Сочинение на тему два отношения к жизни пирогов и пискарев

10 вариантов

  1. Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.
    Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер»,
    Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.
    В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов – грубый циник. «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе. Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений. «По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».
    В «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя-1 сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.
    Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей,
    Решив составить капитал из пятидесяти тысяч, Шиллер неуклонно следует по намеченному пути. «Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому. Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось». Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

    Похожие сочинения

    Петербург в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Новое!

  2. 2
    Текст добавил: Абрам Линкольн

    СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ “СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИСКАРЕВА И ПИРОГОВА”

    Ответы:

    Пискарёв. Художник, поклонник прекрасного, чувствительный мечтатель; его идеалы и стремления слишком высоки и далеки от бытия огромного жестокого города, его отвратительных реалий.
    Пискарев встречает на Невском проспекте существо воздушное – и сразу влюбляется. Он не видит, что ничего живого нет в кукольном лице девушки, ее красота ложная. Мир лгущих внешностей Невского проспекта привычно обманывает Пискарева. Радость его слепа, счастье его мнимое, он гонится за призраком красоты. Ангел его весьма прозаически живет в 4 этаже публичного дома, и речь доступной красавицы глупа и пошла, как и ее примитивная вульгарная жизнь. Начинается спор красивой мечты с грубой действительностью: страдающий Пискарев ушел из мерской реальности и заблудился в призрачном мире снов, у него идёт разлад между представлениями об идеале (его сны) и действительностью. Художник не может вынести обыденной пошллости и бездушного формализма столичной жизни и заканчивает жизнь самоубийством.
    Поручик Пирогов -человек с Невского проспекта, простодушное, самоуверенное дитя. Он счастлив, ибо во всем доволен. Страсть к пошлым фразам, казарменное волокитство, следование всем модам лихого помещика Ноздрева из “Мертвых душ”. Он хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим.
    Поручик идет на риск (пристаёт к блондинке у неё же дома, у которой есть супруг) и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием» , причем происходит это не без влияния Невского проспекта.

  3. В повести Гоголя «Невский проспект» одним из важных героев на первом плане является Пирогов. Для него в приоритете  это успех, и получить  место по лучше. Это всего лишь мысли, которые живут в его голове. Но он не готов себя трепать, что бы решить какие либо проблемы. Он привык жить, и не напрягаться, и по правилам, он не ощущает в этом надобности. Пирогов предпочитает брать от жизни только самое лучшее, и не о чем не заботится. Ему интересно  только то, что модно или входит в моду, что стало нормой поведения выбранного им общества.
    Пирогов словно притягивает к себе все светское общество, и он старается им подрожать. Такие люди как он любят поговорить на тему литературы, ему нравится  театр, живопись, он даже  оказывает еще одному главному герою Пискареву «покровительство. У Пирогова есть одна большая слабость это – чин. Это то, что он просто обожает, он думает о нем, волнуется, и стремится к нему. Он это больше всего ценит, потому что чин определяет конкретное место в обществе. Пирогов был очень рад  своим чином, который был не так давно произведен, и не смотря на то, что когда он ложился на диван говорил: «это все суета». Не показывая никому, он собой гордился, когда его доставали он старался намекнуть о нем.
    Автор отлично показал, как поменялся человек с чином. То что у него одни отрицательные черты, это не только мешает, но и помогает уверенности в себе, и наглости Пирогова. В обществе, в котором он ни от кого не зависит, он разговаривает не задумываясь.
    В отличие от Пискарева, для которого присуще хорошее отношение к женщинам, Пирогов – грубый нахал. Реакция на сильное оскорбление со стороны Шиллера выявляет, что в нем нет никаких человеческих качеств.
    В этом произведении, Пискарев и Пирогов выставлены, с большой характеристикой  социальных противоречий. Автор делает акцент не легкие жизненные ситуации, художественное умозаключение благодаря которому определяется реалистическая сила и направленность произведения.
    Показывая Пирогова, Гоголь выставляет хозяйство чина над человеком, чрезмерная пошлость.
    Главная тема этого рассказа это жизнь Петербурга и  «маленького человека» в огромном городе  с его воображениями о социуме, которые вызывают непонятность между тем что происходит в действительности, и представлении об идеале. Но и с этим раскрывается меркантильность, и хладнокровие людей. Судьба Пирогова, дана в общественном движении жизни города.  Который гонится лишь за выгодой, и ничего ему больше не интересно. А то, что они погнались за прекрасными незнакомыми девушками это контраст повествования.

  4. 7
    Поразмышляем! Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах? Пирогов и блондинка Пискарев у незнакомки
    8
    Финал преследования Пискарева «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»
    9
    Финал преследования Пирогова «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
    10
    Вывод Пискарев – человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.
    11
    Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева? Сон – эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют Пискареву реальность.
    12
    Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский «Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?… О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»
    13
    Что мы узнаем о характере героя из снов? Пискарев – мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.
    14
    Конец художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904
    15
    Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова? Пирогов – человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.
    16
    Язык и стиль повествования о героях Пискарев Язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя стиль возвышенный Пирогов Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ стиль разговорный
    17
    Выводы Пискарев Пирогов Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях. Мечта Действительность
    18
    Используемые Интернет-ресурсы titles.php?lt=195&author=26&dtls_books =1&title=991&submenu=5

  5. Составьте 5 вопросов на тему:
    “Семья Мироновых”
    (Из повести “Капитанская дочка”)
    Решите пжл. 10?(m+5)+2?(-2 m+3n)=?
    все усміхалося Ганнусі і небо й квіти й дерева і озера блакитні води. Рідний дім вишні у цвіту журливарічка і запашний луг усе це пов’ язано з образом матері. Усе ніби поменшало і звузилося і дорога і гори і стежка і березі і круча над Россю. Спишіть, рохставляюси пропущені розділові знаки.
    Всё будет тебе покорно.(всё будет-это переходный глагол???)
    Помогите пожалуйста!
    Нужно составить ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ, чтобы на концах строк были слова: “Океану, матрос, обезьяну, привёз”.
    ……………. океану
    ……………. матрос
    ……………. обезьяну
    ……………. привёз
    мама сказала 12 мая что поезд на котором приедет папа прибудет в Москву через одни сутки и три часа. петя посмотрел на часы было 17 часов Когда в котором часу прибывает поезд
    -sinx+sinx=1 как решить
    СОЧИНЕНИЕ ПЛИЗ КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА!!!!!!!!
    Вот ПЛАН:
    1.Каким Гринёв приехал в Белогорскую крепость, и каким оставил её навсегда
    2.Под влиянием каких событий В Белогорской крепости произошли изменения в Гринёве
    3.Любовь Гринёва к Маше Мироновой
    4.История отношений Гринёва со Швабриным
    5.Пугачёв и Гринёв
    6.Заключение
    ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!!
    Воздушная разведка обнаружила две большие группировки вражеских танков, причём в первой из них было не более 950 танков. Штандартенфюррер Макс Отто фон Штирлиц получил задание установить точное количество танков. Однажды Айсман проговорился, что вторая группировка недоукомплектована и составляет ровно 95% от первой. Вскоре Штирлиц услышал, как Мюллер сказал, что во вторую группировку поступили новые танки в количестве, составляющем 23% от численности первой группировки, при этом во второй группировке стало более 1000 танков. Вечером радистка Кэт сообщила о выполнении задания. Сколько танков в каждой группировке?
    1 Группа студентов пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плаванья. Сколько информации получат студенты из сообщения, что занятия будут проходить на дорожке №3?
    Ответ:
    2 При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно число N?
    Ответ:
    3 Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
    Ответ:
    4 Загадано слово из 8 букв. Вы попросили открыть 5-ю букву. Сколько информации вы получили, после того, как вам ее открыли?
    Ответ:
    5 В коробке лежит 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?
    Ответ:
    6 Получена телеграмма: «Встречайте, вагон №7». Известно, что в поезде 16 вагонов. Какое количество информации было получено?
    Ответ:
    ДАЮ 29 БАЛЛОВ!!!!!!!!!!!! сРОЧНО, С РЕШЕНИЕМ

  6. 6
    Текст добавил: Рожкова Анна

    Тема
    урока: Сравнительная характеристика Пискарева
    и Пирогова
    (по
    повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
    Цели
    урока:
    составить сравнительную характеристику героев
    повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
    выявить основные
    приемы создания характеров героев;
    проследить, как
    Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;
    учиться обобщать
    литературный материал, формулировать выводы, опираясь на вопросы
    учителя.
    Ход урока.
    I. Слово учителя.
    На
    первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о
    своеобразном герое. Невский проспект – герой повести, соединяющий все её части.
    Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит
    Н.В.Гоголь в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека
    – художник Пискарев и поручик Пирогов.
    Сегодня
    на уроке мы должны
    дать
    характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности
    художника Пискарева и поручика Пирогова,
    назвать
    детали, при помощи которых автор
    создает характеры,
    на
    основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский
    проспект».
    (Работа проводится в группах, каждая
    группа получает план характеристики (см.
    приложение №1 или №2)

    II. Выступление групп и
    обсуждение вопросов:

    1 этап.
    Вопросы к классу: Дается
    ли у Гоголя портрет героев?

    Чем
    заменен портрет?

    (Портрет
    героя заменен социальным портретом, т.е. в
    повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)
    Выступление
    1 группы.

    Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
    «большей частью добрый, кроткий…,
    застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно
    толкующий о любимом предмете»;
    «с истинным наслаждением трудятся над
    своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»;
    «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства»;
    «…считаются учеными и образованными; не
    пропускают
    ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же
    очень любят громко вызывать актеров»;
    «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное
    искусство пускать

    дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»;
    «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое
    достоинство
    »

    Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики
    социальной среды?

    (Из
    такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных
    не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

  7. Невский проспект — сердце Петербурга, сотни разных людей каждый день посещают проспект, все с разными судьбами, характерами, но Невский проспект объединяет всех в одно целое, он-герой произведения, живое существо, зеркало Петербургской жизни.
    Пискарев — бедный скромный художник, застенчивый, преданный своему делу, но хранящий в себе ту искорку чувств, которая вот вот может обратиться в пламя. Он считает себя недостойным девушки, за которой он следовал, робел и дрожал, а когда она обернулась- весь мир перевернулся в нем, он ощутил столько счастья в этот момент, сколько не ощущал никогда в жизни, он боялся что незнакомка не оценит его старания и возненавидит несчастного художника.
    В то время как Пирогов, самоуверенный и самовлюбленный, совершенно уверен, что фортуна в его руках, и без всяких сомнений следует за незнакомкой. Но обоих людей постигает несчастье в этом деле.
    Пискарев не мог смириться и забыть свою незнакомку. В тот вечер убежав от нее, он заснул и ему приснился сон, как она позвала его на бал и объяснилась ему, что она не такая, за какую он принял ее при первой встрече. Она видится ему еще прекраснее, чем раньше. И он идет на все чтобы еще уснуть и увидеться с ней, бежит за опиумом. Сны его посещает долгое время всякая чепуха, и снова она, он уже женат на ней и они счастливы. И просыпаясь, он решает что женится на ней, прибегает к ее дому, но видит что она совершенно не такая, как во сне, она полна корысти, пошлости, легкомысленности, и он бежит прочь домой и заканчивает свою жизнь самоубийством. Для Пискарева это событие было целой жизнью, для Пирогова — всего лишь игрой.
    Невский проспект. Благодаря ему произошли два этих события, которые так трагично отразились в судьбе человека. Это место с вечными загадками и вечным обманом. Таким образом, контраст героев в изображении повести создан для того, чтобы показать различия между судьбами высоких чинов и мелких, совсем ничего не значивших для всего окружающего мира людей. Со всеми судьба обходится по-разному, все переживают события по-разному, в зависимости от характера людей. «Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Все происходит наоборот.»

  8. Рабочие материалы для учителя

    Из истории создания повести
    «Невский проспект» впервые был опубликован в
    сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую
    оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать
    над повестью в период создания «Вечеров на
    хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
    записной книге сохранились наброски «Невского
    проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи
    перед Рождеством» и «Портретом».
    Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки
    сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель»
    (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам
    писатель не объединял их в особый цикл. Все они
    написаны в разное время, не имеют общего
    повествователя или вымышленного издателя,
    однако вошли в русскую литературу и культуру как
    художественное целое, как цикл. Это произошло
    потому, что повести объединены общностью
    тематики (жизнь Петербурга), проблематики
    (отражение общественных противоречий), схожестью
    основного героя (“маленький человек”),
    целостностью авторской позиции (сатирическое
    разоблачение пороков людей и общества).

    Тематика повести

    Основная тема повести — жизнь Петербурга и
    судьба “маленького человека” в большом городе с
    его социальными контрастами, вызывающими разлад
    между представлениями об идеале и
    действительностью. Вместе с основной
    раскрываются темы равнодушия людей, подмены
    духовности меркантильными1
    интересами, продажности любви, пагубного влияния
    наркотиков на человека.
    Сюжет и композиция повести
    Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.
    — Какую роль играет описание Невского
    проспекта в начале повести?
    — Какой момент является завязкой действия?
    — Как складывается судьба Пискарёва?
    — Как складывается судьба Пирогова?
    — Какую роль играет описание Невского
    проспекта в финале повести?
    Гоголь соединяет в повести изображение общих,
    типичных сторон жизни большого города с судьбой
    отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга
    раскрывается в описании Невского проспекта, а
    также в авторских обобщениях по ходу
    повествования. Таким образом, судьба героя дана в
    общем движении жизни города.
    Описание Невского проспекта в начале повести
    является экспозицией. Неожиданный возглас
    поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их
    диалог и следование за прекрасными незнакомками
    — завязка действия с двумя контрастными
    развязками. Завершается повесть также описанием
    Невского проспекта и рассуждением автора о нём,
    что является композиционным приёмом, содержащим
    и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.
    Описание Невского проспекта
    Рассматривается в ходе беседы. Примерные
    вопросы.
    — Какую роль играет Невский проспект в жизни
    города, как к нему относится автор?
    — Как показаны социальные контрасты и
    разобщённость жителей города?
    — Как выявляется несоответствие показной
    стороны жизни дворянского сословия и его
    истинной сущности? Какие качества людей
    высмеивает автор?
    — Как возникает мотив демона в описании
    вечернего Невского проспекта в начале повести?
    Как он продолжен в дальнейшем повествовании?
    — Как связаны описания Невского проспекта в
    начале повести и в финале?
    Автор начинает повествование
    торжественно-приподнятыми фразами о Невском
    проспекте и отмечает, что это “всеобщая
    коммуникация2
    Петербурга”, место, где можно получить “верные
    известия” лучше, чем в адрес-календаре или в
    справочной службе, это место для гуляния, это
    “выставка всех лучших произведений человека”.
    Вместе с тем Невский проспект — это зеркало
    столицы, в котором отражается её жизнь, это
    олицетворение всего Петербурга с его
    разительными контрастами.
    Литературоведы считают, что описание Невского
    проспекта в начале повести представляет собой
    своеобразный “физиологический” очерк
    Петербурга. Его изображение в разное время суток
    позволяет автору охарактеризовать социальную
    структуру города. В первую очередь он выделяет
    простых людей-тружеников, на ком держится вся
    жизнь, и для них Невский проспект не является
    целью, “он служит только средством”.
    Простым людям противопоставлено дворянство,
    для которого Невский проспект составляет цель —
    это место, где можно показать себя. Иронией
    пронизан рассказ о “педагогическом” Невском
    проспекте с “гувернёрами всех наций” и их
    воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках,
    гуляющих по проспекту.
    Показывая фальшь Невского проспекта,
    скрывающуюся за его парадным видом изнанку
    жизни, трагическую её сторону, разоблачая
    пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их
    лицемерие, автор использует ироническую
    патетику. Это подчёркивается тем, что вместо
    людей действуют детали их внешнего облика или
    одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким
    пером, никакою кистью неизобразимые
    Тысячи сортов шляпок, платьев, платков
    Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не
    снились никогда А какие встретите вы
    длинные рукава”.
    Описание проспекта дано в реалистическом
    плане, вместе с тем рассказ о переменах на
    Невском предваряется фразой: “Какая быстрая
    свершается на нём фантасмагория3 в течение одного только дня”.
    Иллюзорность4,
    обманчивость вечернего Невского проспекта
    объясняется не только сумерками, причудливым
    светом фонарей и ламп, но и действием
    безотчётной, таинственной силы, влияющей на
    человека: “В это время чувствуется какая-то цель
    или, лучше, что-то похожее на цель, что-то
    чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и
    становятся вообще очень неровны. Длинные тени
    мелькают по стенам мостовой и чуть не достают
    головами Полицейского моста”. Так в описание
    Невского проспекта включаются фантастика и
    мотив демона.
    Переживания и поступки героя объясняются,
    казалось бы, его психологическим состоянием,
    однако могут быть восприняты и как действия
    демона: “…Красавица оглянулась, и ему
    показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на
    губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим
    Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими
    лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и
    ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз,
    будка валилась к нему навстречу, и алебарда
    часового вместе с золотыми словами вывески и
    нарисованными ножницами блестела, казалось, на
    самой реснице его глаз. И всё это произвёл один
    взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не
    слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким
    следам прекрасных ножек…”
    Так же двояко может быть объяснён и
    фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная
    пестрота лиц привела его в совершенное
    замешательство; ему казалось, что какой-то демон
    искрошил весь мир на множество разных кусков и
    все эти куски без смысла, без толку смешал
    вместе”.
    В финале повести мотив демона проявляется
    открыто: источником лжи и фальши непостижимой
    игры с судьбами людей, по мнению автора, является
    демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту!
    Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
    Он лжёт во всякое время, этот Невский
    проспект, но более всего, когда ночь сгущённою
    массою наляжет на него и отделит белые и палевые
    стены домов, когда весь город превратится в гром
    и блеск, мириады карет валятся с мостов,
    форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам
    демон зажигает лампы для того только, чтобы
    показать всё в ненастоящем виде”.
    Художник Пискарёв
    Примерные вопросы для беседы.
    — Как автор характеризует Пискарёва —
    художника и человека?
    — Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как
    автор передаёт его чувство?
    — Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв
    бежал из “отвратительного приюта”?
    — Как меняется внешний вид девушки?
    — Как выражено авторское отношение к
    красавице, как связан с ней мотив демона?
    — Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь
    иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему
    реальную жизнь?
    — Почему автор называет план Пискарёва
    жениться на проститутке легкомысленным? Как это
    подтвердилось?
    — Как погиб Пискарёв, почему он неправ в
    своём безумном поступке?
    Пискарёв — молодой человек, художник,
    принадлежит к людям искусства, и в этом его
    необычность. Автор говорит, что он относится к
    “классу” художников, к “странному сословию”,
    подчёркивая тем самым типичность героя.
    Как и других молодых художников Петербурга,
    автор характеризует Пискарёва как небогатого
    человека, живущего в маленькой комнате,
    довольствующегося тем, что у него есть, но
    стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий,
    скромный, детски-простодушный, носивший в себе
    искру таланта, может быть, со временем
    вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия
    героя5 подчёркивает
    его обычность, напоминает о типе “маленького
    человека” в литературе.
    Пискарёв верит в гармонию добра и красоты,
    чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он
    пошёл вслед за незнакомкой только потому, что
    увидел в ней идеал красоты и непорочности, она
    напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка
    оказалась проституткой, и Пискарёв трагически
    переживает крушение идеалов. Очарование красоты
    и невинности оказалось обманом. Беспощадная
    действительность разрушила его мечты, и художник
    бежал из отвратительного приюта, куда привела
    его семнадцатилетняя красавица, красота которой,
    не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с
    улыбкой, исполненной “какой-то жалкой
    наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и
    пошло как будто вместе с непорочностью
    оставляет и ум человека”.
    Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва,
    с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира,
    венец творения, обратилась в какое-то странное
    двусмысленное существо, где она вместе с
    чистотою души лишилась всего женского и
    отвратительно присвоила себе ухватки и наглости
    мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем
    прекрасным и так отличным от нас существом”.
    Пискарёв не в силах перенести того, что красота
    женщины, дающей миру новую жизнь, может быть
    предметом торговли, ведь это поругание красоты,
    любви и человечности. Им овладело чувство
    “раздирающей жалости”, отмечает автор и
    объясняет: “В самом деле, никогда жалость так
    сильно не овладевает нами, как при виде красоты,
    тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы
    ещё безобразие дружилось с ним, но красота,
    красота нежная… она только с одной
    непорочностью и чистотой сливается в наших
    мыслях”.
    Находясь в сильном психологическом напряжении,
    Пискарёв видит сон, в котором его красавица
    предстаёт как светская дама, пытающаяся
    объяснить посещение приюта своей тайной. Сон
    внушил Пискарёву надежду, которая разрушена
    жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный
    образ являлся ему почти каждый день, всегда в
    положении, противоположном действительности,
    потому что мысли его были совершенно чисты, как
    мысли ребёнка”. Поэтому он пытается
    искусственно, принимая наркотик, уйти в мир
    сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не
    могут заменить реальную жизнь.
    Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о
    скромной жизни, обеспеченной собственным трудом,
    отвергнута падшей красавицей. “Как можно! —
    прервала она речь с выражением какого-то
    презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы
    заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор
    говорит: “В этих словах выразилась вся низкая,
    презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и
    праздности, верных спутников разврата”. И далее
    в размышлениях автора о красавице опять
    возникает мотив демона: “…Она была какою-то
    ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить
    гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”.
    За время, которое художник не видел девушку, она
    изменилась к худшему — бессонные ночи разврата,
    пьянство отразились на её лице.
    Бедный художник не мог пережить, по выражению
    автора, “вечный раздор мечты с
    существенностью”. Он не выдержал столкновения с
    суровой действительностью, наркотик разрушил
    его психику окончательно, лишил возможности
    заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв
    кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом
    безумном поступке: христианская религия считает
    жизнь величайшим благом, а самоубийство большим
    грехом. Также и с точки зрения светской
    нравственности лишение себя жизни недопустимо —
    это пассивная форма разрешения жизненных
    противоречий, ибо деятельный человек всегда
    может найти выход из самых сложных, казалось бы,
    неразрешимых ситуаций.
    Описанием бедных похорон Пискарёва автор
    выражает своё отношение к социальному
    неравенству, выступающему за парадной
    внешностью города, вызывает чувство сострадания
    к простым людям, подчёркивает бессмысленность
    гибели художника.
    Поручик Пирогов
    Примерные вопросы для беседы.
    — Как автор характеризует Пирогова? Как
    отмечает типичность героя?
    — Почему Пирогов пошёл за блондинкой?
    — Куда попал Пирогов вслед за красавицей,
    кем она оказалась?
    — Почему Пирогов ухаживает за замужней
    дамой?
    — Что высмеивается в образе Шиллера?
    — Чем кончается история Пирогова?
    — Что высмеивается в образе Пирогова, как
    автор это делает?
    — В чём смысл сопоставления образов
    Пискарёва и Пирогова?
    О поручике Пирогове автор говорит, что такие,
    как он, офицеры составляют “в Петербурге
    какой-то средний класс общества”, подчёркивая
    этим типичность героя. Рассказывая об этих
    офицерах, автор, конечно же, характеризует и
    Пирогова.
    В своём кругу они считаются образованными
    людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят
    потолковать о литературе: “хвалят Булгарина,
    Пушкина и Греча и говорят с презрением и
    остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то
    есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина,
    иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы
    показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться
    до полковничьего чина”, достичь обеспеченного
    положения. Они обычно “женятся на купеческой
    дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею
    тысяч или около того наличных и кучею брадатой
    родни”.
    Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о
    его талантах, на самом деле раскрывает такие его
    черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
    самоуверенная пошлость, стремление подражать
    тому, что входит в моду у избранной публики.
    Наглядным примером подтверждает автор, что
    главный предмет дум и стремлений Пирогова — это
    чин. К людям ниже его по чину он относится
    высокомерно.
    Любовь для Пирогова — лишь интересное
    приключение, “интрижка”, которой можно
    похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько
    не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой
    ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность
    его и блестящий чин дают ему полное право на её
    внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами
    о жизненных проблемах, стремится к
    удовольствиям.
    Испытанием чести и достоинства Пирогова
    явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер.
    Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил
    полное отсутствие человеческого достоинства: “с
    удовольствием провёл вечер и так отличился в
    мазурке, что привёл в восторг не только дам, но
    даже и кавалеров”.
    Образы Пирогова и Пискарёва связаны с
    противоположными нравственными началами в
    характерах героев. Комический образ Пирогова
    противопоставлен трагическому образу Пискарёва.
    “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они
    начали в один день, в один час преследование
    своих красавиц, и как различны для обоих них были
    следствия этих преследований! О, какой смысл
    скрыт в этом контрасте! И какое действие
    производит этот контраст!” — писал
    В.Г. Белинский.
    Шиллер, жестяных дел мастер
    Образы немцев-ремесленников — жестяных дел
    мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра
    Кунца — дополняют социальную картину
    Петербурга. Шиллер — воплощение
    меркантильности. Накопление денег составляет
    цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий
    расчёт, ограничение себя во всём, подавление
    искренних человеческих чувств определяют его
    поведение. Вместе с тем ревность пробуждает
    чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в
    пьяном виде, не думая в этот момент о
    последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.
    Вопросы и задания для учащихся
    — Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя
    «Невский проспект».
    — Напишите сравнительную характеристику
    Пискарёва и Пирогова.
    — Напишите сочинение на тему
    «Художественное своеобразие повести
    Н.В. Гоголя “Невский проспект”».
    Можно использовать примерный план:
    1. Композиция повести.
    2. Значение контраста в повести.
    3. Роль фантастики, мотив демона.
    4. Фамилии героев, отсутствие имён.
    5. Патетика и сатира в повести, приёмы
    создания, примеры.

    Примечания

    1 Меркантильный
    излишне расчётливый, торгашеский (книжн.,
    неодобр.
    ).
    2 Коммуникация
    здесь: путь, связывающий части города.
    3 Фантасмагория
    причудливое, бредовое видение.
    4 Иллюзия
    1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто
    несбыточное, мечта.
    5 В черновой редакции
    фамилия героя была Палитрин.
    6 Имеется в виду
    картина художника Перуджино (1446–1524), учителя
    Рафаэля.

  9. Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей – поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.
    Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается… Это было во сне.
    С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

    История с Пироговым

    Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

    Жизненные цели

    Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

    Чин

    Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.
    Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

  10. Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.
    Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил:
    «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?»
    Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер», Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.
    В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов – грубый циник. «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе. Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений. «По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».
    В «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.
    Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей.
    Решив составить капитал из пятидесяти тысяч, Шиллер неуклонно следует по намеченному пути. «Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому. Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось». Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *