Сочинение на тему екатерининский дворец в царском селе

8 вариантов

  1. Екатерининский дворец — один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.
    Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.
    Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
    В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
    В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
    С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
    Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
    Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
    Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
    Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
    Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
    В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
    Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

  2. В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II – Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.
    Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.
    Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.
    Парадная столовая. Мой друг,
    Представь на миг, что за столом – Царица!
    Сидит, обедая, вся в окружении слуг,
    Вокруг князья, внимательны их лица.
    Столовая для высших кавалеров:
    Красиво всё! Под отблески свечей,
    Шёл разговор, да и шутилось в меру,
    Пред тем как встать пред взглядами царей.
    Картинный зал. Баталии, сражения
    Великих мастеров бесценные холсты
    Растрелли зодчего бессмертное творение!
    А роспись потолка – не виданной красы!
    Зелёная столовая. Античных лет краса:
    На стенах: всё лепные украшения,
    Изящество во всём, из мифов чудеса.
    Уют, тепло от этого творения.
    Китайская – и тоже голубая!
    Здесь шёлк нежнейших голубых тонов,
    Рисунки дивные, не близкого нам края,
    Начертаны художником на нём.
    Тот шёлк везли из самой поднебесной –
    Веление царицы таково.
    В войну теряли дар мы сей чудесный,
    Но воссоздали мастера его.
    Подсвечники и золотые стулья,
    Камин необычайной красоты,
    Тончайший фарфор, пол – как соты ульев,
    Обивка мебели небесной синевы.
    И роспись золотом на всех входных дверях,
    Венцы колон – златые каннелюры,
    Красивый фриз, статуя на часах,
    Паркетный пол – цветной и весь в фигурах.
    При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
    Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862-63 годах Парадную лестницу.
    Из истории

  3. Строительство дворцово-паркового ансамбля Большой Екатерининский дворца в Царском Селе, входящего теперь в ряд Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, началось в 1717 году по желанию Екатерины I, имя которой дворец носит и по сей день. Строительство первого дворца на этом месте (архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн) было завершено в 1724 году.
    Дворец Екатерины I в Царском Селе изначально представлял собой небольшое двухэтажное здание в стиле петровского барокко в голландском стиле на 16 комнат (светлиц, как тогда говорили).

    Екатерининский дворец Елизаветы Петровны

    Елизавета Петровна с детских лет любила Царское Село. По ее поручению, когда она еще была цесаревной, зодчий Земцов разработал проект расширения и обновления Екатерининского дворца. Михаил Григорьевич (1688-1743) на тот момент был главным архитектором столицы и ее окрестностей, в своем творчестве тяготел к раннему барокко и получил известность, в частности, как разработчик царскосельского павильона Эрмитаж.
    Став императрицей Елизавета сочла любимый ею Екатерининский дворец в Царском Селе слишком маленьким, совсем старомодным и в 1752 г. заказала тогдашнему придворному архитектору Б. Ф. Растрелли приступить к перестройке здания дворца. В итоге появился существующий ныне Екатерининский дворец, выполненный в стиле зрелого барокко. Его центральную часть украсили фигуры атлантов и кариатид. На фронтонах появились золоченые декоративные маски. Добавилось множество лепных, резных и прочих деталей.
    Дворец привел Елизавету Петровну в неописуемый восторг, и она превратила новый дворец в свою главную резиденцию. При ней он начал играть роль главного центра придворной жизни. Здесь устраивались обожаемые императрицей балы и маскарады. Случалось, решать здесь и государственные вопросы.
    Большой Екатерининский дворец строился почти 40 лет (1717-1756). Статус парадной загородной резиденции российской императорской семьи предъявлял к его зданию, спроектированному в стиле русского барокко середины XVIII века, немало требований как функциональных, так и чисто эстетических. Их реализовывали такие признанные мастера зодчества, как Иоганн Фридрих Браунштейн и Бартоломео Франческо Растрелли, Михаил Земцов и Андрей Квасов. Перед самым фасадом дворца, длина которого насчитывает 352 метра, был обустроен роскошный парадный парк.
    Своим нынешним обликом дворец во многом обязан государыне Елизавете Петровне.

    Екатерининский дворец при Екатерине Великой

    Что же до Екатерины Великой, именем которой называется этот подлинный шедевр архитектуры, то императрица презрительно именовала его «старомодным взбитым кремом», всячески критиковала предшественницу за мотовство, но при этом сама постоянно перестраивала и совершенствовала величественное здание и его великолепный парк.

    Структура дворцового ансамбля

    Структура дворцового ансамбля включает в себя центральный корпус, два боковых флигеля, связанных между собой полноэтажными галереями, Церковный и Зубовский торцевые корпусы и два служебных дугообразных корпуса – циркумференции.
    Большой Екатерининский дворец — композиционный центр Царскосельского парка. Его фасады, как и вся конструкция, вписаны в окружающую планировку.

    Янтарная комната

    Подлинное украшение дворца – его интерьеры. Конечно же, в первую очередь это знаменитая Янтарная комната, в 1716 году подаренная Фридрихом Вильгельмом Прусским Петру Великому. В 1755-м она украсила Екатерининский дворец. В Великую Отечественную войну ее убранство было демонтировано и вывезено немецкими оккупантами, и судьба ее неизвестна до сих пор. Однако с 1979 года русские мастера вели работу по восстановлению Янтарной комнаты, и к 2003 году она была возвращена на свое законное место.

    Екатерининский парк

    Екатерининский парк, безусловно, входит в мировую сокровищницу парков. Он состоит из двух частей: пейзажного Английского парка и регулярного Старого сада. В XVIII веке парк являлся воплощением всего самого современного в садово-парковом искусстве. Кроме того, по проекту Растрелли в парке были построены павильоны «Грот», «Эрмитаж», «Зал на острову», предназначенные для увеселительных собраний узкого круга придворных, приближенных к императрице; устроены Большой пруд и Нижние пруды.

    Камеронова галерея

    Одним из самых интересных украшений парка является Камеронова галерея, построенная в 1784-1787 годах под руководством того самого палладианца Чарльза Камерона. Галерея была задумана для прогулок и расположилась на склоне холма, на границе пейзажной и регулярной частей парка. И ныне, как и более двухсот лет назад, колоннада галереи доминирует над парком. А лестницу, ведущую к галерее с южной стороны, охраняют две бронзовые статуи: Геркулеса и Флоры.

    Храм Воскресения Христова

    Важное место в жизни дворца занимала домовая церковь Воскресения Христова с пятью золотыми куполами, возвышающимися над дворцом. Ее фасад обращен на Садовую улицу. Тех, кто бывал в этой церкви, потрясал ее интерьер. Берлинская лазурь стен в сочетании с золотом шестиярусного иконостаса, созданного по проекту Растрелли, и золотыми рамами остальных икон работы наиболее даровитых русских живописцев – крепостных и монашествующих, – среди которых был и Иван Петрович Аргунов, крепостной графа Петра Борисовича Шереметева. Ныне этот интерьер полностью можно видеть только на старинных рисунках, хотя частично он был сохранен и восстановлен.
    В Воскресенский дворцовый храм можно было попасть как из дворца, так и из Императорского Царскосельского лицея, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин.
    Екатерининский дворец, великолепная достопримечательность России, Входит в список самых красивых замков мира.

  4. 4
    Текст добавил: Блуждающий Дух

    Пушкин (Царское село)

    О Царском селе

    источник: icsbc.ru
    Еще со школьных времен мы знаем о Царском селе, где проживала императорская семья, и учился великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня Царского села уже нет на карте, вместо него на ней обозначен город Пушкин. Он находится всего в паре десятков километров от Санкт-Петербурга. Несмотря на новое название эта местность, именуемая ранее Царским селом, сохранилась в себе все очарование золотого века России. Причем название «Царское» появилось вовсе не из-за принадлежности территории царской семье. Еще раньше эти места входили в состав Швеции и носили название Сарская мыза. Красота этих мест была облюбована Петром I, и он подарил этот огромный участок своей жене, будущей императрице Екатерине I. Далее местность стали называть Сарским селом. А позднее уже Царским. Создание города датируется 1710 годом. С того момента началось возведение дворцовых зданий и парков. На протяжении XVIII- начала XX веков Царское Село было летней парадной императорской резиденцией. С 1811 по 1843 годы здесь находился Царскосельский лицей, в котором воспитывался А.С. Пушкин. Только в начале XIX века Царское село официально было признано городом. В год столетия со дня смерти поэта А.С. Пушкина – 1937 – Царское село получает новое имя – город Пушкин, который стал историко-архитектурным заповедником. Самые примечательные сооружения Пушкина – это величественный Екатерининский дворец, Великолепный Александровский дворец.

    Екатерининский дворец

    Выдающийся дворец первой хозяйки Царского села – императрицы Екатерины I – создан в стиле русского барокко и восхищает своей роскошью. Современный вариант дворца появился во второй половине XVIII века. Предшествующий вариант был куда скромнее.
    Фасад дворца привлекает внимание ярким выразительным цветом, на фоне которого белеют многочисленные лепные украшения, фигурки, орнаменты. Впрочем, как бы красива не была внешняя оболочка дворца, его содержание заставляет охать от восторга.
    Интерьеры дворца поистине царские. Каждая его комната украшена подлинным антиквариатом. В коллекцию дворца входит много уникальных образцов декоративно-прикладного искусства мебель, фарфор, статуи, живописные полотна и прочее, в том числе личные вещи российских императоров и членов их семей. Говоря о внутренних помещениях дворца нельзя не упомянуть о всемирно известной Янтарной комнате. История ее исчезновения является одной из самых таинственных загадок века. К сведению: Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем, была похищена в Германии, куда во время Второй мировой войны ее вывезли, спасая от рук фашистов. Тщетные поиски шедевра заставили русских мастеров заняться восстановлением комнаты по фотографиям и другим документам. Работа велась 25 лет. Церемония официального открытия восстановленной Янтарной комнаты состоялась 31 мая 2003 года и была приурочена к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Янтарные панели, выполненные из отполированных вручную кусочков разных цветов и размеров, включают в себя рамки, гирлянды, гербы, венки, монограммы и даже целые сцены из Библии. Дворец окружен великолепным живописным Екатерининским парком.

    Александровский дворец

    Этот дворец подарила императрица Екатерина II своему первому внуку Александру I, в честь его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.
    Дивной красоты здание дворца было построено в 1796 году знаменитым итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Во дворце всего два этажа, но из-за сильной вытянутости в длину он представляет собой монументальное здание. Центр главного фасада украшает великолепная сквозная колоннада, состоящая из двух рядов колонн. Интерьеры дворца выдержаны в классическом стиле. Александровский дворец был резиденцией будущего императора Александра III. После революции 1905 года он стал постоянной резиденцией последнего российского императора Николая II. Именно в этом дворце прошли 22 года царствования последнего российского императора. Отсюда царская семья была отправлена в ссылку. Александровский дворец был отреставрирован после многочисленных разрушений во Второй мировой войне. Неотъемлемой частью музея-заповедника Царское Село являются его парки. На территории в 1 482,63 акр располагается три парка. В парках Пушкина расположено более 100 архитектурных сооружений – дворцы, павильоны, мосты, мраморные монументы, подражающие готической, турецкой, китайской архитектуре. Небольшие павильоны и мостики через каналы соседствуют с торжественными дворцами.


  5. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7 (Государственный музей-заповедник «Царское Село»), сайт: tzar.ru

    Дворец расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга. Как добраться:
    От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга:
    Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус №371, 382 или маршрутное такси №371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
    От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга:
    Маршрутное такси №286, 287, 342, 347 и 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»; или автобус №187 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус №371, 382 или маршрутное такси №371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
    От станций метро «Звёздная» или «Купчино» г. Санкт-Петербурга:
    Автобус №186 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
    От станции метро «Купчино» г. Санкт-Петербурга:
    На маршрутках К-545а, К-286, К-287, К-347а.
    Лет пятнадцать назад я был в Царском Селе в мае. Гулял в парке перед Екатерининским дворцом. Все зеленеет, позолота сверкает… Красота! Но попасть внутрь дворца – просто нереально. Очередь шла вдоль здания и терялась за поворотом.
    Сейчас ничего не изменилось. Туристов, желающих посмотреть на Янтарную комнату и роскошную отделку залов, не стало меньше. И это я еще не сосчитал китайцев, которые в последнее время бьют рекорды посещаемости. Время ожидания летом доходит до 4 часов на солнцепеке.
    Сейчас зима. В парке все в снегу или укутано от мороза. Китайцам тоже холодно, и их немного. Но зато – внимательно смотрите на фото – никакой очереди снаружи! Внутри, конечно, народу много, но главное – ждать приходится считанные минуты, пока сопровождающие берут билеты. Тоже красота, только в другом смысле.
    Два слова о дворце. «Каменные палаты» Екатерины I начали строить на этом месте еще в 1717 году. Потом они несколько раз перестраивались разными архитекторами. А в современном виде дворец возвёл в 1748-1756 годах Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Не правда ли, отлично получилось! Давайте зайдем внутрь.
    Группы для экскурсии формируются быстро, одна за другой. Экскурсия длится зимой примерно час, а летом – всего полчаса. Наша группа уже готова, всех обеспечили наушниками и бахилами.
    Кстати, может, это и шутка (нельзя же гиду доверять на 100 %, он шутник известный), но бахилы пенсионеры берут потом с собой как сувенир. Бахилы здесь не из целлофана, как у нас в поликлинике, а непрозрачные, из коричневой какой-то искусственной ткани. Не, на сувенир они не тянут, но зато крепкие, для многоразового использования сгодятся.
    Экскурсия начинается с Парадной лестницы. Китайские вазы на стенах напоминают о том, что раньше лестница была где-то сбоку здания, а на этом месте размещался Китайский зал.
    А под вазами в стену встроены с одной стороны – часы, а с противоположной – барометр. О чем напоминают они? О переменчивой питерской погоде?
    А что, интересно, обозначает сокращение “Х.погода”? Поручик Ржевский, молчать!
    Поднявшись по Парадной лестнице, попадаем в комнаты, которые сейчас используются как выставочные. Раньше здесь была Буфетная, где хранилось дворцовое столовое серебро, белье и посуда.
    В центре одного зала можно видеть модель Большого Царскосельского дворца, созданную в 1744 году. Модель старинная, ее делали вместе с проектом строительства. Можно увидеть, какой вид мог иметь дворец. Но был принят проект другого архитектора.
    В другой выставочной комнате можно увидеть фрагменты падуги (это такой орнамент между стеной и плафоном на потолке), которая украшала Большой зал дворца до 1941 года.
    Во время войны дворец был очень сильно разрушен. Даже сегодня из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано всего 32.
    А вот и сам Большой, или Тронный Зал. Его площадь и так большая – 846 квадратных метров. А кажется, что он безграничный. Чередование больших окон и зеркал зрительно расширяет пространство зала.
    Еще его называли “Светлой галереей”. Днем зал освещает свет из 24 окон, а ночью – 696 свечей, отражающихся в зеркалах.
    Полукруглые сверху двери оформлены как пышные триумфальные арки, украшенные деревянными позолоченными скульптурами и резьбой.
    Большой зал служил для проведения официальных приемов, парадных обедов, балов и маскарадов. Да, пожалуй, какой-нибудь иностранный посол, входя в этот зал, проникался величием России.
    Интересная история произошла с плафоном – картиной на потолке. Первоначально плафон, изображающий “Триумф России”, состоящий из трех частей, названных «Аллегория России», «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», был написан в 1752–1754 годах по эскизу Д. Валериани (1708–1762), известного венецианского художника-декоратора, приехавшего в Россию по приглашению Ф.-Б. Растрелли.
    В конце 18 века из-за деформации перекрытия плафон Валериани сняли, и другие художники нарисовали новую композицию.
    Во время Великой Отечественной войны эта картина сгорела. Но В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани — «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Их и вернули на место. А центральную часть восстановили по наброскам и описанию.
    Не знаю, какую часть я сфотографировал. Тут и Мир может быть (овцу с волком держат на одной привязи), и Победа (ангелы жгут пушки)…
    Следующие три зала назывались “Антикамерами” – они находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. Первую Антикамеру очень украсила выставка костюмов. Они выполнены для фильма Алексея Учителя “Матильда”, посвященного балерине Матильде Кшесинской.
    Это больше сотни костюмов, сшитых по подлинным историческим прототипам конца 19 – начала 20 веков. На выставке представлены коронационный костюм императора и платья императриц, церковные облачения высшего духовенства, бальные платья и военные мундиры…
    В следующей Антикамере – тоже интересная композиция: “Показательный образец сладкого стола “Сахарный партер”” по эскизу Ф.-Б. Растрелли и рисункам 18 века. Сделал мастер-кондитер Алдис Бричевс, Латвия, 2009.
    Любопытны даже ингредиенты этого стола: поролон, сахар, пищевое сусальное золото, стразы Сваровски, водочно-коньячная пропитка. пищевые красители.
    На третью Антикамеру экспонатов не хватило – так, мелочь какая-то.
    Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца. К сожалению, они во время войны были очень сильно разрушены и до сих пор не восстановлены.
    Две частично восстановленные комнаты уже открыты для посещения. Видимо, это Туалетная комната Екатерины II и Лионский зал, судя по плакатам на стене, изображающим именно эти комнаты до разрушения.
    А может быть, это Рафаэлевская комната, потому что на стене мы видим картину Феличе Скьявони “Смерть Рафаэля” и стенд с описанием, кто на ней изображен?
    Здесь мы разворачиваемся и идем назад, но по другой стороне анфилады комнат.
    Отреставрирован, уже в 21 веке, Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном для Екатерины II.
    Антикамеры и Большой зал, которые занимают всю ширину дворца от окна до окна, мы видим еще раз, но с противоположной стороны. Я не буду повторяться в фотографиях, двигаемся дальше.
    Во всех залах очень красивые многоярусные печи. Они созданы по эскизам Растрелли. Все изразцы с кобальтовой росписью, видимо, сделаны вручную.
    Мы попадаем в Кавалерскую столовую.
    На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.
    Пересекаем Парадную лестницу и видим еще одну, симметричную комнату точно такого же размера. Это Белая Парадная столовая, которая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.
    В центре зала — овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре.
    А дальше – знаменитая Янтарная комната. Историю её возникновения, утраты и долгого восстановления знают, наверное, все. Наверное, половина туристов приходят сюда ради Янтарной комнаты. И она этого заслуживает. Очень красиво, а зеркала и картины, изображающие человеческие чувства, хорошо дополняют янтарь.
    Немного смущает самый верхний ярус, где расположено панно с нарисованным янтарем. Видимо, так было задумано. Там, где янтаря не хватало, стены были закрыты холстом и расписаны «под янтарь».
    Я думаю, что не менее дорогостоящим получился и следующий – Картинный зал. Две его стены закрывают 130 полотен различных европейских художников, картины подобраны по цвету друг к другу.
    Среди них есть много произведений известных художников – я видел в зале схему их расположения с авторами и названиями. Даже как-то жаль мастеров, они старались, рисовали – а их картины теперь и рассмотреть-то как следует трудно.
    Но, с другой стороны, парадный зал, оформленный “ковром” из дорогих полотен, подчеркивал богатство Российской империи.
    К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II. Потом она передала их любимому внуку, будущему императору Александру I.
    Следующая комната – Китайская гостиная Александра I. Ее интерьер отличался обивкой стен расписным шелком, заказанным в Китае.
    После войны удалось восстановить шелковые обои по маленькому уцелевшему образцу.
    С Зеленой столовой начинаются личные покои, созданные по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича. Зеленый цвет не изменился. До этого на этом месте был протекающий Висячий сад. Архитектор Камерон создал апартаменты в античном стиле.
    Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Главную роль играют скульптуры И.П.Мартоса. Юноши и девушки в античных одеяниях стоят среди элементов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз.
    Дальше мы не пошли. “Залы закрыты в связи с реставрацией наборных паркетов 18 века.” Поэтому разворачиваемся и по другой стороне анфилады возвращаемся к Парадной лестнице.
    А паркет-то классный! Смотрите, сколько оттенков – и это без использования красителей. Просто разные породы деревьев.
    Для императора Александра I дворец был любимым домом. Здесь он провел детство и юность. Здесь он в последний раз останавливался на ночлег по дороге из Санкт-Петербурга в Таганрог.
    Идея сохранить личные комнаты и увековечить память Александра I принадлежала его брату Николаю I. Убранство комнат оставалось без изменений.
    Во время Великой Отечественной войны комнаты Александра I подверглись большим разрушениям.
    Реставрация пока не коснулась личных комнат Александра I. В этих комнатах разместилась временная выставка, на которой представлены вещи императора, вывезенные в начале войны в эвакуацию.
    Очень красиво. Впечатлений от одной этой экскурсии хватило бы на весь день. И зачем я вечером потащился в Эрмитаж – до сих пор понять не могу…
    П.Калюлин.
    29.03.2017 г.
    Автор благодарит организаторов рекламного тура – туроператора
    “Калейдоскоп” (г. Санкт-Петербург) за отличную организацию.

    Еще материалы по Санкт-Петербургу

    Чесменская церковь в Санкт-Петербурге >>
    Верфь исторического судостроения “Полтава” в Санкт-Петербурге >>
    Центральный Военно-морской музей в Санкт-Петербурге >>
    Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге >>
    “Петровская Акватория”, музей-макет Петербурга и пригородов >>
    Петропавловский собор в Санкт-Петербурге >>
    Тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской Крепости >>
    Проблемы туристов и туроператор “Калейдоскоп” >>
    Гостиница Лира в Санкт-Петербурге. Небольшой отзыв. >>
    Праздничный Санкт-Петербург глазами нижегородца >>
    Скелеты в Эрмитаже >>

  6. Величественный Екатерининский (Большой) дворец в стиле русского барокко по праву считается архитектурным центром великолепного дворцово-паркового Царскосельского ансамбля.
    История дворца официально начинается в 1717 году со строительства архитектором И. Браунштейном «каменных палат» по приказу Екатерины I. Весь комплекс построек в первый период своего существования представлял собой обычную усадьбу русского вотчинника, сохраняя особенности древнерусского бытового уклада.
    Грандиозное строительство в Царском селе развернулось после смерти Екатерины I в годы правления цесаревны Елизаветы. Над превращением небольшого двухэтажного сооружения, доставшегося в наследство от Екатерины I, в шедевр русского барокко трудились такие выдающиеся архитекторы того времени, как М.Г. Земцов, А.В. Квасов, Дж. Трезини, С.И Чевакинский, а также обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли.
    Новый этап в формировании художественного облика дворца приходится на вторую половину XYIII века и связан с деятельностью шотландского архитектора Ч. Камерона, работавшего над отделкой дворцовых интерьеров. Интерьеры, созданные шотландским зодчим, отличаются простотой и ясностью пропорций, спокойным ритмом, сдержанной цветовой гаммой, строгостью декоративных элементов, свойственных классическому искусству. В этот период дворец увеличен пристройкой Агатовых комнат, Камероновой галереи, Великокняжеского корпуса, надстройкой Церковного корпуса и получил название Екатерининского.
    В 1817 году архитектор В. Стасов создал для императора Александра I Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат, прославляющих блестящие победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Последним штрихом в создании облика дворца стала Парадная лестница в стиле «второго рококо», созданная в 1860-1863 годах И.А. Монигетти.
    Екатерининский дворец протяженностью 325 м зачаровывает великолепием внешнего убранства, масштабностью, нарядным сочетанием белого, небесно-голубого и золотого. Сложный ритм членения довершает блистательный вид. Ансамбль дворца состоит из центрального здания и двух симметричных флигелей, соединенных галереями. Центральная часть дворца декорирована кариатидами, атлантами, картушами и маскаронами над окнами и на фронтонах; великолепным образом украшены капители колонн. Главный фронтон центрального здания украшен картушами с вензелем императрицы Екатерины I «Е» и короной. В 1756 году все скульптурные элементы декорирования дворца были покрыты золотом.
    По торцам дворца расположены еще два корпуса – Церковный и Зубовский, к которым примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги – циркумференции. Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с «золотыми» воротами и гербом России.
    Внутреннее убранство дворца завораживает разнообразием стилей и декора. Внутренние апартаменты расположены анфиладой на втором этаже дворца во всю его длину. Такая внутренняя планировка не была ещё распространена в России до середины XVIII века. Благодаря обильному золочёному декору парадная анфилада Екатерининского дворца получила название “Золотой анфилады”.
    Большой зал – один из самых крупных залов Петербурга и пригородов, созданных Б.Ф. Растрелли. Площадь зала составляет 846 квадратных метров. Огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга, зеркала в отделке стен и обилие золотой резьбы создают ощущение безграничности пространства. Живописный трехчастный плафон и сложный рисунок наборного паркета усиливают декоративный эффект Большого зала.
    Картинный зал – непременный атрибут интерьера первой половины XVIII века. Стены зала декорированы 130 живописными полотнами известных западноевропейских художников XVII-XVIII веков.
    В северной половине дворца, отведенной Екатериной II наследнику престола Павлу I и его супруге, располагаются Зеленая столовая, Официантская, Голубая и Китайская Голубая гостиные, Опочивальня, Предхорная и другие залы. Голубая гостиная является центральным залом этой половины дворца. Отделка стен шелком с набивным рисунком, художественная роспись перекрытий, лепной фриз с золотым рельефным орнаментом, наборной паркет создают один из лучших интерьеров дворца.
    Интерьер Голубой гостиной перекликается с убранством Китайской Голубой гостиной. Китайский голубой шелк стен, расписанный сценками из китайской жизни, гармонично сочетается с античными мотивами росписи потолка. Во время Второй мировой войны привезенный из Китая шелк был утрачен, и реставраторы воссоздавали ткани по сохранившемуся образцу.
    Впечатляет Опочивальня Марии Федоровны, соединяющая в себе интимный характер помещения с роскошью парадных покоев.
    Зеленая столовая – образец претворения античных мотивов в русском интерьере. В декоре Зеленой столовой изобилуют лепные элементы, гармонично размещенные на светло-зеленом фоне. Стилизованное изображение садовых ворот с медальонами, фигуры юношей и девушек, поддерживающих барельефы со сценами «игры амуров», дугообразные ветви винограда оживляют помещение и придают ему изысканность.

  7. Строительство началось в 1717 году под предводительством архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна. По плану это должен был быть двухэтажный летний императорский дворец, выполненный в стиле позднего барокко. Строительство было закончено к 1724 году и здание назвали “каменные палаты Екатерины I”.
    После вступления на престол Елизаветы Петровны, дворец ждали большие перемены. Императрица пожелала расширить летнюю резиденцию. Для этих целей в Царское село был вызван архитектор Бартоломео Растрелли. Под его руководством деревянные конструкции были укреплены камнем, при этом общая длина дворца увеличена. Основным цветом для внешней отделки был выбран небесно-голубой, а окна и балконы украсили белой и золотой лепниной. К дворцу прилегали живописные парки, уставленные множеством скульптур. Самые знаменитые из них: Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя ванны.
    Во времена правления Екатерины II лепнина с фасада исчезла, а позолота была спрятана под краской. В семидесятые годы XVIII века на должность главного архитектора был назначен Чарльз Камерон. Будучи уроженцем Лондона, он прибыл в Царское село по особому приглашению императрицы и подарил Екатерининскому дворцу атмосферу древнего Рима.
    Арабесковый зал
    Под его руководством в восточной части был построен корпус с Холодными банями на первом этаже и Агатовыми комнатами на втором. Корпус был украшен висячим садом и галереей-колоннадой. Помещения были выполнены в стиле классицизма и отделаны драгоценными камнями и позолоченной бронзой.
    В девяностые годы XVIII века Камерон принялся за отделку остальных корпусов. Некоторые его работы уцелели во время Великой Отечественной войны. К ним относятся Зелёная и Купольная столовые, а также Зубовский корпус, где находились Опочивальня, Диванная и Табакерка Екатерины II. Эти апартаменты были уничтожены позднее, уже после войны, когда началась переделка здания под санаторий.

    Янтарная комната

    Янтарная комната представляет собой уникальное творение немецких мастеров. Настенные панели были полностью выложены из янтаря, и оформлены украшениями и панно. Кабинет перешёл во владения Петра I от прусского короля Фридриха I. В России она была выставлена в Большом дворце и получила статус жемчужной императорской резиденции.
    Размеры янтарного кабинета были несколько малы для помещения, где планировалось его установить. В связи с этим были добавлены золоченая деревянная резьба, зеркала и мозаики из драгоценных камней. Комната приобрела ещё более роскошный вид.
    Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была похищена немецкими войсками. О её местонахождении ходит множество легенд.
    Реконструкция Янтарной комнаты проводилась Журавлевым Александром Александровичем, членом Мирового совета янтаря Союза художников России. Для этих целей была основана “Царскосельская янтарная мастерская”. К трехсотлетию Санкт-Петербурга в 2003 году работы по восстановлению были окончены.

    Воскресенская церковь Екатерининского дворца

    Для строительства церкви на территории дворца был приглашен архитектор Чевакинский Савва Иванович. Возведение началось в 1746 году с установки флигеля. В этом же году произошла закладка церкви архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Феодосием Яновским. Спустя 10 лет церковь была освящена Санкт-Петербургским архиепископом Сильвестром. В честь этого события отгремел салют из 51 пушки.
    На фасаде церкви была установлена двухъярусная колоннада. Также здание было украшено фигурками ангелов и херувимов. Кровля была увенчана пятью золотыми куполами.
    Внутренне убранство включало 114 икон в позолоченных рамах, надпрестольная сень, также покрытая золотом, и шестиярусный иконостас с 45 образами. В результате двух пожаров 1820 и 1863 годов церковь сильно пострадала. Её пришлось восстанавливать и повторно посвящать.
    31 октября 1845 года к ней примкнула Знаменская церковь, этот союз стали называть Большой придворной Царскосельской церковью. В 1922 году был отдан приказ о ее ликвидации, а во время Великой Отечественной войны помещение было разграблено и разрушено.
    Как и многие здания Большого дворца, храм к сегодняшнему дню до конца не восстановлен. Тем не менее, в нем с 1993 года вновь проходят службы. В 2015 году директором музея Екатерининского дворца был объявлен конкурс на лучший реставрационный план церкви.

    Интересные факты

    Местонахождение Янтарной комнаты неизвестно, но есть несколько версий на этот счёт. Первая из них гласит о том, что она сгорела во время налета английских летчиков на Кенигсберг, где была спрятана немецкими войсками.
    По второй версии комната была вывезена в Кенигсберг и впоследствии разрушена ненадлежащими условиями хранения. Также существуют источники, подтверждающие, что Янтарная комната перемещена из Кёнигсберга в Южную Америку, где попала в руки коллекционеров.
    Но 29 апреля 2000 года в Россию министром по делам культуры Федеральной Республики Германии были переданы некоторые фрагменты с панелей — комод из янтаря и мозаика “Обоняние и осязание”. Они были конфискованы у одного нотариуса, который пытался их продать.

  8. В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
    Адольский И-Б.Г. “Портрет Екатерины I с арапчонком”. 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.
    В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
    С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
    Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее
    Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761
    Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
    Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.
    На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
    Ротари – Портрет архитектора Бартоломео Растрелли
    Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-мгодам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812).
    Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
    Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
    Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)
    В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
    В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.
    Гау, Эдуард Петрович – Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села
    Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
    Бюст Ф.-Б. Растрелли
    Золотые ворота
    Решетка Парадного двора.
    Парадная лестница.
    Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале. Подробнее…
    Выставочные комнаты.
    Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Подробнее…
    Большой зал.
    Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.Подробнее…
    Антикамеры.
    Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. Подробнее…
    «Первая Антикамера»
    «Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»
    Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г
    «Вторая Антикамера»
    «Третья Антикамера»
    Арабесковый зал.
    Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Подробнее…
    Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.
    Кавалерская столовая.
    Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты. Подробнее…
    Белая Парадная столовая.
    Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Подробнее…
    Малиновая и Зеленая Столбовые.
    Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Подробнее…
    Малиновая столовая
    Зеленая столовая
    Портретный зал.
    В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки. Подробнее…
    Янтарная комната.
    Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.Подробнее…
    Картинный зал.
    Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. Подробнее…
    Малая белая столовая.
    К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Подробнее…
    Китайская гостиная Александра I.
    Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет. Подробнее…
    Буфетная.
    Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов. Подробнее…
    Парадный кабинет Александра I.
    Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций. Подробнее…
    Зеленая столовая.
    С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны. Подробнее…
    Официантская.
    Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия. Подробнее…
    Парадная голубая гостиная.
    Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра. Подробнее…
    Китайская голубая гостиная.
    Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
    Подробнее…
    Предхорная.
    Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. Подробнее…
    Дворцовая церковь.
    Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Подробнее…
    Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
    Камер-юнгферская.
    В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».
    На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью. Подробнее…
    Опочивальня.
    Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Подробнее…
    Зубовский флигель.
    Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах.Подробнее…
    http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220537931/ http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220538122/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *