Сочинение на тему евпатий коловрат

13 вариантов

  1. Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

  2. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную (2), и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях (3) много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.
    И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
    И некий из вельмож (4) рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем (5), и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей (6) убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы (7) Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.
    И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
    И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать (8), и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую”. Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича (9) своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы (10) до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (11), – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: “Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаютони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища”. И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: “О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего”. И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
    (1) Поганые – так автор называет захватчиков, некрещеных, иноверцев.
    (2) Имеется в виду истребление знатных людей и разрушение красивых строений в Рязани.
    (3) Алтарь – главная, восточная часть церкви, отделенная иконостасом.
    (4) Вельможа – родовитый, знатный человек.
    (5) Ингварь Ингваревич – князь Рязанский, брат великого князя Рязанского.
    (6) Государи – здесь: вельможи, князья.
    (7) Стан – военный лагерь, здесь: войска.
    (8) Почествовать и с честью проводить, и честь тебе воздать – здесь насмешливо: оказать тебе почтение.
    (9) Шурич (шурин) – брат жены.
    (10) На-полы – надвое, пополам.
    (11) За мурзами, и князьями, и санчакбеями – за татарскими вельможами.

    Похожие сочинения

    Слово о житии и о преставлении Великаго Князя Дмитрия Ивановича

  3. Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?
    Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро – монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.
    В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным.
    Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю.
    Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло.
    Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, – Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался.
    В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда. Евпатий Коловрат по – истине народный герой.
    Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений.

  4. Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?
    Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.
    В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным.
    Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю.
    Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло.
    Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, – Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался.
    В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда. Евпатий Коловрат по – истине народный герой.
    Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений.
    В советские времена «Союзмультфильм», выпустил мультик – «Сказ о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города

  5. Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?
    Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.
    В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным.
    Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю.
    Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло.
    Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, – Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался.
    В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда. Евпатий Коловрат по – истине народный герой.
    Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений.
    В советские времена «Союзмультфильм», выпустил мультик – «Сказ о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города

  6. Школьное сочинение на тему «Защита родной земли». Сиы поскольку люди крылатых и не имеющих сжеоты. В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, круша все на своем пути, направилось несметное войско на Рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги Рязань и «не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную пили. Не было там ни стона, ни плача, ни отца и матери чада, или чада отца и мать, ни брата о брате, ни ближнему роду; но все вместе мертвые лежали ». Казалось бы, всех должна была запугать дикая орда. Однако этого не случилось. Более двухсот лет руский народ мужественно сражался за свою свободу и одолел-таки врага. “В« Повести о Евпатия Коловрат », являющейся составной частью« Повести о разрушении Рязани Батыем », и рассказывается о первых битвы русских с татаро-монгольскими завоевателями. Особую симпатию вызывает могучий богатырь Евпатий Коловрат. Повесть рассказывает о великой любви Евпатия Коловрат к родной земле и народу. С большой силой эта любовь проявляется в поступках и призыва-стоне героя.
    Услышав о «приход зловредного царя Батыя», он, ни минуты не медля, идет с небольшой дружиной в Рязань. Увидев разорено город и трупы замученных людей, «закричал Евпатий в горести души своей и разгорелась в сердце своем». Любовь к родине объясняет непримиримую ненависть ко всем тем, кто с оружием приходит на Русскую землю. В картине неравного боя ярко показана эта святая ненависть. Коловрат с женой «сбросил все полки татарские», он «бил их нещадно. А когда мечи русских притупились, то они «принимали татарские мечи и секли их нещадно. Горячее желание защитить родной народ, свою землю от поругания и издевательства рождает в сердце воина безграничную храбрость.
    Евпатий так храбро сражается с татарами, что «и самому царю страшно стало. Увидев богатыря, войско татарское «испугалось. Мурзы и князья вынуждены были признать, что «таких молодцов … не видели … ибо это люди крылатые и не знают смерти, так крепко и мужественно стиналися, одни из тысячей, а два с тьмою». Сам хан Батый удивился мужества Коловрат и сказал: «Если бы у меня такой служил, держал бы его против сердца своего». Гордость за свой народ поддерживает чувство собственного человеческого достоинства в Евпатия. Когда Батый напал на Рязань, Коловрат был в Чернигове. Он мог бы покориться и этим сохранить себе жизнь. Но Коловрат избрал другой путь. Изнемогая от ран, воины полка Евпатия НЕ пресмыкаются перед ханом, а с достоинством иронично отвечают ему, что они посланы «сильного царя почтить и честно проводить и честь отдать. Эти слова мог бы повторить и сам Евпатий.
    Автор наделяет своего героя необычной физической силой, Евпати«Рассек Хостоврула пополам до седла. Татары не могут победить Коловрат. И только тогда, когда они «начали бить по нему из сточисельних пороков», убили его. В образе Евпатия отразилось представление народа о том, каким должен быть защитник родной земли. Любовь к родине — основная черта героя. Она рождает и объясняет все другие качества богатыря: и непримиримость к врагам и беззаветную отвагу, и гордость. От любви к родине вырастают крылья. Тот, кто погиб за родину, никогда не будет забыт. Он бессмертен.

  7. Похожие сочинения

    Готовое сочинение Великой Отечественной войны в современной прозе
    Годы Великой Отечественной войны — это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына….смотреть целиком
    Язык духовной русской литературы (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
    Древнерусскую литературу увлекает и вдохновляет познание действительности, современной писателям, хотя и ушедшей в прошлое, но продолжающей волновать умы, объясняющей явления современности. Это познание в Древней Руси отличала чрезвычайная щепетильность…смотреть целиком
    Герои-богатыри (по былинам «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Вольга и Микула Селянинович») (1)
    Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное…смотреть целиком
    Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
    егенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев.
    Целый…смотреть целиком
    Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
    Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали…смотреть целиком
    Жена-доказчица
    Жил старик со старухою; сбили они на реке заезочек (1) и заложили по мордочке (2). Пошли домой; на дороге увидала старуха клад и давай всем рассказывать. Что с ней делать? Вздумал старик пошутить над старухою, пошел в поле, поймал зайца и отправился…смотреть целиком
    Аполлон и музы
    Весной и летом на склонах лесистого Геликона (2), там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены (3), и на высоком Парнасе (4), у чистых вод Кастальского родника (5), Аполлон (1) водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы,…смотреть целиком

  8. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную (2), и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях (3) много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.
    И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
    И некий из вельмож (4) рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем (5), и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей (6) убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы (7) Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.
    И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
    И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать (8), и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую”. Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича (9) своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы (10) до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (11), – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: “Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаютони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища”. И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: “О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего”. И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
    (1) Поганые – так автор называет захватчиков, некрещеных, иноверцев.
    (2) Имеется в виду истребление знатных людей и разрушение красивых строений в Рязани.
    (3) Алтарь – главная, восточная часть церкви, отделенная иконостасом.
    (4) Вельможа – родовитый, знатный человек.
    «
    1
    2
    »

  9. 9
    Текст добавил: МиЛ@Я(//ДЕВА4КА//)

    И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную (2), и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях (3) много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.
    И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
    И некий из вельмож (4) рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем (5), и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей (6) убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы (7) Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.
    И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
    И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать (8), и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую”. Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича (9) своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы (10) до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (11), – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: “Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаютони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища”. И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: “О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего”. И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
    (1) Поганые – так автор называет захватчиков, некрещеных, иноверцев.
    (2) Имеется в виду истребление знатных людей и разрушение красивых строений в Рязани.
    (3) Алтарь – главная, восточная часть церкви, отделенная иконостасом.
    (4) Вельможа – родовитый, знатный человек.
    (5) Ингварь Ингваревич – князь Рязанский, брат великого князя Рязанского.
    (6) Государи – здесь: вельможи, князья.
    (7) Стан – военный лагерь, здесь: войска.
    (8) Почествовать и с честью проводить, и честь тебе воздать – здесь насмешливо: оказать тебе почтение.
    (9) Шурич (шурин) – брат жены.
    (10) На-полы – надвое, пополам.
    (11) За мурзами, и князьями, и санчакбеями – за татарскими вельможами.

  10. Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?
    Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.
    В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным.
    Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю.
    Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло.
    Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, – Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался.

  11. –>
    Школьное сочинение на тему «Защита родной земли».
    В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, круша все на своем пути, направилось несметное войско на Рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги Рязань и «не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную пили. Не было там ни стона, ни плача, ни отца и матери чада, или чада отца и матери, ни брата о брате, ни ближнего рода и все вместе мертвые лежали ». Казалось бы, всех должна была запугать дикая орда. Однако этого не случилось. Более двухсот лет русский народ мужественно сражался за свою свободу и одолел-таки врага. «В« Повести о Евпатие Коловрате », являющейся составной частью «Повести о разрушении Рязани Батыем», и рассказывается о первых битвах русских с татаро-монгольскими завоевателями. Особую симпатию вызывает могучий богатырь Евпатий Коловрат. Повесть рассказывает о великой любви Евпатия Коловрата к родной земле и народу. С большой силой эта любовь проявляется в поступках и призывах героя.
    Услышав о «приходе зловредного царя Батыя», он, ни минуты не медля, идет с небольшой дружиной в Рязань. Увидев разоренный город и трупы замученных людей, «закричал Евпатий в горести души своей». Любовь к родине объясняет непримиримую ненависть ко всем тем, кто с оружием приходит на Русскую землю. В картине неравного боя ярко показана эта святая ненависть. Коловрат с дружиной «сбросил все полки татарские», он «бил их нещадно». А когда мечи русских притупились, то они «принимали татарские мечи и секли их нещадно». Горячее желание защитить родной народ, свою землю от поругания и издевательства рождает в сердце воина безграничную храбрость.
    Евпатий так храбро сражается с татарами, что «и самому царю страшно стало». Увидев богатыря, войско татарское «испугалось». Мурзы и князья вынуждены были признать, что «таких молодцов… не видели… ибо это люди крылатые и не знают смерти, так крепко и мужественно сражались, одни с тысячей, а два с тьмою». Сам хан Батый удивился мужеству Коловрата и сказал: «Если бы у меня такой служил, держал бы его против сердца своего». Гордость за свой народ поддерживает чувство собственного человеческого достоинства у Евпатия. Когда Батый напал на Рязань, Коловрат был в Чернигове. Он мог бы покориться и этим сохранить себе жизнь. Но Коловрат избрал другой путь. Изнемогая от ран, воины полка Евпатия не пресмыкаются перед ханом, а с достоинством иронично отвечают ему, что они посланы «сильного царя почтить и честно проводить и честь отдать». Эти слова мог бы повторить и сам Евпатий.
    Автор наделяет своего героя необычной физической силой: «Евпатий рассек Хостоврула пополам до седла». Татары не могут победить Коловрата. И только тогда, когда они «начали бить по нему из сточисельных пороков», убили его. В образе Евпатия отразилось представление народа о том, каким должен быть защитник родной земли. Любовь к родине – основная черта героя. Она рождает и объясняет все другие качества богатыря: и непримиримость к врагам и беззаветную отвагу, и гордость. От любви к родине вырастают крылья. Тот, кто погиб за родину, никогда не будет забыт. Он бессмертен.
    Понравилось сочинение » Характеристика Евпатия Коловрата, тогда жми кнопку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *