Сочинение на тему диалектизмы 6 класс

3 варианта

  1. Диалектные слова относятся к необщеупотребительной лексике, используются в речи жителей той или иной области. С каждым годом такие слова все реже встречаются в нашей речи. Что послужило тому причиной?
    Во-первых, некоторые диалектные слова, связанные с деревенскими реалиями, хозяйством, устройством дома, переходят в разряд устаревших вместе с теми предметами, которые они называли. Например, в северных областях голбец – небольшая пристройка к дому, используемая как переход к погребу и спальное место у печи.
    Во-вторых, употребление диалектных слов больше присуще старшему поколению, обделенному войной и тяжелой послевоенной жизнью, не имеющему полного образования. К сожалению, вместе с носителями диалектных знаний уходят и сами слова. Молодежь мало употребляет диалекты в своей речи, отдавая предпочтение общеупотребительной лексике.
    В-третьих, современная система образования и средства массовой информации пропагандируют использование грамотной литературной речи. Если употребление диалектов в литературном произведении оправдано созданием особого колорита, то в газетах, журналах, ТВ, радио, сети Интернет такие слова могут помешать передаче информации. Многие жители нашей страны не поймут значение слов вязенки, бухма, грыза и др.
    Таким образом, диалектные слова постепенно уходят из употребления, оставаясь яркими пятнами в художественных произведениях и диалектных словарях. Спасибо художникам слова, которые сохраняют для нас богатство русского языка.

  2. Цели и задачи:
    Познакомить с понятием “Диалектные слова”
    Познакомить с употреблением диалектных слов в
    художественных произведениях.
    Учить находить диалектные слова в текстах.
    Развить умение пользоваться словарём
    Проверить навыки использования диалектных слов
    в творческих работах
    Воспитать чувство любви к своей малой родине.
    Оборудование:
    Словари: В.И. Даль “Толковый словарь живого
    великорусского языка”
    Карточки для индивидуальной работы.
    Дидактические картинки к словам “смородина”,
    “жеребёнок”, “белый гриб”.
    Картина русской избы.
    Раздаточный материал: малый словарь, текст из
    рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя. Объявление
    темы урока.

    Спросят меня:
    – Что похоже на море?
    – Русский язык, – не замедлю с ответом.
    Он, словно море, согреет зимою.
    Дарит прохладу засушливым летом…
    Русский язык – безграничное море!
    В глуби морской я дождался улова:
    Выловил ключ, открывающий радость,-
    Этим ключом было русское слово.
    (М. Геттуев)
    Богат и неповторим русский язык. Великим,
    могучим, правдивым и свободным назвал его Иван
    Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не может
    похвастаться многообразием и богатством,
    точностью выражения звуков, красок, образов и
    мыслей. И ни в одном языке мира нет таких
    удивительных, самобытных слов, как в нашем родном
    языке.
    Этих слов порой не найдёшь в словаре,
    сохранились они в живой разговорной речи ваших
    прабабушек и прадедушек, в особом наречии,
    которое по – научному называется диалектом, а
    слова эти называются диалектными.
    Это и есть тема нашего урока (Запись на доске:
    Число. Классная работа. Диалектные слова).
    II. Объяснение нового материала.
    “Путешествие в русскую деревню”.

    1. Вы, ребята, только начинаете свою жизнь. вас
    ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не
    может быть будущего у человека, который не знает,
    не помнит своей истории.
    – Без прошлого нет будущего.
    Вот и я сегодня предлагаю вам побывать в
    прошлом – в конце Х1Х начале ХХ века, а конкретно
    – в русской деревне. Вы живёте в городе, я –
    житель сельский. Давайте вместе совершим
    путешествие в сельскую местность.
    – А с чего начинается родное место?
    (С дома.)
    – И я вместе с русским поэтом с. Есениным
    приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату.
    В хате
    Пахнет рыхлыми драченами*;
    У порога в дежке* квас,
    Над печурками* точёными
    Тараканы лезут в паз*.
    Льётся сажа над заслонкою,
    В печке нитки попелиц*,
    А на лавке за солонкою –
    Шелуха сырых яиц.
    Мать с ухватами не сладится,
    Нагибается низко,
    Старый кот к махотке* крадется
    На парное молоко.
    Квохчут куры беспокойные
    Над оглоблями сохи,
    На дворе обедню стройную
    Запевают петухи.
    А в окне на сени скатые*
    От пугливой шумоты,
    Из углов щенки кудлатые*
    Заползают в хомуты*.
    – Понятно ли стихотворение Есенина?
    (Не совсем) Почему? (Незнакомые слова) Какие? А
    можно догадаться, что они обозначают?
    *
    Драчёна – кушанье из пшена и яиц.
    Дежка – деревянная кадка для кваса
    Печурка – углубления в боковой части русской
    печи.
    Паз – щель, дыра
    Попелица – пепел
    Махотка – глиняная кринка для молока.
    Скатый – пологий
    Кудлатый – лохматый, мохнатый
    Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для
    лошади.
    (Написаны заранее на доске, но сразу не
    открываются)
    2. – Для вас эти слова незнакомые, а для жителей
    рязанских и других деревень понятные и близкие.
    Слова, употребляемые только жителями той или
    иной местности, называются диалектными (Учебник
    Русский язык 6 класс, Аторы: М.Т. Баранов, Т.А.
    Ладыженская и др. Москва “Просвещение” 2006год,
    стр.31)
    3. – А теперь попробуйте пересказать своими
    словами, что можно увидеть в русской избе. В своём
    небольшом сочинении (4 – 5 предложений)
    постарайтесь употребить как можно больше
    услышанных вами диалектных слов.
    Сочинение можно начать словами: “Я вхожу в
    русскую избу…”, “Я хочу рассказать о русской
    избе…”и др..
    (Заслушать 3 – 4 сочинения).
    4. Ну что ж, продолжим путешествие. Давайте
    выйдем во двор.
    – Что обязательно находится рядом с избой? Где
    находится с/х инвентарь? (сарай)
    Перед вами “Словарики диалектных слов”, они
    помогут вам окунуться в особенности
    деревенского быта и деревенской речи.
    – Как ещё можно назвать сарай? Посмотрите в
    “Словарике…” (Повесть, пуня)
    – Около деревенского дома огород, а в огороде
    растёт красная смородина. (открыть картинку – рисунок 1).
    – Найдите, как по – другому называется эта ягода?
    (Поречка, лядуница, жостыль, кислица, кисёлка,
    княжиха, сестрянка).
    – Пойдём дальше. На пастбище за домом пасётся
    жеребёнок. (Картинка – рисунок 2).
    Назовите его по – деревенски (Другак, селеток).
    – Давайте дойдём до берёзовой опушки. Здесь
    летом растёт очень много вешкарей или
    коровенников. О чём я говорю? (О белых грибах – рисунок 3).
    Оказывается, белые грибы очень любят коровы. С
    землёй выгрызают каждый гриб. Не случайно в
    деревнях белые грибы так и принято называть
    -коровенники.
    – Какие ещё диалектные слова есть в вашем
    словарнике? Что они обозначают?
    5. Некоторые наиболее употребительные в разных
    произведениях диалектные слова включаются в
    толковые словари русского литературного языка.
    При них даётся помета обл. (т.е. областное).
    (Открывается страничка со словарной статьёй из
    словаря на доске – рисунок 4).
    а) Откройте толковый словарь в ваших учебниках
    (стр. 227) Найдите диалектные слова. Зачитайте.
    Двое учеников одновременно работают
    индивидуально по карточкам.
    Карточка №1
    Найти по словарю лексическое значение
    следующих слов: азям, баранта.
    Карточка №2
    Выписать из словаря любые две словарные статьи
    с пометой обл. (Найдите слова, не звучавшие на
    уроке)
    б) Заслушать сообщения учащихся, работающих по
    карточкам.
    6. Существуют также специальные диалектные
    словари, или словари русских народных говоров.
    Самый известный из них – “Толковый словарь
    живого великорусского языка” В.И. Даля, который 40
    лет собирал в разных концах нашей Родины
    диалектные слова (Показать словарь).
    7. Диалектные слова используются иногда в
    литературных произведениях для передачи
    особенностей речи жителей определённой
    местности. Такие слова встречаются в
    произведениях В.П. Астафьева, М. Пришвина, М
    Шолохова, Ф. Абрамова, И.С. Тургенева.
    Представьте, что вы оказались вместе с
    деревенскими ребятами в ночном, у костра, и
    слушаете “страшные” истории.
    Перед вами текст – отрывок из “Записок
    охотника” Тургенева – рассказа “Бежин луг”
    – А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что
    намеднись* у нас на Варнавицах приключилось?
    – На плотине – то? – спросил Федя.
    -Да, да, на плотине, на прорванной.Вот уж нечистое
    место, так нечистое, и глухое такое.Кругом всё
    такие буераки*, овраги, а в оврагах казюли*
    водятся).
    – Прочитайте сначала про себя, потом
    выразительно.
    – Найдите диалектные слова. Как вы думаете, что
    они означают?
    – Внесите их в свой “Словарик”…
    *
    намеднись – недавно
    буерак – яма, наполненная водой
    казюля – ядовитая змея (гадюка)
    III. Итоги урока. и заключительное слово
    учителя.

    Вот и заканчивается наше путешествие в мир
    деревни.
    Чтобы не потерять связь со временем, с историей
    деревни, продолжите “Словарик диалектных слов”.
    Внесите туда те слова, которые сегодня звучали на
    уроке, те диалектные слова, которые встретились
    вам в художественной литературе. Я надеюсь, что
    работа эта будет вами продолжена и не оставит вас
    равнодушными.
    1. Продолжите предложение, запишите:
    “Слова все какие – одно другого звучнее,” –
    говорил с восхищением В.П. Астафьев о …
    *О каких словах, как вы думаете, говорил
    писатель? (о диалектных)
    *А что называется диалектными словами?
    *Вспомните – без подсказок – те слова, которые
    сегодня звучали.
    Молодцы! Я вижу, что ваш словарный запас сегодня
    пополнился, и надеюсь, что слова, о которых мы
    говорили, навсегда останутся не только в вашей
    памяти, но и будут жить в вашем сердце…
    2.
    Хотя вошли в права
    И формулы, и термины,
    Но старые слова
    Народом не потеряны.
    И, верьте, в этом всём
    Машинам за окном,
    Экранам телевизора
    Нет никакого вызова.
    3. Выставление оценок.


  3. Цели:

    познакомить учащихся с понятием диалекты и
    диалектизмы;
    развивать умение наблюдать лингвистический
    материал;
    самостоятельно находить нужную информацию в
    учебнике;
    развивать творческую интуицию; умение работать
    в паре;
    формировать исследовательские навыки работы с
    лингвистическими словарями и научно-популярной
    литературой;
    учить лингвистическому анализу
    художественного текста;
    обогащать словарный запас учащихся.
    Урок, посвященный диалектизмам, начинается с
    рассказа учителя.
    В повести Виктора Астафьева “Последний
    поклон” есть такие строчки:
    “Мы проходили середину реки, самую стремнину.
    Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой,
    струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это
    все какие – одно другого звучнее.”
    Нельзя не соглашаться с писателем. Слова
    действительно звучные и – более того – яркие,
    образные, точные.

    Учитель.
    Найдите словарные статьи,
    объясняющие значение этих слов.

    Дети.
    Слова селезень, стрелка, струна в
    словарях есть, но то значение, с которым
    использует их писатель – “середина реки,
    стремнина”, в них не указано. Слово зерло вообще
    отсутствует.

    Учитель.
    Почему слово зерло отсутствует в
    распространенных толковых словарях русского
    языка? Почему в них не указано то значение слов
    селезень, стрелка, струна, с которым в
    приведенном тексте употребляет их писатель?
    Прочитайте еще один отрывок писателя Астафьева
    “Последний поклон”. Какие слова вам не совсем
    понятны?
    “Мелкая скотина загнана во дворы. Коров
    подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не
    одолевал. За поскотиной слышалось грубое
    бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За
    заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились
    куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать,
    но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица,
    не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я
    курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди
    – в огород заберутся, яйца в жалице снесут.”

    Дети.
    Поскотина, ботало, заплот, стайка,
    жалица.

    Учитель.
    Попробуем их объяснить, что нам в
    этом поможет?

    Дети.
    Мы можем догадываться лишь по общему
    содержанию текста.
    Поскотина – это “место, где пасется скот”;
    ботало – “большой колокольчик, привязанный к
    шее пасущихся коров”; заплот – “забор возле
    дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и
    птицы”; жалица – “крапива”.

    Учитель.
    Нам пришлось догадываться о
    значении таких слов потому, что слова эти не
    являются общерусскими, их употребляют жители той
    или иной местности. Они называются местными или
    диалектами. Запишите в тетрадях тему урока: “Что
    такое диалектизмы?” Прочитайте, что записано про
    диалектизмы в учебнике. Какова роль местных
    говоров в русском языке?

    Дети.
    Они обогащают русский литературный
    язык. Делают его ярким, самобытным, точным.

    Учитель.
    Множество наименований одних и тех
    же предметов, явлений, действий, признаков в
    разных местностях свидетельствую о богатстве и
    своеобразии языка. Писатель Федор Абрамов так
    определил роль слова, речи:
    “На севере издревле вся жизнь, и повседневная,
    и праздничная была пронизана многоцветным
    краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, …
    то ли песни и сказки, то ли забористые частушки”.
    А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без
    опоры на чудодейственную силу слова? Писатель –
    вологжанин – Василий Белов замечает в книге
    “Лад”:
    “Что значит для народной жизни слово вообще?…
    Слово приравнивалось нашими предками к самой
    жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно
    было хранителем памяти и залогом будущего”.

    Учитель.
    Происхождение и значение
    диалектизмов В.И. Даль нередко объяснял, подбирая
    к ним однокоренные слова. Попробуем и мы сделать
    это, выполняя упражнение 71. (Самостоятельная
    работа учащихся. Проверка: дети по цепочке читают
    по одному слову, объясняя значения диалектизмов
    и придуманные предложения).

    Учитель.
    “Собрать, запечатлеть, изучить” —
    этой нелегкой, но очень важной работе можно
    посвятить целую жизнь, как это сделал автор
    известного словаря Владимир Иванович Даль.
    Послушайте сообщение наших
    исследователей-биографов об этом человеке.
    Выступают два ученика, подготовивших рассказ о
    В.И.Дале.

    Учитель.
    Синтаксическая минутка: начертить
    схемы предложений, списав предложение с доски,
    обозначив орфограммы.
    Даль – автор “Толкового словаря
    великорусского языка”. Он всю жизнь собирал и
    составлял свой словарь. Взаимопроверка (учащиеся
    обмениваются тетрадками по вариантам).

    Учитель.
    По-разному именуются одни и те же
    предметы в разных местностях. На столах —
    карточки с отрывками из литературных
    произведений. Задание – найти диалектные
    слова-синонимы, выписать их в тетрадь.
    “Сидел рыбак веселый
    На берегу реки,
    А перед ним по ветру
    Качались тростники…”
    (М.Ю.Лермонтов “Тростник”)
    Чтобы легче было плавать, водяные крысы
    отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа
    его в зубах. Стебель куги полон воздушных ячеек.
    (К. Паустовский “Мещерская сторона”)
    Дремлет чуткий камыш.
    Тишь – безлюдье вокруг,
    Чуть примнется тропинка росистая.
    Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
    С листьев брызнет роса серебристая.
    (И.С. Никитин “Утро”)
    Тростник – куга – камыш. Эти слова
    обозначают явления природы.
    Жгуч мороз трескучий,
    На дворе темно,
    Серебристый иней
    Запушил окно…
    (И.С. Никитин “Утро”)
    Так гулко, морозно и ясно, что до зимней дороги
    нельзя дотронуться: снег визжит. Мороз по нашим
    местам редкий – за сорок пять. Давит к земле, окна
    за ночь в доме так обледенели, что стали
    мохнатыми. В пазах, в углах и дверных проемах
    появились “зайчики” изморози или, как у нас
    вятских, принято говорить – закуржавело. Мерзлый
    скрип тяжело нагруженных саней, повизгивание
    снега под полозом, хруст снега под копытами
    лошадей. От куржака все лошади сделались
    одинаковой масти — седые.
    (А.Черноусов)

    Учитель.
    Какие слова выписали?

    Дети.
    Иней, куржак, куржевень.

    Учитель.
    Какое слово общерусское?

    Дети.
    Иней.

    Учитель.
    Какое слово употребляется у нас, в
    Сибири?

    Дети.
    Куржак.

    Учитель.
    Сейчас мы с вами поиграем: я буду
    называть диалектные слова, если вы слышали
    какое-то из них в нашей местности – хлопайте в
    ладоши.
    Учитель читает синонимичные диалектные слова:
    Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк,
    осенник, хиус, поветерь.
    Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот,
    тын, осторокол, плетень.
    Жилой дом: изба, хата, курень.
    Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.
    Красная смородина: киселна, киселица, кислица,
    княженка, команец.
    Луга: покос, пожня, полой, елай.
    Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.
    Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод,
    заколье.

    Учитель.
    Составьте с этими словами
    предложение. (Проверка: учащиеся читают вслух
    предложения). Вы убедились, что диалектизмы —
    очень интересный пласт русской лексики. Я думаю,
    что теперь вы будете внимательнее
    прислушиваться к русской речи нашей родной
    Хакасии.
    Земля родная, край родной…
    Это прежде всего те места, где начиналась наша
    жизнь, где проходит или проходило наше детство.
    Вслушайтесь в слова поэта Николая Рыленкова,
    которые в книге “Сказка моего детства” (М, 1976)
    пишет:
    “Не собирал я редкие словечки,
    Но звук родной всегда в душе живет
    Вот место, где сливаются две речки,
    Его назвал сутоками народ.
    И что мне в том, что в словарях толковых
    Такового слова не было и нет,
    В нем пенье струй я слышу родниковых
    На шелест трав, на шум лесов ответ.
    Его истоки глубоки и чисты.
    Я сам его прозрачности дивлюсь.
    Так пусть дополнят словари лингвисты,
    Твердя стихи поэтов наизусть.”
    Вы можете выступить в роли ученых и
    исследователей. Поговорите с родными и соседями.
    1. Запишите на словарные карточки диалектные
    слова.
    2. Ответьте на вопросы:
    Какое из следующих слов употребляется в нашей
    Хакасии (очень, дюже, порато…)?
    Определите, оканье или аканье характерно для
    нашей местности, о или а произносится в
    безударных слогах таких, например, слов, как вода,
    гора, столы, город, пошли, просил, огород.
    Твердое или мягкое [Т] произносится в окончании
    глаголов третьего лица? Несет или несеть, несут
    или несуть, живут или живуть?
    Какие пословицы и поговорки наиболее
    характерны для нашей местности?
    Вы можете выбрать для ответа весь перечень
    вопросов, он будет оценен на “5”. Если выберете
    вопросы под буквами а, b, c – оценка “4”. Это и
    будет вашим домашним заданием.

    Рефлексия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *