Сочинение на тему добро огэ 2017

12 вариантов

  1. (блок 2)

    Содержание
    Блок 1
    ? Сочинения по текстам вариантов 1 — 4
    Блок 2
    ? Вариант 5 (по тексту Т. Устиновой)
    ? Вариант 6 (по тексту А. де Сент-Экзюпери)
    ? Вариант 7 (по тексту Ю. Яковлева)
    ? Вариант 8 (по тексту Ю. Яковлева)
    Блок 3
    ? Сочинения к текстам вариантов 9 — 12
     ?? Сочинения ОГЭ — 2017

    Вариант 5 (по тексту Т. Устиновой)

    Задание 15.1 
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» …
    Для того чтобы выразить мысли во всей их полноте, люди используют разнообразные средства языка. Так, пунктуационные знаки помогают оформить высказывание на письме. А грамматические средства позволяют связать слова и предложения. Думаю, именно это имел в виду М.Е. Салтыков-Щедрин.
    Обратимся к тексту Татьяны Устиновой. Для передачи своих мыслей «во всей полноте» писательница употребляет разнообразные языковые средства. Предложение 17 является неполным: его смысл раскрывается только в контексте. Маленький Тимофей оскорблён снисходительностью Маши. Девушка и раньше подкармливала голодного ребёнка, и он не видел в этом ничего унизительного. «Но мороженое!» — такое угощение мальчика оскорбляет. Чувства Тимофея переданы при помощи восклицательного знака, стоящего в конце данного предложения.
    Отъезд Маши стал для ребёнка потрясением. Тимофей ощущает себя покинутым и одиноким. Чувства безысходности и тоски, которые испытывает герой, подчёркиваются рядом однородных подлежащих в предложении 40: «Будут осень, дождь, ранние сумерки…» Это синтаксическое средство оформлено на письме при помощи пунктуационных знаков – запятых. Воображаемый пейзаж как будто вторит внутреннему состоянию Тимофея, решившего, что ничего хорошего в его жизни уже не будет.
    Итак, анализ языковых особенностей текста Татьяны Устиновой доказывает справедливость высказывания М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, благодаря грамматическим средствам и пунктуационным знакам, «мысль формирует себя без утайки, во всей полноте», находя «ясное для себя выражение».
    Задание 15.2 
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда» …
    В тексте Татьяны Устиновой рассказывается о дружбе Тимофея и Маши. Девушка работала в зоопарке, и мальчик, часто наведываясь туда, со временем очень сильно к ней привязался. Но Маша уезжает, и ребёнок чувствует себя покинутым. Даже небо над ним стало «равнодушным». Теперь посещение зоопарка становится для Тимофея бессмысленным. Поэтому мальчик покидает его – «навсегда».
    Ребёнку тяжело оставаться там, где он когда-то был счастлив. Мир рядом с Машей казался ему прекрасным: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей» (предложение 6).
    Тимофей тоскует, но всё же находит силы, чтобы перестать себя жалеть и уйти. Этот поступок свидетельствует о твёрдости характера, которую мальчик проявлял и раньше. Например, когда Маша купила ему мороженое, Тимофей был оскорблён «подачкой» (предложения 15 – 19).
    Итак, своё огромное горе – отъезд Маши – мальчик переносит не по-детски стойко и серьёзно.
    Задание 15.3
    Как вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
    Что такое добро?
    Добро – это то, что делает человека счастливым. Казалось бы, не так много нужно нам для счастья. Иногда достаточно ласкового слова, приветливого взгляда, дружеской поддержки. Но часто ли мы получаем всё это от окружающих?
    Татьяна Устинова повествует об отношениях взрослой девушки и маленького мальчика. Маша поддерживает Тимофея, заботится о нём. Рядом с ней ребёнок счастлив: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей». Получается, что девушка делает для Тимофея добро.
    Бескорыстно помогая людям, мы дарим им частичку своей души. Но добрый поступок радует и того, кто его совершил. Об этом в аллегорической форме пишет Андрей Платонов в рассказе «Неизвестный цветок». Даша заботится о цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь спасённый цветок-отец.
    Таким образом, настоящее добро бескорыстно. Радуя других людей и ничего не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это понимают…

  2.   15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Добро – это все то, что мы чувствуем и делаем хорошего, это помощь людям и забота о них, это радость и милосердие, любовь и надежда.
    В приведенном отрывке очень многое заслуживает название «добро»: это и забота деда о внуке, стремление воспитать нравственного и неравнодушного человека, и доброе, внимательное отношение Алеши к окружающим людям, его привычка делать что-то хорошее не только себе, но и всем, кому это может понадобиться. Мальчик на лету подхватывает добрую мысль дедушки и тайно чинит и калитку (дедушка даже перечислил все работы, которые надо бы выполнить, чтобы калитка стала прочной, красивой и ухоженной) и не ждет за это похвалы, потому что он человек неравнодушный.
    Мы и в жизни встречаем примеры таких неравнодушных людей, которые делают много доброго. Я не раз видел, как люди подкармливают бездомных кошек, помогают старушке, упавшей на улице, вызывают «скорую», если кому-то стало плохо. Конечно, я слышал от разных людей, что люди стали злее, не хотят помогать. Но сам я встречаю чаще другое отношение. Буквально пару дней назад я стал свидетелем того, как двое молодых парней дали отпор пьяному, который привязался к женщине, матерился и требовал у нее денег. Она очень испугалась, а парни подошли и (правда, не слишком вежливо) предложили пьянице идти своей дорогой.
    Если все мы будем помогать друг другу, не ожидая благодарности, в нашей жизни добра станет намного больше.

  3. 9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

  4. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДОБРО и комментируем его.

    Добро — бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро, как правило, ассоциируется с милосердием, великодушием и любовью не только по отношению к человеку, но и ко всему живому. Невозможно представить себе жизнь без добрых поступков. Без них мир погрязнет в жестокости и страданиях. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами. (49 слов)

  5. Что такое добро? Определение этого понятия настолько сложное и неоднозначное, что задав нескольким людям этот вопрос, ответы на него мы получим совершенно разные. Это объясняется тем, что у каждого из нас есть своя точка зрения на вещи, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни или же задумываться о них. Это касается и трактовки такого понятия как «добро».
    Неужели не существует в мире единого для всех измерителя, некоего абсолютного значения, которым бы определялись добрые деяния и на которое следовало бы ровняться человеку, желающему стать добрее? Это, пожалуй, один их самых сложных философских вопросов, над которыми когда-либо задумывались мыслители разных стран и поколений.
    Бесконечная борьба «света» и «тьмы» существовала всегда и будет существовать до конца времен, потому как одно без другого жить не может. Но сегодня, как мне кажется, равновесие сил нарушено. Современный мир на фоне совершающегося зла в виде бесконечных войн, преступлений, предательства, лжи и других темных проявлений нашей жизни, как никогда нуждается в добрых людях и добрых поступках.
    Учитывая разницу во мнениях и споры о том, что есть такое абсолютное понимание добра, я выскажу лишь свое личное восприятие столь замечательного и столь необходимого в нашей жизни явления.
    Добро заложено в нас еще с самого рождения и проявляется даже в самых малых делах. Ведь чтобы сделать что-то хорошее, необязательно совершать героические поступки. Достаточно просто приютить голодного котенка, кем-то оставленного на улице, придержать для соседа подъездную дверь, уступить место в транспорте, подсказать дорогу, купить продукты для бабушки, стоящей в очереди за вами и так далее. При этом главное условие во всех этих и других подобных случаях  – совсем не количество или масштаб совершенных дел, а то, насколько искренне и бескорыстно человек помог своему ближнему. Необходимо с самого детства растить в сознании ребенка мысль о доброте и добрых делах, закладывать в нем понимание, что есть хорошо, а что есть плохо.
    Добрые поступки совершаются не специально, они не планируются и рассчитываются кем-то заранее. Они делаются сами собой, от души и от сердца, идут изнутри. Это образ жизни. Главным показателем доброты человека, по моему мнению, является то, насколько он чувствует себя счастливым. Ведь доброта и счастье – явления взаимосвязанные, и если хорошие поступки совершаются искренне, человек становится счастливее. Он  будто светится изнутри. Он счастлив от того, что сделал другого человека хоть чуточку, но счастливее. В этом, по моему мнению, и заключается истинная доброта.

    Сочинение на тему Добро

    Что такое добро и в чем оно проявляется? Задумавшись о самом слове добро, можно понять, что оно вызывает у людей только положительные эмоции. Кажется частичку это слова можно разглядеть в каждом поступке или нет? Сомнения есть!
    Дело в том, что каждый из людей видит добро по разному и трактует с наибольшей выгодой для себя. К сожалению такова жизненная позиция всего нашего общества, не совсем конечно, но все же. Антоним слова добро – зло. Зло тоже возможно принять как стадию ” добра “, опять же, если для кого-либо это так называемое “добро” принесет пользу.
    Хочется рассмотреть на примере. Главный врач уволил своего заместителя, за неисполнение служебных обязанностей. Сам конечно главврач ничего не видел, ему подсказала заведующая отделением (соврала). Через месяц она получает повышение на работе, занимая должность недавно уволенного заместителя. Все вроде хорошо, уволенный заместитель неплохо трудоустроился, даже с окладом повыше, а на предыдущем месте работы началось сокращение, проверки, с главврачом бывшая заведующая взаимопонимания не добилась и в итоге той пришлось уволиться. Случай весьма интересный и как же посмотреть на поступки заведующей? Она сделала добро? Или зло? А может быть это закон бумеранга или работает поговорка ” не рой другому яму…..”? Хотя рас трактовать можно и как победой добра над силами зла? А сколько таких примеров в жизни? И что это такое само ” добро”, кто-то же за ним стоит и его делает, или кто управляет добрыми поступками? Конечно исключать вариант собственного подсознания тоже не стоит, как и прочих факторов.
    Тема для рассуждения бесконечная, а вариантов ответов масса и все точного определения нет, что такое добро, состав добра тоже отсутствует, а исполнители мы, простые люди, рабочие, прохожие и т.д. Не найдя ответы на свои вопросы начинаешь вникать в процесс поиска ответов, как говорят ищешь истину. Увлекаясь, находишь новые идеи, какие-то другие необъяснимые вещи, случаи, а ведь и на них ответа тоже нет.
    Существует лишь давнее понятие, что добро – это хорошие поступки, что-то положительное. Интересно кто это сказал и почему мы так воспринимаем это слово? Просто навязали стандарты или скрывая свои ошибки кто-то пытался себя оправдать? Ответа тоже нет, как и точного определения. Рассуждения бесконечные и сколько споров по этой теме у ученых, скептиков и просто людей.

    Образец 5

    С детства родители, сказки, стихи, фильмы учат нас, что на свете есть добро и зло. Когда мы ещё совсем маленькие, представление о добре и зле у нас ограничено. Мы знали лишь, что добро – это хорошо, зло – плохо. Размышлять о том, что же для нас добро, мы начинаем повзрослев. Все хотят добрых родителей, добрых учителей, потом добрых начальников. А получив, увы, часто пользуются этой добротой.
    Нельзя одним словом сказать, что это такое. Добро – это сочетание нескольких качеств человека: милосердие, забота, ласка, ответственность, скромность, сила, прощение. Список можно долго продолжать. Добро, это когда ты помогаешь другому, ничего не прося взамен, просто так. И не рассказываешь потом всем и каждому о том, что ты совершил.
    Сейчас постоянно люди жалуются на депрессию, апатию и лечатся от нервных срывов. А знаете, какой лучший способ борьбы со всеми этими недугами рекомендуют врачи? Просто сделайте кому-нибудь добро. Это не обязательно должен быть человек, можно сделать добро животному или даже природе. Да, природа не оценит ваш добрый поступок по отношению к ней, как человек или зверушка, но добро и не нуждается благодарности. Оно просто есть. Что доброго сделать природе? Не загрязнять её, банально, но посадить дерево, а лучше несколько. Так что, делайте добро.
    А легко ли делать добро? Сейчас, в век материальных ценностей каждый поступок оценивается деньгами. Люди редко верят, что ты помог бескорыстно и говорят, что доброта требует много денег. Вовсе нет! Помочь другу с домашним заданием, поднять пожилой соседке сумку, уступить место в автобусе, покормить бродячего котёнка – это всё проявление доброты. Как видите, на всё это не потратится ни одной копейки. Добро, за которое платят – это работа.
    К сожалению, не все люди обладают этим качеством. А часто просто надевают маску доброго человека. «Добрые» бабушки в храмах, которые сразу превращаются в монстров, лишь только ты сделаешь что-то не так, «добрые» тёти и дяди, дающие маленькому ребёнку конфетку, а потом увозящие его в неизвестном направлении, «добрые» чиновники, когда просят проголосовать за них, а потом забывают про народ до очередных выборов. Хорошо бы научиться видеть сквозь эти маски доброты. Самим же просто стараться не быть такими.
    Не правильная поговорка: «Не делай добра, не получишь зла». Добро нужно делать, даже если получишь негатив в ответ. Ведь каждый ответит сам за свои поступки, добрые и злые. Поэтому нужно стараться приумножать добро, хотя бы рядом с собой.
    15.3 ОГЭ 9 класс.

  6. (1)Больше всего с Катей возилась бабушка, и Катя так к этому привыкла, что немогла расстаться с ней ни на минуту. (2)Отец говорил, что это телячьи нежности: он был сторонником сурового воспитания. (3)Бабушка рассказывала Кате истории из жизни своего сына Володи, который жил в другом городе. (4)– Купила я Володе новое пальто, – рассказывала бабушка. (5)– И он отправился в этом пальто в школу, а возвратился домой в чужом старом пальто. (6)Я ему говорю: «Где твоё новое пальто?» (7)А он и отвечает: «Я его одолжил на денёк приятелю: к нему гости из деревни приехали, вот и захотелось ему покрасоваться в новом пальто». (8)– Расскажи ещё про Володю, как он пришёл домой босиком. (9)– Летом мы приехали на дачу, и Володя пошёл в лес за грибами. (10)Долго его не было, я уже места себе не находила… (11)И вдруг вижу: идёт, в корзине полно грибов. (12)Только вид у него виноватый. (13)– Он был босиком, – сказала Катя. (14)– Вот именно, ушёл в сандалиях, а вернулся босиком. (15)«Ну-ка, выкладывай всё начистоту, – сказала я. (16)– Куда девал сандалии?» (17)А Володя сказал: «Я дал их одному мальчику из деревни. (18)Он был босиком и наколол ногу в лесу». (19)Потом, когда Катя была ещё маленькая, Володя приехал сам и привёз Кате большую куклу. (20)А потом Володя уехал. (21)Он был инженером и уехал куда-то далеко – на новые стройки. (22)Изредка он присылал письма, а в последнее время что-то вообще не писал. (23)Перед очередным переездом он прислал письмо, в котором обещал скоро приехать, и пропал. (24)– Чует моё сердце, – говорила бабушка, – что у Володи неприятности по работе или он заболел. (25)А может быть, у него плохо с деньгами. (26)Однажды Катя пришла из школы, и бабушка попросила её заглянуть в почтовый ящик. (27)– Ну что ты меня всё гоняешь к пустому почтовому ящику? – сказала Катя. (28)И вдруг бабушка села на стул и заплакала. (29)Она прикрыла глаза рукой и изо всех сил старалась сдержаться, но у неё ничего не вышло. (30)Она плакала, и всё. (31)«3ачем я только это сказала? – подумала Катя. (32)– Кто меня тянул за язык?» (33)После обеда Катя сделала вид, что села за уроки, сама же написала письмо Володе. (34)А Володя приехал на следующий день. (35)Прошло ещё несколько месяцев, и вот как-то Катин отец в почтовом ящике нашёл письмо. (36)Оно было адресовано Володе, но адрес был перечёркнут и на конверте стоял штамп со словами: «Адресат выбыл». (37)Отец внимательно посмотрел на конверт. (38)Это был Катин почерк, это было её послание к дяде Володе. (39)Письмо обошло много мест, гоняясь за адресатом, прошло через сотни рук, но так и не догнало Володю. (40)Отец прочитал Катино письмо: (41)«Дорогой дядя Володя! (42)Бабушка по тебе сильно скучает, почему ты не приезжаешь? (43)Ведь бабушку так жалко! (44)Она про тебя мне уже всё пересказала. (45)Я всю твою жизнь наизусть знаю, а она всё рассказывает и рассказывает, остановиться не может. (46)А я слушаю, чтобы не расстраивать её. (47)Пожалуйста, приезжай! (48)До скорого свидания. Катя». (49)Отец забыл про газеты, которые каждый день читал с большим пристрастием, смотрел в окно и курил, и вдруг он понял, что, вероятно, упустил в жизни что-то важное, что-то сделал не так. (50)Ну конечно, это всё из-за Кати. (51)Она совершила добрый самостоятельный поступок, а он к этому не имеет никакого отношения. (52)«Катя выросла, заботится о других, – подумал он. (53)– Это у неё от бабушки и от Володи, а не от меня. (54)Я ведь всегда был с ней излишне строг, боялся избаловать. (55)А у бабушки и Володи она научилась относиться к людям по-доброму». (66)Выходит, он был неправ. (57)Ну и пусть он неправ. (58)Даже хорошо, что неправ. (59)Даже отлично, что неправ. (60)0н разжал губы и тихо что-то стал напевать. (61)Это была первая песенка в его жизни, которую он пропел вслух.
    (По В. Железникову)

  7. Я считаю, что доброта – это проявление лучших своих качеств по отношению к другому живому существу, неважно, человек это или животное. Добрый человек милосерден, он умеет сочувствовать, приходит на помощь, готов разделить горе и беду с другими. Доброта делает мир лучше, дарит тепло и поддержку. Благодаря доброте человек чувствует, что он не один, что ему готовы помочь.
    Проявлять доброту способен не только человек, но и животные. Они отлично чувствуют хорошее отношение к себе и отвечают тем же. Домашние питомцы дарят радость своим хозяевам, встречая их с работы или находясь рядом, когда человеку плохо.
    Пес Огарок из данного рассказа – это прекрасный пример того, что животные умеют проявлять эмоции, они способны сильно привязываться и проявлять доброту. Огарок, благодаря дружбе с Васькой, перестал гоняться и за другими лисицами.
    Я знаю много примеров, как человек проявляет доброту по отношению к беззащитным животным. Очень многие мои друзья и знакомые, и я в том числе, приютили у себя бездомных собак или кошек, также мы подкармливаем голодных птиц, по возможности отвозим корм в приюты для животных. Проявление доброты – это совершенно естественное действие, и это присуще не только каждому разумному человеку, но и животному.

  8. По­яс­не­ние.15.1 Пре­фик­сом, или при­став­кой на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая часть слова, на­хо­дя­ща­я­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и ис­поль­зу­е­мая для об­ра­зо­ва­ния новых слов или раз­ных форм од­но­го и того же слова. При­став­кам не­свой­ствен­на за­креп­лен­ность за опре­делёнными ча­стя­ми речи в связи с боль­шой сте­пе­нью от­влечённо­сти и уни­вер­саль­но­сти вы­ра­жа­е­мых ими зна­че­ний. При­со­еди­не­ние при­ста­вок к ос­но­вам раз­ных слов не ме­ня­ет ко­рен­ным об­ра­зом их зна­че­ния. При­став­ки при­да­ют этому зна­че­нию новые смыс­ло­вые от­тен­ки. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Ми­ха­и­ла Чва­но­ва.Так, в пред­ло­же­нии 1 гла­гол «вы­смат­ри­ва­ла» имеет в своем со­ста­ве при­став­ку вы-, ко­то­рой свой­ствен­но обоб­щен­ное зна­че­ние «дви­же­ния из­нут­ри». Не­слу­чай­но ав­то­ром ис­поль­зо­ва­но это слово. Для со­ба­ки глав­ным в жизни стал поиск хо­зя­и­на, она вся со­сре­до­то­че­на на этом по­ис­ке, по­это­му не про­сто смот­рит на про­хо­дя­щих мимо людей, она вы­смат­ри­ва­ет, слов­но за­гля­ды­вая в каж­до­го: го­дишь­ся ли ты? по­жа­ле­ешь ли? В пред­ло­же­нии 6 в слове «без­дом­ная» при­став­ка без- ука­зы­ва­ет на от­сут­ствие того, что обо­зна­че­но кор­нем: со­ба­ка без дома – она без­дом­ная – опять новый от­те­нок зна­че­ния слова, причём, ме­ня­ю­щий это зна­че­ние до про­ти­во­по­лож­но­го. Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми, что при­став­ки вно­сят до­пол­ни­тель­ные от­тен­ки зна­че­ний. По­это­му с уве­рен­но­стью можно ска­зать, что прав был Кор­ней Чу­ков­ский, утвер­ждая: «При­став­ки при­да­ют рус­ской речи столь­ко бо­га­тей­ших от­тен­ков!.. В раз­но­об­ра­зии при­ста­вок та­ит­ся раз­но­об­ра­зие смыс­ла».
    15.2 «По­че­му из сотен дру­гих со­ба­ка вы­бра­ла имен­но эту жен­щи­ну?..» Так за­кан­чи­ва­ет­ся текст Ми­ха­и­ла Чва­но­ва. Этой фра­зой автор при­гла­ша­ет чи­та­те­ля за­ду­мать­ся о том, как в про­хо­дя­щей мимо жен­щи­не со­ба­ка смог­ла «раз­гля­деть» свою, как серд­цем по­чув­ство­ва­ла в ней сво­е­го хо­зя­и­на.Уста­лая жен­щи­на не со­би­ра­лась из­на­чаль­но как-то осо­бен­но про­яв­лять жа­лость к бро­шен­но­му, из­му­чен­но­му жи­вот­но­му. Об этом го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 12: «Жен­щи­на слу­чай­но огля­ну­лась, уви­де­ла со­ба­ку, сразу пре­дан­но за­ви­ляв­шую хво­стом, но тут же пошла даль­ше». Од­на­ко она не смог­ла прой­ти мимо без­дом­ной со­ба­ки. По­жа­ле­ла её: «Жен­щи­на всё гла­ди­ла со­ба­ку и что-то тихо и пе­чаль­но го­во­ри­ла так же пе­чаль­но вздра­ги­ва­ю­щей жи­во­ти­не» (пред­ло­же­ние 18). Зачем ей это по­на­до­би­лось? Про­сто она не­рав­но­душ­ный че­ло­век, в ней за­ло­же­ны очень важ­ные ка­че­ства – со­стра­да­ние и доб­ро­та. Со­ба­ка серд­цем по­чув­ство­ва­ла это.Сколь­ко людей про­шли мимо со­ба­ки, брезг­ли­во от­во­ра­чи­ва­ясь, делая вид, что не за­ме­ти­ли? В пред­ло­же­нии 4 на­ри­со­ван порт­рет про­хо­же­го, каких ты­ся­чи ходят по нашим ули­цам мимо бро­шен­ных жи­вот­ных: «Но ма­ши­наль­но за­ме­тив­шие её уже за­бы­ва­ли о ней и рав­но­душ­но ухо­ди­ли или брезг­ли­во от­ма­хи­ва­лись…» А ведь если се­год­ня таким людям ока­за­лась без­раз­лич­на судь­ба со­ба­ки, зав­тра они прой­дут мимо беды ближ­не­го, про­сто по­то­му, что у них нет же­ла­ния за­ни­мать­ся чу­жи­ми про­бле­ма­ми, да ещё и оправ­да­ют это своей за­ня­то­стью или, что ещё пе­чаль­нее, чу­жи­ми просчётами. Со­ба­ка на своём веку, ви­ди­мо, таких не­ма­ло по­ви­да­ла, вот по­че­му она рав­но­душ­на к ним, в них не найти опоры.Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му при­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.
    15.3 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому-либо. Доб­рые люди от­зыв­чи­вы и спо­соб­ны да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь, не тре­буя по­че­стей или воз­на­граж­де­ния. При виде не­сча­стья доб­рое серд­це огор­ча­ет­ся и по­яв­ля­ет­ся по­треб­ность ока­зать по­мощь со­ве­том, делом, со­чув­стви­ем. На мой взгляд, доб­ро­та — это одно из не­за­ме­ни­мых ка­честв че­ло­ве­ка, ведь без доб­рых по­ступ­ков, иду­щих от серд­ца, че­ло­век пе­ре­ста­нет быть Че­ло­ве­ком. Прой­ти мимо го­лод­но­го, без­дом­но­го жи­вот­но­го могут мно­гие. И мно­гие так и де­ла­ли, бро­сая на не­счаст­ное жи­вот­ное мимолётный взгляд или даже брезг­ли­во мор­щась. По­че­му же из людей лишь одна — уста­лая мо­ло­дая жен­щи­на с пе­чаль­ным го­ло­сом и груст­ны­ми гла­за­ми — не про­сто по­де­ли­лась пи­рож­ком, а и увела со­ба­ку с собой? Да, со­вер­шен­но оче­вид­но: со­ба­ка её вы­бра­ла и уже смот­ре­ла так бла­го­го­вей­но, как смот­рят на бу­ду­ще­го хо­зя­и­на. Мо­ло­дая жен­щи­на не смог­ла уйти, видя эту пре­дан­ность. Её глаза на­пол­ни­лись сле­за­ми, а доб­рое серд­це — жа­ло­стью. По­сту­пок жен­щи­ны, уво­дя­щей за собой со­ба­ку, го­во­рит о том, что она — доб­рый, от­зыв­чи­вый че­ло­век, ко­то­ро­му боль­но от чу­жо­го не­сча­стья, и по­это­му прой­ти мимо не могла и не может.«Со­ба­ки не оши­ба­ют­ся»,— по­вто­рял хо­зя­ин ма­лень­кой со­бач­ки Янки, когда на по­ро­ге его квар­ти­ры воз­ник со­вер­шен­но не­зна­ко­мый маль­чик, а щенок, не­до­вер­чи­во от­но­ся­щий­ся ко всем, ки­нул­ся вдруг на руки к Ва­лер­ке и при­ник, пре­дан­но дыша и об­ли­зы­вая лицо маль­чи­ка. Никто в доме не по­ин­те­ре­со­вал­ся, по­че­му так часто слы­шен про­тяж­ный и жа­лоб­ный вой из этой квар­ти­ры..Кто-то хотел из­ба­вить дом от со­ба­ки; друг Ва­ле­ры, Юра Хло­по­тов, стро­ил фан­та­сти­че­ские планы по спа­се­нию щенка, но никто, никто, кроме Ва­ле­ры, не пришёл и не узнал, что про­ис­хо­дит. А он пришёл не толь­ко узнать, но и пред­ло­жить свою по­мощь. Так в руках ше­сти­класс­ни­ка ока­за­лись ключи от квар­ти­ры, ведь ин­же­нер Мол­ча­нов был аб­со­лют­но уве­рен: Ва­лер­ка— хо­ро­ший, чест­ный, доб­рый че­ло­век и не­пре­мен­но вы­пол­нит своё обе­ща­ние. На­род­ная муд­рость гла­сит: «Худо жить тому, кто не де­ла­ет добра ни­ко­му». А это зна­чит, что если мы хотим жить хо­ро­шо, то тво­рить добро нужно. И тогда не­пре­мен­но наше добро, от­дан­ное кому-то, не­пре­мен­но вернётся к нам, оку­пит­ся сто­ри­цей и будет далее ше­ство­вать по миру. И пусть це­поч­ка доб­рых дел не пре­ры­ва­ет­ся ни­ко­гда!

  9. 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба»
    Текст 1
    (1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
    (6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
    (11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
    (14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
    (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
    (21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
    – (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..
    – (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*
    * Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
    Текст 2
    (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
    – (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!
    (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
    – (5)А кого она не достала!
    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
    – (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.
    (10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писaл в тетради.
    – (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…
    – (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.
    (15)Носков злобно прищурился:
    – (16)Петруха, против коллектива идёшь!
    – (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ух?дите, мне надо – я остаюсь.
    – (19)Кончай, говорю, писaть и давай собирайся…
    – (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.
    – (21)Петруха, трус, предатель!
    (22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
    – (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:
    – (27)Я никуда не пойду!
    – (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.
    (29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
    – (31)А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.
    – (32)Я тоже остаюсь…
    – (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.
    – (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать… (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.
    – (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.
    (39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг! (По Н. Татаринцеву)*
    * Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.
    Текст 3
    (1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.
    (6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
    (10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.
    (13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.
    (18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
    (19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
    (21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
    (23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. (По Л.Е. Улицкой)*
    * Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
    Текст 4
    (1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
    (2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
    (6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
    (8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
    (9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
    (12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
    (13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
    (14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
    (17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.
    – (18)Не живи чужой жизнью! – уговаривала меня мама, видя это.
    (19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
    (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
    – (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.
    – (23)Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.
    – (24)Сиять отражённым светом? – (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
    – Смотря чьим светом! (По А.А. Алексину)*
    * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

    Текст 5
    (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
    (6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
    (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
    (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
    (14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
    (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
    (19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.
    (23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
    (25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
    (26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…
    (29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне… (По В. Крапивину)*
    * Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.
    Текст 6
    (1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
    (4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
    (8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
    – (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.
    (11)Она стала листать классный журнал.
    – (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?
    (13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
    – (16)Встань! – приказала Павлику немка. – (17)Это правда?
    (18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.
    (20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.
    (21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
    – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
    25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
    (29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось – Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости – прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (По Ю.М. Нагибину)*
    * Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – писатель-прозаик, журналист и сценарист. Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства, судьбам современников, переведены на многие языки мира.
    Текст 7
    (1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого –
    с якорями.
    (3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
    (4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова отроду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. (7)Вот и придумал он Борецкому неприличную кличку и так затерроризировал бедного Витьку, что тот решил перейти в другую школу.
    (8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
    – (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! – скомандовала Анна Николаевна.
    (10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками.
    (11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:
    – (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?
    (14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь:
    – (15)Скелет продаётся?
    (16)В ту же секунду меня озарило: а ведь этот скелет спасёт Витьку! (17)Я был абсолютно уверен, что самое страшное пособие поможет Витьке остаться в нашей школе, помириться с Вовкой и забыть свою позорную кличку.
    (18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:
    – (19)Хочешь сфотографироваться с ним?
    (20)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо. (21)Щёлкнул затвор – готово!
    (22)Вечером я предложил Борецкому прогуляться в поисках желанной встречи с Вовкой.
    (23)Вовку мы встретили на набережной, где он катался на велосипеде.
    (24)Неторопливым движением я достал фотографию и протянул Вовке:
    – (25)Посмотри!
    (26)Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.
    – (27)Ну ты даё-ёшь! – прошептал он и уставился на Витьку.
    (28)Я ликовал. (29)Пусть попробует теперь Вовка повторить позорную кличку, выдуманную для Витьки! (30)Язык у него больше не повернётся!
    (31)Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. (32)А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным. (По А.А. Лиханову)*
    * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
    Текст 8
    – (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.
    (3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
    (6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
    (7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси хотя времени на дружбу у неё было мало.
    (10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
    (12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
    – (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
    (15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
    (16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
    (17)Неожиданно всё изменилось.
    (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.
    – (22)Я не нашла для Люси места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась… (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».
    – (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
    – (32)Ну и мерси, дорогая Люси – в рифму пошутила Оленька.
    – (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
    – (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
    – (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце… (По А. Алексину)*
    * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
    Текст 9
    (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.
    (11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
    (12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
    (14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:
    – (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
    – (19)А разве ты не видишь?
    – (20)Нет, – ответил мальчик.
    – (21)Ну и ладно, – сказал светлячок.
    – (22)Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
    – (23)Что? – удивился светлячок.
    – (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.
    (27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен!
    – (30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
    – (31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.
    – (33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю. (Притча)*
    * Притча – это небольшой поучительный рассказ.
    Текст 5.10
    (1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
    (10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
    (12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
    (15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
    (16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
    (19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
    – (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
    (23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
    (26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
    – (27)Это тебе передача… от класса…
    – (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
    – (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
    – (30)За что? – испугался Пашка.
    – (31)Как это за что? (32)За твою руку.
    – (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным.
    (34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает,
    и пояснил:
    – (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
    – (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
    (38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
    (40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
    – (42)А можно я с тобой сяду?
    (43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни. (По С.А. Лубенец)*
    * Лубенец Светлана Анатольевна – современная детская писательница из Санкт-Петербурга, пишет книги о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

  10. По­яс­не­ние.1) О мно­го­знач­но­сти слов в рус­ском языке не­ма­ло ска­за­но, на­пи­сан не один труд. Рус­ское слово — яв­ле­ние уни­каль­ное, не­по­вто­ри­мое, порой, за­га­доч­ное. Не­слу­чай­но из­вест­ный линг­вист И. Н. Го­ре­лов писал: «Самое уди­ви­тель­ное в том, что пи­са­тель — ма­стер умеет, взяв обыч­ные, всем из­вест­ные слова, по­ка­зать, сколь­ко от­тен­ков смыс­ла скры­ва­ет­ся и от­кры­ва­ет­ся в его мыс­лях, чув­ствах».Под­твер­жде­ния спра­вед­ли­во­сти при­ве­ден­но­го вы­ска­зы­ва­ния на­хо­дим в тек­сте Анны Ни­коль­ской. В пред­ло­же­нии 26 ис­поль­зу­ет­ся фра­зео­ло­гизм «за­ли­ва­ясь крас­кой», ко­то­рый об­ла­да­ет не­де­ли­мым смыс­лом. Как и любой фра­зео­ло­гизм, зна­че­ние его пе­ре­нос­ное: в пред­ло­же­нии озна­ча­ет «сты­дить­ся», «крас­неть от стыда». В пред­ло­же­нии 10 упо­треб­ле­но вы­ра­же­ние «при­нес­ла чет­ве­рых», где слово «при­нес­ла» об­ла­да­ет пе­ре­нос­ным зна­че­ни­ем: здесь «ро­ди­ла», хотя пря­мое зна­че­ние слова — «до­ста­вить что-то или куда-то». Сле­до­ва­тель­но, в пред­ло­же­нии 10 слово «при­нес­ла» упо­треб­ле­но в ин­ди­ви­ду­аль­ном зна­че­нии, а не в обоб­щен­ном.Таким об­ра­зом, одно и то же слово в со­ста­ве раз­ных ре­че­вых ком­по­нен­тов об­ла­да­ет раз­ным зна­че­ни­ем. При­ве­ден­ные при­ме­ры поз­во­ли­ли нам до­ка­зать право­ту утвер­жде­ния И. Н. Го­ре­ло­ва.
    2) Ино­гда мы со­вер­ша­ем по­ступ­ки, за ко­то­рые потом бы­ва­ет стыд­но. Бы­ва­ет, из­ме­ня­ет наше от­но­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му слово, не­зна­чи­тель­ное, на пер­вый взгляд, дей­ствие. Об этом ска­за­но в фи­на­ле тек­ста Анны Ни­коль­ской. Ва­ди­ма бук­валь­но «окры­ли­ли» слова Ни­ко­лая Его­ры­ча, по­то­му что он под­ска­зал маль­чи­ку выход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции со щен­ка­ми.На­сколь­ко му­чи­тель­но для героя тек­ста ма­ми­но по­ру­че­ние «разо­брать­ся» со щен­ка­ми! Вадим — доб­рый, от­зыв­чи­вый маль­чик, для него не­вы­но­си­ма сама мысль об убий­стве щен­ков, вот по­че­му его глаза мок­рые от слёз.Герой пы­та­ет­ся найти выход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции. Сна­ча­ла идёт к ма­га­зи­ну, пы­та­ясь «при­стро­ить» щенят, и, на­ко­нец, на­хо­дит ре­ше­ние — он обя­за­тель­но уго­во­рит деда Бо­ри­са взять щен­ков к себе. Это живое уча­стие в судь­бе без­за­щит­ных жи­вот­ных мно­гое может ска­зать о маль­чи­ке: он доб­рый, от­зыв­чи­вый, а доб­ро­та его «де­я­тель­ная», не пас­сив­ная.Кто-то из из­вест­ных ска­зал: «Добро в оправ­да­нии не нуж­да­ет­ся». И, на­вер­ное, это пра­виль­но. Добро может быть толь­ко бес­ко­рыст­ным, иначе оно пе­ре­ста­нет быть доб­ром.
    3) Доб­ро­та — это одно из цен­ней­ших че­ло­ве­че­ских ка­честв, про­яв­ле­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет су­дить об ис­тин­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. Доб­ро­та — это спо­соб­ность к со­пе­ре­жи­ва­нию, же­ла­ние прий­ти на по­мощь, бес­ко­рыст­ное слу­же­ние людям.На­сколь­ко му­чи­тель­но для героя тек­ста Анны Ни­коль­ской ма­ми­но по­ру­че­ние «разо­брать­ся» со щен­ка­ми! Вадим пы­та­ет­ся найти выход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции. Сна­ча­ла идёт к ма­га­зи­ну, пы­та­ясь «при­стро­ить» щенят, и, на­ко­нец, на­хо­дит ре­ше­ние — он обя­за­тель­но уго­во­рит деда Бо­ри­са взять щен­ков к себе. Это живое уча­стие в судь­бе без-за­щит­ных жи­вот­ных мно­гое может ска­зать о маль­чи­ке: он доб­рый, от­зыв­чи­вый, а доб­ро­та его «де­я­тель­ная», не пас­сив­ная. Он по­ни­ма­ет, что оста­вить щен­ков уми­рать у реки — всё равно что сво­и­ми ру­ка­ми убить. Доб­ро­та, от­зыв­чи­вость, боль­шая душа ма­лень­ко­го маль­чи­ка по­ра­жа­ет. Доб­ро­та не поз­во­лит прой­ти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть по­сто­ян­но дей­ству­ю­щая акция «Цве­тик-се­ми­цве­тик». В ходе этой акции со­би­ра­ют­ся сред­ства на ле­че­ние боль­ных детей. Не-сколь­ко сот ма­лень­ких па­ци­ен­тов самых тяжёлых от­де­ле­ний дет­ских боль­ниц воз­вра­ще­ны к пол­но­цен­ной жизни бла­го­да­ря этой акции. Спа­си­бо всем не­рав­но­душ­ным людям, людям, ко­то­рые не­за­мет­но тво­рят добро.Кто-то из из­вест­ных ска­зал: «Добро в оправ­да­нии не нуж­да­ет­ся». И, на­вер­ное, это пра­виль­но. Добро может быть толь­ко бес­ко­рыст­ным, иначе оно пе­ре­ста­нет быть доб­ром.

  11. Добро – это то, что идет от сердца. Его невозможно поместить в какие-то рамки, дав ему абсолютно точное определение, но его можно почувствовать. Добро – это способность человека совершать бескорыстные поступки, не ожидая благодарностей взамен.
    В тексте Е.А. Пермяка примером проявления доброты служат поступки мальчика Алеши. Сделав добрые дела, он не стал гордиться и хвастаться ими, а предпочел остаться неизвестным. Дед учил Алешу быть хорошим человеком, приводя в пример добрые дела других людей, например, дед назвал хорошим человеком того, кто смастерил скамейку на просеке. Дед сказал, что этот человек не только о себе думает, но и других, чтобы всем хорошо было. Алеша запомнил эти дедовы слова. Втайне от деда он покрасил эту скамейку, приделал к ней спинку, вкопал столбики. Также Алеша покрасил и калитку у питомника, приделал к ней щеколду, смазал петли. Проделав эту работу, он ничего не сказал деду, даже когда дед сам спросил его, не знает ли Алеша этого доброго мастера, который такую красоту сделал. Алеша ответил, что мастер этот не велел себя называть, потому что не любит хвалиться, к тому же и не один он работал.
    Алеша, совершив добрые поступки, не стал ждать похвалы за них, он позаботился не только о себе, но и обо всех людях, отдыхающих на этой скамейке, а это и есть проявление истинной доброты.
    В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

  12. По­яс­не­ние.15.1 Рус­ский язык – один из самых бо­га­тых и кра­си­вых язы­ков мира. В нем до­ста­точ­но слов для того, чтобы на­звать все пред­ме­ты и яв­ле­ния, пе­ре­дать самые раз­но­об­раз­ные чув­ства, на­стро­е­ния, пе­ре­жи­ва­ния, при­бе­гая, если по­тре­бу­ет­ся, к спе­ци­аль­ным сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти. Лучше всего вла­де­ют этими сред­ства­ми пи­са­те­ли. По­это­му труд­но не со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем линг­ви­ста Е. В. Джан­джа­ко­вой: «Ху­до­же­ствен­ный текст за­став­ля­ет об­ра­тить вни­ма­ние не толь­ко и не столь­ко на то, что ска­за­но, но и на то, как ска­за­но». Для под­твер­жде­ния спра­вед­ли­во­сти слов Джан­жа­ко­вой об­ра­тим­ся к тек­сту Н. Га­ри­на-Ми­хай­лов­ско­го. Яркий ху­до­же­ствен­ный образ со­зда­ет­ся, когда рас­ска­зы­ва­ет­ся, как на­пряжённо ду­ма­ет Тёма о спо­со­бах спа­се­ния Жучки (пред­ло­же­ние №4: «Корж таял с не­удер­жи­мой силой, и вско­ре его не стало…») Ме­та­фо­ра «мысли роем тес­нят­ся» по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко силь­ным было же­ла­ние Тёмы спа­сти со­ба­ку.В пред­ло­же­нии 30 с по­мо­щью фра­зео­ло­гиз­ма «при­лив сил» пе­ре­да­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный подъём: Тёма, не­смот­ря на труд­но­сти, готов пре­одо­леть всё, жерт­во­вать собой ради спа­се­ния Жучки.Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что сила воз­дей­ствия ху­до­же­ствен­но­го тек­ста на чи­та­те­ля уси­ли­ва­ет­ся, по­то­му что автор умеет поль­зо­вать­ся сло­вом во всей его мно­го­гран­но­сти и мно­го­знач­но­сти.
    15.2 Доб­ро­та — это про­яв­ле­ние ис­крен­них, доб­рых чувств по от­но­ше­нию к кому или чему-либо. Доб­ро­та де­ла­ет нас от­зыв­чи­вы­ми и тер­пи­мы­ми, спо­соб­ны­ми да­рить окру­жа­ю­щим за­бо­ту и лю­бовь. Все мы с дет­ства знаем по сказ­кам, что добро все­гда по­беж­да­ет зло, верим в это, по­то­му что тогда легче жить, по­то­му что вера эта все­ля­ет на­деж­ду. В тек­сте Н. Г. Га­ри­на-Ми­хай­лов­ско­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о са­мо­от­вер­жен­ной борь­бе маль­чи­ка за жизнь со­ба­ки. Перед нами при­мер ис­крен­не­го про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Тёма не может прой­ти мимо не­счаст­ной со­ба­ки. Оста­вить её уми­рать в ко­лод­це — всё равно что сво­и­ми ру­ка­ми убить друга. Доб­ро­та, от­зыв­чи­вость, боль­шая душа ма­лень­ко­го маль­чи­ка по­ра­жа­ет. Он не ки­чит­ся своим по­ступ­ком, для него это про­яв­ле­ние доб­ро­ты есте­ствен­но и аб­со­лют­но бес­ко­рыст­но. Когда у наших со­се­дей слу­чил­ся пожар, все наши зна­ко­мые от­клик­ну­лись на беду: при­но­си­ли вещи, ме­бель, день­ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой­ти мимо озна­ча­ло пе­ре­стать быть че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь — важ­ные про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му при­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.
    15.3 Доб­ро­та — это одно из цен­ней­ших че­ло­ве­че­ских ка­честв, про­яв­ле­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет су­дить об ис­тин­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. Доб­ро­та — это спо­соб­ность к со­пе­ре­жи­ва­нию, же­ла­ние прий­ти на по­мощь, бес­ко­рыст­ное слу­же­ние людям. В тек­сте Н. Г. Га­ри­на-Ми­хай­лов­ско­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о са­мо­от­вер­жен­ной борь­бе маль­чи­ка за жизнь со­ба­ки. Перед нами при­мер ис­крен­не­го про­яв­ле­ния доб­ро­ты. Тёма не может прой­ти мимо не­счаст­ной со­ба­ки. Оста­вить её уми­рать в ко­лод­це — всё равно что сво­и­ми ру­ка­ми убить друга. Доб­ро­та, от­зыв­чи­вость, боль­шая душа ма­лень­ко­го маль­чи­ка по­ра­жа­ет. Доб­ро­та не поз­во­лит прой­ти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть по­сто­ян­но дей­ству­ю­щая акция «Цве­тик-се­ми­цве­тик». В ходе этой акции со­би­ра­ют­ся сред­ства на ле­че­ние боль­ных детей. Не­сколь­ко сот ма­лень­ких па­ци­ен­тов самых тяжёлых от­де­ле­ний дет­ских боль­ниц воз­вра­ще­ны к пол­но­цен­ной жизни бла­го­да­ря этой акции. Спа­си­бо всем не­рав­но­душ­ным людям, людям, ко­то­рые не­за­мет­но тво­рят добро. Кто-то из из­вест­ных ска­зал: «Добро в оправ­да­нии не нуж­да­ет­ся». И, на­вер­ное, это пра­виль­но. Добро может быть толь­ко бес­ко­рыст­ным, иначе оно пе­ре­ста­нет быть доб­ром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *