Сочинение на тему добро и зло 11 класс

7 вариантов

  1. Пример сочинения по тематическому направлению Добро и зло:
    Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
    По романам Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
    Добро и зло – это две философские категории, которые извечно становятся предметом спора учёных, литераторов, обычных людей. Добро – это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности. Зло – это то, что приносит окружающим вред, ведёт к разрушению личности. В нашем сознании добро и зло противоборствуют, а в сказках добро непременно побеждает зло.
    Но существует и другое понимание этих категорий: в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро. Думаю, можно согласиться с этим утверждением, потому что эти категории диалектически взаимосвязаны. Бывает так, что, желая добра, приносят зло. Или, наоборот, зло приносит добро.
    Для доказательства обратимся к литературным аргументам. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Родион Романович Раскольников стремится к добру, он недоволен окружающим миром, считает, что мир устроен несправедливо. Бывший студент юридического факультета создаёт теорию разделения людей на обыкновенных и необыкновенных. Обычные люди служат для зарождения себе подобных и не имеют права нарушать законы. Сверхличности могут разрешить себе пролитие крови ради благих целей. Раскольников убивает старуху-процентщицу, считая её “зловредной вошью” и желая проверить, к какой категории людей он относится. Но жертвой идейного убийцы становится и сводная сестра старухи Лизавета, ради которой и ей подобным, казалось бы, Раскольников должен был устроить жизнь по законам справедливости. Так, желая добра, герой совершает зло. Он словно открывает ящик Пандоры. Если бы все действовали в соответствии со своим понятием справедливости, мир бы разрушился, люди бы стали убивать друг друга. Именно такую апокалиптическую картину увидел на каторге во сне Раскольников.
    В романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в Москве тридцатых годов двадцатого века появляется сатана со своей свитой. Булгаковский князь тьмы вершит суд над грешниками. Автор по-новому раскрывает соотношение добра и зла. В его произведении добро и зло не противоборствуют, а сосуществуют и даже сотрудничают, словно два ведомства с различными функциями. Иешуа Га-Ноцри – художественное осмысление образа Иисуса Христа – несёт добро и выполняет миссию прощения и милосердия. Воланд выполняет противоположную задачу: он несёт справедливое возмездие за грехи. Герои, наказанные Воландом, становятся лучше. Об этом говорит и эпиграф, предпосланный роману: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
    Таким образом, в каждом добре есть зло. Это происходит тогда, когда мы руководствуемся благими намерениями, но совершаем нравственные ошибки и приносим окружающим зло. В то же время в каждом зле есть добро, когда за свои проступки люди бывают наказаны и исправляются, становясь на истинный путь добра

  2. Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.
    Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.
    Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло». Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро. Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро – фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.
    И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.
    По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» – «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.

    Образец 4

    Добро и зло, являются основными аспектами нашей жизни. Вокруг этих, основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе.  Еще с самого раннего возраста, у детей, начинают развивать способность, различать эти два понятия. Вследствие чего, данная схема миро восприятия ребенка, становиться первостепенной, в воспитании будущего члена общества. Так как способность различать эти две противоположные стороны нашей жизни, является основой, для построения моральных принципов ребёнка. В итоге, в подростковом возрасте, дети начинают в полной мере, осознавать соответствие своих поступков к основным принципам морали.
    Но если коснуться этой темы, в общем, на более высоком уровне, то можно заметить непрерывную, постоянную борьбу, между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Как в прошлом, так и в настоящем времени, можно привести примеры, наглядно доказывающие наличие такого противоборства. Ярким примером может послужить, Великая Отечественная Война, где в роли темной, злой стороны, выступала фашистская Германия. Или допустим, наше время, где в роли противоборствующей стороны выступает политический курс Соединённых Штатов. Примеров довольно много, и практически в любой сфере жизни.
    Одним словом, тема добра и зла, очень стара, но в то же время актуальна в любое время, и будет оставаться такой до скончания веков. Действительно, мы буквально сталкиваемся с этой проблемой каждый день. И любой человек должен делать выбор, во многих своих поступках, на чьей он находиться стороне. Многие утверждают, что наша жизнь зависит от добрых поступков, и доброты в сердце и душе. Чем мы добрее, тем больше, света и тепла в нашей жизни. Но есть такая поговорка « Не делай добра, не получишь и зла », и я бы сказал, что она действительно работает. Многие наши поступки, не дают той отдачи, которая следует, после добрых дел. И поэтому встает вопрос, что же тогда на самом деле является злом и добром. Но все равно, добро очень приятно в большинстве случаев, как бы то ни было. А зло всегда приносит боль, и страдания.
    В итоге, я хотел бы сказать, что данная тема очень сложна, полностью раскрыть и проанализировать ее нет возможности. Но, что тогда стоит взять во внимание? Я думаю, что главное это умение различать зло и добро, иногда бывают случаи, когда добрый поступок тщательно замаскирован. И тогда надо быть очень бдительным, что бы обнаружить это. Так же стоит, аккуратно распоряжаться добром, говорят навязанное добро — хуже зла.

  3. В данном направлении можно выделить следующие АСПЕКТЫ:
    Добро и зло как этическая сущность личности, как выбор свободного человека. Чем руководствуется человек, выбирая между добром и злом, что влияет на этот выбор. Каковы последствия выбора для самого человека и окружающих. Добро и зло как категории врожденные и приобретенные. Как зарождаются добро и зло в душе человека, что влияет на этот процесс.
    Добро и зло в умах и жизни: зло физическое и зло нравственное. Одно дело вершить добро или зло, и другое.—позволять злу твориться. Борьба со злом как смысл жизни. Способы противостояния злу. Непротивление злу. Добрые и злые отношения между людьми. Внешние силы добра и зла. Противостояние злу как торжество справедливости.
    Что понимать под добром и злом: вопрос разграничения нравственного и безнравственного, должного и предосудительного. Зыбкая граница между добром и злом. Как меняется представление человека о добре и зле в процессе формирования личности и в историческом плане.
    Совесть как арена борьбы добра со злом. Совесть как регулятор поведения человека. Влияние осуждения и одобрения на поведение человека.
    Добродетели и пороки человечества. Их влияние на жизнь человека и окружающего мира.
    Добродетели: мудрость, мужество, смелость, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь, сострадание, милосердие, забота, толерантность, понимание, усердие, трудолюбие, честность, уважение, щедрость, скромность, отзывчивость, гуманность, ум, бескорыстие, дружелюбие, ответственность,вежливость,альтруизм, надежность, искренность, совесть, долг, принципиальность, благодарность, чуткость.
    Пороки: враждебность, равнодушие, невежество, ненависть, зависть, мстительность, корысть, жестокость, гнев, алчность, жадность, ложь, нетерпимость, раздражительность, коварство, лень, гордыня, трусость, злопамятство, злословие, хамство, хвастливость, эгоизм, тщеславие, подхалимство, грубость, беспощадность, ханжество, надменность, двуличие, черствость, подлость, беспринципность, неблагодарностью.

    ↑ ДОБРО: определение, синонимы, сочетаемость, выражения, эпитеты.

    ДОБРО – философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо.

    «Добро — благо; благополучие; доброта; честность; польза; счастье; удача; успех; долг; хорошее дело, поступок; доброе отношение; знак согласия».

    1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм).
    2. О ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать – приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) – дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут – посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.
    Синонимы: доброе (полезное) дело, благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение, щедрость, благость,
    Глагольная сочетаемость и выражения: дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром…
    Эпитеты к слову ДОБРО: вселенское, воплощённое, абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, духовное, человеческое.
    ЗЛО: определение, синонимы, сочетаемость, выражения, эпитеты.
    ЗЛО – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле «зло» обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.
     «Зло — вред; беда; несчастье; напасть; неприятность; злое чувство: гнев, досада; грех; месть; обида; вина; лукавство».

    1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен).
    2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого).
    3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла З. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
    Синонимы: несчастье, неправда, злость, язва, неприятность, ярость, беда, желчь, злоба, гнев, досада.
    Глагольная сочетаемость и выражения: делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу, сделать зло, творить зло, укротилось всякое зло, уничтожить зло, хотеть зла
    Эпитеты к слову ЗЛО: враждующее (Аксаков); всесокрушающее (Вейнберг); вечно алчущее (А.Рославлев); коварное (Мей); могучее(П.Я.); мятежное (Фофанов)
    абсолютное, большое, великое, непоправимое, огромное, воплощённое, вселенское, неизбежное, непоправимое, меньшее, торжествующее, метафизическое, мировое, мирское, изначальное, потустороннее, безусловное, всемирное, потенциальное, неведомое, абстрактное, необходимое, несомненное, древнее, социальное, чудовищное, страшное, очевидное, кажущееся, сущее, совершенное, вопиющее, нравственное, малое, главное, неудержимое, дьявольское, ужасное, действительное, объективное, чистое, невидимое, бессмысленное, моральное, общественное, истинное, конкретное, вечное, земное, реальное, знакомое, грядущее, сплошное, подлинное, настоящее, внешнее, привычное, чёрное, явное, крайнее, тяжкое, старое, бесконечное, чужое, известное, человеческое, многое, внутреннее, немалое, всеобщее, духовное, физическое, особое, неисправимое.
    Примеры итоговых сочинений

  4. План
    1. Многолетняя борьба со злом
    2. Жестокость людей к друг – другу
    3. Вечное противостояние в произведении «Фауст»
    4. Тепло семейных отношений
    5. Избежать хамства ради добра
    Добро и зло – это два понятия, которые во все времена всегда идут рядом. Нет, они не союзники, между ними вечная борьба. К сожалению, в нашей жизни, не все так просто как в сказках. Не всегда доброта побеждает темные силы.
    За окном ХХI век. Стремительно развиваются высокие технологии, которые значительно облегчают жизнь человека. Вокруг столько прекрасного, нам бы жить и радоваться! Но люди охвачены злобой, ненавистью. Во многих уголках планеты идут войны. И не понятно, для чего причинять боль и заставлять плакать таких, как ты сам.
    Нажива, богатство захватили человеческий разум. Ради этого люди готовы обидеть, предать и даже лишить жизни. Не обижайте других, ведь даже незначительная обида может породить великое зло.
    В литературных сочинениях, когда автор описывает зло как победителя, это не призыв делать так, как отрицательный герой, это совет задуматься. К примеру, в трагедии Гете «Фауст» показано самую настоящую борьбу. Герой, продавая душу дьяволу, понимает, что последствия могут быть необратимы, но делает этот шаг, ради удовлетворения своих амбиций, ради наживы и распутства. Он обманывает ту, которая безгранично была ему верна и любила всем сердцем. А стоят ли человеческих жертв его поступки?!
    Каждый читатель должен задуматься о том, что нельзя достигать своих целей топча чувства и принципы окружающих. Борьба любви и ненависти, уважения и неприязни может проявляться и в семейных отношениях. По-моему, нет ничего страшнее, когда родные и близкие люди причиняют друг другу боль. Ведь семья это счастье, тепло любящих сердец. А когда эти сердца черствеют, это огромная проблема. От нее нельзя убегать без решения. В повести Гоголя «Утопленница», как раз описано такая беда. В событиях произведения замешена нечистая сила, и это может показаться сказкой. Но автору удается донести до читателя мысль, что следуя своим эгоистичным желаниям, мы можем погубить самых родных людей. Отец, не поверивший своей дочери, которую оклеветала мачеха-ведьма, выгоняет ее из дому. Свою родную кровь он толкает на самоубийство из-за того, что молодая жена и плотские утехи у него на первом месте.
    Оглянитесь! Возможно рядом с вами тот, кто нуждается в хорошем слове, добром поступке. Начните менять свое восприятие некоторых вещей в жизни. Мне кажется, что раздражительность и хамство, которое я часто вижу среди людей на улице, в транспорте, в магазинах, они озлобляют. Не идите на поводу у зачинщика ссоры. Помните, чем меньше негатива выплеснет каждый из нас, тем добрее будет мир.

    Сочинение на тему «Добро и Зло» (5 класс)

    План
    1.Светлые и темные силы в сказках
    2. Самое сокровенное желание
    3.Не обижайте окружающих
    С самого раннего детства наши мамы и папы, бабушки и дедушки учат нас, что творить добро это правильно. Ведь оно вернется еще в большем количестве. А когда на тебя кто-нибудь обижен, тебе самому может быть плохо. Уже со сказок стает понятно, что светлые силы всегда побеждают темные. Но так ли это в настоящей жизни, а не в той, которую описывают в детских книгах.
    Я думаю, что зла хватает повсюду. Одно из моих главных желаний, чтоб его не было в нашем мире. Чтобы люди были улыбчивы и приветливы, чтобы горе обходило стороной всех.
    Мне кажется, когда старшеклассник обижает младшего, это тоже плохо, в нем играет злоба. Бросая домашних животных на произвол судьбы, подумайте о том, как им будет тяжело. Ведь животное никогда не сделает вам больно. Почему человеку дается такое право?
    Пускай в один миг все злые люди просто исчезнут или станут хорошими. Вот бы появился волшебник, и сделал все именно так! И тогда не бросали бы маленьких детей, которым нужны мама и папа. Помнили бы о своих стареньких родителях. Было бы замечательно, если бы не было воен и все жили в мире. Я очень хочу, чтобы мир стал добрее.

  5. Не отвечайте злом на зло, оно без пищи распадётся…
    Лекарство в мире есть одно… Оно прощением зовется.

    Добро, мне кажется, каждый понимает как нравственную категорию, утверждающую хорошее, положительное начало в жизни человека, противоположность злу. Мы все стремимся к добру, желаем его всем дорогим и близким людям. Но почему же всем так мило добро и так ненавистно зло? И где между ними граница? Как избежать столкновения со злом? Мировая литература многие века рассматривает этот вопрос и пытается найти ключ к пониманию соотношения добра и зла.
    В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» эта тема раскрывается наиболее полно. Эпиграфом к роману автор берёт цитату их поэмы Гёте «Фауст»: «- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Уже в этом утверждении слышится оксюморон. Как можно желать зла и совершить тем самым благо? И тут вспоминаются Коровьев и Бегемот. На представлении в театре Варьете Жорж Бенгальский – местный конферансье – говорит много, мало задумываясь о смысле и истине сказанного. Зрители возмущаются, они недовольны утверждениями ведущего, который говорит, что бумажки, упавшие с неба, сейчас исчезнут. Толпа требует расправы над артистом. Кто-то из зала выкрикивает: «Голову ему оторвать!» И свита Воланда незамедлительно выполняет пожелание. Зло, совершённое на сцене, в присутствии огромного количества зрителей, внезапно порождает жалость в сердцах людей. Видя страдания незадачливого конферансье, зал вскрикивает как один, в итоге истерические голоса требуют простить мученика. Так сотворённое зло совершило благо – в сердцах людей родилось милосердие. И так почти каждое творение Коровьева и Бегемота: искушая нечистых на руку чиновников, они творят над ними расправу, наказывая за алчность, чревоугодие, прелюбодеяние и тем самым совершают благо.
    Продолжая тему добра и зла невозможно не вспомнить рассказ А.Платонова «Юшка». В нашем мире очень часто люди не видят истинного добра. В этом рассказе жители города были слишком слепы, они не видели истинного добра в лице убогого тщедушного Юшки, не понимали его самоотвержения, его нищенского существования, явной бедности, скромности, бескорыстия. Мужчина, который толкнул Юшку в грудь, в результате чего юродивый умер, думал, что совершает благо, избавляет от ничтожного, никому ненужного человека свой мир. Как он был не прав. Спустя некоторое время в город приехала воспитанница Юшки, молодая девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича, которая выучилась на врача, дабы спасти дорогого ей человека. Она не стала держать зла на жителей города, осталась в нём и стала лечить их, и это было напоминанием о жестокости жителей города.
    Что такое добро и что такое зло мы знаем хорошо, отличаем одно от другого, но не всегда способны предугадать последствия наших добрых или не очень поступков. Но вот милосердие и прощение всегда было и будет добром.

  6. Бывает, что даже посреди абсолютного зла прорастают ростки добра. Пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Героиня, пытаясь прокормить семью, стала работать проституткой. Посреди порока и греха Соня неминуемо должна была стать циничной и грязной продажной женщиной. Но стойкая девушка не потеряла веры в Бога и сохранила чистоту в своей душе. Внешняя грязь не касалась ее. Видя человеческие трагедии, она жертвовала собой, чтобы помочь людям. Ей и самой было очень тяжело жить, но Соня превозмогла боль и смогла избавиться от порочного ремесла. Она искренне полюбила Раскольникова и последовала за ним на каторгу, где дарила свою отзывчивость всем нуждающимся и угнетенным обитателям тюрем. Ее добродетель пересилила злобу всего мира.
    Битва добра со злом происходит повсеместно, не только в человеческой душе. Например, Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» описал, как в жизни сталкиваются добрые и злые люди. Как ни странно, чаще всего побеждают те, кто несет благо, а не вред, ведь все мы подсознательно тянемся именно к хорошему. В книге Дуня Раскольникова своей волей побеждает Свидригайлова, сбежав от него и не поддавшись на его унизительные уговоры. Ее внутренний свет не удается потушить даже Лужину с его разумным эгоизмом. Девушка вовремя осознает, что этот брак – позорная сделка, в которой она – лишь товар со скидкой. Зато она обретает родственную душу и спутника жизни в Разумихине, друге брата. Этот молодой человек тоже победил зло и порок окружающего мира, встав на правильный путь. Он зарабатывал честным путем и помогал ближним, не ставя себе это в заслугу. Оставаясь верными своим убеждениям, герои смогли перебороть искушения, испытания и соблазны, дабы нести добро окружающим людям.

    Народные сказки

    Русский фольклор богат примерами борьбы добра и зла. Например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиня была скромной и доброй девушкой. Она рано стала сиротой, и ее взяли к себе чужие люди. Но ее покровительницы отличались злобой, ленью и завистливостью, поэтому они всегда норовили дать ей невыполнимые задания. Несчастная Хаврошечка лишь кротко выслушивала ругань и приступала к работе. Все дни ее были наполнены честным трудом, однако это не мешало ее мучителям бить и морить голодом героиню. И все же Хаврошечка не таила злобу на них, прощала жестокость и обиды. Именно поэтому мистические силы помогли ей исполнить все желания хозяек. Доброта девушки была щедро вознаграждена судьбой. Барин увидел ее трудолюбие, красоту и скромность, оценил их по достоинству и женился на ней. Мораль проста: добро всегда побеждает зло.
    Победа добра над злом часто встречается именно в сказке, потому что люди хотят обучить своих детей главному – умению делать хорошие поступки. Например, в сказке «Морозко» главная героиня честно и рьяно трудилась по хозяйству, не перечила старшим и не капризничала, но мачеха все равно ее невзлюбила. Каждый день она пыталась довести падчерицу до полного изнеможения. Однажды она рассердилась и вовсе послала мужа в лес с требованием: бросить там родную дочь. Мужчина повиновался и оставил девушку на верную смерть в зимне чаще. Однако ей посчастливилось встретить в лесу Морозко, которого сразу покорил добрый и скромный нрав собеседницы. Тогда он наградил ее ценными подарками. А вот ее злую и грубую сводную сестру, которая приехала к нему с требованием о награде, он наказал за дерзость и оставил ни с чем.
    В сказке «Баба Яга» добро очень наглядно побеждает зло. Героиню невзлюбила мачеха и послала ее в лес к Бабе Яге, пока отец ее был в отъезде. Девушка была добра и послушна, поэтому исполнила поручение. Перед этим она зашла к тете и получила жизненный урок: нужно относиться ко всем по-человечески, и тогда не страшна даже злая ведьма. Героиня так и сделала, когда поняла, что Баба Яга намеревается съесть ее. Она накормила ее кота и собак, смазала ворота и перевязала березу на своем пути, чтобы они ее пропустили и научили, как убежать от их хозяйки. Благодаря доброте и ласке, героиня смогла вернуться домой и добиться того, чтобы отец выгнал из дома злую мачеху.
    В сказке «Волшебное кольцо» спасенные животные помогли хозяину в трудную минуту. Однажды он потратил последние деньги, чтобы спасти их от неминуемой смерти. И вот он сам оказался в тяжелой ситуации. Найдя волшебное кольцо, герой женился на царевне, ведь выполнил условие ее отца – выстроил дворец, собор и хрустальный мост за один день с помощью магических сил. Но жена оказалась хитрой и злой женщиной. Выведав секрет, она украла кольцо и уничтожила все, что построил Мартын. Тогда царь запер его в темницу и обрек на голодную смерть. Кот и пес решили вытащить хозяина, найдя кольцо. Тогда Мартын вернул свое положение, свои постройки
    Если в списке нет аргументов из произведения, которое нужно именно вам, напишите нам в комментариях, что добавить!

  7. 7
    Текст добавил: Двадцатигранник

    Прощайте пламенных врагов,
    Вам причинивших горечь муки,
    Дружней протягивайте руки.
    Прощайте пламенных врагов!
    Страдайте стойче и святей,
    Познав величие страданья.
    Своим потомкам в назиданье
    Страдайте стойче и святей!

    Игорь Северянин

    Борьба добра и зла, лихорадочное стремление обрести смысл жизни, решить для себя, в чем нравственные принципы поведения человека, на что должна опираться совесть человека, содержится ли истина в религиозной вере или атеистическом безверии — таков круг вопросов, которые ставят многие писатели, поэты, философы.
    Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины. Это чутко воспринял и точно выразил Н. А. Бердяев: “В русской литературе у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих произведениях она проникнута религиозной мыслью. Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры”.
    Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — “добро и зло” очень ярко выражена в произведении Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. С этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести “Майская ночь, или Утопленница” — самой красивой и поэтической.
    Действие в повести происходит вечером, в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического. Изумительна природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие злых сил совсем рядом. Что это? Здесь произошло дикое зло, зло, от которого даже дом внешне изменился.
    Отец под влиянием мачехи выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство.
    Но зло не только в страшном предании.
    Оказывается, у Левко есть сильный соперник. Его родной отец. Человек жестокий, злобный, который, будучи Головой, обливает на морозе людей холодной водой. Левко не может добиться у отца согласия на брак с Галей. На помощь ему приходит Чудо: панночка, утопленница, обещает любую награду, если Левко поможет избавиться от ведьмы.
    Панночка обращается именно к Левко за помощью, так как он добр, отзывчив на чужую беду, с сердечным волнением слушает он печальный рассказ панночки.
    Левко нашел ведьму. Он узнал ее, так как “внутри у ней виделось что-то черное, а у других светилось”.
    И сейчас, в наше время, у нас живы эти выражения: “черный человек”, “черное нутро”, “черные мысли, дела”.
    Когда ведьма бросается на девушку, на лице ее сверкает злобная радость, злорадство. И как бы ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать.
    Идея дьявола, как олицетворенное воплощение злого начала, волнует умы людей с незапамятных времен. Она нашла отражение во многих сферах человеческого бытия: в искусстве, религии, суевериях и так далее. В литературе эта тема тоже имеет давние традиции. Образ Люцифера — падшего, но не раскаявшегося ангела света — словно магической силой притягивает к себе неудержимую писательскую фантазию, каждый раз открываясь с новой стороны.
    Например, Демон Лермонтова — образ человечный и возвышенный. Он вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление.
    Демон у Лермонтова — это воплощение абсолютного одиночества. Однако он не сам добивался его, добивался безграничной свободы. Напротив, он одинок поневоле, он страдает от своего тяжелого, как проклятие, одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Низвергнутый с небес и объявленный врагом небожителей, он не смог стать своим в преисподней и не сблизился с людьми.
    Демон находится как бы на грани разных миров, и поэтому Тамара представляет его следующим образом:
    То был не ангел-небожитель,
    Ее божественный хранитель:
    Венок из радужных лучей
    Не украшал его кудрей.
    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик — о нет!
    Он был похож на ветер ясный:
    Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..
    Демон тоскует по гармонии, но она недоступна для него, и не потому, что в его душе гордыня борется с желанием примирения. В понимании Лермонтова гармония вообще недоступна: ибо мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Даже древний миф свидетельствует об этом: при создании мира были разъединены и противопоставлены свет и тьма, небо и земля, твердь и вода, ангелы и демоны.
    Демон страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Они отражаются в его душе. Он всемогущ — почти как Бог, но им обоим не под силу примирить добро и зло, любовь и ненависть, свет и мрак, ложь и правду.
    Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, мир, основанный на борьбе противоположностей, не может быть справедливым. Утверждение справедливости для одной стороны всегда оказывается несправедливостью с точки зрения другой стороны. В этой разъединенности, рождающей ожесточенность и все остальное зло, заключена всеобщая трагедия. Такой Демон не похож на своих литературных предшественников у Байрона, Пушкина, Мильтона, Гёте.
    Образ Мефистофеля в “Фаусте” Гёте сложен и многосторонен. Это Сатана — образ из народной легенды. Гёте придал ему черты конкретной живой индивидуальности. Перед нами циник и скептик, существо остроумное, но лишенное всего святого, презирающее человека и человечество. Выступая, как конкретная личность, Мефистофель в то же время является сложным символом. В социальном плане Мефистофель выступает как воплощение злого, человеконенавистнического начала.
    Однако Мефистофель символ не только социальный, но и философский. Мефистофель — воплощение отрицания. Он говорит о себе: “Я отрицаю все –// И в этом моя суть”.
    Образ Мефистофеля необходимо рассматривать в неразрывном единстве с Фаустом. Если Фауст — воплощение созидательных сил человечества, то Мефистофель представляет символ той разрушительной силы, той разрушительной критики, которая заставляет идти вперед, познавать и творить.
    В “Единой физической теории” Сергея Белых (Миасс, 1992) можно найти слова об этом: “Добро — это статика, покой — это потенциальная составляющая энергии… Зло — это движение, динамика — кинетическая составляющая энергии”.
    Господь именно так определяет функцию Мефистофеля в “Прологе на небесах”:
    Слаб человек: покорствуя уделу,
    Он рад искать покоя, — потому
    Дам беспокойного я путника ему:
    Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу.
    Комментируя “Пролог на небесах”, Н. Г. Чернышевский в своих примечаниях к “Фаусту” писал: “Отрицания ведут только к новым, более чистым и верным убеждениям… С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен, напротив, скептицизм служит его целям…”
    Таким образом, отрицание — это лишь один из витков прогрессивного развития.
    Отрицание, “зло”, воплощением которого и является Мефистофель, становится толчком движения, направленного против зла.
    Я часть той силы,
    что вечно хочет зла
    и вечно совершает благо —
    так сказал о себе Мефистофель. И эти слова М. А. Булгаков взял эпиграфом к своему роману “Мастер и Маргарита”.
    Романом “Мастер и Маргарита” Булгаков говорит читателю о смысле и ценностях вневременных.
    В объяснении невероятной жестокости прокуратора Пилата по отношению к Иешуа Булгаков следует за Гоголем.
    Спор римского прокуратора Иудеи и бродячего философа по поводу того, будет ли царство истины или нет, порой обнаруживает если не равенство, то какое-то интеллектуальное сходство палача и жертвы. Минутами даже кажется, что первый не совершит злодеяние над беззащитным упрямцем.
    Образ Пилата демонстрирует борение личности. В человеке сталкиваются неравные начала: личная воля и власть обстоятельств.
    Иешуа духовно преодолел последнюю. Пилату этого не дано. Иешуа казнен.
    Но автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
    Предпосылками для такой веры были, убежден автор, поступки самого римского прокуратора. Ведь именно он, обрекший на смерть несчастного преступника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иешуа. В сатанинском прячется человеческое и совершается, пусть и трусливое, возмездие за предательство.
    Теперь, спустя многие столетия, носители дьявольского зла, чтобы окончательно искупить свою вину перед вечными странниками и духовными подвижниками, всегда шедшими на костер за свои идеи, обязаны стать творцами добра, вершителями справедливости.
    Распространившееся в мире зло приобрело такой размах, хочет сказать Булгаков, что сам Сатана вынужден вмешаться, потому что не осталось никакой другой силы, способной это сделать. Так появляется в “Мастере и Маргарите” Во-ланд. Именно Воланду автор дает право казнить или миловать. Все скверное в той московской суете чиновников и элементарных обывателей испытывает на себе сокрушительные удары Воланда.
    Воланд — это зло, тень.
    Иешуа — это добро, свет.
    В романе постоянно идет противопоставление света и тени. Даже солнце и луна становятся почти участниками событий.
    Солнце — символ жизни, радости, подлинного света — сопровождает Иешуа, а Луна — фантастический мир теней, загадок и призрачности — царство Воланда и его гостей.
    Булгаков изображает силу света через силу тьмы. И наоборот, Воланд, как князь тьмы, может почувствовать свою силу только тогда, когда есть хоть какой-то свет, с которым нужно бороться, хотя и сам признает, что у света, как у символа добра, есть одно неоспоримое преимущество — созидательная сила.
    Булгаков изображает свет через Иешуа. Иешуа Булгакова — это не совсем евангельский Иисус. Он просто бродячий философ, немного странный и совершенно не злой.
    “Се — человек!” Не Бог, не в божественном ореоле, а просто человек, но какой человек!
    Все его истинное божественное достоинство — внутри его, в его душе.
    Левий Матвей не видит в Иешуа ни одного недостатка, поэтому не в силах даже пересказать простые слова своего Учителя. Несчастье его в том, что он так и не понял, что свет описать нельзя.
    Левий Матвей не может ничего возразить на слова Воланда: “Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени? Ведь тени получаются от предметов и людей? Не хочешь ли ты ободрать все живое из-за твоей фантазии насладиться полным светом? Ты глуп”.
    Иешуа бы ответил примерно так: “Чтобы были тени, мессир, нужны не только предметы и люди. Прежде всего нужен свет, который и во тьме светит”.
    И тут вспоминается рассказ Пришвина “Свет и тень” (Дневник писателя): “Если цветы, дерево всюду поднимаются на свет, то и человек с этой же биологической точки зрения особенно стремится ввысь, к свету, и конечно, он это самое движение свое ввысь, к свету называет прогрессом… Свет приходит от Солнца, тень от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, проходит в обычной борьбе двух этих начал: света и тени.
    Солнце, вставая и уходя, приближаясь и удаляясь, определяет на земле наш порядок: наше место и наше время, И вся красота на земле, распределение света и тени, линий и красок, звука, очертаний неба и горизонта — все, все есть явления этого порядка. Но где границы солнечного порядка и человеческого?
    Леса, поля, вода своими парами и вся жизнь на земле стремится к свету, но, если бы не было тени, не могло бы и жизни быть на земле, на солнечном свету все бы сгорело… Мы живем благодаря теням, но тени мы не благодарим и все дурное называем теневой стороной жизни, а все лучшее: разум, добро, красоту — стороной светлой.
    Все стремится к свету, но если бы всем сразу — свет, жизни бы не было: облака облегают тенью своей солнечный свет, так и люди прикрывают друг друга тенью своей, она от нас самих, мы ею защищаем детей своих от непосильного света.
    Тепло нам или холодно — какое дело Солнцу до нас, оно жарит и жарит, не считаясь с жизнью, но так устроена жизнь, что все живое тянется к свету.
    Если бы не было света, все погрузилось бы в ночь”.
    Необходимость зла в мире равна физическому закону света и теней, но подобно тому как источник света находится вовне, а тень отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует в мире лишь вследствие наличия в нем “непрозрачных душ”, которые не пропускают через себя божественный свет.
    Добра и зла не было в первозданном мире, добро и зло явились потом. То, что мы называем добром и злом, есть результат несовершенства сознания.
    Зло начало появляться в мире тогда, когда появилось сердце, способное чувствовать злобное, то, что не есть зло по существу.
    В тот момент, когда сердце впервые допускает, что зло есть, зло рождается в этом сердце, и в нем начинают бороться два начала. “Человеку задана задача поиска истинной меры в себе, поэтому среди “да” и “нет”, среди “добра” и “зла” он борется с тенью.
    Злое начало — злые мысли, лживые поступки, неправедные слова, охота, война.
    Подобно тому как для отдельного человека отсутствие душевного мира является источником беспокойства и многих несчастий, так для целого народа отсутствие добродетелей ведет к голоду, к войнам, к мировым язвам, пожарам и всяческим бедствиям.
    Своими помыслами, чувствами и поступками человек преображает окружающий мир, делает его адом или раем, в зависимости от своего внутреннего уровня” (Ю. Терапиано, “Маздеизм”).
    Кроме борьбы света и тени, в романе “Мастер и Маргарита” рассматривается еще одна важная проблема — проблема человека и веры.
    Слово “вера” неоднократно звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: “…веришь ли ты в каких-нибудь богов?” “Бог один” — ответил Иешуа, — в него я верю”, но и в гораздо более широком смысле: “Каждому будет дано по его вере”.
    В сущности, вера в последнем, более широком смысле, как величайшая нравственная ценность, идеал, цель жизни, является одним из оселков, на котором проверяется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше — это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь — смысл жизни Маргариты. Вера в доброту — главное, определяющее качество Иешуа. Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениальный угаданный роман. Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному.
    За веру в мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести.
    Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность.
    В истории отечественной словесности за А. П. Чеховым прочно закрепилась репутация писателя если не вполне атеистически настроенного, то хотя бы индифферентного к вопросам веры. Это заблуждение. Быть безразличным к религиозной истине он не мог. Воспитанный в жестких религиозных правилах, Чехов в юности пытался обрести свободу и независимость оттого, что деспотически навязывалось ему ранее. Он знал так же, как и многие, сомнения, и те высказывания его, которые выражают эти сомнения, позже абсолютизировались писавшими о нем. Любое, даже и не вполне определенное высказывание, истолковывалось во вполне определенном смысле. С Чеховым это было совершать тем более просто, что сомнения свои он высказывал ясно, результаты же раздумий своих, напряженного духовного поиска не спешил выставлять на суд людской.
    С. Н. Булгаков первым указал на мировое значение идей и художественного мышления писателя: “По силе религиозного искания Чехов оставляет позади себя даже Толстого, приближаясь к Достоевскому, не имеющему здесь себе равных”. Чехов своеобразен в своем творчестве тем, что искания правды, Бога, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падения, бессилие личности, то есть ставил перед собой сложные художественные задачи. “Чехову близка была краеугольная идея христианской морали, являющейся истинным этическим фундаментом всяческого демократизма, что всяческая живая душа, всяческое человеческое существование представляет собой самостоятельную, неизменную, абсолютную ценность, которая не может и не должна быть рассматриваема как средство, но которая имеет право на милостыню человеческого внимания”.
    Но подобная позиция, подобная постановка вопроса требует от человека и крайнего религиозного напряжения, ибо таит в себе опасность, трагичную для духа, — опасность впасть в безысходность пессимистического разочарования во многих жизненных ценностях.
    Только вера, истинная вера, которая подвергается при чеховской постановке “загадки о человеке” серьезному испытанию, может уберечь человека от безысходности и уныния — но иначе и не обнаружить истинной ценности самой веры.
    Автор заставляет и читателя приблизиться к той грани, за которой царствует беспредельный пессимизм, могуществует наглость “в загнивающих низинах и болотинах” человеческого духа.
    В небольшом произведении — “Рассказ старшего садовника” — Чехов утверждает, что тот духовный уровень, на котором зиждется вера, неизменно выше уровня рассудочных, логических доводов, на которых пребывает безверие.
    Вспомним содержание рассказа. В некоем городке жил праведник доктор, посвятивший свою жизнь без остатка служению людям. Однажды он был найден убитым, причем улики бесспорно обличали “известного своею развратною жизнью” шалопая, который, однако, отрицал все обвинения, хотя не мог представить убедительных доказательств своей невиновности. И вот на суде, когда главный судья уже готов был огласить смертельный приговор, он неожиданно для всех и для самого себя закричал: “Нет! Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, он не виноват! Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга, доктора! Человек не способен пасть так глубоко! — Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи. — Нет! — откликнулась толпа. — Отпустите его!”
    Суд над убийцей — это экзамен не только для жителей городка, но и для читателей: чему они поверят — “фактам” или человеку, отрицающему эти факты.
    Жизнь часто требует от нас сделать подобный же выбор, и от такого выбора зависит порой и наша судьба, и судьба других людей.
    В этом выборе всегда испытание: сохранит ли человек веру в людей, а значит, и в себя, и в смысл своей жизни.
    Сохранение веры утверждается Чеховым как высшая ценность в сравнении со стремлением к отмщению. В рассказе жители городка предпочли веру в человека. И Бог за такую веру в человека простил грехи всем жителям городка. Он радуется, когда веруют, что человек — Его образ и подобие, и скорбит, если забывают о человеческом достоинстве, о людях судят хуже, чем о собаках.
    Нетрудно заметить, что в рассказе вовсе не отрицается бытие Божие. Вера в человека становится у Чехова проявлением веры в Бога.
    “Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? Веровать в Бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа”.
    Чехов напоминает о неразрывном единстве заповеди Христа: о любви к Богу и к человеку.
    Как уже было сказано ранее, Достоевский не имеет себе равных по силе религиозного искания.
    Путь достижения истинного счастья у Достоевского — это приобщение к всеобщему чувству любви и равенству. Здесь его взгляды смыкаются с христианским учением. Но религиозность Достоевского далеко выходила за рамки церковной догматики. Христианский идеал писателя был воплощением мечты о свободе, гармонии человеческих отношений! И когда Достоевский говорил: “Смирись, гордый человек!” — он имел в виду не покорность, как таковую, а необходимость отказа каждого от эгоистических соблазнов личности, жестокости и агрессивности.
    Произведением, которое принесло писателю всемирную известность, в котором Достоевский призывает к преодолению эгоизма, к смирению, к христианской любви к ближнему, к очистительному страданию, является роман “Преступление и наказание”.
    Достоевский считает, что только страданием человечество может спастись от скверны и выйти из нравственного тупи ка, только этот путь может привести его к счастью.
    В центре внимания многих исследователей, изучающих “Преступление и наказание”, находится вопрос о мотивах преступления Раскольникова. Что же толкнуло Раскольникова на это преступление? Он видит, как безобразен Петербург с его улицами, безобразны вечно пьяные люди, отвратительна старуха-процентщица. Все это безобразие отталкивает от себя умного и красивого Раскольникова и вызывает в его душе “чувство глубочайшего омерзения и злобного презрения”. Из этих чувств и рождается “безобразная мечта”. Здесь Достоевский с необычайной силой раскрывает двойственность души человека, показывает, как в душе человека идет борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким, верой и безверием.
    Призыв “Смирись, гордый человек!” как нельзя более подходит Катерине Ивановне. Подтолкнув Соню на улицу, она фактически поступает по теории Раскольникова. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога. Только жалостью и состраданием Катерина Ивановна могла спасти Мармеладова, и тогда он спас бы ее и детей.
    В отличие от Катерины Ивановны и Раскольникова, в Соне совсем нет гордости, а только кротость и смирение. Соня много страдала. “Страдание… великая вещь. В страдании есть идея”, — утверждает Порфирий Петрович. Мысль об очистительном страдании настойчиво внушает Раскольникову Соня Мармеладова, сама безропотно несущая свой крест. “Страдание принять и искупить себя им, вот, что надо”, — говорит она.
    В финале Раскольников бросается к ногам Сони: человек пришел в согласие с самим собой, отбросив прочь эгоистические дерзновения и страсти. Достоевский говорит, что Раскольникова ожидают “постепенное перерождение”, возвращение к людям, к жизни. И помогла Раскольникову вера Сони. Соня не озлобилась, не ожесточилась под ударами несправедливой судьбы. Она сохранила веру в Бога, в счастье, любовь к людям, помогая другим. Вопрос Бога, человека и веры еще больше затрагивается в романе Достоевского “Братья Карамазовы”. В “Братьях Карамазовых” писатель подводит итоги своих многолетних исканий, размышлений о человеке, о судьбе своей Родины и всего человечества.
    Достоевский находит в религии истину и утешение. Христос для него — высший критерий нравственности.
    Митя Карамазов был невиновен в убийстве отца, вопреки всем очевидным фактам и неопровержимым доказательствам. Но здесь судьи, в отличие от чеховских, предпочли поверить фактам. Неверие их в человека заставило судей признать Митю виновным.
    Центральным вопросом романа является вопрос о вырождении личности, оторванной от народа и труда, попирающей принципы человеколюбия, добра, совести.
    Для Достоевского нравственные критерии и законы совести — есть основа основ человеческого поведения. Утеря нравственных принципов или забвение совести — есть высшее несчастье, оно влечет обесчеловечивание человека, оно иссушает отдельную человеческую личность, оно приводит к хаосу и разрушению жизни общества. Если нет критерия добра и зла, то все дозволено, как говорит Иван Карамазов. Иван Карамазов подвергает многократным сомнениям и испытаниям веру, ту христианскую веру, веру не просто в некое сверхмогущественное существо, а еще и духовную уверенность в то, что все совершаемое Творцом есть высшая Правда и Справедливость и совершается только во благо человека. “Праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем” (Псалом 91, 16). Он твердыня: совершенны дела его, и все пути его праведны, Бог верен, и нет неправды в нем. Он праведен и истинен… Много людей сломалось на вопросе: “Как же может существовать Бог, если в мире столько несправедливости и неправды?” Сколь многие приходят к логическому выводу: “Если так, то или Бога нет, или Он не всесилен”. Именно по этой накатанной колее двигался и “бунтующий” ум Ивана Карамазова.
    Бунт его сводится к отрицанию гармонии Божьего мира, ибо он отказывает Создателю в справедливости, именно так проявляя свое неверие: “Я убежден, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом человеческого эвклидовского ума, что, наконец, в мировом финале, в момент вечной гармонии случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утопление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми, — пусть, пусть все это будет и явится, но я-то этого не принимаю и не хочу принять!”
    Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо несчастья, царящего в мире. Человек ответствен не только за свои до-ступки, но и за все зло, совершавшееся в мире. Взаимная ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым.
    Веру, истину и смысл жизни, понимание “вечных” вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени!
    А безверие становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *