Сочинение на тему элегия пушкин

11 вариантов

  1. Александр Пушкин любил осень, ведь она вдохновляла его на творчество. В 1830 году именно в эту волшебную пору поэт посещает семейное имение Болдино, чтобы оформить наследство.
    Там ему пришлось задержаться больше, чем планировалось в связи с объявленной в России эпидемией холеры. Уединенность и чары осени стали толчком для плодотворного творчества поэта. В Болдинскую осень он пишет много замечательных произведений. Из стихотворений особый литературный интерес представляет «Элегия», которая имеет интересное дополнение к названию – безумных лет угасшее веселье. Как известно, элегия – это литературный жанр, который являет собой печальные философские размышления автора. В данном случае автор уже в самом названии определяет жанр своего творения. И оно полностью соответствует действительности. «Элегия» Пушкина имеет глубокий философский смысл. Лирический герой пессимистично размышляет о том, что дни его безумной юности уходят, унося с собой дарившее веселье. А наступающая зрелость кажется ему унылой – позади веселье, впереди лишь тяжкий труд.
    Композиционно стихотворение состоит из двух частей, которые контрастны друг другу. В первой строфе идет речь о жизненной драме героя, во второй появляется оптимизм, вера в волевое начало человека.

  2. Доклад подготовил Игорь Ирлин
    Vilniaus Pedagoginis Universitetas
    2000
    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Но, как вино – печаль минувших дней
    В моей душе чем старе, тем сильней.
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Средь горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И может быть на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    1830
    А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.
    Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
    В первых строках  («безумных лет  угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
    Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
    После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» – это ещё и  способность к состраданию.
    Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь…
    Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
    И может быть на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта  любовь последняя.
    «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» – к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
    Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких»,  обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
    Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
    Минувших = будущих
    старе = старше
    сулит = предвещает (обещает)
    грядущего = будущего
    «грядущего волнуемое море» – метафора  из канона заупокойной церковной службы:
    Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,..
    Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
    други = друзья
    ведаю = знаю
    треволненья = тревоги
    порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
    …О жены Севера, меж вами
    Она является порой
    («Портрет»)
    Порой восточный краснобай
    Здесь разливал свои тетради
    («В прохладе сладастной фонтанов…»)
    Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
    Существительные почти тоько абстрактные:
    веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
    В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
    безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
    Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
    умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
    А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
    веселье – похмелье
    упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.
    На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской.  Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

  3. Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
    Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.
    Элегия — один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.
    Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта —воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
    А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
    В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:
    Я слезы лью; мне слезы утешенье;
    Моя душа, плененная тоской,
    В них горькое находит наслажденье.
    (“Желание”, 1816)
    Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    (“Желание”, 1816)
    Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:
    Но я молчу; не слышен ропот мой…
    (“Желание”, 1816)
    В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
    Уж нет ее!.. До сладостной весны
    Простился я с блаженством и с душою.
    (“Осеннее утро”, 1816)
    Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:
    Когда ж вечернею порою
    И мне откроется окно?
    (“Окно”, 1816)
    Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:
    Напрасный сердца крик!..
    …Безверие одно,
    По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
    Влечет несчастного до хладных врат могилы.
    (“Безверие”, 1817)
    Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.
    Звезда печальная, вечерняя звезда!
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине…
    (“Редеет облаков летучая гряда”, 1820)
    Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья…
    (“Погасло дневное светило”, 1820)
    Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:
    Я пережил свои желанья,
    Я разлюбил свои мечты;
    Остались мне одни страданья,
    Плоды сердечной пустоты.
    (“Я пережил свои желанья”, 1821)
    В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество — одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.
    1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность “хоть одному творенью свободу даровать” великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении “Птичка” (1823). Но “дары свободы” ни к чему людям с несвободным сознанием (“Свободы сеятель пустынный”, 1823). Народ “без чести” обречен на “ярмо с гремушками да бич”.
    Элегия “К морю” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море — символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
    В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.
    В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
    Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
    Примером может служить стихотворение “Деревня”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.
    Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть — это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни “на лоне счастья и забвенья” несвободе светских оков:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный…
    Вторая часть — политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.
    Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок “отрывок”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.
    Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.

  4. Лирический герой произведения предается воспоминаниям о юных днях, размышляет о своей жизни. Уже в первых строках он признается, что растратил прекрасные дни на «веселье». Действительно, в юности Пушкин любил бывать на балах, светских приемах. Вместе с друзьями он частенько посещал игорные дома. В более зрелом возрасте он быстро уставал от светской суматохи и веселья и предпочитал уединенные вечера в имении Михайловском. Такие перемены, видимо, были связаны с пребыванием в ссылке и потерей друзей-декабристов, отправленных в Сибирь. Многое изменилось в жизни Александра Сергеевича с лицейских времен. Веселье сменилось печалью, прогнать которую он не мог. Об этом говорит и лирический герой «Элегии».
    У читателей, знающих, что произведение Пушкин написал накануне собственной свадьбы, возникает закономерный вопрос, почему мужчина грустит перед одним из самых радостных событий в жизни. Все дело в том, что материальное положение Александра Сергеевича было на тот момент тяжелым. Он прекрасно понимал: для обеспечения семьи придется много работать, ограничивать свою свободу. Известно, что в это время Пушкин переписывался с будущей тещей, пытаясь уладить проблемы с приданым так, чтобы не лишиться свободы, которой он очень дорожил.
    В последних строках появляются «мажорные нотки». Автор надеется на то, что в будущем он еще будет счастлив, а любовь подарит ему улыбку. Эти строки – не просто полет фантазии, это мысли, которые действительно таились в сердце поэта. Несмотря на то, что на содержание «Элегии» повлияли обстоятельства жизни, намеков на конкретные ситуации в нем нет. Догадываться о них может только тот, кто знает биографию автора.
    Спустя четыре года после написания «Элегия» была опубликована в журнале Смирдина «Библиотека для чтения».

  5. Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Но, как вино – печаль минувших дней
    В моей душе чем старе, тем сильней.
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Средь горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И может быть на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    1830 год
    А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
    После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» – это ещё и способность к состраданию.
    Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь…
    Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
    И может быть на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» – к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
    Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
    Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
    Минувших = будущих
    старе = старше
    сулит = предвещает (обещает)
    грядущего = будущего
    «грядущего волнуемое море» – метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,…
    Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
    други = друзья
    ведаю = знаю
    треволненья = тревоги
    порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
    …О жены Севера, меж вами
    Она является порой
    («Портрет»)
    Порой восточный краснобай
    Здесь разливал свои тетради
    («В прохладе сладастной фонтанов…»)
    Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
    Существительные почти тоько абстрактные:
    веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
    В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
    безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
    Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
    умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
    А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
    веселье – похмелье
    упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.
    На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

  6. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина

    Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
    Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.
    Элегия – один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.
    Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта – воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
    А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
    В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:
    Я слезы лью; мне слезы утешенье;
    Моя душа, плененная тоской,
    В них горькое находит наслажденье.
    (“Желание”, 1816)
    Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    (“Желание”, 1816)
    Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:
    Но я молчу; не слышен ропот мой.
    (“Желание”, 1816)
    В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
    Уж нет ее! До сладостной весны
    Простился я с блаженством и с душою.
    (“Осеннее утро”, 1816)
    Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:
    Когда ж вечернею порою
    И мне откроется окно?
    (“Окно”, 1816)
    Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:
    Напрасный сердца крик!
    .Безверие одно,
    По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
    Влечет несчастного до хладных врат могилы.
    (“Безверие”, 1817)
    Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.
    Звезда печальная, вечерняя звезда!
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине.
    (“Редеет облаков летучая гряда”, 1820)
    Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья.
    (“Погасло дневное светило”, 1820)
    Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:
    Я пережил свои желанья,
    Я разлюбил свои мечты;
    Остались мне одни страданья,
    Плоды сердечной пустоты.
    (“Я пережил свои желанья”, 1821)
    В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество – одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.
    1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность “хоть одному творенью свободу даровать” – великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении “Птичка” (1823). Но “дары свободы” ни к чему людям с несвободным сознанием (“Свободы сеятель пустынный”, 1823). Народ “без чести” обречен на “ярмо с гремушками да бич”.
    Элегия “К морю” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море – символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
    В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.
    В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
    Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
    Примером может служить стихотворение “Деревня”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.
    Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть — это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни “на лоне счастья и забвенья” несвободе светских оков:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный.
    Вторая часть – политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.
    Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок “отрывок”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.
    Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.
    http://www.school-essays.info/pushkin/raznoe116

  7. В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов — рыдающий рояль, Александр Блок — трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин — крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, целому оркестру подобен Александр Сергеевич Пушкин.
    Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» — одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно определило последующее творчество этого периода.
    Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение — и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той или иной степени уже затрагивавшийся в других стихах: раздумья о цели и смысле существования. Взгляд в «минувшие дни» возвращает нас к концовке шестой главы «Евгения Онегина», где речь идет «о юности легкой», а светлая грусть роднит это стихотворение с произведением «На холмах Грузии».
    При публикации «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин дал ему заголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдал дань этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным. Оно представляет собой монолог, начальные слова которого констатируют внутреннее состояние лирического героя: «мне тяжело». Однако постепенно тема расширяется и превращается в свободное обращение не только к друзьям («о други»), но и — шире — к современникам. Мне кажется, что в этом смысле «Элегию» можно сравнить с более поздним стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), где в центре будет находиться оценка уже не жизни, а исторического дела поэта.
    Стихотворение начинается обращением к прошлому:
    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    И здесь же вполне естественное сравнение (ведь речь идет о похмелье!) «печали минувших дней» со старым и сильным вином. Мысль поэта движется от прошлого к настоящему:
    Мой путь уныл…
    Однако эту тоску сегодняшнего дня объясняет уже будущее:
    …Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнующее море.
    Один образ, как бы всплывающий в сознании, рождает новый. Образ «волнуемого моря» уже не имеет ничего общего с «унылостью». Он является предчувствием будущей бурной жизни, где найдется место и раздумьям, и страданиям, и творчеству, и любви.
    Все стихотворение пронизывает мысль о неизбежности и неотвратимости изменений жизни человека. Поэтому «горести, заботы и треволненья» не вызывают у лирического героя ни мечтательных сожалений об ушедшей молодости, ни страха перед будущим. Пока человек жив, он не должен отступать перед трудностями бытия:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Поэтому ощущение наступающего «горя», «заката печального» освящено идеей «наслаждения», которое даруют человеку сознание, поэтическая гармония, любовь и дружба:
    …Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И — может быть — на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    В отличие от других элегий (например, «Погасло дневное светило»), в стихотворении «Безумных лет угасшее веселье…» нет указаний на какую-то биографическую ситуацию. Сложный этап жизни оставлен автором «за порогом» стихотворения. Не в анализе какого-либо отдельного момента, а в осознании судьбы человека заключен смысл этого великого стихотворения.
    «Элегия» написана пятистопным ямбом — размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением. Такая форма отвечает требованиям философской, лирики.
    Меня стихотворение поразило удивительной гармонией: все чувства лирического героя уравновешены, в его душе нет разлада.
    «Элегия», написанная в 1830 году, появилась в печати через четыре года. Как же я удивилась, прочитав стихотворение другого великого русского поэта, датированное 1832 годом, т. е. временем, когда пушкинское произведение еще не было издано:
    Я жить хочу! Хочу печали
    Любви и счастию назло…
    Эти строки написал восемнадцатилетний М. Ю. Лермонтов. Конечно, здесь иной поворот темы, иной размер. Однако эти стихи, на мой взгляд, родственны.
    Подобно А. С. Пушкину, на смерть которого Лермонтов через пять лет напишет свое великое стихотворение, молодой поэт так же не сгибается под тяжестью жизни, так же не страшится будущего, как и его великий предшественник:
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

  8. Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
    Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.
    Элегия – один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.
    Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта -воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
    А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
    В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:
    Я слезы лью; мне слезы утешенье;
    Моя душа, плененная тоской,
    В них горькое находит наслажденье.
    (“Желание”, 1816)
    Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    (“Желание”, 1816)
    Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:
    Но я молчу; не слышен ропот мой…
    (“Желание”, 1816)
    В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
    Уж нет ее!.. До сладостной весны
    Простился я с блаженством и с душою.
    (“Осеннее утро”, 1816)
    Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:
    Когда ж вечернею порою
    И мне откроется окно?
    (“Окно”, 1816)
    Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:
    Напрасный сердца крик!..
    …Безверие одно,
    По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
    Влечет несчастного до хладных врат могилы.
    (“Безверие”, 1817)
    Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.
    Звезда печальная, вечерняя звезда!
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине…
    (“Редеет облаков летучая гряда”, 1820)
    Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья…
    (“Погасло дневное светило”, 1820)
    Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:
    Я пережил свои желанья,
    Я разлюбил свои мечты;
    Остались мне одни страданья,
    Плоды сердечной пустоты.
    (“Я пережил свои желанья”, 1821)
    В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество – одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.
    1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность “хоть одному творенью свободу даровать” -великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении “Птичка” (1823). Но “дары свободы” ни к чему людям с несвободным сознанием (“Свободы сеятель пустынный”, 1823). Народ “без чести” обречен на “ярмо с гремушками да бич”.
    Элегия “К морю” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море – символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
    В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.
    В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
    Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
    Примером может служить стихотворение “Деревня”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.
    Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть — это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни “на лоне счастья и забвенья” несвободе светских оков:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный…
    Вторая часть – политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.
    Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок “отрывок”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.
    Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.

  9. «Элегия»
    создана сразу же вслед за «Бесами», осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал
    этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как
    известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно
    анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.
    Композиция. Стихотворение состоит из двух строф, которые
    составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во
    второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.
    В «Элегии» подхватывается
    и получает развитие та же тематика, что и в «Бесах» —
    сосре­доточенный поиск пути. Начинается стихотворение с переоценки прошлого,
    которое оставило неизгладимый след печали в душе героя. Мысли о будущем,
    казалось бы, не оставляют места надежде:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего
    волнуемое море.

    Но во второй строфе такое
    пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противо­положным. После
    довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг
    следует легкий взлет:
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить
    хочу, чтоб мыслить и страдать;

    И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей,
    забот и треволненья:

    Душу
    лирического героя переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством
    трево­ги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это
    также означает движение и полноценную жизнь, в которой «будут наслажденья меж
    горестей, забот и треволненья». Они даруют новые творческие плоды и — «может
    быть» — любовь:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над
    вымыслом слезами обольюсь,

    И может быть — на мой закат печальный
    Блеснет любовь
    улыбкою прощальной.

  10. Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
    Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.
    Элегия – один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.
    Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта -воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
    А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского – главу русского элегического романтизма – своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
    В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания – все это неразрывно связано с этим чувством:
    Я слезы лью; мне слезы утешенье;
    Моя душа, плененная тоской,
    В них горькое находит наслажденье.
    (\”Желание\”, 1816)
    Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    (\”Желание\”, 1816)
    Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:
    Но я молчу; не слышен ропот мой…
    (\”Желание\”, 1816)
    В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
    Уж нет ее!.. До сладостной весны
    Простился я с блаженством и с душою.
    (\”Осеннее утро\”, 1816)
    Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:
    Когда ж вечернею порою
    И мне откроется окно?
    (\”Окно\”, 1816)
    Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:
    Напрасный сердца крик!..
    …Безверие одно,
    По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
    Влечет несчастного до хладных врат могилы.
    (\”Безверие\”, 1817)
    Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.
    Звезда печальная, вечерняя звезда!
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине…
    (\”Редеет облаков летучая гряда\”, 1820)
    Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья…
    (\”Погасло дневное светило\”, 1820)
    Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:
    Я пережил свои желанья,
    Я разлюбил свои мечты;
    Остались мне одни страданья,
    Плоды сердечной пустоты.
    (\”Я пережил свои желанья\”, 1821)
    В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей – естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество – одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.
    1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность \”хоть одному творенью свободу даровать\” -великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении \”Птичка\” (1823). Но \”дары свободы\” ни к чему людям с несвободным сознанием (\”Свободы сеятель пустынный\”, 1823). Народ \”без чести\” обречен на \”ярмо с гремушками да бич\”.
    Элегия \”К морю\” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море – символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
    В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей – Байрона и Наполеона.
    В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
    Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
    Примером может служить стихотворение \”Деревня\”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.
    Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть – это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни \”на лоне счастья и забвенья\” несвободе светских оков:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный…
    Вторая часть – политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.
    Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок \”отрывок\”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.
    Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.

  11. Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
    Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.
    Элегия – один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.
    Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта -воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
    А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского – главу русского элегического романтизма – своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
    В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания – все это неразрывно связано с этим чувством:
    Я слезы лью; мне слезы утешенье;
    Моя душа, плененная тоской,
    В них горькое находит наслажденье.
    (“Желание”, 1816)
    Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    (“Желание”, 1816)
    Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:
    Но я молчу; не слышен ропот мой…
    (“Желание”, 1816)
    В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
    Уж нет ее!.. До сладостной весны
    Простился я с блаженством и с душою.
    (“Осеннее утро”, 1816)
    Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:
    Когда ж вечернею порою
    И мне откроется окно?
    (“Окно”, 1816)
    Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:
    Напрасный сердца крик!..
    …Безверие одно,
    По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
    Влечет несчастного до хладных врат могилы.
    (“Безверие”, 1817)
    Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.
    Звезда печальная, вечерняя звезда!
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине…
    (“Редеет облаков летучая гряда”, 1820)
    Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья…
    (“Погасло дневное светило”, 1820)
    Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:
    Я пережил свои желанья,
    Я разлюбил свои мечты;
    Остались мне одни страданья,
    Плоды сердечной пустоты.
    (“Я пережил свои желанья”, 1821)
    В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей – естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество – одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.
    1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность “хоть одному творенью свободу даровать” -великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении “Птичка” (1823). Но “дары свободы” ни к чему людям с несвободным сознанием (“Свободы сеятель пустынный”, 1823). Народ “без чести” обречен на “ярмо с гремушками да бич”.
    Элегия “К морю” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море – символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
    В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей – Байрона и Наполеона.
    В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
    Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
    Примером может служить стихотворение “Деревня”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.
    Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть – это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни “на лоне счастья и забвенья” несвободе светских оков:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный…
    Вторая часть – политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.
    Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок “отрывок”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.
    Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *