Сочинение на тему фольклор сокровищница народной мудрости

12 вариантов

  1. Устное народное творчество представляет собой огромную культурно-литературную сокровищницу украинского языка. На мой взгляд, это ценное достояние, без которого был бы невозможным полноценное развитие и становление современной литературы. Если бы кто-то усомнился в самобытности украинской культуры (а такие люди есть), то лучшим аргументом была бы украинское народное творчество. Наши предки, создавая поговорки и пословицы, имели цель – описать все явления, которые с ними происходили и передать приобретенный опыт своим потомкам. Они жили в гармонии с природой. Провожая зиму и встречая весну, пели веснушки, устраивали праздник. Девушки собирались на выгоне за селом и танцами, пением привлекали внимание весны. Для маленьких деток матери пекли «жаворонков». Это было вроде бы олицетворением весеннего настроения. В древности люди были более верующими. В создании фольклора приняли участие и церковные мотивы. Например, важным праздником стало Рождество. Колядки, которые, ходя по домам, пела молодежь, упрочненной стали традицией. По селам еще и до сих пор считается правилом ежегодно на Рождество поздравлять друг друга колядками
    В те времена люди были менее образованными, потому что они не могли позволить себе покупать книги, ходить в театры – у них просто не было такой возможности. Устное народное творчество свидетельствует о потребности людей к самообразованию, к развитию духовности и культурного уровня. С целью интеллектуального развития были созданы загадки. Очень много в украинской народной творчества лирических песен. Наш народ можно назвать певучим по праву. К каждому празднику была своя песня. Песни были на разные темы: и о любви, и о работе, и казачьи песни, и песни обрядовые (на рождение ребенка, на погребение, на свадьбу). Без песен невозможно себе представить украинский фольклор
    Фольклор – это начальный этап становления украинской литературы, неотъемлемая ее часть. Когда я была маленькая, бабушка любила рассказывать мне народные сказки, которые ей когда-то рассказывала ее бабушка. Это так прекрасно, что между людьми существует связь, на которую не может влиять время! Конечно, что-то забывается, очень много уже потеряно. Но я считаю, что еще не поздно сделать попытку сохранить то, что осталось в народной памяти. Люди, которые собирают и записывают устное народное творчество, вносят огромный вклад в историю и литературу. В фольклоре отражено много исторических событий, их народное видение и отношение к ним. Если мы потеряем и забудем прошлое, то мы не будем иметь будущего
    Народный опыт, который накапливался столетиями, может помочь нам избежать некоторых проблем в будущем. Неужели наши предки из поколения в поколение зря передавали нам свой опыт? Неужели мы не сможем сохранить память до тех, кто в течение многих веков заботился о наше будущее и надеялся, что мы продолжим их традиции. Я считаю очень полезным существование современных кружков для детей и молодежи, где знакомят с народными традициями и учат их уважать. Если бы мы больше интересовались фольклором, расширяя наше мировоззрение, наша духовность была бы на более высоком уровне. Мне очень нравится украинская народная творчество. Я очень люблю вместе со своей бабушкой петь народные песни, слушать ее рассказы о былых временах. Мне кажется это очень интересным
    А вышитая рубашка и заплетенная коса, на мой взгляд, любую девушку делают красавицей. Заинтересованность людей устным народным творчеством, его мудростью и красотой способствует росту уровня национального самосознания, который, сейчас нам, к сожалению, очень не хватает
    Сохрани – » Фольклор – сокровищница народной мудрости . Появился готов произведение.

  2. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.

  3. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  4. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  5. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.
    Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям.
    В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для детей, или сказки-пестушки. Как и поэзия пестования, эти сказки вызваны к жизни педагогическими надобностями народа.
    “Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, – писал К.Д. Ушинский, – и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.
    Народ умело использовал сказку для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. С возрастом объем информации увеличивается.
    В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись (“Репка”). К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире (“Теремок”, “Зимовье зверей”). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед (“Коза и козлята”). Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным (“Лиса, заяц и петух”) и т.п.
    Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочников-детей. К сожалению, собиратели редко записывали сказки от детей. Еще реже такие записи публиковали.
    Дети школьного возраста, подростки, отдают явное предпочтение волшебной сказке. “Робячьи” сказки, в том числе и сказки о животных, сохранились преимущественно в репертуаре тех детей-сказочников, которые сами являлись пестунами (няньками) младших детей, а значит, и выступали как сказки-пестушки.
    Третью группу детских сказок представляют сказки-импровизации. Мотивы традиционных волшебных сказок, сказок-пестушек, вычитанного в художественной литературе и т.д. как бы накладываются на картины повседневной жизни.
    Сказки-импровизации – это произведения, которые создают дети под сильным впечатлением от увиденного или услышанного.
    Выделенные группы детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства. В то же время для них характерно особое “детское видение мира”, детская оценка эстетических ценностей.
    Профессиональное искусство сделало сказку могучим и направленным средством воспитания детей. Сказка широко используется в учебной литературе. Это, безусловно, положительное явление. Но в силу этих же причин редко кто из сказочников может соревноваться с книгой, не говоря уже о теле – и кинофильмах. Люди повседневно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень немногих.
    Педагогическое значение произведений устного народного творчества
    Понятие “народная педагогика” включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. “Народная педагогика” древнее академической науки “педагогики”.
    Древний человек, живя в суровых условиях, накапливал все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации.
    Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка
    Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Для этого использовали простые стишки-пестушки. Простые, потому что исполнение их не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Но в них есть все: понимание значения этого приема и для роста организма (“Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки”), и для развития двигательных функций ребенка (“А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки”), и для умственного и нравственного развития (” А в роток говорок, А в голову разумок”).
    Главное назначение забавы – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
    Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.
    Потешки сменяются прибаутками. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.
    В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования. Значение поэзии пестования для развития, воспитания ребенка трудно переоценить.
    Важнейшее место в жизни людей принадлежит коммуникативно-речевой деятельности. Естественно, что народ-педагог искал совершенные формы и методы подготовки к ней подрастающего поколения. Начиналась эта подготовка еще в колыбельный период средствами поэзии пестования. Настоящей школой направленного диалога являются словесные игры. Цель их – потешить, позабавить детей. Но при этом на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая (школа речевого общения), нравоучительная (умение приспосабливаться к требованиям социума), мнемоническая.
    Загадка так же имеет педагогическую ценность. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания. Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.
    Многие забавы детей являются “шуточным подражанием серьезному делу взрослых”, средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
    Таким образом, детский фольклор является ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  6. Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
    Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
    Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

  7. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.

  8. Татьяна Красницкая
    Сокровищница народной мудрости (методические рекомендации)
    “Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён не знает” (К. Д Ушинский)
    Устное народное творчество-история народа, его духовное богатство. Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях создания. Один из пластов этого создания-мудрость воспитания. Народ-величайший педагог-мыслитель, педагог практик.
    “Воспитание существует в русском народе столько же веков сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю” (К. Д. Ушинский)
    Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственно-патриотического облика ребенка. А при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Богатейший материал для воспитания нравственно-патриотических качевств у дошкольников содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества для дошколят пословицы и поговорки занимают особое место. Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение,деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, одобрить дружелюбие и трудолюбие. В пословицах и поговорках отразились счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы в семье была “полно горница детей”. Счастье родителей и счастье детей-нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так и подмечает: “Добрые дети-делу венец, а плохие дети- дому конец”, “Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не успеешь”, “Дитятко это тесто: как замесишь, так и выросло”. Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. “Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил”.
    Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выражений в пословицах и поговорках: от трудолюбия до любви и дружбу, от культуры поведения до любви к Родине: “Любовь к Родине сильнее смерти”, “Человек без Родины-соловей без песни”
    Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Не даром в создании народном прочно закрепилась истина о том, что “Материнская ласка-конца не знает”.
    Пример родителей-лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. “Родители трудолюбивы- и дети не ленивы”, “Какова матка, таковы и детки”. Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которого накопил народ за его многовековую историю.
    Пословицы и поговорки переходили из века в век и несомненно еще пригодятся-ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла в следствии расширения предметно-речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц и поговорок стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы и поговорки пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословиц и поговорок продолжается.
    “Воспитание существует в русском народе столько же веков,сколько существует сам народ,-с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю” (К. Д Ушинский)

  9. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  10. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английскогоfolklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокойдревности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все своизнания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение ив творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусствослова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации —жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняютсявживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони илибалалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Такимобразом, устное народное творчество органично соединяет в себехарактерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодарядлительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображениесамые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровымбогатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды,предания, а также баллады, исторические и лирические песни,драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общихжанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждогонарода есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинскомнародном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственныхрусскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большоезначение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многихстолетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текстанапева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительныхсредств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передаетсябез существенных изменений. В результате такого подхода, по записям,сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составитьпредставление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях,сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является нетолько ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важноепознавательное и эстетическое значение.

  11. Издавна люди передавали из уст в уста накопленную мудрость. Ведь надо же было передавать свой жизненный опыт детям, рассказать о пережитом. Вот их и учили уму-разуму.
    А, чтобы лучше выражать свои мысли и чувства, люди придумали пословицы и поговорки. А еще сказки и присказки. Народные песни и баллады. Частушки, прибаутки и загадки… Басни и притчи…
    Лучше всего народную мудрость изо всей сокровищницы устного народного творчества передают пословицы и поговорки. Я так считаю. Они учат уму-разуму очень кратко и сжато. Никаких лишних слов. Только сама суть.
    Моя любимая поговорка – «На сердитых воду возят». Ее с самого моего детства часто повторяла дома моя бабушка. Я стараюсь всегда и везде ее мудрость помнить.
    Эта поговорка гласит, что жить на свете веселому и доброму легко и просто. И радостно к тому же. Дружелюбный по жизни идет, как по проторенной дорожке. А вот невеселому и сварливому человеку и жить нелегко. Они будто груз везут.
    А вот папа мой любит приговаривать: «Все полезно, что в рот полезло». Эта пословица доходчиво учит тому, что не надо капризничать в еде. Кушать надо все съедобное, нужно силой воли приучать себя к новой пище. С теми, кто избалован в еде, и ужиться трудно. То им не так приготовлено, то не это подали.
    Таким образом, народное творчество – кладезь мудрости. И нам нужно узнавать его лучше, чтобы найти для себя много нового и полезного.

  12. Сокровищница народной мудрости
    Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
    Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
    Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
    Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.
    Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «С родной земли — умри, не сходи», «За правое дело стой смело».
    Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай на вилы», «На чужой спине беремя легко», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Часом опоздано, годом не поверстаешь», «Слово не стрела, а разит».
    Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия — все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Молебен пет, а пользы нет», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу».
    И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.
    Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
    Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
    1957
    Примечания
    Сокровищница народной мудрости. Предисловие к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем. — «Советская Россия», 1957, 2 июня, № 129; в книге «В. Даль. Пословицы русского народа», Гослитиздат, М. 1957, стр. III–IV.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *