Сочинение на тему евгений базаров герой своего времени

18 вариантов

  1. Как представитель нового поколения, Базаров высмеивает духовность, культуру, искусство. От него можно услышать такие выражения: «порядочный химик в двадцать раз лучше всякого поэта!», «народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает», «это всё романтизм, чепуха, гниль, художество». Именно Базаров является героем своего времени, так как его взгляды о науке, религии, дружбе, любви и других вещах достаточно интересны, противоречат устоявшимся в старом обществе идеалам.
    Конечно, в некоторой мере слова Базарова звучат грубо, но в тоже время автор романа показывает в этом твердость его характера, принципиальность, умение отстаивать свои убеждения и доказывать свою правоту. Даже И. С. Тургенев не всегда соглашается с Базаровым, но вполне симпатизирует ему. Главному герою романа уготованы сложные ситуации и трудности, чтобы читатель смог рассмотреть его лучше, восхититься его волевым характером.
    Базаров – это личность, которая готова до конца стоять за свои идеи. Но, главное – Евгений Базаров до конца остается верным себе, он не придает свои идеалы, даже тогда, когда его охватывает чувство любви, он старается убить в себе романтика. Мне кажется, что в смерти героя писатель хотел показать ошибки, которые допускали представители новых течений. Базаров жертвует собой ради своей идеи.

  2. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой – либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
    В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х – начала 60-х годов, являлся материалистом.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству . В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
    Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, – заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо Базарову. “Природа – не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.
    Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров – все равно, что сделать великий подвиг”.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

  3. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева
    «Отцы и дети». Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву
    считается одним из самых известных произведений великого романиста.
    Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя
    эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал
    исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная
    общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и
    либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения
    реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически
    настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы
    предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе
    произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой
    – либералы. Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении,
    Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно
    действие романа происходит в 1859 году. В этом произведении главный герой Базаров несомненно является
    выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в
    естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда,
    который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи
    иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу
    человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о
    самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы.
    Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров,
    подобно многим передовым людям конца 50-х – начала 60-х годов, являлся
    материалистом. В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены
    их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается
    истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству,
    аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству . В вопросе об
    отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная
    миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то
    время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова
    «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва
    надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то
    общество, в котором он находится. Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые
    ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут
    дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью
    невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист – это человек, который не
    склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни
    одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, –
    заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и
    государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же
    старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла
    Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а
    без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что
    касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может
    жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ,
    понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится,
    что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо
    Базарову. “Природа – не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не
    стоит”. Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых
    обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа
    Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с
    Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в
    герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее
    всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который
    он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним
    верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но,
    не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает. Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он
    впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек
    огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в
    руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой.
    Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими
    убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как
    обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная
    сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров – все
    равно, что сделать великий подвиг”.Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные
    взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором
    общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является
    во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но
    необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные
    человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это
    делает Базарова героем своего времени.

  4. (393 слова) Евгения Васильевича Базарова, одного из главных героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», можно с уверенностью назвать «героем своего времени», по примеру лермонтовского Печорина. Он – яркий представитель общества, сформировавшегося в дореформенной России. Своё отношение к жизни Базаров выражает через принципы нигилизма, то есть отрицает любые общепринятые нормы и порядки. В чём же Базаров проявляется как «герой своего времени»?
    Если говорить об образе героя, то автор демонстрирует его в процессе конфликта Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Также немаловажную роль играет внешний вид Евгения. По «красной руке» мы можем определить его профессию – герой является врачом. Одежда Базарова походит на одежду всякого разночинца: старенькая шляпа, балахон с кистями, поношенное пальто. Так автор уделяет особое внимание сословию героя, который упоминает, что его дед был крестьянином и пахал землю, а он уже ставит перед собой глобальные и высокие цели. Сословную принадлежность тоже можно отнести к характеристике образа, ведь во время, описываемое в романе, именно разночинцы были основным социальным рычагом, общественной силой.
    Мировоззрение Базарова категорично и недвусмысленно. Герой верит только в науку, по его мнению, любое, даже самое гениальное произведение искусства значит меньше, чем научное открытие, ведь картины, литература и музыка не способны принести человечеству практической пользы. Он отрицает не только искусство, но и все чувства и эмоции, которые оно воспевает: любовь, дружбу, привязанность, мечтательность. При этом Базаров является не единственным нигилистом в романе. Среди молодых людей в «Отцах и детях» больше нигилистов, чем «обычных», что позволяет утверждать о популярности этой теории в обществе той эпохи. Но все нигилисты, кроме Базарова, в романе представлены скорее с насмешкой: это и Кукшина, и Ситников, и даже Аркадий Кирсанов. Евдоксия Кукшина является пародией на так называемых «эмансипированных» женщин, которая вовсю старается показать, какая она независимая и образованная. Ситников – просто человек без собственного мнения, каких много и в наши дни. Он готов становиться приверженцем любой популярной идеи, неважно, насколько она соотносится с его собственными ценностями. Аркадий считает Базарова своим другом и первоначально кажется читателю истинным последователем нигилизма, но он слишком похож по характеру на своего мягкого и мечтательного отца. Пожив какое-то время вдали от Евгения, он почти полностью забывает о своих прежних убеждениях, предпочитая им спокойную семейную жизнь.
    Евгения Базарова действительно можно считать «героем своего времени». Он отражает всё хорошее и плохое, что появилось в его время, провозглашает идеи нигилизма, господства разума и науки. Но даже сам Евгений не в силах бороться со своими чувствами, и все его убеждения рассыпаются от желания любить.
    Автор: Елизавета Ватутина

  5. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой – либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
    В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х – начала 60-х годов, являлся материалистом.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству . В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
    Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, – заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо Базарову. “Природа – не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.
    Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров – все равно, что сделать великий подвиг”.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

    Похожие работы

    Актуальные проблемы отцов и детей ( По роману «Отцы и дети» Тургенева И.С.)
    Актуальные проблемы отцов и детей (по роману “Отцы и дети” Тургенева И.С.)
    Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.С.).
    Базаров герой своего времени по роману Тургенева “Отцы и дети”
    Базаров герой своего времени по роману Тургенева Отцы и дети
    Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе “Отцы и дети”. Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе
    Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
    Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” в аспекте современного изучения классики
    Роман Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети в аспекте современного изучения классики

  6. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
    В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству . В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
    Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.
    Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

  7. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева
    «Отцы и дети».
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву
    считается одним из самых известных произведений великого романиста.
    Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя
    эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал
    исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная
    общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и
    либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения
    реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически
    настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы
    предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе
    произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой
    – либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении,
    Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно
    действие романа происходит в 1859 году.
    В этом произведении главный герой Базаров несомненно является
    выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в
    естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда,
    который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи
    иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу
    человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о
    самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы.
    Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров,
    подобно многим передовым людям конца 50-х – начала 60-х годов, являлся
    материалистом.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены
    их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается
    истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству,
    аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству . В вопросе об
    отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная
    миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то
    время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова
    «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва
    надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то
    общество, в котором он находится.
    Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые
    ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут
    дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью
    невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист – это человек, который не
    склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни
    одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, –
    заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и
    государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же
    старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла
    Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а
    без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что
    касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может
    жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ,
    понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится,
    что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо
    Базарову. “Природа – не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не
    стоит”.
    Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых
    обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа
    Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с
    Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в
    герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее
    всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который
    он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним
    верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но,
    не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он
    впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек
    огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в
    руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой.
    Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими
    убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как
    обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная
    сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров – все
    равно, что сделать великий подвиг”.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные
    взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором
    общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является
    во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но
    необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные
    человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это
    делает Базарова героем своего времени.

  8. Молодого студента по праву можно считать героем времени. Это достойный, скромный парень, который и одевается очень просто. Ему не нужны чьи-либо одобрения, он не стремится произвести впечатление ни на кого, так как не желает быть тем, кем он на самом деле не является. Ему не стыдно показывать свои недостатки. Его убеждения прогрессивны, хотя и немного циничны. Занимаясь медициной и наукой, он не забывает заниматься активным саморазвитием, а также следит за своим здоровьем.
    В существующем обществе он все же является лишним человеком, белой вороной среди остальных, так как у него не получилось подстроиться к обществу этого времени. Ему скучно от того, что в жизни он не имеет возможности применять свои способности. Базаров критикует и высмеивает свое окружение, не имея единомышленников.
    Образ героя конечно – собирательный. В нем отражаются образы нескольких молодых людей: таких же талантливых и амбициозных, но являющихся изгоями в обществе. По вине Базарова представители старого (Павел Петрович) и нового (Евгений Базаров) поколений конфликтуют на тему проблем русской жизни. В процессе конфликта с оппонентами, заметны ум, уверенность, прогрессивность героя. Он одолел оппонента в споре. К концу спора Павел Петрович пришел в ярость, а Евгений был совершенно спокоен. Автор объясняет читателю, что под понятием «нигилист» правильнее представлять «революционера». Можно предположить, что, если бы главный герой не умер, он бы скорее всего посвятил себя революционной деятельности.
    Без сомнений, Евгений – герой своего времени. За такими людьми – будущее. Он вступает в споры со всеми без исключения, никто не спрячется от его критики. Он такой единственный.

    Сочинение 2

    В нашем обществе, так или иначе, рождаются люди, которые отличаются за время своей жизни каким-либо подвигом или достижением, за что их можно впоследствии назвать героями своего времени. Их достижения могут касаться абсолютно любой области, главное чтобы она принесла какую-то пользу человечеству, или же просто была очень храбрым поступком, который, возможно, мотивирует людей на последующие действия. Обычно такими героями становятся люди, которые предлагают что-то раньше не виданное, что-то такое, чего раньше никто и никогда не создавал, и потому многие люди называют их героями, так как они являются первопроходцами в каком либо деле, в котором они не побоялись порицания. Отличным примером послужит произведение “Отцы и дети”.
    В данном произведении одной из центральных тем является конфликт поколения старшего, и конфликт поколения младшего. Поколение старшее просто не понимает новых устоев и понятий поколения младшего, а поколение младшее не желает мириться с навязыванием им идей от поколения старшего, из-за чего и выходит такой некий конфликт двух сторон. Также в произведении очень часто затрагивается тема науки и научных достижений. Автор говорит о том, что если люди ещё не отошли от своих религиозных бредней, то называться современным обществом мы не имеем права. Люди ещё могли спихивать любое природное явление на гнев бога, когда ещё люди не могли измерить это, увидеть физически, однако после всех достижений техники это является настоящим мракобесием.
    В произведении также присутствуют образы, которые, так или иначе, подтверждают мнение автора, и в данном произведении это образ Базарова. Базаров человек, который решил пойти наперекор всему обществу, и сказать нет религиозным догмам, и сказать да научному просвещению. Для Базарова нет ничего ценнее научных знаний, и он также привык получать подтверждение чего-либо только на основе научных исследований и фактов. Однако энтузиазма Базарова никто не поддерживает. Все считают его странным и даже опасным. Но, Базаров не слушает то, что говорят окружающие, и просто делает своё дело, наперекор мнению большинства, и именно это и делает Базарова героем своего времени. Базаров не побоялся дать отпор такому многочисленному количеству религиозных фанатиков, он не побоялся дать им возможность просвещаться, и потому заслужил звание героя своего времени.

  9. Сочинение
    на тему: «».
    Роман
    И. С. Тургенева
    “Отцы и дети”,
    написанный
    в 1861 году, по праву
    считается одним
    из самых известных
    произведений
    великого романиста.
    Тургенева
    всегда отличало
    удивительное
    умение увидеть,
    распознать
    героя эпохи,
    прочувствовать
    настроение
    общества. Роман
    “Отцы и дети”
    не стал исключением.
    В то время, когда
    он создавался,
    в стране шла
    упорная
    общественно-политическая
    борьба между
    разночинцами-демократами
    и либеральными
    дворянами. И
    те, и другие
    понимали
    необходимость
    проведения
    реформ, но относились
    по-разному к
    их проведению.
    Демократически
    настроенная
    молодежь выступала
    за коренные
    изменения в
    России, либералы
    предпочитали
    путь постепенных
    реформ. В результате
    в русском обществе
    произошел
    раскол: на одной
    стороне были
    революционеры-демократы,
    на другой – либералы.
    Писатель
    верно заметил
    этот процесс
    и отразил его
    в своем произведении,
    Он решил обратиться
    к началу противостояния
    — концу 50-х годов.
    Не случайно
    действие романа
    происходит
    в 1859 году.
    В
    этом произведении
    главный герой
    Базаров несомненно
    является выдающейся
    личностью,
    обладающей,
    прежде всего,
    широкими познаниями
    в естественных
    науках. Он привык
    трудиться и
    не мыслит своей
    жизни без труда,
    который дает
    ему самостоятельность
    и независимость.
    Его поведение
    и речи иной раз
    перерастают
    в “безмерную
    гордость” и
    самолюбие.
    “Когда я встречу
    человека, который
    не спасовал
    бы передо мною,
    тогда я изменю
    свое мнение
    о самом себе”.
    Базаров ставит
    себя очень
    высоко. “Ситниковы
    нам необходимы.
    Мне нужны подобные
    олухи. Не богам
    же… горшки
    обжигать!..”
    Базаров, подобно
    многим передовым
    людям конца
    50-х – начала 60-х
    годов, являлся
    материалистом.
    В
    спорах Павла
    Петровича
    Кирсанова и
    Базарова наиболее
    ясно отражены
    их взгляды.
    Ведь, как известно,
    в спорах двух
    сильных личностей
    рождается
    истина. Основное
    направление
    их споров –
    это их отношение
    к дворянству,
    аристократическим
    принципам,
    природе, нигилизму,
    искусству . В
    вопросе об
    отношении к
    дворянству,
    аристократизму
    Павел Петрович
    считал, что
    главная миссия
    в развитии
    России, в ее
    будущем отводится
    им, аристократам.
    В то время как
    Базаров полностью
    отрицал аристократические
    принципы. Его
    слова «Исправьте
    общество, и
    болезней не
    будет» или «Это
    уж не наше дело
    … сперва надо
    место расчистить»
    дают нам понять,
    что Базарова
    не устраивает
    то общество,
    в котором он
    находится.
    Но есть
    и другая сторона
    – это базаровские
    принципы, которые
    ничего кроме
    отрицаний в
    себе не заключают,
    они ничего
    России не могут
    дать. Такое
    течение приобрело
    название нигилизм,
    которое полностью
    невзлюбилось
    и отрицалось
    Тургеневым
    в его произведениях.
    Но здесь опять
    же существует
    такое понятие
    как нигилист.
    “Нигилист – это
    человек, который
    не склоняется
    ни перед какими
    авторитетами,
    который не
    принимает на
    веру ни одного
    принципа, каким
    бы уважением
    ни был окружен
    этот принцип”,
    – заявляет Аркадий,
    явно со слов
    Базарова. Который
    отрицает все:
    и государственную
    систему, и религии,
    и общественный
    порядок, а так
    же старые морали
    и нравственные
    категории
    аристократизма.
    Со стороны же
    Павла Петровича
    отношение к
    нигилизму
    следующее:
    «Аристократизм
    – это принцип,
    а без принципов
    в наше время
    могут они
    безнравственные
    или пустые
    люди». Что касается
    народа, то Базаров
    верит, что он
    суеверен,
    патриархален,
    не может жить
    без веры, но
    одновременно
    с этим он и осуждает
    русский народ,
    понимает, что
    он неоднороден.
    Но дело в том,
    что в последствии
    и выяснится,
    что Базаров
    так же далек
    от народа, как
    и Павел Петрович.
    Искусство,
    религия, природа,
    мир прекрасного
    – все это чуждо
    Базарову. “Природа
    – не храм, а мастерская”.
    “Рафаэль гроша
    медного не
    стоит”.
    Мы видим,
    что Базаров
    – это сильная
    личность. При
    любых обстоятельствах
    он не отступает
    от своих принципов.
    Но в продолжение
    романа Тургенев
    решает преподнести
    своему герою
    очередное
    испытание. До
    встречи с Одинцовой
    ничто не может
    поколебать
    базаровские
    убеждения. Но
    здесь в герое
    начинают происходить
    изменения.
    Жизнь для него
    оказывается
    сложнее всех
    его теорий.
    Базарова охватывает
    чувство любви,
    тот романтизм,
    который он
    отрицал во
    всех, стал
    проявляться
    и в нем. Его естество
    брало над ним
    верх. После
    признания Анне
    Сергеевне в
    любви Евгений
    терпит поражение,
    но, не унижаясь,
    он оставляет
    ее в покое и
    уезжает.
    Неразделенная
    любовь отчасти
    разрушила
    идейные убеждения
    Базарова. Он
    впадает в пессимизм,
    нигде не может
    найти себе
    места. Но как
    человек огромной
    силы воли, он
    пытается побороть
    в себе романтика,
    взять себя в
    руки, но ему не
    удается стать
    таким, каким
    он был до встречи
    с Одинцовой.
    Утратив смысл
    жизни, потерпев
    фиаско в любви,
    поступившись
    многими своими
    убеждениями,
    герой в конце
    романа умирает,
    но не как нигилист,
    а как обыкновенный
    человек. Перед
    лицом смерти
    проявляется
    до конца недюжинная
    сила этой натуры.
    Писарев писал:
    “Умереть так,
    как умер Базаров
    – все равно, что
    сделать великий
    подвиг”.
    Итак,
    Базаров Тургеневым
    описан как
    личность, имеющая
    на все собственные
    взгляды, мнения.
    Но так как Базаров
    – это человек
    нового времени,
    о котором общество
    19 столетия еще
    не имеет понятия,
    то мы видим,
    что он не является
    во многом нужным
    человеком для
    России. Он не
    нужен как нигилист,
    но необходим
    как сильная,
    титаническая
    личность, в
    которой были
    живы вечные
    человеческие
    ценности. Таким
    образом мы
    можем сделать
    вывод, что все
    это делает
    Базарова героем
    своего времени.

  10. Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.
    Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.
    Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

  11. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца. Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в. – конфликт демократов-разночинцев и дворян.
    Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище» Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин»). У Базарова свой – не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.
    Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом, отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».
    Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская»), эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит»). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.
    На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.
    Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем: автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.
    Успешного изучения литературы!
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  12. БАЗАРОВ — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.  Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение — разночинство. После подав­ления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалисти­ческой эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либера­лов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.
    Базаров — разночинец. Разночинцы — люди из разных сосло­вий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы. Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского… студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был при­знать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».
    Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Рудиных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля. База­ров критикует бездействие поколения 40-х годов. Он отрицает ста­рые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и бар­ство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни». Тур­генев не верит в перспективность позиций Базарова. Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». Он специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова. Тургенев, выделяя ха­рактерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремлен­ность, незаурядный ум, а главное — трудолюбие.
    Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощуще­ний. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощу­щения — это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров — нигилист, он отрицает искусство, красоту при­роды, любовь.
    «— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отри­цаем.
    Все? Все. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымол­вить. Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров».
    Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Турге­нев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов. Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова. Одна из главных линий романа — это отношение Базаро­ва к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров счи­тает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Ба­заров гордится своим происхождением.
    Так же интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Турге­нев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описыва­ет могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют расте­ния. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.
    Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Черны­шевского, русских естествоиспытателей. Базаров говорит: «Мы дей­ствуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевско­го — «…только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро».
    В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В ро­мане это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному те­чению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писа­рев писал, что базаровщина — болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.

    читать похожие:

    ОНЕГИН — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    М. Ю. Лермонтов — герой своего времени?
    ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ И БАЗАРОВ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
    Базаров и его отношение к искусству . С. Тургенев. «Отцы и дети»

  13. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
    В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
    Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.
    Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

  14. “Героем” своего времени, вероятно, следует называть человека, отразившего в своей личности, в своем мировоззрении основные черты эпохи. Мне кажется, что Базаров — очень интересная, неоднозначная личность — именно и воплотил в себе основные черты нового человека 60-х годов XIX века.
    Это демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепост-нического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества. Мне нравится то, что Евгений много работал и добивался всего сам. Когда он учился в университете, то ни копейки не взял у родителей. Базаров сам зарабатывал себе на жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров — очень умный и сильный человек. Но, как мне кажется, негативной чертой героя является то, что он отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом с ним нельзя согласиться: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю, что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он и пользуется ею как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской”, не замечая вокруг себя ничего прекрасного.
    Базаров привлекает меня как яркая индивидуальность. Он не стремится никому подражать, он не боится быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало. Базаров искренне верит в то, чем занимается. Другими словами, он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого мировоззрения. Слово “нигилизм” было новым в 60-е годы XIX века, и Тургенев первым показал, что стоит за этим определением. Его герой, безусловно, являлся носителем новых, оппозиционных идей и представлял собой новый человеческий тип — пусть излишне безапелляционный, но думающий, делающий, живой. С моей точки зрения, именно он — “герой своего времени”.

  15. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: Лена
    Программа: Microsoft Word 9.0
    Дата: 7 дек 2017
    Формат: DOC
    Размер: 7 Кб
    Страниц: 3
    Слов: 791
    Букв: 4578
    Просмотров за сегодня: 2
    За 2 недели: 7
    За все время: 646

    Тезисы:

    Сочинение на тему: “Базаров герой своего времени” по роману Тургенева.
    Роман “Отцы и дети” не стал исключением.
    Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения.
    Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
    Базаров ставит себя очень высоко.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды.
    В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы.
    Мы видим, что Базаров – это сильная личность.
    Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание.

  16. План
    1. Вступление.
    2. Нигилизм Базарова.
    3. Демократические взгляды главного героя.
    4. Образованность Евгения Базарова.
    5. Вывод.
    Многие авторы в своих произведениях пытались изобразить персонажей с чертами характера и поведением, которые были свойственны большинству людей той эпохи. Примерами героев своего времени могут стать Григорий Печорин и Евгений Онегин. Этот список может пополнить и имя Евгения Базарова. Почему он тоже герой своего времени?
    Во-первых, герой Ивана Сергеевича Тургенева — нигилист. Его взгляд на мир особенно ярко выражается в разговорах. Он, как и многие представители молодёжи пятидесятых годов девятнадцатого столетия, отрицает авторитет и мастерство гениев («Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше») и сомневается во всём, что было доказано ранее. Также герой не верит в красоту и любовь. Ему непонятно, откуда во взгляде красавицы могла появиться загадочность: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Он не желает доверять кому-либо и привык полагаться только на себя и собственные знания и опыт.
    Во-вторых, Базаров — разночинец. Он придерживается прогрессивных демократических взглядов на жизнь и не признаёт идеи либералов и консерваторов. Герой презирает «аристократишек», что выражается в его спорах с Павлом Петровичем. Желание Базарова отменить крепостное право также выдаёт в нём представителя интеллигенции пятидесятых годов 19 века.
    В-третьих, у героя хорошее образование. Базаров знает не только биологию и химию, но и другие науки, может поддержать разговор практически на любую тему. Герой использует умения и навыки, чтобы лечить людей. Он не представляет свою жизнь без труда, поэтому даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых проводит опыты и исследует строение организма лягушек. Герой смеётся над романтиками и считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
    Все эти идеи описывают Базарова как яркого представителя молодёжи того времени. Анализируя образ Базарова, можно сделать вывод, что он — герой своего времени. Черты характера героя, его высказывания и представления о жизни — всё это делает Базарова похожим на типичного молодого человека пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

  17. Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой – либералы.
    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
    В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х – начала 60-х годов, являлся материалистом.
    В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству . В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
    Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, – заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.
    Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо Базарову. “Природа – не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.
    Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров – все равно, что сделать великий подвиг”.
    Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

  18. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.
    Но был и ещё один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.
    Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно “напяливает” на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует “романтизмом”. Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок ещё и невоспитанны.
    Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся.
    Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.
    Так что же? Неужели Базаров “Прошел над миром без шума и следа?” Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.
    Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.
    Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?
    Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?
    Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, “На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно… Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *