Сочинение на тему данко отрывок из рассказа старуха изергиль

10 вариантов

  1. В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.
    Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.
    Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.
    И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.
    Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.
    Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.
    Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.
    А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.
    С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

    Сочинение Характеристика и образ Данко

    В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.
    Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.
    И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.
    Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.
    Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.
    В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.
    Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.
    Теперь вы знаете Чем интересен образ Данко. 7 класс

  2. В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.
    В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.
    В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: “Веди ты нас!”. И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. “– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!”.
    Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. “Идем!” – крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека – Данко.

  3. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
    Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
    От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
    Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
    Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
    Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
    Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
    Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей – в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
    Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
    Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
    Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
    Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

  4. Русских писателей всегда волновал вопрос о смысле жизни человека. Для чего мы приходим на эту землю. Что является главным в окружающем нас мире. Каким должен быть человек, чтобы оставить после себя добрую память. В рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль» отражена мечта писателя о гордых и красивых людях, которые способны повести за собой, способны на любые жертвы ради своего народа. Эта идея воплощена в образе Данко..
    Данко – это романтический герой, в котором Горький выразил свое представление о смысле жизни. В этом образе воплощена также и мечта о свободе. Когда на племя гордых людей напали враги, Данко был среди тех, кто отказался покориться и скрылся в лесах. Но очень скоро беглецов охватило отчаяние. Первыми стали роптать женщины, потому что их дети плакали от холода и страха, а мужчины умирали от голода и болезней. Страшный черный лес высасывал из людей здоровье и надежду. И уже нашлись люди, которые предлагали вернуться и покориться врагу. Но тут появился Данко. Он убедил людей, что нельзя сдаваться, нельзя отказываться от свободы. Нужно найти выход из черного леса и начать новую свободную жизнь на другой земле. Горький показывает, как люди поверили Данко и пошли за ним. Легче не стало, но появилась надежда, и она придавала людям силы. Однако лес становился все гуще и темнее, страшные бури гудели в его вершинах, снова и снова гибли изгнанники в страшных смрадных болотах. И тогда людьми овладела злоба. Во всех своих бедах они обвинили Данко. Люди окружили его плотной толпой и готовы были расправиться с ним. Это самый сильный и самый яркий эпизод в рассказе. Данко вдруг почувствовал страшную жалость к этим людям, потому что в их глазах не осталось ничего человеческого. В его сердце загорелась горячая любовь к своему народу. И он разорвал свою грудь, выхватил горящее сердце и высоко поднял его над головой. Страшная тьма отступила перед этой пылающей любовью, а Данко устремился вперед, освещая людям дорогу. И вдруг деревья расступились и открылась умытая грозой и залитая солнцем долина. Люди так обрадовались, что забыли о Данко, а тот упал и умер. А какой-то осторожный человек наступил на горящее сердце ногой. Сердце рассыпалось на тысячи ярких искр, которые по вечерам мерцают в траве..
    Легенда о Данко настолько убедительная, что у читателя не остается сомнения: смысл жизни заключается в беззаветном и бескорыстном служении своему народу. Жизнь для людей, для их счастья и освобождения, даже если этого никто не оценит, – такой, по мнению Горького, должна быть жизненная позиция человека.

  5. Цели:
    показать особенности раннего творчества
    М.Горького на примере рассказа “Старуха
    Изергиль”
    проанализировать легенду о Данко с точки зрения
    ее идейного и художественного своеобразия
    через анализ легенды воспитать в учащихся
    уважение к высоким нравственным качествам:
    бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
    Оборудование:
    портрет М. Горького
    рисунки учащихся к легенде о Данко
    Эпиграф к уроку
    Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде
    чудесного факела,
    который попал человеку в руки на мгновение, и его
    нужно
    заставить пылать как можно ярче, прежде чем
    передать
    грядущим поколениям. (Б. Шоу)
    Ход урока
    1. Вступительная часть урока. Создание
    мотивации, эмоциональный настрой на анализ
    легенды.

    Слово учителя.
    – “…Учитесь, читайте, научитесь уважать людей
    за их работу, за все то, что они сделали для
    Вас…”, – так говорил человек, который сам был
    постоянно завален работой, просиживал за столом
    по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет
    которого вы видите на доске, – Алексей Максимович
    Горький. Горький всегда пристально наблюдал за
    жизнью, видел в ней и радости, и горести, и
    разочарования, и негодования.
    За несколько месяцев до создания рассказа
    “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать – не
    значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие
    слова, которые бы звучали, как колокол набата,
    тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть
    отвращение к настоящему будет беспоойной, острой
    болью и жажда будущего – страстным мучением”.
    Так понимал высший смысл и\жизни и искусства
    писатель. И сам искал сильное, яркое слово,
    которое могло бы подвигнуть человека на подвиг,
    заставить изменить жизнь. В детстве для себя
    Горький нашел такие слова… В чем? В книгах.
    – Что же заставило его обратиться к книгам?

    Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

    – В детстве будущему писателю пришлось много
    работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в
    магазин обуви, потом Горький поступил в
    иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в
    помощники садовника. В 15 лет желание учиться было
    огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки
    всем желающим даром преподаются. Оказалось, что
    это не так. Горький снова поступает на работу, а
    при возможности “почитывает книжки”. Только
    книги показывали ему иную жизнь. Книга для него –
    это чудо, в котором заключена душа написавшего
    ее. Нередко он плакал, читая, – так хорошо
    рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный
    дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью,
    давал себе торжественные обещания помочь людям,
    честно послужить им, когда вырастет.
    – И как же, когда вырос, Горький послужил людям?
    (Своими книгами.)
    – Давайте подведем итог всему сказанному: о чем
    же размышлял в ранних произведениях писатель? (О
    сильной яркой личности, которая могла бы повести
    за собой людей и показать им, что жизнь можно
    изменить к лучшему.)
    2. Словарная работа.
    Что такое легенда? (Легенда – один из самых
    значительных жанров письменности на протяжении
    всего европейского средневековья, начиная с
    шестого века. Первоначально – житие святого,
    написанное для чтения в день его памяти. В
    фольклоре легенда – рассказ, в основе которого
    лежит чудо, фантастический образ или
    представления, которые воспринимаются как
    достоверные.)
    Работа в группах.(Обращение к
    ассоциативному мышлению учащихся.)
    Составьте словесный портрет человека-легенды.
    (Затем все мнения детей озвучиваются и
    записываются на доске и в тетрадях, потом эти
    ключевые слова можно использовать при написании
    творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны,
    умеющий преодолевать трудности, опасности,
    жертвующий собой во имя других, совершающий
    подвиг…
    3. Работа с текстом художественного
    произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по
    проблемным вопросам.

    “Жили на земле в старину одни люди,
    непроходимые леса окружали с трех сторон таборы
    этих людей, а с четвертой – была степь. Были это
    веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла
    однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные
    племена и прогнали прежних в глубь леса.

    – Какими вы видите людей этого племени?
    Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы
    чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

    (Мнения учащихся:
    – Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как
    они, должны идти до конца, ничего не бояться.
    – Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я
    думаю, ждет смерть.
    – Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни,
    поэтому, когда возникла опасность, они и не
    смогли бороться с чужими племенами.
    – Если это сильные и смелые люди, как пишет
    автор, то почему же они испугались “тяжелой
    поры” и даже не стали сопротивляться?)
    ________________________________________________________
    Там были болота и тьма, потому что лес был
    старый, и так густо переплелись его ветви, что
    сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва
    могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую
    листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то
    подымался смрад, и от него люди гибли один за
    другим. Тогда стали плакать жены и дети этого
    племени, а отцы задумались и впали в тоску.

    – Как вы думаете, можно ли было как-то спасти
    племя от гибели?

    (- Люди ушли в глубь старого леса, где были
    болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но
    ничего не предпринимали. Думаю, они просто
    оказались слабыми.
    – Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые
    мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
    – Нужно было что-то делать, а не просто
    тосковать.)
    _________________________________________________

    Нужно было уйти из этого леса, и для того были
    две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые
    враги, другая – вперед, – там стояли
    великаны-деревья, плотно обняв друг друга
    могучими ветвями, опустив узловатые корни
    глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья
    стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и
    еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам,
    когда загорались костры. И всегда, днем и ночью,
    вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно
    точно собиралось раздавить их, а они привыкли к
    степному простору. А еще страшней было, когда
    ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо
    гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем
    людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы
    они пойти биться насмерть с теми, что однажды
    победили их, но они не могли умереть в боях,
    потому что у них были заветы, и коли б умерли они,
    то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они
    сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум
    леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени
    от костров прыгали вокруг них в безмолвной
    пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а
    торжествуют злые духи леса и болота… Люди все
    сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины
    не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют
    тоскливые думы. И ослабли люди от дум… Страх
    родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас
    родили женщины плачем над трупами умерших от
    смрада и над судьбой скованных страхом живых, – и
    трусливые слова стали слышны в лесу, сначала
    робкие и тихие, а потом все громче и громче …
    Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар
    волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не
    боялся рабской жизни…

    – Что помешало людям бороться за свое племя?
    Оставалась ли еще надежда на спасение?

    (- Горький описывает, как страшно людям было в
    лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей
    по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей,
    а ведь они привыкли к свободе, к простору степи.
    Страх помешал им действовать.
    – Люди, хотя и оказались в дремучем лесу,
    все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но
    боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и
    заветы.
    – Но если люди останутся в лесу и будут дальше
    гибнуть от смрада болот, то все равно заветы
    будет некому передать, поэтому все-таки надо
    никогда не терять надежды на спасение… Все равно
    нужно было что-то делать…
    – Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому
    что это были сильные люди и они не переставали
    думать, как выбраться из леса, а значит,
    когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
    – Какие краски являются главными в описании
    природы, окружающей людей?
    (Краски тьмы:
    “там были болота и тьма… так густо переплелись
    ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи
    солнца едва могли пробить себе дорогу до болот
    сквозь густую тьму”.)
    ____________________________________________________
    Но тут явился Данко и спас всех один. Данко –
    один из тех людей, молодой красавец. Красивые –
    всегда смелы. И вот он говорит им, своим
    товарищам:
    – Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не
    делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим
    силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и
    пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на
    свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
    Посмотрели на него и увидали, что он лучший из
    всех, потому что в очах его светилось много силы и
    живого огня.
    – Веди ты нас! – сказали они.
    Тогда он повел…”

    – Как восприняли люди предложение Данко?
    Почему они поверили ему?

    (- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто
    предложил выход.
    – Человек всегда рад тому, кто решит за него, что
    делать.
    – В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером
    и будут ему благодарны за спасение.
    – Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому
    пошли за Данко.
    – “Красивые – всегда смелы”, – так пишет Горький.
    Данко лучший из всех людей, потому что в его очах
    светилось много силы и живого огня, поэтому люди
    и поверили ему и пошли за ним.)
    ____________________________________________

    “Повел их Данко. Дружно все пошли за ним –
    верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и
    на каждом шагу болото разевало свою жадную
    гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали
    дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки
    между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и
    каждый шаг много стоил пота и крови тем людям.
    Долго шли они… Все гуще становился лес, все
    меньше было сил! И вот стали роптать на Данко,
    говоря, что напрасно он, молодой и неопытный,
    повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и
    ясен.
    Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали
    деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так
    темно, точно в нем собрались сразу все ночи,
    сколько их было на свете с той поры, как он
    родился. Шли маленькие люди между больших
    деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и,
    качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели
    сердитые песни, а молнии, летая над вершинами
    леса, освещали его на минутку синим, холодным
    огнем и исчезали так же быстро, как являлись,
    пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем
    молний, казались живыми, простирающими вокруг
    людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные
    руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь
    остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на
    идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был
    трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но
    им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в
    злобе и гневе обрушились на Данко, человека,
    который шел впереди их. И стали они упрекать его в
    неумении управлять ими, – вот как!
    Остановились они и под торжествующий шум леса,
    среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить
    Данко.
    – Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек
    для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты
    погибнешь!
    – Вы сказали: “Веди!” – и я повел! – крикнул
    Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть
    мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что
    сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели
    сохранить силы на путь более долгий! Вы только
    шли, шли, как стадо овец!
    Но эти слова разъярили их еще более.
    – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все
    гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали
    тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых
    он понес труд, и видел, что они – как звери. Много
    людей стояло вокруг него, но не было на лицах их
    благородства, и нельзя было ему ждать пощады от
    них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но
    от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и
    думал, что, может быть, без него они погибнут. И
    вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их,
    вывести на легкий путь, и
    тогда в его очах засверкали лучи того могучего
    огня… А они, увидав это, подумали, что он
    рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и
    они насторожились, как волки, ожидая, что он будет
    бороться с ними, и стали плотнее окружать его,
    чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он
    уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в
    нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
    А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел,
    и лил дождь…

    – Проанализируем описание грозы. Как оно
    помогает отразить состояние людей и
    происходящее между ними?

    (- Гроза – страшное явление: грозно зашептали
    деревья, грозно шумят молнии.
    – Употребляются активные глаголы: грянула,
    скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они
    передают динамику действия.
    – Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь
    молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.
    – Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и
    холодное”. Автор даже не называет, что это.
    Неопределенное местоимение усиливает
    впечатление таинственности, загадочности, а
    значит, возрастает и страх.
    – Разъяренные люди видятся Данко в зверином
    облике.
    – Снова возникает образ кольца как угрозы, когда
    люди, как волки, стали плотнее окружать Данко,
    чтобы легче было схватить его и убить.)
    – Как вы считаете, что может дальше
    произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за
    трусость?

    (- Людей много, это толпа, а толпа может
    растерзать.
    – Данко может дальше убеждать людей и, возможно,
    убедит.
    – Данко может бросить людей и спасти самого
    себя.
    – Думаю, что Данко решился искать выход именно
    из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с
    ними до конца.
    – Утомленные, люди пали духом и не могли идти
    дальше. Они устали, испугались трудностей, не
    знали, что ждет их впереди.)
    _________________________________________________

    – Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул
    Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и
    вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над
    головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче
    солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим
    факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась
    от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала
    в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали
    как камни.
    – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое
    место, высоко держа горящее сердце и освещая им
    путь людям.
    Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес
    снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его
    шум был заглушен топотом бегущих людей. Все
    бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным
    зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но
    гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и
    сердце его все пылало, пылало!
    И вот вдруг лес расступился перед ним,
    расступился и остался сзади, плотный и немой, а
    Данко и все те люди сразу окунулись в море
    солнечного света и чистого воздуха, промытого
    дожде . Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут
    сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в
    брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был
    вечер, и от лучей заката река казалась красной,
    как та кровь, что била горячей струёй из
    разорванной груди Данко.
    Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый
    смельчак Данко, – кинул он радостный взор на
    свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и
    – умер.
    Люди же, радостные и полные надежд, не заметили
    смерти его и не видали, что еще пылает рядом с
    трупом Данко его смелое сердце. Только один
    осторожный человек заметил это и, боясь чего-то,
    наступил на гордое сердце ногой… И вот оно,
    рассыпавшись в искры, угасло…”
    – Вот откуда они, голубые искры степи, что
    являются перед грозой!

    – Какой момент следует считать
    кульминационным?

    (- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и
    осветил им путь людям.)
    Какими средствами художественной
    выразительности изображается сердце героя?

    (- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и
    ярче солнца”.
    – Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный,
    факел.
    – Перифраз: сердце – “факел великой любви к
    людям”, символ жертвенной любви.)
    – Предполагали ли вы, что все может так
    закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

    (- Да, предполагал, но надеялся, что люди
    окажутся добрее.
    – Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но
    какой ценой…
    – Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не
    каждый человек способен на смелый поступок.
    – Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас
    целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и
    не думают о благодарности, но потом, я уверен, они
    поймут, что для них сделал Данко.)
    ______________________________________________________
    4. Подведение итогов урока.
    – Какова же тема легенды? (Тема – подвиг
    Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
    – Можно ли назвать Данко героем? (Дети
    говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг
    Прометея, похитившего огонь для людей, но
    понесшего за это страшное наказание. И о том, что
    подвиг Данко должен служить напоминанием новым
    поколениям о том, каким должен быть настоящий
    человек.)
    – Какие подписи можно сделать под
    иллюстрациями, выполненными вашими
    одноклассниками?

    – Творческое задание: написать синквейн, в
    котором ключевое слово “Данко”.
    Примеры синквейнов, составленных детьми.
    Данко.
    Смелый, красивый.
    Жалел, спасал, погиб.
    Красивые – всегда смелы.
    Подвиг.
    * * *
    Данко.
    Бесстрашный, мужественный.
    Жалеет, любит, жертвует.
    Может победить смерть.
    Герой.
    * * *
    Данко.
    Бескорыстный, благородный.
    Любит, ведет за собой, погибает.
    Во имя других готов пожертвовать собой.
    Человек-легенда.
    5. Домашнее задание: напишите
    сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно
    ли назвать Данко героем?”, “Какого человека
    можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький
    называет Данко “гордым смельчаком”?”
    16.03.2007

  6. Образ темного леса, в котором блуждает несчастный на­род, в легенде о Данко навеян народными легендами о мрач­ном лесе, всегда таинственном, таящем в себе неожиданные опасности, скрывающем темные силы. Писатель говорил, что историю Данко он слышал в юности на Дунае. Создавая образ героя, Горький обращается к народному характеру, преданиям, фольклору. Народному творчеству горьковские легенды близки многими своими художественными особен­ностями: фантастикой, многократными повторами, эпичес­кой величавостью стиля, отсутствием того схематизма и од-ноплановости, которые отличают аллегорию. Горький создал произведение оригинального и сложного жанра — произве­дение, в котором совмещаются две легенды-сказки, создан­ные на фольклорной основе, новелла-рассказ (история самой Изергиль) и, наконец, обрамление. Все элементы связаны в единое целое, составляют произведение, «бьющее в одну цель».
    Смелый Данко пожертвовал собой, чтобы вывести людей из темного леса. И «люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем», — они завоева­ли счастье. Но так было в сказке, и писатель, заканчивая по­вествование, рисует контрастную картину реальной жизни: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, мед­ленно, скучно… Море шумело глухо и печально».
    Противопоставление скучной и печальной действитель­ности героической сказке, после того как сам герой-повество­ватель видел в эту ночь красивых и сильных людей, слышал рассказы Изергиль о таких же людях, — такое противопос­тавление будило желание борьбы, укрепляло уверенность в справедливости утверждения, что в жизни всегда есть место подвигам.
    В конце рассказа Изергиль о ее молодости и любви дана картина надвигавшейся бури: ползут темные тучи, страшно и темно в степи. Где-то вдалеке вспыхивают и гаснут голубые искры. Для старухи — это искры от горящего сердца Данко. Такая сцена предваряет новеллу о герое. Чем дальше разви­вается рассказ, тем все меньше людей в нем остается. В последней новелле о Данко дан только образ самого Данко и групповой портрет его соплеменников, к концу рассказа ос­таются только герой-слушатель и старуха Изергиль. Если со­поставить это с печальной картиной предрассветной поры, нарисованной в конце рассказа, то на этом фоне еще ярче вы­ступает подвиг Данко.
    Центральные образы рассказа — Ларра и Данко. Это очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы человеческого поведения, два противоположных взгляда на отношения человека и общества. Они даны в кон­трастном сопоставлений. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повел их в трудный поход. То, что сделал юно­ша, — прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени, увел через страшный, бесконечно длинный, пол­ный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. «Вы сказали: «Веди!» — и я повел!» — возражал им смелый юноша, но те ревели: «Ты умрешь!» «И вдруг, — читаем мы, — он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Он вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь из темного леса, и умер, чтобы людям жилось легче. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмер­тия. Все эти идеи перекликаются с. публицистическими вы­ступлениями Горького, являются частью его активной борь-. бы за новое, героическое искусство.
    Данко — аллегорический образ. Автор не дает его портре­та, главное в поэтике этого образа — аллегория героизма. В самых напряженных местах, например при описании по­двига Данко, повествование приобретает ритм, приближаясь к стихотворению. Интересна речь Данко. Энергичная, по­строенная в основном на отрывистых фразах, порой воскли­цаниях или вопросах, она хорошо рисует героический харак­тер юноши: «Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» Дан­ко обращается к пословицам, поговоркам, причем к таким, в которых выражено активное, деятельное отношение к жиз­ни: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». Афористичность, одно из чудес­ных свойств речи, становится характерным признаком горь-ковского стиля.
    В рассказе старухи Изергиль много мудрости. Некоторые ее слова напоминают страстные и яркие речи молодого Горь­кого. Самый значительный ее монолог следует после повест­вования о храбром польском пане, сражавшемся за свободу греков. Она говорит о подвигах. По ее мнению, в подвиге — смысл человеческой жизни, ибо человек, совершивший по^ двиг, оставляет о себе благодарную память, получает бес­смертие.
    «Нужны подвиги, подвиги! — писал Горький в 1894 году в рассказе «Об одном поэте». — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Эти вдохновенные слова осуждают путь Ларры и подчеркивают величие пути Данко. От них протяги­ваются незримые нити к другим произведениям Горького.[/sms]

  7. 7
    Текст добавил: МиХаИлОв_ДеБиЛоВ

    Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
    Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
    Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
    Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
    Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.

  8. План
    Введение
    Данко — сильная личность, герой рассказа М. Горького.
    Основная часть
    Образ Данко:
    — стойкость героя;
    — внутреннее богатство героя;
    — герой стремится вывести людей из тьмы леса.
    Сцена суда над Данко.
    Данко вынимает своё сердце.
    Нравственная сторона поступка Данко.
    Заключение
    Данко не мог поступить иначе.
    М. Горький написал романтическое произведение «Старуха Изергиль», в котором главная героиня — старая, умудренная жизнью женщина — рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей.
    В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берет на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не боится трудностей во время нелегкого пути, но он не учел слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомленные тяжестью пути, голодные, утомленные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя — душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям.
    Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по- другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех».

  9. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
    Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
    От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
    Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
    Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
    Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
    Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
    Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей – в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
    Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
    Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
    Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
    Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
    Беру!

  10. И вот пришла однажды тяжелая пора  явились  откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому
    что лес был старый, и так густо переплелись его ветви,  что  сквозь  них  не видать было неба, и лучи солнца едва могли  пробить  себе  дорогу  до  болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот,  то  подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти  из  этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые враги, другая – вперед, – там стояли  великаны-деревья,  плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.
    Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером  сумраке  и  еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота… Люди всё сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от  дум…  Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, – и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче …
    Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один”.
    Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса,  среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди… “Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
    – Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
    Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
    – Веди ты нас! – сказали они.
    Тогда он повел…”
    Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и  казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.
    “Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный  путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много
    стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на  Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
    Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали  духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!
    Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
    – Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
    – Вы сказали: “Веди!” – и я повел! – крикнул  Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
    Но эти слова разъярили их еще более.
    – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых
    он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.
    Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
    А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
    – Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
    – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
    Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали
    быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
    И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
    И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади  них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струьй из разорванной груди Данко.
    Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
    Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…”
    – Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
    Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и  думал: “Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?” И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *