Сочинение на тему декоративно прикладное искусство 6 класс

8 вариантов

  1. В основе этого вида искусства лежат исконные художественные традиции народа, а они, в свою очередь, положительно отражаются на воспитании молодого поколения. Созданные руками народных мастеров произведения передают красоту окружающего мира, потому что наполнены любовью к родной земле.
    Народные умельцы и ремесленники на протяжении веков наполняли деревни и города всевозможными изделиями из дерева, металла, глины, коврами и тканями. Особая популярность принадлежит дымковским фигуркам из глины, яркой и жизнерадостной городецкой росписи по дереву, расписным лукутинским шкатулкам. Также внимание, как в России, так и за рубежом, привлекает к себе хохломская роспись.
    Многообразие народного декоративного искусства встречается в любом уголке нашей родины. Необыкновенные промыслы представлены на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Сибири и на Севере. Куда бы вы ни попали, везде можно встретить тот или иной вид декоративного искусства.
    Широко известны, например, вологодские кружева. Они славятся своей белизной, тонкостью и изящностью исполнения. Но кроме Вологды эти произведения искусства плетут и в других регионах. Цветные михайловские кружева тоже очень красивые.
    Ажурной резьбой или, так называемым, костяным кружевом украшены небольшие предметы из кости: кулоны, броши, шкатулки.
    Очевидно, что количество, глубина и разнообразие народных искусств говорит о неисчерпаемой фантазии народа, его чувстве прекрасного и огромном таланте. И наша земля ими полна.

  2. К видам декоративного творчества можно отнести:
    1. Роспись. Это самое древнее декоративное творчество, хохломская роспись появилась в XVII столетии, позже на два столетия появилась – жостовская и городецкая. В каждой росписи есть особенности, отличающие их друг от друга. Хохломская роспись – выполняется по деревянным предметам, на золотистом фоне черным и красным цветом. Зеленый используется достаточно редко. Такую посуду иногда называют деревянным золотом. Жостовская роспись – это роспись подносов от руки, на черном фоне изображаются цветочные букеты. Городецкая роспись – это яркие изображения животных, цветов и сцен из жизни на ставнях, мебели и других предметах обихода.
    2. Игрушки. На всех гончарных производствах производили посуду, для забав начали пробовать изготовление игрушек. Дымковские глиняные игрушки отличатся ручным изготовлением и разноцветными парадными узорами, так и хочется глядя на них, строго подбочениться и идти важно. Филимоновская и каргопольская глиняная игрушка отображают образы крестьян, их занятий, ласково подтрунивают над ними.
    3. Плетение. Вологодские кружева известны всем. Красота узоров завораживает, от них невозможно отвести взгляд. Нельзя не вспомнить михайловские цветные кружева.
    4. Ажурная резьба по кости вызывает особое восхищение. Шкатулки, броши, различные кулоны, ожерелья. Изготавливают из говяжьих костей, для этого используют различные инструменты.
    5. Батик нанесение орнамента на ткань, с помощью специальных красок. Бывает горячим, холодным, узелковым.
    6. Фарфоровые гжельские сервизы, мечта любой женщины. Голубые цветы на белом фоне, известны всем, очень напоминает голубое небо над синей рекой.
    Можно перечислять еще много различных видов народного творчества: вышивка, лаковая миниатюра, иконопись. Все они появились в стремлении изобразить свою жизнь.

  3. С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская) , накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконы. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура.
    В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление от монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
    После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов) . С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
    В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви, построенные на средства отдельных бояр, купцов и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-закомар к более динамичным фронтонам – «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской республики, полнее отражавшие мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
    В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
    С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками.
    Формирование к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально-кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два-три этажа на подклетях, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.
    Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста, примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
    Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз) , но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами, узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.
    От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские» , напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные крыши – «бочки» . Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей» , работавших артелями.
    Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, — ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную ввысь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ» , а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность.
    В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетях.
    В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали о выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине) , имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
    Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии.
    ти к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне.
    В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
    В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.
    В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.: ясный образ, не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как внимательный наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций народного творчества.
    В городах северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия, живопись долгое время развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв. характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб» , но место ее написание точно не установлено.
    В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.

  4. Разделы:
    Русский язык

    Цели:

    Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.
    Формирование читательских интересов школьников в результате чего
    учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью,
    трудом.
    Активизировать лексику по теме “Произведения народного
    декоративно-прикладного искусства”.
    Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного
    искусства.

    Оборудование урока:

    Хохломская деревянная посуда;
    павловская шаль;
    вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;
    гжельская посуда; жостовские подносы.
    < Рис. 1>

    Содержание урока:

    1. Вступительное слово учителя.
    Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения,
    увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).
    Приложение
    – Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов
    народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная
    посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали
    талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

    Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является
    создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными
    произведениями.
    Цель
    нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть
    писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые
    вы здесь видите.
    < Рис. 2>
    Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25
    километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне
    братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по
    изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика,
    продукция которой известна всему миру.
    < Рис. 3>
    Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в
    дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить
    цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты
    – вот задача жостовских мастеров.
    Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне,
    который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов,
    георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
    колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как
    живые, объемные, в них чувствуется игра света.
    По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми
    краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже
    разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи
    разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все
    подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство
    художника, его умение творчески следовать народной традиции.

    3. Доклад учащегося о процессе изготовления жостовских подносов.
    4. Основная мысль сочинения.

    – Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый,
    неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в
    живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от
    нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!
    < Рис. 4>
    < Рис. 5>
    В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение
    мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В
    Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое
    мастерство.

    5. Беседа с учащимися:

    Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что
    нравится?
    Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
    Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
    Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена
    основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.
    Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.
    6. Работа над композицией и планом сочинения.

    – Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше
    придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:

    1. Вступление.

    Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

    2. Основная часть.

    Описание жостовского подноса:
    а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
    б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка,
    орнамент по борту и т.д.);
    в) впечатление от подноса.

    3. Заключение.

    Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному
    прикладному искусству.

    7. Материал для словарной работы.

    Словарная работа проводится на всех этапах работы.

    1
    . Выяснение значения слов и составление с ними предложений:
    народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.

    2. Работа над значением и правописанием слов:
    украшать; красота;
    Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные
    промыслы.

    3. Форма подноса:
    круглая; овальная с фестончатыми краями;
    прямоугольная; гитарообразная.

    4. Композиция росписи:
    “Букет собранный”; “Букет враскидку”,
    “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак,
    георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны,
    травка, вьюны, лепестки.

    5. Цвет:
    традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью;
    красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный,
    темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и
    выразительные цвета.

    6. Самостоятельная работа.
    Задание:
    описать один из жостовских подносов ( один из предметов
    декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.

    8. Подведение итогов урока.
    Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что
    является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.

    < Рис. 6>

    Возможные варианты работ учащихся:

    Жостовский поднос “Дыхание лета”.

    Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем
    Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году
    братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными
    людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы.
    Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают
    черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом – великолепными
    цветочными росписями.
    Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу
    попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый
    поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и
    чувствам.
    Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты.
    Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый
    орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса –
    композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы,
    собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные
    листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая
    цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон,
    оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь
    теплое дыхание лета.
    В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится
    украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.
    Ученица 6-го класса Киселева Екатерина
    < Рис. 7>
    Моя любимая игрушка.

    Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг
    Филимонова мало, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой,
    красной, розовой, черной. Из этой глины жители деревни делают разную посуду и
    игрушки, да не простые, а свистульки для праздников.
    Предметом филимоновских мастеров стали игрушки, изображающие самых разных
    животных. У всех них сильно вытянуты шеи, так что коровы похожи на жирафов, а
    медведи на змей-горынычей. Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают
    в основном полосками. Здесь и красная, и желтая, и зеленая полоски. Сначала
    мастерицы вылепляют нужную форму, потом фигурки несут к печам, ставят их в ряд
    за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки
    раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и
    игрушки остынут, оказывется, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как
    камень. И только после этого начинается роспись, да не кисточкой, а гусиным
    пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного – пристает.
    Передо мной одна из филимоновских игрушек – корова. Она раскрашена в разные
    цвета кружочками, точечками, полосочками. Как у всех филимоновских животных у
    нее вытянутая шея. Мордочка раскрашена в зеленый цвет, и только кончик носа
    белый. На рога нанесены три полосы – белая , розовая, желтая. Шея у коровы тоже
    в полосках и кружочках. На грудке – красный цветок. На туловище больше цветков и
    кружочков, а посередине – три полосы: две зеленые с красной посередине. На
    передних ногах – овалы, а копыта окольцовывают разноцветные тоненькие линии. Низ
    живота и вымя у коровки белые.
    Сегодня в Филимонове делают и огромные игрушки. В них можно не только
    поиграть, но и украсить ими свое жилище, ведь народные игрушки – лучшее
    украшение дома: поставишь любую на полку – и вокруг сразу праздник!
    Ученик 6-го класса Вельчев Василий
    < Рис. 8>
    Домашнее задание:

    Чтение дополнительной литературы о народном прикладном искусстве.
    Отредактировать написанные в классе работы.
    Приложение
    11.08.2009

  5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ. ПАЛЕХ.
    Много на свете народов, много и различных национальных промыслов, но мне больше близко по духу наше, русское искусство. Я хотела бы не только узнать сама, но и рассказать другим, об изумительном таланте российских мастеров.
    На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов — места, где сложился и развивается определённый вид декоративно — прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы быта. Эти места — Хохлома, Жостово, Городец, Гжель, Палех…
    Палехскими миниатюрами я заинтересовалась после того, как учитель по географии задала нам эту тему на домашнее задание. Как только я открыла книжку про Палех, то поняла, насколько увлекателен мир лаковой миниатюры, насколько глубоко уходит корнями в историю искусство палехских мастеров. Я узнала, что несмотря на то, что палехская миниатюра ещё сравнительно молодой вид искусства, она может открыть многое из истории нашего государства.
    Палех — это художественный промысел Центральной России. В наши дни очень многие стали забывать о народные творчества, отдавая предпочтение промышленным товарам. Мне кажется, что сейчас нам надо как можно больше приблизиться к нашим культурным истокам, проникнуться идеями наших предков, постараться не забыть наши корни. А поможет нам в этом народное искусство, которое раскроет нам прошлое, покажет настоящее, а может быть приоткроет занавес будущего.
    С помощью этой работы мне бы хотелось напомнить тем, кто знает, рассказать тем, кто ни разу не слышал, о великом селе Палех, об его непревзойдённых мастерах и их изумительных произведениях. Дать почувствовать каждому насколько близок нам Палех, насколько тесно он связан с человеческой жизнью, как много несёт радости и красоты всем людям. На мой взгляд, Палех — глубоко национальное явление это особая среда, не только природная и историческая, но и фольклорная, которая впитывается всем существом живущих там художников. Искусство миниатюрной лаковой живописи прошло драматический путь развития. Новый подъём, начавшийся в конце 70 — ах годов, не означает, однако, то что развитие палехского искусства дело сугубо современное. Мне кажется, что именно то, что Палех молодой вид творчества и то, что несмотря на это, зачатки его лежат глубоко в истории, современным людям будет интересно узнать и понять, как в нем переплетается прошлое и настоящее. Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа помогла кому-нибудь узнать побольше о наших художественных промыслах, рассказала им то, чего они не знали раньше.
    Искусство палехской лаковой миниатюры еще очень молодо – недавно ему исполнилось 60 лет. Оно возникло из стремления небольшой группы художников, бывших до революции иконописцами, воспеть красоту окружающего их мира, как только они одни могли. Соединив отточенные приемы своего ремесла с самим духом народного творчества, они создали собственный художественный язык, созвучный эпохе. Вот их имена: Иван Голиков, Иван Баканов, Аристарх Дыдыкин, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев, Иван Вакуров, Александр и Иван Зубковы, Николай Зиновьев, Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин.
    Есть темы, которые проходят через всю 60-летнюю историю палехского искусства. Одна из них, самая дорогая,– тема Родины. Можно с уверенностью сказать, что без нее Палех не состоялся бы.
    Старые мастера были очень привязаны к родной ивановской земле, напитавшей их творческими соками. После первого триумфального успеха на международных выставках зарубежные меценаты сулили им блестящие условия для творчества в Италии и США. А. М. Горький, страстный поклонник палехского искусства, предлагал поселить палешан в прекраснейших местах Подмосковья – под Звенигородом. Но они не променяли неяркую красоту своего края даже на землю, связанную с именем Андрея Рублева. Так как понимали, что такое переселение равносильно отрыву от родового древа, корни которого уходят в глубь веков.
    Если приглядеться к работам этих замечательных мастеров, будь то изображение хоровода или встречи первого трактора, русской былины или песни, почти всюду увидим стройный силуэт палехского храма с шатровой колокольней, тихую речку Палешку (даже если по сюжету должно быть море), белые стволы берез и узорные сосновые ветви, а условные “горки” дают представление о слегка всхолмленных окрестностях нашего села. Но при всем сходстве творческой судьбы и жизненного опыта, как выразился певец нового Палеха, писатель Ефим Вихрев, “по одинаковым дорогам каждый из них пронес свою особую жизнь, свою линию, свой цвет”.
    Нервный, трепетный И. Голиков захватывает нас своим переживанием, спешит взволнованно и бурно высказать себя: “Гулянка, хороводы, пляска. Виртуозность во время пляски парня или девушки. В отдаленности где-то гармошка. Запечатлеваю отголоски: какое настроение. Выгон скота – утром, вечером – игра пастуха в рожок… От настроения слезы катятся!”
    Темпераментные голиковские “Пляски”, ““Битвы”, “Тройки” поражают динамикой формы, буйством красок. Иногда кажется, что тут все не слишком конкретно: радугой
    окрашенные кони, киноварно — красная земля, орнаментальная причудливость композиций, усиленная золотой росписью. Но краски для своих миниатюр мастер брал у природы. Сам Голиков рассказывал так: “Я краски разбрасывал направо и налево. Словом, пользовался собранными цветами с лугов и исходя из них. На первый взгляд у меня получался букет цветов, а когда приглядишься – тут бой или гулянка”, Сколько в этом влюбленности в краски родной земли и стремления говорить не прозой, а стихами.
    В противоположность ему И. Зубкова привлекала сама тихая жизнь среднерусской природы. Там, где Голиков волнуется и бурлит, Зубков любуется и созерцает. Главной темой для этого художника с необыкновенно развитым поэтическим видением окружающего стал пейзаж. В своих миниатюрах он не рассказывает о жизни людей в природе, а любуется ее красотой, и действия людей подчинены ее размеренному ритму.
    Деревья у него тонкими стволами тянутся к солнцу, поблескивающему золотом в их кронах, речки неторопливо текут между низкими берегами, стада под плавные звуки свирели мирно пасутся на изумрудно-зеленых полянах. Зубковский колорит привлекает многоцветьем неброских красок. Мастер не пересоздает природу по каким-то особым законам декоративности, а просто запечатлевает ее, создавая цветистый узор, легкий и солнечный. В этом узоре активную роль играет золотая роспись: все увиденное в окружающем мире Зубкову “хочется прошить золотом и серебром”.
    О современности он повествует с той же задушевной простотой и удивительной проникновенностью. На поля пришли трактора, косилки, комбайны. Но они словно не мешают цвести душистым цветам: милые уголки природы и в преобразованной колхозной деревне сохраняют первозданный вид.
    Той же проникновенной любовью к родной земле отмечены произведения И. Баканова, всем естеством художника связанного с поэтикой древнерусского искусства и народного творчества. Он воспринимал мир как ритм и мелодию, неустанно искал в нем певучую гармонию. Его пейзажи с плавно движущимися хороводами, с пастушками, играющими на свирели, полны тишины, покоя и умиротворенности. Это настроение создается мягкими, текучими линиями рисунка, нежными переливами сине-зеленых цветов. А миниатюра, так и названная – “Палех”, звучит широко и эпично. Изображение села дается как бы с высоты птичьего полета. И этот взгляд с высоты, вместе с активно включающимся в композицию черным фоном, расширяет пространство, придавая образу монументальность.
    Баканов поразительно свежо и по-молодому радостно воспринимал действительность. Именно он первым из палешан обратился современной теме, подмечая мудрым взглядом пожилого человека ростки нового. Мастер стремится выразить суть изменений, которые принес с собой советский строй. Его жизненные наблюдения ограничиваются и связываются только с Палехом, сразу узнаваемым в бакановских работах. Но образное обобщение впечатлений, выраженное нередко в символической форме, немногословно и емко отражает созидательный пафос той бурной эпохи.
    Зато Н. Зиновьев – художник грандиозных замыслов, в творчестве, которого образ современности занимает центральное место. В его динамичных и радостных работах, изображающих то праздники урожая, то новостройки первых пятилеток, как бы слышен пульс времени. Часто это произведения поистине символического звучания. Но вот характерно – символы Зиновьев обычно облекает в сказочную форму. Например, тему электрификации страны художник решает через образ Жар-птицы, в русском фольклоре символизирующей свет, счастье. Подобная поэтизация современности связана с фольклорным восприятием народного мастера, придающим его образам особую теплоту и непосредственность.
    Большое место в творчестве Зиновьева занимает детская тема. “Не знаю,– говорил он,– был ли у меня хоть один мотив без малышей”. И верно, с огромной любовью изображал художник юных натуралистов, рыболовов, полеводов. Среди этих произведений интересна миниатюра “Суд пионеров над Бабой Ягой, ведьмой и лешим”, где автор с лукавством и юмором отдает “на расправу” детворе сказочных персонажей, воплощающих темные силы зла.
    Лаконизм и монументальность, столь свойственные искусству Древней Руси, отличают наследие И. Маркичева. Все в окружающей жизни он стремится привести к простоте. Однако простота эта… сложная – она вызывает у зрителя множество переживаний. И прежде всего – радость бытия, которая с наибольшей силой звучит в серии миниатюр, изображающих жнитво. Золотое поле ржи, жаркое солнце, три женщины. Открытый, без приглушенности, звонкий, как удар колокола, цвет передает напоенную зноем страдную пору. А плавный ритм движений жниц, светоносность красочных пятен, выверенность композиции придают маркичевским образам силу вечной красоты!
    Как и все старые палехские мастера, Маркичев тонко чувствовал поэзию сельской жизни, претворял реальную действительность в романтически возвышенные образы. Торжественным гимном простым труженикам земли звучит его миниатюра “Сельхозработы”. Художник помещает своих героев в центр композиции, словно вознося их на пьедестал. А сзади – широкие просторы полей, колхозные новостройки. Тут хорошо видно, сколь огромны возможности палехского искусства, позволяющего на небольшой черно- лаковой коробочке соединить разновременные действия: пахоту, сев, сенокос, жатву.
    Очень просто, но вместе с тем поэтично повествует автор о труде своих современников.
    Любой из крупных палехских художников неповторимо своеобразен: мастер композиции, обстоятельный рассказчик А. Котухин и динамичный А. Дыдыкин; хранитель чистоты стиля А. Ватагин и Г. Буреев, внесший живописную свободу в традиционно строгий изобразительный язык Палеха; страстный жизнелюб Д. Буторин и мягкий, интеллигентный И. Вакуров; а у П. Баженова повышенная декоративность работ сочетается с живым наблюдением окружающего.
    Каждое из последующих поколений внесло в тему Родины особую ноту, созвучную своему времени. Так, художники 40 – 50-х годов, прошедшие через невзгоды войны, создали немало значительных произведений о народном подвиге. Именно тогда палехские миниатюристы, среди которых еще работали зачинатели нашего искусства, широко обращаются к теме славного прошлого русского народа, не раз отстаивавшего свободу в битвах с захватчиками.
    Чуть позже, вновь ощутив радость мирной жизни, палешане отдали дань массовой песне (вспомнить хотя бы, как вся страна распевала стихи М. Исаковского). Песенное начало, составляющее одну из основ художественной специфики Палеха, помогло показать современную жизнь со всей эмоциональной полнотой. Особенно ярко и задушевно про звучала песня в творчестве Т. Зубковой.
    Серьезная ответственность легла на плечи сегодняшнего поколения миниатюристов. Последние десятилетия внесли много нового в жизнь старинного русского села. Теперь это районный поселок городского типа, соответственно переменился и весь уклад. Иной раз кажется, что большие города с их специфическими проблемами как бы приблизились к нам, а родная среднерусская природа отступила за околицу. Изменились, конечно, и сами палешане, тем более что среди художников ныне немало уроженцев дальних мест, часто вчерашних горожан.
    На первый взгляд все это не касается искусства Палеха. Но так ли? Задумаемся хотя бы вот над чем.
    Старым палехским мастерам не нужно было изучать фольклор: сказка, песня, былина,
    пословица входили в их каждодневную жизнь. Вспомним еще раз голиковское: “Гулянка, хоровод, пляска… От настроения слезы катятся”. Да, фольклорный взгляд на мир – одна из незыблемых основ нашего искусства, дающая возможность не схематично, а возвышенно поэтически решить самую сложную тему. Особенно это касается “души народа” – песни, образами и ритмами которой буквально пронизано творчество лучших мастеров. К сожалению, в последнее время место задушевной народной песни с ее высокими нравственными идеалами и мелодическим богатством постепенно заняли новые ритмы и мелодии, шумные и быстрые, которые не соответствуют духу народного творчества.
    Ясно, что и в эпоху бурной научно-технической революции Палех не имеет права изменить своей художественной природе. Его важнейшая задача – отобрать главное, отразить вечно прекрасное в меняющемся облике Родины. Потому от художника-палешанина требуется ныне не только прочное усвоение секретов ремесла, но, главное, постижение духовной сущности искусства, которому он посвятил свою жизнь.
    Понятно, что не каждый, кто оканчивает наше училище, способен на такое служение. Однако истинное лицо сегодняшнего Палеха определяют художники с четкой гражданской и эстетической позицией. Они прекрасно понимают ответственность за будущее своего искусства и в меру собственной человеческой и творческой одаренности продолжают его высокие традиции.
    Тема родной земли остается для них самой дорогой. Как и у старых мастеров, Родина в их работах предстает не только милым сердцу пейзажем, но пронизывает весь образный строй миниатюры. У каждого свои заветные сюжеты. Один влюблен в русский фольклор и постоянно обращается к народной песне, сказке, обряду, пословице, стараясь быть даже этнографически точным. Другой воспевает единение человека с родной природой, раскрывает поэзию жатвы и сенокоса, рыбалки и охоты. Третьего интересует отечественная история – летописи, сказания, предания, былины, которые требуют ныне глубокого осмысления. Четвертый тяготеет к литературной классике. Пятому близка современная тематика… И всех их объединяет преданность палехскому искусству, верность глубинной его традиции, без которой Палех давно перестал бы быть Палехом. Художники эти пристально вглядываются в жизнь, пытаясь в самом простом явлении, будь то полив капусты или первый выгон скота в поле, увидеть вечный смысл и превратить украшенную миниатюрой вещь в подлинную драгоценность. Не случайно, взявшись за самую значительную и актуальную тему, лучшие мастера решают ее интересно и глубоко, по-палехски. Так, как только они одни в целом свете могут.
    Палех, этот уникальный центр русской культуры, — это старинное село владимиро-суздальской земли. (Приложение 3).
    Село Палех принадлежало в XIII веке князьям Палецким, которые играли заметную роль в истории русского государства (Палецкий князь Андрей Фёдорович был соратником Дмитрия Донского в борьбе за укрепление Московского княжества. Участвовал в походах Дмитрия Донского в 1375 против Твери и в битве на Куликовом поле, где и погиб). Дочь Дмитрия Палецкого была замужем за братом Ивана Грозного — Юрием, после смерти которого владел селом сын Ивана IV, а затем перешёл в казну. В XVII веке Палех был отписан Ивану Бутурлину. Этот древний род владел Палехом более 240 лет — до 1861 года. В XVIII веке Палех был крупным торгово-промышленным селом (торговали палешане заморскими и отечественными товарами). В Палехе было много иконописных мастерских, палешане имели свои мастерские в Москве, С.-Петербурге, Н. Новгороде, Саратове, Ярославле, Перми. Палехский стиль сложился в середине XVIII века. Это своеобразный сплав школы новгородской и московской (в частности Строгановской школы).
    Письма иконописи Поволжья, Ярославля, Костромы оказали большое влияние на палехскую иконопись. Для палехской иконописи была типична композиционная сложность, удлинённая хрупкость фигур, насыщенность движением.
    В XVIII веке после учреждения Петербургской академии художеств, традиционное иконописание стало приходить в упадок, его перестали понимать и ценить.
    Родничок иконописной традиции бился в русском искусстве вплоть до XX века благодаря иконописному промыслу — Палеху. Тяжёлым ударом по рукотворной иконе стало создание и массовое распространение дешёвой печатной иконы. До революции Палех был крупнейшим иконописным центром (По обследованию 1894 года жителей было 1400 человек, которые ежегодно расписывали до 10000 икон). В 1917 году Октябрьский переворот нанёс последний удар иконописи, обозначив крутой поворот в развитии палехского искусства (прекратился спрос на иконы, стенные росписи).
    Бывшие иконописцы создали в 1918 году ‘’ Первую художественную декоративную палехскую артель’’, которая занималась реставрацией церквей, но она вскоре распалась. В 1920 году живописцы села объединились в артель по росписи деревянной посуды. Они расписывали солонки, ковши, ларцы, амфоры, матрёшки. В 1922 году И. И. Голиков, используя опыт лукутинских лаков, сделал роспись на папье-маше в иконописной манере и технике. Он написал миниатюру ‘’ Адам в Раю’’ и композицию ‘’ Пахарь’’. Заслуги И. И. Голикова в возрождении палехского искусства неоценимы. Он явился создателем новой палехской школы, сохранившей традиции искусства, казалось бы навсегда ушедшего в прошлое. Он был первым миниатюристом и организатором артели древней живописи 5 декабря 1924 года
    В 1920-е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.
    Новыми материалами рождавшейся палехской миниатюры были: папье-маше и чёрный лак. Именно чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Она притягивает нас и невольно заставляет задуматься о секрете обаяния искусства, именуемого лаковой миниатюрной живописью, о законах, лежащих в основе этого искусства, о его истории. Искусство лаковой миниатюры на дереве и папье-маше зародилось ещё в древности в странах Дальнего Востока, где для него существовал природный материал — лаковое дерево. С XVI века лаковое дело появилось в странах Западной Европы, а в XVIII веке оно пришло в Россию. Но несмотря на то, что лаковое дело пришло и к нам, такого материала как лаковое дерево у нас не было, именно поэтому нашу лаковую миниатюру стали делать на папье-маше, покрытое чёрным лаком.
    Чёрный фон лаковой миниатюры или ‘’ чистый лист’’ как бы собирает в себе, содержит все цвета и воплощает сущность вещи. Он символизирует собой тьму земного начала, из которого рождается свет. Кроме того, чёрный цвет обладает ещё внутренним объёмом, глубиной, которую подметили ещё в античности. Сначала к изделиям из лака относились как к красивой безделушке, иметь которую было престижно, ибо, по словам Мирабо, ’’ хорошо живёт лишь тот, кто каждые полгода меняет лакированные табакерки’’. Из этих слов можно понять, что лаковые произведения искусства были очень дорогими. Во-первых, из-за новизны данного вида творчества, во-вторых, по причине колоссальной трудоёмкости изготовления лаковой миниатюры.
    Ведь даже для того, чтобы изготовить только, папье-маше требовалось 1,5-2 месяца тяжёлой работы. После этого изделие покрывается чёрным лаком. Освоение чёрного фона бывшими иконописцами из Палеха происходило довольно сложно. Искусствовед А. В. Бакушинский, много сделавший для развития лаковой миниатюры в России, писал, что ’’ палешане овладевали новым материалом с большим трудом’’. И это понятно. Вспомним, что в иконописи чёрный цвет был цветом конца, цветом смерти, чёрной краской закрашивались только пещеры — символы могилы и ада.
    После покрытия чёрной краской вещь готова к росписи и поступает к художнику. Палехские художники сначала пишут белилами, выполняя ими всю композицию. Уже на этой стадии закладывают основу цветочного решения. На те места, где будут светлые тона, кладут белила гуще, в несколько слоёв.
    Затем приступают к раскрытию цвета — эта стадия называется роскрашью. Следующий этап — роспись (прорисовывают по роскраши тёмным фоном все контуры и детали), а затем выявляют теневые и световые части композиции — этот процесс у палешан называется приплавкой. Последний этап — окончательная отделка красками объёмов изображаемых предметов. Делается это линиями, называемыми пробелами, накладываемыми в определённой системе, в 3-х тонах, созвучных роскраши, росписи и теневому приплавку. Главное в технике палехской живописи — приёмы плавей, умение обобщать знание и владение техникой письма пробелами. Именно по этим признакам можно отличить подделку от настоящей вещи, если миниатюра написана одним слоем и, если линии нанесены криво — значит перед вами подделка.
    Существуют 4 основных вида пробелов: пробел иконопью (бликами и прямыми штрихами ), ’’ в щетинку’’ (тонкие золотые линии ), пробел краской (один из самых древних, накладываемых в 3 тона ) и пробел ’’ в перо’’(оригинален и красив им выполняется роспись складок одежды ).
    Художники пишут палехские миниатюры яичной темперой, как иконы. (Для этого берут желток сырого яйца, проколов иголкой оболочку, осторожно выливают содержимое в скорлупу и разбавляют уксусом с водой, затем смешивают с пигментами). Пишут только свежей темперой.
    Художники сами вяжут тончайшие кисти из беличьего волоса. Такие кисти бывают разной толщины (для росписи миниатюры их требуется не меньше шести). Чтобы остриё кисточки не ломалось, на них надевают ’’cаночки’’ — трубочки из утиных перьев.
    Завершают живопись прописью сусальным золотом и ’’ серебром’’ (вместо серебра используют растёртый алюминий, который лучше полируется). Золото мастера творят тоже сами. Это очень сложный процесс, и у каждого есть свой секрет. Главное не положить слишком много гуммиарабика (соблюсти пропорции).
    Для письма золотом берут самую тонкую кисть. Её сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для письма алюминием и бронзой (обычно это порошок) требуется очень тщательное растирание в течение 3 — 4 часов.
    Приёмы письма золотом и серебром различаются по системе наложения линий и штрихов для окончательного выявления форм и укрепления всех элементов композиции.
    Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие ещё от средневековых представлений о двух началах жизни — светлом и тёмном. Ещё в античной культуре светлое начало связывалось с образом лучезарного, светоносного, солнечного Аполона. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществлённой Божественной ясностью.
    На мой взгляд искусство палехской миниатюры можно назвать первобытным, в мастерстве его изготовления ничего не изменилось, с тех пор, как начали писать иконы. То есть вся лаковая миниатюра основана на искусстве иконописи.
    Мне кажется, что если мы глубже изучим наши народные достояния, тем легче мы сможем решить многие из наших проблем. Например экономическую, ведь лаковые миниатюры — это очень дорогие вещи, которые высоко ценятся заграницей, а сейчас, когда в нашей стране происходит экономический кризис, если отправлять палехские миниатюры на мировой рынок, это может принести неплохой доход нашему государству.
    Я прочла много книг про Палех, но на мой взгляд одних книг не достаточно.Мне кажется, что каждый человек должен иметь возможность не только прочесть книги, но и побывать в Палехе, пообщаться с мастерами, стать их учеником.
    Изделия палешан выполненные в традиционном древне — русском стиле приобрели всемирную известность. Эти исключительные по своей красоте вещи, в то время как их ценит весь мир, у нас остаются в забытьи, а ведь именно они являются показателем нашей истории, нашей культуры и самих нас.
    Так давайте не будем забывать про наши истоки, вырастившие и воспитавшие всех россиян!
    И. Баканов. Шкатулка ‘’Палех’’. 1933 г.
    А. Клипов. Шкатулка ‘’В стране, где Сороть голубая’’. 1980 г.

  6. Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой – декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами.
    Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью.
    В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.
    Хохломская роспись: история становления и развития промысла
    Родина хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины (Бра?тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и само название, для братского, товарищеского питья; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной), солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые изделия и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.
    Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома – крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой.
    Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII – начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церкви.
    Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры.
    Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на два основных вида росписи – «верховую» и «фоновую».
    Особенностью «верховой» росписи – нанесение изображения мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающийся сквозь легкий ажурный рисунок, делает рисунок похожим на золотое. Тонкие ритмичные узоры с мотивами трав, ягод, колосьев, цветов свободно размещается на поверхности предмета. К типу «верховой» росписи относятся композиции под «листок», со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными, крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды.
    При «фоновой» росписи золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер первоначально наводит кистью контуры элементов композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку – легкий узор из трав и листьев, нанося его уже поверх фона.

  7. Несколько слов о  декоративно-прикладном    искусстве.
    Декоративно – прикладное  искусство – одно из древнейших.  Первые  образцы   такого  искусства  относятся   к  первобытной   эпохе. Традиции   народного   прикладного искусства   складывались   веками,  развивались  и  бережно  передавались  из поколения  в поколение. Россия  богата   разными   видами  народного   декоративного  творчества. Росписи  и резьба  по дереву,  кружева,  плетение, вышивка, ткачество, работа  по металлу.
    Декоративное   искусство  по своим   мотивам  близко к  природе. Художники  веками наблюдали   мир животных, растений,  видели, чувствовали   гармонию  к  природе:  ритм, соразмерность,  порядочность,  разумность  и  рациональность.  Восхищение  человека  природой, ее гармонией,  соединение с тонким анализом,  сравнением  и  обобщением нашло  отражение в  обобщенных  стилизованных  формах  и  ритмах  искусства.
    В  народном   декоративном   искусстве  нет   ничего  лишнего,  в нем  отображено и сохранено  главное.  Произведения   народного   декоративного  творчества  отличает  красочность, яркость.  Смелые  контрастные  цветовые   сочетания,  особая  насыщенность цвета  характерны  для  большинства  народных  росписей.
    В  произведения  народных  мастеров    выделяются  два   вида   узоров:  сюжетные и  орнаментальные.  Сюжетные  включают символические  значение:  лев,  барс означают силу, сокол – смелость. Эти   узоры  включают  и фантастические  сказочные  образы:  русалки, кентавра.    Узор –  более  широкое  понятие, чем  орнамент. Орнамент –  это  преднамеренно   созданный   узор,   элементы  которого  ритмично   повторяются. Основным  свойством  орнамента  является  ритм.  Ритм – определенная  порядочность  одно характерных   элементов.
    Народное   декоративное   искусство –  часть  национальной   культуры.  В  ней  проявляются   лучшие  черты   народа,  общечеловеческие  ценности:  гуманизм,  оптимизм,   мудрость,  смелость,  извечное  стремление  к  красоте.
    В  то  же  время  в искусстве   каждого народа  отличетливо  проступает  его  само- бытность:  нравы,  образ  мышления,  эстетические  пристрастия,  национальная психология,  культура,  история. Все  это  богатство   представлено  в  ярчайшей,  максимально  выразительной  форме  искусства,  обращенной  в  первую  очередь   к чувствам  и  мыслям   людей.  Эмоциональном  языке искусства –  самый  легкий, верный  и  доступный  мостик  от  души  народа  к  душе   ребенка.  Душа  народа  едина,  только проявляется  по- разному  в  разных  видах  искусства:  в  песне, сказках, легендах,  танцах,   изобразительном  искусстве.  Поэтому  и  воздействие   искусства  на  ребенка  должно  быть  комплексном.
    Изделия   народного   творчества  многообразны.  Это  различные  деревянные и глиняные кружки, красочные  ковры, нежное кружево. Каждое  такое   изделие  наполнено  красотой,  добром,  радостью;   оно  несет  в  себе  фантазию,  увлекающее  детей   и взрослых  в  мир   прекрасной  сказки.
    Орнаменты,  используемые  народными   мастерами  для  росписи  своих  изделий,  включают  в себя  цветы,  листья,  ягоды,  траву,  которые  ребенок  часто  встречают в лесу,  в парке,   на участке  детского  сада.
    Например,  хохломская  роспись –  это  ягоды  и  листья  калины, малины, крыжовника, которые  дети  хорошо знают. Мастера  Городца  украшает  свои  изделия  цветками  шиповника, розами,  глиняные  игрушки   расписывают  геометрическим орнаментом: полосками, кругами, кольцами, точками, которые  тоже  понятны  детям.
    Изделия  народных  мастеров   мы  украшаем  групповые   комнаты.  Хочется,  чтобы  народное   декоративно-прикладное  искусство  прочно  вошло  в  быт  детей.  Знакомя детей  с тем  или  иным   промыслом,  стараемся   доступно  рассказать  о том,  где   он  зародился,     в   чем  суть   приемов,   используемых  мастерами.
    Знакомство  детей с  народным  промыслом  помогаем   им  войти  в  мир  прекрасного,  учит  видеть  и   чувствовать  неповторимые   сочетания     красок  природы,  пробуждает  потребность    жизни,   повышает  культуру  жизни.

  8. 8
    Текст добавил: ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце

    С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская) , накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконы. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура.
    В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление от монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
    После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов) . С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв. , которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
    В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви, построенные на средства отдельных бояр, купцов и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-закомар к более динамичным фронтонам – «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской республики, полнее отражавшие мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
    В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в. , закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки.
    «
    1
    2
    3
    4
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *