Сочинение на тему две силы в поэме лермонтова песни

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Компас земной

    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  2. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

    Похожие сочинения

    Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк…смотреть целиком
    Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
    Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
    1. Поступок Кирибеевича, который положил начало конфликту. 2. Народность образа Калашникова. 3. Трагедийность конфликта, изображенного в поэме.
    Произведение…смотреть целиком
    Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
    М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал…смотреть целиком
    Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…»)
    Во семье родилась она купеческой,
    Прозывается Аленой Дмитревной.
    М. Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго…смотреть целиком
    Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, «буйный молодец». Полюбил он купеческую…смотреть целиком
    Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
    И пошли дары драгоценные
    Не полюбишься – не прогневайся».
    Фольклорная основа «Песни…» выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем самым фольклор в «Песне…»…смотреть целиком
    Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
    Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
    Тучки серые разгоняючи,
    Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
    И бугор земли сырой тут насыпали,
    Напротив, Степан Калашников
    В этом пейзажном описании поэтически передано и величие будущего поединка, и…смотреть целиком

  3. Тема: – Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»

    М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
    Поэма «Песня про… удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие».
    Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
    Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:
    Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил— за святую правду-матушку».
    На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться». Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага.
    Отстаивая правду, честь и «закон господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    …Я убил его вольной волею,
    А за что, про что — не скажу тебе,
    Скажу только Богу единому.
    Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать…
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
    Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.

  4. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    Опозорил семью нашу честную
    Злой опричник царский Кирибеевич;
    А такой обиды не стерпеть душе
    Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    Я убил его вольной волею,
    А за что, про что — не скажу тебе,
    Скажу только Богу единому.
    Душевное величие, истинная человечность
    слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.
    Понравилось сочинение » Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», тогда жми кнопку

  5. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, «буйный молодец». Полюбил он купеческую дочь Алену Дмитревну:
    Не найти, не сыскать такой красавицы:
    Ходит плавно — будто лебедушка;
    Смотрит сладко — как голубушка;
    Молвит слово — соловей поет…
    Однако любовь эта была грешной перед богом и запретной перед людьми, потому что красавица была женой купца Степана Парамоновича Калашникова. Поэтому и прятал Кирибеевич свое чувство от людей, и царя обманул, не постыдившись. Только о себе умел думать молодой опричник. Как вор, повстречался он вечером на пути у Алены Дмитревны, не заботясь о ее чувствах, не думая, что может разрушить семью. Бесчестный и лицемерный, Кирибеевич, добиваясь любви, обещал ей подарки и богатство, но Алена Дмитревна, храня верность мужу и свою честь, сумела убежать. К любимому и любящему мужу и обратилась за защитой «верная жена»:
    Опозорил он, осрамил меня,
    Меня честную, непорочную, —
    И что скажут злые соседушки,
    И кому на глаза покажусь теперь?
    Возмутился Степан Парамонович подлым поступком «злого опричника царского» Кирибеевича. Стремясь защитить опозоренную честь семьи, решил он биться с обидчиком: «Буду насмерть биться, до последних сил». Вступившись за честь и правду, он одержал над противником победу, наказав «бусурманского сына». Еще выше поднимает в наших глазах купца Калашникова то, что, признавшись царю в умышленном убийстве, он не стал раскрывать истинных причин, рассудив, что это дело семейное. Тем самым он не только сохранил честное имя своей жены, но и не стал унижать перед царем его любимого опричника. Гордо и с достоинством принял купец несправедливую смерть, утверждая ею победу настоящей любви и чести над подлостью и коварством.

  6. Тема урока: «Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова
    «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
    и удалого купца Калашникова»            7 класс.
    Цели и задачи урока:
    Цель урока: формирование представления о «двух силах», представленных в  поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»
    Задачи урока:
    Образовательные. Создать условия для:
    1. знакомства учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
    2. знакомства учащихся с иллюстрациями к поэме «Песня про … купца Калашникова»;
    3. обучения аналитическому чтению;
    4. освоения текста художественного произведения в единстве формы и содержания (от композиции к сюжету).
    Развивающие. Создать условия для:
    развития умение работать с художественным текстом;
    формирования навыков анализа текста;
    реализации  творческих и аналитических способностей обучащихся;
    развитие информационной компетенции обучащихся через осмысление понятия «опричнина», её сущности, причины.
    Воспитательная. Создать условия для:
    1. воспитания у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова;
    2. формирования у обучащихся читательской культуры;
    3. воспитания духовно развитой личности готовой к самопознанию, участие в диалоге, готовой принимать решение в условиях морального выбора между добром и злом, ценностного отношения к человеческой личности.
    Методы обучения:
    Эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
    Функциональное исследование художественного текста (выявление отношений и зависимостей между отдельными главами);
    Структурное обобщение (через исследование текста произведения к композиционной        целостности и авторскому замыслу);
    Демонстрационный ряд:
    Иллюстрации Билибина, В.Кустодиева,В.Васнецова и других художников к «Песне…про купца Калашникова».
    Оборудование:
    Учебник-хрестоматия по литературе (часть 1), тетради, интерактивная доска (ИД), мультимедийный проектор.
    Ход урока
    Организационный  момент: сообщение темы (запись на доске) и целей урока.
    Актуализация знаний через проверку домашнего задания.
    Задание д/з: определить элементы композиции «Песни про … купца Калашникова», расположить их в порядке развития сюжета, подтвердить цитированием. Сделать запись в тетради.
    Результат:
    Элементы композиции
    Цитаты
    1.        Экспозиция
    То за трапезой сидит во златом венце
    Сидит грозный царь Иван Васильевич,
    Позади его стоят стольники,
    Супротив его все бояре да князья, по бокам его всё опричники.
    2.        Завязка
    И послышалось мне, будто снег хрустить
    Оглянулася – человек бежит…
    И он стал меня целовать – ласкать
    И цалуя, все приговаривал:
    «Отвечай мне, чего тебе надобно
    Моя милая, драгоценная!»
    3.        Развитие действия
    И приходить  он в свой высокий дом
    И дивится Степан Парамонович
    Не встречает  его молодая жена,
    Не накрыт дубовый стол белой скатертью.
    4.        Кульминация
    Как сходилися, собиралися
    Удалые бойцы московкие
    На Москву-реку, на кулачный бой,
    «…
    Кто побьёт кого, того царь наградит;
    А кто будет побит, тому Бог простит!»
    5.        Развязка
    Разгуляться для праздника, потешиться…
    Как на площади народ собирается
    Заунывный гудит-воет колокол
    Разглашает весть небодрую..
    6.        Эпилог
    Схоронили его за Москвой-рекой,
    На чистом поле промеж трех дорог,
    Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской…
    И проходят мимо люди добрые…
    (Если учащиеся, которые отвечают,  не в полной мере справились с цитатами, то учитель обращается к классу за помаслю: «А кто по-другому определил цитатную композицию произведения?»)
    Учитель.
    Обратимся к теме нашего урока: образы каких героев воплощают понятия «сила власти » и «сила правды».  Дадим характеристику нашим героям: Кирибеевичу и Калашникову. Язык поэмы, детали погружают нас в эпоху  Ивана грозного и мы попытаемся  определить характеры тех людей, которые создаёт, выковывает это нелегкое время.
    На ИД  герои произведения М.Лермонтова:
    царь Иван Грозный,  купец Калашников, опричник Кирибеевич.
    Учитель.
    Обратимся к цитатам домашнего задания. Прочитаем экспозицию поэмы (читает ученик. Каким вы видите царя. Какие слова помогут нам дать его характеристику (центральные слова подчеркнуты)?
    (учащиеся указывают на его положение (златой венец),превосходство (расположение гостей: кто защищает, кто явный противник, кто прислуга, которую он не боится), эпитет ГРОЗНЫЙ указывает на черты характера)
    Вывод: Иван Грозный — олицетворение власти власти.
    Учитель.
    Прочитаем цитату «завязки». О каком герое она? (ученики: об опричнике). Скажите, возможно ли было такое поведение человека на улице и почему? (ученики: нет).
    Найдем отрывок диалога опричника с царем во время пира, где Кирибеевич говорит о своей печали (стр.164).Учащиеся зачитывают фрагмент. «Государь ты  наш, Иван Васильевич…»
    –  Найдите слова, которые раскрывают его характер, обратите внимание на эпитеты и метафоры.
    Дети выделяют «сердце жаркое», «дума черная», «плечи богатырские»,  «…не кори ты раба недостойного…». Раскрывают смысл: «дума черная»- задумал плохое дело, «сердце жаркое»- полюбил кого – то и думает об этом постоянно,  «…не кори ты раба недостойного…»- примирение с властью.
    Вывод: опричник – человек власти (общается с царем во время пира, поведение на улице недостойное), физически селен.
    Учитель.
    – обратимся к третьей цитате композиции. Прочитаем её. На какие эпитеты мы должны обратить внимание? «высокий дом», «дубовый стол», «белая скатерть».
    – Какую характеристику они дают купцу?
    Ученики: «высокий дом» – близок к Богу, а, значит, к истине;  «дубовый стол» – крепость духа, семейных традиций; «белая скатерть»- чистота  мыслей, поведения.
    Вывод: купец – человек правды.
    Учитель.
    Итак, в поэме две силы. Какие и кто их олицетворяет?
    Ученик.
    Сила власти (царь и опричник) и сила правды (купец).
    Столкновение между двумя силами
    Учитель
    Прочитаем кульминационный момент
    – Вспомним, какова цель для каждого героя кулачного боя? (цель для царя-потешиться, для опричника – потешить царя, для купца- постоять за святую правду )
    – Почему автор изобразил Кириеевича и Калашникова одинаково  по силе? (Оба лихие, удалые бойцы).
    – Обратим внимание на строки, где начинается поединок. Чтение боя (с.174-175)
    – Найдем цитаты: кому кланяется опричник и кому купец? (опричник «Царю молча в пояс кланяется», купец «Поклонился прежде царю грозному, После белому кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому»).
    – Найдем цитаты, где царь ведет допрос Калашникова.
    – Есть ли в вопросе царя срытая угроза?
    –  Почему купец, живущий по законам правды, отвечает неправду?
    – Почему царь не сдерживает своё слово по отношению к купцу-победителю (Кто побьёт кого, того царь наградит…)
    Учитель
    – Обратимся к развязке поэмы, прочитаем её. Найдем эпитеты.
    – Почему автор  использует именно эти слова? («заунывный колокол»,  «весть недобрая»).
    – Какое настроение передают слова  этой части поэмы?
    – Победила сила власти или сила правды?
    –  В каких строках воплощена мысль народная о том, что народ все равно  помнит о Калашникове.
    Ученики указывают на эпилог произведения. Чтут память безымянного человека именно добрые люди.
    5. Вывод урока:
    Произведения художественной литературы формируют в нас те нравственные ориентиры, нравственные маяки, которым мы можем следовать. Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе. Подвиг делает человека не только бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшие качества и порывы. История учит нас, и эти уроки мы не должны забывать. Я хочу закончить урок строками поэта Смелякова:
    История не терпит суесловья.
    Трудна её народная стезя,
    Её страницы, залитые кровью,
    Нельзя бездумною любовью
    И не любить без памяти нельзя
    Домашнее задание:
    Мини-сочинение  по изученному произведению «Дороги, которые мы выбираем».

  7. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы.
    шников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  8. М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека. Поэма «Песня про… удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие». Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова.
    Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев. Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил— за святую правду-матушку». На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю: …Я убил его вольной волею, А за что, про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому.
    Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича: Поклонитесь от меня Алене Дмитревне Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать… Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества.
    Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом. Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже.
    Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным. Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.

  9. Одним из главных действующих лиц одноименного произведения М.Ю. Лермонтова является купец Степан Калашников.
    Степан честный и справедливый человек. Он занимается купеческим делом. Голос у него ласковый, товары качественные. Он любит свою молодую жену и маленьких детишек.
    Когда он возвращается домой и не находит жены дома, он начинает волноваться за нее. Когда жена возвращается растрепанная и в порванной одежде, Степан не бьет ее, а расспрашивает о том, что случилось. Он узнает об обидчике своей жены и семьи. Степан понимает, что его жена и семья опорочены. Смыть такой позор можно только кровью. Поэтому Степан решается вызвать на бой царского опричника. Но действует он обдуманно. Перед тем, как идти на кулачные бои, он зовет на беседу своих братьев, чтобы дать им распоряжения на случай своей смерти.
    Степан смело бьется с Кирибеевичем и убивает его одним ударом. Степан понимает, что за это его ждет смерть. Он не боится умереть, он смело разговаривает с царем. Степан просит напоследок царя, не оставлять его семью. Помочь жене, детям и братьям. Степан не страшится смерти. Он лишь просит жену не говорить о причинах его смерти детям.
    Степан очень смелый и честный человек. Он показал всем людям, что надо бороться за честь своей семьи, неважно какой пост занимает тот, кто опозорил семью.

  10. 10
    Текст добавил: РеаЛьныЙ ПарЕнь

    М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
    Поэма «Песня про… удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие».
    Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
    Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:
    Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил— за святую правду-матушку».
    На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться». Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага.
    Отстаивая правду, честь и «закон господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    …Я убил его вольной волею,
    А за что, про что — не скажу тебе,
    Скажу только Богу единому.
    Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать…
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
    Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.
    ?

  11. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
    «Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
    Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
    В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
    Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцалуи его окаянные…
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали…
    Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
    Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
    Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать;
    Поклонитесь дому родительскому,
    Поклонитесь всем нашим товарищам,
    Помолитесь сами в церкви божией
    Вы за душу мою, душу грешную!
    Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
    Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
    Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
    Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
    Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
    Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
    Беру!

  12. XVI век – начало новой эры во всем мире. Со второй половины XV
    столетия начинается величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до
    того времени человечеством. Идёт борьба за свободу мысли. Начинается
    расцвет науки и искусства. Это эпоха Коперника и Джордано Бруно, Бэкона и
    Галилея, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рабле, Сервантеса и
    Шекспира. Люди того времени охвачены духом смелых исканий. На протяжении
    двух с половиной веков Европа была оторвана от Востока турками и татарами.
    На пороге XVI столетия европейцы начинают искать свободных путей на Восток.
    Смельчаки отправляются в далекие морские плавания. Это Магеллан, Васко да
    Гама, Колумб. Они открывают новые пути и земли. Русские смельчаки во главе
    с Ермаком проникают вглубь Сибири. Некоторые из «торговых мужиков», как
    тогда называли в России купцов, ездили далеко на восток или отправлялись на
    утлых суденышках в заморские страны, подвергаясь опасности крушения и
    гибели в бурных волнах Студёного (Белого) и Западного (Балтийского) морей.
    К могучим натурам того времени относится и герой поэмы Степан Парамонович
    Калашников. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь
    сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой,
    негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего
    времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России.
    Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические
    условия не дали ему возможности это выполнить. Молодой опричник Кирибеевич
    изображен Лермонтовым как «добрый молодец». Его любовь к Алёне Дмитриевне
    не каприз, а серьезное чувство. Зная, что она его не любит, он просит царя
    отпустить его в приволжские степи, где он сложит свою «буйную головушку»,
    которая от черной думы к земле клонится. Его «очи слёзные коршун выклюет»,
    его «кости серые дождик вымоет». Но Кирибеевич гибнет не в битвах с
    врагами, а на поединке с Калашниковым. Этот поединок Лермонтов дал, как бой двух русских богатырей, равных по
    своей силе: «богатырский бой начинается». Победителем в нём оказался тот,
    на чьей стороне справедливость. Лермонтов показал, какое значение имеет для
    победы моральное превосходство противника. Ещё никто не побеждал в бою
    Кирибеевича: его победил только тот, кто боролся за правду. Вызывая на бой
    «супротивника», богатыри, чтобы раззадорить других бойцов, хвастались свое
    силой. Точно также подсмеивается над плохими бойцами и Кирибеевич:
    «Присмирели небойсь, призадумались!» Толпа раздвигается в обе стороны, и
    выходит Степан Парамонович. Кулачные бои были широко распространены в годы
    Лермонтова. По праздникам, на льду большого пруда в деревне Тарханы, где
    прошло детство поэта, собирались крестьяне, «разгуляться для праздника,
    потешиться». Бойцов окружала громадная толпа зрителей, а случалось,
    присутствовал Лермонтов. Народная поэзия имела своеобразную технику,
    выработанную веками. Существовал целый ряд художественных приемов для
    описания наружности, костюма, седлания коня, выхода бойцов и т.д.
    Овладевший этими приёмами не только запоминал былины, но и мог вносить свои
    добавления, импровизировал, не нарушая целостности впечатления. Художественными приёмами устного народного творчества мастерски владел
    Лермонтов. Его «Песня» так музыкальна, что могла бы исполняться под
    «гуслярный звон». Поэтический мир «Песни» Лермонтова – это мир русской
    народной поэзии, а её действующие лица будто вышли из народных песен и
    сказок. Голубь сизокрылый – добрый молодец опричник Кирибеевич, сизый орёл
    – удалой купец Калашников, зоркий ястреб – грозный царь Иван Васильевич,
    лебедь белая, лебедушка – красавица Алёна Дмитриевна – все они как живые
    проходят перед нами. Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими
    красками, как это в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные,
    грудь белая, чёрный соболь, белый снег, солнце красное. Кирибеевич также
    одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, чёрным
    соболем оторчённая. И песенной красавицей выглядит Алёна Дмитриевна с её
    румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами. «Песня» Лермонтова –
    эпическое произведение. Она начинается с особого вступления, или «запева».
    «Запев» подготавливает слушателей, вводит их в настроение произведения, в
    ритм стиха, помогает сосредоточиться на содержании: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! А дальше следует «зачит», начало самого повествования: Не сияет на небе солнце красное… Стройность – её отличительная черта. Она делится на три части, из
    которых каждая завершается припевом «весёлых молодцов»: Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! Заканчивается «Песня»обычным величанием всех присутствующих. Интерес к
    народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого века был велик.
    Пушкин много народных песен включил в «Капитанскую дочку». Гоголь написал
    свои «Вечера на хуторе близ Диканьки» на основе изучения народного
    творчества Украины. Народные песни собирали многие писатели, с которыми
    Лермонтов был знаком. Но особенно большим поклонником народной поэзии был
    ближайший друг Лермонтова Святослав Раевский, сосланный за распространение
    стихов Лермонтова, написанных на смерть Пушкина. С русской народной поэзией Лермонтов, выросший среди народа, был
    знаком с детства. В саду, в деревне, в поле – песни звучали всюду. Среди
    гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой у родственников,
    были распространены песни про Ивана Грозного. «Если захочу вдаться в поэзию
    народную, то верное нигде не буду искать её, как в народных песнях,» –
    писал Лермонтов в своей тетради, когда ему было пятнадцать лет. В то время
    он жил в Москве. Проводя летние каникулы под Москвой, в Середникове, юный
    поэт собирал народные песни. Был знаком он и с имевшимися тогда печатными
    сборниками. В пансионе и дома Лермонтов учился у А.Ф. Мерзлякова,
    преклонявшегося перед народным творчеством, в русских песнях видевшего
    «русскую правду, русскую доблесть». В пансионе юный поэт занимался у
    комментатора «Слова о полку Игореве» профессора Дубенского, автора труда о
    народном стихосложении. Раскрывая богатство стихотворных ритмов народного
    творчества, Дубенский призывал писателей искать тайну стихотворного склада
    в русских песнях. Лермонтов, по-видимому, внимательно прислушивался к этим
    советам, так как ещё в пансионе у него были опыты с тоническим стихом,
    каким создавал народ свои произведения. Вот почему не удивительно, что
    гениальный наш поэт написал свою «Песню про купца Калашникова» как
    подлинный сказитель-импровизатор и, по словам Белинского, «вошёл в царство
    народности как её полный властелин». Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко как голубушка; Молвит слово – соловей поёт… И здесь, как в «Измаил-Бее», снова встречаем любимых героев
    Лермонтова: народных певцов. На этот раз это русские народные певцы и
    артисты гусляры-скоморохи. Как и царь Иван Васильевич, как Кирибеевич и сам
    Калашников, гусляры-скоморохи такие же герои поэмы. Ведь это они сложили
    песню. Её пафос – борьба за справедливость, борец за правду – её герой. «Песня» была опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к
    «Русскому инвалиду». Печатание произведения опального поэта представляло
    затруднение. Хотя Лермонтов в то время из ссылки за стихи на смерть Пушкина
    уже вернулся, но тем не менее «цензор нашёл совершенно невозможным делом
    напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ за свой
    либерализм», как передавал издатель «Литературных прибавлений» А.А.
    Краевский первому биографу Лермонтова П.А. Висковатову. Лишь благодаря
    хлопотам Жуковского удалось добиться разрешения её напечатать, но без имени
    автора. Поэма была опубликована за подписью «-въ». С русской народной поэзией Лермонтов, выросший в пензенской деревне
    Тарханы, был хорошо знаком. Среди гребенских казаков на Тереке, где он
    гостил в детстве у своих родственников Хастатовых, были распространены
    песни про Ивана Грозного. В этих местах пребывал он снова в 1837 году, во
    время первой ссылки на Кавказ. Проводя каникулы под Москвой, в Середникове,
    юный поэт собирал народные песни и пробовал сам писать в том же роде. Был,
    конечно, знаком он и с имевшимися тогда сборниками народных песен. Интерес к народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого
    века был очень велик. Историческая поэма в народном стиле. Жанр романтической поэмы был
    основным для эпической поэзии Лермонтова, и поэт обращался к нему на всём
    протяжении своего творческого пути. Но по мере роста реалистических
    тенденций в творчестве Лермонтова мы наблюдаем у него поиски иных форм
    эпической поэзии. «Песня…» и была напечатана в 1838 году в «Литературных к
    Русскому инвалиду». Цензура не сразу разрешившая печатание произведения
    поэта, незадолго до того попавшего в опалу за стихи на смерть Пушкина, не
    позволила поставить имя автора, и «Песня…» вышла с подписью «…в». При всей своей новизне и оригинальности «Песня про царя Ивана
    Васильевича» не была неожиданностью ни в творчестве Лермонтова, ни в
    русской литературе. «Песня про царя Ивана Васильевича» занимает определённое место и в
    истории русской литературы: она явилась гениальным разрешением
    поставленной за много лет до Лермонтова творческой задачи создания поэмы в
    народном духе. В своей глубоко народной поэме, Лермонтов развивает те
    принципы освоения художественной литературой народно-поэтического
    творчества, которые нашли осуществление в творчестве передовых поэтов, в
    первую очередь у Пушкина, в его «Руслане и Людмиле», «Песнях о Стеньке»,
    «Русалке» в сказках. Поэма Лермонтова тесно связана с общественно-политической обстановкой,
    породившей её эпохи. Это было ясно уже Белинскому. «Здесь поэт, – писал
    критик о «Песне», – от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни
    перенёсся в её историческое прошедшее…» Дальше Белинский раскрывает
    значение этого противопоставления прошлого настоящему. Лермонтова
    привлекала «богатырская сила и широкий размер чувства», свойственные
    «грубый и дикой общественности» старого времени. Своему поколению,
    «дремлющему в бездействии», Лермонтов противопоставляет людей, умеющих
    действовать, бороться. У народа, говорил А.М. Горький, «своё мнение о действительности… Ивана
    Грозного». Создавая образ царя Ивана Васильевича, Лермонтов использовал
    народные песни о Грозном. В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение
    черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен. «Какая сильная,
    могучая натура!» – писал о нём Белинский, раскрывая психологию «удалого
    бойца». Но героическое начало в поэме связано не с этими представлениями
    привилегированных верхов, а с образом «смелого купца» Калашникова. В образе
    Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою
    русского эпоса. Правда, Калашников, в отличие от богатырей не выступает в
    качестве защитника родной земли, однако и он умеет постоять за правду «до
    последнева». Сознание личного и социального достоинства, жажда
    справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие
    холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как
    демократического героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит
    эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий
    о имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с
    Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу:
    обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и
    замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню» картина
    «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс,
    гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова почившего «за
    святую правду-Матушку», народное значение. Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув
    воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в
    защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и
    самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воздайте!»
    слышится голом народа имеющего право судить всех, не исключая и носителя
    верховной власти. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно
    политического протеста против социальной несправедливости и
    просветительского произвола. По меткому выражению А.В. Луначарского, она
    содержит «заряд гигантского мятежа». Демократическая идея «Песни про Ивана
    Васильевича» нашла выражение в подлинно народной форме произведения.
    Лермонтов опирается здесь на жанр народной исторической песни. Помимо песни
    о Мастрюке Темрюковиче, которая явилась ближайшим образцом для поэта,
    исследователи нашли немало параллелей к лермонтовскому тексту в различных
    народнопоэтических произведениях. Но в использовании мотивов и оборотов
    устной народной поэзии Лермонтов чужд подражательности, механического
    заимствования. Поэт творчески воссоздает стиль русского народного
    творчества. Об этом прекрасно сказал Белинский… Наш поэт вошёл в царство
    народности, как её полный властитель и проникнувшись её духом, «слившись с
    нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество…». Так поступает
    Лермонтов и в ритмике своей «Песни». Не становясь на путь прямого
    подражания народному стиху, поэт создает оригинальную ритмическую систему
    тонического, трёхударного в основном стиха, которая полностью соответствует
    природе народно песенного ритма. В композиционном отношении Лермонтов умело
    сочетает особенности устно-народного повествования (решительное
    преобладание действия над описательными мотивами: эпическая неспешность
    изложения, сочетающаяся с энергической сжатостью рассказа) и приёмы
    литературного построения (временной сдвиг в эпизоде оскорбления Алены
    Дмитриевны опричником, недосказанность первой сцены). «Песня про царя Ивана Васильевича» явилась творческим откликом
    Лермонтова и на те события, которые разгорелись в 30-х годах. В решительном
    противоречии с «официальным» пониманием народности в духе уваровской
    формулы и в борьбе с той лженародной литературой, которая стремилась
    популяризовать реакционную концепцию «народности» (Кукольник, Залоскин и
    др.). Лермонтов творчески реализует идею дворянских революционеров о связи
    принципа народности литературы с требованиями общественно-политической
    свободы. «Песня» Лермонтова отвечает и тому духу демократизма, который
    вносил в понимание народности литературы Белинский. «Песня про царя Ивана
    Васильевича» свидетельствует о передовом характере лермонтовских взглядов
    на устную народную поэзию. «Песня про царя Ивана Васильевича» является не только поэмой в
    народном стиле, это поэма историческая, и ей принадлежит видное место среди
    художественно-исторических жанров в русской литературе. Как исторический
    художник, Лермонтов выступает учеником и продолжателем Пушкина, заложившего
    основу реалистического историзма в русской литературе. Реалистический
    историзм «Песни» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический
    колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры
    в их социальной обусловленности. «Измаил-Бей» Герои поэтического мира Лермонтова – гордые, мужественные, сильные
    духом люди. И герой его поэмы «Измаил-Бей» обладает «пылающей душой» и
    «мощным умом». Сила души, по мнению Лермонтова, измеряется способностью
    переносить страдания. С «пыткой Прометея» сравнил поэт страдания своего
    героя. Измаил страдает сам и причиняет страдания другим: «Моё дыханье
    радость губит…» Всё вокруг него таинственно, загадочно. Гибнет полюбившая
    его русская девушка, исчезает сражавшаяся с ним рядом юная лезгинка Зара. …Нет, не мирной доле, но битвам, родине и воле Обречена судьба моя, – в этих словах героя – пафос поэмы семнадцатилетнего Лермонтова.
    Родина, страстная любовь к ней, готовность жертвенно служить ей, битва за
    её свободу – вот что приковывает внимание автора и вдохновляет его на
    «подвиг творчества». Герой поэмы – образованный черкес. Он долго жил в России и служил в
    русской армии. Вернувшись домой, на Кавказ, Измаил не нашёл родного аула:
    пусто! Он «слышит только шелест трав. Всё одичало, онемело». Под угрозой
    нашествия русских войск его соотечественники были вынуждены покинуть родные
    места и уйти в неприступные горные ущелья. Измаил-Бей решает мстить врагам
    «любезной родины своей». В поэме много противоречивого, как противоречив и
    образ самого героя с его замкнутой эгоистической натурой и пафосом любви к
    родине. Судьба героя трагична. Он гибнет, предательски убитый собственным
    братом. На груди мертвого, под грубой измятой одеждой воина, товарищи по
    оружию, черкесы, находят «локон золотой, конечно, талисман земли чужой» и
    «крест на ленте полосатой» – Георгиевский крест, русский орден, полученный
    им некогда за храбрость, и они отказываются его хоронить, как отступника,
    как чужого. Кратко, сильно изображает поэт жестокость колониальной войны на
    Кавказе:
    «Горят аулы; нет у них защиты…» Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель… Портрет Измаил-Бея, борца за свободу своего народа, набросал он
    несколькими четкими уверенными штрихами: Густые брови, взгляд орлиный, Ресницы длинны и черны, Движенья быстры и вольны… Вернувшись на родину, Измаил едет на утренней заре по узкой горной
    тропинке. «Склонившийся» со скал дикий виноград осыпает его серебряным
    дождем. И эти капли росы – как привет родной земли. Природа Кавказа описана в поэме так любовно, так живо, что кажется,
    будто вы сами только что побывали там. Тут и цветущие долины Пятигорья, и
    неприступные скалы Аргунского ущелья. Вот мчится всадник: И конь летит, как ветер степи; Надулись ноздри, блещет взор, И уж в виду зубчаты цепи Кремнистых бесконечных гор… Горы и реки – герои стихотворений и поэм Лермонтова. Терек и Арагва,
    Казбек и Эльбрус, Машук и Бештау – всех наделил он чертами характера.
    Тереку посвятил целое стихотворение («Дары Терека»). В поэме «Измаил-Бей»
    «Бешту» – суровый, а река Аргуна и лезгинка Зара будто сестры. Даже имя
    реки Лермонтов изменил и «Аргун» превратил в «Аргуну». Аргуну, как и Зару,
    называет поэт «дитя природы», она «вольнолюбива» и «резва», «резвится и
    играет». В поэме «Измаил-Бей» Лермонтов уже показал себя мастером стиха. С
    каким искусством написана поэтическая картина, изображающая героя поэмы,
    едущего ночью в степи! Настроение путника передается замедленностью ритма
    этих строк: Уж поздно, путник одинокий Оделся буркою широкой. За дубом низким и густым Дорога скрылась, ветер дует… Чувство одиночества усиливается музыкальным аккомпанементом – шумом
    ветра и шумом потока, бегущего в глубине оврага. Окончание строк, рифмы,
    построены на звуках о… о… у… Шумит. (Слыхал я этот шум, В пустыне ветром разнесённый, И много пробуждал он дум В груди, тоской опустошённой.) В природе всё наводит Лермонтова на размышления. «Волшебный замок»
    рассеянных ветром облаков напоминает ему об узнике – «преступном
    страдальце», звон цепей которого прерывает его сновидение о родине. А под
    нависшим над горной тропинкой серым камнем в его поэтическом мире растет
    голубой цветок, который назвал он цветком воспоминания: В его тени, храним от непогод, Пленительней, чем голубые очи У нежных дев ледяной полуночи, Склоняясь в жар на длинный стебелёк, Растёт воспоминания цветок!.. И нависшие скалы, и серые камни на Кавказе повсюду. А на Машуке растут
    на длинных стеблях хрупкие голубые цветы. Всё это с детства знакомо поэту.
    Ребёнком три раза побывал он в Пятигорске, который назывался в то время
    Горячеводском. Е.А. Ерсеньева возила внука на Кавказ лечиться. Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили, – так начинает Лермонтов поэму «Измаил-Бей». И «прозрачная лазурь»
    небес, и «чудный вой мгновенных, громких бурь», и «воинственные нравы»
    сынов Кавказа – всё хорошо знакомо ему с детских лет. Десятилетний мальчик
    на празднике бойрана в ауле, у подножия Бештау, недалеко от Горячеводска
    любовался скачками, джигитовской, военными играми мирных черкесов. Здесь
    слышал он и народного певца. Но ещё ближе «воинственные нравы» кавказцев
    Лермонтов наблюдал, гостя у родственников бабушки, Хастатовых, на Тереке, в
    районе, издавна заселенном гребенскими казаками. Там принадлежали
    Хастатовой обширные земли и завод, находившийся в большом селении
    Шелкозаводском и Шелковом. Кроме крепостных Хастатовой, в Шелкозаводском
    жили и казённые крестьяне, армяне и грузины. Это было большое промышленное
    село, жители которого занимались шелководством и виноделием. Там было
    шумно, беспокойно, а потому, вероятно, Хастатовы и жили на Хуторе
    Парубочево, где до сих пор сохранился барский дом (он много раз
    перестраивался). С этим домом в станицах на Тереке связывают память о
    Лермонтове. Напротив владений Хастатовой, на правом берегу Терека,
    находился чеченский аул Акбулат-Юрт, и случалось, что чеченцы, переплыв
    реку, нападали на крестьян, возвращавшихся с поля. В трёх верстах от
    деревни Парубочево стоял военный пост Ивановский. Пост был окружен крупным
    кустарником, укреплён двойным плетнем, обрыт канавой. Здесь постоянно
    дежурил караул казаков. Этой надежной охраной и объясняется кажущаяся
    непомерной храбрость «авангардной помещицы», как прозвали Хастатову. Её
    владения, дом, семья – всё находилось под надежной защитой гребенских
    казаков, не уступавших в отваге чеченцам. В пятидесяти саженях от военного
    поста была уже заброшена в то время крепость Ивановская. Приезжая на Терек, мальчик-поэт попадал в атмосферу, насыщенную
    всевозможными рассказами, легендами. На кавказских преданиях и основана его
    поэма «Измаил-Бей». Тему народного предания Лермонтов воплотил в образе
    старого чеченца. Этот «седой старик» рассказал поэту повесть про старину.
    Погружённый в думы и воспоминания, он молча сидит под «столетней мшистой
    скалой»: Как серая скала седой старик, Задумавшись, главой своей поник… Молчание старого чеченца сливалось с молчанием окружающих скал.
    Лирический герой поэмы, «странник чуждый», полный уважения к обычаям и
    верованиям чужого народа, не решался прервать это сосредоточенное молчание
    горца: «Быть может, он о родине молился!» А его рассказ, «то буйный, то
    печальный», «вздумал перенесть на север дальний»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *