Сочинение на тему емельян пугачев главный герой повести

14 вариантов

  1. Емельян Пугачев – главный герой в в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Емельян Пугачев является главным героем повести Пушкина “Капитанская дочка”, он похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная игура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он – то ли беглый каторжник, то ли пропойца.
    Но “огненные глаза”, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души).
    Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести.
    Именно это подкупает его в Грневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. И истинно царской, сказочной широтй души он говорит: “Казнить так казнить, миловать так миловать”. И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и асто “работает на публику”, как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным – это и расчет, и радостная игра во власть.
    Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина – отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь – избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о”подлинном царе”, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.

  2. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нашли отражение исторические события 70-х годов XVIII века, а именно крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
    Благодаря тщательному изучению архивных материалов, посещению Казанской
    и Оренбургской губерний, собиранию сведений от старожилов и очевидцев
    тех событий, Пушкину удалось создать яркий и самобытный образ
    предводителя крестьянской войны.
    Автор раскрывает неоднозначность и многогранность фигуры Пугачева.
    Он так описывает его портрет: «Наружность его показалась мне
    замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В
    черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и
    бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
    В начале повести Пугачев предстает перед нами как обычный разбойник,
    вынужденный скрываться от своих недругов. Однако, штурмуя Белогорскую
    крепость, он преображается. Это уже талантливый и храбрый полководец: «в
    красном кафтане, с обнаженной саблею в руке», он способен увлекать за
    собой народ. Грозен Пугачев в роли государя Петра III, хоть он и
    самозванец. Он беспощадно карает тех, кто отказывается признать его
    власть, от остальных же требует беспрекословного повиновения. Пугачев,
    несомненно, неординарная личность. Он сообразителен, смел, умен. Присуща
    ему и русская удаль, вера в свою удачу: «Буду продолжать, как начал.
    Как знать? Авось и удастся!» Совсем с другой стороны раскрывается вождь
    повстанцев в отношениях с Петром Гриневым. Становится понятно, что он
    умеет ценить искренность, не забывает добрые поступки.
    Среди положительных качеств Пугачева можно назвать щедрость,
    справедливость, дружелюбие, остроумие, великодушие. В благодарность за
    подаренный когда-то заячий тулупчик он оказал неоценимые услуги Гриневу —
    а ведь тот находился на службе у государыни, то есть был, по сути, его
    врагом и противником. Лично мне Пугачев симпатичен. Я считаю, что его
    жестокость была вызвана обстоятельствами, искренним стремлением помочь
    угнетенному народу, улучшить его тяжелую бесправную жизнь.
    Ведь не случайно крестьяне считали его «спасителем», называли «отцом
    родным». Читая повесть А. С. Пушкина, понимаешь, что бунтарь Пугачев —
    выдающаяся историческая личность, он как предводитель крестьянского
    восстания представлял реальную угрозу царской власти в России, за что и
    был так жестоко покаран Екатериной II.

  3. План
    Введение
    Емельян Пугачев – один из главных героев романа.
    Основная часть
    Первая встреча с Пугачевым:
    а) портрет героя;
    б) беседа с трактирщиком.
    Пугачев в Белогорской крепости:
    а) портрет героя;
    б) символичность сказки, рассказанной Пугачевым;
    в) Пугачев и Гринев;
    г) характер Пугачева.
    Заключение
    Пугачев – незаурядная личность, пошедшая по неверному пути.
    Одним из главных героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является донской казак Емельян Пугачев, предводитель народного восстания. Автор изображает исторического героя рядом с героями вымышленными и показывает его незаурядной, неоднозначной личностью.
    Мы впервые встречаем Пугачева в степи во время снежного бурана. Ясно, что это человек с жизненным опытом, знающий окрестные места, сметливый. В его портрете автор выделяет «живые большие глаза» и «плутовское» выражение лица. Он скитается, как бродяга, даже пропил недавно свой тулуп, одет в оборванный армяк. Его беседа с трактирщиком полна иносказаний и наводит на мысль о каких-то тайных делах. Когда Гринев дарит ему свой заячий тулупчик, бродяга «был чрезвычайно доволен» таким подарком.
    Не узнать бывшего бродягу в предводителе восстания, взявшем Белогорскую крепость. Теперь он в красивом кафтане, «соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Это будто бы государь Петр III, и если в это не может поверить Гринев, то казаки действительно верят в его царское происхождение. «По всему видно, что персона знатная… все приемы такие важные»… Зачем он выдает себя за царя? – «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» Пугачев рискует. Гордясь своими победами, он собирается в поход на Москву. Он предвидит возможный исход, ведь недаром его любимая песня – «Не шуми, мати, зеленая дубровушка», о казни удалого разбойника Но «поздно мне каяться, – говорит он Гриневу. – Для меня не будет помилования». Притча об орле и вороне, которую он рассказывает Гриневу, раскрывает его отношение к жизни: лучше прожить мало, но ярко, чем долго и в скучном спокойствии. Он не понимает аморальности того, о чем говорит ему Гринев, – «жить убийством и разбоем», по мнению Петра Андреевича, и значит «клевать мертвечину». Он не считает себя «кровопийцей», но у автора и Гринева другое мнение. Пугачев может быть великодушным и благородным: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет!» Он помнит добро и в ответ на подарок Гринева жалует ему лошадь и шубу, а потом отпускает его с миром. Но в то же время, услышав плач Василисы Егоровны у тела мужа, он приказал: «Унять старую ведьму!» – «и она упала мертвая на ступени крыльца».
    Пугачев, по мнению автора, фигура трагическая. Он обречен, и он сам это знает. Соратники Пугачева при первой неудаче свою шею выкупят его головою, так потом и случилось. Вождь восставших мужественно встретил свою казнь, узнав в толпе Гринева и кивнув ему головою. Нельзя не сожалеть о гибели незаурядной личности, пошедшей по неверному пути.

  4. 4
    Текст добавил: ТвойРодственник

    Фигура Емельяна Пугачева ? предводителя крестьянского восстания 1773?1774 гг. ? стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.
    Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава “Пугачевщина”), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.
    Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ? сложный сплав исторических, реально бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, “бродяга”, главарь “шайки разбойников”.
    Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе “Вожатый”, и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека “готовности ему помочь”. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя “важный вид” и улыбаться, добродушно подмигивать.
    В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: “живые большие глаза так и бегали”, “прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости”, “глаза у Пугачева сверкали”. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ? превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ? человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из “бродяги” превращается в “великого государя”. В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный “государь” оборачивается искренним и милосердным спасителем “его благородия” и “красной девицы”, нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
    Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву (“Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву”), о возможном триумфе (“Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”). Довольный своими военными победами, он предполагает даже “потягаться” с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
    Пугачев ? фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. “Улица моя тесна, воли мне мало”, – говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева “Не шуми, мати зеленая дубравушка…”, и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.
    Он гордо отвергает совет Гринева “прибегнуть к милосердию императрицы”. Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.
    Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. “Заячий тулупчик”, как и общеизвестное “долг платежом красен” ? слишком простое объяснение всего происходящего. Гринев осознает, что этот человек почему то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня”. Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике “вожатого”. Пугачев стал его “вожатым” по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.
    Образ Пугачева ? центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

  5. “Капитанская дочка” – одно из самых лучших произведений А. С. Пушкина. В романе Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания.
    Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа.
    Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.
    Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.

  6. Сочинение на тему ” Пугачев главный герой повести капитанская дочка”

    Ответы:

    Сочинение на тему: «Капитанская дочка» Пушкина А.С
    Основная идея произведения заключена в пословице, сказанной отцом главного героя как напутствие и благословение сыну в жизни:
    «Береги кафтан снову, а честь смолоду».
    Главный герой дворянин Гринев Пётр Андреевич и его невеста капитанская дочка Миронова Марья Ивановна олицетворяют собой именно честь и совесть, верность и благородство.
    События романа происходят на фоне Пугачёвского восстания, и герои подвергаются испытаниям борьбы и войны.
    Гринёв Пётр Андреевич
    Искренность, неподдельная доброта, верность и мужество выручают офицера в казалось бы безвыходных ситуациях, покоряют даже разбойника Пугачёва. Честность и благородство в поведении Гринева обезоруживают Пугачёва, заставляют зачинщика восстания не только оставлять в живых русского офицера, не перешедшего на сторону мятежников, но и помогать ему (в вызволении Маши).
    Для настоящего русского офицера, каким был Гринев недопустима даже мысль о предательстве, пусть и ценой собственной жизни:
    «Но я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению».
    Честность, открытость, простота по отношению ко всем без исключения людям (дворянам, крестьянам, злодеям) стали для главного героя талисманом, защищающим его в любых обстоятельствах.
    Марья Ивановна Миронова
    Дочь капитана Белогородской крепости – это образец женского мужества и верности. Честь и совесть не позволяют ей стать женой предателя Швабрина, подвергшего её мукам и заключению:
    «Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
    Доброта и искренность девушки, готовность пожертвовать собой находят отклик даже в сердце отца Гринева, который был против выбора сына. Мужество Марьи Ивановны помогает ей спасти жениха от ссылки (не каждая девушка решится просить помилования у императрицы).
    Герои второго плана
    Помимо Петра Гринева и Марьи Мироновой роман описывает немало честных и благородных людей. Это и родители офицера, для которых честь превыше всего. И дядька Савельич, готовый отдать жизнь за своего воспитанника и хозяина. Это и родители Маши, показавшие образец верности не только Родине и присяге, но и друг другу.
    Не малоинтересна и личность Пугачёва. При всём его злодействе и мошенничестве, он отличается от своей шайки какой-то своеобразной честью, которая не позволяет ему убить Грачёва. Что-то доброе в Пугачёве всё же отзывается при соприкосновении русским офицером.
    Образцом подлости и предательства стал поручик Швабрин, перешедший на сторону разбойников ради собственной жизни и возможности стать начальником крепости.
    Очень ярко и живо обрисованы в романе бунтовщики и простые крепостные люди.
    Практически все произведения Пушкина заслуживают быть прочитанными. «Капитанскую дочку» отличают крайняя простота и лёгкость, насыщенность душевностью, добротой и любовью (и всё это во время войны), благодаря чему роман вдохновляет и окрыляет.
    Повесть “Капитанская Дочка” была написана А.С.Пушкиным. Она основана на событиях людского бунта с участием Пугачёва. Одним из её главных героев является Емельян Пугачёв. Так как Екатерина втарая можно сказать не по праву находилась на пристоле и сместила снего Петра 3 то Емельян Пугачёв выдаёт себя именно за Петра 3. Что бы захватить власть. Сказать что он главный герой повести нельзя ведь тогда бы её назвали Востание Пугачёва или что-то подобное . Но повесть называется именно “Капитанская дочка” но это отдельная история о том почему Пушкин так назвал свою повесть. Пугачёв игрант одну из главных ролей, он только пытается выглядить властным правителем, но на самом деле это не так. Это можно ощутить в сцене когда Гринёв заходит к Емельяну пугачёву в один из домов крепости и прежде чем Пётр вошёл описывается поза Пугачёва сидящего на троне , воображая что он уже полноценный правитель. Нельзя сказать что пугачёв отрицательный герой ведь на пример: Швабрин точно отрицательный герой с деградирубщей дорогой в течении повести, Емельян Пугачёв имеет как отрицательные , так и положительные черты характера.
    Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод , что один из главных героев повести Емельян Пугачёв герой нейтральный .

  7. Свою повесть «Капитанская дочка» Александр Сергеевич посвятил восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1774 годах. При написании данного произведения автор придерживался того правила, что исторические картины должны развиваться и быть показаны в вымышленном мире.
    Главным действующим лицом крестьянского восстания стал Емельян Пугачев. В изображении образа Пугачева Пушкин отошел от сложившихся исторических стереотипов. Он показывает нам предводителя восстания ни как безжалостного убийцу, грабителя и насильника, а как очень умного, мудрого, смелого, смекалистого и расчетливого «царя-батюшку». Сейчас Емельяна Пугачева назвали бы харизматичной личностью. Именно эти сильные черты характера притягивали к Пугачеву людей с различных уголков огромной страны.
    Нужно отметить, что Емельян Пугачев был принципиальным и верным своим идеям человеком. Он нещадно расправлялся со всеми гнобителями крестьян. Для него не было хороших и плохих дворян и помещиков. Все представители дворянства были заклятыми врагами. Так, был казнен капитан Миронов со своей женой и его подчиненными, хотя они были добрыми по натуре.
    Также Пугачев помнил и ценил добрые поступки, которые совершались в эго адрес. Он сохранил жизнь Гриневу за то, что тот одарил его заячьим тулупом и чаркой водки в лютый буран. Вообще в отношениях с Гриневым Пугачев трижды проявляет милосердие к главному герою. Он помогает «вырвать» Машу Миронову из рук Швабрина, наказав последнего, благословляет и отпускает из крепости молодых людей.
    Первое знакомство Гринева и Пугачева показало, что предводитель мятежников не такой злодей, как о нем говорят царские власти. Его внешность показалась главному герою «замечательной». Это был простой человек сорока лет, худощавого телосложения, с черной бородой, в которой пробивалась седина. Его отличал живой взгляд и плутовское лицо.
    В «Капитанской дочке» Пугачев, кроме всего прочего, изображен как простой казак. Его речь была наполнена народным фольклором. Он просил называть себя «царь-батюшка», ведь в сознании русского человека всегда жила слава про «доброго царя». Он не был тираном. Отношения со своими подчиненными Пугачев строил на принципах демократизма. Каждый мог высказать свое мнение и поспорить с «царем-батюшкой».
    Главные черты характера Емельяна Пугачева были заключены в сказе про орла и ворона. Свою жизнь Пугачев ассоциирует с жизнью орла, который живет, хотя и не долгую жизнь, но каждый день «пьет живую кровь».
    В образе Емельяна Пугачева Пушкин показал все величие русского человека с его огромной душей и многогранным характером. Хотя автор и восхищается силой своего героя, он не разделяет его взглядов на силовое решение конфликта. Пушкин был сторонником реформ и категорически был против любой революции. В подтверждение чего, он пишет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Автор расценивает крестьянское восстание как бессмысленную затею, не пытаясь дать оценку историческим событиям. «Капитанская дочка» – это повесть о сильном характере русского человека – Емельяне Пугачеве.

  8. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.
    Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.
    Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…” И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.
    При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли “вожатого”, Гринева поражает хладнокровие этого человека. Тогда Гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя.
    Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.
    И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.
    Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор “Капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

  9. Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
    Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
    Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
    При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
    Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
    И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
    П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.
    В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек.
    Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.
    Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью).
    Когда Пушкин писал «Капитанскую дочку» он параллельно работал над «Историей пугачёвского бунта», в которой и отобразился образ Пугачёва – убийцы, злодея и изверга. Он описал его с исторической точки зрения. В то время как в «К.д.» Пугачёв рассматривается в социальных отношениях.
    Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.
    Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв.
    Образ …
    1).портрет;
    2).речевая манера;
    3).черты характера;
    4).поступки;
    5).оценка персонажа другими героями;
    6).авторская позиция.
    1. «Мужик с чёрной бородой весело на меня поглядывал…Страшный мужик ласково меня кликал…Он был лет сорока росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали, лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
    Главная деталь: «живые глаза так и бегали» – плутовское выражение.
    2. В речи Пугачева много пословиц, поговорок, присказок. Из этого следует, что он мудр: он не только много знает поговорок, но и вовремя их применяет.
    «…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой».
    3. Решимость, мужественность – любимая песня Пугачёва(он знает, что его ждёт смерть, но идёт до конца).
    Хладнокровие – «его хладнокровие одобрило меня».
    Смекалка – по запаху нашёл путь.
    Памятливый, благодарный – заячий тулуп.
    Шутливый, весёлый – вторая встреча.
    Умеет оценивать сильные качества врага. (Гринёв поразил Пугачёва тем, что не юлит, не приспосабливается, не выкручивается. Это состояние Гринёва честь, чувство собственного достоинства поразило Пугачёва. Этот 16летний мальчишка никогда не пасовал перед ним. Из-за этого П. видел в нём достойного врага).
    Лукав – пытался переманить Гринёва на свою сторону.
    Хвастливость, самолюбие – «я воюю хоть куда».
    Простодушие – «как ты думаешь, прусский король мог бы со мной потягаться».
    Вспыльчив и отходчив – Швабрин.
    Жесток, свиреп, дик – «с каким-то диким вдохновением».
    Пушкин создал сложнейший характер, в котором не просто сочетается набор положительных и отрицательных качеств. Он создал живой характер. А это значит, что как и в жизни положительные свойства часто оборачиваются своей противоположной стороной. «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств»
    Это приводит к тому, что перед читателями возникает интересный человеческий характер, за поступками которого можно следить с постоянным интересом.
    Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главную задачу – показать характер, преодолевающий сословную ограниченность, разрывающий социальные рамки человеческих отношений, которые строятся, с точки зрения Пушкина, на гуманности, милосердии. Только во вне сословных отношениях раскрываются лучшие человеческие качества, поэтому Пушкин утверждает внесословные ценности человеческой личности (стихотворение «Няне» ).
    Гринёв – Пугачёв
    Маша – императрица Екатерина 2
    Гринёв – Савельич
    Гринёв – императрица
    Когда Пугачёв берёт на себя образ Петра 3 – казнит, как только забывает это –милует.
    4. Встречи с Гринёвым
    5. Оценка другими персонажами:
    Гринев:
    «Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина».
    6. Авторская оценка.
    За то, что Пугачёв получает сочувственное отношение от Гринева. За милосердие, проявленное Пугачёвым, Пушкин проявляет сочувствие к нему».
    Емельян Пугачев-руководитель народного восстания, он же самозванец,выступавший под именем Петра 3. На страницах “Капитанской дочки” мы видим не только исторического деятеля, но обычного человека,которомц свойственны достоинства и недостатки, ошибки и заблуждения.
    Автор знакомит читателя с Пугачевым в главе 2.
    Наблюдения за поведением Пугачева, описание его внешности дают интересный материал для оценки этого человека. Его динамизм, быстрота и активность реакции на окружающее, находчивость и смелость, умение общаться с людьми, способность приноровиться к обстоятельствам очевидны уже при первой встрече.
    Когда же “вожатый” предстает перед рассказчиком как руководитель восстания? ” В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы,и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке:это был сам Пугачев”. Гринев пока, конечно, не мог на таком расстоянии узнать своего “вожатого”. Узнавание происходит чуть позже:” Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо”.
    Понимание роли Пугачева в событиях, присходящих в Белогорской крепости, определил капитан Миронов.
    Что же узнает читатель о Пугачеве как человеке и как руководителе восстания? Он-отважный казак. И он же- неграмотный человек, с цепким и изобретательным умом, который проявляется в его поступках и решениях. Пугачев хочет воли и власти. И для него это главное. Кровь, которая льется рекой, ему не страшна. Для него хоть немного пожить на воле-предел желаний.
    Одним из самых страшных в истории России был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Этой исторической фигурой интересовались многие историки и писатели. Одним из них был и Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году он написал историческую повесть «Капитанская дочка», посвященную восстанию под предводительством Емельяна Пугачева.
    В этой повести изображена сложная личность бунтаря Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. и Даже главный герой сомневался как воспринимать его: «Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина». Но все же потом можно обнаружить явную симпатию к разбойнику. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек.Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. При чем он показан не как хладнокровный убийца, а как революционер, борющийся против гнёта монархической власти, но просто благородный , задушеввный человек,что доказывает его описание в текст: частое применение поговорок, отношение к Петруше и т.д. Но если судить о нем по этому произведению, то можно точно увериться в том, что весь этот бунт был не только ради наживы, но и ради народа. Как тогда иначе объяснить его слова: ” …В любой момент они выкупят свою шею моей головой…” Ведь он знал, что он погибнет, но может его основная цель была не только свергнуть власть, но может даже при его поражении воодушевить народ на революцию ради всего блага.
    Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».
    Но, несмотря на все обилие его отрицательных черт, в образе Емельяна Пугачева можно все-таки найти еще несколько его достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов. Ведь он руководил войском так, что его боялись и шли за ним толпами, а в Белогорской крепости мирные жители вместо неповиновения начинали выходить с хлебом и солью, а после этого руки ему целовали. Даже после разгрома он нашел силы снова продолжить войну. руше.А так же он юыл мужиком даже очень смекалистым, это показано в тексте, когда он указывает путь Пет
    В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как строгий стрвоенный начальник, но и как человек, который нуждается в человеческом тпле.. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. судьбе. А Пугачев, найдя хоть одну добрую к нему душу, до конца жизни не прощает ему этот дар и становится ему посаженным отцом. Но если немного поразмышлять над личностью Пугачева, то можно понять что впоследствии наверное его тянет к Гриневу лесть и храбрость. Петр, как истинный дипломат, относился к нему очень аккуратно, как к почтенной особе, а Емельяну по видимому это очень нравилось.
    В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Когда Путрушу уже пости повесили, вбегает Савельич и молит разбойника о пощаде свего хозяина. Именно благодаря Савельичу Емельян и узнал “своего благодеятеля”. Когда же петлю сняли с шеи, бунтовщик потребовал поцеловать руку, но он отказался, и наверное в этот момент больше всего поразило Пугачева в Петре его гордость. И найдя в нем свое же качество, он подарил ему жизнь: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь».
    Собственно сам Пугачев представлен двумя образами: “бродягой” и “настоящим полководцем.” «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
    Правда странно, что речь в его образах абсолютно разная. Вот пример речи “бродяги”: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». А вот уже речь “бунтовщика” совершенно иная: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, – сказал ему Пугачев, – государю Петру Федоровичу!»; «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель…» То есть он был человек с вполне хорошим актерским талантом.
    В сцене беседы Пугачева с Гриневым после помилования раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска.
    В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева, пожаловавшись на Швабрина в том, что он держит сироту в неволе. В этих эпизодах особенно ярко проявились спаведливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Вот только все это чуть не кончиилось плохо. Во первых слуги Пугачева явно толкали его на мысль о предптельстве и клевете его товприща состоянии Оренбурга и о Швабрине. Здесь вот он понастоящему раскрыл свою большое сердце, поверив в Петра, не смотря на мнение старика (подчиненного Пугачева)Но в один момент Швабрин хотел выдать тайну о Маше. И в данный момент Путруша смог не только вывернуться из ситауации, но и похвастать разбойнику своим смекалистым умом, за что бунтовщик и похвалил своего товарища.Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым, что было очень благородно с его стороны: « Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
    Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев – незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами. Но все-таки я считаю что он больше положительный герой, чем отрицательный, ну по крайней мере в данном произведении особой жестокости в нем нет ,т.к. убил он всего лишь 3 человек, скорее он просто освободиться от оков власти и помочь другим. Так что я испытываю большую симпатию к нему, как к человеку.
    Сахаров Дима 8 “б”
    Образ “великого государя” “Капитанской дочки” многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами “людей из толпы”, даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление – все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
    Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.
    Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев – Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, – выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не “законность” воцарения сама по себе. Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка “издателя” к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу”
    Фигура Емельяна Пугачева – предводителя крестьянского восстания 1773-1775 гг. – стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.
    Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава “Пугачевщина”), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.
    Образ Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
    Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами “людей из толпы”, даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление – все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
    Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: “Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе”. В этом и дело, что твердая полоса Пугачева – это беспутье; он – проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам – и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
    Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик – в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?
    Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы – как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца – как в официальном извещении о Пугачеве, которое “объявляет” комендант Белогорской крепости).
    Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего “мистического”, “избраннического” в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как “государь” по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.
    Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости, дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а все го лишь подражанием “царскому жесту”.
    Лишь во время третьего “свидания” Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубравушка”), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: “великий государь” понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: “А разве нет удачи удалому?” И когда на утро он не только принимает “счет”, выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп – это не только “царский жест”, но и движение души: долг платежом красен.
    Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной (“авантюрной”), то другой (“самозванческой”}, то третьей, главной (“человеческой”) стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает.
    Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость – мог бы с ним потягаться король прусский “Федор Федорыч”, – напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина; предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.
    Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально бытовых, символических и фольклорных элементов.
    Облик Пугачева физически конкретен, он казак, “бродяга”, главарь “шайки разбойников”.
    Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе “Вожатый”, и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева.
    Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и “готовности ему помочь”. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя “важный вид” и улыбаться, добродушно подмигивать.
    В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: “живые большие глаза так и бегали”, “прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости”, “глаза у Пугачева сверкали”. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.
    Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа – превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак – человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из “бродяги” превращается в “великого государя”. В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный “государь” оборачивается искренним и милосердным спасителем “его благородия” и “красной девицы”, нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
    Образ “великого государя” “Капитанской дочки” многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.
    Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву (“Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву”), о возможном триумфе (“Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”). Довольный своими военными победами, он предполагает даже “потягаться” с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
    Однако ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка.
    Пугачев – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. “Улица моя тесна, воли мне мало”, ? говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева “Не шуми, мати зеленая дубравушка…”, и рассказанной им калмыцкой сказкой.
    Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.
    Он гордо отвергает совет Гринева “прибегнуть к милосердию императрицы”. Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе.
    Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.
    Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым.
    Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Пугачев – подлинный представитель народа. Беспощадность ко всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, талантливость и русская удаль – таковы основные черты пушкинского Пугачева.
    Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.

  10. Ответ оставил Гость
    “Капитанская дочка” – одно из самых лучших произведений А. С. Пушкина. В романе Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания.
    Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа.
    Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.
    Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.

  11. Мне хочется рассказать про донского казака, предводителя крестьянской войны Емельяна Ивановича Пугачева. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них… ¬¬ ¬¬
    Емельян Пугачёв родился в станице Зимовейской Донской области. Ныне Зимовники Ростовской области. Время рождения его неизвестно; при допросе 4 ноября 1774 года Пугачев показал Шешковскому, что ему от роду 30 лет — значит, родился он около 1744 года.
    В 1759 Емельян Пугачев вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В 1764 в составе своего полка находился в Польше, в 1769—1770 воевал с турками и получил чин хорунжего. Вернувшись по болезни на Дон, в 1772 отправился бродяжничать, находился в среде терских казаков, за Кубанью у казаков-некрасовцев, в Польше, жил среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем, на реке Иргизе. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги.
    Как указывал на допросе сам Пугачёв, семья его принадлежала к господствующей православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. Крёстным его сына Тимофея был православный «малороссиянин Алексей». Пугачёв пребывал на службе с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской.
    Пугачев похож на героя казацких песен и былин. Офицеры царской армии представляли Пугачева злодеем, занятым грабежами и разбоями. Но простые крестьяне видят в нем талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания. Пугачев сначала как некая загадочная фигура, он — то ли беглый каторжник, то ли пьяница. Но «горящие глаза», о которых Пушкин рассказывает, описывая Пугачева, привлекают внимание и говорят о человеке необычном, умном, сильным духом. «Наружность показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали». «Пугачев в креслах на крыльце комендантского дома. Высокая соболья шапка… была надвинута на его сверкающие глаза». Пушкин подчеркивает в этом герое ум, сметливость, храбрость, связь с народом. Но Пугачев помнит и добро, ценит искренность, правдивость и верность чести. Он не мстителен. Человек крепкого сложения, необыкновенно предприимчивый и деятельный, непреодолимый волей, своенравный и непостоянный и вместе с тем неуклонный в принятом намерении. То мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу. Пугачев — тот кто обладает нечеловеческим терпением, в его речах было что-то обаятельное, с какой-то небывалой силой, пред которой нельзя было устоять. Жестокий и кровожадный он забавлялся как чужим, так и собственным страданием. Честь, великодушие, сострадание ему незнакомы… Люди, лишенные крова, готовые на всякий бунт, нашли в нем своего батюшку. С одной стороны, это ужасный человек, не достойный, ни уважения, ни славы вовсе, а с другой, он может стать кумиром многих людей…

  12. …тему”образ Пугачева” из рассказа “капитанская дочка”…
    ipaddim.ru›…sochinenie…obraz…kapitanskaya-dochka…
    rus.fizolimpiada.ru›sochineniya/sochinenie-po…
    Сочинение на тему: Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. ..Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.
    ________________________________
    Итак, кто же такой Емельян Пугачев? Емельян Пугачев – руководитель народного восстания, он же самозванец, выступавший под именем Петра III. Но этого определения мало, чтобы выразить сущность столь интересного человека. Я хочу описать его своими словами, но более интересно.
    В произведении я увидел в Пугачеве не только исторического деятеля, но и обычного человека, который имеет достоинства и недостатки, ошибается и заблуждается. Простым человеком Пушкин показал его в роли провожатого. Но уже по прибытии на постоялый двор Гринёв замечает, что его провожатый не обычный, а очень даже загадочный человек. Это он понял после того как Пугачёв затевает иносказательный разговор с хозяином. Савельич тоже что-то заметил. И оба они были правы: «Постоялый двор находился в стороне, в степи, далеко от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань».
    Многие, кто прочитал повесть, могут подумать, что Пугачёв злой и бессердечный человек. Я же думаю наоборот. Пугачёв – добродушный человек. А если нет, то почему же тогда он помогал Гринёву? Ведь большой дружбы у них не было.
    В то же время Пугачёв стремится к власти и свободе, говоря, что его улица пуста и воли ему мало. И он не шутит с теми, кто встаёт у него на пути. Жестоко расправился самозванец с Мироновыми. А во многих других крепостях он повешал всё прежнее начальство.
    Пугачёв обладал полководческим талантом. К нему на службу переходили военные всех званий и возрастов. А ведь такое уважение и доверие нужно уметь заработать.
    Ещё одна очень важная деталь образа Пугачёва – глаза. У меня такое ощущение, что они ни на секунду не угасают. Очень часто Пушкин употребляет фразу «сверкающие глаза». Они горят у Пугачёва как два угля, которые откатились от костра и теперь ни от кого не зависят. Но эти глаза могут разгореться ярчайшим пламенем и зажечь свой собственный костёр, а может и что-то большее. Таков был и сам Пугачёв. Он пошел против всей России и создал свою армию.
    Пугачёв был величайшим человеком. Как можно будучи простым донским казаком сбежать из-под караула, со своим войском стремительными нападениями захватывать крепости одну за другой и наконец добраться до Оренбурга, в котором его только и смогли схватить?
    Пугачёв умеет помнить добро. За один только подаренный ему заячий тулуп он не казнил Петрушу, спас Машу Миронову, всегда принимает Гринёва, избавляет его от своих солдат. Петруша понравился Емельяну. И Пугачёв пытался всеми силами завлечь его на свою сторону. Но Петруша оказался упорным и не захотел служить против своей одной страны.
    В общем моём понимании Пугачёв – добрый, умный, не злопамятный, хочет власти. Вот каким я представляю этого «самозванца».

  13. Фигура Емельяна Пугачева ? предводителя крестьянского восстания 1773?1774 гг. ? стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.
    Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.
    Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ? сложный сплав исторических, реально?бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».
    Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь». Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.
    В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «глаза у Пугачева сверкали». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ? превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ? человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы», нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
    Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву («Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
    Пугачев ? фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. «Улица моя тесна, воли мне мало», – говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.
    Он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию императрицы». Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.
    Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. «Заячий тулупчик», как и общеизвестное «долг платежом красен» ? слишком простое объяснение всего происходящего. Гринев осознает, что этот человек почему?то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня». Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике «вожатого». Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.
    Образ Пугачева ? центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

  14. В первую очередь стоит отметить, что фигура Емельяна Пугачева ? предводителя крестьянского восстания 1773?1774 гг. ? стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.
    Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.
    На мой взгляд, Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ? сложный сплав исторических, реально?бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».
    Стоит отметить, что несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь». Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.
    В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «глаза у Пугачева сверкали». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ? превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ? человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы», нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
    Интересен факт того, что Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву («Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
    Очевиден тот факт, что Пугачев ? фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. «Улица моя тесна, воли мне мало», – говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.
    Он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию императрицы». Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.
    Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. «Заячий тулупчик», как и общеизвестное «долг платежом красен» ? слишком простое объяснение всего происходящего. Гринев осознает, что этот человек почему?то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня». Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике «вожатого». Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.
    Итак, образ Пугачева ? центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.
    Справочный материал для школьника:
    Пушкин Александр Сергеевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
    Годы жизни: 1799-1837.
    Наиболее известные труды и произведения:
    Руслан и Людмила (1817—1820)
    Кавказский пленник (1820—1821)
    Цыганы (1824)
    Граф Нулин (1825),
    Полтава (1828—1829)
    Тазит (1829—1830)
    Домик в Коломне (1830)
    Анджело (1833)
    Медный всадник (1833)
    Евгений Онегин (1823—1832)
    Борис Годунов (1825)
    Скупой рыцарь (1830)
    Моцарт и Сальери (1830)
    Арап Петра Великого (1827)
    Метель
    Станционный смотритель
    Барышня-крестьянка
    Пиковая дама (1834)
    Капитанская дочка (1836)
    Жених (1825)
    Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
    Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
    Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
    Сказка о золотом петушке (1834)
    Справочная информация о Емельяне Пугачеве:
    Емельян Пугачев — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России.
    Годы жизни: 1742-1775
    Пугачев родился в казачьей семье в Зимовейской станице на Дону, участвовал в Семилетней войне (кампаниях 1760-1762), Русско-турецкой (1768-1770). В 1770 был произведен в хорунжие. В конце 1771 бежал на Северный Кавказ, записался там в Терское казачье войско; в феврале 1772 был арестован в Моздоке, но вскоре бежал. Весной и летом того года Пугачев скитался по старообрядческим селениям под Черниговом и Гомелем – выдавал себя за раскольника. Осенью 1772 поселился среди заволжских старообрядцев, побывал на Иргизе и в Яицком городке, выведывая подробности недавно разгромленного казачьего восстания, и стал подговаривать яицких казаков к побегу на вольные земли Закубанья.
    По поступившему к властям доносу Пугачев был арестован, 4 января 1773 доставлен в Казань и после допроса заключен в тюрьму. В связи с обвинением в государственной измене вопрос о нем рассматривался в Петербурге, в Тайной экспедиции Сената. По приговору, утвержденному Екатериной II, Пугачев был осужден на пожизненные каторжные работы в зауральский город Пелым. Приговор прибыл в Казань 1 июня 1773, через три дня после бегства арестанта из здешнего тюремного острога. Розыски беглеца успехом не увенчались.
    Сбежав, он укрывался в Таловом умете и глухих степных хуторах под Яицким городком, где встречался с ветеранами восстания 1772 И.Н.Зарубиным -Чикой, М.Г. Шигаевым, Т.Г. Мясниковым, Д.К. Караваевым, М.А. Кожевниковым и другими. В сговоре с ними Пугачев решил принять на себя имя и титул “императора Петра Третьего” и поднять казаков на новое вооруженное выступление, в надежде на поддержку со стороны крестьянства. Высказывания Пугачева относительно перспектив и конечных результатов готовившегося им и его сторонниками восстания не шли дальше наивных представлений о возможности построения казацко-крестьянского государства во главе со справедливым “мужицким царем”, политика которого должна быть направлена на удовлетворение социальных интересов простого народа.
    Восстание началось 17 сентября 1773 с обнародования указа Пугачева, адресованного казакам Яицкого войска. Собрав отряд из казаков-добровольцев, он подступил к Яицкому городку, но, не имея артиллерии, не отважился его штурмовать. Отсюда Пугачев направился на восток к Оренбургу. Захватив ряд прияицких крепостей и казачьих городков, пополнив свое войско яицкими и оренбургскими казаками, пленными гарнизонными солдатами и оружием, Пугачев 5 октября занял позиции у Оренбурга и около полугода, до 23 марта 1774, держал его в осаде.
    В первые месяцы восстания выявились незаурядные свойства Пугачева как предводителя массового народного движения: необычайная энергия, отвага, большой природный ум, познания в военном деле. В своей ставке в Бердской слободе Пугачев создает совет (“Тайную думу”) из числа наиболее опытных соратников, учреждает Военную коллегию, которая управляет “главным” войском под Оренбургом и поддерживает связь с отрядами, действовавшими в отдаленных очагах повстанческого движения. На места из Бердской слободы отправляются десятки эмиссаров с манифестами и указами Пугачева, сулившими народу освобождение от крепостной неволи и предоставление иных благ, призывавшими к верной службе новоявленному “государю Петру Третьему”.
    В ходе крестьянской войны выявились необычайная энергия Пугачёва., его отвага, природный ум, незаурядное полководческое дарование и организаторские способности.
    8 сентября 1774 Пугачёв был арестован в заволжских степях заговорщиками, которые выдали его властям.
    Следствие происходило в Яицком городке (ныне Уральск), Симбирске (ныне Ульяновск) и Москве, суд состоялся 29—31 декабря 1774 в Москве.
    По приговору Сената, утвержденному Екатериной II, Пугачёв и четверо его товарищей (А. П. Перфильев, М. Г. Шигаев, Т. И. Подуров, В. И. Торнов) были казнены в Москве 10 января 1775.
    Семья Пугачёва — жена Софья, дети Трофим, Аграфена и Христина, а также вторая жена — “императрица” Устинья Кузнецова были отправлены в пожизненную ссылку в Кексгольм (ныне Приозёрск).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *