вас на противоположную сторону реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама. Сейчас мы поднимемся на холм. Еще мгновение… Вот оно – чудо! Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотритесь в голубое небо и белоснежные облака… Кажется, будто белопенное здание плывет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод. Здесь необыкновенно хорошо! «Ле – по – та!» – так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны – одуванчики. Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком – то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не создано руками человека. При виде древних стен, изысканных в своей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается волнение, радость, вера в прекрасное – то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо. На лугу беззаботно играет маленькая девочка, рядом с ней великолепной панорамой любуется мама. Все дышит миром и спокойствием. Это замечательно, что ребенок с детства приобщается к прекрасному. Очень хочется верить, что, научившись понимать и ценить красоту, девочка будет ощущать ответственность за ее сохранность и передаст это чувство уже своим детям. Вот на противоположном берегу появилась группа людей. Для них, видимо, важно рассмотреть архитектурные детали храма. С этой целью мы отправляемся к древним стенам в следующий раз. сегодня нам важно рассказать об идеально гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением древних зодчих. В этой гармонии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном. Пора возвращаться. Но как – то грустно расставаться с этой красотой, с удивительным ощущением умиротворенности. Красота искусства и природы питает и воспитывает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!
    15
    Работа с текстом сочинения Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие недостатки вы можете отметить в вступительной части? Отредактируйте вступление с учетом замечаний. Что создает во вступлении ощущение присутствия на месте события? Какие конструкции придают речи динамичность и эмоциональность? Удалось ли автору сформулировать основную мысль репортажа? В чем вы видите достоинства главной части сочинения? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы придать зарисовке живость, образность? При помощи каких языковых средств достигается эмоциональность изображаемого? Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чувства? Какие конструкции вы бы ещё включили в основную часть репортажа? Считаете ли вы удачной концовку репортажа?
    16
    Задание на дом Написать сочинение в жанре репортажа о церкви Покрова на Нерли, изображенной на картине С.В. Герасимова.
    17
    Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос. С.И. Львова,Г.А. Богданова, В.В. Львов. 2008г. Учебник для ОУ. Класс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Дрофа. Москва. 2009г. Научно – методический журнал «Русский язык в школе» 5 – 2005 г. Галкина Г.Н. Сочинение – репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
    18
    МОУ СОШ им. М. Пассара Найхинского сельского поселения Учитель русского языка и литературы Мироненко Е.П. Декабрь 2011 г.

  3. 7
    По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви. В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.
    8
    Местоположение Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
    9
    10
    Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
    11
    Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притвора, с хорами на западе, четырьмя опорами, тремя нефами, тремя апсидами.
    12
    Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию eгo легкой ycтpeмленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом. Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках. Боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла соответственно.
    13
    Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан.
    14
    Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями.
    15
    Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца царя Давида, помещенная в центральные закомары, вызывает ассоциации с самим Андреем Боголюбским, стремившимся к прекращению усобиц на Русской земле. Недаром по обеим сторонам от Давида изображены два голубя, символизирующие мир, а под ними – фигуры львов как символ побежденного зла.
    16
    В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.
    17
    Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

  4. 4
    Текст добавил: Играющая с огнём

    7
    8
    Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
    9
    10
    11
    12
    Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
    13
    Памятник мирового искусства Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства. В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако, недостаток средств не позволил начать работы.
    14
    Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия.
    15
    Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
    16
    На просторе… будто изготовясь к полету, стояла белокаменная церковь. Вот-вот взмахнет она белыми крыльями, вскрикнет по-лебединому и взмоет в небо, чтобы присоединиться к стае отлетающих на юг печальных птиц. Нет, не на лебедь похожа она – на русскую женщину. Стоит на лугу и ждет мужа, прислушивается к стуку конских копыт… Веками простоит – ее ли учить терпению?..
    17
    18
    B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0% BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0% 20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0% BB%D0%B8&rpt=simage&img_url= aevsky24.files%2Fimage073.jpg&p=51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *