Сочинение на тему цветы запоздалые

13 вариантов

  1. В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему – трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа – любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови – явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце».
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты».
    Ему надоели ух наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение усовести, что его только раздражало. Егорушка вел себя, как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объятьях тело мертвецки пьяного князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние – деньги, завел любовницу словом, опускался все ниже и Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но они умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся – благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.

  2. В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку.
    Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что.
    Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное. Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце».
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты». Ему надоели их наставления и упреки.
    Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объятьях тело мертвецки пья-цого князя Егорушки.
    Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились. Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки.
    События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви.
    В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла. Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений.
    Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы… Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.
    »crosslinked«

    Материалы по теме:

    Рецензия на повесть В . В . Быкова Карьер
    ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По творчеству В. Быкова)
    Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)
    Нравственный выбор героев в повести В. Быкова Сотников
    РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. В. БЫКОВА ОБЕЛИСК
    В. Быков. Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили

  3. В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек.
    Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце».
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты».
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объятьях тело мертвецки пья-цого князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже. Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.
    А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы — период безвременья, когда идеалы народничества рухнули, а новых еще не существовало. Чехов и не хотел жить по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их. У него не было окончательно сложившегося идеала будущего человека. Чехов смотрел на жизнь и искал этот идеал. Он понимал, что нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни, а его может дать лишь сама жизнь.
    Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: «Что мир «кишит негодяями и негодяйками», это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать самое литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле… Литератор обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни…» Вот почему Чехова больше привлекал заурядный поток жизни — та, по определению Гоголя, «тина мелочей», барахтаясь в которой люди перестают замечать, как ничтожны их цели. Именно здесь Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, нужно было показать, как под влиянием привычки обессмысливается поведение людей, то есть нужно было показать обычного человека в его обыденном существовании. И чтобы показать жизнь во всем ее разнообразии, Чехов в своих рассказах описывает действия, происходящие в городе и в деревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.
    В произведениях одного только года больше двухсот пятидесяти основных персонажей, которые являются представителями почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные — от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, доктора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действие эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в своем идеале.
    Так, например, мелкий чиновник в изображении Чехова — это злобный, завистливый, вздорный и трусливый человек. Обыкновенно он вполне удовлетворен условиями своего существования, а если и бывает иногда недоволен, то лишь тем положением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах изменить эту жизненную установку чиновника. Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог («Смерть чиновника»). Тонкий закончил гимназию, однако, как только услышал, что друг его детства уже тайный советник, тут же «съежился, сгорбился, сузился» и «Ваше превосходительство… Хи-хи-с!» («Толстый и тонкий»). По этому поводу сам Чехов писал: «…Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником».
    Страницы: 1 2
    Понравилось сочинение » Сочинение по рассказу Чехова «Цветы запоздалые», тогда жми кнопку Put this script tag to the of your page

  4. (Рассказ А. П. Чехова “Цветы запоздалые” )
    В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: “хорошенькой, как героиня английского романа”. Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что “вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце”.
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль “и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты”.
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант “держал в своих объятьях тело мертвецки пья-цого князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях “человека” болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню”. Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.

  5. В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце».
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты».
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя, как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объятьях тело мертвецки пьяного князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 ООО приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси
    последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.

  6. 6
    Текст добавил: Блуждающий Дух

    В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: “хорошенькой, как героиня английского романа”. Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что “вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце”.
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль “и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты”.
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант “держал в своих объятьях тело мертвецки пьяного князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях “человека” болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню”. Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.

  7. «.. .на сходный сюжет (разница в аранжировке) Чехов написал три произведения. “Зеленую косу” в апреле, “Скверную историю” в июне и “Цветы запоздалые” в октябре. Однако троекратное использование сходной темы (интересен, безусловно, сам путь: серьезная идиллия ^ анекдот ^ элегия) все же не есть поиск жанровой формы, а скорее только выбор архитектонической формы завершения одной и той же фабулы, варьирующейся в зависимости от “адресата”. Мы не видим и здесь серьезных литературных задач. Главным (определяющим творческие интенции писателя) оказывается вновь читатель, для которого и, быть может, из-за которого написаны произведения»2.
    Однако, как нам представляется, структура и сюжетная основа «Цветов запоздалых» имели для Чехова большое значение, ведь к ним он возвращается в одном из самых известных рассказов зрелого периода «Ионыч» (1898)3. Правда, в позднем рассказе фабула оказывается «перевернутой»: если доктор Топорков в конце ранней повести приходит к духовному просветлению, «оживает», то путь Старцева, напротив, ведет его к равнодушию и апатии.
    Раннюю повесть от этого рассказа отличают не только фабульные перестановки, но и то, что в ней акцентирована популярная в массовой литературе мелодраматическая линия4. И разработка мелодраматической
    45
    Новый филологический вестник. 2015. №3(34).
    формулы у Чехова, на наш взгляд, связана не только с жанровыми экспериментами, но и с проблемой воздействия на читателя.
    Исследователями не раз отмечалось, что у каждого издания «малой прессы» был свой стиль, своя читательская аудитория5. Это не снимало проблему конкуренции, ведь автору было необходимо завоевать расположение публики. Решение такой задачи является более трудным, чем кажется на первый взгляд. Сложность связана с тем, что массовый читатель всегда подготовлен к восприятию популярного текста: ему заранее известны формулы и шаблоны, которые используют писатели. Несмотря на то, что массовый читатель и массовая литература конца XIX в. – явления с довольно размытыми границами (существует предположение, что массовую литературу этого периода следует называть «протомассовой литературой»6), литератору, сотрудничавшему в популярных журналах, необходимо было создать произведение, которое одновременно отвечало бы ожиданиям реципиента и было способно его удивить7.
    Нам представляется, что эта проблема связана с особого рода событийностью, характерной для формульных текстов. Чаще всего под событием понимается происшествие, влекущее за собой серьезные перемены в художественном мире произведения, иначе говоря, затрагивающее исключительно фикциональную реальность8. Есть все основания полагать, что в популярной литературе категория события сближает вымышленный мир и реальность читателя. Можно говорить о своеобразном парадоксе: с одной стороны, массовая культура максимально разводит фикциональный и реальный мир, ведь литературный текст перестает быть только эстетическим объектом и превращается в предмет потребления. С другой стороны, основной задачей как читателя, так и автора становится преодоление дистанции, возникшей между произведением и реципиентом. Чтобы насладиться текстом, читатель стремится до определенной степени вчувствоваться в него, а писатель всеми средствами старается ему в этом помочь. Такая коммуникация между воспринимающим сознанием и текстом основывается на балансе противоречивых ощущений читателя: он должен ощущать дистанцию, разделяющую его и художественный мир («я знаю, как это сделано»), однако в определенный момент ему необходимо «забыть» об этой дистанции. Таким образом, абсолютная предсказуемость формульного текста для реципиента преодолевается. В этом смысле кажется необходимым говорить о событийности популярного текста для читателя, а не только для персонажей. Важно отметить, что при этом событие для героев и событие для реципиента могут не совпадать.
    Примером, иллюстрирующим наши положения, могут послужить жанры новеллы и анекдота, где «пуантом» далеко не всегда будет исключительное происшествие: часто юмористический финал основывается, например, на языковой игре, каламбуре.
    Одним из чеховских способов вовлечения читателя в художественный мир рассказа является смешение жанров. Так, сочетание анекдотических и притчевых черт, о которых говорит В.И. Тюпа9, рассуждая о зрелом твор-
    46
    Новый филологический вестник. 2015. №3(34).
    честве писателя, вполне вероятно, берет начало в ранние годы, когда необходимость эксперимента с формой служила Чехову не только в эстетических, но и в практических целях.
    Как говорилось выше, жанровые эксперименты молодого писателя часто связывались с использованием приемов, характерных для мелодрамы. Элементы этого жанра были любимы читателями разного толка и могли появляться в рассказах, повестях и романах самой разнообразной тематики. Чеховский эксперимент в этой сфере обычно заключался в приглушении мелодраматической эффектности. (По словам С.Д. Балухатого, «мелодрама намечает сюжет, устанавливает тему, подбирает и координирует характеры и их поведение, организует диалог и движет композицию с расчетом вызвать у зрителя наисильнейшее напряжение его художественных эмоций, набольшую, “предельную” реакцию его чувств на эффекты слова-действия…»10.) Чехов добивается этого, например, перебивая сцены, выдержанные в мелодраматическом ключе, инородными жанровыми дискурсами, из-за чего заметно снижается пафос происходящего (так построено повествование в «Драме на охоте»). Другой вариант трансформации этого жанра можно наблюдать в повести «Зеленая коса», где за счет «мемуарного» типа повествования мелодрама превращается в идиллию, где в принципе невозможны изменения счастливого хода вещей, тем более резкие и бесповоротные.
    «Цветы запоздалые» в этом отношении текст неоднозначный. С одной стороны, это большая форма, а именно большие формы чаще всего использовались Чеховым для творческого эксперимента, но, с другой стороны, повесть обладает большой степенью событийности для героев, мелодрама выходит здесь на первый план.

  8. ЛЮБОВЬ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ. В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи кня­зей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собствен­но, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю оста­ется только собственным воображением ее представить. Она доволь­но симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избав­ляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егоруш­ку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас бо­гатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыг­рает трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостой­ному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсозна­тельно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности нату­ры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадеж­ную любовь, которая жжет его сердце».
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты».
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя, как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз на­пивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объ­ятьях тело мертвецки пьяного князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре по­является в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклон­ских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влю­биться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным обра­зом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 ООО приданого. Княгиня рассудила, что назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, То­порков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Ма­руси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти де­вушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незауряд­ную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.

    читать похожие:

    Цветы запоздалые А.Чехов
    «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости…» (по повестям А. И. Куприна)
    Растлевающая власть денег (пороману О. де Бальзака «Отец Горио»)
    Изображение губительной власти денег по произведению Оноре де Бальзака

  9. Ф. М. Горленко. Экспрессивно-смысловые связи слов как основа художественной образности в рассказе А. П. Чехова «Цветы запоздалые»
    Известно, что анализ художественного текста как целостной эстетической системы предопределяется навыком, умением видеть внутреннее, семантическое взаимодействие компонентов художественной речи: «Язык художественного текста в своей сущности является определенной художественной моделью мира и в этом смысле своей структурой принадлежит «содержанию»- несет информацию» (Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.). Проза А. П. Чехова в этом отношении особенно интересна, поскольку за внешней краткостью, лаконизмом фразы скрыто движение семантических элементов, их объединение, взаимовлияние, что обусловливает неповторимый почерк писателя. Язык прозы Чехова выделяется своеобразием сложной повествовательной композиции, проявляющейся в том или ином виде чередования эпизодов, в таких формах литературного изложения, как повествование, описание, рассуждение, лирическое отступление, в смене речи повествователя и персонажей, диалогов и монологов.
    Представляют интерес наблюдения над языком раннего рассказа А. П. Чехова «Цветы запоздалые» (1); в нем налицо своеобразие насыщенной смысловой компоновки словесного материала, умение образно ориентировать семантические элементы смысловой структуры слова. Для достижения максимального художественного эффекта используются разнообразные языковые приемы, опирающиеся на семантические связи слов. Так, придается особенное значение образно-смысловому развертыванию внутренней формы слова. При изображении постепенного социального распада княжеской семьи Чехов называет их Приклонскими (первоначально они назывались Зебровыми). Приклонские – словесный знак с прозрачной внутренней формой, формально и семантически мотивированной глаголом приклонить (приклонить голову – разг. приютиться, найти место, где жить) (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.). В художественной системе рассказа образный смысл словесного знака «Приклонские» реализуется посредством варьирования семантически родственных слов, ассоциативно связанных со значением глагола приклонить (ср.: приклонить – приютиться, просить приюта, умолять о помощи): «Старая княгиня и княжна Маруся стояли в комнате молодого князя, ломали пальцы и умоляли. Умоляли они так, как только могут умолять несчастные, плачущие женщины» (392); «В гостиной зажгли огни, и пришла какая-то гостья, а они все умоляли» (394); «Спасите его, доктор!- сказала она, поднимая на него свои большие глаза. – Умоляю вас!» (398); «И глаза, полные мольбы и любви, остановились на его лице» (429); «И Егорушка, проклиная сестру, целую неделю провалялся у ее ног, прося ее не уходить» (426). Художественный эффект достигается не только повторением семантически родственных слов (просить, умолять), но и посредством собственно лексического повтора: «…умоляли. Умоляли… так, как только могут умолять…».
    Экспрессивно-семантические связи, направленные на образное обыгрывание внутренней формы слова, формируют как бы смысловой фундамент метафорического приравнивания. Внутренняя «одеревенелость» Топоркова подчеркивается вначале семантически одноплановыми словами (сухой – деревянный; неподвижный – деревянный): «Лицо красивое, но слишком сухое и слишком серьезное для того, чтобы казаться приятным. Оно, сухое, серьезное и неподвижное, ничего не выражало, кроме сильного утомления целодневным тяжелым трудом» (397); «Топорков положил шляпу и сел прямо, как манекен, которому согнули колени и выпрямили плечи и шею» (404), а затем закрепляется через метафору, введенную в структуру текста через внутреннюю речь персонажа: «В голове матери мелькнула маленькая идейка. Ей вдруг захотелось приласкать этого деревянного человека» (403 – 404). Не только Топорков, но и все, с чем он сталкивался (люди, предметы), воспринимается княгиней как нечто такое, что имеет отношение к его «одеревенению»: «Что вам угодно?- повторила княгиня, и ей показалось, что от старухи сильно пахнет деревянным маслом» (411). Сатирическое изображение Топоркова усиливается паронимической аттракцией, построенной на варьировании однокоренных слов с начальным звуковым элементом «гло» (глотательный, глотал, глотая, глоток), ассоциативно связанных со звуковыми комплексами «глы», «гла»: «Доктор пил и молчал. Видимо, он игнорировал окружающих и не видел перед собой ничего, кроме чая. Тишина воцарилась гробовая, изредка нарушаемая глотательными звуками. Топорков глотал очень громко. Он, видимо, не стеснялся и пил, как хотел. Глотая, он издавал звуки, очень похожие на звук «глы». Глоток, казалось, изо рта падал в какую-то пропасть и там шлепался обо что-то большое, гладкое» (405). Звуковой элемент «глы», ассоциативно соотнесенный с «гло», «гла», семантизируется, вызывая в сознании читателя смысловую ассоциацию со словом «глыба»; ассоциативность подкрепляется семантическим объединением слов признакового характера (большое, холодное, гладкое, но внутренне пустое, как пропасть) – такими семантическими сцеплениями подготавливается имплицитная метафора «Топорков не просто глыба, а глыба льда», введенная в текст через речь княгини: «Лед! Дерево!- заговорила княгиня по уходе доктора.- Это ужасно! Смеяться не умеет, деревяшка этакая!» (407). Однако образ доктора Топоркова подается в рассказе не только через восприятие княгини, ее систему оценок. Автор предоставляет возможность каждому действующему лицу высказать свою точку зрения, дать свою оценку Топоркову.
    В представлении Маруси Топорков – герой, ученый человек, резко отличающийся от всех, кто ее окружает: «Удивительный человек, всемогущий человек!- говорила она.- Как всемогуще его искусство! Посуди, Жорж, какой высокий подвиг: бороться с природой и побороть!» (401); «Прелестное лицо! – думала Маруся, восхищаясь и лицом, и голосом, и словами.- Какой ум и сколько знаний! Зачем Жорж военный? И ему бы быть ученым» (406). Маруся восхищается не только доктором, а всем, что связано с ним: «Поза, в которой застала его Маруся, напоминала те позы величественных натурщиков, с которых художники пишут великих полководцев» (421); «кабинет с роскошной обстановкой, все вместе взятое, дополняли величественную картину»; «Топорков величественно покачнулся, сел на другое кресло, vis-a-vis, и впился своими вопросительными глазами в лицо Маруси» (421). Нанизывание родственных слов и форм (величественных, величественную, величественно) и примыкающего по смыслу (великих) как нельзя лучше передает Марусино восприятие доктора.
    Характеристика персонажей дополняется экспрессивной ориентацией суффиксальной морфемы. Уменьшительно-ласкательное значение суффикса -ушк- в словообразовательной структуре имени собственного Егорушка задает смысловые тональности, способствующие созданию образа «взрослого ребенка». Интересно отметить, что по мере развертывания характеристики Егорушки в значении суффикса -ушк- нейтрализуется сема ласкательности, а на первый план выдвигается сема уменьшительности, вокруг которой группируется целый ряд семантически связанных слов: «Князь Егорушка лежал на кровати и своими красивыми, кроличьими глазками глядел в потолок. Самые разнокалиберные чувства и помыслы копошились в его отуманенных мозгах и ноющей душонке» (393); «его мучили маленькие угрызения (вероятно, тоже очень маленькой совести)» (394); «Егорушка замигал глазками и поддакивал»; «Егорушка приходил в телячий восторг, когда выигрывал». Семантическая связь слов (глазками, маленькие угрызения, маленькой совести), соотнесенных по смыслу со значением уменьшительности в слове Егорушка, и создает в структуре рассказа комический образ «взрослого дитяти». Эффект комизма в данном случае достигается и за счет соединения в одном контексте стилистически разнородных слов (ср.: помыслы – ноющая душонка, разнокалиберные чувства), которые тоже работают на реализацию образности и высвечивают авторскую позицию по отношению к персонажу.
    А. П. Чехов использует различные приемы характеризации Егорушки: а) лексический повтор – «Мать и сестра ухватились за него руками и заставили еще раз побожиться и поклясться честью. Егорушка еще раз побожился и поклялся честью» (394); б) образно-смысловое развертывание метафоры – «В каждой морщинке Егорушкиного лицо сидела тысяча тайн. Он таинственно кашлянул, значительно поглядел на Марусю и, как бы желая сообщить ей нечто ужасно важное и секретное, сел на ее ноги и нагнулся слегка к ее уху» (414); в) экспрессивное использование неопределенного местоимения – «Она давным-давно уже привыкла видеть в своем барине нечто такое, что нужно носить, раздевать, укрывать». Смысловое наполнение конструкций, описывающих Егорушку, целиком может быть отнесено к описанию поведения ребенка. Эта линия лексического наполнения выдержана писателем вплоть до финала рассказа: «Егорушка жив и здоров. Он бросил Калерию Ивановну и теперь живет у Топоркова. Доктор взял его к себе и души в нем не чает. Егорушкин подбородок напоминает ему подбородок Маруси, и за это позволяет он Егорушке прокучивать свои пятирублевки. Егорушка очень доволен» (431).
    Совершенно в ином плане раскрывается состояние княжны Маруси. Чувство любви, охватившее ее, передается через традиционную метафорическую символику «любовь – пожар»: «Дрожа всеми членами, она упала в постель, спрятала пылающую голову под подушку и начала, насколько хватило сил, решать вопрос: «Неужели?!» (413); «И в то же время мечты, от которых замирает душа и горит голова, закопошились в ее мозгах» (413); «И когда таким образом Маруся металась в постели и чувствовала всем своим существом, как жгло ее счастье, сваха ходила по купеческим домам и щедрою рукою рассыпала докторские фотокарточки» (414); «И красное зарево, как следствие сильного душевного пожара, разлилось по ее лицу и шее». Образно-смысловая организация слов (пылающую, горит, жгло, зарево, пожар и др.), скрепленных общим семантическим элементом (семой «горение»), передает не только внутреннее состояние Маруси, но и ее социальное положение: она пылает не только от любви, но и от бедности, унижений: «Я горю, Никифор,- говорила Маруся.- А Никифор хныкал и разъедал ее раны воспоминаниями». Совмещение разных переносных значений в одной форме («гореть» – любить, «гореть» – терпеть крах) и создает лаконичность словесного выражения.
    Аналогичная лексико-семантическая символика образно отражает и душевное воскресение Топоркова: «В груди стучало сердце, а в голове творилось нечто небывалое, незнакомое… Тысяча непрошеных воспоминаний закопошилась в его горячей голове»; «Доктор… покраснел первый раз за все время своей практики. Глаза его замигали, как у мальчишки, которого ставят на колени. Он конфузливо закашлялся»; «Топорков, красный, с стучащим сердцем, тихо подошел к ней и расстегнул ее шнуровку».
    Необходимо остановиться на форме образно-смысловой трансформации общеязыкового слова, обрастающего в рамках контекста художественными приращениями смысла, способствующими введению его в новые экспрессивно-семантические ряды. Например, вещественное существительное «грязь», кроме основного, денотативного, значения, приобретает в рассказе коннотативные образные смыслы, доходящие до художественного обобщения «грязь – жизнь, окружающая Топоркова»: «На дворе стояло серое, слезливое утро. Темно-серые, точно грязью вымазанные облака всплошную заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску. Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой недели ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи»; «…шлепая по жидкой грязи, моя героиня плелась к доктору Топоркову»; «Вспомнил Топорков свои семинарские «идеалы» и университетские мечты, и страшною, невылазною грязью показались ему эти кресла и диван, обитые дорогим бархатом. Он подался вперед и поднял Марусю с грязи, на которой она лежала, поднял высоко, с руками и ногами». Словесный ряд «грязь»- кресла, диван (бытовые атрибуты жизни) и имплицитно выводимое «жизнь» образуют единое экспрессивно-смысловое целое. Писатель активизирует образные смыслы не только отдельного слова, но и целого семантического комплекса (быть спицей в глазу; ездит как бы в «пику»; в воображении торчало гвоздем одно лицо): «Доктор Топорков был спицей в глазу Приклонских» (392); «ездит на паре, как бы в «пику» Приклонским, которые ходят пешком и долго торгуются при найме экипажа» (392); «И в воображении Маруси торчало гвоздем одно порядочное, разумное лицо» (410).
    Мастерство А. П. Чехова проявляется и в умении комбинировать лексические единицы, семантически связанные в общеязыковой системе (синонимы, антонимы), которые приобретают в структуре фразы окказиональный характер, что создает эффект комизма, юмора: «Пришел доктор, Иван Адольфович, маленький человек, весь состоящий из очень большой лысины, глупых свиных глазок и круглого животика» (396); «Калерия Ивановна глупа и пуста, но это не мешало ей уходить каждый день от Приклонских с полным желудком. Она жена клубного маркера, только всего, но это не метало быть полной хозяйкой в доме Приклонских» (419); «Входили к нему по очереди. Входили с бледными лицами, серьезные, слегка дрожащие, выходили же от него красные, вспотевшие, как после исповеди, точно снявшие с себя какое-то непосильное бремя, осчастливленные» (420). Антонимично связаны слова не только входили – выходили, но и окказионально противопоставленные бледные, серьезные – красные, вспотевшие, осчастливленные.
    Антонимические связи слов образно реализуют в рассказе известные чеховские координаты – «между тем, что есть, и между тем, что должно быть». В структуре рассказа они представлены противопоставлением «явь – сон». «Явь» – несчастные, плачущие женщины, «сон» – «сны снились им, когда они уснули, самые восхитительные. Спящие, они улыбались от счастья, – так хороши были сны».

  10. В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце».
    Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты».
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объятьях тело мертвецки пья-цого князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.

  11. Текст сочинения:
    В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: хорошенькой, как героиня английского романа. Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Люби? мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек. Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови явление распространенное.
    Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жер?венной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце.
    Егорушка, в свою очередь, тоже испы?ывает сложные чувства к родне: ему их жаль и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты.
    Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя, как ?ипичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мер?вецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официан? держал в своих объятьях тело мер?вецки пьяного князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях человека болтался, как гусь, которого только что зарезали и несу? в кухню. Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визи?ы его к ним кончились.
    Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. Собы?ия развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор проси? руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не люби? ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила роман?ические планы о прекрасном будущем.
    Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По су?и, он женился на деньгах.
    Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную чер?у, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже.
    Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.
    Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талан? доктора и незаурядную волю. Маруся благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, най?и занятие копирование запрещено в жизни. Но, увы…
    Несомненная ценность ?ворчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.
    Права на сочинение “Любовь дороже денег (рассказ А. П. Чехова Цветы запоздалые)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  12. Маруся Приклонская – девушка порядочная, воспитанная и благоразумная. Она почитает свою мать и во всем ее слушается. Вся любовь Марусиного сердца обращена и к брату Егорушке. Но он давно уже идет по наклонной. Увлечения Егора порочны и опасны. Жизнь свою он тратит на развлечения и получение утех всякого рода. Выпивки, драки и нехорошие связи всегда оплетают жизнь Егорушки. Княгиня Приклонская пытается поучать сына примером их бывшего крепостного Топоркова, которому удалось выбиться в люди и стать уважаемым врачом. Но Егора ее рассказы мало интересуют.
    Маруся пытается объяснить подобное поведение брата безответной любовью. Она считает, что так он заглушает душевную боль. Егору же вроде и жаль свою семью. Но постоянные наставления матушки и сестры доводят его до бешенства. Тогда он лишь желает, чтобы они исчезли из его жизни. Напиваясь до беспамятства, парень только проклинает свою семью и ничуть не беспокоится о бессонных ночах матери и страданиях сестры.
    Внезапная болезнь детей вынуждает Приклонскую обратиться за помощью к Топоркову. Маруся влюбляется в доктора, приписывая ему все благородные черты, о которых она начиталась в романах. Девушка считает его достоинством и несходство с порочным братом. Топорков внезапно просит руки Маруси, но вместе с ней он требует от княгини и солидного приданого. Подобная просьба оскорбляет Приклонскую. Но отказом доктор не огорчен, он вскоре женится на богатой купчихе.
    Княгиня пристыжена скорым разорением семьи и вскоре умирает. Егор опускается все ниже, открыто встречаясь с любовницей и забирая у Маруси последние деньги. Маруся страдает от душевных терзаний, и постепенно это приводит к болезни. Несчастная княжна приходит к Топоркову и признается ему в любви. Доктор раскаивается в своем браке по расчету и в том, что он наживался на горе людей. Он намерен увезти Марусю на лечение в Париж, но это не спасает девушку от скорой смерти.
    Запал Топоркова стих с ее последним вздохом. Он вернулся на родину и продолжил жить по-прежнему. Но лишь Егора забрал он к себе, ведь тот сильно напоминал ему чертами лица Марусю. Егор же не думал меняться, и все так же тянул деньги с благодетеля, кутил и опускался на дно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *