Сочинение на тему дмитрий донской 5 класс

6 вариантов

  1. Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря.Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
    Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

  2. 2
    Текст добавил: ---L L ангело4е|{---L L

    Его смотрящие вдаль глаза веруют в скорое счастливое будущее, будто бы высматривая его из-за горизонта. Бесконечные военные операции солидно измотали бравого воина, но под стать такую ношу вытерпеть только избранному. В этом смысле Дмитрий Донской символизирует собой всю Россию, беспощадно борющуюся с недругами-стервятниками и с удивительной предприимчивостью способную сохранять и даже воссоздавать собственную культурную жизнь.
    Его левая рука, приложенная к сердцу, заверяет в готовности положить голову за отечество, за добрых людей, за правильную идею. Он как-бы даёт безмолвную клятву Всевышнему, ставя свою жизнь на кон предстоящей битвы. Его правота и доблесть находят приспешников, почитателей, да и недоброжелателей тоже. Враг, желающий поработить родной край, изворотлив и смышлён. Любая оплошность может обратиться для всего русского народа катастрофой. Дмитрий Донской это прекрасно понимает. Но, как подобает героям, принимает вызов судьбы и сражается что есть сил. В его голове мольба и зов крестьян, которые напутствуют полководца на решительные победы над супостатами. В нём теплится русская кровь, храбрость и самоотверженность. Благополучие России для него неоспоримый приоритет. Отгремели события тех времён, нет в живых тех людей, но их идеи, стремления и желания разделяют сотни наших соотечественников, воздвигая в абсолют незыблемый патриотизм.

    Сочинение 2

    Виктор Маторин очень увлекается историей. В творчестве автора можно найти множество картин на историческую тему. Одной из них является знаменитое полотно «Дмитрий Донской». Кто хорошо учил историю, знает, что князь Дмитрий является очень значимой фигурой для русского народа четырнадцатого века. Русь подверглась игу со стороны монголо-татар. Это было очень тяжёлое время для народа, с которого требовали дань на право и на лево, и свои и чужие.
    Князьям же того времени не было это интересно. Ещё до порабощения их волновала только власть. Они постоянно враждовали между собой, устраивали междоусобные войны. Что и привлекло внимание неприятеля, но и это не остановило русских князей. Никто из них не думал о народе. Не думал о том, что нужно сплотиться и дать отпор врагу. Пока не появился Дмитрий. Дмитрий был предан своему государству. В первую очередь его интересовало состояние народа, его свобода и независимость. Также князь был предан православной вере.
    Дмитрий не желал вступать в бессмысленные войны, не устраивал бессмысленных раздоров. С заботой относился к родине и собственному народу.
    Картина отдалённо напоминает икону. Перед зрителем предстаёт князь Дмитрий, знаменитый воин, герой своего народа и великий деятель четырнадцатого века.
    К сожалению, Дмитрий прожил недолгую жизнь, всего 38 лет. Но автор изобразил князя более старшим, чем тот был на самом деле. Вероятно, автор хотел подчеркнуть мудрость князя. Который смог объединить с Москвой остальные княжества. Без единства невозможно достичь победы над врагом. Глядя на князя, можно увидеть уверенность, храбрость, бесстрашие и самоотверженность. Даже на картине князь изображён в кольчуге. Это воин, для которого на первом месте покой и свобода родной страны. Он предан ей без остатка. Также князь хочет, чтобы его народ благоденствовал, и его города развивались. Дмитрий стоит, положив руку на сердце. Она клянётся в том, что будет сражаться за свой народ до последнего и никогда не придаст его. Дмитрий не только воин, но и умелый правитель. Он заботится о своих землях.
    За спиной князя виднеется прекрасная белокаменная Москва. Кремль отстроен основательно, под его стенами идёт торговля, а по реке активно курсируют суда. Также автор делает акцент на Церквях, которые изображены с двух сторон. Это напоминает о том, что Русь – православная страна, для которой Бог – наивысшая власть.

  3. А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды – Тохтамышем.
    Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.
    Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.
    Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

    Смерть и наследие

    Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.
    Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. – 1 июня)
    Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

    Другие варианты биографии

  4. Князь
    Дмитрий
    Донской
    Давным-давно, когда на Руси было татаро-монгольское иго, родился князь Дмитрий, прозванный позднее Донским. Великий князь Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389 гг.) – Великий князь Московский ( с 1359 г.) и Владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II Красного, внук Ивана Калиты. Один из блестящих полководцев Руси, градостроитель.
    В период малолетства Дмитрия, как и в правление его отца Ивана II Красного, на государственные дела имел большое влияние митрополит Алексий.
    Правление Дмитрия Донского пришлось на период феодальной раздробленности на Руси, а также монголо – татарского нашествия.
    Дмитрий Донской искал между русскими князьями путь мирных решений споров и противоречий, копил силы для борьбы с Ордой.
    Дмитрий умел подбирать себе помощников, умел слушать советников, но выбирал самое полезное, умело использовал слабости Золотой Орды.
    Великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского.
    В 1367 году заложил в Москве каменный Кремль.
    В 1378 году одержал победу на реке Воже над ратью Бегича, которого послал Мамай опустошать Русь.
    Дмитрий первым возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. В Куликовской битве 1380 года, завершившейся разгромом войск Золотой Орды, он проявил выдающийся талант, за что был прозван Донским.
    В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение среди русских земель. Появилась артиллерия, которая применялась при обороне Москвы от войск Тохтамыша. Первый русский князь, передавший по наследству власть во Владимирском княжестве своему сыну без санкций Орды.
    Победа на Куликовом поле ускорила распад Золотой Орды, способствовала освобождению Руси и других народов.
    Дмитрий – полководец религиозный, истово молился перед сражениями, оплакивал и поминал павших братьев.
    Святой Дмитрий не только защищал свое Отечество, но и народ. Им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.

  5. Сочинение «О Дмитрии Донском как земном человеке»
    Работу выполнил Фёдоров Алексей, учащийся 9 класса
    Руководитель методист Молчанова Е.В.
    Изучая жизнь и деятельность великих людей, я замечал, что многое в их характере, в том, какие дела они совершали, как строили свою жизнь, зависело от семьи, от людей, которые их окружали. Поэтому я решил проанализировать жизнь Великого князя Дмитрия Донского с этой стороны, и еще раз убедился, что многое в человеке передается от родителей, от близкого окружения. Недаром русская пословица гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
    Московский князь Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. (Приложение 1) О детстве будущего Великого князя, сына Иоанна Красного и Великой княгини Александры, известно совсем немного. В сознании мальчика рано укоренилась ответственность за собственное высокое происхождение, и этому поспособствовали рассказы родителя о подвигах славных предков, таких как Данила Московский, Александр Невский и т. д.
    Отец Димитрия Иоанн Красный родился 30 марта 1326 года в Москве. (Приложение 2) Свое прозвище «Красный» он получил, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»). Ещё в летописях встречаются и другие имена-прозвища этого князя — «Милостивый», «Кроткий». Согласно дошедшим летописным источникам, Иван Иванович Красный был правитель «тихий, кроткий, милостивый и нечестолюбивый. Жил во всякой тишине, а потому и спокойствие отовсюду имел».
    Именно эти черты характера перенял Дмитрий от отца. Когда Дмитрий шел венчаться на престол княжеский, суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход. Увидев полки Москвы, суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале. Здесь впервые отметили черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии. Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе — Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить того всякой власти и силы… И в самом деле, суздальский князь, заискав в хане Амурате, опять, почти немедленно занял Владимир. Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы… Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова — верный своему неизменному миролюбию, щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.
    Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия (Приложение 3), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу. Он практически заменил своему подопечному родного отца, поскольку тот ушел из жизни, когда Димитрию было всего только 9 лет. В этом возрасте Димитрий Донской унаследовал отцовское княжество, получив на то разрешение от хана Орды, под игом которого в те времена находилась Русь. Великим князем он стал, будучи 12-летним отроком, то есть в 1362-м году. Как видите, детство Димитрия Донского имело мало общего с таковым обычных детей. Ему рано пришлось стать взрослым не по годам в силу непростых жизненных обстоятельств.
    Духовное воспитание будущего правителя и полководца протекало под влиянием и руководством святителя Московского Алексия. Московский митрополит пользовался огромным уважением в народе. В учительских посланиях он призывал бояр судить по правде и милостиво, а всех русских – поддерживать друг друга. С особым чувством он обличал пьянство, видя в нем «корень злобы, мятеж всякому беззаконию». Он прожил долгую восьмидесятипятилетнюю жизнь, которую целиком посвятил сохранению возможности будущего возрождения Руси. Встав во главе русской митрополии в эпоху ослабления Москвы, митрополит Алексий взял в свои руки бразды не только церковного, но и гражданского правления. Действительно, митрополиту приходилось принимать жесткие решения, чтобы удержать верховенствующее положение Москвы. Но, он не забывал и своего духовного сана, и своих обязанностей попечительства над всей Русью.
    Митрополит Алексий учил с ранних лет великого князя терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов, юный Димитрий, с благословления светителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской, первый ратный поход Димитрия. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью.
    В качестве же основной личной черты Великого князя можно назвать необыкновенную любовь к Богу. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Древний книжник пишет о Димитрии Иоанновиче в похвале ему: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных… Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы каждый день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».
    Главное влияние на воспитание веры в отроке оказал преподобный Сергий Радонежский (Приложение 4). Святитель — один из ближайших людей в великокняжеском доме. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий. В отличие от митрополита Алексия Сергий был далек от дел сильных мира сего. Однако и ему довелось способствовать укреплению власти московского князя. Мудрый старец по просьбе московского князя ездил к суровому князю Олегу Рязанскому и «тихими и кроткими словесы» уговорил его на мир. Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву. Сама идея противостояния Орде питалась и чудотворным наставничеством Сергия Радонежского. «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч», – писал В.О.Ключевский о значении преподобного Сергия для русского народа и государства.
    Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя Дмитрия. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский. Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию — без дополнительной санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Всем детям, в том числе сыновьям (Василию, Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) он завещал слушать во всём после его смерти мать, Евдокию Дмитриевну.
    Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года. Кончина эта поразила всю Русь. Летописи говорят, что долго не умолкали стенания по поводу его смерти, потому что никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим и народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь к славе отечества, справедливость и доброту. Воспитанный как воин, он не имел знаний книжных, но правил государством, благодаря силе разума и характера. Современники особенно удивлялись его скромности, потому что насколько была славной победа на Куликовом поле, насколько Дмитрия осыпали похвалами, а он не заносился и считал, что победой обязан богу и мужеству российских воинов.
    Да, Дмитрий Донской обладал множеством добродетелей. Среди положительных качеств, свойственных великому благоверному князю, были милосердие, великодушие, высокая нравственность, искренняя любовь к народу своей страны. Он с добротой относился к подчиненным, помогал нуждающимся, возводил православные христианские храмы.
    Праведный подвиг князя Дмитрия, отдавшего «душу за други своя», не был забыт верующим народом. Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. По этой причине историки и называют святого князя не иначе, как «держатель русской земли».

  6. Дмитрий Иванович Донской (1350–1389), великий князь московский и владимирский.

    Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года. Сын великого князя Ивана Ивановича Красного (1326–1359). Годы правления 1359 – 1389. Некоторые исследователи биографии Дмитрия Донского считают, что он был женат дважды. О первом брачном союзе великого князя известны лишь крохи: Дмитрий Иванович женился в 12 лет, и супруга князя, скорее всего, умерла во время чумы 1364 года. Второй женой Дмитрия Донского в 1867 году стала княжна Евдокия, младшая дочь великого князя нижегородского и суздальского Дмитрия Константиновича (?–1407). В этом браке у Дмитрия Ивановича родилось 13 детей. Девять сыновей: Даниил (конец 1369 г., умер в младенчестве), великий князь московский и владимирский Василий (1371–1425), князь звенигородский и галицкий Юрий (1374–1434), Андрей-Юрий Большой (1376 – ?), Семен (1379, умер во младенчестве), князь можайский и белозерский Андрей Меньшой (1382–?), Петр (1385–?), Иван (1375-1378 (?) – 1393, в монашестве) и Константин (1389–?). Четыре дочери: Софья (с 1387 года замужем за Федором Ольговичем Рязанским), Мария (с 1394 года замужем за князем Семеном (Лугвением) Ольгердовичем Литовским), Анастасия (с 1397 года замужем за князем Иваном Всеволодовичем Холмским) и Анна (1388–?).
    Дмитрий Иванович стал великим князем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. По его завещанию наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий. Большое влияние на великого князя Дмитрия Ивановича оказал и настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь Дмитрий был глубоко верующим человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь, сделал щедрые пожертвования в Троицкий и московский Симонов монастыри. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества.
    За годы правления Дмитрия Ивановича были существенно расширены границы Московского княжества. Изменяется и облик великокняжеского престола. В 1366 году Дмитрий Иванович построил в Москве новый каменный кремль. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд.
    Великий князь Дмитрий стремился к объединению русских земель. Брачный союз с нижегородской и суздальской княжной Евдокией позволил Москве установить прочные союзные отношения с Нижним Новгородом. Союз был заключен и с Великим Новгородом. Поддерживал Дмитрия Ивановича и его двоюродный брат князь Владимир Андреевич Серпуховской. Москва стараниями великого князя Дмитрия Ивановича становится центром военно-политического союза русских княжеств. В 1375 году союзное войско во главе с Дмитрием Ивановичем взяло штурмом Тверь, и великий тверской князь был вынужден признать Дмитрия «братом старейшим». Вокруг великого князя московского Дмитрия Ивановича формируется круг его ближайших сторонников и помощников: бояр, воевод – московского боярства, ставшего впоследствии главной опорой великокняжеской власти.
    Великий князь Дмитрий Иванович был дальновидным политиком и стратегом. Укрепление власти и объединение русских княжество под эгидой Москвы проходило на фоне нарастающей междоусобицы и вражды среди претендентов на ханский престол в Золотой Орде. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был первый шаг к открытой борьбе против золотоордынского ига.
    8 (21) сентября 1380 года – главное событие в биографии Дмитрия Донского. В этот на Куликовом поле, на берегу Непрядвы и Дона объединенное русское воинство под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды. Князь Дмитрий сам сражался на поле брани и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», был ранен. Вскоре после битвы великого князя московского прозвали Донским.
    В 1389 году в возрасте 39 лет великий князь московский Дмитрий Иванович скончался и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
    В 1988 году великий московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви. Память святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского отмечается в день его кончины 19 мая (1 июня).
    Это была попытка кратко рассказать о Дмитрии Донском. Подробнее о герое Куликовской битвы можно узнать из современных исследований российских ученых.
    Автор текста: Ирина Парамонова, журналист, автор книг по истории Тулы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *