Сочинение на тему эволюция человека

12 вариантов

  1. Эволюция человекаВопрос 1. Что является источником информа­ции для исследования антропогенеза?Основным источником информации для ис­следования антропогенеза являются ископае­мые останки. В последнее время появилась возможность в ходе их анализа применять не только морфо-анатомические, но и молекулярно-генетические методы (оценка степени сход­ства ДНК предковых форм и ДНК современно­го человека).Вопрос 2. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?В конце мезозойской эры возникли первые плацентарные млекопитающие. Позднее, око­ло 35 млн лет назад, от примитивных насеко­моядных отделилась группа животных, кото­рая впоследствии дала начало отряду прима­тов. Самая примитивная группа обезьян, так называемые тупайи, сохранила ряд черт насе­комоядных (когти на пальцах, удлиненная мордочка).Вопрос 3. Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили раз­витие признаков вида Человек разумный?Наши далекие предки парапитеки (30 млн лет назад) питались насекомыми и растения­ми, их зубы и челюсти были такие же, как у человекообразных обезьян. У дриопитеков, живших на деревьях (20 млн лет назад), воз­никла необходимость развития подвижных конечностей и кисти, способной к точному за­хвату ветвей. Наличие ключицы обеспечило высокую подвижность плечевого сустава и да­ло возможность разводить руки в стороны. Для эффективного перемещения по деревьям с большой скоростью было необходимо совер­шенствование двигательных отделов головно­го мозга. Развитое бинокулярное зрение требо­валось для оценки расстояния при прыжках. Жизнь на деревьях способствовала уменьше­нию плодовитости, параллельно развивалась забота о потомстве.После того как часть дриопитеков пересе­лилась в саванны, для ориентировки на мест­ности важным стало умение подниматься на задние конечности. Отсутствие развитых клы­ков и когтей предопределило особое значение стайного образа жизни. В результате преиму­щественно выживали те обезьяны, которые объединяли свои силы, распределяя обязан­ности внутри стаи, а также использовали руки для манипуляций с предметами, добывания пищи, защиты и нападения, ухода за детены­шами. Так произошел переход к австралопи­текам — более крупным видам с хорошо выра­женным прямохождением и развитой кистью руки. Для их дальнейшей эволюции характер­но использование простейших орудий труда, а также использование значительного количест­ва мясной пищи. Последний фактор, интенси­фицируя обмен веществ, по-видимому, способ­ствовал росту уровня активности центральной нервной системы.Вопрос 4. Охарактеризуйте прогрессивные черты в развитии древнейших людей.Объем мозга древнейших людей (архантропов) составлял 800-1100 см3, что вполне доста­точно для развития речи. Они изготавливали каменные орудия, использовали огонь, строили шалаши и обустраивали пещеры. Судя по стро­ению подбородка, у них уже существовала членораздельная речь. Останки питекантропов бы­ли найдены на о. Ява. Кроме этого, древнейшие люди обитали в Европе (гейдельбергский чело­век) и Китае (синантроп). Возраст этих находок составляет 400-600 тыс. лет.Вопрос 5. Какое значение в эволюции человека имело овладение членораздельной речью? Материал с сайта http://iEssay.ruОвладение членораздельной речью позво­лило обмениваться информацией как в преде­лах одного поколения, так и между поко­лениями. Развитие речи способствовало появ­лению совместной трудовой деятельности, коллективной охоты, накоплению и передаче опыта. В результате преимущество получали те группы (племена), которые поддерживали не только физически сильных особей, но и ста­риков, как носителей знаний.Иными словами, естественный отбор, на­правляющий эволюцию человека, стал учиты­вать новый фактор — социальную значимость особи для племени.Вопрос 6. Когда появились современные люди (неоантропы)?Современные люди (кроманьонцы) возник­ли около 40-50 тыс. лет назад. Некоторое время они сосуществовали с неандертальцами, но затем вытеснили их (результат борьбы за существование). С появлением неоантропов эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобре­ла черты социального процесса.
    другой текст

  2. Вопрос 1. Что является источником информации для исследования антропогенеза?
    Основным источником информации для исследования антропогенеза являются ископаемые останки. В последнее время появилась возможность в ходе их анализа применять не только морфо-анатомические, но и молекулярно-генетические методы (оценка степени сходства ДНК предковых форм и ДНК современного человека).
    Вопрос 2. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?
    В конце мезозойской эры возникли первые плацентарные млекопитающие. Позднее, около 35 млн лет назад, от примитивных насекомоядных отделилась группа животных, которая впоследствии дала начало отряду приматов. Самая примитивная группа обезьян, так называемые тупайи, сохранила ряд черт насекомоядных (когти на пальцах, удлиненная мордочка).
    Вопрос 3. Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков вида Человек разумный?
    Наши далекие предки парапитеки (30 млн лет назад) питались насекомыми и растениями, их зубы и челюсти были такие же, как у человекообразных обезьян. У дриопитеков, живших на деревьях (20 млн лет назад), возникла необходимость развития подвижных конечностей и кисти, способной к точному захвату ветвей. Наличие ключицы обеспечило высокую подвижность плечевого сустава и дало возможность разводить руки в стороны. Для эффективного перемещения по деревьям с большой скоростью было необходимо совершенствование двигательных отделов головного мозга. Развитое бинокулярное зрение требовалось для оценки расстояния при прыжках. Жизнь на деревьях способствовала уменьшению плодовитости, параллельно развивалась забота о потомстве.
    После того как часть дриопитеков переселилась в саванны, для ориентировки на местности важным стало умение подниматься на задние конечности. Отсутствие развитых клыков и когтей предопределило особое значение стайного образа жизни. В результате преимущественно выживали те обезьяны, которые объединяли свои силы, распределяя обязанности внутри стаи, а также использовали руки для манипуляций с предметами, добывания пищи, защиты и нападения, ухода за детенышами. Так произошел переход к австралопитекам – более крупным видам с хорошо выраженным прямохождением и развитой кистью руки. Для их дальнейшей эволюции характерно использование простейших орудий труда, а также использование значительного количества мясной пищи. Последний фактор, интенсифицируя обмен веществ, по-видимому, способствовал росту уровня активности центральной нервной системы.
    Вопрос 4. Охарактеризуйте прогрессивные черты в развитии древнейших людей.

  3. Эволюция человекаВопрос 1. Что является источником информа­ции для исследования антропогенеза?Основным источником информации для ис­следования антропогенеза являются ископае­мые останки. В последнее время появилась возможность в ходе их анализа применять не только морфо-анатомические, но и молекулярно-генетические методы (оценка степени сход­ства ДНК предковых форм и ДНК современно­го человека).Вопрос 2. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?В конце мезозойской эры возникли первые плацентарные млекопитающие. Позднее, око­ло 35 млн лет назад, от примитивных насеко­моядных отделилась группа животных, кото­рая впоследствии дала начало отряду прима­тов. Самая примитивная группа обезьян, так называемые тупайи, сохранила ряд черт насе­комоядных (когти на пальцах, удлиненная мордочка).Вопрос 3. Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили раз­витие признаков вида Человек разумный?Наши далекие предки парапитеки (30 млн лет назад) питались насекомыми и растения­ми, их зубы и челюсти были такие же, как у человекообразных обезьян. У дриопитеков, живших на деревьях (20 млн лет назад), воз­никла необходимость развития подвижных конечностей и кисти, способной к точному за­хвату ветвей. Наличие ключицы обеспечило высокую подвижность плечевого сустава и да­ло возможность разводить руки в стороны. Для эффективного перемещения по деревьям с большой скоростью было необходимо совер­шенствование двигательных отделов головно­го мозга. Развитое бинокулярное зрение требо­валось для оценки расстояния при прыжках. Жизнь на деревьях способствовала уменьше­нию плодовитости, параллельно развивалась забота о потомстве.После того как часть дриопитеков пересе­лилась в саванны, для ориентировки на мест­ности важным стало умение подниматься на задние конечности. Отсутствие развитых клы­ков и когтей предопределило особое значение стайного образа жизни. В результате преиму­щественно выживали те обезьяны, которые объединяли свои силы, распределяя обязан­ности внутри стаи, а также использовали руки для манипуляций с предметами, добывания пищи, защиты и нападения, ухода за детены­шами. Так произошел переход к австралопи­текам — более крупным видам с хорошо выра­женным прямохождением и развитой кистью руки. Для их дальнейшей эволюции характер­но использование простейших орудий труда, а также использование значительного количест­ва мясной пищи. Последний фактор, интенси­фицируя обмен веществ, по-видимому, способ­ствовал росту уровня активности центральной нервной системы.Вопрос 4. Охарактеризуйте прогрессивные черты в развитии древнейших людей.Объем мозга древнейших людей (архантропов) составлял 800-1100 см3, что вполне доста­точно для развития речи. Они изготавливали каменные орудия, использовали огонь, строили шалаши и обустраивали пещеры. Судя по стро­ению подбородка, у них уже существовала членораздельная речь. Останки питекантропов бы­ли найдены на о. Ява. Кроме этого, древнейшие люди обитали в Европе (гейдельбергский чело­век) и Китае (синантроп). Возраст этих находок составляет 400-600 тыс. лет.Вопрос 5. Какое значение в эволюции человека имело овладение членораздельной речью? Материал с сайта http://iEssay.ruОвладение членораздельной речью позво­лило обмениваться информацией как в преде­лах одного поколения, так и между поко­лениями. Развитие речи способствовало появ­лению совместной трудовой деятельности, коллективной охоты, накоплению и передаче опыта. В результате преимущество получали те группы (племена), которые поддерживали не только физически сильных особей, но и ста­риков, как носителей знаний.Иными словами, естественный отбор, на­правляющий эволюцию человека, стал учиты­вать новый фактор — социальную значимость особи для племени.Вопрос 6. Когда появились современные люди (неоантропы)?Современные люди (кроманьонцы) возник­ли около 40-50 тыс. лет назад. Некоторое время они сосуществовали с неандертальцами, но затем вытеснили их (результат борьбы за существование). С появлением неоантропов эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобре­ла черты социального процесса.
    другой текст

  4. Вопрос 1. Что является источником информа­ции для исследования антропогенеза?
    Основным источником информации для ис­следования антропогенеза являются ископае­мые останки. В последнее время появилась возможность в ходе их анализа применять не только морфо-анатомические, но и молекуляр- но-генетические методы (оценка степени сход­ства ДНК предковых форм и ДНК современно­го человека).
    Вопрос 2. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?
    В конце мезозойской эры возникли первые плацентарные млекопитающие. Позднее, око­ло 35 млн лет назад, от примитивных насеко­моядных отделилась группа животных, кото­рая впоследствии дала начало отряду прима­тов. Самая примитивная группа обезьян, так называемые тупайи, сохранила ряд черт насе­комоядных (когти на пальцах, удлиненная мордочка).
    Вопрос 3. Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили раз­витие признаков вида Человек разумный?
    Наши далекие предки парапитеки (30 млн лет назад) питались насекомыми и растения­ми, их зубы и челюсти были такие же, как у человекообразных обезьян. У дриопитеков, живших на деревьях (20 млн лет назад), воз­никла необходимость развития подвижных конечностей и кисти, способной к точному за­хвату ветвей. Наличие ключицы обеспечило высокую подвижность плечевого сустава и да­ло возможность разводить руки в стороны. Для эффективного перемещения по деревьям с большой скоростью было необходимо совер­шенствование двигательных отделов головно­го мозга. Развитое бинокулярное зрение требо­валось для оценки расстояния при прыжках. Жизнь на деревьях способствовала уменьше­нию плодовитости, параллельно развивалась забота о потомстве.
    После того как часть дриопитеков пересе­лилась в саванны, для ориентировки на мест­ности важным стало умение подниматься на задние конечности. Отсутствие развитых клы­ков и когтей предопределило особое значение стайного образа жизни. В результате преиму­щественно выживали те обезьяны, которые объединяли свои силы, распределяя обязан­ности внутри стаи, а также использовали руки для манипуляций с предметами, добывания пищи, защиты и нападения, ухода за детены­шами. Так произошел переход к австралопи­текам — более крупным видам с хорошо выра­женным прямохождением и развитой кистью руки. Для их дальнейшей эволюции характер­но использование простейших орудий труда, а также использование значительного количест­ва мясной пищи. Последний фактор, интенси­фицируя обмен веществ, по-видимому, способ­ствовал росту уровня активности центральной нервной системы.
    Вопрос 4. Охарактеризуйте прогрессивные черты в развитии древнейших людей.
    Объем мозга древнейших людей (архантропов) составлял 800-1100 см3, что вполне доста­точно для развития речи. Они изготавливали каменные орудия, использовали огонь, строили шалаши и обустраивали пещеры. Судя по стро­ению подбородка, у них уже существовала членораздельная речь. Останки питекантропов бы­ли найдены на о. Ява. Кроме этого, древнейшие люди обитали в Европе (гейдельбергский чело­век) и Китае (синантроп). Возраст этих находок составляет 400-600 тыс. лет.

  5. Вопрос 1. Что является источником информа­ции для исследования антропогенеза?
    Основным источником информации для ис­следования антропогенеза являются ископае­мые останки. В последнее время появилась возможность в ходе их анализа применять не только морфо-анатомические, но и молекулярно-генетические методы (оценка степени сход­ства ДНК предковых форм и ДНК современно­го человека).
    Вопрос 2. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?
    В конце мезозойской эры возникли первые плацентарные млекопитающие. Позднее, око­ло 35 млн лет назад, от примитивных насеко­моядных отделилась группа животных, кото­рая впоследствии дала начало отряду прима­тов. Самая примитивная группа обезьян, так называемые тупайи, сохранила ряд черт насе­комоядных (когти на пальцах, удлиненная мордочка).
    Вопрос 3. Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили раз­витие признаков вида Человек разумный?
    Наши далекие предки парапитеки (30 млн лет назад) питались насекомыми и растения­ми, их зубы и челюсти были такие же, как у человекообразных обезьян. У дриопитеков, живших на деревьях (20 млн лет назад), воз­никла необходимость развития подвижных конечностей и кисти, способной к точному за­хвату ветвей. Наличие ключицы обеспечило высокую подвижность плечевого сустава и да­ло возможность разводить руки в стороны. Для эффективного перемещения по деревьям с большой скоростью было необходимо совер­шенствование двигательных отделов головно­го мозга. Развитое бинокулярное зрение требо­валось для оценки расстояния при прыжках. Жизнь на деревьях способствовала уменьше­нию плодовитости, параллельно развивалась забота о потомстве.

  6. Человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых,
    по своей природе, т. е. биологической основе своего существования. Человека
    можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо,
    хотя он не сводится к этому.
    В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек-
    биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную
    компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1) что человека можно
    рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем
    химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой
    существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология
    накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное
    поведение человека во многом генетически детерминировано.
    Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы
    человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении
    желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека
    и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в
    марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности
    человека.
    С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую
    предопределенность существования человека и его родовую (собственно
    человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически
    человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука
    в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и
    гуманитарного знания.
    Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может
    рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем
    естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами
    естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое
    антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он
    отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает
    генетическую основу человеческой деятельности и соотношение
    физиологического и психического в человеке; к третьему направлению
    относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания,
    души и т. п.

  7. Любая цивилизация, при любой форме жизни будет стремиться к знаниям, к духовному своему развитию. Ограничений этому процессу не существует. Это закон эволюционного развития жизни и разума. Конечно, бывают и исключения: какая-нибудь социальная среда, под влиянием внутренних противоречий и укоренившихся стереотипов, становится консервативной, что, в отсутствии потрясений, будь-то реформы или, в худшем случае революции, приведет к застою в ее развитии и, в конечном итоге, к гибели этого социума. Упадок и смена цивилизаций не раз имели место на нашей планете.
    Наши знания являются отображением в сознании окружающего мира. Источником информации является вся Вселенная, представляющая собой, по сути, информационное пространство.
    Человеческая цивилизация существует в этом информационном пространстве, из него “черпает” информацию и, отображая мир в своем сознании, формирует свое информационное пространство, свой духовный субъективный мир, или, выражаясь современным языком, создает собственный планетарный Банк Знаний.
    Эту особенность тонко подметил поэт Александр Фет:
    Два мира властвуют от века,
    Два равноправных бытия.
    Один объемлет человека,
    Другой – душа и мысль моя.
    Признавая, что Вселенная бесконечна в пространстве и во времени, естественно, что информация о ней неисчерпаема. Также неисчерпаем духовный мир человека, человечества. Следовательно, бесконечен и процесс познания. Бесконечность не абстрактное понятие. Бесконечность присуща всему материальному миру. В самой жизни, в ее непрерывном воспроизводстве заложена бесконечность. Нет предела человеческому воображению. Можно привести множество и других доводов.
    Бесконечность процесса познания образно представляли мудрецы древней Греции. Нарисовав круг, они поясняли: то, что внутри круга – это познанное нами, а все вне него – непознанное. И чем больше мы познаем, тем больше становится граница с непознанным. Действительно, каждое новое открытие в науке порождает массу новых вопросов и, соответственно, новые направления поиска, новые открытия, новые знания.
    Процесс эволюции разума будет протекать от уровня планетарного разума к разуму космической цивилизации и, возможно, далее, к разуму сообщества космических цивилизаций.
    Какого уровня и возможностей достигнет разум будущих цивилизаций? Задаваясь таким вопросом, мы вторгаемся в область, где можно дать волю любой фантазии.
    Но, наверное, как минимум, разум цивилизации должен развиться до уровня, когда он будет способен создать новых носителей разума, новую цивилизацию. Новая цивилизация, приняв эстафету, повторит творчество старой. И так – бесконечно, сохраняя и распространяя жизнь.
    Если развитию разума нет предела, то можно представить какими огромными знаниями и возможностями будут обладать будущие цивилизации. Безусловно, это будет разум, постигший многие таинства мироздания, способный творить чудеса творчества.
    Человеческая цивилизация давно вмешивается в дела природы на Земле и начинает вмешиваться в космический распорядок: создает искусственные моря и реки, поворачивает реки вспять, вызывает землетрясения, засылает в глубины Вселенной космические объекты.
    Что же тогда будет доступно носителям Вселенского Разума? Можно предположить, что будущие цивилизации будут распоряжаться огромной энергией, с помощью которой они смогут и, несомненно, будут оказывать воздействие на эволюционные процессы во Вселенной, на мироздание. Не исключено, что некоторые, наблюдаемые в далеких глубинах Вселенной загадочные явления, есть результат деятельности внеземных цивилизаций, разум которых достиг высокого уровня.

  8. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный ( Homo sapiens ) к следующим систематическим группам
    Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке
    Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т.д
    Класс Млекопитающие: четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность , диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха
    Подкласс Плацентарные: образование плаценты
    Отряд Приматы: сходство с человекообразными обезьянами: четыре группы крови, бинокулярное зрение, относительно большая масса головного мозга, борозды и извилины коры, сложные формы поведения (сходные эмоции, мимика, забота о потомстве, использование предметов для достижения цели), редукция хвостового отдела позвоночника, наличие капиллярных узоров на пальцах и ладонях, ногти (а не когти на пальцах), широкая и плоская грудная клетка, противопоставление большого пальца остальным , общие болезни и паразиты, сходство кариотипов
    Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы
    Атавизмы – густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость , сильно развитые клыки
    Рудименты – у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс)
    К настоящему времени накоплены также многочисленные палеонтологические доказательства эволюции человека – ископаемые останки предков человека

  9. Эволюция сознания человека идёт путём многих взлётов и падений. Это долгий и тернистый путь, на котором сознание часто опускается, лишь для того, чтобы подняться ещё выше. Проходя через многие испытания, разочарования и потери, оно видит лишь возможность найти новый путь, новые вершины и способности. Но для достижения очередного взлёта – приходится снова опускаться.
    Так что запомним главное – не стоит беспокоиться при виде новых трудностей, нужно идти за путеводной звездой, ибо трудности лишь часть великого пути. Как не существует гор без долин, так не может быть победы без испытаний. Когда это понимание проникнет в вашу сущность – всё окажется лишь игрой, прекрасным танцем жизни.
    Вы начнёте чувствовать, где вас ожидает очередной скачок роста и идти только к нему, не отвлекаясь ни на что более. Этому путешествию нет конца, как за приливом следует отлив, за днём ночь, а за упадком – возрождение.
    Тогда каждый человек научится радоваться не только солнечному дню удачи, но и безлунной ночи разочарования – тому бесценному опыту, что приносит нам жизнь.
    Невозможно всегда находится в полёте, ведь для успешного роста необходимы периоды затишья и переоценки ценностей. Если научится жить не выбирая, не деля на плохое и хорошее, а принимать всё как есть – вы приблизитесь к пониманию гармонии и счастья. Это естественный баланс природы, от которого человечество начинает отдаляться из-за своего поиска выдуманных идеалов.
    Порой мы забываем, что после тёмной ночи обязательно приходит рассвет. Нам остаётся только радоваться бесконечности вселенной, отбросив все сравнения и мелкие сожаления об упущенных возможностях. На самом деле того что есть – вполне достаточно для мудрого счастья.
    Все страсти, печаль и боль потерь – такие же краски на холсте вечности, как восторги смеха и радости. Жизнь бы обеднела без всех этих контрастов, а мы, как созерцатель происходящего, перестали бы развиваться. Чем больше оттенков переживаний, тем богаче жизнь, становясь с каждой минутой, с каждым вздохом всё глубже и мудрее.
    Давайте будем смотреть на все события – как на процесс вечности. За смертью приходит новая жизнь. За болью следует блаженство, а за пустотой – полнота. Бесконечная эволюция сознания.

  10. Происхождение человека (антропогенез) является дискуссионной научной проблемой. Многообразие позиций по этому вопросу укладывается между двумя противоположными взглядами: 1) изначально существовала неорганическая природа, жизнь и человек – случайные продукты саморазвития материи; 2) изначально существовал Высший Разум, а мир и человек сотворены им для определенной цели. Вплоть до Нового времени вторая точка зрения была единственно возможной. Но в XVII-XIX вв. возникла и укрепилась первая позиция. Она формировалась в русле общего стремления той эпохи утвердить в правах автономного, самодостаточного человека, опирающегося на естественный разум. Этот разум должен был очистить себя от навязанных обществом заблуждений, прежде всего, отказаться от учения о сотворении мира (иначе его называют креационизмом) и объяснить происхождение мира и человека естественными причинами. Новая тенденция формировалась в борьбе с Xристианской Церковью, которая настаивала на буквальном понимании Библии.
    По мере научной разработки, концепция естественной эволюции человека вызывала все больше вопросов и возражений. Обилие археологических находок способствовало не только прояснению вопроса, но и его усложнению. До сих пор четкой, признанной всеми учеными генеалогии эволюционного пути не существует. По сей день неизвестен вид, который бесспорно мог быть признан прямым предком человека. Изучение ближайших родственников homo sapiens – неандертальцев выявило, что ранние формы неандертальцев, которые предшествовали по времени классическим, оказались морфологически ближе к современному человеку. Их условно назвали пресапиентными (предшествующими настоящему человеку). Классические же неандертальцы не могли быть, по общему мнению современных антропологов, нашими предками. То же мнение было высказано и об австралопитеках. Сегодня существует множество альтернативных концепций происхождения человека: согласно одной из них, находки говорят, в основном, о боковых ветвях развития, зашедших в тупик, и, возможно, не выдержавших конкуренции с человеком; другие исследователи полагают, что человек возник из нескольких (по крайней мере, из двух) генетических стволов. При этом очевидно, что сами по себе археологические находки не могут дать ответа на вопрос о причине возникновения собственно человека.
    Одним из ярких представителей христианской интерпретации эволюционной теории в XX в. был французский археолог и палеонтолог, и одновременно католический священник Тейяр де Шарден (1881-1955). Отвергая идею о непосредственном творении Богом первого человека, он считал, что человек – наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою очередь развивавшегося из неорганического мира. Тейяр де Шарден различал три последовательные, качественно различные стадии эволюции: преджизнь (литосфера), «жизнь» (биосфера), и «феномен человека» (ноосфера). Духовное начало, сознание, считал ученый, непосредственно заложено в самой материи, присуще уже атомам и молекулам. В животном мире возникает психическая форма сознания, в человеке – самосознание. Сознание целеустремленно, оно является движущей силой эволюции, конечная ее цель – пункт «Омега», символически означающий Xриста. Выходит, что мир, порожденный Богом, движется к своему истоку.
    Таким образом, естественнонаучные исследования не привели к утверждению единого взгляда на происхождение человека. Материалистическое и религиозное мировоззрения «включили в свой арсенал» и интерпретировали в соответствующих направлениях эволюционную концепцию.

  11. Сочинение на тему “Закончилась ли эволюция человека?”

    Ответы:

    Любая цивилизация, при любой форме жизни будет стремиться к знаниям, к духовному своему развитию. Ограничений этому процессу не существует. Это закон эволюционного развития жизни и разума. Конечно, бывают и исключения: какая-нибудь социальная среда, под влиянием внутренних противоречий и укоренившихся стереотипов, становится консервативной, что, в отсутствии потрясений, будь-то реформы или, в худшем случае революции, приведет к застою в ее развитии и, в конечном итоге, к гибели этого социума. Упадок и смена цивилизаций не раз имели место на нашей планете.
    Наши знания являются отображением в сознании окружающего мира. Источником информации является вся Вселенная, представляющая собой, по сути, информационное пространство.
    Человеческая цивилизация существует в этом информационном пространстве, из него “черпает” информацию и, отображая мир в своем сознании, формирует свое информационное пространство, свой духовный субъективный мир, или, выражаясь современным языком, создает собственный планетарный Банк Знаний.
    Эту особенность тонко подметил поэт Александр Фет:
    Два мира властвуют от века,
    Два равноправных бытия.
    Один объемлет человека,
    Другой – душа и мысль моя.
    Признавая, что Вселенная бесконечна в пространстве и во времени, естественно, что информация о ней неисчерпаема. Также неисчерпаем духовный мир человека, человечества. Следовательно, бесконечен и процесс познания. Бесконечность не абстрактное понятие. Бесконечность присуща всему материальному миру. В самой жизни, в ее непрерывном воспроизводстве заложена бесконечность. Нет предела человеческому воображению. Можно привести множество и других доводов.
    Бесконечность процесса познания образно представляли мудрецы древней Греции. Нарисовав круг, они поясняли: то, что внутри круга – это познанное нами, а все вне него – непознанное. И чем больше мы познаем, тем больше становится граница с непознанным. Действительно, каждое новое открытие в науке порождает массу новых вопросов и, соответственно, новые направления поиска, новые открытия, новые знания.
    Процесс эволюции разума будет протекать от уровня планетарного разума к разуму космической цивилизации и, возможно, далее, к разуму сообщества космических цивилизаций.
    Какого уровня и возможностей достигнет разум будущих цивилизаций? Задаваясь таким вопросом, мы вторгаемся в область, где можно дать волю любой фантазии.
    Но, наверное, как минимум, разум цивилизации должен развиться до уровня, когда он будет способен создать новых носителей разума, новую цивилизацию. Новая цивилизация, приняв эстафету, повторит творчество старой. И так – бесконечно, сохраняя и распространяя жизнь.
    Если развитию разума нет предела, то можно представить какими огромными знаниями и возможностями будут обладать будущие цивилизации. Безусловно, это будет разум, постигший многие таинства мироздания, способный творить чудеса творчества.
    Человеческая цивилизация давно вмешивается в дела природы на Земле и начинает вмешиваться в космический распорядок: создает искусственные моря и реки, поворачивает реки вспять, вызывает землетрясения, засылает в глубины Вселенной космические объекты.
    Что же тогда будет доступно носителям Вселенского Разума? Можно предположить, что будущие цивилизации будут распоряжаться огромной энергией, с помощью которой они смогут и, несомненно, будут оказывать воздействие на эволюционные процессы во Вселенной, на мироздание. Не исключено, что некоторые, наблюдаемые в далеких глубинах Вселенной загадочные явления, есть результат деятельности внеземных цивилизаций, разум которых достиг высокого уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *