Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. В переводе с греческого «элегия» — это жалоба.
Музыка, похожая на сон драгоценных камней. Изумруд, бриллиант, опал, опять бриллиант, алмаз, сапфир, и опять бриллиант, изумруд, и дальше, дальше, уносясь в бесконечность. И так было, и так будет всегда… В этом блеске можно увидеть любой образ, и каждый видит в нем то, о чем мечтает, то, что в его понимании есть счастье. Этих камней так много, что они напоминают небо, усеянное яркими разноцветными звездами. И так было, и так будет всегда…
Я вижу свое счастье. Но на то оно и счастье, чтобы все время ускользать от нас. Не бывает полного счастья в бездействии. Можно сказать, что поиск счастья и есть счастье. Но мало кто это понимает. Кажется, мы так стремимся к исполнению мечты, гонимся за ней, как за дичью, устраиваем засады… но она ускользает. А не лучше ли было бы просто осознать свое несчастье и жить с ним, плотно завернувшись в него? Не терзаться, не мучиться, а смириться? Так легче, но не лучше. Ведь именно в борьбе мы приобретаем силы.
Слабый человек не может быть счастлив. Но слабый не физически, а духовно: бедный на душевное тепло, жадный на близость, не способный на поддержку.
Бороться, чтобы быть счастливым. Однако не за счастье, а для него. Это самое важное. И это я вижу во всех гранях бриллиантов, изумрудов, рубинов, сапфиров. И это им снится.
Может быть, когда-то в будущем неизвестный гений найдет способ быть счастливым всегда и без усилий. А может быть, такой способ нашел кто-то в прошлом, но мы этого не поняли.
А пока… будем бороться, гнуться, ломаться под тяжестью страданий, ждать и… быть счастливыми.
Цветы – это прекрасные создания природы, они будто бы рождены для того, чтобы дарить свет и радость. Когда смотришь на нежный благоухающий цветок, внутри все поет, настроение улучшается, а при виде букета сразу появляется ощущение праздника.
С одной стороны, мне не очень нравятся срезанные цветы, я больше люблю любоваться ими на клумбе, в горшке или оранжерее. Но с другой, растение ведь не погибает, когда срезают цветок, а любой, даже самый простой букет, может принести немало радости любимым и близким людям.
Подробнее…
Какая профессия мне нравится? сочинение
Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней. В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова. О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев.
Подробнее…
Сочинение на тему: Культура речевого общения (Культура речи)
Культура речевого общения — это систематизация языковых средств, способствующих наибольшему эффекту в достижении поставленных целей в сфере коммуникаций при соблюдении литературных норм. Нормы, же в свою очередь, определяются, как правила произношения, правописания и употребления грамматических форм и слов принятые для речевого общения в конкретном обществе, которое признает их в качестве основы литературного языка.
Подробнее…
“Красота родной земли” сочинение
Красоту Родины может испытывать каждый, но так талантливо описать ее в поэзии смог бы, наверное, только Павел Тычина. С стихов поэта видно, что красивая природа, окружающий мир, мамочка-Украина – милые сердцу писателя. Павло Тычина замечает все: и ручеек, и бабочки, и цветочки, и облачка – все оставляет в душе писателя свои следы. “Лазурь мою душу обвияла”, – пишет художник. Читая стихи этого автора, мы сами вроде взлетаем к небу.
Подробнее…
Вечер накануне Ивана Купала сочинение
Эту быль когда-то уже рассказывал дьяк Фома Григорьевич, и один пан успел напечатать ее книжкой, но его пересказ оказался настолько плох, что автор взялся снова рассказать эту быль.
Историю эту дьячок услышал от своего деда, который прославился своей правдивостью, а многие детали истории принадлежат дедовой тетке, державшей в те времена питейное заведение. Случилось это примерно лет за сто на месте Диканьки, которая была в то время самым бедным хутором.
Подробнее…
Любимый праздник
Мой любимый праздник — Новый год. Особенно мне понравилось встречать новое тысячелетие — 2001 год! Праздник тогда удался нам на славу.
Как всегда мы собрались всей семьёй: папа, мама, я, моя сестрёнка, дядя Федя с тётей Лидой, моя двоюродная бабушка, которая одинокая и поэтому все праздники встречает с нами. Задолго до наступления Нового года мы уже сидели за столом и вкушали разные блюда, с любовью приготовленные мамой и тётей Лидой (они у нас замечательные кулинары!): тут были и плов, и традиционный салат оливье, и жареный сом под соусом (папа где- то достал с превеликим трудом).
Подробнее…
Перед вами сочинение на тему: Элегия.
Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. В переводе с греческого «элегия» — это жалоба.
Музыка, похожая на сон драгоценных камней. Изумруд, бриллиант, опал, опять бриллиант, алмаз, сапфир, и опять бриллиант, изумруд, и дальше, дальше, уносясь в бесконечность. И так было, и так будет всегда… В этом блеске можно увидеть любой образ, и каждый видит в нем то, о чем мечтает, то, что в его понимании есть счастье. Этих камней так много, что они напоминают небо, усеянное яркими разноцветными звездами. И так было, и так будет всегда…
Я вижу свое счастье. Но на то оно и счастье, чтобы все время ускользать от нас. Не бывает полного счастья в бездействии. Можно сказать, что поиск счастья и есть счастье. Но мало кто это понимает. Кажется, мы так стремимся к исполнению мечты, гонимся за ней, как за дичью, устраиваем засады… но она ускользает. А не лучше ли было бы просто осознать свое несчастье и жить с ним, плотно завернувшись в него? Не терзаться, не мучиться, а смириться? Так легче, но не лучше. Ведь именно в борьбе мы приобретаем силы.
Слабый человек не может быть счастлив. Но слабый не физически, а духовно: бедный на душевное тепло, жадный на близость, не способный на поддержку.
Бороться, чтобы быть счастливым. Однако не за счастье, а для него. Это самое важное. И это я вижу во всех гранях бриллиантов, изумрудов, рубинов, сапфиров. И это им снится.
Может быть, когда-то в будущем неизвестный гений найдет способ быть счастливым всегда и без усилий. А может быть, такой способ нашел кто-то в прошлом, но мы этого не поняли.
А пока… будем бороться, гнуться, ломаться под тяжестью страданий, ждать и… быть счастливыми.
Я не буду говорить о всех людях, лучше расскажу, в чём я вижу ценность своей жизни — жизни молодой девушки.
Каждая девушка — будущая мать. Поэтому ценность её жизни прежде всего в будущих детях, в тех великих свершениях, которые будут у них, в делах, которые будут её детьми, внуками, правнуками сделаны: в зданиях, которые они построят; в книгах, которые они, может быть, напишут; в картинах, которые они нарисуют; в улучшениях, которые они привнесут в общественную жизнь; в людях, которых они спасут, будучи врачами, милиционерами, спасателями; в знаниях, которые они дадут детям, если станут учителями или просто хорошими родителями. Этот ряд можно продолжать до бесконечности!
Подробнее…
В походе
Начинать приобщаться к путешествиям лучше всего через походы. Мои родители уже давно ходят в походы выходного дня. Я тоже часто ходил с ними. Особенно мне запомнился звёздный поход, который мы совершили этим летом по Ленинградской области. Почему он назывался звёздным? Потому что несколько туристских групп вышли из разных точек и должны были встретиться в одном месте. В тот раз это был город Пушкино.
Подробнее…
Сочинение на тему: «Красота природы»
Я очень люблю природу. Наверное, даже больше, чем пышную и яркую, я люблю строгую и суровую природу. Иногда холодную, иногда даже леденящую, что тут говорить. Люблю природу Севера, люблю камни, пещеры в горах. Хотя пока что я бывал мало где.
Можно взять любое создание природы и полюбоваться им. Вот, например, маленький кролик, декоративный, живущий в квартире. Этот кролик всегда имеет немножко сердитый вид, потому что он в природе – добыча, и должен быть настороже, чтобы спасти свою жизнь в случае чего.
Подробнее…
Жить в обществе
Отношения человека и общества – тема непростая. Все зависит от темперамента отдельно взятого человека и устройства социума, в котором он живет. Нельзя отрицать, что общество имеет очень важную роль в формировании личности. С самого детства окружение задает вектор поведения, учит общепринятым нормам. Но и индивидуум может существенно повлиять на коллектив, ведь мир идет вперед благодаря отдельным людям, которые бесстрашно ломают стереотипы прошлого и ищут новую дорогу для будущего. Можно ли сказать, что они свободны от общества?
Подробнее…
Родной город Киев
Любой украинский школьник знает, что Киев – столица нашей Родины, Украины. Когда-то он был также матерью всех русских городов, и назван так в честь князя Кия. Существует легенда, что Киев основан тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью. Назван он в честь старшего брата. Сегодня Киев – это не только большой украинский город, а и крупный транспортный узел. В нем есть железные и шоссейные дороги; речной порт; международный аэропорт в Борисполе.
Подробнее…
Может ли человек победить зло?
Я уверена, что каждый задавал себе вопрос, или просто задумывался о том, что же такое добро и зло. Эти понятия можно сравнить с “хорошо” и “плохо”, то есть они разнополярные, но все же связь между ними есть. Без добра не получится зла и так далее. Быть добрым, в моем понятии значит быть милосердным не только к окружающим людям, которые попали в беду, но и к животным, окружающей среде, то есть не быть равнодушным. Добрый человек всегда спешит на помощь.
Подробнее…
Элегия «Море» – одно из самых известных произведений В.А.Жуковского, не смотря на то, что образ моря был новым для поэта.
В элегии проводится параллель между морем и лирическим героем, при этом используется такой прием как олицетворение. В стихотворении автор наделяет море человеческими свойствами, как способность дышать, говорить или безмолвствовать, думать, сердится, любить и тому подобным.
Также описываются противоположные состояния моря. Оно изображено то спокойным, загадочным, то бушующим и опасным, то в момент затишья, когда не знаешь, чего ждать. Так и душа поэта неспокойная и мечущаяся в поисках истины.
Автор наделяет свой персонаж глубокой тайной, загадкой, притягивающей человека, разгадав которую последний обретет свободу, гармонию и целостность.
В этом произведении образ моря соответствует образу человеческой души с ее постоянными поисками идеала, что характеризует автора как поэта-романтика. Одновременно, ему свойственен какой-то пессимизм, печаль из-за невозможности достичь этого самого идеала, что отражается в стремлении моря к небу, олицетворяющему совершенство и свободу. Это и есть идея произведения: идеал недостижим.
Сама элегия написана ритмично, создается впечатление движения, динамики, жизни, в противовес земному существованию и покою. Она выразительна, что достигается при помощи различных средств художественного изображения как метафора, олицетворение, эпитеты, риторические вопросы и другие приемы.
Очень красиво и реалистично обрисованы картины пейзажа, как в спокойном состоянии, так и в состоянии разбушевавшейся бури. Это передает высокое мастерство поэта в написании романтических произведений, а также его душевные порывы и тоску по недостижимой в его понимании гармонии мира.
Начиная с 1830 года, Пушкин только изредка «обнародывает» стихотворения, так как «находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии…» Он творит для самого себя, думая о самом дорогом, чем он жил до сих пор.
8 сентября 1830 года поэт пишет одно из самых сильных прощальных стихотворений, пронизанных светлой и прозрачной грустью. Это «Элегия», короткое лирическое произведение, состоящее из двух взаимосвязанных частей. В первой Пушкин повторяет все те обвинения, которые поэт-элегик предъявляет жизни:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Сначала взгляд поэта обращается в прошлое, которое разочаровывает его, но обжигает сердце, потому что это воспоминание о молодости. Настоящее ужасно: «Мой путь уныл». Будущее кажется совершенно безотрадным: «Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море…» Пушкин в своей элегии использует традиционные сравнения, сопоставляя веселье — с вином, горе — с похмельем, жизненные печали — с бурным морем.
Настораживает переизбыток метафор в стихотворении. Так, веселье, которое поэт сравнивает с похмельем, логичнее было бы сравнить с вином. «Печаль минувших дней», которую он сравнивает с вином, лучше бы сравнить с похмельем. Кроме этого, Пушкин называет веселье «угасшим», а это предполагает сравнение с рассветом, с ярким солнечным днем. Грустное же будущее лучше бы, кажется, сравнить с закатом, но оно почему-то сравнивается с морем, которое появляется в ряду сравнений вопреки логике. Ведь не связана же тема моря с темой пира, с образами вина, похмелья! Дело в том, что в поэзии нет логики в ее привычном смысле. У поэта свое мироощущение, более сложное, ассоциативное.
Противительным союзом «но» открывается вторая часть элегии, в которой автор отвергает безысходность размышления первой:
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Если любой другой поэт-элегик говорил бы о немыслимой тяжести страдания, то Пушкин в своем стихотворении принимает жизнь такой, какая она есть. Он хочет жить именно для того, чтобы «мыслить и страдать». Автор стихотворения прекрасно понимает, что жизнь не всегда бывает веселой и безмятежной. Страдание у поэта из причины для отрицания мира становится поводом для его утверждения. И как же красиво теперь Пушкин связывает найденные образы с теми метафорами, на которых строилась первая часть! В первой строке первой части элегии лишь намечалась метафора «угасшее веселье». Первая строка второй части («не хочу… умирать…») «подхватывает» и завершает ее. Автор передает ощущение угасания жизни, приближения смерти.
В пятой строке второй части подхвачен образ вина как символа наслаждения:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Теперь это не то «вино веселья», которое было в бурной молодости. Никакой горечи «смутного похмелья» здесь нет. Сейчас же у поэта — тихое, легкое наслаждение гармонией, которую называют еще божественным нектаром.
К метафорам «закат жизни», «угасшее веселье» возвращают нас последние две строки элегии:
И может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Предчувствуя смерть, Пушкин надеется на любовь, которая скрасит его последние дни. Тихо, но бесстрашно глядя в будущее, автор произносит эти последние слова. Обычно же в стихотворениях подобного жанра взгляд свой поэт обращает в прошлое.
Похожие сочинения
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам… —
и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением “Эхо”:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва…
Таков И ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
“Не дает ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, «ностальгия по прошлому». В разные исторические периоды стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени. В этом отношении интересна элегия Жуковского «Вечер».
В ней сочетается с особенной отчетливостью создание романтического по своей сути образа с уверенностью изображения, с мягким и проникновенных лиризмом. Не ученик, пробуждающий свои силы, а мастер, твердой рукой рисующий мир таким, каким он его видит, – такой образ поэта предстает перед читателем этой элегии, получившей долгую жизнь в сознании ряда поколений.
Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
…Луны ущербный лик истает из-за холмов
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем!
Как и в предшествовавших элегиях – то же самый эффект постепенно гаснущего света, привычные контуры изменяются глубокими тенями. «Включается» луна – и появляется необычное, днем невозможное: бледная золотая дорожка лунного света на воде. Дневная явь сменяется ночной зыбкостью – и соответственно иной стала тональность чувств, иным стал предмет раздумий.
Вопрос следует за вопросом – и все они клонятся к познанию одной проблемы:в природе нет несправедливости, потому что смена весны, лета, осени, зимы в своем кругообороте, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность. Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание – он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение. Он словно куда-то властно увлечен. Но куда, зачем, какова цель этого торопливого стремления в таинственное будущее? И что оно обещает человеку, кроме могильной плиты над истлевшим прахом? Куда уйдут эти яркие, сильные чувства, украшавшие человеческое существование, эти жгучие слезы разочарований, эти страсти, от которых закипал мир, колебались царства, открывались новые перспективы перед человечеством?
О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и Музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные Природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
Тащиться осужден до бездны гробовой?..
В этой элегии молодой русский поэт заговорил не только о своих сокровенных раздумьях и даже не только о том, что волновало русских интеллигентов, склонных к осмыслению жизни в раннеромантическом, элегическом духе. Жуковский поднял проблему общечеловеческого плана. Вопрос о смысле бытия, о личной смерти и бессмертии, о назначении человека стоял буквально перед всеми мыслящими людьми – во все времена и у всех народов. Заслуга Жуковского в том, что эту всечеловеческую проблему он изложил впервые в русской литературе на уровне вполне оригинальной, высокой поэзии с громадной заражающей силой.
Вся система художественных средств здесь подчинена адекватному выражению чувств и мыслей романтика. Вся совокупность метафор и эпитетов способствует созданию эффекта струения, зыбкости. Пейзаж остраняется при помощи определений преимущественно переносного значения. Так, круг может быть большой или маленький, вырезанный ровно или неровно, неверной, дрожащей рукой. Здесь же он сочетается с определением не из физической сферы, а из совсем иной: священный круг – это понятие нравственное или общеидеологическое. Песни могут быть унылые или веселые, приятные или раздражающие, исполненные мастерски или неуклюже. Здесь же пламенные песни взяты в переносном значении – как зажигательные, вольнодумные, политические славословия не только в честь муз, поэзии, творчества, но и свободы. И это в крепостнической России в 1806 году. И в тот момент, когда реакционный союз трех монархов (Пруссии, Австрии и России) пытался сокрушить французскую армию, еще не утратившую ореол освободительницы европейских народов!
Перед нами лирический шедевр, полный взволнованной патетики (вольный ямб, риторические вопросы, усиленные анафорами слов «как», «когда»). Лексика высокого стиля, лишенная при этом всякой жеманности, – все это свидетельствует о том, что перед нами произведение большого мастера.
Данное стихотворение сочинил В.А.Жуковский в начале XIX века, и уже в 1807 году оно было опубликовано в первом журнале. Это произведение относится к лирике, и показывает поэта в первую очередь, как романтика.
Эта элегия начинается с описания природы. Лирический герой погружается в пейзажи, становится очень восприимчивым к природе и музыке. Он как бы “Сливается” с окружающим миром и дает понять читателю, что природа и герой – одно целое. Лирический герой ищет и находит в своем разуме горечь утраты близких и сожаление о потере юных лет. Жуковский показывает, что герой очень эмоциональный и обладает всеми чувствами, которые ему присущи. В образе главного героя автор, скорее всего, подразумевает самого себя, так очень часто делают поэты. Сам Жуковский представляет себя в образе “Певца”, который пытается найти разницу между собой и идеалом.
Обычно данную композицию делят на 3 части:
1) Описание ночной природы.
2) Воспоминания героя о своих близких, чувство сожаления.
3) Мысли героя о своей судьбе и дальнейшем развитии в этом мире.
Стоит отметить, что стихотворение написано уникальным стилем. Жуковский использует четверостишие, но употребляет вопросы, психологические паузы и другие приемы. Также в стихотворении используется очень много эпитетов, восклицаний и инверсий. Произведение очень хорошо рифмуется и не заставит читателя сильно напрягаться и вдумываться.
Данное стихотворение оценил сам П.И. Чайковский. Он даже написал музыку к фрагменту этого произведения. Элегия “Вечер” очень хорошо повлияла на дальнейшее развитие Жуковского, она открывает его, как истинного поэта-романтика.
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же час сами создавали традицию новую, характеризующую то час, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят очевидно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть совершенно исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик заявил мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа”
И что поэзия запамятовать ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на рослый уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам… —
и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реорганизации. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен обладать одну поставленная проблема — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен в этом месте и отбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на тот самый раз — со стихотворением “Эхо”:
На любой звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва…
Таков И ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
“Не дает ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Доклад подготовил Игорь Ирлин
Vilniaus Pedagoginis Universitetas
2000
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.
Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» – это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» – к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» – метафора из канона заупокойной церковной службы:
Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,..
Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
…О жены Севера, меж вами
Она является порой
(«Портрет»)
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов…»)
Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти тоько абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.
ЭЛЕГИЯ
Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. В переводе с греческого «элегия» — это жалоба.
Музыка, похожая на сон драгоценных камней. Изумруд, бриллиант, опал, опять бриллиант, алмаз, сапфир, и опять бриллиант, изумруд, и дальше, дальше, уносясь в бесконечность. И так было, и так будет всегда… В этом блеске можно увидеть любой образ, и каждый видит в нем то, о чем мечтает, то, что в его понимании есть счастье. Этих камней так много, что они напоминают небо, усеянное яркими разноцветными звездами. И так было, и так будет всегда…
Я вижу свое счастье. Но на то оно и счастье, чтобы все время ускользать от нас. Не бывает полного счастья в бездействии. Можно сказать, что поиск счастья и есть счастье. Но мало кто это понимает. Кажется, мы так стремимся к исполнению мечты, гонимся за ней, как за дичью, устраиваем засады… но она ускользает. А не лучше ли было бы просто осознать свое несчастье и жить с ним, плотно завернувшись в него? Не терзаться, не мучиться, а смириться? Так легче, но не лучше. Ведь именно в борьбе мы приобретаем силы.
Слабый человек не может быть счастлив. Но слабый не физически, а духовно: бедный на душевное тепло, жадный на близость, не способный на поддержку.
Бороться, чтобы быть счастливым. Однако не за счастье, а для него. Это самое важное. И это я вижу во всех гранях бриллиантов, изумрудов, рубинов, сапфиров. И это им снится.
Может быть, когда-то в будущем неизвестный гений найдет способ быть счастливым всегда и без усилий. А может быть, такой способ нашел кто-то в прошлом, но мы этого не поняли.
А пока… будем бороться, гнуться, ломаться под тяжестью страданий, ждать и… быть счастливыми.
Цветы – это прекрасные создания природы, они будто бы рождены для того, чтобы дарить свет и радость. Когда смотришь на нежный благоухающий цветок, внутри все поет, настроение улучшается, а при виде букета сразу появляется ощущение праздника.
С одной стороны, мне не очень нравятся срезанные цветы, я больше люблю любоваться ими на клумбе, в горшке или оранжерее. Но с другой, растение ведь не погибает, когда срезают цветок, а любой, даже самый простой букет, может принести немало радости любимым и близким людям.
Подробнее…
Какая профессия мне нравится? сочинение
Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней. В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова. О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев.
Подробнее…
Сочинение на тему: Культура речевого общения (Культура речи)
Культура речевого общения — это систематизация языковых средств, способствующих наибольшему эффекту в достижении поставленных целей в сфере коммуникаций при соблюдении литературных норм. Нормы, же в свою очередь, определяются, как правила произношения, правописания и употребления грамматических форм и слов принятые для речевого общения в конкретном обществе, которое признает их в качестве основы литературного языка.
Подробнее…
“Красота родной земли” сочинение
Красоту Родины может испытывать каждый, но так талантливо описать ее в поэзии смог бы, наверное, только Павел Тычина. С стихов поэта видно, что красивая природа, окружающий мир, мамочка-Украина – милые сердцу писателя. Павло Тычина замечает все: и ручеек, и бабочки, и цветочки, и облачка – все оставляет в душе писателя свои следы. “Лазурь мою душу обвияла”, – пишет художник. Читая стихи этого автора, мы сами вроде взлетаем к небу.
Подробнее…
Вечер накануне Ивана Купала сочинение
Эту быль когда-то уже рассказывал дьяк Фома Григорьевич, и один пан успел напечатать ее книжкой, но его пересказ оказался настолько плох, что автор взялся снова рассказать эту быль.
Историю эту дьячок услышал от своего деда, который прославился своей правдивостью, а многие детали истории принадлежат дедовой тетке, державшей в те времена питейное заведение. Случилось это примерно лет за сто на месте Диканьки, которая была в то время самым бедным хутором.
Подробнее…
Любимый праздник
Мой любимый праздник — Новый год. Особенно мне понравилось встречать новое тысячелетие — 2001 год! Праздник тогда удался нам на славу.
Как всегда мы собрались всей семьёй: папа, мама, я, моя сестрёнка, дядя Федя с тётей Лидой, моя двоюродная бабушка, которая одинокая и поэтому все праздники встречает с нами. Задолго до наступления Нового года мы уже сидели за столом и вкушали разные блюда, с любовью приготовленные мамой и тётей Лидой (они у нас замечательные кулинары!): тут были и плов, и традиционный салат оливье, и жареный сом под соусом (папа где- то достал с превеликим трудом).
Подробнее…
Перед вами сочинение на тему: Элегия.
Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. В переводе с греческого «элегия» — это жалоба.
Музыка, похожая на сон драгоценных камней. Изумруд, бриллиант, опал, опять бриллиант, алмаз, сапфир, и опять бриллиант, изумруд, и дальше, дальше, уносясь в бесконечность. И так было, и так будет всегда… В этом блеске можно увидеть любой образ, и каждый видит в нем то, о чем мечтает, то, что в его понимании есть счастье. Этих камней так много, что они напоминают небо, усеянное яркими разноцветными звездами. И так было, и так будет всегда…
Я вижу свое счастье. Но на то оно и счастье, чтобы все время ускользать от нас. Не бывает полного счастья в бездействии. Можно сказать, что поиск счастья и есть счастье. Но мало кто это понимает. Кажется, мы так стремимся к исполнению мечты, гонимся за ней, как за дичью, устраиваем засады… но она ускользает. А не лучше ли было бы просто осознать свое несчастье и жить с ним, плотно завернувшись в него? Не терзаться, не мучиться, а смириться? Так легче, но не лучше. Ведь именно в борьбе мы приобретаем силы.
Слабый человек не может быть счастлив. Но слабый не физически, а духовно: бедный на душевное тепло, жадный на близость, не способный на поддержку.
Бороться, чтобы быть счастливым. Однако не за счастье, а для него. Это самое важное. И это я вижу во всех гранях бриллиантов, изумрудов, рубинов, сапфиров. И это им снится.
Может быть, когда-то в будущем неизвестный гений найдет способ быть счастливым всегда и без усилий. А может быть, такой способ нашел кто-то в прошлом, но мы этого не поняли.
А пока… будем бороться, гнуться, ломаться под тяжестью страданий, ждать и… быть счастливыми.
Я не буду говорить о всех людях, лучше расскажу, в чём я вижу ценность своей жизни — жизни молодой девушки.
Каждая девушка — будущая мать. Поэтому ценность её жизни прежде всего в будущих детях, в тех великих свершениях, которые будут у них, в делах, которые будут её детьми, внуками, правнуками сделаны: в зданиях, которые они построят; в книгах, которые они, может быть, напишут; в картинах, которые они нарисуют; в улучшениях, которые они привнесут в общественную жизнь; в людях, которых они спасут, будучи врачами, милиционерами, спасателями; в знаниях, которые они дадут детям, если станут учителями или просто хорошими родителями. Этот ряд можно продолжать до бесконечности!
Подробнее…
В походе
Начинать приобщаться к путешествиям лучше всего через походы. Мои родители уже давно ходят в походы выходного дня. Я тоже часто ходил с ними. Особенно мне запомнился звёздный поход, который мы совершили этим летом по Ленинградской области. Почему он назывался звёздным? Потому что несколько туристских групп вышли из разных точек и должны были встретиться в одном месте. В тот раз это был город Пушкино.
Подробнее…
Сочинение на тему: «Красота природы»
Я очень люблю природу. Наверное, даже больше, чем пышную и яркую, я люблю строгую и суровую природу. Иногда холодную, иногда даже леденящую, что тут говорить. Люблю природу Севера, люблю камни, пещеры в горах. Хотя пока что я бывал мало где.
Можно взять любое создание природы и полюбоваться им. Вот, например, маленький кролик, декоративный, живущий в квартире. Этот кролик всегда имеет немножко сердитый вид, потому что он в природе – добыча, и должен быть настороже, чтобы спасти свою жизнь в случае чего.
Подробнее…
Жить в обществе
Отношения человека и общества – тема непростая. Все зависит от темперамента отдельно взятого человека и устройства социума, в котором он живет. Нельзя отрицать, что общество имеет очень важную роль в формировании личности. С самого детства окружение задает вектор поведения, учит общепринятым нормам. Но и индивидуум может существенно повлиять на коллектив, ведь мир идет вперед благодаря отдельным людям, которые бесстрашно ломают стереотипы прошлого и ищут новую дорогу для будущего. Можно ли сказать, что они свободны от общества?
Подробнее…
Родной город Киев
Любой украинский школьник знает, что Киев – столица нашей Родины, Украины. Когда-то он был также матерью всех русских городов, и назван так в честь князя Кия. Существует легенда, что Киев основан тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью. Назван он в честь старшего брата. Сегодня Киев – это не только большой украинский город, а и крупный транспортный узел. В нем есть железные и шоссейные дороги; речной порт; международный аэропорт в Борисполе.
Подробнее…
Может ли человек победить зло?
Я уверена, что каждый задавал себе вопрос, или просто задумывался о том, что же такое добро и зло. Эти понятия можно сравнить с “хорошо” и “плохо”, то есть они разнополярные, но все же связь между ними есть. Без добра не получится зла и так далее. Быть добрым, в моем понятии значит быть милосердным не только к окружающим людям, которые попали в беду, но и к животным, окружающей среде, то есть не быть равнодушным. Добрый человек всегда спешит на помощь.
Подробнее…
Элегия «Море» – одно из самых известных произведений В.А.Жуковского, не смотря на то, что образ моря был новым для поэта.
В элегии проводится параллель между морем и лирическим героем, при этом используется такой прием как олицетворение. В стихотворении автор наделяет море человеческими свойствами, как способность дышать, говорить или безмолвствовать, думать, сердится, любить и тому подобным.
Также описываются противоположные состояния моря. Оно изображено то спокойным, загадочным, то бушующим и опасным, то в момент затишья, когда не знаешь, чего ждать. Так и душа поэта неспокойная и мечущаяся в поисках истины.
Автор наделяет свой персонаж глубокой тайной, загадкой, притягивающей человека, разгадав которую последний обретет свободу, гармонию и целостность.
В этом произведении образ моря соответствует образу человеческой души с ее постоянными поисками идеала, что характеризует автора как поэта-романтика. Одновременно, ему свойственен какой-то пессимизм, печаль из-за невозможности достичь этого самого идеала, что отражается в стремлении моря к небу, олицетворяющему совершенство и свободу. Это и есть идея произведения: идеал недостижим.
Сама элегия написана ритмично, создается впечатление движения, динамики, жизни, в противовес земному существованию и покою. Она выразительна, что достигается при помощи различных средств художественного изображения как метафора, олицетворение, эпитеты, риторические вопросы и другие приемы.
Очень красиво и реалистично обрисованы картины пейзажа, как в спокойном состоянии, так и в состоянии разбушевавшейся бури. Это передает высокое мастерство поэта в написании романтических произведений, а также его душевные порывы и тоску по недостижимой в его понимании гармонии мира.
Начиная с 1830 года, Пушкин только изредка «обнародывает» стихотворения, так как «находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии…» Он творит для самого себя, думая о самом дорогом, чем он жил до сих пор.
8 сентября 1830 года поэт пишет одно из самых сильных прощальных стихотворений, пронизанных светлой и прозрачной грустью. Это «Элегия», короткое лирическое произведение, состоящее из двух взаимосвязанных частей. В первой Пушкин повторяет все те обвинения, которые поэт-элегик предъявляет жизни:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Сначала взгляд поэта обращается в прошлое, которое разочаровывает его, но обжигает сердце, потому что это воспоминание о молодости. Настоящее ужасно: «Мой путь уныл». Будущее кажется совершенно безотрадным: «Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море…» Пушкин в своей элегии использует традиционные сравнения, сопоставляя веселье — с вином, горе — с похмельем, жизненные печали — с бурным морем.
Настораживает переизбыток метафор в стихотворении. Так, веселье, которое поэт сравнивает с похмельем, логичнее было бы сравнить с вином. «Печаль минувших дней», которую он сравнивает с вином, лучше бы сравнить с похмельем. Кроме этого, Пушкин называет веселье «угасшим», а это предполагает сравнение с рассветом, с ярким солнечным днем. Грустное же будущее лучше бы, кажется, сравнить с закатом, но оно почему-то сравнивается с морем, которое появляется в ряду сравнений вопреки логике. Ведь не связана же тема моря с темой пира, с образами вина, похмелья! Дело в том, что в поэзии нет логики в ее привычном смысле. У поэта свое мироощущение, более сложное, ассоциативное.
Противительным союзом «но» открывается вторая часть элегии, в которой автор отвергает безысходность размышления первой:
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Если любой другой поэт-элегик говорил бы о немыслимой тяжести страдания, то Пушкин в своем стихотворении принимает жизнь такой, какая она есть. Он хочет жить именно для того, чтобы «мыслить и страдать». Автор стихотворения прекрасно понимает, что жизнь не всегда бывает веселой и безмятежной. Страдание у поэта из причины для отрицания мира становится поводом для его утверждения. И как же красиво теперь Пушкин связывает найденные образы с теми метафорами, на которых строилась первая часть! В первой строке первой части элегии лишь намечалась метафора «угасшее веселье». Первая строка второй части («не хочу… умирать…») «подхватывает» и завершает ее. Автор передает ощущение угасания жизни, приближения смерти.
В пятой строке второй части подхвачен образ вина как символа наслаждения:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Теперь это не то «вино веселья», которое было в бурной молодости. Никакой горечи «смутного похмелья» здесь нет. Сейчас же у поэта — тихое, легкое наслаждение гармонией, которую называют еще божественным нектаром.
К метафорам «закат жизни», «угасшее веселье» возвращают нас последние две строки элегии:
И может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Предчувствуя смерть, Пушкин надеется на любовь, которая скрасит его последние дни. Тихо, но бесстрашно глядя в будущее, автор произносит эти последние слова. Обычно же в стихотворениях подобного жанра взгляд свой поэт обращает в прошлое.
Похожие сочинения
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам… —
и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением “Эхо”:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва…
Таков И ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
“Не дает ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, «ностальгия по прошлому». В разные исторические периоды стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени. В этом отношении интересна элегия Жуковского «Вечер».
В ней сочетается с особенной отчетливостью создание романтического по своей сути образа с уверенностью изображения, с мягким и проникновенных лиризмом. Не ученик, пробуждающий свои силы, а мастер, твердой рукой рисующий мир таким, каким он его видит, – такой образ поэта предстает перед читателем этой элегии, получившей долгую жизнь в сознании ряда поколений.
Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
…Луны ущербный лик истает из-за холмов
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем!
Как и в предшествовавших элегиях – то же самый эффект постепенно гаснущего света, привычные контуры изменяются глубокими тенями. «Включается» луна – и появляется необычное, днем невозможное: бледная золотая дорожка лунного света на воде. Дневная явь сменяется ночной зыбкостью – и соответственно иной стала тональность чувств, иным стал предмет раздумий.
Вопрос следует за вопросом – и все они клонятся к познанию одной проблемы:в природе нет несправедливости, потому что смена весны, лета, осени, зимы в своем кругообороте, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность. Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание – он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение. Он словно куда-то властно увлечен. Но куда, зачем, какова цель этого торопливого стремления в таинственное будущее? И что оно обещает человеку, кроме могильной плиты над истлевшим прахом? Куда уйдут эти яркие, сильные чувства, украшавшие человеческое существование, эти жгучие слезы разочарований, эти страсти, от которых закипал мир, колебались царства, открывались новые перспективы перед человечеством?
О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и Музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные Природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
Тащиться осужден до бездны гробовой?..
В этой элегии молодой русский поэт заговорил не только о своих сокровенных раздумьях и даже не только о том, что волновало русских интеллигентов, склонных к осмыслению жизни в раннеромантическом, элегическом духе. Жуковский поднял проблему общечеловеческого плана. Вопрос о смысле бытия, о личной смерти и бессмертии, о назначении человека стоял буквально перед всеми мыслящими людьми – во все времена и у всех народов. Заслуга Жуковского в том, что эту всечеловеческую проблему он изложил впервые в русской литературе на уровне вполне оригинальной, высокой поэзии с громадной заражающей силой.
Вся система художественных средств здесь подчинена адекватному выражению чувств и мыслей романтика. Вся совокупность метафор и эпитетов способствует созданию эффекта струения, зыбкости. Пейзаж остраняется при помощи определений преимущественно переносного значения. Так, круг может быть большой или маленький, вырезанный ровно или неровно, неверной, дрожащей рукой. Здесь же он сочетается с определением не из физической сферы, а из совсем иной: священный круг – это понятие нравственное или общеидеологическое. Песни могут быть унылые или веселые, приятные или раздражающие, исполненные мастерски или неуклюже. Здесь же пламенные песни взяты в переносном значении – как зажигательные, вольнодумные, политические славословия не только в честь муз, поэзии, творчества, но и свободы. И это в крепостнической России в 1806 году. И в тот момент, когда реакционный союз трех монархов (Пруссии, Австрии и России) пытался сокрушить французскую армию, еще не утратившую ореол освободительницы европейских народов!
Перед нами лирический шедевр, полный взволнованной патетики (вольный ямб, риторические вопросы, усиленные анафорами слов «как», «когда»). Лексика высокого стиля, лишенная при этом всякой жеманности, – все это свидетельствует о том, что перед нами произведение большого мастера.
Данное стихотворение сочинил В.А.Жуковский в начале XIX века, и уже в 1807 году оно было опубликовано в первом журнале. Это произведение относится к лирике, и показывает поэта в первую очередь, как романтика.
Эта элегия начинается с описания природы. Лирический герой погружается в пейзажи, становится очень восприимчивым к природе и музыке. Он как бы “Сливается” с окружающим миром и дает понять читателю, что природа и герой – одно целое. Лирический герой ищет и находит в своем разуме горечь утраты близких и сожаление о потере юных лет. Жуковский показывает, что герой очень эмоциональный и обладает всеми чувствами, которые ему присущи. В образе главного героя автор, скорее всего, подразумевает самого себя, так очень часто делают поэты. Сам Жуковский представляет себя в образе “Певца”, который пытается найти разницу между собой и идеалом.
Обычно данную композицию делят на 3 части:
1) Описание ночной природы.
2) Воспоминания героя о своих близких, чувство сожаления.
3) Мысли героя о своей судьбе и дальнейшем развитии в этом мире.
Стоит отметить, что стихотворение написано уникальным стилем. Жуковский использует четверостишие, но употребляет вопросы, психологические паузы и другие приемы. Также в стихотворении используется очень много эпитетов, восклицаний и инверсий. Произведение очень хорошо рифмуется и не заставит читателя сильно напрягаться и вдумываться.
Данное стихотворение оценил сам П.И. Чайковский. Он даже написал музыку к фрагменту этого произведения. Элегия “Вечер” очень хорошо повлияла на дальнейшее развитие Жуковского, она открывает его, как истинного поэта-романтика.
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же час сами создавали традицию новую, характеризующую то час, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят очевидно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта — “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему — непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть совершенно исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик заявил мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа”
И что поэзия запамятовать ее должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих — торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на рослый уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам… —
и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реорганизации. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен обладать одну поставленная проблема — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен в этом месте и отбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на тот самый раз — со стихотворением “Эхо”:
На любой звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва…
Таков И ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
“Не дает ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ — но и вся Русь — вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
Доклад подготовил Игорь Ирлин
Vilniaus Pedagoginis Universitetas
2000
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.
Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» – это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» – к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» – метафора из канона заупокойной церковной службы:
Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,..
Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
…О жены Севера, меж вами
Она является порой
(«Портрет»)
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов…»)
Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти тоько абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.