Сочинение на тему докучные сказки

10 вариантов

  1. Докучные сказки 3 класс
    придуманные детьми.
    Жили-были пёс  и кот.
    Кот ловил мышей за хвост.
    Укусил однажды пса
    Вот и сказка вся.
    Воронцова Анастасия 3 б класс.
    Посмотрел я в окно
    А  на улице темно.
    Ничего не видать,
    Можно снова начинать.
    Ерёменко Павел 3 б класс.
    Я кашу ел.
    По сторонам глядел
    Горизонт далеко,
    Море глубоко,
    Небо высоко, не достать,
    А надо кашу доедать.
    Ерёменко Павел 3 б класс.
    Жил-был кот,
    Ездил задом- наперёд.
    Коней своих погонял
    И на полпути  упал.
    Хотели услышать сказку про кота,
    А не начать ли нам её с конца?
    Опалёв Вячеслав 3 б класс.
    Жили- были две лисички
    Очень дружные сестрички.
    Жили – поживали
    И беды не знали.
    Вот и сказку дочитала,
    Начинай её с начала.
    Шапкина Кристина 3 б класс.
    Около дорожки домик стоит.
    В домике том старушка сидит.
    Домик обычный, простой
    Одна кровать, печка, стул и стол.
    Но вот чудо случилось –
    Старушка читать научилась.
    Хорошо она читала…
    Не начать ли нам сказку сначала?
    Зыкина Наталья 3 б класс.
    Жили- дружили кот и воронок.
    Ели они с одного стола
    В окошко глядели с одного угла.
    Гулять уходили с одного крыльца…
    Не послушать ли сказочку опять с конца?
    Кулёв Владислав 3 б класс.
    Переделанная докучная сказка.
    Жили- были два павлина,
    Вот и сказки половина.
    Жили- были два гуся.
    Вот и сказка вся!                Матанцева Анна 3 б класс.

  2. Жили-были два братца,
    два братца  –  кулик  да  журавль.
    Накосили  они стожок сенца,
    поставили среди польца.
    Не сказать ли сказку опять с конца?
    Жил-был старик,
    у старика был колодец,
    а  в  колодце-то  елец;
    тут  и сказке конец.
    Жил-был царь,
    у царя был двор,
    на дворе был кол,
    на  колу  мочало;
    не сказать ли с начала?
    Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    – Скажи.
    – Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    – Скажи.
    – Ты скажи, да я скажи, да чего у  нас  будет,  да  докуль  это  будет!
    Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    Рассказать ли тебе докучную сказочку?
    – Расскажи.
    – Ты  говоришь:  расскажи,  я  говорю:  расскажи;  рассказать  ли  тебе
    докучную сказочку?
    – Не надо.
    – Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе  докучную
    сказочку? – и т. д.
    – Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
    – Расскажи.
    – Вот она и вся.
    Летел гусь, и как сел на дорогу – так и упал в воду.
    Мок, мок. Кис, кис – вымок, вылез, выкис.
    – сел на дорогу и снова пал в воду.
    Мок мок кис кис – выкис вылез т. д.
    Встал медведь на колоду –
    Бултых в воду!
    Уж он в воде мок, мок,
    Уж он в воде кис, кис,
    Вымок, выкис,
    Вылез, высох.
    Встал медведь на колоду…
    – Рассказать тебе сказочку про сову?
    – Расскажи!
    – Хорошо! Слушай, да не перебивай!
    Летела сова –
    Весёлая голова.
    Вот она летела, летела,
    На берёзку села,
    Хвостиком повертела,
    По сторонам поглядела,
    Песенку спела
    И опять полетела.
    Вот она летела, летела,
    На берёзку села
    Хвостиком повертела,
    По сторонам поглядела,
    Песенку спела
    И опять полетела…
    Сказывать ли дальше?..
    Протекает речка,
    Через речку мост,
    На мосту овечка,
    У овечки хвост,
    На хвосте мочало,
    Рассказать сначала?..
    У попа была собака,
    Он ее любил.
    Она съела кусок мяса,
    Он ее убил.
    В яму закопал,
    И надпись написал,
    что:
    У попа была собака,
    и т.д.
    Шла собака через мост,
    Завязила в тине хвост,
    Тянула, тянула, вытянула хвост,
    Только завязила в болоте нос.
    Тянула, тянула..
    Жили-дружили
    Кот и Воркот.
    Ели они с одного стола,
    В окошко глядели с одного угла,
    Гулять уходили с одного крыльца. . .
    Не послушать ли сказочку опять с конца?
    – Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
    – Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
    – Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
    На горушке – избушка,
    Живёт в ней старушка.
    Сидит на печи,
    Жуёт калачи.
    Вот она встала,
    Из-за печи мочалу достала. . .
    Хороша у старушки мочала!
    Не начать ли сказку с начала?
    У бабушкиной избёнки
    Жевала травку Бурёнка,
    Жевала, жевала – молчала.
    Увидала: на заборе-мочала.
    Увидала мочалу – замычала…
    Не сказать ли про Бурёнку сначала?
    Жила-была бабка
    Да у самой речки,
    Захотелось бабке
    Искупаться в речке.
    Накупила она
    Мыла да мочала.
    Эта сказка хороша,
    Начинай сначала…
    Тётушка Арина
    Кашу варила,
    Егор да Борис
    Из-за каши подрались.
    Мочала, мочала,
    Начинай с начала!
    Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
    Стоит домишка пряничный,
    Изюмом разукрашенный,
    Блестит при свете месяца.
    Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
    Жил-был царь Бубенец.
    Захотел он построить себе новый дворец
    Навезли ему мокрых досок,
    Положили сушить на песок.
    Сушили, сушили – пересушили.
    Положили в реку-перемочили.
    Снова сушили – пересушили,
    Снова мочили – перемочили!
    Вот как будут доски готовы,
    Тогда и за сказку за эту примемся снова.
    Только будет это нескоро:
    Это будет в тот год,
    Когда леший помрёт, –
    А он ещё и не хворал!
    Едем дальше.
    Видим мост,
    На мосту ворона сохнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть под мост –
    Пусть она помокнет!
    Едем дальше.
    Видим мост,
    Под мостом ворона мокнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть её на мост –
    Пусть она обсохнет!
    Едем дальше…
    Стоит над рекой дуб.
    На том дубу сидит сорока –
    в реку смотрит.
    А рак вылез из воды и ползёт.
    Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
    Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
    Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
    Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
    Протекает речка,
    Через речку мост,
    На мосту овечка,
    У овечки хвост,
    На хвосте мочало,
    Рассказать сначала?..
    Мы с тобой шли?
    – Шли!
    – Сапог нашли?
    – Нашли!
    – Я тебе его дал?
    – Дал!
    – Ты его взял?
    – Взял!
    – А где же он?
    – Кто?
    – Да не кто, а что!
    – Что?
    – Сапог!
    – Какой?
    – Ну такой! Мы с тобой шли?
    – Шли!
    – Сапог нашли?
    – Нашли
    В некотором царстве,
    В незнакомом государстве,
    Не в том, в котором мы живём,
    Случилось диво дивное,
    Явилось чудо чудное:
    Выросла в огороде репа важная,
    Хвалила старуха кажная:
    Одним деньком
    Не обойдёшь кругом.
    Половину той репы вся деревня месяц ела,
    Едва доела.
    Соседи увидали –
    Три недели другую половину доедали.
    Остатки на телегу навалили,
    Мимо лесу потащили,
    Телегу обломили.
    Пробегал медведь – удивился,
    Со страху спать повалился…
    Когда он проснётся –
    Тогда и сказка дальше поведётся!
    Чучело-мяучело на трубе сидело,
    Чучело-мяучело песенку запело.
    Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
    Всех оно замучило песенкой ужасной.
    Всем кругом от чучела горестно и тошно,
    Потому что песенка у него про то, что
    Чучело-мяучело на трубе сидело…
    Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
    Накосил себе стог сенца.
    Пришли баран да овца,
    Съели весь стог сенца…
    Не сказать ли сказку опять с конца?

  3. Народное творчество и народный фольклор.
    Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
    Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
    Многие ученые считают, что народный фольклор – это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
    Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.
    Что такое докучная сказка.
    Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
    И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
    Это глагол Докучать.
    – Не докучай мне! – говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
    И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
    Тогда Докучная сказка – это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.
    Сюжет докучной сказки.
    Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки – избавится от назойливой докуки.
    А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
    Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
    У попа была собака, поп ее любил.
    Она съела кусок мяса, поп ее убил
    И в могилу закопал и на могиле написал
    У попа была собака…
    Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
    Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
    Дело было встарь.
    Жил ленивый царь.
    Не любил царь труд.
    У царя был пруд.
    А в пруду был рак.
    А кто слушал тот дурак!
    Примеры докучных сказок.
    Сказка про Попа и его собаку – одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.
    Про ворону и мост:
    Ехал как-то через мост, глянь – ворона мокнет
    Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
    Еду снова через мост, глянь – ворона сохнет.
    Положил ее под мост, пусть ворона мокнет…
    Журавль.
    Жил-был журавль
    Поставил стог сенца
    Не начать ли нам с конца?
    Рыба и гуси.
    Жил-был карась – вот и сказка началась
    Жили-были два налима – вот и сказки половина
    Жили-были два гуся – вот и сказка вся!
    Кол и мочала.
    На дворе кол
    На колу мочала
    Начинай читать сначала.

  4. Оксана Ушкова
    Наше творчество: докучные сказки
    Докучная сказка – жанр устного народного творчества. Эти сказки невелики по объёму, они лишь намекают на возможность длинного интересного рассказа. Смысл подобных сказок состоит в шутливом обыгрывании незатейливой ситуации.
    Изучая докучные сказки дети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
    Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
    Носырева Алина
    Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
    Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
    Тут и сказке конец – печка развалилась.
    Григорьев А.
    Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
    – Расскажи.
    – А вот она и вся.
    Смирнова В.
    Жили-были два лося – вот и сказка вся.
    Никитин А.
    У нашего Алешки под окном растет морошка.
    У Машки – ромашки.
    У Полины – куст малины.
    У Алины – куст рябины.
    У Андрея – батарея,
    А у Вики – леденец.
    А кто слушал – молодец,
    Вот и сказочке конец.
    Жукова П.
    Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
    Носырева Арина.
    Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
    Потапова М.
    Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
    Потапова М.
    У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
    У Андрея в саду клены,
    А у Насти – дуб зеленый.
    У Полины – куст малины,
    У Арины – две рябины.
    У Анжелы – лыка связка.
    Хороша ли моя сказка?
    Тимонова В.
    Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
    Розова А.
    Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
    Григорьев М.

  5. 1
    Клуб. Скидки для Сибмам
    Тест-драйв. Тестируем товары и услуги в Новосибирске
    2
    О беременности
    Планирование беременности. ЭКО
    Беременность
    Калькулятор и календарь беременности
    Роды
    Рейтинг роддомов Сибмамы
    3
    О детях
    Новорожденный. Ребенок до года
    Детское здоровье и уход
    Прививки. Вакцинация
    Аллергии. Астма
    Детская стоматология
    Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)
    Грудное и искусственное вскармливание. Прикорм
    Детский сад
    Школа
    Высшее и среднее профессиональное образование
    Спорт для детей
    Воспитание и психология
    Подростки
    4
    Занятия и игры для детей
    Об истории – увлекательно
    Стихи для детей
    Поделки
    Куда сходить с ребенком
    Готовим с детьми
    5
    Красота, уход, фитнес. Отношения
    Фитнес и диеты
    Отношения
    Покупки
    Психологические тесты Сибмамы
    Знаменитые мамы
    6
    Проекты Сибмамы
    Сибмама. Интервью
    Гороскопы
    Тест-драйв. Тестируем товары и услуги в Новосибирске
    Проект «Я сибмама. Beauty-экспертиза»
    Справочник организаций
    Правовой раздел
    Преображение 2.0
    Жизнь замечательных врачей

    /Занятия и игры для детей

    Докучные сказки

    Многообразен русский фольклор, и докучные сказки – одна из его граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками.
    ” Докучные – это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
    Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.
    – А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
    – Нет, не хочу!
    – Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
    – Ну, расскажи.
    – Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?..
    Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

    Неоправданно короткие докучные сказки

    Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.
    Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

    Неоправданно незаконченные докучные сказки

    Тут объяснения не нужны: у сказки незавершенное окончание.
    – Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить – перемочили, Стали сушить – кости пересохли, Опять намочили…
    – Ну что же дальше было?
    – А когда намокнут, тогда доскажу.

    Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

    – Купи слона!
    – Зачем мне слон?
    – Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
    – Отстань!
    – Отстану, только вначале ты купи слона.

    Псевдобесконечные докучные сказки

    У попа была собака, Он ее любил, Она съела кусок мяса, Он ее убил, В землю закопал. И надпись написал, что… У попа была собака…
    Сюда же входит сказка про белого бычка, которая «наращивает» сюжет, исходя из ответов.

    Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

  6. Жили-были два братца,
    два братца  –  кулик  да  журавль.
    Накосили  они стожок сенца,
    поставили среди польца.
    Не сказать ли сказку опять с конца?
    Жил-был старик,
    у старика был колодец,
    а  в  колодце-то  елец;
    тут  и сказке конец.
    Жил-был царь,
    у царя был двор,
    на дворе был кол,
    на  колу  мочало;
    не сказать ли с начала?
    Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    – Скажи.
    – Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    – Скажи.
    – Ты скажи, да я скажи, да чего у  нас  будет,  да  докуль  это  будет!
    Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
    Рассказать ли тебе докучную сказочку?
    – Расскажи.
    – Ты  говоришь:  расскажи,  я  говорю:  расскажи;  рассказать  ли  тебе
    докучную сказочку?
    – Не надо.
    – Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе  докучную
    сказочку? – и т. д.
    – Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
    – Расскажи.
    – Вот она и вся.
    Летел гусь, и как сел на дорогу – так и упал в воду.
    Мок, мок. Кис, кис – вымок, вылез, выкис.
    – сел на дорогу и снова пал в воду.
    Мок мок кис кис – выкис вылез т. д.
    Встал медведь на колоду –
    Бултых в воду!
    Уж он в воде мок, мок,
    Уж он в воде кис, кис,
    Вымок, выкис,
    Вылез, высох.
    Встал медведь на колоду…
    – Рассказать тебе сказочку про сову?
    – Расскажи!
    – Хорошо! Слушай, да не перебивай!
    Летела сова –
    Весёлая голова.
    Вот она летела, летела,
    На берёзку села,
    Хвостиком повертела,
    По сторонам поглядела,
    Песенку спела
    И опять полетела.
    Вот она летела, летела,
    На берёзку села
    Хвостиком повертела,
    По сторонам поглядела,
    Песенку спела
    И опять полетела…
    Сказывать ли дальше?..
    Протекает речка,
    Через речку мост,
    На мосту овечка,
    У овечки хвост,
    На хвосте мочало,
    Рассказать сначала?..
    У попа была собака,
    Он ее любил.
    Она съела кусок мяса,
    Он ее убил.
    В яму закопал,
    И надпись написал,
    что:
    У попа была собака,
    и т.д.
    Шла собака через мост,
    Завязила в тине хвост,
    Тянула, тянула, вытянула хвост,
    Только завязила в болоте нос.
    Тянула, тянула..
    Жили-дружили
    Кот и Воркот.
    Ели они с одного стола,
    В окошко глядели с одного угла,
    Гулять уходили с одного крыльца. . .
    Не послушать ли сказочку опять с конца?
    – Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
    – Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
    – Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
    На горушке – избушка,
    Живёт в ней старушка.
    Сидит на печи,
    Жуёт калачи.
    Вот она встала,
    Из-за печи мочалу достала. . .
    Хороша у старушки мочала!
    Не начать ли сказку с начала?
    У бабушкиной избёнки
    Жевала травку Бурёнка,
    Жевала, жевала – молчала.
    Увидала: на заборе-мочала.
    Увидала мочалу – замычала…
    Не сказать ли про Бурёнку сначала?
    Жила-была бабка
    Да у самой речки,
    Захотелось бабке
    Искупаться в речке.
    Накупила она
    Мыла да мочала.
    Эта сказка хороша,
    Начинай сначала…
    Тётушка Арина
    Кашу варила,
    Егор да Борис
    Из-за каши подрались.
    Мочала, мочала,
    Начинай с начала!
    Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
    Стоит домишка пряничный,
    Изюмом разукрашенный,
    Блестит при свете месяца.
    Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
    Жил-был царь Бубенец.
    Захотел он построить себе новый дворец
    Навезли ему мокрых досок,
    Положили сушить на песок.
    Сушили, сушили – пересушили.
    Положили в реку-перемочили.
    Снова сушили – пересушили,
    Снова мочили – перемочили!
    Вот как будут доски готовы,
    Тогда и за сказку за эту примемся снова.
    Только будет это нескоро:
    Это будет в тот год,
    Когда леший помрёт, –
    А он ещё и не хворал!
    Едем дальше.
    Видим мост,
    На мосту ворона сохнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть под мост –
    Пусть она помокнет!
    Едем дальше.
    Видим мост,
    Под мостом ворона мокнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть её на мост –
    Пусть она обсохнет!
    Едем дальше…
    Стоит над рекой дуб.
    На том дубу сидит сорока –
    в реку смотрит.
    А рак вылез из воды и ползёт.
    Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
    Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
    Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
    Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
    Протекает речка,
    Через речку мост,
    На мосту овечка,
    У овечки хвост,
    На хвосте мочало,
    Рассказать сначала?..
    Мы с тобой шли?
    – Шли!
    – Сапог нашли?
    – Нашли!
    – Я тебе его дал?
    – Дал!
    – Ты его взял?
    – Взял!
    – А где же он?
    – Кто?
    – Да не кто, а что!
    – Что?
    – Сапог!
    – Какой?
    – Ну такой! Мы с тобой шли?
    – Шли!
    – Сапог нашли?
    – Нашли
    В некотором царстве,
    В незнакомом государстве,
    Не в том, в котором мы живём,
    Случилось диво дивное,
    Явилось чудо чудное:
    Выросла в огороде репа важная,
    Хвалила старуха кажная:
    Одним деньком
    Не обойдёшь кругом.
    Половину той репы вся деревня месяц ела,
    Едва доела.
    Соседи увидали –
    Три недели другую половину доедали.
    Остатки на телегу навалили,
    Мимо лесу потащили,
    Телегу обломили.
    Пробегал медведь – удивился,
    Со страху спать повалился…
    Когда он проснётся –
    Тогда и сказка дальше поведётся!
    Чучело-мяучело на трубе сидело,
    Чучело-мяучело песенку запело.
    Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
    Всех оно замучило песенкой ужасной.
    Всем кругом от чучела горестно и тошно,
    Потому что песенка у него про то, что
    Чучело-мяучело на трубе сидело…
    Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
    Накосил себе стог сенца.
    Пришли баран да овца,
    Съели весь стог сенца…
    Не сказать ли сказку опять с конца?

  7. Докучными именуют те сказки, в которых много-много раз повторяется один и тот же фрагмент текста, то есть повествование зациклено на одной и той же фразе/стишке/песенке…, при этом, помимо повторяющегося фрагмента остальной текст и его смысл крайне минимизированы, их еще называют “сказка-обманка” (самый пожалуй известный пример – “У попа была собака…”)
    Как правило докучные сказки зарифмованы и ритмичны, но встречаются докучные сказки и в прозе. Предположительно докучливыми сказками отговаривались сказочники, которых доставали просьбами рассказать еще одну сказку, еще одну, еще… Таким способом они вроде как и не напрягались шибко и марку держали.
    Ну а придумать не сложно – взять за основу какое-нибудь действие и либо побольше персонажей, на которых и зацикливаться, либо зацикливаться на незавершенности (и даже завершенности) действия одному или небольшому количеству персонажей.
    Как варианты “сюжетов”:
    Висит на дереве шишка/плюшка/кружка/подружка и за ней лезут-лезут не долезут зайки/мишки/мартышки/топтыжки/коротышки… или за ней гусеница ползет-ползет-чебурахается и по новой ползет-ползет – ойкается и опять ползет…
    Мама спать убаюкивает детишек, поет колыбельную/текст колыбельной: спела/текст, просит Ваня спеть еще; спела/текст, просит Аня спеть еще; спела/текст, просит Оля спеть ей; спела/текст, просит Коля и пр…
    Бабуся вяжет носки внукам: вяжу носочки “такие-растакие-разэтакие” (текст) внучку Мише, вяжу носочки “такие”/текст внучке Маше, вяжу носочки “такие”/текст внучку Саше/Паше/Федяше…, вяжу носочки “такие”/текст внучке Даше/Глаше/Наташе…
    Хоровод звездочек: вот плывет по небу звездочка, плывет и песенку поет: “текст песенки”, вот по небу еще звездочка плывет, и так же песенку поет: “текст песенки”, снова по небу звездочка плывет и тоже песенку поет…
    Школьная: Петя решает задачу “текст задачи”, не может решить, говорит Грише: “Помоги решить задачу”, “Какую задачу?”, “Такую задачу – текст задачи”, “А ты сам решил задачу?” “Какую задачу?”, “Да вот эту – текст задачи”, “Я нет, а ты можешь решить задачу?”, “Какую задачу? и пр…
    Как-то так…, вообще, вариантов – выше третьего глаза…

  8. Здравствуйте! Вашему вниманию хочу представить проект
    ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ НА СОВРЕМЕННЫЙ ЛАД
    Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.
    Но какие сказки мы знаем?      Есть великое множество самых различных сказок для детей – волшебные, бытовые, сказки о животных. А что такое – докучные сказки. Задалась я целью больше узнать о них и попробовать сочинить, но на современный лад.
    На уроках литературного чтения мы  знакомились со сказками. Мне понравилась сказка «Про белого бычка» . Учитель рассказал нам , что такие сказки называются докучными.
    Меня заинтересовала эта тема и я решила  собрать по этим сказкам более полную информацию и  провести исследовательскую работу.
    Я поставила перед собой такие цели:
    Узнать, как и когда появились докучные сказки;
    Провести  опрос учащихся о знании докучных сказок;
    Можно ли в наше время создать такие сказки?
    Сочинить докучную сказку.
    Задачи моего исследования:
    – изучить значение докучных сказок
    – провести анкетирование среди детей и взрослых
    – сделать выводы об интересе к данным видам сказок среди людей
    – попробовать сочинить докучные сказки и рассказать их детям 1 класса
    Гипотеза:
    Правда ли,  что докучная сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими формами построения
    Возможно ли сочинить докучные сказки на современный лад.
    В ходе выполнения исследования я  использовала методы:
    – анализ докучных сказок,
    – опрос – диагностика (анкетирование) , сочинение собственных сказок
    Глава 1
    Что такое докучная  сказка?
    1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое значение:
    ДОКУЧАТЬ, докучить кому- чем, Что докучает, то и научает. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним.
    2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение:  «докука,-и, Надоедливая просьба, а также надоедливое ,скучное дело.
    3) В книге для чтения  «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»
    4)  Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»
    В результате изучения данных определений, я пришла к выводу, что самое точное определение дал  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать.  «Докучный»   докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная.
    Глава 2 История докучной сказки
    Каждый из нас рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?
    Вот один читает, а другой слушает и передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому…  Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.
    Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение.
    Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр – «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца – не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?
    За основу берется -выделение сказок-коротушек, сказки-шутки, сказки-издевки.
    Докучная сказка – веселая отговорка, помогающий уставшему рассказчику отмахнуться от надоедливых «охотников до сказок».
    И все- таки,  докучная сказка – это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой ,композицией
    Глава 3
    Сюжет и структура докучной сказки.
    Что же такое текст докучной сказки? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я проанализировала ряд докучных сказок,
    Анализируя тексты , выяснила ,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует  быстрый конец, и  начало бесконечности создаётся путем повторения уже прозвучавших строк текста..
    Рассмотрим их поподробнее.
    1. Неоправданно короткие.
    Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.
    Жили были два гуся, Вот и сказка вся;
    Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.
    Персонажами таких сказок могут быть различные звери ,птицы ,сказочные персонажи.
    Основным звеном построения текстов является рифма.
    Вывод.
    Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей.
    Докучная сказка – игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.
    Наши исследования и наблюдения  подтвердили  гипотезу: докучная сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,
    Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
    4 глава
    Изучая эту тему , мы заинтересовались , знают ли учащиеся нашей школы ,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование
    Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 1- 9 классов
    Анкета «Докучные сказки  в нашей жизни»:
    1.Укажите Ваш возраст.
    2.Какие сказки  называют  докучными?
    3.Какие докучные сказки Вы знаете?
    4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?
    5.Для чего ,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?
    В анкетировании приняли участие 68 человек.
    Результаты анкетирования:
    1
    Не знают, что такое докучная сказка
    17%
    2
    Докучная сказка- это сказка без начала и конца, без смысла, надоедливая.
    83%
    3
    Впервые услышали докучные сказки в раннем детстве
    90%
    4
    Докучные сказки услышали от
    родителей
    от учителей
    от сверстников
    40%
    40%
    20%
    5
    Докучные сказки предназначены для
    развития речи
    интереса
    дразнить детей
    чтобы дети не плакали
    17%
    23%
    33%
    27%
    Из данного исследования я сделала вывод, что учащиеся нашей школы и взрослое население знакомы с понятием «докучная сказка». Прослеживается культурная и  историческая связь поколений :эти виды малых жанров фольклора передаются и закрепляются «из уст в уста»
    Затем я решила узнать у взрослого населения:
    Живут ли в нашем городе докучные сказки?
    Встречаясь с людьми, мне удалось собрать докучные сказки, бытующие в нашей местности.
    Особый интерес вызвала докучная сказка, которую нам рассказала Фахреева Мансура Катифовна, жительница нашего микрорайона, пенсионер.
    Жила – была бабка у самой речки.
    Захотелось бабке искупаться в речке.
    Взяла бабка мыло ,мыло и мочало.
    Эту сказку без конца  начинай сначала.
    А учитель литературы Хусаинова Ильсаяр Валентиновна рассказала о первой встрече с докучными сказками, которые услышала от своей мамы Магиры Фатыховны
    Удалось выяснить, что Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как хитрый прием для надоедливого слушателя и для  успокаивания и усыпления детей вместо колыбельной.
    5 глава
    Проба пера: сочиняем докучные сказки
    Изучив структуру , законы построения докучных сказок, мне захотелось проявить свои способности  в творчестве. И вот , что у меня получилось:
    1)-Мы с тобою шли?
    – Шли!
    -Мы Wi-Fi нашли?
    – Нашли !
    – Я тебе его дала?
    – Дала!
    – А где же он?
    -Что?
    – Wi-Fi?
    – Да какой?
    – Да такой!
    – Мы с тобою шли?
    2)Чел по улице шагал
    Круто песню распевал
    Он в запаре долго был
    Всех в округе загрузил
    Чел по улице шагал…
    3) Лечу я в космос на ракете,
    Чтоб узнать, кто живёт на другой планете.
    Лечу , лечу – не долечу.
    Сказку снова рассказать хочу.
    4) Жил-был кот Цап-Царап
    Он всегда писал в WatSup
    Что у него глазище
    Что у него хвостище
    А тебе рассказать про кота Цап-Царап
    Который пишет в WatSup
    У которого глазище
    У которого хвостище?
    5)Жил-был конь
    У него был IPhon
    Он друзьям своим звонил
    Про IPhon лишь говорил

  9. 7
    Докучные сказки Жили-были два лося Вот и сказка началась. Жили-были два павлина- Вот и сказке половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка моя вся. Шарипов Шохжахон 3 класс
    8
    Небылицы Даня, Данечка – чудак, Окунулся в бензобак. В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс
    9
    Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс
    10
    Докучные сказки Докучные сказки Доку ч \ Докучные сказки Жила-была мартышка, Любила она книжки. Книжки читала – Сказку начинала. Мартышка молодчина, А сказке середина. Все книжки прочитала, Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс
    11
    Докучные сказки Жил-был медведь. «Научи меня петь». «Конечно, научу, Только сказочку начну.» Начал Мишенька реветь, И вертеться и хрипеть. Песня начинается, А сказочка кончается. Бескашнова Алёна 3 кл
    12
    Докучные сказки Жил-был серый волк, Серый волк – зубами щёлк Побежал он по дорожке И увидел белы ножки. Волк за зайцем побежал, Но зайчишку не поймал! Сказка вся, сказка вся. Сказка кончилась! Фокин Николай 3 класс
    13
    Докучные сказки Жила бабочка красавица. Всем на свете нравится. Крылышки – малина, А сказке половина. Бабочка порхает, Сказку продолжает. Митина Яна 3 «Б» класс
    14
    Небылицы Коля, Коля, Николай, Он запрыгнул на трамвай. На трамвае борщ хлебал И на козочку упал. Коля козочку прогнал, В волосах своих застрял. Фокин Николай 3 «Б» класс
    15
    Небылицы Даша в театр собиралась. Умывалась, одевалась: Ласты на ножки, На голову рожки. В руки портфель. Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс
    16
    Докучные сказки Жили-были братца два И сестра у них одна. Они вышли погулять И малинку пощипать. Ангелина – молодец! Вот и сказочке конец! Фалеев Олег 3 «Б» класс
    17
    Небылицы Наша Яна невеличка, Спать ложится в рукавичку Утром просыпается, Снегом умывается. Митина Яна 3 «Б» класс
    18
    Небылицы Летит Настя на метле, Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе. Собирается на бал, Скоро будет карнавал. Князева Анастасия 3 «Б» класс
    19
    Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 373). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., Интернет-ресурсы:. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

  10. Урок 8. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок Цели: познакомить учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; сочинять сказку с опорой на особенности построения; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству. Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; коллективно сочинять сказку с опорой на особенности построения; воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Оборудование: выставка книг по теме урока; рабочая тетрадь; тексты и задания на карточках, анаграммы записаны на доске. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка 1. Чтение текста жужжащим способом Мотылек-вителек, Принеси нам ветерок; От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек. Мелки ручейки, Несите стружки С тихой воды До великой реки. 2. Словарная работа Стружок (струг) – речное судно. 3. Беседа – Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка.) – Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.) 4. Медленное чтение, чтение с ускорением 5. Выразительное чтение III. Проверка домашнего задания – Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? (Мы читали русские народные песни.) – Прочитайте песню на с. 17. Кто ее выучил? (Чтение песни учащимися.) – Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? (Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали: Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!) – Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.) IV. Физкультминутка Зайка (Выскочили маленькие зайчики. Лапки прижали к груди. Им весело, они скачут.) Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Раз-два, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Раз-два, надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг! – и убежал. VРабота по теме урока 1.Введение в тему – Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки. LПSWPMVSGTUOBWSOPIVKLA(npиговоркa.) Приговорка – это один из жанров устного народного творчества. – Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят. (Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам.) Ученик 1. Жили-были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? Ученик 2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец. – Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки.) – Проверьте свое предположение. Прочитайте справа налево. ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС – Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей.) Докучный – наводящий скуку, докучливый. Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку. 2. Чтение сказки учителем – Рассказать ли вам докучную сказочку? – Рассказать. – Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку? – Не надо. – Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку? 3. Чтение докучных сказок – Откройте с. 18-19 учебника, прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась. VI. Рефлексия VII. Подведение итогов урока – О каких сказках вы узнали на уроке? – Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается.) Домашнее задание Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *