Сочинение на тему действительно ли печорин герой своего времени

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ЛюБлЮ сВоЮ жИзНь

    Лермонтов дает подробную характеристику своему герою. Умный, воспитанный мужчина, не лишенный тщеславия, что так не редко присуще молодым людям. За кажущейся незатейливостью образа скрывается утонченная натура, для которой темы добра и зла, жизни и смерти, религии и предназначения человека — не пустой звук, а почва для постоянного размышления.
    В своем дневнике Печорин задает вопросы: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?», и сам дает на эти вопросы ответ: «А верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Он чувствует, он знает, что во многом превосходит  сверстников, но, не найдя понимания среди своего окружения, ожесточается и прячет свои чувства за маской безразличия.
    Его жизненный путь отмечен несколькими победами над женскими сердцами. При этом он быстро охладевает к объектам своих недавних вожделений и с легкостью расстается с ними. Однако за показным безразличием к судьбам других людей скрыта сильная привязанность к Вере. Вера – женщина замужняя, но полюбила Григория Печорина всем сердцем и понимает его мятежную душу.
    Станет ли спасением для нашего героя эта любовь? Увы, нет! Чувства Григория и Веры приводят к новой трагедии. Муж Веры, узнав о ее связи с Печориным, увозит ее из Пятигорска. Григорий бросается в погоню, но его планам не суждено было осуществиться и он теряет свою возлюбленную.
    Этот «прожигатель жизни» искренне страдает. Мы видим его стенания и безутешные слезы. Именно тогда мы понимаем, что Печорин не такой плохой человек, каким хотел казаться. Общество, в котором царили жестокие нравы, во многом изменило взгляды нашего героя на жизнь, но не смогло убить в его душе человечность. Он просто был одним из многих — героем своего времени!

  2. Лермонтов в своем произведении «Герой нашего времени» создал образ Печорина, который и стал центральной фигурой произведения, а значит, именно его писатель называет героем. Печорин в романе «Герой нашего времени» – это офицер, которого выслали из Петербурга за какую-то историю. Он стал путешествовать по миру, с ним происходили разные события, а приехав домой, умер, так и не найдя своего места в жизни.

    Почему Печорин герой своего времени?

    Почему именно Печорин стал «Героем нашего времени»? Скорее всего, автору было больно осознавать, что в тридцатые года девятнадцатого века, умных талантливых людей никто не признавал, они не были нужны и поэтому большинству из них приходилось тратить свои силы в ненужном направлении. Благодаря отображенной в произведении жизни Печорина, мы можем видеть, во что превращало общество молодежь, которой ничего не оставалось, как учиться лгать, становиться скрытным, «хоронить все лучшие свои чувства в глубине сердца». А ведь, по сути, если судить по портрету и характеру, Печорин умный, волевой, умел быстро судить о людях. Он образован, неординарный, но тратит свои силы на ненужные, недостойные поступки, разрушая жизни других людей.
    Так за свою жизнь он повлиял на судьбу княжны Мери Лиговской, разрушил судьбу Веры, Бэлы, убивает Грушницкого. При этом ему наплевать на чувства других и он говорит, что таким он стал, благодаря окружающим людям, которые видели с детства в нем дурные свойства, хотя таковых, по его мнению, не было. Но они появились, ведь другим этого хотелось. Когда он разговаривает с Мэри, он так и говорит, что стал скрытным, злопамятным, научился ненавидеть. Одним словом «стал нравственным калекой».

  3. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования? ”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума… ”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого.. . Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделался завистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . я сделался нравственным калекой… ”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.

  4. Каким же является Печорин? Он склонен к эгоизму, самовлюбленный и ставит свои интересы превыше других. Он любит плести интриги, хотя при этом понимает, что из-за них страдают невинные люди. Я считаю, что он достаточно несчастный человек, ведь ему очень быстро все надоедает. Он влюбляется, но вскоре влечение к той или иной женщине пропадает. У него нет настоящих друзей, ведь на самом деле этот человек не способен ни любить, ни дружить. Печорин не ценит свою жизнь и поэтому он много путешествует, зная, что когда-то в том или ином краю его и застанет смерть.
    Но не следует думать, что Печорин олицетворяет только плохие качества. Это не так. Он честный человек. Он честный перед женщинами и, вообще, теми людьми, с которыми ведет общение. Мне кажется, что он по-настоящему не любил никого. Он к Вере чувствует какую-то привязанность и только тогда, когда ему становится известно, что она уезжает, то бросает все и мчит к ней, вроде как понимая, что он может потерять свою любовь. Однако на самом деле, мне кажется, что он просто осознает: Вера хочет начать новую жизнь без него и это ему не по душе.
    Вот такие непростые черты характера имеет герой своего времени, которыми его наградил великий русский писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов.

  5.  Вечный герой своего времени Григорий Печорин
    Роман Лермонтова, написанный в 30 – е годы, поистине величайшее произведение на все времена. Многие критики отмечали, что Печорин недостоин такого высокого звания, его безнравственность нетипична для того времени и образ героя в лице всей молодежи России совершенная выдумка. Как считал сам писатель, в Печорине были собраны все недостатки молодого поколения тех времен. После выхода романа читатели отнеслись к нему спорно. Высшее общество и литераторы посчитали его весьма негативным. Многие критики считали также, что главным героем романа был сам Лермонтов. Но поэт, недолго думая, написал в предисловии ко второму роману, что это совершенно нелепое сравнение. Повествование о герое происходит из разных источников, вначале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом мы узнаем о нем от автора, а затем от самого героя. Лермонтов старался самым объективным методом раскрыть внутреннее состояние героя и присущие ему черты характера. Для этого в каждом отдельном рассказе, Печорин оказывается в различных обстоятельствах и сталкивается с разными людьми.
    Печорин выступает в роли персонажа дворянского происхождения, который находится в центре событий в переломное время после поражения декабристов. Молодой и веселый парень был бесконечно увлечен светскими приемами, пока они ему не надоели. Занимался наукой, но, к сожалению, тоже не очень долго и пришло время непробудной скуки. Осознание того, что занятий больше нет, разочарование в жизни и отсутствие цели приводило не только его одного в то время в замешательство. Практически вся молодежь в те времена металась от одного дела к другому, так и найдя своего пути.
    Ни один герой в романе по характеристикам не похож на Печорина. Хотя с кем бы ему ни приходилось общаться, у него всегда получалось произвести впечатление на человека без особого труда. Грушницкий же наоборот очень старается, чтобы привлечь внимание на себя. Поэтому он так и раздражал Печорина. Ведь наш герой влюбил в себя Мэри лишь для того, чтобы Грушницкий поволновался. Впоследствии эти скандалы привели к дуэли, на которой трагично погиб Грушницкий.
    Печорин понимает, что от него нет пользы для общества, он ощущает себя ничтожным и ненужным. Ему нравится то, что он может всегда и везде делать то, что ему хочется, при этом никому не помогая и не мешая. И только когда он остается совсем один – он понимает всю трагичность в его жизни. Главная мысль романа в том, что человек сильного ума и таланта не смог найти применения своим возможностям, не сделал никакого вклада в развитие общества.У Печорина достаточно непростой характер, все мы осуждаем его за отношение к Мэри, Бэле, Грушницкому. Но в то же время к нам приходит поддержка и понимание в его изречениях об аристократах и “водяном обществе.”
    Он скептически относится к жизни. В нем находятся как будто бы две личности та, что совершает необдуманные поступки и та, которая над ними размышляет и судит его. Он причиняет много страданий людям – все же из-за него умирает Бэла, Грушницкий. Возникает вопрос: способен ли этот человек любить кого-то кроме себя? Столько боли и страданий внес в жизнь Бэлы, недолгая влюбленность в Веру испугала его настолько, что он убежал от этого чувства. Герой олицетворял людей с чувством внутреннего неудовлетворения, стремления во всем к идеалу. У него множество недостатков – эгоизм, равнодушие к людям. Но этот герой, почему-то волнует читателей, за него переживают.
    Лермонтов понимал, что человек без цели, без действий и с множеством сомнений обречен на смерть. В своем романе поэт не осуждал и не выводил на чистую воду героя за его поступки. Этим занимался сам герой. Общество в рассказе выставляется как пустое, бесчеловечное и лицемерное. Самые лучшие качества в человеке поддаются высмеиванию. Лермонтов стремился показать нам, что такое общество не может выдвинуть на поступки настоящих, вечных героев. Для них чуждо понятие о героизме и жизненных ценностях. Даже если появляются люди, которые обладают большими возможностями и талантом, общество их тут же губит.
    И все-таки вечный герой своего времени Григорий Печорин существует и в наши дни. Произведение глубокое и вечное, к сожалению, в человеке всегда будут присутствовать: стремление познать бытие, незнание как проявить свой талант не только во благо себе, но и обществу. Автор старался показать, как это отражается на личности – человек уходит в себя, замыкается. Эгоистические качества натуры приносят страдания не только человеку владеющим ими, но и тем людям, которые его окружают. Лермонтов прекрасно смог заглянуть в самые потаенные уголки души, оказался психологом и реалистом, описав общество не только своего времени, но и нашего тоже. А героические качества, которые все же запомнились читателям в Печорине, были: бесстрашие, непокорность судьбе и чувство гордости. Именно такими чертами, по мнению людей и должен обладать герой своего времени.
    ?Сочинение на тему: “Печорин – герой своего времени” (вариант 2)???
    ?Сочинение на тему: “Печорин – герой своего времени” (вариант 3)???

  6. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
    В дневнике Печорина мы читаем: “…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
    Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.
    Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин…
    В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?
    Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

  7. Роман «Герой нашего времени» – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим и миром (современники называли его сборником повестей) продолжалась с 1837 по им 10 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В ней автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевете на молодежь России. Образ Печорина – одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
    Печорин – герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он одаренный и глубокий человек, вынуждена жить в мрачные годы николаевской реакции. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пересичившись ними, пытался заняться наукой, но «науки тоже надоели», и им овладела скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов – черта многих мыслящих людей того времени.
    Печорин приходит к осознанию своей никчемности, ненужности. Вот его суждения о самом себе: «моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму»; «я давно уже живу не сердцем, а головой»; «во мне душа испорчена светом».
    Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта воля. В конце романа мы и несемся его совсем одинокого, без друзей (вспомним его холодную встречу с Максимом Максимичем), без любимой.
    Печорин – скептик. Бесстрастие борется в нем с чувством, ум с сердцем (вот уж точно «ум с сердцем не в ладу»!) «Я иногда чувствую презрение к себе… или я не пренебрегаю другими?»; «У меня несчастный характер… если я делаю несчастными других, то и сам не менее несчастлив», – говорит он о себе.
    Действительно, Печорин – причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницький, по вине Печорина разрушен быт «мирных контрабандистов», разбитые сердца Веры и княжны Мери. Печорин признает, что в нем живут два человека: одна что-то делает, другая это судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницького, в то время как тот с друзьями спокойно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно. При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской безразличия. Что касается Мэри, то любовь к Печорина разбудила душу светской барышни, ведь любовь – не только радость, но и (чаще всего) страдания! Так что не такой уж он и «злодей», Григорий Александрович Печорин.
    Крюк, нам совсем очевидные недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Лис судьба Печорина почему-то волнует нас. Мы сочувствуем его словам: «Зачем я жми? Ч какой целью я родился?.. А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократии еще не наступила.
    Лермонтов сделал образ Печорина сборным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непроминуще значение лермонтовское романа, был В. Г. Белинский. «Вот книга, которой суждено никогда не состариться… – писал он. – Эта старая книга всегда будет новая».

  8. Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» отобразил 30-ые годы 19-ого века. Это были достаточно сложные для всей страны времена. Всего несколько лет миновало после подавления царскими войсками восстания декабристов. Тогдашний правитель Николай I решил сделать из страны казарму, и за малейшие попытки проявить свободомыслие мгновенно и беспощадно преследовались и карались.
    Ведущим персонажем романа «Герой своего времени» является Григорий Александрович Печорин, молодой офицер, в возрасте двадцати пяти лет . На некоторых страницах романа автор описывает внешность героя: «. . . Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», тем самым, указывая на некое сходство внешности с характером.
    Судьба Григория Печорина оказалась трагичной. Он был выслан из Петербурга за какую-то «историю» на Кавказ. Григорий путешествует по миру, а по возвращению из Персии домой, умирает. За все это время он достаточно много пережил сам и во многом повлиял на жизнь окружающего общества. За свою непродолжительную, но интересную жизнь Печорин разрушил множество человеческих судеб – княжны Мери Лиговской, Бэлы, Веры, Грушницкого. . . Герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Возможно, Григорий уже действительно не способен чувствовать. Сам Печорин оправдывал свои поступки, так как считал, что его участь была таковой с самого детства. Также он считал, что на его лице многие рассматривали признаки дурных свойств, которых, по его мнению, не было. Именно поэтому Григорий стал скрытным, злопамятным, завистливым, научился обманывать, ненавидеть. . . . Сделался нравственным калекой.
    Печорина можно назвать весьма волевым и неординарным человеком. Он быстро и верно судит о людях, а также о жизни в целом. Печорин никогда не считался с чувствами и переживаниями других людей. Вполне ясно можно сказать, что поступки этого человека эгоистичны.
    Я думаю, что, родись он в другое время, Григорий смог бы реализовать свои таланты. Не случайно именно этот человек занимает центральное место в галерее литературных образов «лишних» людей. Но с другой стороны, Печорин – это герой своего времени, так как в трагедии его жизни отразилась трагедия целого талантливого поколения людей, которые не смогли найти себе достойного нужного примечания.
    .

  9. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов затронул многие социальные, нравственные и философские проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой  этого времени стало отсутствие высоких общественных  идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокого разгрома декабристов. Чернышевский писал, что “Лермонтов… понимает и представляет своего Печо­рина, как пример того, какими становятся лучшие, силь­нейшие, благороднейшие люди под влиянием обществен­ной обстановки их круга”.
    Печорин как личность, как характер резко противосто­ит людям, желающим в жизни “плыть по течению”. Он постоянно протестует, бунтует, ищет: в чем смысл жизни для человека? Где именно его место в этом мире?
    [sms]
    Разочарования, “леденящее душу неверие в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие” сделали Печорина скептиком, и все же не смогли убить в нем волю, веру, мечту. В его “ненасытном” сердце всегда оставалось место для надежды.
    Внимательность к собственным чувствам и мыслям помогла Печорину познать тонкости и чужого человече­ского сердца. Тонкий психолог, он замечательно точно умел отгадать истинные мотивы поведения людей, однако обще­ние с ними зачастую приносило Печорину лишь раздраже­ние, страдание и снова — разочарование. Не доверяя лю­дям и потеряв надежду быть понятым ими, герой романа замыкается в себе, у него возникает потребность жесткого контроля и разбора собственных поступков, движений сер­дца и мыслей.
    Трагедия Печорина в том, что, сознавая, что у него есть силы и желание действовать, он понимает в то же время невостребованность этих сил в той общественной среде, где он живет. Поэтому между устремлениями Печорина и жизнью, которую он ведет, лежит глубокая пропасть: “Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?..”
    С горечью говорит Печорин о своей душе, испорченной светом: “мне все мало; к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня”.
    Постоянный самоконтроль превратил чувства Печори­на из искренних порывов души в объект для оценки. Двой­ственность натуры не позволяла герою романа полностью раскрыться ни в дружбе, ни в любви, да, кажется, он уже  разучился любить и дружить по-настоящему, делясь и от­давая: “…теперь я только хочу быть любимым и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привя­занность мне было бы довольно”. Замкнутость на своем внутреннем мире и недоверие к другим сделали Печорина равнодушным к чувствам окружающих, и это по-настоя­щему страшно. “Ненасытную жадность” этот человек ощу­щает лишь к власти над чужими мыслями и сердцами: “я смотрю на страдания и радость других только в отноше­нии к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. Сам неспособный больше “безумствовать под вли­янием страсти”, Печорин несказанно радуется любому, ма­лейшему порыву чувств, пробуждающемуся в его сердце, но и боится их, поскольку человек эмоциональный открыт и беззащитен. И эта погруженность в себя, зачастую делаю­щая поступки Печорина жестокими и эгоистичными, ста­новится опасной для людей, искренне полюбивших героя романа.
    Печорин действительно герой своего времени, посколь­ку во многих своих проявлениях является слепком своего окружения, отражением нравственного убожества обще­ства: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они роди­лись… Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная моло­дость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердце они там и умерли”. И этот взгляд со стороны на самого себя со временем делался не помощником, а бичом, про­клятием Печорина, поскольку лишил его способности К благородным порывам: “…я боюсь показаться смешным самому себе”.
    И все же мне кажется, что именно люди, подобные Печорину, сумели вывести общество из этого болота зла, фаль­ши, бесцельности существования. Печорин сам себя судит и казнит, и гораздо строже, чем кто бы то ни было. Он стоит выше людей, но конфликт между ним и обществом с каждой новой встречей становится все более глубоким, непреодолимым. Я думаю, что жизненная роль таких лю­дей, как Печорин, — это обнаружение зла в мире, больных мест человечества, для лечения которых нужен совсем другой лекарь.[/sms]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *