Сочинение на тему дно жизни

8 вариантов

  1. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем — “Без солнца”, и, наконец, — “На дне”. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только у последнего он показан еще более страшно и реалистично.
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самых различных характеров и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
    Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие их черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. Буквально несколькими словами обозначен весь трагизм судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была… — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ вздыхает о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”
    Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умирает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
    Здесь, в этом страшном мире отверженных, действуют волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна своей безнравственностью и его жена Василиса.
    Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо!”
    Высокие слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…
    Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

  2. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”.
    В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким.В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, —трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит— гордо!”Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

  3. В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу «На дне». Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было «Ночлежка», потом переименовал на «Без солнца», и, наконец, окончательно автор назвал пьесу «На дне».
    Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие на дно, никогда не смогут подняться наверх — к свету, к другой, новой жизни. В русской литературе тема оскорбленных и униженных не нова. Можно вспомнить и героев Достоевского, которым «уже некуда больше идти». Очень похожи между собой герои Горького и Достоевского: все тот же мир воров, пьяниц, сутенеров и проституток. Только Горький показал его еще более реалистично и страшно.
    Впервые Горький в своей пьесе показал незнакомый для многих мир отверженных. Мировая драматургия еще не видела такой беспощадной, суровой правды о беспросветной участи социальных низов. Под крышей костылевской ночлежки оказались люди разного социального положения и самых разных характеров. У каждого из них свои индивидуальные черты.
    Здесь собрались и мечтающий о честном труде Клещ, и жаждущий правильной жизни Пепел, и страстно стремящаяся к настоящей, большой любви Настя, и поглощенный воспоминаниями о своей былой славе Актер. Они все достойны лучшей судьбы и участи, и поэтому настолько трагично их настоящее положение. Люди, которые живут в этом похожем на пещеру подвале стали жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек обречен на жалкое существование и по сути своей перестает быть человеком.
    Хоть писатель и не дает биографии героев в подробном изложении, но даже те немногие воспроизведенные их черты, замечательно раскрывают замысел автора. Всего несколькими словами показан весь трагизм судьбы Анны: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю…
    жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…». О безысходной своей участи вздыхает рабочий Клещ:»Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»
    В силу условий, царящих в обществе, обитатели «дна» выброшены из жизни. Здесь каждый человек предоставлен самому себе. Если он выбился из колеи, споткнулся, ему грозит нравственная, а зачастую и физическая погибель, ему грозит «дно». Покончил с собой Актер, умерла Анна, да и остальные изуродованы, измотаны жизнью до последнего предела.
    Волчьи законы «дна» действуют в этом страшном мире отверженных. Отвратителен один из «хозяев жизни», содержатель ночлежки Костылев, который готов выжать последнюю копейку у своих обездоленных и несчастных постояльцев. Под стать ему и его жена Василиса, отвратительная в своей безнравственности.
    Особенно очевидной становится страшная участь обитателей ночлежки, если ее сопоставить с тем, каким призван быть человек. Под угрюмыми и темными сводами ночлежки, среди искалеченных и жалких, бездомных и несчастных бродяг торжественным гимном звучат слова о человеке, о его красоте, призвании и силе: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо!»
    Еще резче оттеняют картину действительного положения человека, которую нарисовал писатель, от высоких слов о том, каким может быть и должен быть человек. В этом контрасте заложен особый смысл.
    Несколько неестественно звучит пламенный монолог Сатина о человеке, в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как повесился Актер, ушел Лука, посажен в тюрьму Васька Пепел. Сам Максим Горький чувствовал это и объяснял, что в пьесе необходим резонер (выразитель мыслей автора). Но героев пьесы, изображенных писателем, трудно представить выразителями каких-либо или чьих-либо идей вообще. Поэтому свои мысли Горький вкладывает в уста Сатина, самого справедливого и свободолюбивого персонажа.

  4. 4
    Текст добавил: Drums & Flo on Bits records

    В начале XX века Максим Горький создает свои первые пьесы — “Мещане”, “Дачники”, “Дети солнца”, среди них и пьеса “На дне”, которая была опубликована в 1902 году. Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных на “дно” жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе на рубеже XIX и XX веков.
    В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена “связалась с мастером” и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов — шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: “Как начну я заливать — весь пропьюсь, одна кожа останется… И еще —ленив я. Страсть как работать не люблю!..”
    О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство “подлеца в запальчивости и раздражении” из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
    О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: “Учился — носил мундир дворянского института… Женился — одел Фрак, потом — халат… Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… Служил в казенной палате… растратил казенные деньги,— надели на меня арестантский халат… потом — одел вот это…” Именно условия “дна”, в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.
    М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы “На дне” относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на “дне” жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.
    Герои пьесы “На дне” слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя М. Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, “беспачпортного”, оказавшегося на “дне” жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. Но с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются все в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор адресует своим героям главные обвинения.
    М. Горький в драме “На дне” продолжает сложившиеся традиции критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению. Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни Актера — шаг человека, не выдержавшего правды. Но и оставшихся в ночлежке с трудом можно назвать живыми, прозябание босяков мало чем отличается от смерти.

  5. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время ?? мог подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца”, и, наконец, “На дне”. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда ?? поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных ?? нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: ??ο тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким.
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще ?? знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все ο?? достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру,- трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
    Горький ?? дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была…- говорит она.- Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого ?? съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле: “Работы нет… силы нет… Вот – правда! Π??станища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”
    Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
    И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.
    Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, ???? сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!”
    Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И ??от контраст приобретает особый смысл…
    Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял ??ο тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.
    А. М. Горький

  6. Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко расправив крылья, парить над землей.
    В. Гюго
    История человечества насчитывает много тысячелетий. И, наверное, с первого дня, когда человек осознал себя человеком, он задавал себе вопрос: в чем же настоящая правда жизни? Ответ на этот вопрос люди продолжают искать и сегодня. И для каждого правда своя. Потому так различны пути людей в этом мире.
    Искали эту правду герои произведений многих известных писателей и поэтов. Искали ее и герои пьесы М. Горького “На дне”. Удалось ли им найти истину? Однозначного ответа на этот вопрос мы не находим. Споры об идейном содержании пьесы ведутся по сей день. И это не удивительно, потому что произведение Горького никому не позволяет остаться равнодушным.
    С самых первых страниц пьесы мы попадаем в страшный, удушливый мир “дна” — “дна общества”, “дна жизни”.
    Перед нами открываются картины жалкого существования людей, “выброшенных за борт”. Они коротают время в убогой ночлежке, в подвале, который больше похож на пещеру или на тюрьму. “Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. “Яма эта будет мне могилой”, — говорит Актер и его слова подчеркивают безвыходное положение этих людей. Кто они? Откуда? Почему оказались здесь? У каждого из них своя история, своя судьба.
    Общее только одно — все они сломлены жизнью, обречены несправедливостью общества на безвестность и гибель. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; больные, голодные, измученные непосильным трудом и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. Вся их жизнь растрачена, загублена, втоптана в грязь. С непревзойденным художественным мастерством показывает автор те ужасные условия жизни, которые толкают людей на ее “дно”, в “яму”. Человек перестает быть человеком, превращаясь в жалкое существо, не имеющее будущего, не имеющее души, утратившее даже человеческое имя.
    Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: им не хватило сил, смелости, решительности, желания преодолевать трудности, противиться своей судьбе. Но виновато также и общество. Все персонажи пьесы — жертвы несправедливого, жестокого капиталистического порядка. Порядка, который продолжает преследовать их даже здесь, на “дне жизни”. Обессиленные и обездоленные, они продолжают служить объектом эксплуатации. Их хозяева мещане-собственники не останавливаются ни перед какими преступлениями, пытаясь выжать из них несколько грошей. Здесь действуют, возможно, еще более жестокие и неумолимые волчьи законы, которые преследуют человека от рождения до смерти. Именно они и толкают людей на преступления, бесчестные поступки. И те, кто оказались “на дне”, уже никогда не смогут выбраться оттуда, не смогут вернуть себе человеческий облик и нормальную жизнь, которую каждый из них когда-то знал.
    Люди разных характеров и социальных условий, испытавшие голод, побои, безработицу, тюремное заключение, холод, — теперь стараются лишь забыться, призвать “золотой сон”. В этом забытьи им начинает казаться, что для них еще не все потеряно, что у них еще есть надежда. Так, Настя мечтает о чистой любви, Актер верит, что сможет вылечиться и вернуться к прежней жизни, Клещ мечтает о честном труде, Пепел хочет бросить воровство и уехать с Наташей в Сибирь. Отобрав у этих людей все, что у них когда-то было, общество не смогло отнять одного — веры в лучшее будущее. Но поможет ли эта вера людям, лишенным воли, лишенным желания и способности подняться на борьбу?
    Обнажая противоестественность и бесчеловечность социальных отношений, делающих неизбежным возникновение и существование “дна”, Горький вместе с тем с огромной разоблачающей силой обрушивается и на буржуазную философию утешительной лжи.
    Герои пьесы имеют в душе иллюзию спасения. Но эта иллюзия не спасает, а, наоборот, губит их души. А странник Лука лишь усугубляет их положение, подогревая в них эти тщеславные мечты. Он считает людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в сострадании и жалости. Довольно тонкий психолог, Лука находит слова утешения для каждого. Придерживаясь принципа “ложь во имя спасения”, он сеет иллюзии, рассказывает красивые утешительные сказки, за которые жадно хватаются эти отчаявшиеся, слабые духом люди.
    Лука как бы обобщает и поддерживает несбыточные надежды обитателей ночлежки. Его беседы со страждущими усиливают их веру в неосуществимые мечты и фантазии. Больную Анну, боящуюся смерти и взывающую к Богу, он убеждает в существовании Царствия Небесного и счастливой жизни в нем. Лука поддерживает безнадежные планы Клеща, мечтающего выбраться из ночлежки с помощью труда. Актеру, надеющемуся избавиться от алкоголизма, старик рассказывает о больнице, где бесплатно лечат алкоголиков. Он укрепляет и подогревает веру Насти в красивый и чистый роман, заставляя ее и дальше продолжать жить в выдуманном ею мире. Любящих, но разделенных непреодолимыми социальными преградами Наташу и Пепла Лука вдохновляет легендой о возможности настоящей свободной любви на свободной земле.
    Люди, которые оказались “на дне”, были искалечены и раздавлены жестокой судьбой. И все же в них еще чувствовались силы для борьбы. Лука же своими сказками, вместо того чтобы собрать и объединить эти силы, расслабляет их. Вместо того чтобы звать на борьбу против несправедливой жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных людей с угнетателями и тиранами. Он примиряет их с судьбой, заставляя сложить руки и ждать.
    Именно Лука своими советами и рассказами о нереальной будущей жизни незаметно подталкивает героев к трагическому финалу. Его утешения не помогли никому из обитателей ночлежки. Анна перед смертью, вопреки уверениям старика о счастливой загробной жизни, где “больше ничего не надо будет, и бояться — нечего”, мечтает еще хоть немного пожить на этой земле. Пепла ждет каторга за убийство Костылева, разрушающая все легенды о вольной жизни в Сибири. Пропала Наташа, с которой Пепел мечтал прожить счастливую жизнь. Актер удавился, Настя запила, окончательно убедившись в невозможности изменить судьбу. А ведь эта возможность реально существовала для каждого из них. Но лживые проповеди Луки лишили героев воли к сопротивлению. Он зажег в сердцах людей искру надежды и мечты, но тем самым только разбередил их раны — раны людей, которым действительно нечего ждать. Зажег старик луч надежды и исчез, поманил, а дороги не указал. Да и не тот это человек, который способен поднять людей на борьбу и повести за собой: он сам уверен, что изменить и перестроить мир нельзя, что все устроено так, как и должно быть.
    Горькому были противны и ненавистны не только жестокие угнетатели, но и лживые утешители. В образе Луки он разоблачает несостоятельность таких людей и их утопических идей, их красивых сказок. Человека не надо унижать жалостью, утверждает он словами Сатина. Человека нужно уважать. Проповедует уважение к людям и Лука. Но уважает ли он их сам? Его жалость и сочувствие людям часто переплетаются с равнодушием. У него нет настоящей веры в человека. Он утешает рабов, сам при этом оставаясь таким же рабом, таким же несчастным, как все остальные, живущим в выдуманном мире собственных иллюзий. Ложь Луки “во спасение” активизирует бредовые идеи героев и тем самым быстрее приближает их к трагедии в реальной жестокой действительности. И эта трагедия усугубляется тем, что обрушивается на несчастных после того, как они на время воспряли духом, пригревшись у обманчивого тепла стариковских сказок.
    Таким образом, в пьесе Горького “На дне” перед нами раскрываются не только мрачные картины “дна” общества, построенного на угнетении и жестокости. В ней звучит приговор буржуазному строю, его реакционной философии, призванной оправдать существование “хозяев жизни”. “Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека” — вот основная идея произведения.
    Во имя победы этой правды, победы такого человека и поведал писатель историю гибели людей, не знавших истины и не стремившихся ее узнать, прячась за лживыми обещаниями и призрачными надеждами.

  7. В начале XX века Максим Горький создает свои первые пьесы – “Мещане”, “Дачники”, “Дети солнца”, среди них и пьеса “На дне”, которая была опубликована в 1902 году. Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных на “дно” жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе на рубеже XIX и XX веков.
    В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена “связалась с мастером” и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов – шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: “Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа останется… И еще -ленив я. Страсть как работать не люблю!..”
    О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство “подлеца в запальчивости и раздражении” из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
    О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: “Учился – носил мундир дворянского института… Женился – одел Фрак, потом – халат… Прожил все, что было, – носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… Служил в казенной палате… растратил казенные деньги,- надели на меня арестантский халат… потом- одел вот это…” Именно условия “дна”, в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.
    М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы “На дне” относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на “дне” жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.
    Герои пьесы “На дне” слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя М. Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, “беспачпортного”, оказавшегося на “дне” жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. Но с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются все в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор адресует своим героям главные обвинения.
    М. Горький в драме “На дне” продолжает сложившиеся традиции критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению. Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни Актера – шаг человека, не выдержавшего правды. Но и оставшихся в ночлежке с трудом можно назвать живыми, прозябание босяков мало чем отличается от смерти.

  8. Текст сочинения:
    “Дно жизни” – трагический образ пьесы А. М. Горького “На дне”
    Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, Данный текст предназначен только для частного использования – уже никогда не подниму?ся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше ид?и”. Много сходных чер? можно най?и у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, прости?уток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким.В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жер?вы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие чер?ы, которые он воспроизводи?, прекрасно раскрываю? замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, – говори? она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говори? о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грози? “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжаю? действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.Страшная участь обитателей ночлежки станови?ся особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучи?- гордо!”Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняю? ?у кар?ину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучи? несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в ?юрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.
    Права на сочинение “”Дно жизни” – трагический образ пьесы А. М. Горького “На дне”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *