Сочинение на тему философия моей жизни

6 вариантов

  1. Что значит философия в моей жизни? Сейчас мне вспоминаются основные категории философии, предметы ее изучения и периоды развития. При всем этом я не могу соотнести конкретно философию с моей жизнью. Могу определить наличие философии в жизни государства, общества, но не конкретно в своей. Какая она философия моей жизни, и есть ли она вообще?
    В философии как предмете мне нравилась именно та религиозная часть, проблемы первопричины. В наше время преобладающее большинство все же составляют атеисты. Зачем далеко идти, мои хорошие подруги, первая-отрицает существование Бога, вторая-боится и избегает религии. Да, у каждой из них есть свое понимание и сформировавшееся отношение к жизни. Что касается меня, то я всегда скорее верила в определенную могучую и всеобъемлющую силу, растворенную вокруг и внутри нас. Вера исцеляет, дает силу, заставляет продолжать бороться, когда уже нет сил, помогает видеть лучшее вокруг, доброту в людях. С помощью религии все достигают цели, заложенной в них самих. Такой я себе представляю истинную религию. Религия должна рождать семена добра, давать силу и надежду людям. К сожалению, на сегодняшний день мировые религии показывают себя не с лучших сторон, порождая все большее количество атеистов.
    Люди все больше требуют фактов, неопровержимых доказательств, но религии зарождались в сложные периоды жизни, чтобы не дать людям сломиться. Так или иначе мы все верим в что-то недоказуемое. Миллионы людей слушают гороскопы по радио, верят в финансовые и другие мифы и т.д. Тут то мы и переходим к вопросам познания мира. Я едва ли могу назвать себя любознательным человеком. Проблема в том, что люди сегодня предпочтут посмотреть бессмысленный ролик на Ютуб нежели прочитать книгу. Данная проблема не описывает исключительно молодежь, я говорю про всех. Значит заблуждались философы, утверждая, что мир познаваем, оставляя надежду на будущее поколение и их открытия. На сегодняшний день лишь малое количество людей идут в науку и вообще стремятся к чему-то великому.
    Никто из нас не знает точно, зачем он пришёл в этот мир, но все мы хотим оставить память о себе, какой-то след. Зачем? Ведь, если задуматься, рано или поздно забудут всех. Место человека в этом огромном мире ничтожно сравнительно с размерами вселенной, нам под силу творить лишь в том месте, где мы живем. Сейчас все фильмы снимают о том, что в будущем нам удастся колонизировать и освоить другие планеты, поскольку наша погибнет. Значит это и есть наше предназначение? Сделать непригодной для обитания одну планету, чтобы заселить другую? Какова же истинная причина нашего существования? Почему одни живут, а другие умирают? Почему не все люди здоровы и полноценны? Почему некоторые люди работают на нелюбимой работе, живут с нелюбимыми людьми, забывают о своих мечтах?  Неужели правда, что жизнь и есть сансара, а какой она будет у каждого из нас определяется кармой? Первый человек, который задумался, для чего он пришел на этот свет по истине гениален. Сегодня, мы стараемся избегать подобного рода риторических вопросов, относясь к жизни как к некоему приключению, даже не делая на пути осознанного выбора. А это ведь то, что нас отличает, то, что оставил нам Создатель-выбор. Мы делаем выбор каждый день, мы выбираем как жить и относится ко всему, происходящему вокруг.
    Философия Аль-Фараби это, в первую очередь, учение о добродетельном городе и его правителе. Правитель, согласно Аль-Фараби, должен направлять людей к счастью. Что же такое счастье? Счастье- это цель, к которой стремится каждый человек, ибо оно является неким совершенством (Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970 с.130). Вопрос в том является ли счастье целью или это все-таки путь, процесс к чему-то другому? Все мы знаем, что существуют цели и средства их достижения. К примеру, “иногда мы предпочитаем знание ради него самого, а не с целью достичь чего-то другого, а иногда мы предпочитаем его для того, чтобы благодаря ему достичь богатства или чего-то другого из того, что мы можем достичь путем власти и знания” (Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975, с. 27). Что ж, пожалуй, сейчас так и происходит, знания стали средствами, а не самой целью. Мы больше думаем о том, какую пользу нам принесет получение определенных знаний, другими же голову мы не “засоряем”. Проблема в том, что люди либо стремятся к счастью, либо ждут его. Феномен уровня адаптации показывает, что, достигая цели, люди радуются определенное время, а потом привыкают к “новым условиям“. Видимо счастье-это умение ценить то, что у тебя есть и любить жизнь, даже если она ударяет тебя так, как под силу только ей.
    Добродетельный человек и правитель добродетельного города не должны преследовать цель обогатится, думать лишь о динарах и дирхемах, им следует обладать жаждой знаний, стремлением к самосовершенствованию, умением правильно излагать свои мысли, знать законы, обладать целомудрием, ведь без мудрости в управлении “если оно и удовлетворяет всем остальным условиям, добродетельный город… неминуемо погибнет” (Аль-Фараби. Философские трактаты Алма-Ата. 1970. с.228-229). Это самое “думание о  дирхемах” ослепило глаза людям,поставив материальное выше духовного,тем не менее в наше время, это абсолютно естественно задумываться о благосостоянии, стремится к хорошей жизни, другое дело-каким путем. Аль-Фараби являлся сторонником идеи о предрасположенности человека к добру или злу, однако ее может изменить правильное воспитание и собственное стремление к добру: “Тому, кто желает овладеть какой-либо добродетелью, следует приложить усилие к изгнанию пороков, которые противостоят добродетели, поскольку добродетели достигаются редко и только после освобождения от пороков” (Аль-Фараби.  Существо вопросов.  // Избранные произведения.  М.,1961. С.167.). Стремление к добродетели овладевает лишь некоторыми индивидами, в то время как остальные угождают своим порокам.
    Люди обозлены и их сложно переубедить. Им кажется, что жизнь-это поле боя, где каждый сам за себя. Это, пожалуй, лозунг двадцать первого века: “каждый сам за себя”. Печально, что нам становятся чужды простые человеческие качества. За брендовой одеждой и всеми гаджетами едва ли возможно разглядеть человека, личность, не говоря уже о душе.
    Философия моей жизни до невозможности проста, и в этом я согласна с Аль-Фараби, важно стремиться быть лучшей версией себя, самосовершенствоваться, не подражая никому. Мне бы хотелось сохранить детскую простоту в отношении к жизни и любить все, что меня окружает, быть благодарной и всегда, при любых обстоятельствах, сохранять в себе человека.

  2. Сочинение на тему роль философии в моей жизни

    Ответы:

    «Философия, как мудрость моей жизни..» Если задуматься, подумать, осмыслить.. Как ни странно, на ум ничего приличного не приходит. Начинаешь думать обо всякой ерунде, на важную для тебя тему в голову не приходит ничего, кроме «Да ничего, можно сделать и завтра!», «Иди отдохни, подумай, потом напишешь!». И заснула в раздумьях. Вот так я мучилась почти месяц, размышляла, обдумывала, взвешивала, анализировала…. Пришла к горькому выводу – философии во мне нет. Точнее, не во мне, а в моей жизни она отсутствует. Может быть, я и не права…. Либо это возрастное, приходящее с осмыслением своего существования, цели своего бытия в этом мире, с появлением и осознанием ценностей, моральных и нравственных. Либо эта самая философия затаилась где-то в недрах моего сознания. Хотя, говорят, что возраст уже тот, пришло время задуматься, я не считаю, что это так. Но если посмотреть с другой стороны: когда размышлять и осмысливать? Когда буду седой, старой бабулькой, вяжущей своим бесчисленным внукам носки на скамейке возле подъезда, параллельно обсуждающей новую серию очередной мыльной оперы и при этом всём думая, как я прожила жизнь, что сделала плохого, что хорошего, кто пострадал из-за меня, кому я причинила боль. Ну раз уж на то пошло, то задуматься нужно сейчас. Это не вынужденная мера, ни в коем случае. Это то, что стало мне интересно сегодня: пролистать книгу своих прожитых 18 с половиной лет, вспомнить всё, посмеяться, поплакать, пожалеть, но не вдаваясь в недра воспоминаний, а лишь слегка черпнув из этого жизненного колодца пару десятков воспоминаний буквально на пару часов. Итак, можно начать…. Период первый. Детсад + начальная школа. В этот период меня во многом обделил мой ужасный характер, детское непослушание. Я не была записана туда, куда мама спала и видела меня отдать: скрипка, у-шу, рисование, бассейн и всё в этом русле – те секции куда родители заталкивают своих детей против их воли. А я в принципе ничего не потеряла, не стремилась к этому. Музыка – однозначно не моё (медведь неплохо постарался), единоборства – ещё не поздно всё исправить, бассейн – позор на весь союз, я не умею плавать (!!!), но не беда-и эта погрешность исправима. Характер с тех пор мало изменился – всё тот же непослушный ребенок, который всё делает по-своему и на мнение отдельных людей ему глубоко наплевать. Период второй. 4ый – 9ый класс. Ах, как это всё было чудесно. Тогда были способности к иностранным языкам, аккордеон, который я вытерпела полгода, шорт-трек, из которого я ушла, так и не став звездой льда (а ребята, постарше меня, с которыми я занималась, связали с этим жизнь и привозят из зарубежных соревнований призовые места), литературные «наклонности»-стихи от зубов, сочинения на 5/5, проверка тетрадей одноклассников на предмет ошибок, бадминтон, волейбол – самый долгий период моей связи со спортом. Ровно 6 лет ему отдала, но мало чему научилась. А всё эта паршивая лень-матушка. Или просто это было «не моё»? Хотя, моё, зря я заблуждаюсь. О, Аллах, эти годы были по-своему чудесны…. Новые знакомства, первые мальчики, первая любовь. Тогда я думала, что мои друзья – самые-самые лучшие, они всегда будут рядом, помогут и выслушают. Как оказалось, я очень во всём ошибалась…. Стоило уйти из школы, как та, компанейская дружба, рассыпалась на кусочки. Наверное потому, что я захотела начать новую жизнь, без старых связей, без той наигранности со стороны лжедрузей. Потому что начала соображать, умнеть, знать больше того, что нужно.
    Впервые я начал задумываться о роли философии в жизни человека, ещё учась в школе. Тогда, читая высказывания известных мыслителей, я мечтал познакомиться с их трудами поближе. Философия казалась мне чем-то несколько выходящим за рамки обычной жизни; чем-то возвышенным; чем-то, при изучении коего можно вознестись к вершинам познания и найти себя в этом мире…
    Спустя два года я поступил в РГУ имени С.А. Есенина на отделение культурологии (что предполагает довольно широкое изучение самых различных предметов – в том числе и философии). В этот год мое мировоззрение коренным образом изменилось.
    После года изучения предмета «История культурологической мысли» я поймал себя на мысли, что я практически возненавидел философию. Если раньше она казалась мне чем-то притягательным и манящим, что сможет ответить на многие мои вопросы, то теперь я пришел к следующим выводам:
    – философия показалась мне редкостной гадостью!
    – практически ни одна из изученных мною философских концепций меня не устраивает – более того, мои взгляды прямо противоположны им!
    – большая часть усвоенного оказалась неким бредом, порожденным явно больными разумами!
    – личности философов оказались, мягко говоря, не слишком привлекательными (ни внешне, ни творчески)!
    Однако еще через несколько месяцев я понял, что мой взгляд на проблему был слишком мелок и не охватывал всех граней. Я понял, что все вышеперечисленные выводы привели меня к моему собственному пониманию философии. Все-таки само понятие философии предполагает свое собственное видение мира, не всегда (и даже далеко не всегда) пересекающееся со взглядами других людей на эти же самые проблемы.
    Сейчас я склонен рассматривать философию как один из способов ухода от реальности в некий мир, нарисованный своим собственным изображением, как один из самых действенных способов сублимации своих желаний. В моем понимании проблемы философствующий человек подобен психическому больному: гений, равно как и больной человек, мыслит нестандартно и неприемлемо для прочих людей и всего человеческого общества в целом. Большая часть философских концепций – ответ человека на некие действия, оказываемые на него обществом, либо способ ощутить себя полноценной личностью, либо попытка указать людям на их ошибки, либо способ получения физического и эстетического удовольствия, либо способ сублимации. Философия не должна быть романтическим бредом, или патологией изгоя (стремящегося восполнить так душевную простоту) – она должна быть жесткой и направленной точно на установку человеком своих жизненных приоритетов. И именно поэтому философия должна быть либо типично религиозной, либо близкой к религии, но все равно имеющей религию в своем стержне. Как человек верующий, я не могу ни принять, ни понять полностью другие варианты. Кто-то может назвать такой взгляд на вещи несколько однобоким и нежизнеспособным. Это их дело.
    Возможно, – нет, даже определенно – через какое-то время мои взгляды опять изменятся. Но ведь на то она и философия, чтобы осмысливать реальность вокруг себя и ирреальность своих мыслей? Ведь главное здесь – это то, чтобы мои взгляды, являющиеся сугубо индивидуальными, не были превратно истолкованными другими людьми, как повод к действию – как это случилось с трудами огромного числа мыслителей прежних лет.
    Таким образом, на данный момент философия сводится для меня к некоей способности самовыражения и самосознания человека через мысль – чем я, собственно говоря, и вернулся в чем-то к классическому определению философии…
    Фактически, весь смысл заключается в прямом переводе этого слова с греческого языка.
    И только.
    Без всяких заумных речей о добре и зле.
    (Ведь мы даже не пророки (1) , чтобы иметь хоть какое-то право рассуждать на эти темы).
    Но – со своими заумными мыслями. Которые надо будет сублимировать во что-либо осмысленное…

  3. В марте 2015 г. волгоградский городской портал «ВсеХорошо» и культурный центр «Новый Акрополь» в Волгограде провели конкурс на лучшее эссе на тему «Зачем философия современному человеку». Семеро победителей конкурса были награждены призами. Наш журнал счел важным поделиться на своих страницах размышлениями участников конкурса о нужности философии в современном мире.
    Наталья Максимова:
    «Первая мысль, на которой я себя поймала, была та, что надо в Интернете сначала найти точное понятие термина “философия”. Такой уж он современный человек – все перепроверяет в Интернете. Увы, перечитав множество запутанных терминов, что-то определенное так и не смогла сформулировать. Почему-то представляются либо образы античных философов, либо ночные разговоры на кухне за рюмкой коньяка. Причем разговоры эти с ноткой горечи и разочарования, чаще всего, построенные на своем жизненном опыте. В общем, для меня это наука о жизни. Непростой человеческой жизни, где больше вопросов, чем ответов, и никогда не бывает единственного правильного варианта.
    Казалось бы, в современном сумасшедшем мире вообще думать некогда. Какие там жизненные вопросы, если на работу – бегом, главными ценностями являются вечная парочка, время и деньги, а из-за бешеного ежедневного ритма не отвечаем на звонки близких людей и забываем перезванивать? И бежим мы так, бежим, но в один момент происходит словно щелчок такой, после которого мы замечаем все то, что проходило мимо нас – как постарели наши родители, как мало мы видимся с друзьями, как давно мы видели радугу, как продолжают жить наши детские мечты…
    И тогда начинает происходить самое интересное. Понимание сумасбродности этой современной жизни, размышление о своих успехах и ошибках позволяет сделать неожиданное открытие – ну, нельзя сказать, что такое хорошо, а что такое плохо. Учеба на одни пятерки не обеспечивает хорошую работу, новый знакомый может стать гораздо более хорошим другом, чем человек, с которым ты общаешься с первого класса. Все шаблоны правильной жизни на самом деле не работают! И нет универсального рецепта счастливой жизни.
    И, благодаря этому пониманию, мы наконец-таки меняемся – прерываем любое совещание ради звонка мамы, и пускай это некрасиво. Любуемся рассветом – ну и что, опоздаем на пять минут. Бухгалтерша, получившая профессию, потому что ей так родители сказали, записывается на курсы кулинарии, и неважно, что у нее уже такой большой стаж и глупо, по мнению коллег, бросать денежную работу.
    Нет черного и белого. И решать, что хорошо, а что плохо, можем только мы сами».
    Маргарита Потапова, «Человек и философия»:
    «Философия, говоря простым языком – это всего-навсего способность задавать вопросы, быть любопытным. Таким образом можно заявить, что все мы становимся в какой-то степени философами еще в детстве.
    Трехлетний ребенок задает огромное количество вопросов о том, как происходит то или иное явление, отчего в жизни случаются какие-либо события. Так он учится размышлять, познает мир. Взрослые, на мой взгляд, в этом плане не слишком отличаются от детей – философия нужна им, чтобы выяснять что-то новое, развиваться, продвигаться вперед и находить новые решения.
    То, что философские вопросы в большинстве случаев не имеют ответов – не проблема. Сам ответ не важен. Важен его поиск. Именно эта способность вопрошать делает человека человеком, помогает оставаться адекватным в этом мире.
    В современном мире умение размышлять над глобальными проблемами крайне важно для каждого. Поиск нестандартных решений, умение обнаружить новое на «старом» месте, способность посмотреть на ту или иную ситуацию со стороны и прийти к какому-либо выводу – это позволяет каждому из нас шагать вперед самим, эффективно взаимодействовать с другими и развивать все общество».
    Тимур Перепелкин:
    “Я знаю, что ничего не знаю” Сократ
    «Философия по определению большинства ученых-философов является инструментом познания мира. Но так можно сказать и о других науках. Например биологии или физики. Биология изучает живые микроорганизмы, их взаимодействия внутри себя и с себе подобными. Физика же освещает вопросы естествознания и в первую очередь отвечает на вопрос: “Как это устроено?”. Эти науки также являются инструментом познания мира, но по моему скромному мнению сами они лишь составляющии философии. Ибо философия ставит перед собой цели недосягаемые для обычного, бытового мышления.
    Приведем пример. Древний человек обьяснял природные явления своей фантазией, так как не имел достаточного опыта и уровня интеллекта чтобы использовать научный подход. Но он задался вопросом! Почему бьет молния?
    Со временем, установив причинно следственные связи и проделав огромную научную работу уже не человек, но человечество смогло обьяснить, в первую очередь себе, почему бьет молния. И хотя чем больше человечество познавало, тем больше философских вопросов вновь вставало перед ним. Устройство вселенной, реальность надмировых сущностей. Все эти вопросы, относящиеся к категории философских, запускали двигатели познания. Толкая человечество вперед к неизведонному.
    В современном мире, в его многообразии информации и, к сожалению, дезинформации, философия необходима как тренажер критического мышления. Изучая эту науку, человек учится смотреть на вещи не с одной стороны, а с двух, трех и более. Давая предмету или ситуации многогранное, подробное описание. Сумев воспитать в себе подобный способ познания окружающего мира, человек, как часть общества, дает ему шанс ответить на очередной философский вопрос. Которых, как я уже говорил, еще много и будет намного больше».
    Юлия Пахомова:
    «Для кого-то течение времени оказывается крайне скоротечным, для кого-то его оказывается слишком много, но оно идет, никого не щадя.
    Но даже на этот факт можно взглянуть под другим углом, и в этом нам поможет философия.
    Говорят что время, оно остается, оно всегда есть. Это мы, человеческие создания, приходим на эту планету, чтобы прожить выделенный нам отрезок, после чего также неизбежно испаряемся. Все это философские суждения.
    Философия дает нам возможность взглянуть на вещи, которые не преподаются в школе, скрытые от общего обозрения и на те, о которых задумываются единицы. Предположим, какая еще наука изучает добро и зло?
    Ведь это крайне относительные понятия. Еще в раннем детстве нам даются определенные установки и стереотипы, которые можно изменить только посредством их глубокого переосмысления. День сменяет ночь, весна сменяет зиму, огонь и вода очень разные, они могут выступить как источником созидания, так и разрушения – ничто ни есть «плохо или хорошо», на самом деле. Все это не более чем призма нашего восприятия.
    Благодаря философии, частичка которой в современном мире, присутствует практически в каждой науке, мы можем построить своё собственное мировоззрение, отличное от других. Все это поможет нам, прожить иную жизнь, не идя следом за большинством, а выбирая свой собственный путь.
    Такие люди выбиваются из большинства и предлагают человечеству новый взгляд на мир. Из позже и называют философами, разглядев долю истины в их словах.
    Также философия предлагает из большинства вариантов обратить внимание именно на тот, который будет вам ближе к сердцу и осветит ваш жизненный путь вдохновением».
    Юрий Чернов:
    «Задать правильный вопрос – еще полдела, важно найти на него правильный ответ. Но что есть правильный ответ? Всегда есть контексты, рамки, категории, в масштабе которых нельзя понять абсолютную истинность того или иного суждения. Философия для современного человека, это скорее возможность уметь правильно расставить необходимые акценты в повседневной жизни, чем размышления о насущном. Это может показаться изначально мелким и неправильно интерпретированным к такому широкому понятию, но для личности скорее необходимо правильно мыслить в рамках определенного набора факторов, чем развивать ее во вне себя.
    Философия для современного человека это скорее плацдарм категорий, определений и понятий, которые он использует в самопознании себя и самоосознании себя. Мораль философии как науки позволяет правильно поставить вопрос, который должен в общем итоге привести ответ от общего к частному. Понять себя. Ведь в понимании себя рождается то, что мы можем назвать абсолютной истиной. Истиной которая будет применима именно к нам, как к индивидам.
    Попытками мыслить внутрь себя мы можем дать объяснения тому, что находится вокруг нас, ведь каждая мелочь, которая крутится вокруг нашего духовного мира – есть материальный мир, который мы воспринимаем через призму духовности. И не важно, атеист ты или верующий, важно, то что те категории, которые в руках человека становятся инструментами для исследования себя, в конечном итоге дают ответы на вопросы о глобальных вещах.
    Ведь всего лишь стоит задать себе вопрос “Кто есть я?”, и можно пуститься в рассуждения о предназначении себя в этом мире, перевести поток мыслей во всеобщее русло человечества, и в итоге выйти на формирование рассуждения о том, для чего мы здесь, как это делали не раз многие писатели фантасты, такие, как братья Стругацкие, например.
    Философия является для современного человека инструментом познания мира через самого себя, возможностью заглянуть через себя во вселенную и искать ответы на вопросы внешнего мира, развивая себя изнутри.
    Мы учимся быть большим чем просто “Я”. Философия нас ведет от себялюбивого “Я” к открытому для всех “Мы”».
    Екатерина Соколова:
    «Думаю, современному человеку нужны Знания. И Академические – точные науки и Гуманитарные и Философические и Древние! Нужны Знания о Сказания, Мифах разных народов – для чего? Да что бы Гордо носить Звание “Человек РАЗУМНЫЙ”. Так как, по моему мнению, сейчас, когда ОГРОМНОЕ количество информации, я бы сказала, человек в целом – достаточно ОГРАНИЧЕН! Ограничен однообразным, узкопрофильным, и порою, очень не красивым мусором. Философия позволяет понять МИРоЗДАНИЕ, Истинную суть, а размышления развивают МОЗГИ 🙂 и воображение! И это и правда интересно!!!».
    Анна Гуськова:
    «Уже около 12 ночи. Мы с Костей мчимся по первой продольной в его новой машине. Костя – модель. Участвует в конкурсах красоты для мужчин, выигрывает творческие соревнования, он молод и привлекателен. Любимое движение – проводить пальцами по идеально причесанной шевелюре. «И зачем тебе вся эта чушь?», – спрашиваю я после рассказов о клубах, девочках гоу-гоу и фотосъемках. «Один раз живем. Философия у меня такая: меньше думай – больше делай». Замолчав, взглядывает на свое отражение в зеркале.
    Застиранный, выцветший свитерок, неухоженные руки, вечно сутулая спина и усталый тяжелый взгляд. «Гуськова, напиши на доске: «Все люди смертны, а Сократ – человек». Мне стыдно, я не слушаю Светлану Аркадьевну – нашего преподавателя по философии, но и слушать ее не могу. Философские истины в ее исполнении звучат как-то плоско и скучно. «Сократ смертен», – заключаю я, оглядываясь на нее. Та медленно вырисовывает в журнале оценку.
    В баре темно, только сцена освещена очень ярко. Сегодня здесь мастер-класс от шеф-повара, а пока публику развлекают двое ведущих. Наконец появляется Алексей. «Сегодня приготовим салат из морепродуктов, фетучини с овощами и каре ягненка», – спокойно говорит он. Мне нравится его хвостик. Он темноволос, высок и выглядит взрослым на фоне заливающихся ведущих. «Знаете, как мы его зовем на кухне?», – скаля белые зубы, обращается к публике первый. «Философ! – кричит второй. – У Леши на все есть умный ответ». «А иногда заумный!..». Философ тем временем нарезает листья салата.
    В каждой жизни звучит своя философия. Ее только услышать, только поймать, не дать ускользнуть. А заглянешь в себя – откроешь такие глубины, что закачаешься, как над пропастью. Кажется, будто сегодня философия – это не модно. Фундаментализм заменили книгами успеха и тренингами уверенности. Но мудрая философия, чем бы мы ее не называли, просачивается в комнату бунтующего подростка, подсаживается в баре к уставшему работнику, вступает басами в наушниках хипстера. Философия – это плато в будничных равнинах. И кем бы ни были, когда бы ни жили, мы чувствуем рядом это вечное и необъяснимое Нечто».
    Константин Шивцов:
    «По сути необходимо дать определение философии, столь обширному понятию. Философия — это… Философия — это… Поразмыслив, оказывается это не так-то просто. Это скорее инструмент, один из способов познания окружающего нас мира и взаимодействия с ним. Философия сильно отличается от менталитета и разных групп общества. Человеку часто важны логические выкладки или, что-то на них похожее, для возможности действовать, или даже для индульгенции. Она бесспорно важна, но, как и любой инструмент проявляться двояко, и может служить способом манипуляции. Философия, неотъемлемая часть сознания. В процессе становления личности она подбирается человеком под его качества, а после начинает их развивать. Где нужно даёт свободу, местами включает тормоза, или сглаживает неровности. Не стоит её недооценивать, у человека времени мало совсем, а философия даёт вектор развития, не только индивиду, но и обществу в целом. Словом, необходимо жить, радоваться и искать своё счастье, а философия поможет нам в этом».
    Тихон Спирин:
    «Жизнь современного человека определяют шаблоны, навязанные из вне: как правильно жить, что за чем идёт, чем престижно заниматься, а к чему не стоит и притрагиваться, когда стоит создавать семью и т.д. Получается, жизнь прописана за нас, и мы лишь, не задумываясь, следуем чьему-то плану. Не задумываясь – вот главная проблема современного общества – люди перестали думать, перестали рассуждать и смотреть на свою жизнь как-то иначе, чем другие, легче же жить, когда за нас думает кто-то.
    А что же делает философия? Она заставляет думать, заставляет рассуждать и осознавать, что происходит вокруг нас. Рефлексия становится более глубокой, и свои поступки ты анализируешь уже немного иначе, понимая, что раньше ты вовсе и не думал, когда смотрел на своё взаимодействие с этим миром, социумом.
    Бешенный ритм повседневности, жизнь летит всё быстрее и быстрее: родился, садик, школа, университет, работа, карьера, семья, дети, работа, старость, внуки, смерть. Кажется, я ничего не забыл, вы поправьте, если сможете, где я ошибся в вашем идеальном бытие? Вот она – проблема современного человека: следование плану, созданного не им, а кем-то там, кем-то, кто знает лучше. Занятия философией, вот что заставляет человека остановиться в этом потоке и посмотреть, что же происходит. Он отходит от бегущей толпы в сторону и взирает на происходящее со стороны. Человек начинает думать, и это ему помогает обходить других: толпа бежит по намеченному пути, а философ дойдёт до той точки, куда они прибудут через год, за месяц, отчего? Всё от того, что он видит множество путей достижения той или иной цели и выберет кротчайший для себя, потому что не имеет право растрачивать время и жить по чужому шаблону.
    Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский сказал: “Жизнь задыхается без цели”, так и всем нам необходимо найти жизнь в чём то большем, чем просто шаблонное существование, вот зачем современному человеку нужна философия».
    Ирина Князева:
    «Для меня философия как наука начинается там, где заканчивается вера в Бога. Если человек верит в Бога – он ищет ответы на главные вопросы Бытия в религиозной литературе, к какой бы конфессии он не принадлежал. Даже если человек ещё не нашёл своей религии, но в нём есть эта вера, он никогда не будет искать для себя истины в рассуждениях людей о материях и идеях.
    Но в наши дни, когда вера в Бога стала играть очень маленькую роль в жизни людей, когда зачастую душевные искания и переживания подменяются ритуалами, философия становится актуальной как никогда. Когда в человеке засыпает вера в Творца, пропадает глубина жизни. Люди словно плавают по поверхности, но они чувствуют в уголках своих сердец, что они что-то упускают. И тогда философия может стать проводником и спасителем.
    Жаль лишь, что не каждый преподаватель философии способен донести до аудиторию весь интерес этой науки. Зачастую изучение этого предмета в рамках курсы в ВУЗе наоборот отбивает у людей всякий интерес к этому предмету. Нужно выучить кучу каких-то теорий, с именами, датами. А между тем, на мой взгляд, философия носит более чем прикладной характер. Ведь философия жизни есть у каждого человека, вопрос лишь в том, на какие идеи опирается эта философия. И если бы философию не ставили на пьедестал, и не возводили в ранг супер возвышенной науки, а объясняли её приземлённость и важность для каждого думающего человека, возможно люди смогли бы стать немного счастливее. Потому что думающий человек ищет счастье, в первую очередь, в самом себе, и легче различает что есть цель, а что может быть только средством».
    Ольга Забарина:
    «Зачем современному человеку философия? Зачем философия мне? Чтобы задавать вопросы и искать на них ответы. Чтобы оставаться человеком мыслящим.
    Вопросов без ответов у меня много. Но чаще других задаю себе один, для меня наиболее важный: для чего человеку дарована жизнь и почему лишь на некоторое время? Ведь не ради же академических успехов, достижения каких-либо благ, определенного статуса в обществе. Конечность самой жизни в итоге лишает все это смысла. Познание истины? Сомневаюсь. Познать истину и умереть с этим знанием? Нелогично. Служение Богу, воспевание его величия? Бог самодостаточен, не тщеславен и не нуждается в подтверждении своего величия. Так для чего человеку дан этот недолгий промежуток времени?
    В моей жизни был период, когда я перестала задаваться подобными вопросами. На них не оставалось времени и сил. Жизнь ограничилась самым, как казалось, необходимым: едой, сном и работой. И появилась неудовлетворенность, появилось ощущение, что я не живу, а время, отпущенное мне уходит.
    У меня нет однозначных ответов на мои вопросы, но пока они меня волнуют, пока я задаю их себе, я ищу, я пытаюсь что-то менять в своей жизни. Пока я мыслю, я живу».
    Сара Вериго (псевдоним):
    «Много мыслей в моей голове, но увы:
    Если выскажу их – не сносить головы!
    Только эта бумага достойна доверия…
    …Я познание сделал своим ремеслом…
    (Омар Хайям)
    Вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое Человек?», которые являются наиболее распространенными и известными каждому человеку, можно назвать истинно философскими. Стоит заметить, что каждый человек хотя бы изредка задается подобными вопросами.
    Но что есть философия? Хоть и много людей называют ее наукой, но сами философы утверждают, что это мировоззрение. Она не едина – можно выделить, например, этику, эстетику, философию кино. В свое время от философии отделились другие науки – биология, физика, психология. Но ответ на вопрос «Что такое философия?» – не дан до сих пор.
    «Философия» в переводе с греческого языка означает «Любовь к мудрости». Значит, философия – это в первую очередь попытки познать себя и мир вокруг, мудро рассуждая, сопоставляя факты, опираясь на размышления наставников и предшественников, выслушивая мнение более умудренных товарищей, но многие из философов, например, Платон и Аристотель, ставят превыше всего вопросы о смысле жизни, месте человека в ней и его предназначении, о природе наших поступков и действий, о развитии общества и личности.
    Разное развитие интеллекта, технологий, иные нравы и правила. Каждое поколение задает свои вопросы, ответы которых важны для него. Поэтому и философия – это не что-то определенное, загнанное в оковы, а нечто, не имеющее ни пределов, ни рамок. Каждый век, каждое десятилетие она плавно меняется, изменения почти незаметны, невидимы нашему глазу, и только спустя время люди осознают, насколько различаются эпохи, человек и смысл его жизни.
    Все мы исключительны и неповторимы, и наши вопросы так же уникальны, как и мы сами: наши мысли, и цели, и способы их достижений. Потому и философия у каждого своя. Скажем так: каждый из нас имеет свою собственную, очень важную для себя, чтобы понять самих себя, философию жизни.
    «Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни», – философствовал века назад Сократ, а его слова до сих пор на устах. Что такое смысл жизни?
    Смысл жизни – это мечта, родившаяся еще в детстве. Смысл жизни – это цель, которая появилась еще в юности. Смысл жизни – это задача, что будет выполнена любой ценой.
    Согласившись с этим, человек продолжит список. Или, отрицая это, расскажет о своем понимании. У каждого человека смысл в жизни разный.
    Я не знаю, чем является смысл моей жизни – я еще лишь на пути познания его. Но уже сейчас я могу уверенно назвать самое дорогое для себя, выделить исходя из этого свои ориентиры. В моем понимании главным для человека являются семья, верность ей и принципам, честь, вера. Поэтому своими ориентирами я назову желание отстоять важное и поступки по совести. Для меня совесть – это чувство, которое всегда справедливо «оценивает» мои поступки. Благодаря этому, я могу прийти к наиболее верному решению – так, чтобы быть уверенной в том, что каждый получил то, что заслужил или найден компромисс.
    Что такое ориентир? Строго говоря, это – основная цель приложения усилий, предмет, по которому определяешь курс движения. Эти значения точно описывают значение этого слова во всех смыслах. Ориентир в жизни очень важен, ибо без него человек не живет, а существует; у животных ориентиры тоже имеются, но они не так разнообразны, как наши. Ориентиром жизни можно назвать и цель школьника поступить в колледж, и план восхождения по карьерной лестнице курьера. Это ведь должно быть не то, что практически невозможно выполнить, а то, к чему можно стремиться со всеми силами и усилиями – и достичь. Каков смысл в цели, если она будет удаляться раз за разом, если все усилия и всё сделанное пойдет прахом просто потому, что человеку не достаточно уже имеющегося, и он желает получить почти звезду с неба.
    Чем руководствоваться людям в жизни, создавая из нее самое настоящее искусство, как советовал Сократ? Быть может, жить следует по законам, не нарушая их – ни земных, ни небесных, и не тратить время на хаос и глупые сумасшедшие выходки, не несущие пользы. Конечно, кто-то не согласится с этим: так как жизнь у нас одна, то зачем в ней строгий распорядок, какой смысл в «жизни по расписанию», если можно получать все радости и быть счастливым? На человека в первую очередь влияет семья – именно она закладывает в него уважение к традициям и обычаям, бережливость к тому, что имеешь, любовь к миру, благодарность Богу за удачи и счастливые моменты. Нескончаемый труд поиска – именно он поможет нам познать себя и душу, желание познать смысл жизни и «деятельность своей души» даст возможность соприкоснуться с Небесами. Может, Сократ и не помышлял о возвышенном, но неужели можно понять наш мир, не чувствуя, не ощущая поддержки его Создателя, которую стараешься найти, веря в нее в самой глубине души, даже если утверждаешь обратное?
    Однажды знаменитый философ Сократ заметил, что «жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо, и мы должны желать его». Это высказывание наталкивает на мысль: «Как же можно считать тело злом и ложью, самому себе желать смерти?». Я думаю, многие люди любят преувеличивать, утрировать – и великие далеко не исключение. «…Уничтожение этой жизни тела есть благо…» – что этим желал сказать Сократ? Конечно, мы никогда не узнаем, чье из наших суждений верно, пока не создадим машину времени, но никто не мешает нам рассуждать и дискутировать на эту тему. Я позволю себе попытку поделиться своими мыслями о словах людей, что посвятили всю жизнь философии.
    Тело – оно бренно и грешно, оно собирает в себя всю грязь бытия, и очищается от нее после смерти в самой земле. Земному телу не место там, за гранью жизни, потому мудрецы всех времен твердят в один голос: бессмертие не нужно человеку. Бессмертие и вечность – звучит заманчиво и соблазнительно, не так ли? Но это нарушит такое твердое и одновременно хрупкое равновесие добра и зла, жизни и смерти. Осознание вечной жизни изменит до неузнаваемости, как и одержимость найти источник ее. Само слово «человек» дает нам понять – жизнь наша длится век, и срок этот либо удлинит, либо укротит, сам Господь. Попытки увеличить срок собственными усилиями тщетны, но нескончаемы, ибо глупость людская не иссякает.
    Мы приходим в этот мир и уходим из него по своему желанию.
    От страха смерти я, поверьте мне, далек:
    Страшнее жизни что приготовил мне рок?
    Я душу получил на подержанье только
    И возвращу ее, когда наступит срок.
    (Омар Хаяйм)
    Философия многогранна, размышления о философии могут лишь прерваться, ибо у них нет конца. «Месяца месяцами сменялись до нас, мудрецы мудрецами сменялись до нас»; чтобы стать мудрецом необходимо пройти жизненный путь».

  4. Обещала – выложила. Эссе в рамках курса Философии
    Что такое философия? Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира, – гласит нам русская википедия. Получается, что это наука? Да, в школе бы меня такое определение вполне устроило. Но на втором курсе университета я ознакомилась с работой Мартина Хайдеггера, немецкого философа, которая заставила меня задуматься: а не является ли вопрос «Что такое философия?» – философским.
    Люди разного времени, национальности и сфер деятельности пытались дать определение этому явлению – философия. Платон, например, считал, что философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил. Он считал, что Бог не философ, он не философствует, он просто знает. Мы, в отличии от него, не знаем. Поэтому и запускается этот таинственный процесс – философствование.
    Философствование. Что же это за процесс такой? Снова обратимся мудрецам, на этот раз к немецкому философу Иммануилу Канту. Он считал, что философствование – это выход человека из состояния духовного несовершеннолетия, то есть тот момент, когда человек начинает жить своим умом. То есть философия – это своеобразное просвещение, а философ – человек, который мыслит самостоятельно, способный распоряжаться своей жизнью и несущий ответственность за свой выбор. Получается, если человек психологически зрелый, то человек философствует. Но зачем он это делает?
    Человек обращается к философии за знанием. Ища истину, человек начинает философствовать. Будь то это моральная, нравственная сторона или вопрос о создании мира – путь начинается с философии. Например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.
    Но путь этот у каждой личности свой. Ведь каждый духовно зрелый человек – личность, с собственной индивидуальностью. И каждый человек, философствуя, формирует свое, индивидуальное мировоззрение, основанное на личной системе ценностей, иначе говоря, на представлениях о “благе” – о том, что для человека “хорошо” или “полезно”, к чему он “должен” стремиться. Иначе говоря, свою собственную философию.
    Получается, единой философии нет. Мировоззрений ровно столько, сколько личностей было и есть в этом мире. И именно столько понятий и определений философии существует. Ведь каждый трактует ее по-своему. Такое мнение есть и у меня.
    Так что такое философия в моем понимании. Однозначного ответа я дать не могу, определение философии зависит скорее от контекста.
    Например, философия в рамках университета, как дисциплина, – это все же наука. Точнее мы изучаем лишь только один раздел философии – метафизика. Он исследует первоначальную природу реальности, мира и бытия. То есть объект изучения присутствует. Мы изучаем вполне конкретные понятия, знакомимся с новым языком, узнаем новые факты, анализируем. Чем не наука?
    Но вот в реальности такое определение оказывается очень узким и поверхностным. Это происходит хотя бы потому, что нет одного общего философского стандарта, ибо сколько личностей – столько философий. Что же тогда есть философия в реальности? Как и у большинства людей, у меня возникает ассоциация со словом «мировоззрение». И наверное, это одно из самых понятных и точных определений философии. Ведь если подумать, из чего состоит философия? Из взглядов, мнений, принципов. Они определяют наше виденье, нашу картину мира. С помощью мировоззрения человек может найти свое место в мире. В конечном счете, мировоззрение создает жизненный путь человека, придает его жизни осмысленность и целенаправленность.
    Но, опять же, не любое мировоззрение – философское. Все же, с какой стороны не посмотри, а философия – нечто рациональное, основанное на каких-либо принципах, например, на банальной логике, отличное от иррационального, то есть от сверхъестественного. Именно рациональное суждение отличает философское мировоззрение от мифологического и религиозного. Ярким примером является философия религий. С одной стороны, она основана на сверхъестественном. Но, она не вытекает из религии, она ее изучает, анализирует как часть духовного мира человека. То есть философия даже иррациональное может превратить в нечто рациональное.
    Получается, главное в философии – способность умозаключать и рассуждать, а так же совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Рассуждая, человек порождает свободу ума, которая ведет к свободе личности. Живя в соответствии со своими мыслями, человек берет ответственность. Философствуя, человек становится личностью. Если человек не философствует, он удобен для других. Он живет под указания других, по чужим навязанным ценностям. Особенно это хорошо для властей и государства, ибо управлять едино мыслящими массами с одинаковыми ценностями легко, им просто угодить. Но в итоге, государство развивается однобоко.
    Поэтому, для меня философия – это инструмент формирования личности. Философствование наделяет человека мудростью, которая является одной из высших добродетелей. И именно она сеет остальные добродетели, такие как мужество, справедливость, умеренность, доброта, скромность. Продолжать можно бесконечно. И, если придерживаться мнению Аристотеля, именно добродетели делают человека счастливым.
    Философия – это мудрый путь к счастью. Он долгий и тернистый и пролегает где-то в глубинах человеческой души. Универсального рецепта счастья не существует, иначе мудрецы давно бы его вычислили. Но философствуя, каждый найдет свой секрет.
    Ваша Юлия

  5. ЭССЕ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ
    Философия и смысл жизни
    Работа студентки группы 3-ПРО
    Человеческая жизнь наполнена смыслом, осмыслена. Это, среди прочего означает, что человек доволен ею, рад, счастлив тем, как живёт, испытывает благоговение во всех многообразных значениях этого слова. Он сознает свою сопричастность истине, добру, излучает жизнеутверждающую энергию, волю и т.д. Будучи не упорядоченной, хаотичной, не подчинённой известной цели, не устремлённой вверх, больше, не пронизанной волей к бессмертию, — такая бессмысленная жизнь лишена «ветрила» и «руля». В душе, делах так живущего человека царит запустение. Не имея смысла, он бездеятелен, ничего не желает, прозябает, подобно растению. Утратившего смысл человека ждёт деградация, духовный и физический развал, он теряет пригодность и способность к чему бы то ни было человеческому.
    Вряд ли кого из людей устроит подобная участь. Любой нормальный человек хочет жить. Ему жизнь нужна в полноте: активная, творческая, целеустремлённая. Вопрос лишь в том, какова она: как нужна, как прожить, какого рода значимостями, устремлениями её пронизать. А озадачиваясь, захваченный данными вопросами, человек непременно осмысливает себя и жизнь свою.
    Поскольку, далее, ему не обойтись без, находимых и реализуемых жизненных смыслов, последние имеются у людей, порой, даже без их ведома, как бы «естественным» образом, само собой. Но обычно же, — особенно это касается личности, экзистенции, человеческого бытия, — смыслы обретаются напряжёнными исканиями, в серьёзных (иной раз до мучительности) трудах. До них доходят борьбой, страдательным опытом человекостроительства…
    Итак, жизни, никак не осмысленной, ежели речь идёт о людях, полнокровно живущих, не существует. Вопрос лишь в том, насколько полно она осмыслена: насколько смысл значим, куда влечёт, как организует человека, каковы те последствия, которые возникнут по реализации данного смысла.
    Уже само выражение «смысл жизни» при внимательном своём рассмотрении предполагает известную рефлексию. Действительно. Почему о смыслежизни нужно вести разговор, а не о смысле существования? Что есть «жизнь» тогда? Одно и то же ли жизнь человека и жизнь какого-либо животного, вообще, биологического существа, что бы оно из себя ни представляло? Может, с другой стороны, понятие «жизнь» следует отнести и к любому другому сущему, скажем, физическому, химическому?.. Между тем, живёт не только отдельно взятое сущее, например, отдельный человек. Живёт также (и смыслами располагает) общество. Какой смысл, значение тогда следует вкладывать в понятие «жизнь» применительно к каждому из данных феноменов, предметов?…
    Ясно, что в каждом конкретном случае понятие данное будет выступать в различных ракурсах, аспектах. Одно дело, скажем, вести речь о жизни касательно биологической материи. Причём, — и тут нужно видеть дифференциацию в зависимости от уровня, форм организации последней. Другое дело, когда речь идёт о психологическом, социальном проявлении жизни. Больше, — о проявлении, коль скоро налицо жизнь экзистенции, жизнь человеческого бытия. Видимо, в последнем случае термины «существование» и «жизнь» будут во многом совпадать.
    Вместе с тем, сам термин «смысл» тоже далеко не однозначен. Часто его используют в плане какого-то значения, нагрузки, известного ракурса, направления выказывания, присутствия, которые осмысливаемый предмет, понятие несёт, существует. Очевидно тогда: предметы, понятия могут обладать весьма различными смыслами. Отсюда, например, говорят, что в одном смысле данный предмет есть то-то и то-то, а в другом, третьем смысле — нечто другое.
    В принципе, Выше был дан ответ на данную постановку вопроса. Повторимся здесь: жить осмысленно, воплощать серьёзные (тем более достойные, значимые) смыслы, вообще, жить, руководствуясь высокой созидательной идеей, — не нечто, подобное «манне с небес». Это большое и экзистенциальное напряжение, захватывающее силы и существо человека сполна. Это предельно сложная участь-задача, повседневный и неустанный труд. Верно, зачастую он оказывается неблагодарным, крайне изнурительным, невыносимым. От человека, живущего так осмысленно, требуется концентрация сил, энергии. Он излучает волю и решимость, собранность. Нужны качества личности и экзистенции. Далеко не каждый из людей этим располагает. Потому, действительно, прежде чем пуститься в осмысление жизни (а оно призвано быть само осмысленным) по большому счёту, прежде чем решать вопрос (выбирать) «быть или не быть», человеку предстоит, весьма основательно подсобравшись, призадуматься: как быть, оставить ли все, как есть (ничего не делать)? Идти ли по линии бытия? Хватит ли тогда сил и способностей, выдержит ли он, готов ли, стоит ли, вообще, начинать выбор?.. В таком ключе постановка вопроса о смысле жизни, несомненно, чрезвычайно значима, и, уж конечно, затмевает многие другие философские вопросы. Правда, отсюда вовсе не следует сказанное авторами приведённой фразы, что смысл жизни заключает в себе «убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить». До такого убеждения надо ещё дойти. И дойти, — как представляется, отнюдь не на путях (сомнения), предлагаемых Камю и его приверженцами. К тому же, коль скоро речь заходит об «убеждении», то там и вопросов никаких нет. Нет проблем (по крайней мере, там, где мы убеждены), над которыми «убеждённо» приходится ломать Голову. Убеждение и проблема — вещи, несовместимые. Убеждённый человек — уже определившийся, выбравший (осмысливший) свой путь.
    С другой стороны, верно и то, что человек не просто поставлен перед дилеммой выбора («быть или не быть»). Он призван выбирать, и выбирать бытие (насколько осознанно, решительно, далекоидуще, последовательно, глубоко и адекватно, — это другой вопрос). Иначе, не осуществив выбор бытия, он убегает от самого себя, выбирает небытие. Он становится на путь деградации, самоубийства, причём, — понимает это или нет. Правда, поскольку речь идёт о философской проблеме, о выборе осознанном, человек, все же, должен бы сознавать, что для него значит отказ от осмысления в направлении бытия или же небытия своей жизни. Вопрос, стало быть, не в том, чтобы решать «Быть или не быть», а в том, КАК БЫТЬ, КАК НЕ ВПАСТЬ В НЕБЫТИЕ, каким образом торить путь с бытием, не отпадая от него. Следовательно, — сопричастно вечности, мудрости, Богу.
    А такое сопричастное творчество бытию возможно лишь на путях диалектико-материалистического осмысления жизни, когда человек беспрестанно возвышает себя, преодолевает достигнутое, живёт всеобъемлющими и высшими мерами. И, как было сказано, — чем выше меры (идеалы, цели, устремления) его бытия, чем выше горизонт человеческой самореализации, — тем подлинней и человечней он живёт, служит, тем полней его жизнь вмещает бытие. И — очевидней его бессмертие.
    Сказанное, разумеется, не означает, что нет людей, по тем либо иным соображениям, влекущихся к небытию, нежели к бытию, для коих, иной раз, небытие предпочтительней бытия. Но не об этом у нас речь. Во всяком случае, и для данного рода людей жизнь остаётся осмысленной, а не лишённой смысла. Если для них небытие — куда большее «бытие», чем бытие, то об этом многое можно сказать, не отменяя, однако, факта, что их жизнь наполнена смыслом.

  6. Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим
    Данная тема, на мой взгляд, является очень интересной и актуальной, потому что ежедневно мы встречаемся с различными философскими проблемами, тезисами, дилеммами. Подчас нам приходится принимать определенные решения и делать выбор, который не всегда так прост. Каждый день нас окружают люди со своей системой мировоззрения, со своими представлениями о морали и нравственности, категориями ценностей. Человек является по своей сути существом разумным, социальным, а значит коммуникабельным. В процессе общения сталкиваются различные точки зрения, идет обмен представлениями о мире, бытии и вещах нас окружающих. Активно затрагиваются в повседневной жизни представления о чувстве разуме и эмоциях. Мы не всегда обращаем внимание, как это происходит, для нас это стало нормой жизни. Однако если смотреть глубже и задуматься о смысле того что нас окружает можно увидеть четкие философские концепции которые активно действуют. Можно увидеть работу тезисов сформированных многие тысячелетия назад, которые остаются актуальными до сих пор.
    Если мы говорим о современном мире то мне в первую очередь приходит цитата Сэмюэля Батлера английского философа, писателя, художника, переводчика, один из классиков Викторианской литературы: «Жизнь – это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств».
    В современном люди очень заняты получением выгоды. Они занимаются этим ежедневно, и ежечасно. Человек старается использовать любую возможность, чтобы получить определенную выгоду. Люди стремятся работать, что-либо предпринимать для получения дополнительной выгоды. Некоторые даже забывают о нормах морали и нравственности и нарушают их, лишь бы не упустить свой шанс. Однако смысл этого высказывания, на мой взгляд, в другом. Сэмюэль Батлер призывает нас учиться видеть хорошее и яркое в простых вещах. В постоянной суете человек может забыть обо всем. Он перестает замечать жизнь вокруг. А значит, перестает чувствовать. Если вспомнить высказывание В.Г. Белинского, которое многие рассматривают в философском аспекте «Жить значит – чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь – смерть». Если человек перестает чувствовать, значит, перестает жить.
    Актуальной проблемой в современном мире является отсутствие, каких-то целей у людей помимо тех, которые основаны на инстинктах: найти пищу, сон, кров, пару. Раньше для описания потребностей человека служила пирамида Маслоу. На современном этапе она, на мой взгляд, уже не является актуальной применительно ко всем людям, потому что у большинства в жизни просто не осталось целей. Им уже не важны высшие ступени пирамиды. Им уже не нужен успех и саморазвитие. Зачастую все намного проще и меркантильнее. В людях уходит глубина чувств, мораль становится приземленной, цели сводятся к получению денег и благ которые на них можно приобрести. Это приводит к тому, что у людей пропадает желание активно жить. Например, сотрудники офисов и многих компаний, которые проводят по 8-12 часов на своем рабочем месте, в своём бокс-офисе, и не видят толком ни, коллег ни того что за окном просто теряют смысл жизни.
    Они становятся равнодушной массой в обществе, которой нет дела до каких-то моральных норм и ценностей, им нет дела до окружающих их людей. Ещё Иоганн Вольфганг Гёте высказывался по этому поводу следующим образом «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Именно этого и нет у многих людей в современном обществе – Цели. Они становятся пассивными наблюдателями жизни, в то время как должны быть активными её участниками.
    Ещё одной наиболее актуальной в современной жизни философской проблемой является огромное обилие информации, которое человек получает непосредственно из СМИ теле-радио эфиров и передач. Эта проблема повседневной жизни является именно философского характера, о чем многие не могут даже догадаться. Несколько тысяч лет назад Гераклит изрек: «Многознайство уму не научит». Прошло множество столетий, но как актуально это высказывание по сей день! Обилие информации делает людей беспомощными, потому что сами они просто перестают думать. Зачем если на любой вопрос ты можешь найти ответ, совет, или рекомендацию где то в источниках информации? Люди становятся зависимыми от СМИ и это, в существенной степени, меняет их жизнь. Вместо того, чтобы самим думать строить новую жизнь, мечтать, они начинают жить по шаблону, теряют уникальность. мировоззрение цель бытие истина
    Жизнь напрямую связана с философией, это нужно просто принять как истину. Примеры, которые приведены в данном эссе, являются тому прямым подтверждением. Таких примеров можно приводить ещё великое множество. Философы всех эпох и стран всегда обращали внимание на все аспекты человеческой жизни. Они говорили о бытии, разуме, чувствах, любви, морали, ценностях потому что всё это являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они пытались объяснить логику и поведение людей, донести до них простую мудрость которую они понимали сами. Нужно всего лишь уметь чувствовать, и понимать и тогда можно будет увидеть все, о чем говорили нам древние мудрецы. Все это актуально и сегодня. Изменилось множество вещей, мир стал более развит, научно-технический прогресс, СМИ, и многое другое на первый взгляд облегчили жизнь людям, но с другой стороны они лишили человека многих природных чувств и целей которые так важны каждому для его собственного развития.
    Стоит принять во внимание философскую мудрость понять её, и мир вокруг поменяется, когда человек научится видеть не только то, что привносится извне, но и когда он начнет понимать сам себя, чувствовать и думать по-своему. Человек это должно звучать гордо. Человек должен учиться и оставлять после себя культуру и мораль именно так он сформирует достойное будущее другим поколениям. «Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» – слова, которые были произнесены Георгом Лихтенбергом, выдающимся немецким философом, ученым и публицистом. Я считаю именно этими словами и стоит закончить данное эссе, потому что они, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают все то, к чему должен стремиться каждый человек в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *