Сочинение на тему есенин 5 класс

9 вариантов

  1. Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств. Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
    Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
    Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
    Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» – песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» – размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» – посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.

  2. Сама рязанская земля родила такого гения, подняла его из глубин народной жизни. Именно здесь, на рязанской земле, он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тро­стника, и необыкновенную небесную синь, и голубую гладь озер. Нет, я думаю, на свете человека, который бы не знал и не любил Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворен­ности, умиляют до слез.
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Есенин — истинно народный поэт. Но при всей воздушности и певучести есенинских стихов, при всей их мелодичности нельзя сказать, что он «простой» для понимания поэт. Есенинский ли­ризм пленяет меня; в его стихах все время меняются краски, звуки, они овеяны дыханием природы и радостным душевным настроем поэта.
    Только я в эту цветь, в эту гладь,
    Под тальянку веселого мая,
    Ничего не смогу пожелать,
    Все, как есть, без конца принимая.
    Пейзажная лирика проникнута радостными и грустными тона­ми, поэт передает нам свои чувства: он терпит, негодует и живет светлыми надеждами. Есенин смотрит на природу глазами худож­ника, под его пером на листе бумаги оживают необычайные и выра-зительныекартины природы. Перед нами вырисовываются безбреж­ные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь. Мы слышим приятные сердцу звуки: «ручей волной гремучею песенки поет», «звенят родные степи ковылем», «звенит придорожными травами от озер водяной ветерок».

  3. Биография Есенина достаточно противоречива. Из многих произведений мы узнаем о его разгульной жизни, знаем, что автор пользовался популярностью у женщин, да и сам был очень влюбчивым. Но в тоже время мы видим прекрасного человека, лирика, мужчину, сердце которого переполнено любовью к Родине и уважением к женщине.
    Практически в каждом стихотворении поэт описывает красоту Родины, ее безграничные просторы, приятный шум зелени, стройные березы и синие озера. В любое время года, переживая трудные времена, выходя на путь революции, для автора Россия всегда была прекрасна. Он любовался ею, но в тоже время его не покидала мысль о трудной и суровой судьбе родной страны. Поэзия Есенина глубоко патриотична, но в ней сохраняется особенный стиль, который присущ поэту-лирику.
    Говоря о поэзии Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовная лирика поэта – это моя любимая часть произведений, которые всегда читаются на одном дыхании. Особое понимание отношений между мужчиной и женщиной пришло к поэту в последние годы жизни. Именно зрелый взгляд на любовь показан в сборнике стихотворений «Персидские мотивы». В последние годы жизни было написано стихотворение «Письмо к женщине», в котором, как мне кажется, автор просит прощение у всех дам, которых когда-то любил, но не смог сберечь любовь.
    Каждое стихотворение уникально, все работы автора разные, как и сам поэт. Он постает перед читателем в разных образах: романтик, влюбленный, озорной гуляка, скиталец, странник, но всегда невероятно искренний и глубокий.

  4. Ночью луна заглянула в мое окно. Я подошла к нему и залюбовалась открывшейся картиной: луна, зачаровывающая, притягательная, разлила свой след на крыши домов, озаряя и убаюкивая их, на широкое поле, покрытое свежевыпавшим снегом, на верхушки деревьев… Как тут не вспомнить «низкий дом с голубыми ставнями», «хаты — в ризах образа»? Как не подумать о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине? Ведь, читая его произведения, видишь красоту русской деревни, русской природы и влюбляешься в нее. И это не удивительно: все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях! Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. Есенин любил ее такую — нищую, грязную…
    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, —
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь»!
    Поэт передает свою любовь к Родине через каждую строчку, через каждое слово. Даже воспевая женщину, он не забывает упомянуть о России, восхищаясь красотой природы? Сравнивая ее с русскими просторами. Его любовь к родине не сравнима ни с чем. Он пронес это чувство через всю свою жизнь. И ни красоты Парижа, ни небоскребы Нью-Йорка не усыпили в нем этой любви. Она еще более окрепла. Сам облик Есенина в его стихотворениях совсем непрост. То он деревенский парень с тальянкой в руках, воспевающий родные рязанские просторы, то поэт-философ, рассуждающий о жизни, то влюбленный хулиган, мечтающий о любви…
    Есенин — сама свобода, вольность, жизнь. Каждое слово поэта — это сама жизнь. Он к каждому сердцу подобрал ключ. Поэт не отвечает на поставленные вопросы? Ведь у каждого свой ответ, свой, единственно правильный. Его слова просты и памятны каждому. Читая его стихотворения, видишь поэта таким, какой он есть: хулиган, «на женщин и зелье падкий».
    Для меня Есенин — это любовь, природы, русская песня. Для меня он певец «страны березового ситца». Его стихи то светлые и чистые, как родник, то звонкие и задорные, то печальные и одинокие. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав не оставляют безразличным никого, кто хоть раз прочитал стихотворения Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности. В стихах Есенина все время меняются краски, звуки, картины. Его произведения непросты. В них необычные сравнения, взгляды, мысли. Но не в этом их прелесть!
    В стихах Есенина сама жизнь со всеми поворотами, взлетами и падениями. В своих произведениях поэт невероятно открытый, искренний. У кого еще встретишь столько переполняющей душу любви, такой же огромной, как и страна, которая родила нас! А с какой любовью он говорит о природе! Есенинские стихи о ней звучат как музыка, они помогают в трудные минуты, успокаивают и утешают душу.
    В суете повседневной жизни мы теряем что-то светлое, возвышенное. Проблемы, неудачи, невзгоды подрезали нам крылья, и кажется, что уде больше не взлететь… Но берешь в руки томик стихов Есенина, и открывается перед тобой эта чудесная есенинская страна, в которой «малиновое поле», «роща золотая»… И снова появляются мечты, надежды, вера… И легко дышать!
    Произведения Есенина нужны в современном мире, ведь они пробуждают любовь, огромную любовь к Родине. А если любишь, все возможно. Мне кажется, что Есенин и хотел с помощью своих творений пробудить в людях любовь к родной земле, к родным просторам.
    Он — искренний патриот своей страны! И хотя поэт так рано ушел из жизни, его заслуга перед нами огромна. Есенин всегда останется жить в наших сердцах!

  5. Серебряный век русской поэзии пестрит громкими именами, оригинальными стихотворными формами, поэтическими стилями и направлениями. Среди множества талантливых писателей, которым удалось зарифмовать авторский почерк, только Есенин Сергей Александрович смог стать по-настоящему народным поэтом. За непродолжительную жизнь Есенину удалось талантливо украсить своим творчеством не только русскую литературу, но и обогатить духовной пищей умы многих последующих поколений.
    Есенинские строки всегда окрашены русским народным колоритом, который автор умело наделяет мелодичным звучанием, что создает неподражаемую стихотворную образность, обеспечивая узнаваемость поэта с первых строк любого произведения. Все творчество Сергея Есенина созвучно судьбе нашей Родины, поэтому строками его произведений любят подчеркивать, усиливать смысл исторических моментов России начала XX века.
    Великий русский поэт жил в сложное для страны время. Активная гражданская позиция советского гражданина Есенина прослеживается во всех его сборниках. Болея за «коммуной вздыбленную Русь», болезненно переживая тяготы деревенского населения, он признается, что «остался в прошлом я одной ногой». Болея всей душой за свою березовую Русь и понимая необходимость перемен, поэт написал тысячи строк, обнажающих боль его идеологических метаний. Особенно остро чувство родины ощущается в работах, написанных за границей.
    А Родину Есенин ощущал прежде всего в природе. Эмоционально точные смыслы он умел запечатлеть простыми словами с глубокими смыслами, которые ему помогали рисовать воспоминания о рязанских просторах. И «грусти ивовая ржавь», и «костер рябины красной», и «шелковый шум ветра», и «бусы росы», и многие другие штрихи в поэтических пейзажах Есенина позволяют любому читателю вдохновиться красотой своей страны. Родные пасторали помогают поэту раскрыть мельчайшие оттенки чувств, рассказать о радости и тоске, о нежности и печали, и, конечно, о любви.

  6. Как говорил сам Сергей Александрович: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин не представлял для себя вне России ни жизни, ни стихов, ни любви. Он себя не мыслил отдельно от родных мест.
    В стихотворениях великого поэта виртуозно отображена красота родной земли: и плеск волны, и огонь зари, и шелест тростника. Русская земля запала в душу Есенина с юности. Одним из любимейших образов поэта является береза. Она у него символизирует девушку, невесту, олицетворяя все самое красивое и чистое.
    Однако тема Родины в есенинском творчестве некоторым образом эволюционировала. Поначалу она была более безмятежной, детской. С приходом войны 1914 года его стихи стали отражать боль эпохи. Это хорошо прослеживается в стихотворении «Русь». Автор передает печаль и тревогу за судьбу России, за жизнь людей, втянутых в водоворот страшной войны. В самое темное время Есенин всем сердцем и душой рядом с русским народом.
    Чем печальнее картины русской жизни, тем крепче привязанность Сергея Александровича к Родине. Революция дает начало новому витку в творчестве поэта. Теперь его прежде всего волнует судьба народа в неспокойное революционное время. В 1922-1923 Есенин ездил за рубеж. Эта поездка сыграла немаловажную роль в его творческом развитии. Именно после нее поэт «разлюбил нищую Родину». Он с радостью изображает произошедшие в жизни русского народа перемены. Теперь Есенин всей душой принимает и воспевает красоту «стальной» Руси, идущей к будущему.
    Я думаю, что по творчеству Есенина можно изучать русскую историю. Он с такой любовью и трепетом описывает все, что связано с Русью, что не влюбиться в нее просто невозможно.

  7. Сергей Есенин
    Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
    Родился: 03.10.1895, Константиново (Рыбновский район)
    Умер: 28.12.1925 (30 лет)
    Популярные произведения С.А. Есенина
    Запели тесаные дроги…
    Мы теперь уходим понемногу …
    Не жалею, не зову, не плачу…
    Несказанное, синее, нежное…
    Неуютная жидкая лунность…
    Низкий дом с голубыми ставнями…
    Песнь о собаке
    Письмо к женщине
    Русь
    Спит ковыль. Равнина дорогая
    Другие сочинения по произведению Есенина
    Мой Есенин
    Сергей Александрович Есенин
    Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
    Любовь только к Родине! ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Образ России в творчестве Есенина
    Художественное своеобразие поэзии Есенина
    Глубокая любовь к родине к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта
    Лирика Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Любовная лирика С. Есенина
    Тема любви в поэзии С. Есенина
    Любовная лирика в поэзии С. Есенина
    Родина в поэзии Есенина
    Вся моя автобиография в стихах Есенин
    Читая Есенина (Третий вариант)
    Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
    За что я люблю стихи С. Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Сочинение «Мой Есенин »
    Есенин – все сочинения
    Ночью луна заглянула в мое окно. Я подошла к нему и залюбовалась открывшейся картиной: луна, зачаровывающая, притягательная, разлила свой след на крыши домов, озаряя и убаюкивая их, на широкое поле, покрытое свежевыпавшим снегом, на верхушки деревьев… Как тут не вспомнить «низкий дом с голубыми ставнями», «хаты — в ризах образа»? Как не подумать о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине? Ведь, читая его произведения, видишь красоту русской деревни, русской природы и влюбляешься в нее. И это не удивительно: все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях! Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. Есенин любил ее такую — нищую, грязную…
    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, —
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь»!
    Поэт передает свою любовь к Родине через каждую строчку, через каждое слово. Даже воспевая женщину, он не забывает упомянуть о России, восхищаясь красотой природы? Сравнивая ее с русскими просторами. Его любовь к родине не сравнима ни с чем. Он пронес это чувство через всю свою жизнь. И ни красоты Парижа, ни небоскребы Нью-Йорка не усыпили в нем этой любви. Она еще более окрепла. Сам облик Есенина в его стихотворениях совсем непрост. То он деревенский парень с тальянкой в руках, воспевающий родные рязанские просторы, то поэт-философ, рассуждающий о жизни, то влюбленный хулиган, мечтающий о любви…
    Есенин — сама свобода, вольность, жизнь. Каждое слово поэта — это сама жизнь. Он к каждому сердцу подобрал ключ. Поэт не отвечает на поставленные вопросы? Ведь у каждого свой ответ, свой, единственно правильный. Его слова просты и памятны каждому. Читая его стихотворения, видишь поэта таким, какой он есть: хулиган, «на женщин и зелье падкий».
    Для меня Есенин — это любовь, природы, русская песня. Для меня он певец «страны березового ситца». Его стихи то светлые и чистые, как родник, то звонкие и задорные, то печальные и одинокие. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав не оставляют безразличным никого, кто хоть раз прочитал стихотворения Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности. В стихах Есенина все время меняются краски, звуки, картины. Его произведения непросты. В них необычные сравнения, взгляды, мысли. Но не в этом их прелесть!
    В стихах Есенина сама жизнь со всеми поворотами, взлетами и падениями. В своих произведениях поэт невероятно открытый, искренний. У кого еще встретишь столько переполняющей душу любви, такой же огромной, как и страна, которая родила нас! А с какой любовью он говорит о природе! Есенинские стихи о ней звучат как музыка, они помогают в трудные минуты, успокаивают и утешают душу.
    В суете повседневной жизни мы теряем что-то светлое, возвышенное. Проблемы, неудачи, невзгоды подрезали нам крылья, и кажется, что уде больше не взлететь… Но берешь в руки томик стихов Есенина, и открывается перед тобой эта чудесная есенинская страна, в которой «малиновое поле», «роща золотая»… И снова появляются мечты, надежды, вера… И легко дышать!
    Произведения Есенина нужны в современном мире, ведь они пробуждают любовь, огромную любовь к Родине. А если любишь, все возможно. Мне кажется, что Есенин и хотел с помощью своих творений пробудить в людях любовь к родной земле, к родным просторам.
    Он — искренний патриот своей страны! И хотя поэт так рано ушел из жизни, его заслуга перед нами огромна. Есенин всегда останется жить в наших сердцах!

  8. по
    Литературе

    Тема:
    «Мой
    Есенин».

    Средняя
    школа №36

    9 «Б»
    класс

    Иволгина
    Н.В.

    Владикакавз

    2001
    год.

    Содержание
    :

    О
    себе…

    Творчество.
    Родина
    и природа в
    лирике Есенина.

    Стихи
    и коментарии.

    Заключение.
    О
    СЕБЕ.

    Родился
    в 1895 году, 21 сентября,
    в Рязанской
    губернии, Рязанского
    уезда, Кузьминской
    волости, в селе
    Константинове.
    С
    двух лет был
    отдан на воспитание
    довольно зажиточному
    деду по матери,
    у которого было
    трое здоровых
    неженатых
    сыновей, с которыми
    протекло прочти
    все мое детство.
    Дядья мои были
    парни озорные
    и отчаянные.
    Трех с половиной
    лет они посадили
    меня на лошадь
    без седла, и
    пустили сразу
    галопом. Я помню,
    что очумел и
    только крепко
    держался за
    холку. Потом
    меня учили
    плавать. Один
    дядя (дядя Саша)
    брал меня в
    лодку, отъезжал
    от берега, снимал
    с меня одежду
    и, как щенка,
    бросал в воду.
    Я неумело и
    испуганно
    плескал руками,
    и, пока не захлебывался,
    он все кричал:
    «Эх! Стерва! Ну
    куда ты годишься?..»
    «Стерва» у него
    было ласкательное
    слово. После,
    лет восьми,
    другому дяде
    я часто заменял
    охотничью
    собаку, плавая
    по озеру за
    подстреляными
    утками. Очень
    хорошо лазил
    по деревьям.
    Среди мальчишек
    всегда был
    коноводом и
    большим драчуном,
    всегда ходил
    в царапинах.
    За озорство
    меня ругала
    только бабка,
    а дедушка иногда
    сам подзадоривал
    на кулачную
    и часто говорил
    бабке: «Ты у
    меня, дура, ты
    его не трожь,
    он так крепче
    будет!». Бабушка
    любила меня
    из всей мочи,
    и нежности ее
    не было границ.
    По субботам
    меня мыли, стригли
    ногти и гарным
    маслом гофрили
    голову, потому
    что ни один
    гребень не брал
    моих кучерявых
    волос. Но и масло
    мало помогало.
    Всегда я орал
    благим матом
    и даже теперь
    имею, какое-то
    неприятно
    чувство имею
    к субботе.
    Так
    протекало мое
    детство. Когда
    же я подрос, из
    меня захотели
    сделать сельского
    учителя, и потому
    отдали в
    церковно-учительскую
    школу, окончив
    которую я должен
    был поступить
    в Московский
    учительский
    институт. К
    счастью, этого
    не случилось.
    Стихи
    я начал писать
    рано, лет девяти,
    но сознательное
    творчество
    отношу к 16-17 годам.
    Некоторые стихи
    этих лет помещены
    в «Радунице».
    Восенадцати
    лет я был удивлен,
    разослав свои
    стихи по журналам,
    тем, что их не
    печатают, и
    поехал в Петербург.
    Там меня приняли
    весьма радушно.
    Первый, кого
    я увидел, был
    Блок. Второй
    – Городецкий.
    Когда я смотрел
    на Блока, с меня
    капал пот, потому
    что впервые
    видел живого
    поэта. Городецкий
    свел меня в
    Клюевым, о котором
    я раньше слыхом
    не слыхивал.
    С Клюевым у нас
    завязалась,
    при всем нашем
    внутреннем
    противоречии,
    крепкая дружба.
    В эти годы
    я поступил в
    Университет
    Шинявского,
    где пробыл
    всего 1,5 года,
    и снова уехал
    в деревню.
    В
    университете
    познакомился
    с поэтами
    Семеновским,
    Наседкиным
    и Филипченко.
    Из
    поэтов современников
    мне нравились
    больше всего
    Блок, Белый и
    Клюев. Белый
    дал мне много
    в смысле формы,
    а Блок и Клюев
    научили меня
    лиричности.
    В
    1919 году я с рядом
    товарищей
    публиковал
    манифест
    иманижинизма.
    Имажинизм был
    формальной
    школой, которую
    мы хотели утвердить.
    Но эта школа
    не имела под
    собой почвы,
    и умерла сама
    собой, оставив
    правду за
    органическим
    образом.
    От
    многих моих
    религиозных
    стихов и поэм
    я бы с удовольствием
    отказался, но
    они имеют большое
    значение как
    путь поэта до
    революции.
    С
    восьми лет
    бабка таскала
    меня по различным
    монастырям,
    из-за нее у нас
    постоянно
    ютились страницы
    и странники.
    Распевались
    разные духовные
    стихи. Дед напротив.
    Был не дурак
    выпить. С его
    стороны устраивались
    различные
    невенчанные
    свадьбы.
    После,
    когда я ушел
    из деревни, мне
    долго пришлось
    разбираться
    в своем укладе.
    В
    годы революции
    был всецело
    на стороне
    Октября, но
    принимал все
    по своему, с
    крестьянским
    уклоном.
    В
    смысле формального
    развития теперь
    меня тянет все
    больше к Пушкину.
    Что
    касается остальных
    автобиографических
    сведений, – они
    в моих стихах.
    Октябрь
    1925
    Сергей Есенин.

    ТВОРЧЕСТВО.
    Творчество
    Сергея Александровича
    Есенина, неповторимо
    яркое и глубокое,
    ныне прочно
    вошло в нашу
    литературу
    и пользуется
    огромным успехом
    у многочисленного
    советского
    и зарубежного
    читателя. Стихи
    поэта полны
    сердечной
    теплоты и
    искренности,
    страстной
    любви к беспредельным
    просторам
    родных полей,
    “неисчерпаемую
    печаль” которых
    умел он так
    эмоционально
    и так звонко
    передать.
    В
    нашу литературу
    Сергей Есенин
    вошёл как выдающийся
    лирик. Именно
    в лирике выражено
    всё, что составляет
    душу Есенинского
    творчества.
    В ней полнокровная,
    искрящаяся
    радость юноши,
    заново открывающего
    удивительный
    мир, тонко
    чувствующего
    полноту земной
    прелести, и
    глубокая трагедия
    человека, слишком
    долго остававшегося
    в “узком промежутке”
    старых чувств
    и воззрений.
    И если в лучших
    стихотворениях
    Сергея Есенина
    – “половодье”
    самых сокровенных,
    самых интимных
    человеческих
    чувств, они до
    краёв наполнены
    свежестью
    картин родной
    природы, то в
    других его
    произведениях-
    отчаяние, тлен,
    безысходная
    грусть. Сергей
    Есенин прежде
    всего – певец
    Руси, и в его
    стихах, по-русски
    искренних и
    откровенных,
    мы ощущаем
    биение беспокойного
    нежного сердца.
    В них “русский
    дух”, в них “Русью
    пахнет”. Они
    впитали в себя
    великие традиции
    национальной
    поэзии, традиции
    Пушкина, Некрасова,
    Блока. Даже в
    любовной лирике
    Есенина тема
    любви сливается
    с темой Родины.
    Автор “Персидских
    мотивов” убеждается
    в непрочности
    безмятежного
    счастья вдали
    от родного
    края. И главной
    героиней цикла
    становится
    далёкая Россия:
    “Как бы ни был
    красив Шираз,
    он не лучше
    рязанских
    раздолий”. С
    радостью и
    горячим сочувствием
    встретил Есенин
    Октябрьскую
    революцию.
    Вместе с Блоком,
    Маяковским
    он без колебаний
    встал на её
    сторону. Произведения,
    написанные
    Есениным в то
    время(“Преображение”,
    “Инония”, “Небесный
    барабанщик”),
    проникнуты
    бунтарскими
    настроениями.
    Поэт захвачен
    бурей революции,
    её величием
    и рвётся к новому,
    к будущему. В
    одном из произведений
    Есенин восклицал:
    “Мать моя родина,
    я – большевик!”
    Но Есенин, как
    он сам писал,
    воспринял
    революцию
    по-своему, “с
    крестьянским
    уклоном”, “больше
    стихийно, чем
    сознательно”.
    Это наложило
    особый отпечаток
    на творчество
    поэта и во многом
    предопределило
    его дальнейший
    путь. Характерны
    были представления
    поэта о цели
    революции, о
    будущем, о
    социализме.
    В поэме “Инония”
    он рисует будущее
    как некое
    идиллическое
    царство крестьянского
    благополучия,
    социализм
    кажется ему
    блаженным
    “мужицким раем”.
    Такие представления
    сказались и
    в других произведениях
    Есенина того
    времени:
    Вижу
    вас, злачные
    нивы,
    С
    стадом буланых
    коней.
    С
    дудкой пастушеской
    в ивах
    Бродит
    апостол Андрей.
    Но
    фантастическим
    видениям мужицкой
    Инонии, естественно,не
    суждено было
    сбыться. Революцию
    возглавлял
    пролетариат,
    деревню вёл
    за собой город.
    “Ведь идёт
    совершенно
    не тот социализм,
    о котором я
    думал” ,-заявляет
    Есенин в одном
    из писем того
    времени. Есенин
    начинает проклинать
    “железного
    гостя”, несущего
    гибель патриархальному
    деревенскому
    укладу, и оплакивать
    старую, уходящую
    “деревянную
    Русь”. Этим и
    объясняется
    противоречивость
    поэзии Есенина,
    прошедшего
    сложный путь
    от певца патриархальной,
    нищей, обездоленной
    России до певца
    России социалистической,
    России ленинской.
    После поездки
    Есенина за
    границу и на
    Кавказ в жизни
    и творчестве
    поэта происходит
    перелом и
    обозначается
    новый период.
    Она заставляет
    его крепче и
    сильнее полюбить
    своё социалистическое
    отечество и
    по-иному оценить
    всё, что в нём
    происходит.”…Я
    ещё больше
    влюбился в
    коммунистическое
    строительство”,
    -писал Есенин
    по возвращении
    на родину в
    очерке “Железный
    Миргород”. Уже
    в цикле “Любовь
    хулигана”,
    написанном
    сразу же по
    приезде из-за
    границы, настроения
    потерянности
    и безысходности
    сменяются
    надеждой на
    счастье, верой
    в любовь и будущее
    .Прекрасное
    стихотворение”
    Заметался пожар
    голубой…”, полное
    самоосуждения,
    чистой и нежной
    любви, даёт
    ясное представление
    о новых мотивах
    в лирике Есенина:
    Заметался
    пожар голубой,
    Позабылись
    родимые дали.
    В
    первый раз я
    запел про любовь,
    В
    первый раз
    отрекаюсь
    скандалить.
    Был
    я весь – как
    запущенный
    сад,
    Был
    на женщин и
    зелие падкий.
    Разонравилось
    петь и плясать
    И
    терять свою
    жизнь без оглядки.
    Творчество
    Есенина – одна
    из ярких, глубоко
    волнующих
    страниц истории
    советской
    литературы.
    Отошла в прошлое
    эпоха Есенина,
    но его поэзия
    продолжает
    жить, пробуждая
    чувство любви
    к родимому
    краю, ко всему
    близкому и
    разному. Нас
    волнует искренность
    и одухотворённость
    поэта, для которого
    самым дорогим
    на всей планете
    была Русь.
    ТЕМА
    РОДИНЫ И ПРИРОДЫ
    В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.

    Тема
    родины – одна
    из главных тем
    в творчестве
    С. Есенина. Этого
    поэта принято
    связывать
    прежде всего
    с деревней, с
    родной для него
    Рязанщиной.
    Но из рязанской
    деревни Константиново
    поэт уехал
    совсем молодым,
    жил потом и в
    Москве, и в
    Петербурге,
    и за границей,
    в родную деревню
    приезжал время
    от времени как
    гость. Это важно
    знать для понимания
    позиции С. Есенина.
    Именно разлука
    с родной землей
    придала его
    стихам о ней
    ту теплоту
    воспоминаний,
    которая их
    отличает. В
    самих описаниях
    природы у поэта
    есть та мера
    отстраненности,
    которая позволяет
    эту красоту
    острее увидеть,
    почувствовать.
    Уже
    в ранних стихах
    С. Есенина звучат
    признания в
    любви к России.
    Так, одно из
    наиболее известных
    его произведений
    – “Гой ты, Русь
    моя родная…”
    С самого начала
    Русь здесь
    предстает как
    нечто святое,
    ключевой образ
    стихотворения
    – сравнение
    крестьянских
    хат с иконами,
    образами в
    ризах, и за этим
    сравнением
    – целая философия,
    система ценностей.
    Мир деревни
    – это как бы храм
    с его гармонией
    земли и неба,
    человека и
    природы. Мир
    Руси для С. Есенина
    – это и мир убогих,
    бедных, горьких
    крестьянских
    домов, край
    заброшенный,
    “деревня в
    ухабинах”, где
    радость коротка,
    а печаль бесконечна:
    “Грустная
    песня, ты – русская
    боль”. Особенно
    это чувство
    усиливается
    в стихах поэта
    после 1914 года
    – начала войны:
    деревня кажется
    ему невестой,
    покинутой милым
    и ожидающей
    от него вестей
    с поля боя. Для
    поэта родная
    деревня в России
    – это нечто единое,
    родина для
    него, особенно
    в раннем творчестве,
    – это прежде
    всего родной
    край, родное
    село, то, что
    позднее, уже
    на исходе XX века,
    литературные
    критики определили
    как понятие
    “малой родины”.
    С присущей С.
    Есенину – лирику
    склонностью
    одушевлять
    все живое, все
    окружающее
    его, он и к России
    обращается
    как к близкому
    ему человеку:
    “Ой ты, Русь,
    моя родина
    кроткая, /Лишь
    к тебе я любовь
    берегу”. Порой
    стихи поэта
    обретают ноту
    щемящей грусти,
    в них возникает
    чувство неприкаянности,
    лирический
    герой их – странник,
    покинувший
    родную хижину,
    всеми отверженный
    и забытый. И
    единственное,
    что остается
    неизменным,
    что сохраняет
    вечную ценность
    – это природа
    и Россия: “А
    месяц будет
    плыть и плыть,
    Роняя весла
    по озерам…
    И
    Русь все также
    будет жить,
    Плясать и плакать
    у забора”.
    С.
    Есенин жил в
    переломную
    эпоху, насыщенную
    драматическими
    и даже трагическими
    событиями. На
    памяти его
    поколения –
    война, революция,
    снова война
    – теперь уже
    гражданская.
    Переломный
    для России год
    – 1917 – поэт встретил,
    как и многие
    художники его
    круга, с надеждами
    на обновление,
    на счастливый
    поворот в
    крестьянской
    доле. Поэты
    круга С. Есенина
    того времени
    – это Н. Клюев,
    П. Орешин,
    С.
    Клычков. Надежды
    эти выражены
    в словах Н. Клюева
    – близкого друга
    и поэтического
    наставника
    С. Есенина: “Мужицкая
    ныне земля, /И
    церковь не
    наймит казенный”.
    В Есенинской
    поэзии в 1917 году
    появляется
    новое ощущение
    России: “Уж
    смыла, стерла
    деготь/ Воспрянувшая
    Русь”. Чувства
    и настроения
    поэта этого
    времени очень
    сложны и противоречивы
    – это и надежды,
    и ожидания
    светлого и
    нового, но это
    и тревога за
    судьбу родного
    края, философские
    раздумья на
    вечные темы.
    Одна из них –
    тема столкновения
    природы и
    человеческого
    разума, вторгающегося
    в нее и разрушающего
    ее гармонию
    – звучит в стихотворении
    С. Есенина
    “Сорокоуст”.
    В нем центральным
    становится
    обретающее
    глубоко символический
    смысл состязание
    между жеребенком
    и поездом. При
    этом жеребенок
    как бы воплощает
    в себе всю красоту
    природы, ее
    трогательную
    беззащитность.
    Паровоз же
    обретает черты
    зловещего
    чудовища. В
    Есенинском
    “Сорокоусте”
    вечная тема
    противостояния
    природы и разума,
    технического
    прогресса
    сливается с
    размышлениями
    о судьбах России.
    В
    послереволюционной
    поэзии С. Есенина
    тема родины
    насыщена нелегкими
    думами о месте
    поэта в новой
    жизни, он болезненно
    переживает
    отчуждение
    от родного
    края, ему трудно
    найти общий
    язык с новым
    поколением,
    для которого
    календарный
    Ленин на стене
    заменяет икону,
    а “пузатый
    “Капитал” –
    Библию. Особенно
    горько поэту
    сознание того,
    что новое поколение
    поет новые
    песни: “Поют
    агитки Бедного
    Демьяна”. Это
    тем более грустно,
    что С. Есенин
    справедливо
    замечает: “Я
    поэт! И не чета
    каким-то там
    Демьянам”.
    Поэтому так
    горестно звучат
    его строки:
    “Моя поэзия
    здесь больше
    не нужна, /Да
    и, пожалуй, сам
    я тоже здесь
    не нужен”. Но
    даже желание
    слиться с новой
    жизнью не заставляет
    С. Есенина отказаться
    от своего призвания
    российского
    поэта; он пишет:
    “Отдам всю душу
    октябрю и маю,
    /Но только лиры
    милой не отдам”.
    И поэтому таким
    глубоким пафосом
    наполнено его
    признание:
    “Я
    буду воспевать
    Всем
    существом в
    поэте
    Шестую
    часть земли
    С
    названьем
    кратким “Русь”.
    Сегодня
    нам, живущим
    в России, трудно
    до конца понять
    смысл этих
    строк, а ведь
    написаны они
    были в 1924 году,
    когда само
    название – Русь
    – было едва ли
    не запретным,
    а гражданам
    полагалось
    жить в “Ресефесере”.
    С темой родины
    у С. Есенина
    связано понимание
    своей поэтической
    миссии, своей
    позиции “последнего
    певца деревни”,
    хранителя ее
    заветов, ее
    памяти. Одним
    из программных,
    важным для
    понимания темы
    родины, у поэта
    стало стихотворение
    “Спит ковыль”:
    “Спит ковыль.
    Равнина
    дорогая
    И
    свинцовой
    свежести полынь!
    Никакая
    Родина другая
    Не
    вольет мне в
    грудь мою теплынь.
    Знать,
    у всех у нас
    такая участь,
    И,
    пожалуй, всякого
    спроси –
    Радуясь,
    свирепствуя
    и мучаясь,
    Хорошо
    живется на
    Руси.
    Свет
    луны, таинственный
    и длинный,
    Плачут
    вербы, шепчут
    тополя,
    Но
    никто под окрик
    журавлиный
    Не
    разлюбит отчие
    поля.
    И
    теперь, когда
    вот новым светом
    И
    моей коснулась
    жизнь судьбы,
    Все
    равно остался
    я поэтом
    Золотой
    бревенчатой
    избы.
    По
    ночам, прижавшись
    к изголовью,
    Вижу
    я, как сильного
    врага,
    Как
    чужая юность
    брызжет новью
    На
    мои поляны и
    луга.
    Но
    и все же новью
    той теснимый,
    Я
    могу прочувственно
    пропеть:
    Дайте
    мне на родине
    любимой,
    Все
    любя, спокойно
    умереть”.
    Стихотворение
    это датировано
    1925 годом, относится
    к зрелой лирике
    поэта. В нем
    выражены его
    сокровенные
    мысли. В строке
    “радуясь, свирепствуя
    и мучаясь” –
    трудный исторический
    опыт, который
    выпал на долю
    Есенинского
    поколения.
    Стихотворение
    построено на
    традиционно
    поэтических
    образах: ковыль
    как символ
    русского пейзажа
    и одновременно
    символ тоски,
    полынь с ее
    богатой символикой
    и журавлиный
    крик как знак
    разлуки. Традиционному
    пейзажу, в котором
    олицетворением
    поэзии является
    не менее традиционный
    “свет луны”,
    противостоит
    “новый свет”,
    скорее абстрактный,
    неживой, лишенный
    поэзии. И в
    противоположность
    ему звучит
    признание
    лирического
    героя Есенинского
    стихотворения
    в приверженности
    вековому деревенскому
    укладу. Особенно
    значим у поэта
    эпитет “золотой”:
    “Все равно
    останусь я
    поэтом /Золотой
    бревенчатой
    избы”. Он один
    из наиболее
    часто встречающихся
    в лирике С. Есенина,
    но обычно он
    связан с цветовым
    понятием: золотой
    – то есть желтый,
    но непременно
    и с оттенком
    высшей ценности:
    “роща золотая”,
    “золотою лягушкой
    луна”. В этом
    стихотворении
    оттенок ценности
    преобладает:
    золотой не
    только цвет
    избы, сколько
    символ ее
    непреходящей
    ценности как
    символа уклада
    деревенской
    жизни с присущей
    ей
    красотой,
    гармонией.
    Деревенская
    изба – это целый
    мир, ее разрушение
    не искупается
    для поэта никакой
    заманчивой
    новью. Финал
    стихотворения
    звучит несколько
    риторически,
    но в общем контексте
    поэзии С. Есенина
    он воспринимается
    как глубокое
    и искреннее
    признание
    автора. Таким
    образом, тема
    родины в поэзии
    С. Есенина
    развивается
    от безотчетной,
    почти по-детски
    естественной
    привязанности
    к родному краю
    к осознанной,
    выдержавшей
    испытания
    трудным временем
    перемен и переломов
    авторской
    позиции.
    Я
    человек не
    новый, что скрывать,
    Остался в прошлом
    я одной ногою,
    Стремясь догнать
    “стальную рать”,
    Скольжу и падаю
    другою. Есенин
    “Вся моя автобиография
    – в стихах”, – писал
    Есенин. Чем
    крупнее художник,
    чем масштабнее
    его творчество,
    чем самобытнее
    талант, тем
    труднее современникам
    полностью
    оценить его
    вклад в духовную
    жизнь нации.
    В более поздних
    стихах Есенин,
    как бы подводя
    итоги своей
    творческой
    деятельности,
    писал: “Мое село
    лишь тем и будет
    знаменито, что
    здесь когда-то
    баба родила
    российского
    скандального
    пиита”.
    Есенин
    прожил всего
    тридцать лет,
    но след, оставленный
    им в поэзии,
    неизгладим.
    Богата талантами
    русская земля.
    Родился Есенин
    в Константинове,
    где прошли его
    детские годы,
    а затем и годы
    юности, здесь
    он написал свои
    первые стихи.
    К вершинам
    поэзии Сергей
    Есенин
    поднялся из
    глубин народной
    жизни. Мир народно
    – поэтических
    образов окружал
    его с детских
    лет. Вся красота
    родного края
    с годами изобразилась
    в стихах, полных
    любви к русской
    земле:
    О
    Русь – малиновое
    поле,
    И
    синь, упавшая
    в реку,
    Люблю
    до радости и
    боли
    Твою
    озерную тоску.
    Боли
    и невзгоды
    крестьянской
    Руси, ее радости
    и надежды – все
    это отобразилось
    на поэзии Сергея
    Есенина. “Моя
    лирика, – не без
    гордости говорил
    Есенин, – жива
    одной большой
    любовью, любовью
    к Родине. Чувство
    Родины – основное
    в моем творчестве”.
    Край
    любимый!
    Сердцу
    снятся Скирды
    солнца в водах
    лонных,
    Я
    хотел бы затеряться
    В зеленях твоих
    стозвонных,
    – писал поэт.
    Такие
    строки, на мой
    взгляд, могут
    родиться только
    в душе истинного
    художника, для
    которого Родина
    – это жизнь.
    Дед
    Есенина, “яркая
    личность, широкая
    натура”, по
    словам поэта,
    имел прекрасную
    память и знал
    наизусть множество
    народных песен
    и частушек. Сам
    Есенин знал
    в совершенстве
    русский фольклор,
    который изучал
    не по книгам.
    Мать Есенина
    знала множество
    песен, которые
    Есенин вспоминал
    не раз. Есенин
    знал песни, как
    редко кто их
    знал, он любил
    их – грустные
    и веселые, старинные
    и современные.
    Песни, сказания,
    поговорки – на
    этом воспитывался
    Сергей Есенин.
    В его тетрадях
    было записано
    около четырех
    тысяч миниатюрных
    шедевров. С
    течением времени
    талант Есенина
    набирал силу.
    Войти в литературный
    мир Есенину
    помог Блок,
    перед которым
    он преклонялся.
    Он (Блок) написал
    своему другу
    Городецкому
    письмо с просьбой
    помочь молодому
    таланту. В своем
    дневнике Блок
    писал: “Стихи
    свежие, чистые,
    голосистые.
    Давно не испытывал
    такого наслаждения”.
    Позже стихи
    Сергея Есенина
    начали печатать
    столичные
    журналы: Мечтатель
    сельский – я в
    столице Стал
    первокласснейший
    поэт.
    Один
    из рецензентов
    сказал о ранних
    стихах поэта:
    “Усталый, пресыщенный
    горожанин,
    читая стихи
    Есенина, приобщается
    к забытому
    аромату полей,
    чем-то радостным
    веет от его
    поэзии”. Началась
    первая мировая
    война. Всем
    сердцем, всей
    душой поэт
    предан Родине
    и своему народу
    в эти долгие
    годы горя и
    печали:
    Ой
    ты, Русь, моя
    родина кроткая,
    Лишь
    к тебе я любовь
    берегу.
    Стихотворение
    “Русь” – это
    замечательное
    и широко знаменитое
    произведение,
    это художественное
    кредо поэта.
    По настроению
    “Русь” чем-то
    перекликается
    с Блоковскими
    скорбными
    раздумьями
    о Родине:
    Россия,
    нищая Россия,
    Мне
    избы серые
    твои,
    Твои
    мне песни
    ветровые,
    Как слезы первые
    любви!
    Время
    творчества
    Есенина – время
    крутых поворотов
    в истории России.
    Он писал в
    автобиографии:
    “Революцию
    я принял, но с
    крестьянским
    уклоном”. Иначе
    и не могло быть.
    Есенин не просто
    лирик, это поэт
    большого ума,
    глубоких философских
    размышлений.
    Драматизм его
    мироощущения,
    его напряженные
    поиски истины,
    ошибки и слабости
    – все это грани
    огромного
    таланта, но,
    изучая его
    творческий
    путь, можно
    смело сказать,
    что Есенин
    всегда был
    верен себе в
    главном – в
    стремлении
    постичь сложную
    судьбу своего
    народа. Полтора
    года, проведенные
    поэтом за границей,
    были исключительным
    периодом в его
    жизни: он не
    писал стихов,
    ничто не вдохновляло
    поэта вдали
    от родного
    края. Именно
    там возник
    замысел трагедийной
    поэмы “Черный
    человек”. Это
    последнее
    поэтическое
    произведение
    Есенина.
    Только
    за границей
    он понял, какие
    грандиозные
    перемены происходят
    на Родине. Он
    отмечает в
    дневнике, что,
    возможно, русская
    революция
    спасет мир от
    безнадежного
    мещанства.
    После возвращения
    из-за границы
    Есенин посещает
    родные края.
    Ему грустно,
    ему кажется,
    что народ не
    помнит о нем,
    что в деревне
    произошли
    огромные перемены,
    но в какую сторону,
    он определить
    не мог. Поэт
    пишет: Вот так
    страна! Какого
    ж я рожна, Орал,
    что я с народом
    дружен. Моя
    поэзия здесь
    больше не нужна,
    И сам я здесь
    ни капельки
    не нужен. С горы
    идет кpecmьянcкuй
    комсомол, Наяривая
    под гармошку
    рьяно, Поют
    агитки Бедного
    Демьяна, Веселым
    криком оглашая
    дол.
    Долгие
    годы в школе
    изучали поэзию
    Демьяна Бедного,
    Лебедева- Кумача,
    но молодежь
    не знала Ходасевича,
    талантливого
    от бога, в школьные
    учебники не
    включали лирику
    Есенина, ложно
    обвиняя его
    в безыдейности,
    .лучших поэтов
    вычеркивали
    из литературы.
    Но они живы, их
    стихи читают,
    любят, им верят.
    Есенин “кровью
    чувств” писал
    свои стихи.
    Раздавая себя,
    он рано сгорел
    сам, его поэзия
    – это его судьба.
    Еще раньше в
    стихотворении
    “Устал я жить
    в родном краю”
    он предрекает
    свое будущее:
    Устал я жить
    в родном краю
    В тоске по гречневым
    просторам,
    Покину хижину
    мою, уйду бродягою
    и вором… А месяц
    будет плыть
    и плыть, роняя
    весла по озерам,
    И Русь все так
    же будет жить,
    плясать и плакать
    у забора.
    В
    поэзии последующих
    лет все чаще
    звучит мотив
    грусти, сожаления
    о растраченных
    силах, от его
    поэзии веет
    какой-то безысходностью.
    В “Черном человеке”
    он пишет трагические
    строки: “Друг
    мой, я очень и
    очень болен,
    сам не знаю,
    откуда взялась
    эта боль, то ли
    ветер шумит
    в чистом поле,
    то ль, как рощу
    в сентябрь,
    сжигает мозги
    алкоголь”. Это
    не минутная
    слабость поэта,
    это ясное понимание,
    что жизнь его
    подходит к
    концу. Недавно
    в нашей прессе
    промелькнуло
    сообщение о
    том, что Есенин
    не покончил
    жизнь самоубийством,
    что его убили,
    потому что он
    оказывал большое
    влияние на умы
    русского народа.
    Вопрос спорный,
    но строки (“в
    этой жизни
    умереть не
    ново, но и жизнь,
    конечно, не
    новей”) говорят
    о том, что он
    устал бороться
    с окружающей
    действительностью.
    Мне бы хотелось
    закончить свое
    сочинение
    строками из
    его стихотворения
    “Мы теперь
    уходим понемногу”.
    Его слова- это
    дань Родине,
    потомкам: Много
    дум в тишине
    я продумал,
    Много песен
    про себя сложил,
    И па этой по
    земле угрюмой
    Счастлив тем,
    что я дышал и
    жил.
    СТИХИ.
    * * *
    Выткался
    на озере алый
    свет зари.
    На
    бору со звонами
    плачут глухари.
    Плачет
    где-то иволга,
    схоронясь в
    дупло.
    Только
    мне не плачется
    – на душе светло.
    Знаю,
    выйдешь к вечеру
    за кольцо дорог,
    Сядем
    в копны свежие
    под соседний
    стог.
    Зацелую
    допьяна, изомну,
    как цвет,
    Хмельному
    от радости
    пересуду нет.
    Ты
    сама под ласками
    сбросишь шелк
    фаты,
    Унесу
    я пьяную до
    утра в кусты.
    И
    пускай со звонами
    плачут глухари,
    Есть
    тоска веселая
    в алостях зари.
    1910 год.
    Есть
    основание
    полагать, что
    стихотворение
    написано не
    в 1910 году, как
    помечено Есениным,
    а позже в 1914 году.
    Именно об этом
    времени вспоминал
    Н. Сардановский
    – друг юности
    поэта: «Однажды
    взволнованный
    Есенин сообщил
    мне, что профессор
    особенно одобрил
    его стихотворение
    «Выткался на
    озере алый свет
    зари…». Он прочитал
    мне это стихотворение,
    и я впервые
    почувствовал,
    что в стихах
    Есенина появляется
    подлинная
    талантливость».
    О
    более поздней
    датировке
    стихотворения
    в определенной
    степени говорит
    и его первая
    публикация
    – журнал «Млечный
    путь». Москва
    1915 год № 3 март.
    «Некоторые
    хронологические
    даты создания
    отдельных
    стихотворений,
    представленные
    Есениным, –
    говорилось
    в заметке «От
    издательства»
    в первом томе
    его «Собрания
    стихотворений»
    Госиздат 1926 год,
    – так же сохранены
    в неприкосновенности,
    хотя нет твердой
    уверенности
    в их подлинности,
    потому как в
    этом сомневался
    и сам поэт. Это,
    в частности,
    можно отнести
    к стихотворениям
    помеченным
    1910, 1911, 1912 годами.
    ПЕСНЬ
    О СОБАКЕ
    Утром
    в ржаном закуте,
    Где
    златятся рогожи
    в ряд,
    Семерых
    ощенила сука,
    Рыжих
    семерых щенят.
    До
    вечера она их
    ласкала,
    Причесывая
    языком,
    И
    струился снежок
    подталый
    Под
    теплым ее животом.
    А
    вечером, когда
    куры
    Обсиживают
    шесток,
    Вышел
    хозяин хмурый,
    Семерых
    всех поклал
    в мешок.
    По
    сугробам она
    бежала,
    Поспевая
    за ним бежать…
    И
    так долго, долго
    дрожала
    Воды
    не замерзшей
    гладь.
    А
    когда чуть
    плелась обратно,
    Слизывая
    пот с боков,
    Показался
    ей месяц над
    хатой
    Одним
    из ее щенков.
    В
    синюю высь
    звонко
    Глядела
    она, скуля,
    А
    месяц скользил
    тонкий
    И
    скрылся за холм
    в полях.
    И
    глухо, как от
    подачки,
    Когда
    бросят ей камень
    в смех,
    Покатились
    глаза собачьи
    Золотыми
    звездами в
    снег.
    1915
    Вспоминая
    свою Берлинскую
    встречу с поэтом
    в 1022 году, Максим
    Горький писал
    в очерке «Сергей
    Есенин»: «Я
    попросил его
    прочитать о
    собаке, у которой
    отняли и бросили
    в реку семерых
    щенят… Я сказал
    ему, что, он на
    мой взгляд,
    первый в русской
    литературе
    так умело и с
    такой искренней
    любовью пишет
    о животных.
    – Да,
    я очень люблю
    всякое зверье,
    – молвил Есенин
    задумчиво и
    тихо… И когда
    произнес последние
    строки:

    Покатились
    глаза собачьи

    Золотыми
    звездами в
    снег. –
    На его
    глазах навернулись
    слезы…
    После этих
    слов подумалось,
    что Есенин
    больше чем
    поэт, не столько
    человек, сколько
    орган, созданный
    природой
    исключительно
    для поэзии, для
    выражения
    неисчерпаемой
    «печали полей»,
    любви ко всему
    живому в мире
    и милосердия,
    которое – более
    всего иного
    – заслужено
    человеком».
    * * *
    До
    свиданья, друг
    мой, до свиданья.
    Милый
    мой, ты у меня
    в груди.
    Предназначенное
    расставанье
    Обещает
    встречу впереди.
    До
    свиданья, друг
    мой, без руки,
    без слова,
    Не
    грусти и не
    печаль бровей,-
    В
    этой жизни
    умирать не
    ново,
    Но
    и жить, конечно,
    не новей.
    1925
    Последние
    стихотворение
    Есенина. 24 декабря
    1925 года поэт из
    Москвы приезжает
    в Ленинград
    (ныне Санкт-Петербург)
    и останавливается
    в гостинице
    «Англетер»,
    по соседству
    со своими московскими
    друзьями Устиновыми.
    В последующие
    дни в гостях
    бывали знакомые
    литераторы,
    того времени.
    Е.А. Устинова
    в последствии
    вспоминала,
    что 27 декабря
    Сергей Александрович
    «стал жаловаться,
    что в этой паршивой
    гостинице даже
    чернил нет, и
    ему пришлось
    писать сегодня
    кровью». Скоро
    пришел поэт
    Эрлих. Сергей
    Александрович
    подошел к столу,
    вырвал из блокнота
    написанное
    утром кровью
    стихотворение
    и сунул Эрлиху
    во внутренний
    карман пиджака…»
    Стихотворение
    было извлечено
    из кармана
    пиджака и прочитано
    только на следующий
    день…
    ЗЫКЛЮЧЕНИЕ.
    Россия!
    Сколько замечательных
    поэтов земли
    русской воспели
    тебя в прекрасных
    стихах и сколько
    писателей
    посвятили тебе
    свои произведения!
    Великий поэт
    Некрасов писал:
    “Не может сын
    глядеть спокойно
    на горе матери
    родной, не будет
    гражданин
    достойный к
    Отчизне холоден
    душой”. Тема
    России является
    центральной
    в творчестве
    многих поэтов.
    Творчество
    Александра
    Блока, по праву
    называемое
    мостом, связывающим
    литературу
    XIX и XX веков, наполнено
    неиссякаемым
    любовным чувством
    к родине.
    Особенно
    мощно эта тема
    начинает звучать
    в его лирике
    во время переломных
    событий начала
    века. С болью
    в душе и сердце
    поэт восклицает:
    Россия,
    нищая Россия,
    Мне
    избы серые
    твои,
    Твои
    мне песни ветровые,
    Как
    слезы первые
    любви.
    Весть
    о первой русской
    революции Блок
    принял с восторгом,
    она пробудила
    в нем чувство
    связи с народом
    и сознание
    общественной
    и творческой
    ответственности
    за судьбу страны.
    В это время его
    поэзия приобретает
    заряд духовной
    силы, поднимается
    до огромной
    нравственной
    высоты. .Свои
    переживания
    были впервые
    выражены Блоком
    в стихотворении
    “Осенняя воля”,
    где, обращаясь
    к Родине матери,
    поэт писал:
    “Приюти
    ты в далях
    необъятных.
    Как
    жить и плакать
    без тебя?”
    Правда,
    впоследствии
    он, как бы сомневаясь,
    спрашивает
    себя о том, является
    ли революция
    для России
    благом, а может
    быть, это просто
    разрушительная
    сила? Блок понимает,
    что “в России
    плохо”. Как
    предчувствие
    кровавых событий
    и страданий
    любимой родины
    звучит в словах
    Христа:
    Родной
    простор печален.
    Изнемогаю
    па кресте.
    И
    челн твой будет
    ли причален
    К
    моей распятой
    высоте?
    Но
    даже в эти тяжелые
    годы Блок своим
    редким чутьем
    угадывает
    движение жизни
    и не теряет
    веры в будущее
    России. Предчувствие
    надвигающихся
    серьезных
    перемен в судьбе
    родины очень
    ярко выражено
    в чудесном
    поэтическом
    цикле стихов
    о России. Главной,
    ведущей мыслью
    этого цикла
    являются слова:
    “И вечный бой!
    Покой нам только
    снится! Сквозь
    кровь и пыль…
    Летит, летит
    степная кобылица
    и мнет ковыль”.
    Посвятив
    теме родины
    всю свою жизнь,
    Блок создал
    величественную,
    многоликую
    и многоцветную,
    полную жизни
    и движения
    картину родной
    земли. Блок
    создает неповторимый
    образ России
    – образ прекрасной
    девушки, невесты,
    возлюбленной.
    Блок писал:
    О,
    Нищая моя страна,
    Что
    ты для сердца
    значишь?
    О,
    бедная моя
    жена,
    О
    чем ты горько
    плачешь?
    Мотив
    пути постоянно
    присутствует
    в стихотворениях
    Блока о России,
    это помогает
    ему изобразить
    Родину в постоянном
    движении, показать
    устремленность
    России в будущее.
    В
    отличие от
    Блока, Сергей
    Есенин к вершинам
    поэзии поднялся
    из глубин народной
    жизни. Свое
    село Константиново
    он воспринимал
    как образ родины.
    Отдавая отчет
    своему яркому,
    самобытному
    таланту, Сергей
    Есенин писал:
    Мое село лишь
    тем и будет
    знаменито, Что
    здесь когда-то
    баба родила
    Российского,
    скандального
    пиита.
    Есенин
    рассматривал
    крестьянство
    и деревню как
    основных носителей
    русской культуры,
    поэтому основная
    тема стихотворений
    поэта – это мир
    русского
    крестьянства,
    воспринимаемый
    как жизненная
    философия
    поэта, которая
    определила
    многие особенности
    его стихов о
    Родине. Чувство
    безграничной
    любви к России
    звучит в почти
    каждом стихотворении
    поэта. Есенин
    пишет: “Но более
    всего любовь
    к родному краю
    меня томила,
    мучила и жгла”.
    Есенин – поэт
    сложной судьбы.
    В стихотворении
    “Русь уходящая”
    он с горечью
    пишет:
    Я
    человек не
    новый. Что скрывать?
    Остался в прошлом
    я одной ногою,
    Стремясь догнатъ
    стальную рать,
    Скольжу и падаю
    другою.
    В
    лирике поэта,
    посвященной
    теме Родины,
    отразились
    и его раздумья
    о судьбе родины
    после революции.
    Вернувшись
    в двадцатых
    годах на родину,
    Есенин замечает
    в деревне, которая
    является для
    него символом
    родины, приметы
    больших изменений.
    Есенину на
    минуту кажется,
    что его родина
    в нем не нуждается
    и у нее теперь
    есть другие
    певцы:
    Вот
    так страна!
    Какого
    ж я рожна,
    Орал,
    что я с народом
    дружен?
    Моя
    поэзия здесь
    больше не нужна,
    И
    сам я здесь ни
    капельки не
    нужен.
    Но
    его чувство
    сопричастности
    судьбе России,
    его чувство
    любви и ответственности
    за нее заставляют
    Есенина бороться
    до конца. Есенин
    ушел из жизни
    в 1925 году, не успев
    увидеть, как
    его любимую
    родину добровольно
    коллективизировали.
    Недаром Горький
    писал: “Сергея
    Есенина не
    спрячешь, не
    вычеркнешь
    из нашей действительности,
    он выражал стон
    и вопль многих
    сотен тысяч,
    он яркий и
    драматический
    символ России”.

  9. В ряду русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней — сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и многозвучностью, и все-таки в них всегда ощущаются грусть и печаль.
    Поэт радостно принимает все земное бытие, но при этом постоянно помнит о конечности человеческой жизни, о хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри такая боль…
    Но несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. И эта грусть, конечно же, обостряет восприятие красоты мира, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья. Мечты о счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, сочувствие к человеку — это коренные свойства поэзии С. Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество.
    Я думаю, что стихи С. Есенина по настроению созвучны пушкинской строке: “Печаль моя светла”.
    Пусть порой мне шепчет синий вечер,
    Что была ты песня и мечта,
    Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,
    К светлой тайне приложил уста…
    Есенинские стихи о любви мне нравятся остротой чувств, открытостью и искренностью их выражения, яркой образностью:
    Заметался пожар голубой,
    Позабылись родимые дали.
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.
    Но еще для меня очень важно, что тема любви к женщине в его стихах растворяется в главной есенинской теме — любви ко всему живому и к родной стране. Звери у него — “меньшие наши братья”, у которых свои думы и заботы. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит “грусть соломенную”, кошка у окна ловит лапкой луну. А как потрясает его знаменитая “Песнь о собаке”:
    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    Никто из поэтов до С. Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием.
    А когда С. Есенин пишет о любви к женщине, эта любовь немыслима вне любви к родному краю. В “Персидских мотивах” есть такие строки:
    Про волнистую рожь при луне
    По кудрям ты моим догадайся.
    Дорогая, шути, улыбайся,
    Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне.
    Еще меня привлекает в стихах С. Есенина их оригинальная образность. Любовь поэта обращена ко всему, она одушевляет неживые предметы. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и народных сказках, у изб, деревень, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.
    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманней глубины.
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    Время не властно над поэзией С. Есенина. Лично для меня его стихотворения были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *