Сочинение на тему достоевский и теория раскольникова

14 вариантов

  1. Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, – громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается».
    Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.
    Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
    В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.
    С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
    Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» – он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.
    Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича – он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.
    Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение – причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

  2. Согласно данной теории человечество делится на простых людей, так называемый материал для продолжения рода, и необыкновенных сверхлюдей, наделенных талантами и способными двигать человечество вперед, развивать и улучшать его. Теория эта антигуманна по своей сути, потому что дает право «необыкновенному» человеку переступать через закон для общего блага.
    Раскольников и сам задается вопросом: «…вошь ли я, как все, или человек?». Чтобы раз и навсегда причислить себя к тому или иному типу, он решает убить человека. Для этой цели он выбирает Алену Ивановну, зловредную старуху процентщицу. С помощью этого так называемого «убийства по совести» Раскольников хочет доказать себе, что он сверхчеловек и избавить мир от «вши»: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую…».
    Однако этот поступок имел для молодого человека неожиданные последствия. Душа его стала мучиться угрызениями совести, страхом и одиночеством. Совершив непоправимое, Раскольников словно отрезал себя от окружающих. Он запятнал себя убийством и стал изгоем. Оказалось, что убивать людей не так уж и просто. Соня уговаривает его сдаться с повинной.
    Хоть он и не знал раскаяния и винил только себя за малодушие и слабость, когда отправлялся на каторгу, там ему все же открылась истина. Во сне Родион увидел свою теорию в действии. Она уподобилась моровой язве, которая свела с лица земли все человечество. Так случился крах античеловеческой теории.

  3. В центр романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поставил вопрос «убийства по совести». С помощью образа Родиона Раскольникова он проводит эксперимент над человеческой душой, которая находится во власти разрушительной идеи. Используя детективный сюжет о замысле, исполнении и раскрытии убийства, автор проверяет теорию главного героя и полностью развенчивает её.
    Родион Раскольников — недоучившийся студент, приехавший в Петербург из глубинки. Он живёт бедно, одиноко. Но не бедность стала причиной того, что он решился на убийство старухи-процентщицы. За полгода до описываемых событий он напечатал статью, излагавшую его теорию «права сильного на кровь». Именно эта теория стала движущей силой всего романа. Суть конфликта — в столкновении этой теории с действительностью. Ф. М. Достоевский подчёркивает, что эта теория зародилась у Раскольникова задолго до того, как он узнал о бедственном положении своей сестры и матери. Следовательно, сначала появилась теория «права сильного», а уже затем необходимость воспользоваться ей для спасения своей семьи. Раскольников хочет убить, чтобы понять, «тварь» он «дрожащая» или «право имеет». При этом он наивно полагает, что убийство поможет ему совершать впредь лишь добрые дела. Главный герой пришёл к этой мысли во многом от нищеты и отчаяния. Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести. Несправедливость в социальной жизни невозможно искоренить преступлением.
    Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
    Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
    В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
    Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
    Во-вторых, Раскольников надеялся, что не испытает мук совести за совершённый грех. Но он ошибся. Совершенно случайно ему удалось остаться незамеченным, некоторое время он находился в бессознательном состоянии от потрясения. Убийство перевернуло его жизнь. Раскольников повсюду видел преследование, разучился доверять людям. Он оказался в одиночестве. Находиться в обществе было для него мучением. Между ним и другими людьми стояла непреодолимая нравственная преграда. Чтобы опровергнуть теорию Раскольникова, Достоевский подвергает его тяжким душевным мукам. Преступление уже содержит в себе наказание. Муки Раскольникова — это не просто муки совести. Когда мещанин обвинил его в убийстве, Раскольников ослабел физически. Он сопоставлял в уме деяния своих кумиров: «Те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне: и ему же по смерти ставят кумиры, — а стало быть, и всё разрешается». Контраст между обычным преступлением и подобными грандиозными разрушениями потрясает Раскольникова. Он делает окончательный вывод: «Я не человека убил, я принцип убил… Я себя убил». Раскольников не ощутил предполагаемой «священной грусти», свойственной великим людям. Даже в своём страдании он видел ещё одно свидетельство того, что он — «вошь», обыкновенный человек.
    Главное наказание для Раскольникова — это не только сознание своей непричастности к «особому разряду людей», но и отчуждение от людей вообще, от всего мира. Это последствие его теории оказывается поистине самым мучительным. Оно и приводит Раскольникова к мысли о признании. Соня Мармеладова доказывает ему необходимость сохранить чистоту души, даже соприкоснувшись с пороком. Она видит спасение в христианстве. Следователь Порфирий Петрович видит спасение Раскольникова в страдании и очищении. Он советует юноше обрести истинную веру взамен не оправдавшей себя теории: «Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая… Страдание — великая вещь. Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». К истинной вере Раскольников приходит только на каторге. Именно вера приносит ему успокоение и просветленность.
    Теория Раскольникова бесчеловечна по своей сути. Она уже изначально была обречена на провал. Породив эту страшную теорию, Раскольников закономерно оказался её жертвой. Он поставил земных кумиров выше нравственности, религии, истины. Его теория явилась ещё одним звеном вечного спора земной человеческой гордости с закономерным мироустройством.

  4. Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, » как продолжительно и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась суть человеческая человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».
    Родион Романович Раскольников — основной герой романа. Он «бывший студент», понужденный оставить учебу из-за нехватки финансов, живущий в беднейшем микрорайоне Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его реальность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым, подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.
    Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может существовать без общения с людьми, более того такой надменный, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик.
    Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же пора он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, полагать ему о них так же мучительно, как полагать об убийстве Лизаветы. И он старается не полагать, потому что если начнет полагать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Поли, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура Раскольникова тут наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», » чистокровных арийцев».» Люди делятся на господ и рабов, господам- сильным личностям. сверхчеловекам. — всё дозволено!»Позднее эта теория послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, и бед всему человечеству.
    Цель, для которой требуются неправые средства не есть правая поставленная проблема.

  5. Суха, мой друг, теория везде,
    А древо жизни пышно зеленеет.
    Иоганн Гете
    Рассказывают, что В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: “Цените ваш дар и будете великим художником”. Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело “государственного преступника” Достоевского. И, вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герои противоположны.
    В темном углу, когда нечего было есть, зародилась у Раскольникова его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю. Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, “человек” ой или “тварь дрожащая”. Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки, их не переделать, “и труда не стоит тратить”. Но можно встать над людским “муравейником” и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные, властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путем, им “разрешается” переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властителем над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники. Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти “наполеоны и Магометы” служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся “теоретик” не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Как пишет К. И. Тюнькин в статье “Бунт Родиона Раскольникова”, где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев? Остается только решать с точки зрения своего блага.
    История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертвовать этими целями ради своей власти. Сегодня много спорят о нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на диктатуру, рассчитывая с ее помощью преобразовать мир. Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп и среди правителей, и в оппозиции, которые пытаются силой (в том числе и вооруженной) навязать остальным свою волю. Не пора ли таким прислушаться к советам великого писателя?
    Итак, Раскольников убил. Прошел испытание и, казалось бы, может идти дальше к власти. Но он не выдерживает. Почему? Не только потому, что нервы сдали. И не потому, как считает сам “герой”, что оказался “вошью”. Мы видим, что Родион Романович — личность незаурядная. Прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.
    Хотя ум у Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстает. По теории он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди “перегрызлись”. Столько вокруг неопределенности, а если каждый начнет пробовать, какой он, обыкновенный или нет человек… Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество людей, в том числе и талантливых. Пример Ленина слишком хорошо доказывает это. Нет, не надо таких “наполеонов”, “Магометов”, “Лениных” и “Сталиных”!
    Забыл Раскольников о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки “высокими” идеями. Впрочем, ведь и он не выдерживает до конца своей роли. Хотя и на каторге Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его все больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество. “Возлюби ближнего, как самого себя”.
    Трудно читается роман, не сразу “разгрызешь” этот “орешек”. Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру

    Похожие сочинения

    “Преступление и наказание” — социально-психологический роман

  6. Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
    Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова.
    Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить… через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу.
    Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля-вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
    Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию. Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

  7. Ф. М. Достоевский — создатель социально-психоло­гического романа. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных соци­альных групп. Изображая жизнь современной ему Рос­сии, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и име­ющие общечеловеческое значение. На страницах его ро­мана нашли отражение злободневные явления обществен­ной жизни середины 60-х годов, эпохи реакции, насту­пившей после разгрома революционно-демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в Рос­сии. Развитие буржуазных отношений обостряет социаль­ные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в оружие для достижения своих целей. Теория Раскольникова, главного героя романа, воз­никает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их — в соци­альной несправедливости. Что делать? Смириться? Бо­роться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновен­ная личность.
    Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечествен­ной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое разви­тие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.
    Есть люди, безропотно принимающие любой поря­док вещей, «твари дрожащие», и есть люди, смело на­рушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения «тварей дрожащих » « наполеонами ».
    Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным «властелином судьбы». Власть ему нуж­на, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной ста­рухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа — все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его глав­ная ошибка. На практике теория Раскольникова потерпела кру­шение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохране­ния, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три: убил ни в чем не повинную Елизавету, а вместе с ней и ее не рожденно­го ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки: и от того, что не сумел «стать над всем муравейни­ком», и от того, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит: «Разве я стару­шонку убил? Я себя убил, а не старушонку».
    Герой оказался не в силах освободиться от нравствен­ного закона. В образе Раскольникова Достоевский казнит попытку отрицания совести, нравственных законов чело­вечества и всем содержанием романа показывает, что все люди подвластны этим законам, они перед ними равны. Описывая муки Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли о неприкосновенности, о святости лю­бой человеческой личности, показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измучен­ный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, по­вернув его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе, и другим.

  8. Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
    Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди – лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление -убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. “Одна смерть и сто жизней взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска. Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.
    Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная – его встреча с Соней Мармеладо-вой. После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, – протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной. Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя.
    Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. “Вечная” Сонечка следует за ним. На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
    В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.
    В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.
    Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.
    Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он – яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.
    Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей – все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.
    Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.
    Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.
    Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.
    Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.
    Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.
    Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни – “впрочем, – говорит Достоевский, – это уже совсем другая история”.
    Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

  9. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути.
    Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и предпринимающий поиск истины, основываясь на вопросе «Тварь ли я дрожащая или право имею?». На основании найденных ответов, он строит свою чудовищную теорию, о том, что всеобщего блага можно достичь, истребив то, что, по его личному мнению, душит человека. Ростовщица становится для него символом зла, которое нужно искоренить. По его теории выходит так, что у одного человека, «право имеющего», есть все полномочия, чтобы решать, кому жить, а кому умирать. Поэтому старуха-процентщица Алена Ивановна приговаривается на этом основании к смерти. Однако убийством старухи Раскольников не ограничивается, убегая и спасая себя, он убивает ни в чем не повинную даже по его бесчеловечной теории блаженную Лизавету. Обоснованная теория рушится и Раскольников осознает собственную несостоятельность в качестве спасителя человечества.
    Моральные терзания героя на протяжении всего повествования принимают различные формы: попытки помочь семье горького алкоголика Мармеладова, порыва спасти свою сестру из лап хищного развратника Свидригайлова, любви из сострадания к Сонечке. Весь ужас в том, что Раскольников до последнего пытается оправдать себя тем, что лично для себя он ничего не желал, убивая старуху. Никакой корысти в его действиях действительно не было. Все, чего он хотел – доказать состоятельность дикой теории о том, что можно кровью очистить мир. Не учел интеллектуал-недоучка того, что ростовщичество не само по себе зло, а зло, порожденное общим бедствующим положением людей. Процентщица лишь видимая часть айсберга человеческих несчастий и бед, а корни неустроенности гораздо глубже. Беря в руки топор и отсекая, как ему кажется, лишнее, Раскольников просто уничтожает последнее звено цепи, сковывающей людей, не освобождая их, только принося себя в жертву. Бессмысленно и безрезультатно.
    Парадокс в том, что желая всеобщего освобождения, он ничего не в силах изменить. Нищета и отчаяние толкают людей к ростовщикам закладывать последнее, а не сами процентщики. Они лишь паразиты, наживающиеся на болезненном состоянии общества, но никоим образом не причина сложившейся ситуации. Не случайно Раскольников – студент, не окончивший университета. Его поиски знания и понимания только начались, а неверно избранный путь приводит к краху личности и идеалов. Роковая ошибка заложена в самой теории Раскольникова, возомнившего, что можно, вооружившись топором, достигнуть всеобщего блага. Насилие, даже при попытке оправдать его «высокими идеалами», остается безумием, не способным решить никаких проблем, а только создающим новые. Убивая старуху, герой раскалывает свою душу. Моральные муки, страх, угрызения совести и каторга – его удел. Он не изменил мир, но изменился сам, поэтому восклицает «Я не старуху убил, а себя убил!». Совершив преступление, Раскольников ищет заслуженного наказания, бичуя себя сполна. По сути, преступление Родиона Раскольникова заключается не столько в кровавом зверстве, а в его роковой ошибке при построении своей теории. Именно подобные теории о «праве сильного, лучшего» вершить судьбы порождают фашизм и национализм. Любое проявление бесчеловечности не может быть ничем оправдано – вот что демонстрирует преступление Раскольникова.

  10. 10
    Текст добавил: Рэйн-Майнкрафт

    Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
    Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» – это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
    В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля-вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.
    Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

  11. Характерной чертой в творчестве Ф. Достоевского есть постоянное увлечение теориями. Практически в каждом романе писатель разрабатывает некоторую теорию для общества и его герои пытаются ее либо опровергнуть, либо доказать. Это придает романам Ф. Достоевского некоторой философичности, нежели эпичности. Не зря некоторые исследователи называют его более «философом, нежели писателем».
    В романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевский в лице студента Раскольникова пытается доказать: может ли простой человек совершить преступление и избежать при этом мук совести? Или только избранные могут творить зло? И может ли быть оправданным зло во имя добра?
    Раскольников делит людей на две категории: одни – смиренные граждане, которые тихо-мирно плывут по жизни, молча принимая все пинки судьбы. Другие – те, кто имеет право творить «судьбу»: вершить злодеяния даже во имя добра. Первые живут по течению жизни и не имеют права претендовать на изменения в ней, их удел – терпеть и смирятся. Другие могут изменять жизнь, делать поступки, которые влияют на судьбы остальных людей, творить не только добро, но и зло, вплоть до убийства.
    «Тварь ли я дрожая иль право имею?» – спрашивает себя главный герой. И в этом вопросе заключена вся теория Раскольникова. И именно это он пытается проверить на практике. Свято убежденный в своей теории, Раскольников решается на убийство. К подобной «классификации» людей его подводит его образ жизни, студенческие бедные будни, наблюдение за людьми. Как и в остальных своих романах, Ф. Достоевский в «Преступлении и наказании» сначала в образе героя некоторое время «вынашивает» эту теорию и только со временем решается проверить ее на практике.
    Но впрочем как и ожидалось главный герой сталкивается с некоторыми сложностями.
    Одно убийство влечет за собой другое. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. А среди мыслей его проскакивают и сожаление, и чувство вины, и угрызения совести, и желание сознаться и множество других смешанных чувств.
    Читатель понимает, что подобная теория – абсурд. Но Ф. Достоевский не приводит Раскольникова к такому же выводу. Студент хоть и несет наказание, но остается непереубежденным.
    < Предыдущая Следующая >

  12. Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М.Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Сам Достоевский в письме к издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: «Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям… решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…» При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству».
    В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: «студент, живущий в крайней бедности» и «поддавшись некоторым странным неоконченным идеям». Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно следственной сути романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаяся причиной ужасного поступка Раскольникова.
    Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По. мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими ее.
    Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, даже с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступив через свою человеческую натуру, через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Эта отрешенность от людей мешает Раскольникову жить. Его человеческая натура не принимает этого. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик.
    Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость и за бездарность, и в то же время называет себя подлецом. Он страдает из-за невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И гонит сои мысли, ведь они не дают покоя и требуют решить вопрос, к какому разряду отнести близких людей согласно его теории. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Он не может этого пережить.
    Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он вводит третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    Достоевский не показывает окончательного нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Писатель хотел показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.
    < Предыдущая Следующая >

  13. Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
    Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди – лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление -убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. “Одна смерть и сто жизней взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска. Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.
    Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная – его встреча с Соней Мармеладовой. После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, – протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной. Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя.
    Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. “Вечная” Сонечка следует за ним. На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
    В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.
    Беру!

  14. Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”.В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент, живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, – это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступил через свою человеческую натуру, переступая через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. “Я не старуху убил, я себя убил”, – признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории – к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к “низшему” разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. “Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *