Сочинение на тему две женские судьбы катерина и лариса

13 вариантов

  1. В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени – освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная.
    Судьба Катерины: история её замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь её и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н.А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться её нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По её понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Всё, что происходит вокруг неё, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо .Всё, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас всё за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!.. Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на неё смотрят как на очень дорогую вещь и за неё всегда решают её же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:
    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…
    Вожеватов . Что вы очень жалостливы стали?
    Кнуров . Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    Вожеватов . И хорошего ювелира.
    Кнуров . Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.
    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, -человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и ещё, что её в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…её не на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает её. Это что-то – слабость её характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо…умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых. Её сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: « Зачем мне жить?» Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание».
    В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым. Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.
    Добавил: marifil

  2. В пьесе «Гроза» А. Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщин от семейного рабства, ее раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса еще и натура лирическая, талантливая и чувствительная.
    Судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь ее и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н. А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться ее нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По ее понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Все, что происходит вокруг нее, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо. Все, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас все за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне! Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на нее смотрят как на очень дорогую вещь и за нее всегда решают ее же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:
    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…
    Вожеватов. Что вы очень жалостливы стали?
    Кнуров. Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    Вожеватов. И хорошего ювелира.
    Кнуров. Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.
    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и еще, что ее в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее не на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает ее. Это что-то — слабость ее характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых. Ее сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: » Зачем мне жить?» Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание».
    В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым. Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.

  3. Сочинение “Катерина и Лариса – две трагические женские судьбы”

    «Гроза» и «Бесприданница» – вершины драматического искусства
    Островского, разделенные двумя десятилетиями. Они раскрывают историю
    судьбы русской женщины на протяжении этого времени. Этих
    героинь разделяет время, оно по-разному формирует их сознание и
    понимание своего места в этой жизни.
    Катерина Кабанова, полюбив, считает свою любовь грехом, утрачивает
    веру, но в момент гибели осознает себя свободной, ее гибель
    ведет к пробуждению сознания забитого существа (Тихона).
    В Ларисе же личное самосознание с самого начала обострено, ее
    оскорбляет невнимание к ее душевной жизни: «Никто не старался
    заглянуть ко мне в душу».
    В сознании Катерины воедино сливаются и «суд людской», и «суд
    Божий», она отдает себя «суду людскому», совершая публичное покаяние,
    мучимая «страхом Божьим». Над Ларисой не властны ни
    «суд людской», ни «суд Божий». Она подчиняется только своей душе:
    «Как хорошо умирать… пока еще упрекнуть себя не в чем».
    Покаяние, совершаемое Катериной, – это попытка снова примириться
    с той жизнью, от которой она ушла, встречаясь тайно с Борисом.
    Лариса же не кается, ибо не чувствует никакого греха. Думая о
    смерти, она мечтает: «Хворать долго, успокоиться, со всем примириться,
    всем простить и умереть…» Но умирает она внезапно, от
    выстрела Карандышева, и, умирая, всех прощает: «Я ни на кого не
    жалуюсь, ни на кого не обижаюсь». Лариса ходила в церковь, и, возможно,
    в момент смерти она прощает всех по-христиански. Здесь
    нет гордыни, она благодарит Карандышева за этот выстрел.
    Катерина обладает целостностью натуры, она не боится смерти,
    хотя самоубийство – страшный грех, который она берет на свою душу.
    Характер Ларисы противоречив, лишен цельности. Она, оказавшись
    перед страшной правдой о себе, не может принять решение
    уйти из жизни вовсе не по причине религиозной: «Жалкая слабость:
    жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно».
    В Ларисе нет той полноты, которую дает религиозное мировоззрение,
    ее «мирское» сознание лишено этой опоры. Жизнь, проникнутая духом
    цинизма, настойчиво толкает ее на путь компромисса – но Островский
    не позволил своей героине встать на путь содержанки. Лариса
    гибнет, потому что она слишком хороша для этого мира. Этот
    мир не заслужил Ларисы.
    При всей разности этих натур их роднит одно – женский идеал
    драматурга. Женщина для него – это лучшая часть рода человеческого,
    более одухотворенная, более сердечная, более тонкая… Женская
    душа более уязвима в плотском материальном мире, она обречена на
    страдания, потому что страдают в первую очередь души, открытые
    для красоты, любви и гармонии.

  4. В пьесе «Гроза» А. Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная.
    Судьба Катерины: история её замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь её и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н. А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться её нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По её понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Всё, что происходит вокруг неё, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо .Всё, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас всё за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!.. Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на неё смотрят как на очень дорогую вещь и за неё всегда решают её же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:
    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…
    Вожеватов. Что вы очень жалостливы стали?
    Кнуров. Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    Вожеватов. И хорошего ювелира.
    Кнуров. Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.
    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, -человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и ещё, что её в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… её не на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает её. Это что-то – слабость её характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых. Её сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: ” Зачем мне жить?” Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание».
    В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым. Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.

  5. В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени – освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная.
    Судьба Катерины: история её замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь её и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н.А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться её нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По её понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Всё, что происходит вокруг неё, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо .Всё, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас всё за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!.. Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на неё смотрят как на очень дорогую вещь и за неё всегда решают её же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:
    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…
    Вожеватов . Что вы очень жалостливы стали?
    Кнуров . Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    Вожеватов . И хорошего ювелира.
    Кнуров . Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.
    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, -человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и ещё, что её в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…её не на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает её. Это что-то – слабость её характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо…умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых. Её сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: « Зачем мне жить?» Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание».
    В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым. Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.
    < Предыдущая Следующая >

  6. В пьесе «Гроза» А. Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени – освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?. . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная.
    Судьба Катерины: история её замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь её и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н. А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться её нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По её понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Всё, что происходит вокруг неё, она очень тонко чувствует. . юпоказать. Всего этого Ларисе не надо . Всё, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас всё за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!. . Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на неё смотрят как на очень дорогую вещь и за неё всегда решают её же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:
    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…
    Вожеватов . Что вы очень жалостливы стали?
    Кнуров . Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    Вожеватов . И хорошего ювелира.
    Кнуров . Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.
    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, -человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и ещё, что её в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…её не на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».
    «
    1
    2
    »

  7. В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени – освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная.
    Судьба Катерины: история её замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь её и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н.А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться её нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По её понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Всё, что происходит вокруг неё, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо .Всё, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас всё за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!.. Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на неё смотрят как на очень дорогую вещь и за неё всегда решают её же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:
    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…
    Вожеватов . Что вы очень жалостливы стали?
    Кнуров . Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
    Вожеватов . И хорошего ювелира.
    Кнуров . Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.
    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, -человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и ещё, что её в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…её не на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает её. Это что-то – слабость её характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо…умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых. Её сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: « Зачем мне жить?» Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание».
    В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым. Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.

  8. Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматур- гов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Несмотря на то что авторами произведений становились мужчины, они очень тонко чувствовали и крайне точно изображали силу и слабость женского характера.
    Исключением не явился и А. Н. Островский — создатель национального русского театра. В своих пьесах писатель показывал жизнь купеческого общества и то, как время меняло его. Две, пожалуй, наиболее популярные пьесы писателя — «Гроза» и «Бесприданница» — разделены промежутком в двадцать лет. «Гроза», написанная в 1859 году, явилась вершиной творчества А. Н. Островского. Эта пьеса стала жемчужиной русской драматургии второй половины XIX века, потому что в ней явилась сила, которая решительно противостояла странному мертвящему порядку, гнетущей атмосфере. Строки же «Бесприданницы» легли на бумагу в 1879 году. В данной пьесе купцы — это уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые на европейский лад люди. По своей идее пьесы очень похожи. На страницах обоих произведений находит отражение проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет.
    IСудьбы Катерины и Ларисы Огудаловой схожи. А. Н. Островский демонстрирует то, что, когда в отношения людей вмешиваются деньги, разрушается то, что когда-то называлось любовью и доверием. Но мне кажется, что дело не только в непреодолимой власти денег. Я считаю, что если между двумя людьми возникли действительно высокие отношения, то ни один человек, стоящий перед выбором «деньги или любимая», ни на минуту не остановится на варианте «деньги». Но в пьесах Островского ни Борис, ни Паратов не смогли предпочесть деньгам, безбедному существованию любимых женщин. По моему мнению, в данном случае нельзя говорить о любви Бориса к Катерине и каких-либо истинных чувствах Паратова к Ларисе.
    Характер Катерины формировался в атмосфере простой патриархальной купеческой семьи. Ее духовные потребности удовлетворялись рассказами странниц и богомолок наподобие Феклуши. Любовь в семье и предоставляемая ей свобода формировали характер Катерины, которая от природы наделена поэтической душой. Н. А. Добролюбов охарактеризовал Катерину как «луч света в темном царстве». Это действительно так. Она сияла неподдельной красотой души, искренностью и верой в то, что возможен иной образ жизни. Среди шаткой морали, которая стала последней каплей и толчком к измене, она была самой высоконравственной натурой. Ее измену мужу нельзя рассматривать как роковую ошибку и осуждать ее за это. Ведь героиня боролась со своими чувствами всеми способами, стараясь оградить себя от греха. В Борисе она видит своего защитника, ищет поддержки. Но и он уезжает и бросает Катерину, понимая, что самым лучшим выходом для нее является смерть. О том, сильна Катерина или слаба, нельзя говорить однозначно. С одной стороны, она сильный человек, потому что нашла в себе силы противостоять общественным устоям того времени, борется за счастье со своими чувствами.
    Судьба подарила Катерине счастье любить, а любить по-настоящему может только сильная личность. С другой стороны, она хрупка, чувственна, слаба именно в силу своей чистоты и наивности. Героиня устает бороться, найдя выход из тупика— самоубийство. Несмотря на все противоречия, в характере Катерины выразились правдивость, совестливость, вольнолюбие и поэтичность русской женщины.
    Лариса Огудалова — девушка, которая получила достойное образование и воспитание. Она от природы наделена творческим воображением, хорошим музыкальным слухом и голосом, красотой, женственностью. В общих чертах образ Ларисы — это образ идеальной женщины. Но ее внутренний мг формировался совсем другими факторами, нежели у Катерины. Она была воспитана без отца корт толюбивой матерью, которая своей целью видела выгодное замужество дочери. И Лариса не сомневается в том, что, даже не имея приданого, она сможет выйти замуж за мужчину, в котором соединял и любовь, и богатство. Одна из главных черт характера Ларисы — вера в настоящую любовь. А. Н. 0стровский делает акцент на том, что его главная героиня готова бороться за нее. Ей все равно, что будут говорить люди о ней и об ее семье, если она будет с тем, кого любит: «Что мне за дело до разговоров Я могу быть с вами везде». В этом случае можно говорить о некоторой наивности Ларисы, любившей Паратова по-настоящему и Ставшей жертвой своей любви.
    Сильна ли Лариса? И кто сильней: она или Катерина? Лариса не “страшится ничего, когда говорит Карандышеву о том, что она испытывает по отношению к нему: «Только я-то себя не прощаю, что вздумала связать судьбу с таким ничтожеством, как вы». Это может сделать только человек с сильный характером. В момент отчаяния Лариса задумывается о самоубийстве. Но она не решается на этот шаг. Не потому, что боится Бога и его суда, а просто из-за страха перед самим моментом падения в води «Ой, ой, как страшно… Расставаться с жизнью совсем не так легко, как я думала». Возможно, с этой точки зрения можно говорить о Ларисе как о человеке слабом по сравнению с Катериной. Но следя учитывать, что нравы Катерины и Ларисы формировались разным временем их жизни, различны! воспитанием. Но с полной уверенностью можно сказать, что Лариса — также «луч света в темной царстве». Смерть для нее стала освобождением от всех мук, которые она испытала и, возможно, испытывала бы еще на этой Земле. Безусловно, при всех различиях между Ларисой и Катериной есть много общего: и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и протест против «темного царства».
    Итак, обе героини брошены и унижены. Но в обоих случаях девушка оказалась сильнее, чем любой из мужчин. И Лариса, и Катерина погибли личностями, смерть в их случае явилась спасением от потери достоинства. Обе героини представляют собирательный образ настоящей русской женщины. Хотелось бы, чтобы в настоящее время в современном мире было больше таких натур, как они, и меньше тех, кто подталкивает их к падению.

  9. Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать
    лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения
    можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.
    Купцы в “Бесприданнице” – уже не
    невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на
    образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.
    Главные героини двух пьес А.Н. Островского
    значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи
    своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” – жена богатого, но
    слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери.
    Лариса в “Бесприданнице” – красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и
    воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к
    самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о
    счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же
    ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В
    результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса.
    В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали
    им только добра.
    Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают
    друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире,
    обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью
    показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество
    “Бесприданницы” так же подходит под это определение).
    Катерина Кабанова живет в небольшом волжском
    городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается
    перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской
    провинции. Лариса Огудалова – жительница большого города, тоже расположенного
    на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга
    объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и
    Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город
    Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из
    исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река
    Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она
    становится средством связи с миром).
    Действие “Бесприданницы” происходит в конце
    1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно
    развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в
    предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря
    настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми
    людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти
    замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь
    и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор
    давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса
    привыкла к веселой жизни волжского “света” – вечеринкам, музыке, танцам. У нее
    самой есть способности – Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной
    обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой,
    с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту
    вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника
    Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и
    прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она – человек иной эпохи и
    среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом,
    более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще
    более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.
    Купцы “Грозы” только становятся буржуазией,
    это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения
    отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так
    противны Катерине.
    Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные
    жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего,
    кроется  воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и
    образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для
    этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры
    в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить
    хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях
    натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все
    стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко
    чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама
    оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка,
    скрывающегося за эффектным внешним блеском.
    Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе”
    столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны
    мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина,
    привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить
    себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее
    поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в
    противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в
    грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины,
    совершающееся под удары грома приближающейся грозы.
    Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь
    город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями
    драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей
    ее силой.
    В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот.
    Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее
    боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе
    чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег.
    Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется
    ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов,
    Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом
    мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение
    денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому
    финалу.
    Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила
    воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь
    возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа
    стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в
    могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле
    лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком
    ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на
    дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие,
    голубенькие… всякие (задумывается) всякие…”
    Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым
    окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой
    содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако
    решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через
    решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так,
    говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем
    бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь…
    Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешь чувствовать!
    (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку,
    потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за
    беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле
    беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так
    просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди,
    для которых это легко…”.
    Здесь авторские ремарки передают смятение главной
    героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить.
    Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что
    ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает
    уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе – и без греха самоубийства. Да и
    решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело – Катерина.
    Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть
    даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство – это одновременно и
    искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха,
    но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с
    миром природы – птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы – дома
    ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее
    свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что
    любит всех тех – Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, – кто вольно или
    невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее
    канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера
    Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня
    “Грозы” – человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок,
    как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На
    помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе
    жизнь.
    Свобода и любовь – вот главное, что было в
    характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По
    собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем
    самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, но Катерина
    пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных
    мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог
    Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
    Катерина – истинно трагическая героиня. Она и мысли не
    имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с
    миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт
    ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри,
    потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.
    А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая
    любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где
    царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на
    трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”.
    Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и
    цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная
    натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини
    романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой
    героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение
    любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром
    ее имя в переводе с греческого – чайка.
    Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется
    Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой,
    неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы
    недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня… ничего заветного
    нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов
    так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного
    блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или
    “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять
    миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит
    прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро
    проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но
    для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать
    должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и
    всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но
    осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить
    своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и
    наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой”.
    Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто
    никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела
    сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова… А ведь так жить холодно”.
    После выстрела, она заявляет “это я сама”,
    героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она
    виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается
    из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от
    этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем
    Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия:
    она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В
    понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
    По сути характеров Катерина и Лариса, скорее,
    антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера,
    способности на решительный поступок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *