Сочинение на тему дикой и кабаниха кто страшнее

12 вариантов

  1. В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.
    В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».
    Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

  2. А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

  3. Однако, даже у такого «самодура» как Дикой виднеются какие-то моменты просветления. Например, мы можем это понять, когда читаем его разговор с Кабановой: « Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой поделать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю». «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова». Она твёрдо стоит на своём мнении о домостроевских, патриархальных порядках в семье. Ей даже не придёт в голову, что её правила и взгляды на жизнь давно себя изжили и ушли в прошлое. Мир не стоит на месте, он меняется, меняется также и быт и нравы. Она никогда не ругается и не бранится, как Дикой, у неё свои методы: она, «как ржа железо», давит на своих близких, унижает их, прикрываясьидеалами религиозной, патриархальной старины. В самом начале пьесы Кулигин в разговоре с Борисом охарактеризовывает её следующими словами: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова никогда не сможет примириться с человеческой склонностью к греху, с человеческими слабостями. Ей надо, чтобы всё вокруг было исключительно так, как хочет того она сама. Дикой и Кабаниха на окружающих оказывают огромное моральное, психологическое давление. Отравляют всем жизнь, пытаясь подчинить своей воле.Но, если Дикой покричит, поругается, да и притихнет хоть на немного, то Кабаниха оказывает своё пагубное влияние на семью двадцать четыре часа в стуки, семь дней в неделю. Дикой пытается силой и грубостью утвердить свою власть, а Кабаниха действует под личиной благочестия и не опровергаемой правильности. Дикой не сдержан и горяч, а Кабаниха жестока и хладнокровна. Эту её сторону мы особенно чётко можем увидеть в сцене, когда тело Катерины вытаскивают из Волги. От Дикого можно спрятаться «по чердакам да по чуланам», он немного успокоится за какое-то время и, уже привыкшие к его воинственному норову, домочадцы смогут вернуться к прежнему существованию.

  4. 4
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    Кабаниха прикрывает неуважительное поведение маской добродетели. Она человек сильный и властный, ее мало интересуют эмоции и чувства. Как человек старой формации Кабанова интересуется земными делами и интересами. Ее требования заключаются в беспрекословном выполнении порядка и чина.
    Дикого, так же как и Кабанову, можно считать представителями некоторой части купеческого сословия, которые вели себя неподобающим образом. Таких людей нельзя назвать благочестивыми. Но нельзя сказать, что русское купечество XIX века было прототипом Кабанихи и Дикого. В этой же драме Островский показывает, что отец Бориса был братом Дикого, но воспитываясь в одной и той же семье, отличался от купца Дикого. Женат отец Бориса был на девушке дворянского происхождения, и у него была совсем другая жизнь, чем у его деспотичного брата.
    Кабанова тоже показана как типичный представитель купечества. Будучи главой семейства, матерью Тихона, Варвары и свекровью Катерины, она постоянно своим поведением изводит своих самих близких людей. Может она по-своему и любила своих детей, но разве нормальная мать может так себя вести? Наверное, нет. В драме есть описание рассказа Катерины о детстве. Родители Катерины тоже были из купеческого сословия, но мать Катерины была чуткой, доброй и отзывчивой женщиной. Она очень любила и заботилась о своей дочери.
    Островский взял сюжет для своей пьесы из реальной жизни, но городу было дано вымышленное название Калинов. Много приволжских городов считали, что пьеса «Гроза» написана по событиям, которые произошли именно в их городе. Сейчас почему-то считают, что это город Кострома.

  5. Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»

    А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859
    году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он
    раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся
    рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В
    данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества
    времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по
    отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и
    также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в
    реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так
    произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень
    часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с
    Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным
    мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и
    нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не
    просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не
    слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих
    оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны.
    Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то
    есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы
    можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть
    человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с
    езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом”
    вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что
    окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы
    видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта
    водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять
    хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее…
    Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда
    именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к
    деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то
    распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и
    Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей
    агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у
    окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом
    на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве
    своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся
    от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым
    традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет
    Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления
    у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень
    набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства
    героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной
    концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и,
    следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой
    способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная
    и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под
    контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит
    Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее
    более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только
    показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может
    отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы
    с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

  6. Уж такого-то ругателя, как у нас
    Савел Прокофъич, поискать еще!
    А. Н. Островский
    Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия — безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах.
    Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,— говорит она Тихону,— кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
    Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Дикой же просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал — это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет».
    Кабаниха и Дикой — «столпы общества», духовные наставники в городе Кали-нове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются.
    Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знает истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
    У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств.
    Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни»,— пишет Добролюбов о быте города Калинова, а следовательно, и любого другого города царской России.
    В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось в психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.

  7. В пьесе Островского «Гроза» есть два отрицательных образа. Это Дикой и Кабаниха.
    Дикой является богатым купцом. Такую фамилию ему дал Островский недаром. Так как Дикой человек очень вспыльчивый. Он впадает в гнев по любому поводу. Причем он понимает, что так вести себя нельзя, но сделать с собой ничего не может. Он ругается с соседями, подчиненными, родственниками. Когда Дикой в гневе все домашние стараются не попадаться лишний раз ему на глаза. Он может не только обругать, но и поколотить.
    Дикой очень жаден. Он всеми возможными способами откладывает срок выдачи зарплаты рабочим. Он не хочет отдавать часть наследства своей матери племянникам. Поэтому всеми силами старается сделать жизнь Бориса невыносимой, чтобы условие для выдачи наследства Борис не смог выполнить.
    Жалеет он денег и на улучшение жизни в городе. Кулибин предлагает ему сделать городские часы на площади. Он заявляет, что это ненужные растраты и отказывает помочь финансово. Когда Кулибин предлагает ему сделать в городе громоотводы, Дикой отчитывает его за эту мысль. Он считает грозу гневом господним, не признает, что это электричество.
    Кабаниха недалеко ушла от Дикого. Она невежественна, ненавидит свою невестку и изводит ее, науськивает сына на жестокое обращение с молодой женой. Кабаниха привыкла сама руководить всеми делами в доме. Она распоряжается и жизнью своих близких. Сын не смеет ей высказать свое мнение, дочь ругает ее за глаза. Она считает, что жена должна бояться мужа, что жить надо по «Домострою».

  8. А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

  9. 9
    Текст добавил: Пророчащий Судьбу

    Тема: – Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»

    А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

  10. Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства

    Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя
    в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну,
    свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от
    гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны,
    прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой —
    черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.
    Всех жителей этого города можно условно разделить на
    две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести
    двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе
    зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь
    недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а
    Кабаниху — Марфой Игнатьевной.
    И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе
    полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”),
    другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас
    парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно
    поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.
    Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к
    деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.
    Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе,
    в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то
    распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая
    объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то,
    кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.
    Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим
    каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек.
    Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за
    каждую копейку. (“…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня
    сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне,
    и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю”.) Дикой делает
    все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по
    какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но
    главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что
    ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой — очень расчетливый. Он никогда
    -не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его
    (“…воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с
    гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).
    Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно
    четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он
    отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”…
    Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым
    традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как
    вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой,
    искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки
    возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас,
    дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на
    искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может
    представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.
    В своем произведении Островский показал город, жители
    которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с
    удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие
    понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в
    копейку”.)’ Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее
    самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.
    И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была
    единственным “лучом света в темном царстве”.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

  11. А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского – Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” – обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

  12. А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *