Сочинение на тему есенин поэт серебряного века

11 вариантов

  1. Перед тем как начинать писать сочинение на тему «Любимый поэт серебряного века», необходимо как следует разобраться в теоретической части. Название «серебряный век» охватывает рубеж конца XIX и начала XX вв. Чаще всего под этим термином понимается культура, деятельность поэтов и философов и расцвет лирики определенного характера. Серебряному веку предшествовал век золотой. К нему относились времена, в которые творил Пушкин, поэты-лицеисты, Лермонтов, Гоголь и другие светила русской классической литературы, то есть начало XIX века и далее.

    Отличительные особенности творчества этого времени

    Серебряный век не связывается с расцветом культуры, как, например, в европейской истории эпоха Ренессанса. Нет, для литературы русской это столетие может считаться наоборот, закатом, так как ушли в прошлое декаденство, а в строках, написанных поэтами, налицо прослеживалась ностальгия по ушедшим временам, неспособность найти себя в новом мире после того, как самодержавие Российской империи сменилось на так называемую власть народа. К самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок.

  2. Мне очень нравится поэзия Серебряного века. Это тяжелое для России время подарило множество замечательных поэтов. Мне нравится творчество Гумилева, Цветаевой, Есенина. Но особое место в моем сердце занимает Александр Александрович Блок.
    Прекрасны его стихи о любви, интересны и замечательны произведения, описывающие город, отнимающий у людей душу… Но, как ни странно, больше всего меня привлекает его восприятие революции. Я хочу рассказать о его удивительной поэме «Двенадцать». Мне кажется, большинство людей недооценивают это произведение, потому что так и не сумели увидеть поразительную красоту его рваного ритма. Кто еще смог настолько ярко, образно передать страшные годы революции? Для меня больше никто. Все в поэме «Двенадцать» говорит о том, что Блок гений, гений, умеющий чувствовать, видеть, здраво оценивать все происходящее вокруг.
    Поэт воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем божьем свете!
    Для поэта революция — это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости».
    Гибнущий мир в поэме — это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь.
    Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета:
    Черный вечер.
    Белый снег.
    Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за «светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства, безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или способна еще и к созиданию.
    Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре, ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти «блюститель порядка» напоминают скорее уголовников:
    В зубах цигарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз…
    Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно. Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать жизнь за пока еще неясные им самим цели революции:
    Как пошли наши ребята
    В красной гвардии служить —
    В красной гвардии служить —
    Буйну голову сложить.
    Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии:
    Эх, эх!
    Позабавиться не грех!
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!
    Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает трагичность этой смерти, так как убивают женщину — Богородицу, Незнакомку, Прекрасную Даму.
    Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа:
    От чего тебя упас
    Золотой иконостас?
    Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага:
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.
    Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть, надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться.
    В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.

  3. Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Всё это – реальные вехи путей России, узловые моменты её истории, на которые живо откликнулись эти поэты.
    Все три художника слова по-своему относились к России и писали об этом в своих произведениях. «Этой теме, – писал Блок, – я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….»
    Перу поэта принадлежать циклы стихов о России: «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двусмысленное отношение к России также раскрыто в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…». Сталкивая в одном произведении низость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Блок горячо любил родную землю, с ней связывал лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел «страшный мир» царской России. Образ Руси представлен у поэта в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит. Он верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно.
    Отличительная черта есенинской лирики о России – любовь поэта к деревне, к селам, его неприятие города. Особенно ярко это проявлялось в ранних творениях. В них Есенин рассказывал о своих переживаниях и мыслях. Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы «интимной» лирики. Теперь он рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Реальные революционные потрясения, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и её природа, это и новый герой, также неотъемлемо связанный с Россией – город. Это четко прослеживается в стихотворении «Я последний поэт деревни»:
    На тропу голубого поля
    Скоро выйдет железный гость.
    Злак овсяный, зарёю пролитый,
    Соберёт его черная горсть.
    Не живые, чужие ладони,
    Этим песням при вас не жить!
    Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворённая одним дыханием и памятью поэта, и деревня как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но всё же родной, так как является частью Родины, и народное творчество как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Всё это Есенин пережил и осознал, поэтому читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.
    Владимир Маяковский в сознании большинства людей выступает как «певец социалистической революции», веривший в коммунистическое будущее и весь свой сатирический талант отдававший этому великому делу. Поэт очень сильно любил Россию и верил в родину завтрашнего дня.
    Маяковский радовался каждому достижению страны в промышленности, культуре, в международных делах. Поэт отмечал, что каждый день рождает новые «чудеса» на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,— советский человек, свободный и сильный. И Маяковский не раз говорит в своих произведениях о том, что делает советского человека особым, дает ему силы для свершения подвига:
    …главное в нас
    это — наша
    Страна Советов.
    Советская воля.
    Советское знамя,
    Советское солнце.
    Особое место в творчестве поэта занимает тема революции, которую он полностью поддерживал. Последняя поэма Маяковского «Хорошо!» – гимн революции. В ней мы найдем строки о любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета.
    Отдавая «всю свою звонкую силу поэта» революции, Маяковский ненавидел обывателей, мещанство, бюрократию и чиновников («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Всю свою страсть он направлял против тех, кто мешает строить новую страну. Все его дела и мысли были устремлены в будущее. Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции.
    Три поэта одной эпохи по-разному относились к событиям начала 20 века. Блок и Есенин до конца не приняли революцию, Маяковский всячески ее поддерживал. Но все поэты горячо любили Россию и верили в будущее страны, в ее особенность и уникальность. Родная страна по-своему отблагодарила этих поэтов, увековечив их имена и обессмертив их творчество.

  4. Серге?й Алекса?ндрович Есе?нин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925,Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.
    Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
    Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари…”, “Дымом половодье…”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима – аукает…”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится…” и др.)
    С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
    В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта – самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.
    Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
    В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 – 1915 годах. Творчество поэта 1914 – 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус – младенец”, “Голубень” и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, – это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.
    Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.
    В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные”. В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь – “царевну сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереба…” (1916) поэт как будто предсказывает революцию – “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.
    Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы. Он Очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
    Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, – “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916). Меняется герой есенинской лирики – он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т.д. (“наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).
    События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).
    Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец – то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 – 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918). В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 – 1918 годах.
    Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

    Издания

    Прижизненные

    1917:
    Есенин С. А. Радуница. — Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1915. — 62 с.
    1918:
    Есенин С. А. Иисус-младенец. — П.: Сегодня, 1918. — 6 с.
    Есенин С. А. Голубень. — М.: Революционный социализм, 1918.
    Есенин С. А. Радуница. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — ??? с.
    Есенин С. А. Сельский часослов. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 28 с.
    Есенин С. А. Преображение. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 68 с.
    1920:
    Есенин С. А. Голубень. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — ??? с.
    Есенин С. А. Ключи Марии. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — 42 с.
    Есенин С. А. Трерядница (издательство, год и место издания не обозначены)
    Есенин С. А. Триптих. Поэмы. — Берлин: Скифы, 1920. — 30 с.
    Есенин С. А. Россия и Инония. — Берлин: Скифы, 1920. — ??? с.
    1921:
    Есенин С. А. Иисус-младенец. — Чита, 1921
    Есенин С. А. Исповедь хулигана. — М.,1921. — 14 с.
    Есенин С. А. Преображение. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
    Есенин С. А. Трерядница. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
    Есенин С. А. Радуница. — 3-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
    Есенин С. А. Пугачев. — М.: Имажинисты, 1922. — 54 с. (год издания указан ошибочно)
    1922:
    Есенин С. А. Автобиография // Современное обозрение : Журнал нового типа (Литература — искусство — жизнь). — Петроград: Изд-во «Ars». — 1922, ноябрь. — № 2. — С. ??? (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России).
    Есенин С. А. Пугачев. — 2-е изд. — Петроград: Эльзевир, 1922. — 64 с.
    Есенин С. А. Пугачев. — 3-е изд. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — ??? с.
    Есенин С. А. Избранное. — М.: Госиздат, 1922. — 116 с.
    Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. — Т. 1. — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 178 с. (Второй том не выходил.)
    Esenin S. Confession d’un voyou. — Paris, 1922. — ??? (переводы на фр. яз. Франца Элленса и Марии Милославской)
    1923:
    Есенин С. А. Стихи скандалиста. — Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. — 232 с.
    1924:
    Есенин С. А. Москва кабацкая. — Л., 1924. — 44 с. (издательство не обозначено)
    Есенин С. А. Стихи (1920-24). — М.: Круг, 1924. — 86 с.
    Есенин С. А. Русь советская. — Баку: Бакинский рабочий, 1924. — 80 с.
    1925:
    Есенин С. А. Страна советская. — Тифлис: Советский Кавказ, 1925. — 62 с.
    Есенин С. А. Песнь о великом походе. — М.: Госиздат, 1925. — 32 с.
    Есенин С. А. О России и революции. — М.: Современная Россия, 1925. — 96 с.
    Есенин С. А. Березовый ситец. — М.: Госиздат, 1925. — 100 с.
    Есенин С. А. Избранные стихи. — М.: Огонек, 1925. — 44 с. (Библиотека «Огонька» № 40)
    Есенин С. А. Персидские мотивы. — М.: Современная Россия, 1925. — 48 с.

    Основные

    Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3-х тт. — М.: Госиздат, 1926.
    Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. — ??? с.
    Есенин С. А. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1953. — 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
    Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
    Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М.: ГИХЛ, 1960—1962.
    Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1966—1968.
    Есенин С. А. Собрание сочинений в 3-х тт. — М.: Библиотека „Огонёк“, 1970.
    Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Худож. лит., 1978.
    Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
    Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы)

    Международные проекты

    Есенин С. А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (рус., англ., болг., венг., итал., нем., рум., сербск., словенск., словацк., хорв., чешск.). — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010. — ??? с.

    О поэте

    Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920). — М.: Сов. Россия, 1969. — 303 с.
    Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. (1921—1925). — М.: Сов. Россия, 1970. — 446 с.
    Бухарин Н. Злые заметки. — М., ГИЗ, 1927. — 20 с.
    Виноградская Н. Как жил Есенин. — Л.: Огонек, 1926. — 36 с.
    Епифанов П. Поединок при свете луны. Ещё раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина // Крылья голубиные : Альманах. — 2007. — № 1. — С. 50—79.
    Есенин и современность. Сборник. — М.: Современник, 1975. — 406 с.
    Куняев Ст. Ю., Куняев С. C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005. — 593(13) c.: ил. (ЖЗЛ; вып. 922) 5000 экз.
    Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011. — 608 с. 5000 экз. I
    Мариенгоф А. Роман без вранья (1927)
    Марченко А. М. Есенин: Путь и беспутье. — М.: Астрель, 2012. — 606 с. 5000 экз.
    Сергей Александрович Есенин / Сост. С. С. Куняев. М.: Русскiй Мiръ, Жизнь и мысль, 2013. — 736 с., ил. — (Русскiй Мiръ в лицах). — 5000 экз.
    Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. — М.: Новый индекс, 2012. — 640 с., ил., 3000 экз.

    Стихи Сергея Есенина

  5. Творчество любого писателя может нравиться, а может не нравиться. Однако мало в России найдется людей, которым бы не нравились стихотворения Сергея Есенина. Его стихи, выражающие любовь к Родине, всегда будут любимы русскими людьми. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Его детство и юность прошли среди рязанских полей. Здесь он написал свои первые стихи:
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    И кто бы мог подумать, что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России!
    И костер зари, и плеск волн, и шелест тростника, и небесная синь – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Каждый есенинский образ, каждая строка согреты чувством любви к Родине:
    Но более всего
    Любовь к родному краю
    Меня томила,
    Мучила и жгла.
    Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее надежды и горести – все это вылилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы.
    Даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра – все это тревожит поэта.
    Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
    Родина – это не географическое понятие. Родина – это, прежде всего, люди, народ, который живет на ее просторах.
    Где то вдали, на кукане реки,
    Дремную песню поют рыбаки.

    Оловом светится лужная голь…
    Русская песня, ты – русская боль.
    Образы русских людей выписаны в ряде стихотворений с искренней заботой об их судьбе.
    Здесь и крестьяне, у которых «Заглушила засуха засевки, // Сохнет рожь и не всходят овсы»; и девочка малютка, просящая со слезами «хлеба черствого кусок»; здесь и «Старый дед, согнувши спину, // Чистит вытоптанный ток»; и старушка мать, у которой сын воюет в далеком краю.
    Война была для России непоправимым бедствием. Сколько крестьян не вернулось в свои дома после войны! «Война мне всю душу изъела», – скажет поэт в «Анне Снегиной».
    Суров, правдив в «Руси» рассказ о Родине во время военных невзгод. Атмосфера предчувствия беды видна уже в начале стихотворения:
    Потонула деревня в ухабинах.
    Заслонили избенки леса.
    Только видно на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
    Воют сумерки долгие, зимние,
    Волки грозные с тощих полей.
    По дворам в догорающем инее
    Над застрехами храп лошадей.
    Но поэту дорога эта Русь. Ему хочется верить, что беда обойдет родной край стороной. Но черные тучи уже застилают горизонт… Война!
    Понакаркали черные вороны
    Грозным бедам широкий простор.
    Крутит вихорь леса во все стороны,
    Машет саваном пена с озер.
    Стихотворение «Русь» – знаменательная веха во всем дооктябрьском творчестве поэта.
    И хотя в «Руси» Есенина слышится больше скорбный голос «музы печали», нежели «музы мести», нельзя не уловить главного: в этом произведении раскрывалось поэтом чувство любви к Родине. Этим оно и созвучно «Руси» Некрасова.
    Любовь Есенина к Родине, озабоченность поэта судьбой крестьянской Руси, ненависть к войне – все это определяет идейно эстетическую ценность поэзии Есенина до 1917 года.
    Судьба Родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в бурную революционную эпоху, – вот что волнует поэта, вот что определяет идейно художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917–1918 годах.
    Мучительная дума не дает поэту покоя: сможет ли он жить по новому, сможет ли прозреть будущее Родины? Но все эти чувства проникнуты любовью к Родине, которая всегда жгла душу поэта: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину».
    И, конечно, не случайно в наши дни, чем больше мы вчитываемся в стихи Есенина о России, чем больше поэзия Есенина занимает места в наших сердцах, тем ближе становится нам сам Есенин. Наполненная любовью к Родине, к людям, к человеку, к красоте родной земли гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни.
    Материал создан: 28.12.2016
    комментарии к статье

  6. Сергей Есенин пришел в русскую поэзию на излете яркой поэтической эпохи, получившей название «Серебряный век». В процессе своего творческого развития поэт соприкасался со многими крупнейшими художниками, представлявшими основные поэтические течения в русской литературе начала XX столетия: символизм, акмеизм, футуризм.
    Наиболее плодотворным было для него, как доказано исследователями, влияние символизма. Очевидность этого факта даже вынуждала некоторых критиков отнести Есенина и других поэтов-новокрестьян к третьему поколению русских символистов. Уже в 20-е гг. критик В. Львов-Рогачевский назвал Есенина в одной из своих статей крестьянским поэтом-символистом. И сегодня отзвуки этой концепции живы: Есенина относят то к поэтам-символистам, то к неосимволистам.
    Влияние символизма, и прежде всего его крупнейших художников, прослеживается в структуре картины мира, приемах создания лирического подтекста, в поэтизации таинственных бытийных начал, их невыразимости и «несказанности», в мотивах лирического предчувствия грядущих духовных перемен, в ожидании преображения мира как свершения евангельских пророчеств, в романтическом двоемирии.
    Взаимодействие символистской и новокрестьянской эстетических программ было вполне закономерным.
    Как известно, многих символистов привлекал так называемый новорусский стиль, неославянский классицизм, проявившийся в разных сферах искусства начала XX в.
    Общими моментами в эстетических программах младосимволистов (А.Блока, А.Белого, Вяч.Иванова) и поэтов-новокрестьян было понимание цели творчества как восстановления «органической эпохи» в искусстве, стремления к обновлению мифа, модернизация архаики, реконструкции древней культуры слова в современном поэтическом языке.
    Встречное движение символистов и новокрестьян, олицетворяющих, говоря блоковским языком, «стихию» и «культуру», достигло наивысшей точки в духовно-эстетической практике «скифства».
    Именно «скифство» с его концепцией русской революции как очистительной мировой стихии, объединением революционных и почвеннических настроений на основе неославянофильства, увлеченность идеологией русского мессианства свели воедино на страницах альманаха «Скифы»в 1916-1917 гг. «эллинов» и «варваров»: А.Блока и А.Белого, с одной стороны, и Н.Клюева, С.Есенина, С. Клычкова, П.Орешина — с другой.
    При всей полемичности скрытого «диалога» духовно-эстетическая общность трех выдающихся поэтов-современников — Блока, Белого, Есенина — ярче всего сказалась в их стремлении к созданию нового революционного эпоса.
    Переплетение евангельских и революционных мотивов, элементы утопического романтизма в восприятии революции, использование религиозной символики и библейских аналогий, стилевой полифонизм, декламативно-ораторская экспрессия послужили основой того, что поэмы С.Есенина «Инония», А.Блока «Христос Воскресе» воспринимаются не только отечественными, но зарубежными исследователями как своеобразный триптих о русской революции, имеющий общую идейно-эстетическую основу.
    Наряду с символистским влиянием Есенин и другие новокрестьянские поэты в своих творческих исканиях ощутили воздействие акмеистской эстетики. Клюев, как известно, входил вместе с Гумилевым, Ахматовой и Городецким в круг «Цеха поэтов», публиковался в их изданиях «Гиперборей» и «Литературный альманах». Проявлял интерес к акмеизму и Сергей Есенин.
    С акмеистами раннее творчество Есенина роднит поэтизация предметного мира, выразительная пластика предметного образа как осязаемо-новокрестьян вместе с акмеистами к русским неоромантикам, и в том, что Есенин проявлял несомненный интерес к художественному опыту акмеистов, свидетельствует, на¬пример, одно из его ранних стихотворений «Сонет» (1915).
    «Я плакал на заре,
    когда померкли дали…»
    В этом стихотворении Есенин блестяще сдал экзамен на усвоение уроков эстетически утонченной, элитарной поэзии акмеистов с их культом красоты, изяществом предметного образа, изысканностью любовных переживаний. Убедительно показав, что его таланту доступны и такие рубежи, Есенин, однако, не стремился повторить подобные опыты в дальнейшем, избрав собственный путь к вершинам поэтического мастерства, не отрываясь от родной для него стихии.
    Подчеркнем еще раз: поэтизация предметного мира, эстетизация и выразительная пластика образа роднила художественное мировидение новокрестьян и акмеистов.
    Творчество Есенина последующих лет подтвердило, что ему оказались не чужды и авангардные поиски футуризма. Планетарность и титанизм их художественного мышления, экспрессия боли, эпатажность трагифарсовых выпадов хулигана — юродивого по отношению к равнодушной толпе, идущая от раннего Маяковского, и словотворческие искания Хлебникова — все это оказывало воздействие на Есенина как в революционный, так и более поздний периоды, не разрушив, однако, его ярко выраженной поэтической индивидуальности, характеризующей поэта как органического носителя народной художественной культуры.
    Мы не стали бы вслед за некоторыми критиками, в том числе зарубежными, определять своеобразие художественного метода раннего Есенина как крестьянского модерниста. Слишком явно проявляются в его творчестве с самых первых поэтических шагов уроки не только «серебряного», но и «золотого» веков русской поэзии, яркая реалистическая тенденция, в которой традиция и новаторский поиск, миф и реальность образуют абсолютно нерасторжимый, оригинальный синтез. Есенин не только впитывал в себя художественный опыт крупнейших поэтов «серебряного века», но и щедро отдавал свои художественные открытия современной ему поэзии. Именно он привил к духовному древу «серебряного века» цветовой экспрессионизм древнерусской иконы, именно он соединил поэтику наивного искусства с русской экзистенциальной традицией, идею храма-избы с национальной картиной мира.
    Важно подчеркнуть, что не только поэты «Серебряного века» влияли на творчество Есенина, но и есенинское творчество воспринималось ими как значительный литературный факт и фактор художественного влияния. Это признавали все признанные мэтры «Серебряного века».
    «Его не вырвешь из полей и рощ», — замечала Анна Ахматова.
    «Есенин — весенний гений, — говорил Игорь Северянин. — Сергей — гордость русского народа. Его стихи — живой родник. Его стихи рождены русской стихией».
    Осип Мандельштам, ссылаясь на есенинскую строку «Не расстреливал несчастных по темницам…», подчеркивал: «Вот символ, вот поэтический канон настоящего писателя».
    По справедливому мнению Ст. и С. Куняевых, «Мандельштам именно по следам есенинской «Волчьей гибели» подвел собственную черту в отношениях с веком: «Мне на плечи кидается век-волкодав…». Мандельштамовская «Пшеница полей» могла выйти только из-под пера, прочитавшего есенинского «Пугачева» и «Песнь о хлебе».
    М.Цветаева много размышляла о «ржаном Есенине», собираясь писать о нем поэму. Борис Пастернак причислил Есенина вслед за Пушкиным к ряду творцов, олицетворявших в себе высшее моцартовское начало.
    Все это вместе взятое позволяет утверждать, что уже в рамках эпохи «Серебряного века» Есениным была создана новаторская эстетическая система, которую справедливо назвать «неотрадиционализмом», а еще точнее — «мифореализмом». Мифологический, мифопоэтический реализм Есенина и других поэтов новокрестьянской плеяды образует, на наш взгляд, вполне самостоятельное направление в русле поэзии «Серебряного века» и одну из самобытнейших ветвей русской реалистической поэзии XX столетия.
    Воронова О.Е. Сотворение №5 (..2005)

  7. Поэзия конца девятнадцатого века и начала двадцатого века называется серебряным веком поэзии в России. Этот период был значимым для развития литературы. Его отметили на только отечественные литераторы, но и иностранные эксперты. В этот период в стране творили множество великих поэтов, такие как А.Блок и А.Белый, В.Ходасевич и В.Маяковский. Даже в мировой литературе этот период был уникальным.
    Для истории России это время было неспокойным. Взгляды общества после долгого застоя консерватизма значительно менялись. И в дворянстве, и в народных массах то там то здесь вспыхивали недовольства. Приближалась гибель политического строя и этот факт отображался и в поэзии тоже.
    В этот период появляются поэты-символисты. Одни не мыслили общественный строй без религии, другие наоборот отрицали существование действительности, считая, что реальная жизнь всего лишь сон. Жизнь изображали как скучное существование, злую и бессмысленную. Меняется и построение стихотворения. Поэты работают над звучанием и рифмой. Мало внимания уделяют слову, больший вес приобретает мелодичность, ценность звука повышается.
    Очередной революционный подъем веял унылым настроением, основанным на философии В.Соловьева. Мир рассматривался как погибель, рождаются очередные теории о конце света. Все чаще образ города использовался как символ порока. Первая революция вдохновила творческих людей, послужила источником вдохновения.
    Происходит и переоценка художественных взглядов. Красоту рассматривают как источник хаоса, а индивидуальность заменяет поиск себя. Большую роль начинают играть вполне реальные проблемы. Проблемы в обществе, в политическом строе и исторические споры. Просуществовав на взлете первое десятилетие двадцатого века, символизм практически перестает существовать.
    Больше не появляются громкие имена, связанные с этим течением. Из-за отсутствия популярности и понимания как такового, много творческих произведений было безвозвратно потеряно.
    Символизм разделился на два абсолютно не похожих друг на друга течения. Одно окутано мистикой и религией, а другое и вовсе практически лишенное смысла, но зато мелодичное и музыкальное.

  8. Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это — реальные вехи путей России, узловые моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты.
    Все три художника слова по-своему относились к России и писали об этом в своих произведениях. «Этой теме, — писал Блок, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….»
    Перу поэта принадлежать циклы стихов о России: «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла — «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двусмысленное отношение к России также раскрыто в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…». Сталкивая в одном произведении низость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения — неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Блок горячо любил родную землю, с ней связывал лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел «страшный мир» царской России. Образ Руси представлен у поэта в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит. Он верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно.
    Отличительная черта есенинской лирики о России — любовь поэта к деревне, к селам, его неприятие города. Особенно ярко это проявлялось в ранних творениях. В них Есенин рассказывал о своих переживаниях и мыслях. Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы «интимной» лирики. Теперь он рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Реальные революционные потрясения, резкие перемены в деревне, даже машинизация села — все это в представлении… Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, также неотъемлемо связанный с Россией — город. Это четко прослеживается в стихотворении «Я последний поэт деревни»:
    На тропу голубого поля
    Скоро выйдет железный гость.
    Злак овсяный, зарею пролитый,
    Соберет его черная горсть.
    Не живые, чужие ладони,
    Этим песням при вас не жить!
    Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия — это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Все это Есенин пережил и осознал, поэтому читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.
    Владимир Маяковский в сознании большинства людей выступает как «певец социалистической революции», веривший в коммунистическое будущее и весь свой сатирический талант отдававший этому великому делу. Поэт очень сильно любил Россию и верил в родину завтрашнего дня.
    Маяковский радовался каждому достижению страны в промышленности, культуре, в международных делах. Поэт отмечал, что каждый день рождает новые «чудеса» на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,- советский человек, свободный и сильный. И Маяковский не раз говорит в своих произведениях о том, что делает советского человека особым, дает ему силы для свершения подвига:
    Особое место в творчестве поэта занимает тема революции, которую он полностью поддерживал. Последняя поэма Маяковского «Хорошо!» — гимн революции. В ней мы найдем строки о любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета.
    Отдавая «всю свою звонкую силу поэта» революции, Маяковский ненавидел обывателей, мещанство, бюрократию и чиновников («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Всю свою страсть он направлял против тех, кто мешает строить новую страну. Все его дела и мысли были устремлены в будущее. Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции.
    Три поэта одной эпохи по-разному относились к событиям начала 20 века. Блок и Есенин до конца не приняли революцию, Маяковский всячески ее поддерживал. Но все поэты горячо любили Россию и верили в будущее страны, в ее особенность и уникальность. Родная страна по-своему отблагодарила этих поэтов, увековечив их имена и обессмертив их творчество.

  9. Большинство поэтов серебряного века выбирали для своих стихов очень мрачные картины. Да, они побуждают в душе высокие чувства, но они очень тяжелые, как и думы поэтов данной эпохи. Совершено другой Сергей Есенин. Он живой, с яркой и заразительной улыбкой, светлыми волосами цвета пшеницы. От строк его стихотворений исходит мягкий солнечный свет, который проникает ранним утром в настоящую деревянную русскую избу. Так и хочется выйти на крыльцо, вздохнуть бодрящий, свежий, утренний воздух, а потом босиком пробежаться по мягкой зеленой траве до прохладного ручья, напиться ключевой водой, и как упасть в мягкий стог сена и любоваться величайшей красотой нашей Родины. Ее яркими рассветами. На мой взгляд, никто не может так описать русскую природу, как Сергей Есенин. Он был истинным патриотом, и никакие политические передряги не могли выбить из него это чувство. Даже когда он был в Америке, единственное, что он хотел – это вернуться на Родину, на родную землю, опять наслаждаться широтой и красотой лесов и полей.
    Особой нитью через творчество Сергея Есенина проходит любовная лирика. У него было три официальных брака. Не спорю, что он был любимцем женщин. Но и это не умоляет его таланта. Да, его жизнь была насыщена не только творчеством, но и вполне мирскими удовольствиями. Он умел ценить все то, что его окружало. И любовь женщин определенно привносила в творчество Есенина особую новизну и те неповторимые чувства, о которых можно прочитать только в самых лучших книгах. При этом удивительно, как он чувствовал свою и чужие души. Читая его стихи, удивляешься насколько тонко и правдиво Сергей смог описать те чувства, которые переполняли его сердце и душу. На мой взгляд, для этого нужен особый поэтический дар, которым Есенин непременно обладал.
    Его стихотворения легко и приятно читать. Они не перегружены своеобразными метафорами и пробивным слогам, как у Маяковского. Сергей Есенин обращается всегда к душе читателя, к тому, что его волнует и беспокоит. Он как бы говорит, что и я через это проходил, и у меня были такие же эмоции, давай вместе найдем ответы на интересующие нас вопросы внутри себя самих. Ведь все что требуется – это Родина и любовь к ней. Любовь может быть разная и приносить, как счастье, так и страдание. Но главное – помнить, где ты родился, какая великая у тебя держава, как многое еще ты можешь сделать для нее. Любовь к женщинам, безусловно, прекрасное чувство. Но оно опустошает душу поэта. Взамен наполняет его тетрадь самыми пронзительными стихотворениями, о которых еще долго будут помнить, и учить наизусть последующие поколения.
    Сергей Есенин удивительный человек и замечательный поэт. Ни у одного поэта стихотворения не проникают в душу настолько глубоко, как его. Поэтому мой любимый поэт серебряного века – это Сергей Есенин.

  10. Сочинение
    Сергей Есенин – мой любимый поэт
    Я человек не новый, что скрывать,
    Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать «стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.
    У каждого народа есть свои национальные ценности, гордость за которые передаётся из поколения в поколение.
    У англичан, например, этими ценностями являются великие сочинения У. Шекспира, у французов – романы А. Дюма, а у нас – это, несомненно, поэзия Сергея Есенина.
    Чтобы ощутить притяжение его стихов, «не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, … Нужно искать в нём поэтическую правду бытия.,.».
    Мне кажется, что стихи С. Есенина глубоко правдивы; читая их, невозможно оставаться замкнутыми, чёрствыми, равнодушными; они, словно тёплый луч солнца, отогревают любое сердце, словно волшебный ключ, откроют любую душу, дадут простор мыслям и чувствам любого читателя.
    Быть поэтом – это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души, –
    так философски определял поэт своё нелёгкое предназначение, объяснял необходимость исповедальности своего творчества.
    Как часто в жизни мы отворачиваемся от правды, боимся потревожить свою совесть. Пожалуй, мы вообще не любим правды, ведь она обычно горька, а порой даже страшна, как в есенинских строках:
    И сколько с войной, несчастных
    Уродов теперь и калек!
    И сколько зарыто в ямах!
    И сколько зароют ещё !
    С. А. Есенин
    Как-то поразительно по-русски звучат эти откровенные строки и, к сожалению, современно… В них скорбит душа поэта. Есенинская правда отважна и жестока – в ней жизнь. Эту его правду я не люблю, но безмерно уважаю: она не позволяет читательской душе успокоиться.
    Моя любовь к поэзии Есенина начинается со стихотворений цикла «Любовь хулигана». Думаю, не только меня привлекает некая уличная романтика, обаяние наглости и бесцеремонности, «милое» непонимание «отчего прослыл» он «шарлатаном» и «скандалистом», ведь он – «всего лишь уличный повеса, улыбающийся встречным лицам».
    Образ хулигана, созданный Есениным, симпатичен мне, потому что от него веет удалью, бесшабашной храбростью и завораживающей душевностью; этот герой, искренний и открытый, способен на глубокие, настоящие чувства. Как нам порой не хватает этого!
    Любовь, люблю… Как часто эти слова звучат в стихах С. Есенина. Искренне и естественно – так, что невозможно усомниться, поэт признаётся в своей любви к России, он не мыслим без неё. Я читаю есенинские строки и вместе с ним люблю и «этот город вязевый», и «у берёзки стан, и её золотые косы, и холщовый её сарафан».
    Всё на родимой стороне дорого поэту: и «алый свет зари», и «хаты – в ризах образа», «и старая церквушка», и ветер – «рыжий ласковый ослёнок», и «сенокос некошеный, лес да монастырь». Его Родина то кроткая, то разгульно бесшабашная, то богомольная, то безудержно грешная. Ей непостоянной и изменчивой, поэт признаётся:
    Но люблю тебя, родина кроткая!
    А за что —разгадать не могу…
    Люблю твой день и ночи темноту,
    Тебе о Родина, сложил я песню ту…
    Видя беды и недостатки своей России, Есенин не отказывается от неё, не стесняется её, а как любимый сын, жалеет и любит порочную мать.
    Люблю твои пороки,
    И пьянство, и разбой,
    И утром на востоке
    Терять тебя звездой, –
    в этих строчках звучит радушное отношение к Родине, Дальше зазвучит страсть, необузданная и дикая:
    И всю тебя, как знаю,
    Хочу измять и взять,
    И горько проклинаю
    За то, что ты мне мать.
    Это было написано в 1917 году, когда, вероятно, С. Есенину, как всякому русскому человеку, невыносимо больно было видеть, что делают с его Россией, с его деревней, с его землёй.
    В стихах навсегда молодого Есенина меня, сейчас молодого читателя, поражает спокойное философское отношение к смерти, которая рассматривается как естественное окончание жизненного пути.
    Всё встречаю, всё приемлю,
    Рад и счастлив душу вынуть.
    Я пришёл на эту землю,
    Чтоб скорей её покинуть,-
    эти строки поэт написал, когда был немного старше меня. Конечно, я тоже задумываюсь о смерти, но такого разумного отношения к ней в себе ещё не воспитала.
    Я люблю стихи Есенина, их необычайную музыкальность, ту лёгкость, с которой они ложатся на музыку. Как никого не может оставить равнодушным народная песня, так никого не минует обаяние стихов Есенина и песен, написанных на его стихи. Количество есенинских произведений, положенных на музыку, огромно. «Отговорила роща золотая…», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» – эти названия лишь капли в море. Неважно, что это будет: народная песня, романс, поп- или рок-композиция – все эти песни, острые и пронзительные, задушевные и напевные, глубоко затрагивают душу. Они звучат везде: на народных гуляниях, на радио, у костра под гитару.
    На мой взгляд, мелодичность, «певучесть» есенинских стихов придаёт дополнительную глубину их смыслу, делает более понятными и запоминающимися. Да Есенин и сам поэт. Именно поэтому его слова так искренни:
    Пел и я когда-то далеко
    И сейчас пою про то же снова,
    Потому и дышит глубоко
    Нежностью пропитанное слово.
    Есенин не только певец чувства, но и великий певец природы. Поразительно отношение поэта к природе: для него она – «вечная красота и вечная гармония мира». В его стихах мы слышим природу и видим её:
    Свет луны, таинственный и длинный,
    Плачут вербы, шепчут тополя,
    Но никто под окрик журавлиный
    Не разлюбит отчие поля.
    С. А. Есенин – поэт, навеки оставшийся молодым, а его судьба и стихи убеждают, что жизнь ценится не за длину, и мудрость далеко не всегда синоним долголетия. Один из героев В. М. Шукшина говорил: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…».
    Да, жизнь Есенина- песня, а его стихи – куплеты этой песни. В них, правдивых и прекрасных, простых и задушевных, пронзительных и запоминающихся, – «щедрые россыпи» души поэта.
    Стихи С. Есенина – исповедь, которую мог бы произнести, наверное, любой из его многочисленных почитателей, если бы хватило смелости признаться не только в своих достижениях и победах, но и в промахах и поражениях, открыть свою душу. В то же время, эти стихи нежные, трогательные, талантливые. Порой мне не хватает слов, умения, чтобы описать окружающую красоту. И кажется, такие разные, правдивые, мудрые и красивые произведения написаны только для меня. Я люблю его за то, что он, как хороший друг, вовремя найдёт нужное слово или фразу, за то, что в его стихах всё -правда, озарённая и печальная, всё – жизнь, радостная и трагичная. В нём самом и в его стихах нет лжи и притворства. Он очень мудрый, настоящий и близкий -этим он дорог мне.
    Выполнила – Карабанова Юлия, ученица 11Б класса

  11. Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа:
    От чего тебя упас
    Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага:
    Впереди – с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз –
    Впереди – Исус Христос.
    Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть, надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться.
    В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.
    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Мой любимый поэт Серебряного века

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Сочинение «Мой любимый поэт» или «Мой любимый автор стихов»Я люблю произведения великого русского поэта — Сергея Есенина. В школе мы в основном знакомились с его стихотворениями о природе и Родине. И я сам открыл для себя его поэзию о любви.
    О природе Есенин сочинял красивые, нежные и мелодичные стихи. Для него была важна каждая травинка, каждый упавший лист в осеннем лесу, «в переулке каждая собака».
    И Родина в поэзии Есенина — это не абстрактное пышное слово, не государство, не флаги и гимны. Это леса и поля, березовая роща, «костер рябины красной», «низкий дом» и «старый пес». Все это живое, настоящее и до боли родное.
    Больше всего мне по душе лирика Есенина о любви. Он описывает огромную силу чувств и бешеный накал страстей: «Ну, целуй меня, целуй. Хоть до крови, хоть до боли». Любовь — это пожар, она неразлучна с ревностью, разочарованиями, болью:
    «Я не знал, что любовь — зараза,
    Я не знал, что любовь — чума».
    Несмотря на это, поэт не променял бы любовь на спокойное и унылое существование.
    Я люблю Есенина за то, что, читая его, я как будто слышу голос живого человека. Сергей Есенин был искренен в своих стихах. Он и жизнь прожил, про принципу: «Лучше быстро сгореть, чем медленно засохнуть». Есенин общался с поэтами, артистами, театральными режиссерами, художниками. Он много раз влюблялся, вел буйную жизнь, пил и ночевал в милиции. Самой известной его любовью была знаменитая танцовщица Айседора Дункан:
    «Я искал в этой женщине счастье,
    А нечаянно гибель нашел. »
    Есенин ушел в мир иной рано, в тридцать лет. Много лет его смерть считали самоубийством, но сейчас становится все больше доказательств, что поэта убили. Он любил свободу, был неугоден властям, имел много недоброжелателей.
    Стихи Есенина до сих пор популярны не только благодаря школьным учебникам. Их кладут на музыку, их поют современные исполнители и слушают миллионы людей.
    О моем любимом поэте все-таки лучше всех может рассказать он сам, его голос. Так что читайте его стихи!

    Читайте подібні твори

    Інформація на сайті охороняється Законом України про авторські права. Копіювання матеріалів заборонено
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *