Сочинение на тему дрл

7 вариантов

  1. Темы древнерусской литературы: красота и величие родины, прославление самоотверженных защитников русской земли, вера в победу добра, восхваление созидательного труда и осуждение политических раздоров. наносящих вред могуществу государства.
    Древнерусская литература долгое время, вплоть до XVII в. , не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что в мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии.
    Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
    Первичные
    1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.
    2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства.
    3)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.
    4)Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» .
    5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских
    подвигах, о княжеских преступлениях.
    Объединяющие
    1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.
    2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.
    3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях.
    4)Патерик – описание жизни святых отцов.
    5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.

  2. Древнерусская литература, как и любая средневековая литература, обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от литературы нового времени. Характерным признаком литературы средневекового типа является широкое толкование понятия «литература» как письменного слова с обязательным включением в нее функциональных жанров, выполняющих обычно религиозно-обрядовые или деловые функции. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в средние века основу жанровой системы составляют именно функциональные жанры, имеющие особые внелитературные функции. Напротив, жанры с ослабленной функциональностью находятся на периферии этой системы. В переходный период от средневековья к культуре нового времени возникает обратный процесс: жанры с ослабленной функциональностью перемещаются в центр системы, а функциональные жанры оттесняются на периферию.
    Таким образом, ДРЛ представляет собой сложный конгломерат художественные и деловых памятников (1). Эта ее особенность была обусловлена тесной связью с историей, христианской религией и письменностью вообще.
    Рукописный характер бытования произведений ДРЛ (2) принципиально отличает ее от литературы нового времени. Произведение, как правило, бытовало не в одном, а в нескольких списках. Переписчик иногда просто копировал рукопись, создавая новый список, но нередко изменял ее идейную направленность в соответствии с требованиями времени, сокращал или расширял текст, изменял стиль памятника. В этом случае мы говорим о новой редакции произведения. Авторский список текста называется автографом. В процессе переработки произведения возникают его редакции. Поскольку сочинение в ДРЛ существовало на протяжении нескольких столетий и в разных регионах, то редакций могло быть несколько. Список, который оказывается основой для переработок, называется протографом. Им не всегда может быть авторский вариант. Исследователи движения и развития текстов в ДРЛ – текстологи и палеографы – рассматривают типы почерков книжников-писцов, особенности орфографии, грамматики, выявляют индивидуальные языковые отличия и на основании этого составляют гипотетическую схему развития и распространения редакций памятника. Текстология и палеография – это вспомогательные дисциплины, которые помогают в исследовании рукописных текстов. Текстология занимается изучением собственно текста, а палеография рассматривает материал, на котором и при помощи которого создавался рукописный памятник.
    Анонимность (3) большинства произведений ДРЛ – другая ее отличительная особенность, связанная с христианской концепцией личности человека, согласно которой гордыня почиталась одним из самых великих грехов, а смирение – верхом добродетели. В силу этого индивидуальные особенности личности писателя в средневековой литературе не получили столь яркого проявления, как в литературе нового времени. Однако анонимность нельзя путать с имперсональностью. Давно доказано, что индивидуальное авторское начало в ДРЛ существовало, но формы его выражения были иными, чем в привычной нам литературе. Отношение к авторскому праву в ДРЛ было совсем иным. Анонимность позволяла авторам пользоваться частями «чужих» текстов для составления собственных. Исключения делались только для произведений авторитетных – текстов Священного писания и Предания, сочинений отцов церкви, государственных документов. На имена их создателей обязательно делались ссылки. Впрочем, авторитетные церковные тексты были узнаваемы по причине широкой известности.
    Средневековый историзм (4). ДРЛ начиналась как литература, лишенная вымысла. Книжник строго следовал за фактом, связывал свое произведение с конкретным историческим событием или лицом. Даже тогда, когда речь идет о явлениях сверхъестественных, о лицах и событиях, с нашей точки зрения не существовавших или невозможных в реальной действительности, все равно и составитель произведения, и читатель в Древней Руси воспринимали все написанное как реально бывшее. И такое отношение к писаному тексту сохранялось весьма длительное время. Пожалуй только в XVII веке эта традиция была разрушена.
    Принцип историзма связан с провиденциализмом (5), то есть идеей предопределенности. Так, любой герой агиографической литературы еще в детстве проявляет склонность к святому житию. Если же он начинает свою жизнь греховно, то его уверование, изменение качества духовного состояния неизбежно, заранее свыше предопределено. Также предопределены страдания русского народа «за грехи наши» в повестях о татаро-монгольском нашествии.
    Особенностями мировоззрения средневекового человека обусловлена авторитарность мышления древнерусского книжника и авторитарность (6) как черта художественного метода ДРЛ. Ссылка на исторический, литературный или политический авторитет очень важна для древнерусского человека (об этом уже было сказано выше). Нередко новые сочинения подписывались именами отцов церкви, иерархов прошлых лет для того только, чтобы придать им большую весомость. Читатель, впервые знакомящийся с памятниками ДРЛ, обращает внимание на обилие прямых цитат и косвенных упоминаний текстов Нового и Ветхого Завета, многочисленные ссылки на творения авторитетных церковных писателей. В этих цитатах автор как бы закреплял свою морально-дидактическую, политическую и эстетическую оценку факта, события, лица, утверждал ее общезначимость и общепризнанность.
    С авторитарностью мышления тесно связан принцип ретроспективной исторической аналогии (7), являющийся важнейшим средством авторской оценки того или иного исторического события. Вот что по этому поводу пишет В.В. Кусков: «Ретроспективная историческая аналогия позволяет глубже раскрыть значение того или иного исторического события, дать оценку поведения его участников, прославить их или осудить, установить своеобразную типологическую общность событий Древней Руси с событиями мировой истории и тем самым указать на их определенную закономерность». На материале памятников Куликовского цикла исследователь показывает, как устанавливается непрерывная цепь побед, одержанных русскими князьями Ярославом Мудрым, Александром Невским, Дмитрием Донским. «Традиционный прием, – продолжает В.В. Кусков, – ретроспективной исторической аналогии с библейскими персонажами в «Сказании о Мамевом побоище» подчеркивает значение одержанной победы на поле Куликовом. Она приравнивается к победе Гедеона над мадиамами, Моисея над Амаликом и фараоном, Давида над Голиафом. Войска московского князя подобны войску Александра Македонского, мужество русских воинов подобно Гедеоновым союзникам. И небесные силы помогают Дмитрию так же, как некогда помогали царю Константину в его борьбе с нечестивыми. Полки Дмитрия Волынца подобны отрокам Давидовым, «иже сердца имущи, аки лвовы, аки лютии влъци на овчии стада приидоша». В своих молитвах Дмитрий просит Бога помочь ему так же, как Иезекию, – укротить сердце свирепому зверю Мамаю».
    Авторитет господствовал и в области художественной формы. ДРЛ можно назвать литературой образца, литературой устойчивого этикета. Традиционность (8) охватывает не только содержание произведений, но и их форму: принципы изображения человека, сюжет, композицию, язык. Традиционность средневековой литературы нельзя воспринимать как результат «детской непосредственности», неспособности или «неумелости» книжника. Это явление эпохи, насущная потребность времени, факт нравственного сознания человека, без которого он не мог объяснить мир и ориентироваться в нем.
    Авторитарность ДРЛ отражает сословно-корпоративный принцип существования древнерусского человека. Четкое осознание невозможности разорвать сословно-корпоративное начало накладывает отпечаток на литературу. Если ты князь, то ты обязан быть им и вести себя в соответствии с представлением о достойном княжеском поведении. «Как котлу нельзя избыть черноты и жженья, так и холопу нельзя избыть холопства» («Моление» Даниила Заточника»). Поведение человека в средневековом обществе определяется чином. Лихачев эту черту жизни назвал этикетностью. Но точнее пользоваться терминами чинность и урядство. Даже одежда средневекового человека является знаком чина. Чинность – это порядок. Бесчиние, бесчинство – беспорядок. Человек должен занимать свое место в общем ряду. Порядок, рядность становятся показателями устройства мира. В сочиненииXVII века «Урядник сокольничего пути», созданном не без участия царя Алексея Михайловича, четко сформулировано кредо поведения человека, порядка. Древнерусское «чин» как литературоведческое понятие соответствует в какой-то степени современному понятию «ритма», ибо именно размеренное следование порядку, чинности создает жизненную основу церемониальности русской литературы.
    Традиционность становится типом средневекового творчества, важнейшим фактором интеллектуального освоения действительности. Она покоится на глубоком убеждении, что в мире существует единственно правильное мировоззрение – христианская идеология. Традиционализм идейно-художественного мышления, отражая средневековые представления о новом как еретическом, не допускал иного подхода к оценке явления, расценивая любую другую точку зрения как идущую от дьявола.
    Древнерусский писатель творит в рамках определенной традиции. Истинная ценность средневекового искусства видится ему в точном следовании образцу. Высшим образцом и высшей истиной является, конечно, авторитет Священного Писания.
    Д.С. Лихачев ввел понятие литературного этикета (9), под которым мы будем понимать систему канонических литературных приемов – композиционных, системы образов, языка, стилистических клише и пр., необходимых для создания произведений тех или иных жанров, образов тех или иных персонажей.
    Существенной особенностью ДРЛ является ее прямая и более устойчивая связь с идеологией (10). А.Н. Робинсон объясняет это тем, что в средние века «художественное литературное творчество развивалось не самостоятельно (как особая форма идеологии), а как бы «внутри» или в составе по-разному практически целенаправленных жанров письменности (например, и в летописании, и в торжественной проповеди, и в агиографии, и т.п.)… Подобные объединенные и практически целенаправленные функции литературы задерживали выделение собственно художественного творчества из письменности и обусловливали более непосредственную (чем в литературе нового времени) зависимость эстетики от идеологии в целом». Отсюда вытекает и дидактизм ДРЛ. Автор всегда ставил перед своим произведением практические и дидактические цели, ибо средневековая литература утилитарна, она создается ради пользы души. Даже история – всегда назидательное поучение.
    Процесс создания литературного произведения в Древней Руси был тесно связан с процессом познания, который в свою очередь был обусловлен особенностями миросозерцания средневекового человека. Для мировоззрения древнерусского книжника характерна бинарность, противопоставление реального ирреальному, временного – вечному. Эти особенности видения мира и сказались на теории познания: окружающую действительность, вещи обыденные книжник постигает «телесными очима». Тайны идеального мира открываются человека через духовное прозрение, божественное откровение, поэтому познание горнего возможно только «духовными очима».
    С точки зрения средневекового человека божественные силы могли проявиться в жизни либо прямо, либо опосредованно, при помощи различных намеков. Воспринимая действительность как символ идеального мира, человек воспринимал любое явление, любой предмет реального мира как знак, выражающий сакральную сущность этого явления или предмета. На почве такого видения мира активно развивается символизм (11) – одна из характернейших особенностей средневековых литератур. Возникновение символизма в ДРЛ не следует связывать исключительно с господством христианской идеологии. Он присущ искусству и дохристианских эпох. Так, А.Н. Веселовский различал языческий символизм и символизм христианский. По его мнению, в язычестве «символ выходил из жизни», в то время как в христианстве «жизнь начинает определяться внесенным в нее умственным материалом».
    Средневековая литература и искусство построено на символах. Дионисий Ареопагит утверждает: «Вещи явленные суть образы вещей незримых». Каждая вещь – символ незримого. В средневековом сознании мир удваивается. Реальный, дольний мир есть символ и прообраз мира идеального, горнего. В мир горний может проникнуть только тот, кто обрел совершенство путем внутреннего созерцания, тогда открываются внутренние взоры и рождаются пророки. Заметим, что литература ничего не забывает. На основании принципа удвоения мира в романтической эстетике появляются образы поэтов-пророков.
    События также удваиваются. Они имеют аналоги в прошлом, в первую очередь в библейской и евангельской истории, которая мыслится как реальность. В историческом событии важно найти скрытый смысл. Бог – умный и мудрый наставник, который пытается своим батогом воспитать человечество. Обратите внимание, что символизм также, как и историзм ДРЛ, оказывается связанным с идеей предопределения, провиденциализмом. Символичны предметы. Меч – символ власти и правосудия, щит – защита, оборона. Церковь – символ неба, земное небо, ковчег спасения (как Ноя спас Бог в ковчеге, так храм спасает человека). Золото символизирует вечность и Христа. Крест – спасение, крестная мука. Отметим, что символизм ДРЛ породил преобладание жанра притчи, который явился первоосновой жанровых систем.
    Разумеется все эти черты ДРЛ не могли оставаться неизменными в течение семи веков, они постепенно трансформировались по мере развития литературы.

  3. Оригинальная древнерусская литература.
    Переводная древнерусская литература.
    Система жанров ДРЛ.
    Периодизация ДРЛ.
    Проблема художественного метода ДРЛ.
    План
    Periodisierung der deutschen Sprachgeschichte
    Abb. 2.6
    Zur Periodisierung der deutschen Sprachgeschichte
    Wir folgen der Grobeinteilung von W. Scherer (1868) mit gewissen Modifikationen (zit. nach [Wolff 2009, S. 36]; vgl. [Schmidt 1996, S. 27]):
    Periode der deutschen Sprachgeschichte
    Zeitraum
    Althochdeutsch
    von ca. 750 bis 1050
    Mittelhochdeutsch
    von 1050 bis 1350
    Fruhneuhochdeutsch
    von 1350 bis 1650
    Neuhochdeutsch
    von 1650 bis 1900
    Gegenwartsdeutsch
    seit ca. 1900 bis zur Gegenwart
    Die Jahreszahlen markieren naturlich nur ungefahre Grenzen.
    Специфические черты ДРЛ.
    Русская литература занимает важнейшее место в мировой литературе и охватывает собой период в 10 столетий. Важнейшим этапом в развитии русской литературы является древнерусская литература, с появлением которой начинается история отечественной литературы.
    Древнерусская литература охватывает семь веков с 10 в. по 17 в. Название «древняя» условное. По своему типу это средневековая литература.
    Древнерусская литература – это история литературных памятников. Литературный памятник – сохранившийся предмет культуры прошлого, произведение древнерусской письменности.
    Древнерусская литература имеет свои специфические особенности, отличающие ее от литературы нового времени
    1. Рукописный характер бытования и распространения произведений. Произведения древнерусских книжников существовали и распространялись в виде рукописей. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников, преследовавших определенные практические цели. Вплоть до 18 в. произведения переписывались от руки, несмотря на книгопечатание, появившееся в 16 веке.
    2. Вариативность текстов
    Произведения ДРЛ многократно переписывались, подвергались изменениям – это определило особую жизнь древнерусского произведения – «жизнь в вариантах». Непреререкаемым авторитетом было только Священное писание и богослужебные тексты – все другие тексты были текучими. В результате простого копирования создавались списки литературных памятников. Переписчики рукописных произведений зачастую выступали в роли редакторов и соавторов текстов. Они меняли идейную направленность переписываемых произведений, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со своим вкусом, запросами своего времени. В результате создавались новые редакции литературных памятников. Если новая копия отражала местные языковые черты, то для ее обозначения применялся термин извод (например, псково-новгородский извод). Как правило, авторские тексты до нас не дошли, а сохранились их более поздние варианты, подчас отстоящие от времени написания на сто и более лет («Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве»).

  4. 7
    БУМАГА КНИГО- ПЕЧАТА- НИЕ на Руси XIVв. XVIв.
    8
    КНИГИ – очень дорогие. К ним относились с большим уважением.
    9
    ДРЛДРЛДРЛДРЛ БИБЛИЯ БИБЛИЯ ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА СОБСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ СОБСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
    10
    БИБЛЕЙСКИЕ тексты – в переводе на славянский. Самая древняя книга – ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ – переписано дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в гг. Самая древняя книга – ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ – переписано дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в гг.
    11
    ЧЕЛОВЕК СЛОЖЕН, ПРОТИВОРЕЧИВ высокие устремления низкие устремления ДУХОВНОЕТЕЛЕСНОЕ СВЕТЛОЕТЁМНОЕ небесная вечная жизнь земная преходящая их против-ние – в основе ДРЛ
    12
    ДРЛ искала в человеческом божественное СИМВОЛИЗМ СИМВОЛ – образ, выражающий смысл какого-то явления в предметной форме
    13
    Ив ДРЛИв ДРЛИв ДРЛИв ДРЛ БИБЛИЯ БИБЛИЯ Только страдая, человек обращается к Богу. Герои часто плачут. Герои часто плачут. Важно, что происходит в душе и на сердце. Важно, что происходит в душе и на сердце. Слёзы – символ души, сердца, обращения к Богу. Слёзы – символ души, сердца, обращения к Богу.
    14
    в оригинале – НЕТ ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА, вв. ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА, вв. византийские и болгарские книги творческий характер перевода творческий характер перевода детали быта детали быта фольклорные мотивы фольклорные мотивы
    15
    ЖАНРЫ переводной лит-ры церковные: – проповеди, – молитвы, – жития. церковные: – проповеди, – молитвы, – жития. Более точно
    16
    светские: – исторические (Амартол «Хроники», «Александрия», «Девгениево деяние»), – естественно-научные («Физиолог», Иоанн Экзарх «Шестоднев» ), – «учительные» пр-ния («Пчела»). светские: – исторические (Амартол «Хроники», «Александрия», «Девгениево деяние»), – естественно-научные («Физиолог», Иоанн Экзарх «Шестоднев» ), – «учительные» пр-ния («Пчела»). МенееточноМенееточноМенееточноМенееточно
    17
    СОБСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДРЛ, конец 11 в. СОБСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДРЛ, конец 11 в. Источники: библия, переводная литература, русский фольклор Источники: библия, переводная литература, русский фольклор
    18
    ДРЛ синкретична, т.е. представляет сплав делового и художественного начал. СИНКРЕТИЗМ – смешение разнородных элементов. СИНКРЕТИЗМ – смешение разнородных элементов.
    19
    ЖАНРЫ собственных произведений ДРЛ ЦЕРКОВНЫЕ: жития, ЦЕРКОВНЫЕ: жития, поучение, поучение, проповедь. проповедь. СВЕТСКИЕ: летописи, СВЕТСКИЕ: летописи, исторические повести, воинские повести. воинские повести. ФОЛЬКЛОРНЫЕ. ФОЛЬКЛОРНЫЕ. Герой – святой Герой – князь
    20
    ЧЕЛОВЕК изображается по-разному СВЕТСКИЕ жанры ЦЕРКОВНЫЕ жанры внешняя сторона, поступки внутренний мир, духовные качества, психология
    21
    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ – элементы, повторяющиеся из произведения в произведение.
    22
    ДРЛ ДРЛ ТРАДИЦИОННОСТЬ произведения создавались по выработанным образцам произведения создавались по выработанным образцам
    23
    Авторское право в ДРЛ Авторское право в ДРЛ Произведения анонимны (известны лишь отдельные авторы) НЕ БЫЛО! НЕ БЫЛО!
    24
    АВТОРАВТОРАВТОРАВТОР Нельзя давать личную оценку. Нельзя давать личную оценку. Должен давать общепринятую оценку. Должен давать общепринятую оценку. Правило авторского самоуничижения. Правило авторского самоуничижения.
    25
    УСЛОВНОСТЬ изображения НО!!! Требование ДОСТОВЕРНОСТИ В основе сюжета – ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.
    26
    В XVII в. складывается новая система жанров В XVII в. складывается новая система жанров Переход к литературе нового времени.

  5. Использование светодиодных светильников

    Исследовательская работа
    Глаголь Н.Г., студентка 3 курса группы ЭС-179
    Омск, 2012 г.
    Список сокращений
    ДРЛ — дуговая ртутная лампа;
    ДНаТ — дуговая натриевая трубчатая лампа;
    ШИМ — широтно-импульсная модуляция;
    ПРА — пускорегулировочная аппаратура;
    НЛВД — натриевая лампа высокого давления;
    НЛНД — натриевая лампа низкого давления.
    Введение
    Проблема энергосбережения в настоящее время принимает всё большую актуальность. Значительная часть электроэнергии, потребляемая предприятиями и организациями, расходуется на освещение производственных помещений и уличное освещение. Следовательно, возникает задача производства модернизации в области освещения путём применения энергосберегающих источников света. Одним из путей решения данной задачи может являться использование светодиодного освещения. В процессе работы необходимо проанализировать преимущества светодиодного освещения относительно других видов искусственного освещения.
    В данной научно-исследовательской работе, объектом являются светодиодные светильники и осветительные приборы на основе других источников света, предметом исследования являются технические показатели рассматриваемых осветительных приборов. Цель работы — выявление преимуществ эффективных источников освещения в отношении энергосбережения, экологической безопасности, долговечности.
    В ходе работы были решены следующие задачи:
    1)Систематизация и анализ собранной информации по исследуемому вопросу;
    2)Проведение сравнительного анализа технических параметров светодиодных светильников и осветительных приборов с альтернативными источниками света;
    )Изложение вывода на основе полученных результатов исследовании.
    Проведения исследований в области использования светодиодных светильников является довольно значимыми, так как в результате подтверждения теоретических данных, указывающих на тот факт, что данный вид освещения является наиболее рациональным и перспективным, появится необходимость модернизации осветительной системы, направленной на получение качественного и безвредного для человека и экологии освещения.
    Глава 1. Теоретические особенности полупроводниковой светотехники
    1.1 История развития светодиодных источников света
    В. Лосев в ходе радиотехнических экспериментов с детекторным приемником, обнаружил малозаметный, но странный побочный эффект — при приложении небольшого прямого напряжения к детектору (фактически детектором был кристалл карбида кремния, один из первых полупроводников) некоторые области кристалла начинали излучать слабый голубоватый свет. При обратном напряжении эффект не повторялся, интенсивность свечения немного зависела от проходящего через детектор (диод) тока, но была все же весьма низкой, едва фиксируемой глазом. При этом кристалл-диод нисколько не нагревался, было очевидно, что свечение является результатом каких-то неведомых доселе процессов, рождающихся при взаимодействии полупроводника и электрического тока.
    Открытие этого таинственного явления прошло практически незамеченным, ведь практической ценности оно, как казалось, не имело. Лишь в начале шестидесятых годов двадцатого века ученые вплотную занялись исследованиями странной способности некоторых полупроводников испускать свет при прохождении электрического тока. Начинался рассвет новой эпохи в области искусственного освещения — эпохи твердотельных источников света — светодиодов [3].
    Рисунок 1.Устройство светодиода
    Современный светодиод представляет собой двухвыводной прибор в прозрачном или полупрозрачном пластиковом литом корпусе различных цветов. В глубине пластика запаян непосредственно кристалл светодиода, корпус совмещает роли линзы и защитного покрытия (рис.1). Размеры светодиодов, в зависимости от назначения и мощности, колеблются от десятых долей миллиметра до нескольких сантиметров. Питается светодиод постоянным или пульсирующим стабилизированным током, управляя которым, можно в широких пределах менять яркость свечения светодиода. Современная электроника создала целое направление устройств — источников питания для светодиодных ламп и одиночных светодиодов. Таким образом, питать светодиодную лампу можно практически от любого источника электроэнергии, необходим только дешевый электронный преобразователь нужного типа, дающий стабильный ток необходимой величины. Как правило, такой преобразователь встроен в цоколь наиболее распространённых ламп для сети напряжением 220В.
    1.2 Принцип работы современного светодиода
    Сегодня физика работы светодиода кажется весьма простой: при подаче «прямого» напряжения на p- и n- области кристалла полупроводника, через p-n переход носителями положительных и отрицательных зарядов начинает создаваться электрический ток. В процессе передачи тока происходит так называемая рекомбинация — слияние и взаимная компенсация электронов (отрицательных зарядов) и «дырок» (положительных зарядов). Но рекомбинация, как явление энергетических превращений, обязательно сопровождается излучением какого-либо кванта. В обычных полупроводниках высвобожденная энергия рекомбинации превращается в тепло. Но изменяя состав полупроводникового кристалла, возможно достичь эффекта, когда «свободным» квантом рекомбинации будет фотон [2]. А фотон, как известно — квант света. Таким образом, свечение светодиода есть следствие рекомбинации зарядов в p-n переходе полупроводника специального состава. Очевидно, что если практически вся энергия рекомбинации переходит в световую, на тепловую ничего не остается. Этим объясняется отсутствие нагрева работающего светодиода. Точнее, небольшой нагрев рабочего тела имеет совсем другую природу, нежели рождение света. Цвет излучаемого светодиодом света не монохроматичен, как у лазера, но имеет довольно узкий спектр, что долгое время определяло область применения светодиодов как индикаторных приборов. Но в зависимости от состава полупроводника, оказалось возможным создавать светодиоды, излучающие от средне-инфракрасного до жесткого ультрафиолетового спектры. Эта особенность светодиодов сильно расширила горизонты применения приборов, от медицинских до научно-исследовательских лабораторий
    Три способа получения белого свечения у светодиодов.
    §Белый свет можно получить смешением красного, зеленого и голубого, излучаемого светодиодами разного типа, размещенными на одной матрице. Данный принцип используется в телевидении при передаче цветного сигнала.
    §Второй способ похож на реализуемый в люминесцентных лампах, когда свет излучает белый люминофор под воздействием ультрафиолетового излучения. Источником ультрафиолетового излучения может быть светодиод.
    §По третьей технологии светодиод голубого света покрывают смесью зеленого и красного люминофора. В результате сложения излучения диода и люминофоров получается белый свет [3].
    В последние несколько лет ученые создали новое поколение светодиодов, вплотную подошедших к спектральным параметрам самых лучших ламп освещения, а по многим другим критериям — далеко обогнавшим своих газонаполненных собратьев. Сверхъяркие, всех возможных цветов и мощностей, экономичные, легкие и миниатюрные источники засияли как маленькие звезды, грозя полностью вытеснить лампы накаливания и прочие обыденные электрические источники света.
    Управление яркостью светодиода.
    Яркость светодиодов очень хорошо поддается регулированию, но не за счет снижения напряжения питания — этого-то как раз делать нельзя, — а так называемым методом широтно-импульсной модуляции (ШИМ), для чего необходим специальный управляющий блок (реально он может быть совмещен с блоком питания и конвертором, а также с контроллером управления цветом RGB-матрицы). Метод ШИМ заключается в том, что на светодиод подается не постоянный, а импульсно-модулированный ток, причем частота сигнала должна составлять сотни или тысячи герц, а ширина импульсов и пауз между ними может изменяться. Средняя яркость светодиода становится управляемой, в то же время светодиод не гаснет. Небольшое изменение цветовой температуры светодиода при диммировании несравнимо с аналогичным смещением для ламп накаливания.
    Яркость светодиода характеризуется световым потоком и осевой силой света, а также диаграммой направленности. Существующие светодиоды разных конструкций излучают в телесном угле от 4 до 140 градусов. Цвет, как обычно, определяется координатами цветности и цветовой температурой, а также длиной волны излучения [1].
    Влияние температуры.
    Говоря о температуре светодиода, необходимо различать температуру на поверхности кристалла и в области p-n-перехода. От первой зависит срок службы, от второй — световой выход. В целом с повышением температуры p-n-перехода яркость светодиода падает, потому что уменьшается внутренний квантовый выход из-за влияния колебаний кристаллической решетки. Поэтому так важен хороший теплоотвод. Падение яркости с повышением температуры не одинаково у светодиодов разных цветов [3].
    Светодиоды находят применение практически во всех областях светотехники, за исключением освещения производственных площадей, да и там могут использоваться в аварийном освещении. Светодиоды оказываются незаменимы в дизайнерском освещении благодаря их чистому цвету, а также в светодинамических системах. Выгодно же их применять там, где дорого обходится частое обслуживание, где необходимо жестко экономить электроэнергию и где высоки требования по электробезопасности.
    Глава 2. Сравнительный анализ различных источников света
    .1 Обзор искусственных источников света
    До изобретения сверхъярких светодиодов белого цвета (то есть с широким спектром излучения), человечество располагало широчайшим арсеналом электрических источников света. Существует множество специальных типов ламп. Это индукционные, ртутные, дуговые лампы, неоновые источники света, ксеноновая дуговая лампа, различные виды газоразрядных ламп. Для полноты исследования необходимо провести краткий обзор устройства и принципа работы рассматриваемых типов источников света:
    . Люминесцентная лампа состоит из баллона или трубки, наполненной парами ртути и инертным газом, подогреваемых катодов. На внутренние стенки трубки нанесено люминофорное покрытие, преобразующее ультрафиолетовое излучение газового разряда в видимый свет.
    . Лампа накаливания состоит из следующих частей: нити накала в виде спирали из вольфрамовой проволочки, стеклянного баллона (который откачивается и заполняется инертным газом) и цоколя, который является объединяющей и силовой деталью лампы и имеет контакты для подключения нити накала к электропитанию.
    . Галогенные лампы — это усовершенствованные лампы накаливания. Тело накала галогенных ламп накаливания изготавливают из специальных марок вольфрамовой проволоки, преимущественно в виде спирали, которой в лампе с помощью электродов и держателей придается необходимая форма.
    Принцип действия галогенных ламп накаливания заключается в образовании на стенке колбы летучих соединений — галогенидов вольфрама, которые испаряются со стенки, разлагаются на теле накала и возвращают ему, таким образом, испарившиеся атомы вольфрама.
    . Натриевая лампа. Устройство натриевой лампы высокого давления следующее: газоразрядная трубка (цилиндрическая), располагается в вакуумированной внешней колбе. Запуск осуществляется при помощи ПРА.
    . Представляет собой безэлектродную лампу (отсутствие нитей накала, электродов), состоящую из колбы, наполненной газом, внутренняя поверхность которой покрыта люминофором. Электронный блок, магнитное кольцо вокруг трубки и индукционная катушка создают газовый разряд в высокочастотном электромагнитном поле, благодаря чему лампа начинает светиться. Возможна конструкция, когда электромагнит находится внутри колбы. Электронный блок, вырабатывающий высокочастотный ток, может находиться в одном корпусе с колбой или выполняться как отдельное устройство. Отсутствие нитей накала и электродов позволяет повысить долговечность и мощность лампы[3].
    2.2 Сравнительный анализ осветительных приборов
    Для подробного анализа необходимо провести обзор технических показателей искусственных источников света, что позволит определить степень эффективности применения светодиодных светильников:
    А) Люминесцентная лампа
    Достоинства люминесцентных ламп:
    по сравнению с лампами накаливания обеспечивает такой же световой поток, но потребляют в 4-5 раз меньше энергии;
    имеют низкую температуру колбы;
    повышенный срок службы (8000 ч);
    Недостатки люминесцентных ламп:
    снижает световой поток при повышенных температурах;
    содержание ртути;
    имеют большой пусковой ток;
    люминесцентные лампы не работаю при температуре воздуха ниже 15-20° С.
    Компактные (энергосберегающие) люминесцентные лампы вырабатывают свет по тому же принципу, что и обычные люминесцентные, только на гораздо меньшей площади, и являются компактной альтернативой люминесцентным лампам-трубкам.
    Преимущества компактных ламп по сравнению с лампами накаливания:
    до 80% меньшее потребление тока при том же количестве света;
    срок службы в 6-15 раз больше по сравнению с обычными лампами накаливания и
    составляет, соответственно, 6000-15000 ч. в зависимости от типа;
    меньшие потери на обслуживании за счет длительного времени службы;
    возможность выбора цвета свечения.
    Б) Лампа накаливания
    Достоинства лампы накаливания:
    низкая начальная стоимость лампы и необходимого для нее оборудования
    компактность, благодаря которой она хорошо подходит для регулирования светового потока
    надежная работа при низких температурах и довольно высокий при ее размерах световой выход
    К недостаткам же, способным при некоторых обстоятельствах «перевесить» достоинства, относятся:
    низкий световой КПД, только 5% энергии преобразуется в свет, остальные 95% — в тепло
    высокая рабочая температура
    заметные колебания светового выхода при изменениях напряжения питания
    недолговечность
    В) Галогенные лампы
    Достоинством галогенных ламп является неизменно яркий свет, прекрасная передача цвета и возможность создания разнообразных световых оттенков. Использование специальных фильтров, нанесенных на кварцевое стекло, «останавливает» ультрафиолет, что оберегает освещаемые вещи от выгорания. Дихроичные отражатели отводят тепловое излучение за пределы освещаемой площади. Яркость освещения регулируется с помощью большого ассортимента диаметров отражателей.
    Достоинства галогенных ламп:
    высокая светоотдача;
    стабильно яркий свет на протяжении срока службы;
    долгий срок службы (5000 ч);
    миниатюрная конструкция;
    возможность регулирования светового потока;
    высокий уровень безопасности, особенно в условиях повышенной влажности (низковольтные лампы).
    Недостатки галогенных ламп:
    до стеклянной поверхности лампы нельзя дотрагиваться голыми руками, так как на ней остаются жирные пятна, что может привести к оплавлению в этом месте стекла колбы.
    чувствительность к перепадам напряжения в питающей сети;
    температура колбы может достигать 500° С, поэтому при установке ламп следует соблюдать нормы противопожарной безопасности;
    Г) Натриевые лампы
    Данный тип ламп принадлежит к числу наиболее эффективных источников видимого излучения: они обладают высокой световой отдачей среди газоразрядных ламп, экономны и имеют длительный срок службы. Обычно лампы излучают характерный желтый цвет, но если в состав зажигающего вещества входит ксенон, они дают яркий белый свет. Натриевые лампы классифицируются на НЛВД, которые излучают свет теплого желтого цвета, подходящий для освещения больших парков, дорог и площадей, и НЛНД, которые идеально подходят для уличного освещения.
    Достоинства натриевых ламп:
    высокий уровень светоотдачи (до 130 лм/Вт);
    длительный срок службы (до 12 000 ч.);
    энергетическая экономичность;
    Недостатки натриевых ламп:
    плохая цветопередача (Ra = 20);
    имеют большой пусковой ток;
    долгое зажигание и перезажигание (до 10 мин.).
    Д) Ртутная лампа высокого давления
    Такие лампы обладают высокой надежностью, хорошей цветопередачей, позволяют снизить затраты на установку и техническое обслуживание. Лампы данного типа отличаются высокой светоотдачей при сравнительно небольших габаритах, они имеют длительный срок службы. 40% излучения приходится на ультрафиолетовую область спектра. Для увеличения светоотдачи ультрафиолетовое излучение преобразуют в видимый свет с помощью люминофора, которым покрыта колба лампы.
    Применяются для внутреннего и наружного освещения коммерческих и производственных объектов, для декоративного и охранного освещения. Ртутно-вольфрамовая лампа — лампа, внутри которой в одной и той же колбе находятся разрядная трубка ртутной лампы высокого давления и спираль лампы накаливания, соединенные последовательно. Колба может быть покрыта люминофором. Вольфрамовая спираль служит дополнительным источником света в красной области света и одновременно выполняет функцию балластного давления для ртутной горелки. Благодаря этому устройству улучшается передача цвета и отпадает необходимость использования дополнительного дросселя.
    Преимущества ртутных газоразрядных ламп:
    широкий диапазон мощностей;
    достаточный уровень световой отдачи (30-60 лм/Вт);
    большой срок службы (до 12000 ч.);
    ртутно-вольфрамовые лампы не требуют пускорегулирующего аппарата;
    компактные размеры;
    Недостатки ртутных газоразрядных ламп:
    плохая цветопередача;
    имеют большой пусковой ток;
    долгое зажигание и перезажигание (до 5 -10 мин.).
    Ж) Светодиодная лампа
    Достоинства светодиодных ламп
    высокий уровень светоотдачи (от 80-120 лм/Вт);
    длительный срок службы;
    мгновенное включение, отсутствие мерцаний;
    высокий индекс цветопередачи Ra>80;
    широкий диапазон цветовых температур (2700-10000К);
    отсутствует ультрафиолетовое излучение;
    высокая виброустойчивость и ударопрочность;
    низкое энергопотребление.
    Недостатки светодиодных ламп:
    высокая стоимость;
    низкая предельная температура;
    направленность свечения (для получения привычной для человека освещенности в помещении необходимо больше светильников, чем при использовании ламп накаливания и люминесцентных ламп);
    для питания светодиодов от сети необходим низковольтный источник питания постоянного тока, что дополнительно увеличивает объём светильника, а его наличие дополнительно снижает общую надёжность и требует дополнительной защиты;
    Помимо перечисленных выше недостатков светодиодного освещения можно ещё одно замечание: наличие небольшого свечения светодиодной лампы (цоколь Е27) в отключенном состоянии выключателя, оснащённого подсветкой неоновой лампы, имеющей небольшой ток утечки (около 2-ух миллиампер).
    2.3 Результаты сравнительного анализа
    Анализируя данные, представленные в таблицах 1, рис. 2, можно сказать о том, что светильники на основе светодиодов имеют преимущества перед другими сравниваемыми осветительными приборами, но не являются достойной альтернативой для модернизации систем освещения.
    Таблица 1. Сравнение технических параметров светодиодных и ртутных уличных светильников
    Технические показатели
    Ламповый (ртутный) уличный светильник
    Светодиодный уличный светильник
    Срок службы источника света
    до 6 000 часов
    до 100 000 часов
    Экономия электроэнергии

    до 90%
    Использование светового потока
    65%
    100%
    Затраты на обслуживание
    ежегодные
    только мытье струей воды
    Пусковой ток
    4,5 А
    нет
    Потребляемый ток
    2,1-2,2 А
    0,4-0,6 А
    Нагрузка на электросети
    высокая
    низкая
    Специальная утилизация источников света
    требуется
    не требуется
    Виброустойчивость
    слабая
    высокая
    Устойчивость к перепадам напряжения
    слабая
    не чувствителен
    Стабильность работы при низких температурах
    низкая
    высокая
    Наличие стробоскопического эффекта
    есть
    нет
    Контрастность и цветопередача
    низкая
    высокая
    Экологическая безопасность
    нет
    полная
    Недостатки ртутных ламп
    — мерцание от сети 50 Гц — нестабильность мощности и светового потока лампы при колебаниях сетевого напряжения — низкий коэффициент мощности; — большая масса ПРА, наличие отдельного блока импульсного запуска и необходимость применения дополнительного конденсатора для улучшения коэффициента мощности; — отсутствие возможности управления светом.
    более высокая цена
    Рис. 2. Зависимость светового потока светодиода от времени наработки
    Из графика, изображённого на рисунке 2, видно, что в процессе эксплуатации световой поток светодиода снижается на половину после 50 тысяч часов, а за первые 10 тысяч часов он падает на 10 единиц. Можно сделать вывод, что большой срок службы не подразумевает под собой качественное освещение в период эксплуатации.
    Применение светодиодного освещения целесообразно лишь в тех областях освещения, где действительно присутствует большое потребление электроэнергии (уличное освещение).
    Заключение
    В результате проведения сравнительного анализа различных источников света, направленного на выявление преимуществ светодиодных светильников, были выявлены следующие основные преимущества:
    низкое энергопотребление;
    экологическая безопасность и отсутствие необходимости специальной утилизации;
    высокий коэффициент полезного действия.
    Так же можно отметить такую отличительную особенность данного типа освещения как мгновенность выхода на полную рабочую мощность при подаче питающего напряжения, что позволяет использовать светодиодные светильники в уличном освещении, где имеют место перепады температуры.
    Но, анализируя недостатки светодиодного освещения, можно сказать, что на сегодняшний день данный вид освещения не является наиболее актуальным для модернизации освещения офисных и жилых помещений. Причина отсутствия необходимости выражается в достаточно затратном переходе к данному виду освещении, а так же ввиду довольно сомнительных преимуществ светодиодного освещения с другими видами освещения.
    Проведя обзор сравнительного анализа и теоретических сведений различных осветительных приборов, можно говорить о том, что осветительные приборы на основе светодиодов не являются достаточно актуальными для производства модернизации освещения на различных объектах с целью экономии электроэнергии. Целесообразность их применения видится в достаточно узких областях, например, уличное освещение или освещение крупных производственных помещений, архитектурное освещение.
    Следовательно, факт преимущества светодиодных светильников перед другими осветительными приборами в полном объёме не нашёл своё подтверждение в процессе данной научно-исследовательской работы.
    Необходимо отметить, что в работе были затронуты лишь некоторые аспекты проблемы и данная тема требует дальнейших глубоких проработок и исследований.
    светодиод светильник осветительный прибор
    Список литературы
    1. Алфёров Ж.И.// Физика и техника полупроводников.1998. Т32. № С.3-18.
    . Берг А., Дин П.// Светодиоды (перевод с англ. под редакцией Юновича А.Э.). М.,1979.

  6. Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее. Огонь костра дает свет, который, получается от сжигания топлива (дерева).
    Постепенно люди изобрели передвижной костер – факел. У нас на Руси стали пользоваться лучиной. Факелом еще и обогревались от холода. Получается, что первая угольная лампочка – это лучина.
    Прогресс продолжался, и лучины заменили на масляные лампы. В этих изобретениях огонь получали путем горения масла. В емкости вставляли фитиль, для транспортировки масла наружу, и поджигали его сверху. Египтяне для освещения использовали глиняные сосуды с оливковым маслом. Жители Каспийского моря для этих целей использовали нефть. На Руси в девятом-десятом веке в городах Киеве и Новгороде делали чаши из глины, куда наливали масло растительного или животного происхождения и помещали фитиль. В это же время изобрели восковую свечу.
    Далее, свечки и восковые лампочки совершенствовали. Для установки свечей придумывали различные изделия: канделябры, люстры.
    В конце восемнадцатого века изобрели водородные лампы с электрическим розжигом. Но они взрывались и быстро ушли в небытие.
    В начале девятнадцатого века, когда керосин научились отделять из нефти, изобрели керосиновые лампы. Ученый Лукашевич И. придумал к этому изделию закругленный фитиль. В это же время научились делать парафиновые свечи.
    В 1885 году Ауэр фон Вельсбах стал использовать для получения освещения калильную сетку. Она представляла собой тканевый мешочек, пропитанный в органических солях. Ткань сгорала, и оставался фитиль, подающий яркое пламя. Эти изделия называли колпачками ауэра.
    Электрический генератор для получения тока изобрел в начале восемнадцатого века М. Фарадей. Позднее он был усовершенствован.
    Саму же лампочку в России изобретали несколько ученых: П.Н. Яблочков, А.Н. Ладыгин и Т. Эдисон. У нас в стране электрический свет стали массово использовать после Октябрьской революции. Ленин предсказал, что она войдет в каждый дом.
    В настоящее время мы уже не представляем своей жизни без электричества. Но, хотя при перебоях со светом, по-прежнему, используем свечки и керосиновые лампы.

  7. Мы все привыкли пользоваться электроэнергией и никогда не задумываемся, откуда она берется. С утра включаем свет, днем – компьютер и телевизор. До работы добираемся на трамваях, троллейбусах, электропоездах и метро. И всё это электроэнергия.
    Сейчас нам даже трудно представить, как можно жить без электричества. Неужели были такие времена, когда его не было.
    Массовое распространение электроэнергии – это порождение двадцатого века. Первыми создателями электрических лампочек были российские изобретатели Яблочкин и Ладыгин. Сейчас весь мир пользуется их открытием. Улицы разных городов и стран освещаются этими электрическими приборами.
    Современные большие города стали возводиться там, где было доступно топливо для работы электростанций. Одной из таких построек стала станция на востоке Подмосковья, построенная возле торфяных болот. А город, который возник вокруг этой станции, назвали Электрогорск. Затем люди решили использовать силу воды, падающей сверху, такие станции получили название – гидроэлектростанции. Строились они обычно в русле рек, где устанавливались специальные заграждения – плотины. Вода падала с плотины вниз, вращала колёса гигантских турбин, приводя их в движение.
    Такие гидроэлектростанции строили на Волге. Строители ГЭС покоряли великие северные реки: Енисей, Ангару. Ангара стала давать электричество сразу на несколько ГЭС. На этой реке построены Братская, Усть – Ишимская ГЭС. Сейчас люди научились укрощать еще одну энергию – атомную. В России построены самые крупные  в мире атомные электростанции.
    В последнее время я часто слышу о том, что нужно беречь электроэнергию. Почему вопросы об электроэнергии стали так важны? Особенно остро эти вопросы зазвучали, когда случилась трагедия на Саяно-Шушенской   ГЭС. Во время аварии погибли люди, вышли из строя комплексы машин и оборудования, которые вырабатывали электроэнергию. Саяно-Шушенская ГЭС – это крупнейший поставщик энергии в Сибири. И нам повезло, что авария случилась только на одной турбине.
    Особенно нехватку энергии почувствовали промышленные предприятия. Мы тоже, услышав об этой аварии, стали экономить энергию. Мы следим, чтобы в доме без надобности не были включены электрические приборы.
    Сейчас появились энергосберегающие лампочки, которые дают достаточно света, но потребляют меньшее количество электроэнергии.
    Люди поставили себе на службу энергию горящего торфа и угля, падающей с высоты воды и мирного атома. Но запасы заканчиваются, и мы должны их беречь, чтобы сохранить для будущего.
    Электричество дает
    Нам тепло и свет.
    Все об этом знают,
    Это не секрет.
    Будем мы его беречь,
    Не «включать» напрасно,
    И тогда на свете жить
    Будет не опасно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *