Сочинение на тему духовная культура личности и общества

8 вариантов

  1. Тема: Духовная жизнь общества
    Раздел: Бесплатные рефераты по философии
    Тип: Эссе | Размер: 14.95K | Скачано: 35 | Добавлен 17.02.17 в 19:04 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе
    Я подниму проблему духовной жизни общества. Что же это такое? Что оно из себя представляет и что в себя включает? И нужна ли нам вообще духовность.
    Эти вопросы уходят своими корнями в прошлое. Еще сам Платон (древнегреческий философ) задавался вопросом что такое духовность человека, а точнее, что же такое дух. Так философ определил, что дух это некое самостоятельное и идеальное начало, которое держит весь мир. Отображение этой мысли нашли в дальнейшем христиане, которые использовали определение идеального начала в своей религии. Идеальным началом у них является Бог. В дальнейшем, схоласты и апологеты пытались объяснить это положение со стороны логики. Но им это так и не удалось и пришлось воспринимать идеальность божественного начала как данность, которую ничего не может поколебить: ни пространство, ни время.
    А вот в 17 веке устои сменились и произошла «революция духа». В этом веке утверждали, что именно разум правит миром. И правда, сколько многого достигло человечество благодаря своему разуму. Процветала промышленность, наука, политика и право, но никто не хотел задумываться, откуда же появилось такое могущество нашего разума. И только потом, во времена Гегеля, Маркса и Канта начали задумываться на этот счет и отвечать на насущные вопросы о возможностях и проявлениях человеческого разума. А потом уже появилась неклассическая философия. Которая совершенно не хотела признавать веру человечества в рационально-построенный мир. Эта философия «покланялась» только иррационализму.
    Рассматривать духовность общественной жизни нужно с двух сторон, так как природа самого человека двойственна. Это и материальный, и духовный мир.
    Это такая сфера общественной жизни, которая определяет специфику данного общества. Она включает в себя нравственное, познавательное и эстетическое начало, которые образуют мораль, науку, религию, творчество и искусство. Благодаря им формируются три главных идеала личности, к которым человек стремится на протяжении всей своей жизни. Первый идеал – это истина. Она отображает действительность этого мира так, как видит его определенный субъект вне и независимо от сознания. Следующий идеал это добро. Идеал, к которому нас приучают с детства. Это что-то хорошее, что вызывает в человеке светлые и позитивные чувства. Само по себе добро – это оценочное понятие, которое обозначает позитивный аспект человеческой деятельности. Следующий идеал – это красота. Это один из важнейших категорий культуры. Именно красота вызывает у нас эстетическое довольство. Довольство не только глаз, но и слуха. Духовность человека это его истинное богатство. Многие ценности складываются поколениями и передаются из одной эпохи к другой. И человек, применяя свои знания и воспитанность, так же может руководствоваться ценностями своих предков. Это очень сильно помогает в жизни. Особенно, если родители с детства наставляют ребенка и приучают его к общепринятым нормам.
    Именно через духовность человек познает мир вокруг себя, и так же самого себя. Духовность человека это преобладание интеллекта и нравственности над материальными благами. Когда человек хочет превыше всего саморазвиваться. Он вечно задается вопросами и ищет на них ответы. Он работает над собой с сильной отдачей. Он понимает, что именно на нем лежит ответственность за его мысли и поступки. С диким интересом такой человек размышляет о ценностях бытия и задается таким вопросом: а в чем же смысл жизни. И знаете, не важно, найдет ли этот человек ответ и будет ли он правильным. Важно лишь то, что он уже задался этим вопросом.
    Давайте рассмотрим проблемы этой области философии. Если человек недостаточно знает мир и самого себя, он не сможет стать по истине духовным человеком и не сможет творить по всем канонам духовности: красота, доброта и истина. А это значит, что человек потерянный. Такой человек будет не понятен как обществу, так и самому себе.
    Проблема духовности заключается не только в определение и понятии себя, но и в преодолении себя «вчерашнего». Человек должен преодолеть жизненные трудности, не утеряв свои жизненные убеждения и ценности. Достигнуть своих целей, реализовать их в течении жизни. В основе самоопределения личности лежит такое качество как совесть. Оно одно из основных критериев нравственности, которая определяет меру и качество культурной духовности человека.
    Одним из важных терминов духовности общества это общественное сознание. Это совокупность взглядов и представлений отдельного взятого человека или группы людей, которое может быть направлено на любой объект. Мы понимаем, что у каждого человека будет свое собственное сознание, так как у всех разное видение этого мира и у каждого, таким образом, формируется свое мнение. Так же различают несколько уровней сознания. Это происходит потому, что сознания формируются в разных сферах нашей жизни. Так мы можем рассматривать бытовое сознание. Такое сознание, которое формирует наши повседневные навыки. Оно как опыт, накопленный с годами. Может передаваться через поколения. Например, традиции и обычаи.
    Следующее сознание – это нравственное, или его еще называют этическим. Именно оно закладывает общепринятые нормы.
    Религиозное сознание определяет принадлежность человека или группы людей к той или иной вере/религии.
    Политическое сознание выражается человеком как его взгляд и убеждения на политику в стране, мире и определяет его принадлежность к определенной социальной группе, нации.
    Эстетическое сознание помогает нам воспринимать все прикрасы этого мира и определять, что красиво, а что нет.
    Научное сознание – это такое сознание, которое помогает нам понять себя и мир вокруг нас включая природу с помощью научным методов.
    И наконец, философское сознание, которое изучает наше мышление и задается вопросом: можно ли вообще познать этот мир и как?
    Сознания людей могут быть похожи или различны в зависимости от различных факторов: возраста, половой, национальной принадлежности, его социального статуса и религии. И если же люди схожи своими убеждениями или взглядами на это мир, то завязываются межличностное общение, создаются группы людей со схожими интересами и взглядами.
    Сделаем вывод, что духовность — это неотъемлемая часть как отдельно взятого индивидуума, так и всего общества в целом. Духовность определяет наши самые главные качества. Нашу воспитанность. Именно духовность определяет наши ценности, наши цели жизни, с которыми мы идем по жизни. Благодаря им, мы становимся личностями и достигаем определенных целей в жизни, что способствует нашему росту и росту общества. Духовность учит нас видеть в этом мире красоту, и поступать по совести, по добру. А что значит доброта, красота и истина каждый решает сам для себя. Так же благодаря, духовному сознанию закладываются межличностные отношения.

  2. Культура играет большую роль в жизни общества. В связи с этим выделяется несколько функций культуры.
    Регулятивная функция – культура регулирует характер поведения людей. Человек будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию.
    Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общении, – тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.
    Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.
    В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию – передачу этого опыта последующим поколениям.
    Культура общества в целом – многоплановое явление, состоящее из множества его разновидностей. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
    Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былина, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколение в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором.
    Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита.
    Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа.
    Массовая культура наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на произведение досуга.
    Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.
    Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой. Так различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
    Особой разновидностью субкультуры является контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Представители контркультур отказываются от ценностей и норм общества. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.
    Контрольные вопросы:
    1. Какие функции выполняет культура?
    2. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?
    3. Заполните таблицу
    Виды культуры
    Характерные черты
    Народная
    Элитарная
    Массовая
    4. Дайте определения понятиям «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления

  3. Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.
    Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
    Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
    Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
    Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
    Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
    Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

    Взаимосвязь материальной и духовной культуры

    Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.
    Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
    С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
    Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

    Способы развития духовной культуры

    Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.
    Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
    Необходимо расширять свой кругозор и развивать внутренний мир.
    Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

  4. 4
    Текст добавил: Drums & Flo on Bits records

    Философия – особая форма познания мира, специфическая форма духовной деятельности человека, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.
    Являясь духовным выражением человеческой деятельности, философия пытается понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека. В философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир [6].
    Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.
    Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему. Возможно, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления философия обладала этим статусом, но затем утратила его, абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать – конечно, с учетом всех реалий нашего времени – необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни [7].
    духовный гуманистический общество личность
    1.4 Религия – как часть духовной культуры
    Религия возникла еще в древности и, претерпев различные изменения, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. Связано это с тем, что в истории человечества не было ни одного народа, который не знал бы религии. В любом обществе религия, как часть культуры, является одним из основных социальных факторов.
    Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения [8]. В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру [9].
    И философия, и религия в соперничестве с искусством стремятся освоить и усвоить его формы, его технологию общения с самой широкой (так же как и с самой узкой, избранной) аудиторией. И если религиозно-церковные направления в ходе развития культуры общества ориентированы в воздействии на организацию и самоорганизацию общества на эталоны и образцы прошлого, то искусство и художественная культура в ее объективном значении, реальном смысле обслуживают именно в направлении преодолений прошлого, самообновлений, самоорганизации и саморазвития. То, что философия разрабатывает теоретически, как понимание мира, то искусство, религия стремятся практически освоить его. Но если религия осваивают традиционный, устойчивый мир, то искусство осваивает мир движения, развития, самообновления, самоорганизации, мир противоречий, мир прогнозов и предвидений, интуитивного ощущения будущего и меткого высвечивания его мельчайших ростков и признаков в современном [2].
    2. Духовная культура личности
    К духовной культуре личности относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
    Духовная культура является важнейшей, базисной характеристикой личности. Она проявляется как устремленность личности к избранным целям и ценностям, как способность к духовной жизни. Однако эта способность заложена в личности потенциально, поэтому необходима система специально созданных психолого-педагогических условий и средств для ее эффективного формирования. Одним из действенных средств формирования духовной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей.
    Включенные в содержание эстетического воспитания гуманистические ценности искусства как система эмоционально-ценностного отношения к прекрасному присутствуют там потенциально и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой формирования духовной культуры современных школьников, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску ценностных ориентаций и смысла жизни.
    Формирование духовной культуры личности на основе гуманистических ценностей искусства должно осуществляться не как освоение знаний по различным областям искусства, а как присвоение духовно-нравственных ценностей, раскрытие творческих способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров.
    Необходимо наличие четкой концепции и системы методов и форм обучения, создающих мотивационное обеспечение деятельности педагогов и воспитанников через переживания, сопереживания, познания и постижения образов искусства.
    Педагог, формирующий духовную культуру современного школьника, должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств: быть учителем Искусства, выступать носителем культуры, нести ее в себе; оказывать поддержку индивидуальному духовному и творческому развитию и саморазвитию личности; предоставлять личности необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов творческой деятельности в различных сферах искусства [10].
    .1 Влияние науки и образования на духовное развитие личности
    Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
    Роль образования проявляется в том, как оно влияет на формирование личности. Многие личностные черты человека определяются не только природными данными, но и приобретенными в определенных условиях социальной жизни. Образование не может не корректировать личность и не формировать определенные ее качества. Это зависит от самой образовательной среды, структуры знаний и технологии образования, воспитательных процессов. Образование предназначено для формирования профессионального сознания. Наиболее важными из тех качеств человека, которые определяются образованием, являются:
    система ценностей человека. По мере получения знаний, освоения навыков обогащается и корректируется система ценностей человека. Образование соединяет гуманитарные ценности с профессиональными, усиливает действенность определенных видов ценностей, мотивирует общественную значимость деятельности человека;

  5. Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Понятие “духовной культуры” восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

  6. ВВЕДЕНИЕ

    Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. С точки зрения влияния культуры на духовное развитие человека можно выделить следующее определение культуры.
    Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
    «В ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом «искусственного», «созданного человеком»» Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.13-14.
    «Порой представляется, что человек создает мир культуры, своей значимости, и затем черпает из него ценности для самоутверждения. Культура тогда оказывается неким складом общедоступных ценностей, тем более богатым и способным к удовлетворению потребностей в восстановлении значимости человека, чем дольше человечество обретается на земле.» Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. С-10.
    Культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.
    Целью нашего исследования является изучение роли духовной культуры в развитии личности.
    1. Духовная жизнь общества
    «В отличие и от природы, и от общества, и от самого человека, культура оказывается системой, образуемой взаимопревращением трех конкретных форм ее реального существования, трех модальностей: человеческой, в которой культура предстает как совокупность приобретаемых человеком, и человечеством, и каждым индивидом, а не биологически-врожденных ему качеств; деятелъностной, которая образуется совокупностью вырабатываемых людьми, а не инстинктивных, биологически-врожденных, способов деятельности; предметной, которая охватывает всю «вторую природу», сотворенную и творимую ныне человеком — вещи, социальные институты, научные, идеологические, философские сочинения, художественные произведения, педагогические акты и игры.
    Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума. «Функционирование культуры становится не движением по замкнутому кругу, а спиралеобразным процессом прогрессивного развития человечества, непрерывно превращающего небытие в бытие.» Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-8
    Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
    Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).
    Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.
    В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.
    Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное.
    Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
    Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.
    Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.
    Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.
    «Процесс воспитания, образования, обучения каждого входящего в мир юного существа должен формировать все три грани его системно-целостного бытия — природно-врожденные индивиду, обретаемые в ходе освоения богатств, накопленных историей мировой культуры, и порождаемые оциальным строем общественной среды, в которой протекают его жизнь и деятельность». Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-8

    2. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека.
    2.1. Влияние науки на духовное развитие человека.

    На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.
    Важнейшими социальными функциями науки являются:
    а) познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;
    б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
    в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
    Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:
    1) нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;
    2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;
    3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
    4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
    Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:
    1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний);
    2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем, именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.
    Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.
    2.2. Искусство – как часть духовной культуры.

    Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
    Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
    Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.
    Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
    1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.
    Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
    2. Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.
    Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
    Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
    Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
    Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
    Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
    Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
    Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.
    Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
    Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
    Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.
    Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.
    В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
    В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
    Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.
    2.3. Религия – как часть духовной культуры.

    Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
    Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
    Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.
    2.4. Духовная культура

    Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.
    В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях — «широком» и «узком».
    В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.
    В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
    Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:
    1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
    2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
    3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
    Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
    Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:
    1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
    2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
    3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);
    4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
    5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).
    К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
    Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:
    1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
    2) театральное искусство (театральные образы);
    3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика);
    4) музыкальное искусство (музыкальные образы);
    5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
    6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).
    Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.
    Социокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.
    Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:
    а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);
    б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);
    в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).
    Накопленные российским обществом в XX веке социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:
    1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
    2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
    3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
    Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
    К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
    Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них — потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.
    Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
    2. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14
    3. Ерасов Б. С. «Социальная культурология». — М., 1996.
    4.
    «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.
    5. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.
    6. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.

  7. Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.
    В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях.
    В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.
    В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
    В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.
    Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:
    1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
    2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
    3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
    Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
    Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:
    1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
    2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
    3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);
    4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
    5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).
    К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально.Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
    Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:
    1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
    2) театральное искусство (театральные образы);
    3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);
    4) музыкальное искусство (музыкальные образы);
    5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
    6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).
    Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.
    Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.
    Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:
    а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);
    б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);
    в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).
    Накопленные российским обществом в XX в. социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.
    Осуществляемый в России переход от тоталитарного государства к демократическому сопровождается глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нормальное развитие культуры в России во многом оказалось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.
    Начавшаяся в России децентрализация культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества потребителей художественной культуры. Значительная часть населения в силу отсутствия средств к существованию вынуждена отказываться от культурных ценностей.
    С другой стороны, на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и усиления агрессивного начала.
    Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры.
    До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумному постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактически отсутствует правовая база, которая была бы призвана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.
    Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент политики, в способ привлечения дополнительных голосов избирателей на разного рода выборах (наиболее яркий пример — президентская кампания 1996 г.).
    Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование экологической культуры его членов. Проблема экологии, бережного отношения к окружающей среде сегодня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное первое место по масштабам непродуманного вмешательства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать построению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

  8. Все люди наделены сознанием. И это дает уникальную возможность каждому из нас существовать одновременно сразу же в двух мирах. Первый из них — это мир материальный, т. е. мир вещей и предметов. А второй — духовный. Он отражает то, как мы воспринимаем действительность и относимся к ней.
    Главным порождением человеческой мысли является духовная культура. Впервые это понятие употребил в своих трудах немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт. Он говорил о том, что в каждом из нас заложена некая духовная сила, лежащая далеко за пределами познания. И эта сила проявляет себя в творческих способностях.
    Таким образом, наши идеалы, мечты и фантазии находят свое отражение в искусстве. Это эстетическая культура. Результатом интеллектуальной деятельности отдельных людей или научных сообществ становятся эксперименты и открытия в области физики, математики, медицины, космонавтики и т. д., приводящие общество на новую ступень развития. Это уже культура профессиональная.
    Существует также и нравственная духовная культура. Она отражает представления человека о морали, помогает ему отличать добро от зла и совершать правильные поступки. Вопросы веры относятся уже к области религиозной культуры.
    Духовный опыт каждого народа и общества в целом передается из поколения в поколения. Он содержится в сказках, которые нам читают на ночь родители, знаниях, которыми делятся с нами учителя в школе и педагоги в университете.
    Запоминая эту информацию, осмысливая и перерабатывая ее, мы потом будем готовы передать ее дальше — своим детям и внукам. И как знать, быть может, кому-то из нас в будущем удастся совершить научное открытие, создать литературный шедевр или написать великое музыкальное произведение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *