Сочинение на тему есть ли в наше время митрофанушки

9 вариантов

  1. ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?

    Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Мит­рофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    «Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
    Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
    До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово «недо­росль» впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.
    Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
    Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?
    Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину».
    Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.
    Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
    Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
    Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
    Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам».

  2. Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
    В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
    Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
    Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
    Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
    Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
    Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
    Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”
    Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
    Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
    Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.
    Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”.
    Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”.
    Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  3. В комедии “Недоросль” Фонвизин раскрывает секреты формирования личности. Какие есть причины появления типов, подобных Митрофанушке? Наверное, это зависит от среды, быта, семьи, условий формирования молодого человека как личности.
    Имя “Митрофан” в переводе с греческого означает “похожий на мать”. Вот этот самый 15-летний “недоросль” из семьи помещиков – Простаковых, такой же невежественный, как и его родители. Он не желает учиться( потому, что “хочет жениться”).Учителя математики Цыфиркина он называет “гарнизонной крысой”!А старую крепостную няньку Еремеевну ругает отборной бранью( и в этом он действительно похож на свою мать). Зато Митрофанушка “жалеет матушку”, уставшую от того, что”колотила батюшку”, он понимает, кто в доме главный и кому нужно угождать.
    Слуг он за людей не считает, а учителя- первые враги, надоедающие своими науками.
    Если отбросить описания быта,лексику, сюжет, погружающие нас в 18-й век, а оставить лишь зерно характера Митрофанушки, то вполне можно перенести его образ на некоторых современных “недорослей”.
    Подобных Митрофану долго искать не придется. В каждом дворе, каждой школе есть такие особи.Они не желают учиться, не признают авторитетов взрослых и учителей, они общаются между собой исключительно хамским, “плебейским ” языком. Это те самые, которые не желают ничего знать, кроме удовлетворения собственных потребностей.Избалованные сынки богатых родителей, мальчики-“мажоры”, имеющие с детства все и не ценящие того, что досталось им просто так, благодаря родительскому “умению жить”.
    Современные “митрофанушки” “тусуются” в ночных клубах, отдыхают на экзотических островах, изо всех сил хотят стать знаменитыми, не прилагая к этому усилий. Многие из таких “митрофанушек” проживают в “Доме-2”,и мы можем их лицезреть ежедневно по телевизору.
    Фонвизин создал собирательный образ “недоросля”, который через века стал только более выпуклым, рельефным и ярким. Основные черты, показанные Фонвизиным, – это нежелание быть воспитанным и образованным, но при этом жить за чужой счет, презирая людей труда,- до сих пор процветают в наших современниках.”Митрофанушки” не исчезли и в 21-м веке, они лишь приспособились жить в новых реалиях жизни.

  4. Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Мит­рофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    «Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
    Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
    До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово «недо­росль» впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.
    Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
    Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?
    Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину».
    Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.
    Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
    Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
    Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
    Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам».

  5. Если детально разобраться, то людей, которые подходят под образ Митрофанушки из знаменитой комедии Фонвизина – огромное множество. Необходимо, так же, освятить тот факт, что из всех произведений, которые были созданы в ту эпоху, только «Недоросль» Д.И. Фонвизина, ставится и на сегодняшний день. Это говорит о том, что комедия абсолютно не утеряла свою злободневность и актуальность.
    Чтобы ответить на вопрос, есть ли «Митрофанушки» и в наше время, необходимо сначала выяснить, что же означает слово «недоросль». До появления комедии, это слово абсолютно не было ироничным. Так называли детей дворян, которые не достигли 15-го возраста. Именно, по достижению этого возраста, согласно Указу царя Петра Первого, юноша имел право поступать на службу.
    У Фонвизина же, это слово приобретает иронический и юмористический характер. Он переводит слово «недоросль», из возрастной плоскости, в плоскость умственного и социального развития. «Дорос годами, да не дорос мозгами» – именно так многие критики характеризовали главного героя комедии, чье имя уже два века, как стало нарицательным. И верно, при упоминании этой комедии, практически у всех первая ассоциация – это несчастный Митрофанушка. У многих, кроме смеха и иронии, он вызывает жалость.
    Давайте, более детально проанализируем этот образ. То, что он невежда, абсолютно необразованный и не воспитанный, не только его вина. Такое «наследство» он получил от своих родственников. Простаковы–Скотинины, на протяжении всего своего рода, никогда не имели умных и грамотных людей. Большинство из родственников, не умело даже читать! Сама же барыня Простакова – злая, жестокая безграмотная и деспотичная особа, была абсолютно уверена, что образование для дворян – это лишнее. Муж для нее не существовал, как личность, Софью она ненавидела и считала нахлебницей. Между тем, она весьма побаивалась своего брата с огромными кулачищами, который больше всего в жизни, обожал свиней, и когда задумал жениться, то непременно хотел завести своих поросят.
    Такой же страх передался и Митрофану. Автор не зря его так назвал. Слово «Митрофан», дословно означает «похож на мать». Именно этим обстоятельством, Фонвизин и подчеркивает то, что какая атмосфера и какие принципы царят в семье, то же самое передается и детям. И результат себя ждать не заставил. Митрофанушка с большим удовольствием обсуждает дверь, называя ее , то «существительным», то – «прилагательным». Он не хочет и не желает учиться, так как ему не был привит к этому интерес. Ему даже в голову не может прийти, что можно быть полезным обществу.
    Хотя, со времен написания комедии и прошло более двухсот лет, проблемы воспитания в семье, очень актуальны и на сегодняшний день. Тем детям, которым не прививают с раннего детства интерес к знаниям, те дети, которые растут в неблагополучных семьях, или, наоборот, в очень богатых, где выполняют каждый детский каприз и желание, именно в таких случаях и вырастают из таких наследников, «Митрофанушки», которые не приучены к труду, которым антипатичны нравственные ценности и все остальное. К сожалению, случаев с «недорослями», в современном обществе, очень и очень много

  6. Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями?
    Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, — половина, если не большая часть России. В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушинься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?»
    И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки — нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями.
    Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П.А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана — невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время?
    В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало пьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разнежась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу.
    Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеевне вполне мог принадлежать и Простаковой: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю…» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни.
    Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличие от привыкшей Еремеевны, сильно расстроилась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей.
    Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать.
    В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой — всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе- ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее — высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных Митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа.

  7. Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
    Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит». В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать — полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…
    ». Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» — подводит итог Стародум. Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой».
    Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь». Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана на исходе XVIII века.
    Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
    У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся.
    Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему. Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий.
    «Похожий на мать»… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная.
    Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись.
    Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив.
    В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.
    Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».
    Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!
    » Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!
    » «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей.
    Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.
    «Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: «Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы».
    «Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания». Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья.
    Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *