Сочинение на тему духовные искания евгения онегина

8 вариантов

  1. Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?
    В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи — 1810-х годов, определенной сословной группы — петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:
    Ученый малый,но педант:
    Имел он Счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре,
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли;
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.
    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея;
    Как мы Ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита,
    И был глубокий эконом,
    То есть умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.
    Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы — политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.
    Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука — холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.
    Онегин, в отличие от Пушкина, — не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений — «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:
    Все тот же ль он,иль усмирился?
    Иль корчит так же чудака?
    Скажите,чем он возвратился?
    Что нам представит он пока?
    Чем ныне явится?
    Мельмотом,
    Космополитом,патриотом,
    Гарольдом, квакером ,ханжой,
    Иль маской щегольнет иной,
    Иль просто будет добрый малый,
    Как вы да я, как целый свет?
    У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, — стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:
    Я думал: вольность и покой —
    Замена счастью.Боже мой!
    Как я ошибся,как наказан!
    Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

  2. «Евгений Онегин» – самый большой роман в стихах. Пушкин работал над ним более восьми лет, параллельно трудясь над созданием других произведений разнообразных жанров. Ранние наброски сделаны в Кишиневе в тысяча восемьсот двадцать третьем году, а весь роман был завершен лишь в тысяча восемьсот тридцать первом. Литературный критик и публицист Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку русская действительность начала девятнадцатого века показана в нем глубоко реалистически.
    В центре происходящих событий находятся три персонажа – Онегин, Татьяна и Ленский. Каждый из них относится как к определенной категории дворянского общества, так и к определенному духовному типу.
    Онегин – главный герой романа. Пушкин знакомит нас с ним с самых первых строф, описывая детство, привычки, черты характера, образ жизни и окружение Евгения. Еще с юности он начал постигать все прелести беззаботного веселья и праздности, живя одним днем, не думая, что будет завтра. С одной стороны, это свойственно его возрасту, но с другой, в какой-то мере раскрывает в нем не самые лучшие человеческие качества, такие как легкомыслие и безответственность. Думаю, что именно в юные годы и начались духовные искания Евгения. С головой окунувшись в вечный праздник, примерив на себя образ франта и долгожданного гостя на любых вечерах, он решил, что нашел свое место в жизни. Какое-то время так оно и было, ведь юность – пора любви, пора пылких признаний, необдуманных поступков и безудержного веселья. Однако Онегину это быстро наскучило, он вновь начал поиски себя, стал много читать, но не находил утешения в книгах.
    Поселившись в убогой деревушке, Евгений кардинально сменил свой привычный уклад жизни. Теперь его окружали просторы полей, шум листвы и простой сельский народ. Но красота окружающей его природы и спокойное, размеренное течение дней не принесли ему удовлетворения. Трудно понять, чего именно желала душа Онегина. Он погрузился в полное безразличие к происходящему вокруг, разбавляя свое уединение дружбой с поэтом Ленским.
    Встреча с юной, романтичной Татьяной, которая, впервые влюбившись, по неопытности открыла свои светлые чувства Евгению, казалось бы, могла изменить жизнь героя. Но он не увидел этого шанса, поскольку дорожил своей свободой. Вот только была ли ему нужна эта свобода? Ведь он успел сполна насладиться ею, однако счастья и душевного покоя Онегину она так и не принесла. Но и Татьяна не пробудила в нем ни нежных чувств, ни бури эмоций. Думаю, Евгений жил не сердцем, а разумом, что мешало ему прочувствовать всю искренность и нежность признаний Татьяны. Каждый человек способен любить, но не каждый захочет открыться этому светлому чувству и впустить его в свое сердце. Не захотел и Евгений. Погрузившись в пучину своей хандры и скуки, он не заметил шанса судьбы изменить свою жизнь. Хотя, возможно, на этом его душевные терзания, его поиски и тоска прекратились бы.
    Переломным моментом в жизни Онегина стала смерть Ленского, его друга и товарища, убитого самим же Евгением. Он с такой легкостью отнесся к предстоящей дуэли, будто она казалась ему очередным приключением, которое должно развеять деревенскую скуку. Евгений не понимал всю серьезность происходящего, и его рука, не дрогнув выстрелила в того, кто еще вчера был лучшим другом. Осознание пришло лишь после выстрела. Думаю, в этом поступке можно увидеть определенные черты характера Онегина – он не задумывался о последствиях своих действий и о том, что будет дальше. И все же потеря друга оказалась для него тяжелым ударом.
    Покинув деревню после трагической смерти Ленского, Онегин отправляется путешествовать. Он всегда искал новые места, события, впечатления. Ему всегда чего-то не хватало. Я думаю, Евгений просто пытался убежать от самого себя. Убежать от своих истинных мыслей и желаний. Мне кажется, он всегда старался быть тем, кем он не являлся – самовлюбленным, черствым и озлобленным. Ведь именно таким в его понимании был современный человек. Возможно, именно в этом его внутреннем противостоянии между самим собой и общественными идеалами и заключались постоянные искания его души.
    Спустя годы, вновь повстречав Татьяну, Онегин понял, что полюбил. Но полюбил уже не ту скромную и наивную девушку, которой она была в момент их знакомства, а статную и величавую Татьяну, какою она стала со временем. Вот только любовь ли это? С одной стороны, это могло быть очередное приключение Евгения. Лишь игра, где ему важна только победа, после которой интерес к игре сразу угаснет, вновь разбив женское сердце. Но я все же думаю, Онегин наконец сбросил маску самовлюбленного, равнодушного эгоиста и открыл свое сердце для настоящего, искреннего и светлого чувства. Он наконец нашел то, чего ему так не хватало. То, что оказалось ему необходимо. Он нашел свою любовь. Отказ Татьяны поразил и обескуражил Онегина. Но думаю, это все же изменит его жизнь к лучшему. Ведь он сумел пробудить в себе нежные, искренние чувства, а значит, его душа вовсе не черствая, как могло показаться прежде, а тонкая и ранимая.
    Изучая окончание романа, невольно задумываешься о дальнейшей судьбе героев. Не думаю, что Онегин и Татьяна будут вместе. Им помешает и чувство долга Татьяны перед мужем, и любовь Евгения к ней. Мне кажется, любя Татьяну всем сердцем, он с достоинством примет отказ. Думаю, произошедшие события остепенят Онегина. Ему больше нет смысла продолжать свою жизнь в поисках себя. Ведь он все же понял, чего хотел от жизни все эти долгие годы. Самое главное оказалось простым и обыденным. Но Онегин не хотел замечать, что любить и быть любимым – огромное счастье, ради которого стоит жить.
    Видео по теме:

  3. Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.
    Главный герой романа – блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию – только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.
    Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения – просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.
    К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

    Восприятие окружающего мира Онегиным

    Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.
    О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.
    Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.
    Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

    Трагедия Онегина

    В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.
    Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.
    Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.
    А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

    Нужна помощь в учебе?

  4. (Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей — Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя — Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)
    — Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?
    (Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)
    — Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?
    (Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)
    — Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество?
    (Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44).
    Вывод:
    «Но труд упорный ему был тошен…»
    Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
    Домашнее задание
    1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа?
    2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне.
    3. Индивидуальные задания-сообщения:
    — Кризисные этапы в жизни Онегина — испытание любовью и дружбой.
    — Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?
    — Семья Лариных.
    Задание на перспективу по подгруппам:
    1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы).
    2. Сравнить VII главу с IV главой.
    3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава).
    4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине».
    5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».
    Урок 2
    I. Проверка домашнего задания
    Начнем урок с ответов учащихся на поставленные вопросы в домашнем задании. Слушая ответы, учащиеся вносят свои дополнения и приходят к выводу, что и в деревне вся его деятельность помещика хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
    Ярем он барщины старинной
    Оброком легким заменил…
    не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.
    II. Оформление тетрадей
    Предлагается план работы по теме урока (записан на доске и в тетрадях учащихся).
    1. Кризисные этапы испытания любовью и дружбой.
    2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.
    3. Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.
    4. Любовь к Татьяне — обретение себя истинного, расцвет души.
    III. Сообщения учащихся по предложенному плану
    Сообщения сопровождаются чтением соответствующих строф романа. Учащиеся записывают основные мысли из сообщений.
    После сообщений учащихся перед классом ставятся вопросы.
    — Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе?
    (Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.)
    — В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Евгения?
    (Онегин и Ленский — совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)
    В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают.
    — Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским?
    (Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)
    — Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?
    (Онегин убил… восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.)
    — Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?
    (Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:
    Но чаще занимали страсти
    Умы пустынников моих.
    Ушед от их мятежной власти,
    Онегин говорил об них
    С невольным вздохом сожаленья.)
    — Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу; что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья?
    Ученики отмечают не только романтическую мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни отстаивать их. В портрете Ленского (VI строфа 2-ой главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но создает оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей. Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина.
    — О чем спорили Онегин и Ленский?
    — В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев?
    6-ая глава, в которой гибнет Ленский, и Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:
    Так медленно по скату гор,
    На солнце искрами блистая,
    Сползает глыба снеговая.
    IV. Итог урока
    Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать — brafer — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:
    Мгновенным холодом облитый,
    Онегин к юноше спешит,
    Глядит, зовет его… напрасно:
    Его уж нет.
    В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.
    Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.
    Домашнее задание
    1. Выучить наизусть отрывок из романа «Письмо Онегина к Татьяне» и «Татьяны к Онегину» (на выбор).
    2. Прочитать страницы учебника, ответить на вопросы.
    — Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?
    — Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?
    — Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
    Урок 3
    I. Проверка домашнего задания
    Начинаем урок с чтения наизусть выбранных отрывков (читают часть учащихся, а остальные сдают ассистентам) и с ответов на вопросы домашнего задания. Учащиеся слушают, дополняют ответы товарищей.
    II. Беседа по вопросам
    — Итак, какие новые черты характера обнаруживаются у Онегина после разрыва с обществом?
    — Укажите прямые авторские характеристики Онегина, указывающие на сходство и различие Автора и героя.
    — Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с VII главы, перешло к Татьяне?
    («В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, ни о его занятиях, но смутно догадываемся, что в нем произошли глубокие перемены. Да и Пушкин не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В VII главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина. Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума).
    — Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств?
    (Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)
    — Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества?
    (Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)
    — Как проявил себя Онегин в испытании любовью?
    (Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.)
    — Как характеризует героя испытание дружбой?
    (В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение — обычная «светская злость», а дуэль — следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете — общества.)
    — Итак, в какой же ситуации оказался Онегин?
    (Он стал пленником своего старого кумира — «общественного мненья».)
    — Что привело героя к прежде недоступному миру чувств?
    (Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений»)
    — Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
    III. Подведение итогов
    Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. «Лорда Байрона портрет» и «столбик с куклою чугунной» (Наполеон), конечно, символы веры Онегина, но не боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет, он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое.
    В то же время Онегин претерпевает новый этап в духовном развитии. Он преображается. В нем не остается ничего от прежнего холодного и рассудочного человека — он пылкий влюбленный. Он испытывает впервые настоящее чувство, но оно оборачивается для него драмой.
    Домашнее задание
    1. Составьте план ответа на вопрос: «В чем причины трагического итога жизненного пути Евгения Онегина?»
    2. Напишите сочинения-миниатюры на темы:
    — Способен ли Онегин любить?
    — Что ждет Онегина в будущем?
    3. Сообщения на темы:
    — Сестры Ларины
    — Татьяна — «милый идеал» Пушкина.
    4. Сопоставьте письмо Татьяны с письмом Онегина.

  5. Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?
    В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи — 1810-х годов, определенной сословной группы — петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:
    Ученый малый,но педант:
    Имел он Счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре,
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли;
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.
    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея;
    Как мы Ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита,
    И был глубокий эконом,
    То есть умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.
    Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы — политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.
    Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука — холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.
    Онегин, в отличие от Пушкина, — не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений — «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:
    Все тот же ль он,иль усмирился?
    Иль корчит так же чудака?
    Скажите,чем он возвратился?
    Что нам представит он пока?
    Чем ныне явится?
    Мельмотом,
    Космополитом,патриотом,
    Гарольдом, квакером ,ханжой,
    Иль маской щегольнет иной,
    Иль просто будет добрый малый,
    Как вы да я, как целый свет?
    У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, — стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:
    Я думал: вольность и покой —
    Замена счастью.Боже мой!
    Как я ошибся,как наказан!
    Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

  6. Основной конфликт романа — противоречие между личностью и обществом.
    Переходя от романтического восприятия и воплощения действительности к критическо-реалистическому, Пушкин ставит перед собой задачу объективного, трезвого анализа своей современности в присущих ей противоречиях. С этой поры творчество Пушкина, по замечательной формулировке И. Киреевского, безусловно принятой поэтом, кристаллизуется как «поэзия действительности». В романе, поэтизирующем обычное, повседневное, что было в отечественной романистике новостью, как в зеркале, отражается глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, высший петербургский свет, губернские города (в путешествии Онегина). Границы совершающихся в нем действий: конец 1819 — весна 1825 года. В общей обличительно-сатирической характеристике дворянства поэт не пощадил и родителей Ольги и Татьяны. Однако именно старики Ларины вызывают сочувствие Пушкина. Причина в том, что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Эскизно, пунктирно, но достаточно прямо сказано в романе и о положении крепостных крестьян. Ссылки Маркса и Энгельса на этот роман при объяснении экономических процессов, происходивших в ту пору в России, лишний раз подтверждают его конкретно-историческую верность.

  7. Категория: Сочинения по русской литературе
    Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?
    В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи — 1810-х годов, определенной сословной группы — петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:
    Ученый малый,но педант:
    Имел он Счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре,
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли;
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.
    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея;
    Как мы Ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита,
    И был глубокий эконом,
    То есть умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.
    Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы — политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.
    Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука — холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.
    Онегин, в отличие от Пушкина, — не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений — «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:
    Все тот же ль он,иль усмирился?
    Иль корчит так же чудака?
    Скажите,чем он возвратился?
    Что нам представит он пока?
    Чем ныне явится?
    Мельмотом,
    Космополитом,патриотом,
    Гарольдом, квакером ,ханжой,
    Иль маской щегольнет иной,
    Иль просто будет добрый малый,
    Как вы да я, как целый свет?
    У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, — стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:
    Я думал: вольность и покой —
    Замена счастью.Боже мой!
    Как я ошибся,как наказан!
    Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *